Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. Определены формы и средства практического освоения ценностного потенциала физической культуры студентами, имеющими медицинские заключения об освобождении от практических занятий на длительный срок. Показано, что формирование мотиваци-онно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу и стилю жизни у данной категории студентов наиболее эффективно путем изучения ими… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Современнее проблемы образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях
    • 1. 2. Организация занятий по дисциплине «Физдческая культура» со студентами, шекшрш отклонения в состоянии ЗДОРОВЬЯ
    • 1. 3. Адаптивная физическая культура: содержание, цель, задачи, принципы
    • 1. 4. Взаимосвязь физшеской культуры и валесшгии. Валеологическая направленность занятий как форма адаптивной физической культуры в еысших учебных заведениях
    • 1. 5. Заклснение
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ДЛИТЕЛЬНЫЙ СРОК
    • 3. 1. Формирование шеивационно-щнностного отноления к физической культуре, зд0ювсму образу и стило жизни у студентов, освобожденных от практических занятий на длительный сток
    • 3. 2. Образовательный модуль программы
    • 3. 3. Вашсхуети^меский модуль программы
    • 3. 4. Организация работы со студентами, освобожденными от практических занятий на длительный срок, по фошированию ивдивадумъных пюграш оздоровления
    • 3. 5. Организация работы со студентами старших курсов
    • 3. 6. Фоемы и методы практического освоения ценностного потенциала физической культуш студентами, ИМЕКЩДуМ осюбсвдения от практических занятий на длительный сюк
    • 3. 7. организация работы студентов, ОСЖ) бажденных от практических занятий ha длительный сюк, по реализации собственных оздоровительных программ
    • 3. 8. Ведение дневников оздоювительного кшплекса как метод контроля эффективности реализации собственных программ оздоровления
  • ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 4. 1. Динамика морфофункциональных показателей студентов под влиянием различной направленности занятий по дисциплине «физическая культура»
    • 4. 2. Динамика психофюотогического статуса, заболеваемости и успеванхюсти студентов под влиянием различной направленности занятий по дисциплине
  • Физическая культура"
    • 4. 3. Количественные риски основных патологических синдрсмэв и состояний студентов под влиянием различной направленности занятий по дасциплине
  • Физическая культура"
    • 4. 4. Оценка результатов внедрения в образовательный процесс экспериментальной программы по адаптивной физической культуре
  • ВЫВОДЫ

Адаптивная физическая культура в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы наметилась негативная тенденция, характеризующаяся ухудшением состояния здоровья населения нашей страны. По основному показателю качества жизни и благополучия страны — ожидаемой продолжительности жизни — российские мужчины занимают 135-е место в мире (57−58 лет), а женщдны — 100-е (72 года). Смертность населения Российской Федерации превышает рождаемость почти на 1 миллион человек (в 1,6 раза), более 80% детей в нашей стране рождаются с отклонениями в состоянии здоровья. Резкое усиление неблагоприятных тенденций, вызывавших депопуляцию населения нашей страны — явный признак воздействия на здоровье поразившего страну системного кризиса [Н.Ф. Герасименко, 1997]. Продолжает ухудшаться и состояние здоровья студентов. Публикуемые статистические данные убедительно свидетельствуют о том, что в жизнь вступает «больное поколение» [Л.А. Поташова, А. Ф. Пшеничникова, 1996].

Среди наук, занимающихся вопросами формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, особое место занимает физическая культура. Данный вод культуры имеет гума/1ную направленность, способствует духовному развитию человека, формирует ценности имеющие общекультурное значение, среди которых главным является здоровье [Л.И. Лубышева, 1996]. Более того, предмет «Физическая культура» -единственный из вузовских дисциплин, при изучении которого студенты имеют возможность практически заниматься своим оздоровлением. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1999], вступивший в действие с 6 мая 1999 года, также рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека.

В связи с увеличением количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значение современного направления физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления в котором, являются больные люди — адаптивной физической культуры (АФК). Именно в АФК разрабатываются средства и методы, способствующе оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья [С.П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, О. В. Морозова, A.C. Солодков, 1996; С. П. Евсеев, 1998; JI.B. Шапкова, С. П. Евсеев, 1998].

В последнее время отмечается тревожная тенденция увеличения количества студентов, освобождаемых от занятий по дисциплине «Физическая культура». Справки за подписью членов клинико-экспертных комиссий лечебных учреждений, предъявляемые студентами, в категоричной форме требуют освободить их от «занятий физкультурой» или вообще «от физической культуры» на предстоящий учебный год или на весь период обучения.

По данным A.B. Чоговадзе [1984], из общего количества студентов, поступающих в вузы Российской Федерации от 10 до 30% составляют лица с ослабленным здоровьем, причем половина из них требует полного освобождения от практических занятий по физической культуре. В Петрозаводском государственном университете их количество только за период с 1994 по 1996 года увеличилось с 0,6% до 2,7% [Г.А. Хомутов, Ю. С. Ланев, 1997]. Таким образом, медицинские работники рассматривают имеющиеся формы занятий по дисциплине «Физическая культура» в учебных заведениях как способные принести вред здоровью данной группе студентов. В то же время специалисты адаптивной физической культуры активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым максимально возможному развитию их жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально значимых членов общества [С.П. Евсеев, 1998].

В практике же кафедр физической культуры высших учебных заведениях сложилась ситуация, когда многочисленная группа студентов, в лучшем случае, привлекается к освоению теоретической части программы по физической культуре. Возникла парадоксальная ситуация, когда студенты, более всего нуждающиеся в освоении и практическом использовании средств и методов оздоровительной физической культуры, такой возможности в стенах высшего учебного заведения не получают.

В то же время, действующий в настоящее время Государственный образовательный стандарт (ГОС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 940 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» предъявляет следующие требования к уровню подготовленности бакалавров по социально-гуманитарным направлениям высшего профессионального в области физической культуры:

• понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

• знание основ физической культуры и здорового образа жизни;

• владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

• приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для успешного достижения жизненных и профессиональных целей

Результатом образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании. [Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 1995].

Изменение содержания и направленности преподавания предмета «Физическая культура» всегда определялось историческими и социально-политическими условиями жизни общества [П.В. Половников, Д. Н. Давиденко, 1998]. Поскольку, наиболее острой проблемой, стоящей перед современной высшей школой, является серьезное ухудшение состояния здоровья студенческой популяции и, учитывая требования ГОСа по освоению студентами широкого круга вопросов, связанных с формированием, сохранением и укреплением здоровья, целесообразно совершенствование вузовской программы по физической культуре путем придания ей валеологической направленности. Реализуя комплексный, междисциплинарный подход в анализе проблемы «человек и его здоровье», валеологические знания приобретают особое значение в подготовке специалистов высокой квалификации [Д.Н. Давиденко, В.В. ТрунинТ.В. Дьяконова, 1998].

Общность целей и использование таких средств, как физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы ставят физическую культуру в особые взаимоотношения с валеологией и ведут к построению новой парадигмы физкультурного образования [JI.A. Семенов, A.A. Раппопорт, В. П. Шлыков, 1997]. C.B. Барбашов [1997] отмечает, что практикуемая технологическая схема обучения дисциплине «Физическая культура» не позволяет реализовать концептуальные идеи воспитания культуры здоровья, формирований навыков И умений здорового образа жизни. Проблема заключается в том, как отмечает A.A. Васильев [1997], что изучение целостного организма человека разбили на ряд узких дисциплин, а нужен системный, комплексный подход, в том числе и по проблеме здоровья. С этой точки зрения, объединение всей работы по укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни студентов на кафедрах физической культуры высших учебных заведений представляется достаточно актуальным.

Особенности работы со студентами, освобожденными от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» на длительный срок, еще недостаточно изучены. Большинство исследователей считают, что полное освобождение от таких занятий, должно иметь только временный характер, так как наносит серьезный вред здоровью юношей и девушек, остро нуждающихся в двигательной активности [Н.В. Петров, В. Ф. Железин, В. Б. Валков, 1973; Э. Г. Булич, 1986; A.B. Чоговадзе В. Д. Прошляков, М. Г. Мацук, 1986; Й. М. Янкаускас, 1986; Ю. Л. Детков, 1996; Л. Е. Медведева, 1997].

В связи с обновлением содержания дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях, актуально исследование форм и методов адаптивной физической культуры, которые наиболее приемлемы, целесообразны и эффективны в работе по оздоровлению студентов, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок.

В данном исследовании предпринята попытка модификации физкультурного образования студентов специального учебного отделения, имеющих освобождение от практических занятий по дисциплине «Физическая культура», выявления закономерностей и особенностей формирования у них мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу и стилю жизни, определения путей практического освоения ими ценностного потенциала физической культуры.

Гипотеза. Предполагалось, что единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов формирования физической культуры и здоровья студентов, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок, может быть наиболее эффективно сформировано в курсе адаптивной физической культуры, наполненном образовательным, валеометрическим и практическим модулями. Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим началом образовательного процесса должна стать разработка студентами лич-ностно ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию и текущей и перспективной по времени программы оздоровления.

Практическая реализация личностно-ориентированной программы оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры, может способствовать эффективному оздоровлению и самоопределению данной категории студентов в физической культуре.

Цель исследования — теоретически разработать и экспериментально обосновать пути оптимизации образовательного процесса по учебной дисциплине «Физической культура» у студентов, освобожденных от практических занятий на длительный срок, возможности привлечения данной категории студентов к практическому освоению ценностного потенциала физической культуры.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности состояния здоровья, физического развития студентов различных медицинских групп и эффективность используемых форм проведения занятий по дисциплине «Физическая культура».

2. Определить возможности привлечения студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» на длительный срок, к освоению ценностного потенциала данного вида культуры.

3. Выявить оптимальные формы и методы проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» у студентов, имеющих медицинские заключения об освобождении от практических занятий на длительный срок и обосновать пути повышения эффективности образовательного процесса в высшем учебном заведении в результате введения экспериментальной программы по адаптивной физической культуре.

4. Оценить эффективность разработанной экспериментальной программы в процессе профессионального образования студентов с ослабленным здоровьем и установить взаимосвязь между занятиями по адаптивной физической культуре с адаптацией студентов к учебной деятельности.

Обгьеют исследования — образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура» при получении высшего профессионального образования .

Предмет — состояние здоровья, физическое развитие и адаптация студентов к учебной деятельности под влиянием занятий по адаптивной физической культуре.

Научная новизна. Определены формы и средства практического освоения ценностного потенциала физической культуры студентами, имеющими медицинские заключения об освобождении от практических занятий на длительный срок. Показано, что формирование мотиваци-онно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу и стилю жизни у данной категории студентов наиболее эффективно путем изучения ими на уровне современных научных знаний проблемы «человек и его здоровье» с учетом комплексного междисциплинарного подхода, который предлагает новое научное направление — валеоло-гия. Предложен способ разработки личностно-ориентированной, индивидуальной программы оздоровления, построенной из базовой и дополнительной составляющих, на период обучения и на перспективу. Показано, что только комплексный подход к формированию собственных оздоровительных программ, должным образом мотивирует студентов и способствует их оздоровлению. Предложен вариант продолжения физкультурного образования студентов старших курсов. Определена динамика морфофункциональных показателей, уровня соматического здоровья по энергопотенциалу индивида, психофизиологических показателей и уровней риска заболеваемости студентов в зависимости от медицинской группы и направленности занятий по физической культуре.

Практическая значимость. К практическому освоению ценностного потенциала физической культуры и активному оздоровлению привлечена большая группа студентов, ранее освобождавшаяся от занятий и более всего нуждающаяся в знании и использовании средств и методов оздоровительной физической культуры. Собраны, проанализированы материалы педагогического, медико-биологического и психологического характера, позволяющие оптимизировать занятия по адаптивной физической культуре, придать им личностную значимость, определить модули дальнейших направлений оздоровительной работы со студентами. Расширены возможности кафедры физического воспитания и спорта Петрозаводского государственного университета по вопросам изучения научно-практических основ здорового образа жизни, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, овладения системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс при проведении занятий со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре на длительный срок, со студентами специальной медицинской группы, на различных факультетах Петрозаводского государственного университета, при проведении элективного курса «Валеология человека и оздоровительные технологии» на 3-м курсе факультета промышленного и гражданского строительства

ПетрГУ, в профессиональном лицее № 1 города Петрозаводска (курс подготовки организаторов туристского дела)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗЩТУ:

1. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу и стилю жизни у студентов, имеющих освобождение от практических занятий на длительный срок, наиболее эффективно осуществляется при комплексном изучении ими на уровне современных научных знаний цроблемы «человек и его здоровье» с использованием междисциплинарного подхода, который предлагает новое научное направление — валеология. Оптимальной формой привлечения данной категории студентов к доступной для них физкультурно-спортивной деятельности и оздоровлению является организация с ними занятий средствами адаптивной физической культуры.

2. Учебная программа по адаптивной физической культуре должна включать образовательный, валеометрический и практический модули. Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим началом образовательного процесса является разработка студентами личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной программы оздоровления, базовой и дополнительной, текущей и перспективной.

3. Адекватными состоянию здоровья формами практических занятий с данной категорией студентов являются работа по реализации личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоровления и рекреативные занятия с использованием циклических физических упражнений аэробного характера.

4. Практическая реализация личностно-ориентированных программ оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению данной категории студентов, их самоопределению в физической культуре.

ВЫВОДЫ

1. Отрицательные тенденции, характеризующие состояние здоровья студенческой молодежи, все более увеличивающееся количество студентов, освобождаемых от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» на длительный срок, требуют новых подходов к организации работы с данной категорией. Принципиально новое мировоззрение, качественное переосмысление и творческое реформирование образовательного процесса, которое предлагает адаптивная физическая культура, привлекающая к активной физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, дает конструктивные пути решения этой непростой проблемы.

2. Освобождение студентов от практических занятий по физической культуре на длительный, срок не соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к уровню подготовленности в области физической культуры будущих специалистов с высшим профессиональньм образованием. Оптимальным вариантом привлечения данной категории студентов к доступной для них физкультурно-спортивной деятельности и оздоровлению является организация с ними занятий средствами адаптивной физической культуры.

3. Установлено, что образовательный процесс по учебной дисциплине «Физическая культура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, наиболее эффективен при построении учебной программы по 3-м модулям: образовательном, валеометрическом и практическом. Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим началом образовательного процесса является разработка студентами личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной программ оздоровления, базовой и дополнительной, текущей и перспективной. Адекватными состоянию здоровья формами занятий являются практическая работа по реализации лично-стно ориентированных, индивидуальных программ оздоровления и рекреативные занятия в виде циклических физических упражнений аэробного характера.

4. Выявлено, что занятия по экспериментальной программе адаптивной физической культуры формируют у студентов с отклонениями в состоянии здоровья устойчивую мотивацию к освоению ценностного потенциала физической культуры, здоровому образу и стилю жизни, дают знания на уровне современных научных достижений по проблеме «человек и его здоровье», позволяют овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. 90,2% студентов, ранее освобождавшихся от практических занятий по дисциплине «Физическая культура», оценили предложенную им экспериментальную программу на хорошо и отлично, 95% считают необходимым изучение и внедрение в свой оздоровительный комплекс различных систем оздоровления. Все студенты в той или иной мере, в зависимости от имеющегося заболевания, формировали и осваивали личностно-ориентированные программы оздоровления, что указывало на высокий уровень мотивации к улучшению своего здоровья средствами и методами адаптивной физической культуры.

5. Определено, что практическая реализация личностно-ориентированной программы оздоровления формами и средствами адаптивной физической культуры, способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положительной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего, ростом жизненной емкости легких, снижением частоты сердечных сокращений в группах юношей и девушек, временем восстановления пульса после физической нагрузки и жизненного индекса у девушек, показателей силы кисти у юношей. Занятия по адаптивной физической культуре способствуют росту энергопотенциала студентов с ослабленным здоровьем. Уровень соматического здоровья студентов в экспериментальной группе, определенный по методу Г. Л. 7панасенко, повысился с 5,08+0,45 балла в начале учебного года до 7,45+0,40 балла по окончании (р < 0,001). Таким образом, занятия по адаптивной физической культуре, повышая уровень соматического здоровья студентов, позволяют увеличить их адаптационные возможности.

6. Выявлено, что занятия по адаптивной физической культуре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по шкалам самочувствия, активности и настроения. Высокий показатель корреляции между самочувствием студентов с ослабленным здоровьем и средним баллом в экзаменационную сессию (г = 0,336, р < 0.05), статистически достоверный рост показателя самочувствия в экспериментальной группе ^ = 2,77, р <0,01) и достоверное снижение трудопотерь (р < 0,05), подтверждает предположение об улучшении адаптации этой группы студентов к обучению в высшем учебном заведении.

7. Положительным результатом занятий по адаптивной физической культуре является достоверное уменьшение уровня риска соматических заболеваний у студентов экспериментальной группы: с 0,39+0,03 на 1-ом курсе до 0,31+0,02 на 2-ом курсе (р < 0,05). Высокие уровни риска по группе нервно-психических заболеваний во всех исследуемых группах говорят о значительном напряжении нервной системы у студенческой молодежи, что связано с большими интеллектуальными нагрузками, характерными для обучения в высшем учебном заведении.

8. Предложенная программа совершенствования образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» является эффективным способом работы со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, способствующим освоению ими ценностного потенциала данного вида культуры, формированию физической культуры личности. Адаптивная физическая культура и валеология, взаимно дополняя и обогащая друг друга по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья, позволяют оптимизировать процессы оздоровления студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и их адаптацию к учебному процессу. Именно физическая культура по силе валеологического потенциала и способности воздействия на приумножение здоровья является самьм значительным и эффективным средством, а приоритетные направлениям валеологического образования, гармонично включенного в физическую культуру, является формирование физической культуры личности человека, потребности у него в здоровом стиле жизни и практическое освоение оздоровительных систем.

ЗАКЛШЕНИЕ

Здоровье всегда являлось одной из самых главных жизненных ценностей человека. Наблюдающееся в последнее время ухудшение состояния здоровья населения нашей страны отчетливо проявляются и на студенческой популяции. То, что в жизнь вступает «больное поколение» преподаватели кафедры физического воспитания и спорта Петрозаводского государственного университета отмечают каждый новый учебный год по уменьшению количества студентов, сдающих, требуемые Программой, контрольные нормативы (по данньм 1998 года сдали нормативы только 50% первокурсников) .

В последнее время отмечается тревожная тенденция увеличения количества студентов, освобождаемых от практических занятий по физической культуре на длительный срок. В Петрозаводском государственном университете их количество только за период с 1994 по 1996 годы увеличилось с 0,6% до 2,7%, а в настоящее время составляет 3,5%. Изучение данной категорией студентов только теоретической части программы по физической культуре, без практического освоения ее ценностного потенциала, не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к уровню подготовленности в области физической культуры будущих специалистов с высшим профессиональным образованием и не способствует их оздоровлению.

В то же время опыт специалистов адаптивной физической культуры показывает несомненные преимущества привлечения к активной физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов. Кроме того, практической работой по оздоровлению студентов высших учебных заведений, занимаются только кафедры физической культуры. С учетом того, что Инструкция требует зачислять студентов, освобожденных по состоянию здоровья от практических занятий по физической культуре на длительный срок в специальное учебное отделение, для освоения доступных им разделов учебной программы [С. 41], мы провели педагогический эксперимент по привлечению данной группы студентов к изучению не только теоретического раздела Программы, но и, в соответствии с ее положениями, к использованию полученных знаний на практике.

Прежде всего, мл исходили из того положения, что нет абсолютных противопоказаний от физических упражнений и запрет на них наносит серьезный ущерб оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья [Э.Г. Булич, 1986]. Тем более нельзя лишать студентов и необходимого для их здоровья объема двигательной активности. А, поскольку, медицинские работники освобождают студентов не вообще от двигательной активности, а от имеющихся форм физической культуры в высших учебных заведениях, то и изменять, прежде всего, необходимо подхода к этим формам занятий.

Основатель гуманистической психологии А.Н. Maslov [1954], применив простой метод для исследования причин достижения высокого профессионального и жизненного успеха своих современников, пришел к выводу, что результатом этого была их максимальная самоактуализация и самореализация. Применив данный метод, по аналогии, к тем, кто самоопределился в физической культуре, принимает постоянное участие во всех физкультурно-спортивных мероприятиях, занимается, несмотря на возраст, в различных оздоровительных клубах, мы пришли к выводу, что чаще всего это самоопределение происходит в результате следования определенной оздоровительной системе, комплексной и многофакторной.

Учитывая тот факт, что многие люди приходят к ценностям физической культуры, в основном, после того, как у них появились проблемы со здоровьем, путем самостоятельного изучения методом проб и ошибок, той или иной оздоровительной системы, а систематического изучения их в научном русле в учебных заведениях не предусматривается, мы решили предложить такой образовательный курс студентам, с учетом междисциплинарного подхода, принятого в новом научном направлении — валеологии. Систематизирующим и стимулирующим началом образовательного и валеометрического модулей курса являлась разработка личностно-ориентированной, индивидуальной программы оздоровления. Последующее выполнение своей программы и являлась способом самореализации, самоопределения себя в физической культуре, практическим освоением ее ценностного потенциала. Результаты педагогического эксперимента показали, что самоопределение себя в физической культуре через практическую реализацию личностно ориентированной, индивидуальной программы оздоровления, базовой и дополнительной, текущей и перспективной, позволяет эффективно оздоравливать все увеличивающуюся группу студентов, освобождаемую от практических занятий по физической культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
  2. H.A., Ветчинникова К. Т. Проблема адаптации и здоровье студентов //Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во УДН, 1987. — С.3−13.
  3. H.A., Дегтярев В. П., Русанова Е. И., Ермакова Н. В., Пономарева В. В., Радьш И. В., Виленский М. Я., Гринина О. В., Кислицын Ю. Л., Неверова Н. П. Здоровье студентов /Под ред. H.A. Агаджаняна. М.: РУДН, 1997. — 199 с.
  4. В.У., Белоусов В. В., Алфимов Н. И., Апенков А. Ф. Концепция преподавания валеологической дисциплины в физкультурном вузе //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. Омск, 1997. — С.32−34.
  5. Е.А., Выховская И. М. Культурологические опыты. М., 1996. 115 с.
  6. Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1979.- С. 190.
  7. Н.М., Муравов И. В. Сердце и физические упражнения. -Киев: Здоровье, 1985. С.38−39.
  8. В.А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие.- СПб.: БПА, 1998. 148 с.
  9. Г. Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария. 1986 — № 6 — С. 5558.
  10. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб.: Петрополис, 1992. 123 с.
  11. Г. Л. О безопасном уровне здоровья человека //Асклепион. 1996 — № 1−4. — С. 14−16.
  12. Г. Л., Волков В. В. К проблеме распределения студентов на медицинские группы для занятии физическими упражнениями //Теория и практика физической культуры. 1985. — № 10. — С. 4547.
  13. Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. //Теория и практика физической культуры. 1988. — № 6. — С.29−30.
  14. Г. Л., Попова Л. А. Валеолония: состояние и перспективы развития //Вестник Балтийской Академии. 1997. — вып. 16.- С.17−24.
  15. Е.Ф., Демидов H.A. //Образ жизни и здровье населения. //Здравоохр. Рос. Федерации. 1992. — № 7. — С.22−25.
  16. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М., Шалая школа, 1974. 383 с.
  17. .Н., СкворцоваН.Ф. Опыт преподавания физического воспитания на специальном медицинском отделении //Теория и практика адаптивной физической культуры: Мат. науч.-практ. конф. /Под ред. Г. А. Шуревича, С. П. Евсеева. СПбГАФК, 1996. -С.64−65.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов-на-Дону. 1972. -347 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  20. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  21. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
  22. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 1. — С.22−27.
  23. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 4. — С.21−22.
  24. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.23−25.
  25. В.К., Лубылева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995. — № 5. — С.2−7.
  26. C.B. Система валеологических знаний в личностно-ориентированной технологии физкультурного образования школьника //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. Омск, 1997. — С.83−85.
  27. Ю.К., Макарова Л. П., Сопко Г. И., Храброва О. П., Никифоров Ю. Ф. Структура и содержание курса «Общая валеология» в процессе подготовки педагога-валеолога //Вестник Балтийской академии, 1997. вып. 16. — С.25−34.
  28. Ю.К., Макарова Л. П., Сопко Г. И., Храброва О. П., Никифоров Ю. Ф. Курс «Педагогическая валеология» в программе подготовки педагога //Вестник Балтийской академии, 1997. вып. 16.- С.34−43.
  29. Г. Н. Основы теории и практики подготовки военнослужащих к преодолению фортификационных сооружений, инженерных заграждений и естественных препятствий. Автореф.дис. докт. пед. наук. СПб., 1997. — 59 с.
  30. П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М., Педагогика, 1979. — Т.1 — 304 е.- Т.2. — 399 с.
  31. БорисенкоН.Ф., БородюкТ.М., Маленко Н. Д., Бойцан C.B., Шехов-цова Л.М., Мовчанюк В. Е., Тихонов Н. Ф. //О методических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни //Гигиена и санитария. 1991. — № 11. — С.82−84.
  32. И.И. Валеология наука о здоровье. /2-е изд., доп., перераб, — М.: ФиС, 1990. — 208 с.
  33. И. И. Филосовско-методологмческие аспекты проблемы здоровья человека //Вопр. философии. 1982. — № 2. — С.52−53.
  34. Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учебное пособие для техникумов. М.: Высш. шк., 1986.- 255 с.
  35. А.И., Носова Л. И., Маловичко В. И., Байгутанов Ж. В., Филатов A.M. //Физическое развитие и состояние здоровья студентов младших курсов //Гигиена и санитария. 1991. — № 12. -С.45−48.
  36. И.М. «Быть телом» «иметь тело» — «творить тело»: три уровня бытия «Ношо somatis» и проблемы физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С.2−5.
  37. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 1993. — 179 с.
  38. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). -М., 1997. -209 с.
  39. Валеология человека: Здоровье Любовь — Красота. Валеологи-ческий семинар академика В. П. Петленко в 5 темах: Том 1. Валеология и мудрость Здоровья. — СПб.: Петрок, 1996. — 302 с.
  40. Том 2. Экологическая валеология и питание. СПб.: Петрок. -Минск: Оракул- 1996. — 356 с.
  41. Том 3. Физическое и психическое здоровье. СПб.: Петрок. -Минск, Оракул- 1996. — 346 с.
  42. Том 4 Красота и валеология Любви. СПб.: Петрок. — Минск: Оракул- 1996 — 364 с.
  43. Том 5. Гармония чувств и образ жизни. СПб.: Петрок. — Оракул- 1996. — 359 с.
  44. A.A. Системный подход в решении проблемы «теория здоровья» //Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 9. — С.18−20.
  45. В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: ФиС, 1986. — 80 с.
  46. Ю.Е. Научно- технический прогресс и охрана здоровья подрастакзцего поколения. //Здравоохр. Рос. Федерации. 1989. -№ 1. — С.3−7.
  47. Д.Д. Общественное здоровье: пути оценки и прогнозирование //Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987. — С.62−78.
  48. М.Я. Развитие научных основ физического воспитания студенческой молодежи //Теория и практика физической культуры. 1975. — № 11. — С.54−58.
  49. М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С.9.
  50. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.27−32.
  51. П.А. Теория и методология использования средств массовой информации в развитии физической культуры: Докт. дис. в форэме науч. докл.), Л., 1991. 66 с.
  52. В.П. Здоровье здорювых (введение в санологию). Киев: Здоровья, 1991. — 246 с.
  53. А.Г. Физические нагрузки для студентов с отклонениями со сторюны сердечно-сосудистой системы. //Теория и практика физической культуры. 1977. — № 4. — С.55−57.
  54. В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе. СПб.:СП6ГТУ, 1997. — 142 с.
  55. Л.М., Волков В. Ю., Давиденко Д. Н., Глушков Ю. Ю., Половников П. В., Сизова М. В. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1998. — 85 с.
  56. В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебы, пос. Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — 1988.45 с.
  57. В.М. Физическая культура органическая часть культуры общества //Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Сб. науч. тр. /Под ред. В. В. Васильевой, В. И. Жолдак. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. — С.16−23.
  58. В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование //Теория и практика физической культуры. 1995. -№ 5−6. — С.15−17.
  59. В.М., Джумаев А. Д. Физическая рекреация вид физической культуры //Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 3. — С.2−4.
  60. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко A.B. Физическая культура студентов вузов: Учебн. пос. Воронеж: ВГУ, 1991. — 160 с.
  61. К.А. Об уме. М., 1938. С. 34.
  62. Н.Ф. Власть и здоровье нации (что ожидает Россию в XXI веке //Врач. 1997. — № 11. — С.1−16.
  63. С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. — 448 с.
  64. Дж.М., Акчурин Б. Г. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физического здорювья студентов //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 12−13.
  65. В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. Кйев: Здоровья, 1989. — 72 с.
  66. A.C., Соколов Г. Я. Проблема постановки целей и определение задач в педагогической валеологии и физическом воспитании //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. Омск, 1997. — С.8−10.
  67. М.Ф., Рысцов А. П., Проведение занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья //Теория и практика физической культуры. 1971. — № 8. — С.46−49.
  68. И.А., Н.В. Киселева, О. С. Копина Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни //Обзорная информация. Серия: формирование здорового образа жизни. —М.: 1989. — Выпуск 2. — С.83.
  69. И.А. Улучшится жизнь России окрепнет здоровье народа //Врач. — 1997.- № 12. — С.2−4.
  70. Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн. пос., СПб, 1996. 134 с.
  71. Д.Н., Половников П. В., Глушков Ю. Ю. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. -СПб.: СПбГТУ, 1997. 36 с.
  72. Д.Н., Половников П. В. Рабочая программа курса «Основы валеологии человека» для студентов университета в учебной дисциплине «Физическая ьсультура» //Вестник Балтийской академии, 1997. вып. 16. — С.44−49.
  73. Д.Н., Петленко В. П. Актуальные аспекты экологической валеологии //Вестник Балтийской академии, 1997. вып. 16. — С.51−55.
  74. Д.Н., Трунин В. В., Дьяконова Т. В. Региональная программа по физической культуре для высших учебных заведений //Вестник Балтийской академии, 1998. вып. 23. — С.103−110.
  75. Д.Н., А.Х. Касиморо Андухар, В.А. Ананьев, В. П. Петленко, П. В. Половников, A.A. Приймаков, A.C. Мозжухин, М. М. Филлипов. Физическая культура. Теоретический курс: Учебное пособие. СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 1999. — 250 с.
  76. И.В. //Вопр. философии. 1966. — № 5. — С.82−98.
  77. И.В. //Вопр. философии. 1968. — № 5. — С.84−95.
  78. Г. З., Мартыненко A.B., Валентик Ю. В., Baaoic Ю.А., Фурсов С. Е. Некоторые показатели здоровья и принципы формирования здорового образа жизни молодежи //Здравоохр. Рос. Федерации. 1989. — № 1. — С.27−33.
  79. В.Д., М.Я. Левин, В. А. Павлова О распределении студентов на учебные группы для занятий физической культурой //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С. 17−18.
  80. Т.Е. Об основных мерах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации //Здравоохр. Рос. Федерации. 1998. — № 2. — С.3−8.
  81. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.- С.87−88.
  82. С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) //Теория и практика физической культуры, 1998, — № 1. — С.2−7.
  83. С.П., Курдабайло С. Ф., Морозова О. В., Солодков A.C. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие. /Под ред. С. П. Евсеева и A.C. Солодко-ва. СПб: СПбАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — 95 с.
  84. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. Л.: ВИФК. — 133 с.
  85. М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть 1 «Общая психология». Учебник. М.: Крид. лит., 1996. -С.160.
  86. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. СПб.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. 112 с.
  87. В.И. Физическая культура как фактор комплексной подготовки трудовых ресурсов //Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи: Сб. науч. тр. /Под ред. В. В. Васильевой, В. И. Жолдак. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1988. — С.5−16.
  88. В.И., Калинин Л. А. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы //Теория и практика физической культуры, 1997, — № 8. — С.2−7.
  89. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Г. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПб., 1994. -78 с.
  90. В.П. Валеология: проблема, воспитание и образование студентов в техническом вузе //Теория и практика физической культуры, 1998. — №.9 — С.12−13.
  91. Закон РФ «О вьюпем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125 ФЗ //Российская газета. — 1996. -29 авг.
  92. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1 (в редакции от 13.01.1996) //Российская газета. 1996. — 23 янв.
  93. Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 № 80 ФЗ //Российская газета. — 1999. — 6 мая.
  94. Здоровье мира. 1987. — № 7. — С.30.
  95. Э.В., Коросов A.B. Основы биометрии. Введение в статистический анализ биологических явлений и процессов: Учебное пособие. Петрозаводск: ПГУ, 1992. — 168 с.
  96. М.В. Особенности адаптации студентов академии физической культуры к учебной и спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1998. — 24 с.
  97. В.П. Адаптация человека к климатогеографическим условиям и первичная профилактика. Новосибирск, 1986. — С.8−14.
  98. Как бьггь здоровым (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с англ. М.: Медицина, 1990. -240 с.
  99. З.М., Лившиц P.E., Романюк В. П., Сандлер М. В. К оценке знаний учащихся средних профессиональных училищ по вопросам охраны здоровья. //Здравоохр. Рос. Федерации, 1989. -№ 8. — С.41−42.
  100. С. Е. Изугкин Д.А. Факторы образа жизни и здоровье студентов за период их обучения в вузе. //Сов. Здравоохр. -1990. № 11. — С.26−30.
  101. Н.Ф. Паспорт здоровья студента: Методические рекомендации для студентов. Ростов-на-Дону: 1986. — 37 с.
  102. В. В. Основные тенденции развития валеологии //Проблеьы педагогической валеологии: Сборник научн. трудов. -СПб.: СПбГУМП, 1996. С.3−7.
  103. Т.Ю. Научные исследования в массовой физической культуре. Киев: Здоров’я, 1985. — 120 с.
  104. И.А. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. М.: Медицина, 1969. — 120 с.
  105. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания //Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.3−4.
  106. В.В., Никитюк Б. А. Очерки теории и истории интегратив-ной антропологии. М.: ФОН, 1995. — 174 с.
  107. Кузнецов А.И., A.B. Маевская, Б. Н. Шустин Исследование структуры физической подготовленности студентов подготовительного и специального отделений //Теория и практика физической культуры. 1971. — № 1. — С.61−62.
  108. К.П. Здоровье и формирование здорового образа жизни учащейся молодежи. Иркутск, 1991. — С.50−51.
  109. В.Р., Суханова H.H., Семененко Т. А., Данилина Г. А., Амарян М. П., Грабовская С. П. О связи физического развития и иммунного статуса детей и подростков //Гигиена и санитария. -1996. № 2. — С.17−19.
  110. Ю.С., Ланева Т. В. Проблема формирования культуры проведения массовых мероприятий в вузе //Физическая культура, спорт и туризм в Северной Европе: Тез. докл. международной науч.-практ. конф. Петрозаводск: ПТУ, 1998. — С.15−16.
  111. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
  112. С.П., Мотылянская P.E. Теоретические основы методики оценки состояния тренированности спортсменов во врачебно спортивной практике //Теория и практика физической культуры 1971 — № 12 — С.29−33.
  113. Лечебная физкультура //Большая медицинская энциклопедия. -3-е изд. М., 1980. — Т.13. — С.78.
  114. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А. Ф. Кагтгелина, И. П. Лебедевой.- М.: Медицина, 1995. 400 с.
  115. Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни //Здравоохр. Рос. Федерации. 1998. — № 3. — С.49−52.
  116. Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья //Общественные науки и здравоохранение.- М.: Наука, 1987. С.48−62.
  117. Ю.П. Основной вопрос медицины (Образ жизни, Общественное здоровье, Саналогмя): Актовая речь. М., 1987.
  118. Ю.П. Санолопия наука об общественном здоровье и образе жизни //Здравоохр. Рос. Федерации. — 1989. — № 6.- С.3−9.
  119. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М. :Прометей, 1992. 528 с.
  120. В.А. Научные основы здоровья //Вестник Российской академии медицинских наук. 1994. — № 4. — С.55−59.
  121. В.А., Мосткова Е. В. Девять ступеней к здоровью. М.: Восточная Книжная Компания, 1997. — 320 с.
  122. A.B. Специфика формирования у студентов потребности в физической культуре (на материале Центрально-Черноземного района): Учебн. пос. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1995. — 145 с.
  123. A.B. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 6. — С.21−24.
  124. A.B., Стеблецов Е. А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С.26- 39−41.
  125. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ЩИФК. — 1992. — 120 с.
  126. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С.5−11.
  127. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физ. культ.: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.5−11.
  128. Лубыиева Л И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 1015.
  129. Л.И., Грузных Г. М. О программных основах вузовского физкультурного образования //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 3. — С.42−44.
  130. Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов //Теория и практика физической культуры. 1991. — № 6. — С.9−12.
  131. A.B. Социально-педагогические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. Запорожье, 1991. — С.68−72.
  132. A.B., Ахмерюва С. Г., Курмаева A.A. Концептуальная модель формирования здоровья студентов в условиях педагогического вуза //Гигиена и санитария. 1996. — № 2. — С.52−56.
  133. A.B., Медведь Л. М. О потребности студенческой молодежи в информации о здорювом образе жизни. //Здравоохр. Рос. Федерации. 1992. — С.20−22.
  134. А.Н., Алиев М. Н. Исследование влияния циклических упражнений аэробной производительности на развитие общей выносливости у студентов специальной медицинской группы //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С.36−38.
  135. Ю.А. Принципы оценки состояния здоровья детей //Сов. педиатрия. 1989. — Вып.7. — С.5−26.
  136. B.В. Колбанова, С-Пб., 1997. — С.84−86.
  137. В.А., Ковалева A.A. Здоровье и формирование здорового образа жизни учащейся молодежи. Иркутск, 1991. — С.56−57.
  138. Ф.В., Зайцев Е. А., Варнахин В. М. Некоторые аспекты оптимизации процесса физического воспитания в вузах //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С.23−29.
  139. А.Л. Физическое воспитание в вузах и здоровье студентов //Теория и практика физической культуры. 1978. — № 6.1. C.47−51.
  140. Массовая физическая культура в вузе: Учебн. пособие /И.Г.Бердников, A.B. Маглеванный, В. Н. Максимова и др.- под ред. В .А. Маслякова, B.C. Матяжова. М.: Высш. шк., 1991. -240 с.
  141. Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
  142. Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания- теоретико-методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  143. JI. Е. Проблемы двигательной активности и организации здорового образа жизни детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. Омск, 1997. — С.115−118.
  144. Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры. М.: ФиС, 1991. — 112 с.
  145. В.И., Сулейманова И. И., Трещева О. Л. Формирование концепции валеслогического образования //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. Омск, 1997. -С.3−8.
  146. С.А., Камаев И. А., Ананьин С. А., Перевезенцева А. Ф. Факторы, формирующие здоровье подростков-школьников, проживающих в условиях малого города //Здравоохр. Рос. Федерации. -1998. № 1. — С.37−40.
  147. P.E., Каплан Э. Я., Велитченко В.К., Артамонов
  148. B.Н. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 1.1. C. 14−22.
  149. Петров Н. В, Щербаков B.C., Волков Б И. Занятия со студентами специального отделения //Теория и практика физической культуры. 1971. — № 9. — С.54−57.
  150. Натаров В. И Опыт использования методов психологической кор-ркции в профилактике заболеваемости студентов //Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во УДН, 1987. — С.53−58.
  151. A.A. Интенсификация физической подготовки в вооруженных силах СССР. Дис. в виде науч. доклада, докт. пед. наук. СПб, 1991. 62 с. ш
  152. A.A. Реализация идей гуманизации основа перестройки учебного процесса в ввузе //Научно-педагогический журнал. Теория и практика физической подготовки — 1995. — № 2. -С.30−33.
  153. ЮМ. О культуре физической и системе физкультурной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 6 — С.2−10.
  154. B.C., Мастрюков A.A., Щеголев B.C., Арзуманов A.A. Исследование физиологических функций и работоспособности моряков: Руководство для врачей. Североморск, 1985. — С.22−23.
  155. В.И., Сапронов В. Г. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальном отделении вузаф //Теория и практика физической культуры. 1981. — № 12 — С. 4647.
  156. Образ жизни и здоровье студентов: Материалы Первой всероссийской научной конференции (Москва, 21 23 ноября 1995 г.). -М., 1995. — 282 с.
  157. Образ жизни и здоровье учащейся молодежи (аналитическая записка по материалам социологического исследования для Госкомитета СССР по народному образованию). М., 1990.
  158. О. Новое начало движения //Физическая культура, спорт и туризм в Северной Европе: Тез. докл. международной науч. -практ. конф. Петрозаводск: ПГУ, 1998. — С.93−94.
  159. Организация медицинского обеспечения студентов: Метод, рекотмендации. М., 1987.
  160. Организация физической культуры и спорта /Под ред. В.У. Аге-евца, М., 1986. — 192 с.
  161. В.П. Актуальные проблемы валеологии //Вестник Балтийской академии, 1996. вып. 9. — С.7−15.
  162. В.П. Валеологический кодекс России //Вестник Балтийской академии, 1997. вып. 16. — С.13−17.
  163. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. СПб: Балтийская педагогическая академия, 1998. 120 с.
  164. Н.В., Железин В. Ф., Волков В. Б. Некоторые итоги занятий по физическому воспитанию со студентами групп лечебной физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1973. Ne. — С.48−49.
  165. С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи (гигиенические аспекты). М.: Медицина, 1989. — 160с.
  166. П.В., Давиденко Д. Н. Физическая культура: основные понятия и ее социально-биологическое значение //Вестник Балтийской академии, 1998. вып. 23. — С.123−134.
  167. И.В., Васильев Д. И. Об организационных принципах использования средств физической культуры в системе оздоровления населения. //Советское здравоохранение. 1990. — № 3. -С.49−53.
  168. Н.И. О законах функционирования и развития физической культуры: Лекция // ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1981. — 21с.
  169. В.В. Методика физического воспитания студентов специального медицинского отделения в зависимости от их общей реактивности //Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во УДН, 1987. — С.148−154.
  170. В.В. Программа оздоровительной тренировки для студентов специального медицинского отделения //Теория и практика физической культуры. 1990. — № 8. — С.33−35.
  171. JI.А., Пшеничникова А. Ф. О состоянии здоровья студентов специального медицинского отделения //Теория и практика адаптивной физической культуры: Материалы науч.-практ. конф. -СПб: СП61АФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. С.83−84.
  172. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика.- М., 1992. С.80−85.
  173. М.В., Артемов A.B. О дифференцированной зачетной оценке по физическому воспитанию для студентов специального медицинского отделения //Теория и практика физической культуры. -1988. № 4. — С.17−19.
  174. Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации. //Здравоохр. Рос. Федерации. -1998. № 2. — С.24−28.
  175. A.B. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики. Малаховка, 1993.
  176. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов. / Ред. и сост. B.C. Дмитриев, A.B. Сахно. Т.1 и 2.- М.: МОШФК, ВНИИФК, 1993. Т.1. — 272 с. Т.2. — 292 с.
  177. Л.А., Раппопорт A.A., Шлыков В. П. Основные подходы к внедрению валеологических знаний в содержание обучения будущих специалистов по физической культуре //Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. Омск, 1997. — С. 5658.
  178. Г. Н., Кпяйнпетер У. Здоровье, развитие, личность. М., 1990, — С. 32.
  179. Г. Н., Тен Г.К. Гигиенические аспекты адаптациии"студентов к условиям труда, быта и отдыха в период 3-го трудового семестра //Гигиена и санитария 1991. — № 12. — С.43−45.
  180. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.384 с.
  181. A.B. Психогенные заболевания //Руководство по психиатрии. М., 1983. — Т.2. — С.343−344.
  182. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ПДСШИФК, 1988. — 27 с.
  183. В.И., Быховская И. М., Лубыпева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подщход) //Теория и практика физической культуры. 1998. № 5.-С.11−15.
  184. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991. — С.77−85.
  185. A.B., Гончаров А. Г., Андреева Т. И., Галлямов A.B., Чупрун Б. Ф. Роль гигиенических знаний, умений и навыков в формировании здорового образа жизни студентов. //Казанский медицинский журнал. 1995. — № 4. — т.74. — С.308−311.
  186. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: изд."Петроградский и Ко", 1997. — 416 с.
  187. Р.В., Черток Т. Я., Голубева Л. Г. Здоровье и развитие детей //Сов. педиатрия 1989. — Вып.7. — С.89−106.
  188. A.A. О распределении студенток с отклонениями в состсоянии здоровья на медицинские группы для занятий физической культурой //Теория и практика физической культуры. 1980. — № 4 .- С.36−38.
  189. Физическая культура //Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М., 1977. — т.27. — С.1086.
  190. Физическая культура: Практич. пособие /Б.И. Загорский, И. П. Залетаев, Ю. П. Пузьрь и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1989. — 383 с.
  191. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. -М., 1994. 54 с.
  192. Физическое воспитание //Большая советская энциклопедия. 3-е изд. — М., 1977. — т.27. — С.1113.
  193. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) /A.B. Мартыненко, Ю. В. Валентик, В. А. Полесский и др. М.: Медицина, 1988. — 192 с.
  194. А. Эволюция взглядов на здоровье //Врач. № 7. -1997. — С.36−37.
  195. Г. А., Стафеев В. Ф. Актуальные вопросы оздоровительной работы среди студентов-медиков //Физическая культура, спорт и туризм в Северной Европе: Тез. докл. международной науч.-практ. конф. Петрозаводск: ПГУ, 1998. — С.37−38.
  196. С.Ф., Яловецкий B.C. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. Киев: Здоровье, 1983. — 152 с.
  197. Е.И. Здоровье есть дело каждого и всех //Наука и жизнь. 1987. — № 11. — С.71−74.
  198. Чоговадзе A.B. Физическое воспитание и здоровье студентов
  199. Здравоохр. Рос. Федерации. 1984. — № 6. — С.13−16. «
  200. A.B., Проишяков В. Д. Пути совершенствования процесса физического воспитания в специальном учебном отделении //Теория и практика физической культуры. 1988. — № 4. — С. 1214.
  201. A.B., Прошляков В. Д., Мацук М. Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Учебн. пособие для вузов / Под ред. А. В. Чоговадзе. М.: Высш. шк., 1986. — 144с.
  202. A.B., Рыжак М. М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов. //Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С.8−10.
  203. Л.В., Евсеев С. П. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1998. — № 1. — С.8−18.
  204. А.Г. Методологические аспекты оценки здоровья студентов // Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. трудов. М.: Изд-во УДН, 1987. — С.3−13.
  205. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск: Наука, 1989. — 136 с.
  206. А.Г. Пропаганде физической культуры научную основу //Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 1. — С.6−8.
  207. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //Теория и практика физической куль туры. 1993. — № 1. — С.46−48.
  208. Ю.А., Акопьева H.A. //Конституция и здоровье человека. -Л., 1987, С.58−59.
  209. Й.М. К вопросу об оздоровительной и профилактической направленности занятий по физическому воспитанию со студентами //Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10.0 С.10−12.
  210. P.A., Эглите И. Г., Озолинь П. П. Применение интерваль-но-кругового метода в занятиях со студентками специального медицинского отделения вуза //Теория и практика физической культуры. 1985. — № 3. — С.44−45.
  211. Andersen K.L., Rutenfranz J. Masironi R. Et at. Habitual physical ac tiviti and health/ Copenhagen: WHO, 1978. 199 p.
  212. Basic documents, 35-th ed. / WHO. Geneva, 1985. — 165 p.
  213. Blaire S.N., Kohl H.W., Paffenbarger R.S. et at. Physical fitness and all cause mortaliti: A prospective studi of healhy men and women // JAMA, 1989. — Vol. 262. — № 17. -P.2395−2401.
  214. Dignan M.B., Carr P.A. Programme Planning for Heath Education and Health Promotion. Philadelphia, 1987.
  215. Engelhadt H.T. The conceps of health and disease //Evaluation and explanation in the biomedical sciences / Eds H.T. Engelhadt, S.F. Spicker. Dordrecht D. Reidel, 1975. -P.76−86.
  216. Maslov A.H. Motivation and personaliti. N.Y., 1954. 128 p.
  217. Polger S. Health, International encyclopedia of the social sciences. New York: McMillan and Free Press, 1968. — Vol. 5. — P.112−121.
  218. Noack H. Measurements in Health Promotion and Protektion // Eds. T. Abelin et al. Copenhagen, 1987. — P. 385−390.m
  219. O’Neil P. Healt Crisis 2000. London, 1983.
  220. Spitzer W.O. State of science 1986: qualiti of life and functional status as target variables for research //J. chron. Dis. 1987. — Vol. 40. — № 6. — P.465−471.
Заполнить форму текущей работой