Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конструктивистский подход в определении мотивации и ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контексте новой зарождающейся в казахстанском образовании идеи Кембриджской Программы, проблеме мотивации и ценностям отводится особая роль. В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся… Читать ещё >

Конструктивистский подход в определении мотивации и ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

мотивация обучение педагогический тренинг Проблема ценностей и мотивации в современной интерпретации требуют рассмотрения их в контексте конструктивистского подхода. Концепция конструктивисткой теории [1] обучения выдвигает идею обучающей среды [2], то есть развитие системы ценностей у человека развивается не столько посредством обучения, а сколько при саморазвитии, во взаимодействии со средой своего обитания. Причем, под средой обитания понимается культура человека. Основу конструктивисткой теории составляет положение о том, что мотивация и ценности формируются не извне, а человек приобретает ее, облагораживает в процессе своего познания и обучения. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе собственного труда и познания, формируется теория восприятия, а ценности, мотивы развиваются и укрепляются самоорганизующимся и самоуправляющимся способом.

В контексте новой зарождающейся в казахстанском образовании идеи Кембриджской Программы, проблеме мотивации и ценностям отводится особая роль. В основу Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний — с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. 3] Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как ученики обучаются. При этом обучение ученика, его понимание, почему необходимы ему знания составляют основу его мотивации и ценностную ориентацию. Несколько иначе обстоит дело с взрослыми людьми. По определению В. Г. Выжлецова [4], ценностная ориентация — это, во-первых, процесс формирования ценностей в структуре субъекта и сфере межсубъектных отношений; во-вторых, механизм переоценки ценностей в единстве процессов саморегуляции и целеполагания как основа социокультурного прогнозирования; в-третьих, выбор и предпочтение тех или иных ценностей. Можно предположить, что у взрослого человека ценностная система и мотивация несут в себе социальный отпечаток и соотносится с субъективной реальности.

Работа в отделе анализа и мониторинга, заставляет призадуматься при таких фактах исследования, как мотивация и ценности, поскольку результаты есть объективные показатели субъективной реальности. Так, обучение педагогов предполагает входное, выходное, промежуточное тестирование, в рамках которого определяются потребности педагогов, вызванные, в свою очередь, определенной мотивацией сформированной системой ценностной ориентации. Самым устойчивым показателем становится материальные и духовные ценности, поскольку именно этот компонент отражает его стратегическую цель, определяет его мировоззрение. Не стоит забывать тот факт, что этот компонент имеет особенную притязательность, так как это выбор личности, его внутренняя мотивация. И если нет внутреннего конфликта, то это характеризует личность как устойчивую.

Конструктивизм отмечает, что для эффективности труда, личности (устойчивой/неустойчивой) необходимо выработать определенные навыки для получения удовлетворения, роста его духовных и материальных ценностей. Одним из таких навыков следует отметить внутреннюю готовность человека к ответственности за собственное дело. В книге Чиксентмихайи [5] «Поток» приводится достаточно точное определение внутренней готовности человека, иначе называемом, как счастье или мотивированное побуждение. Автор называет это состояние потоком. Состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии. Взрослому человеку для достижения такого потока необходимо выработать ряд комплексных мер:

  • — выработать в себе ответственность, которая предполагает формирование навыков саморегуляции, зрелость;
  • — определить свой индивидуальный оптимум (закона Йеркса-Додсона) [6];
  • — выработать в себе устойчивость и независимость от внешних факторов;
  • — воспитание в себе осознанности и ясности объекта мотивации, поскольку сила мотива здесь играет главенствующую роль. В данной ситуации приемлем такой принцип, как прагматизм, который заставляет личность призадуматься, что есть его объект, какими характеристиками он обладает.

Это придает ясность и объективность, тем самым определяя действие, как выражение прагматизма.

Выбор конструктивистского подхода для выработки ряда таких комплексных мер, предполагает обращение к пяти уровням умения, при обучении взрослых:

  • 1. Бессознательное неумение
  • 2. Сознательное неумение
  • 3. Сознательное умение
  • 4. Бессознательное умение
  • 5. Сознательное и Бессознательное умение

Для выработки этих умений необходимо важным является определение потребностей. Поэтому, планируемый цикл обучения предполагает четыре нижеизложенные компоненты:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой