Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование преемственных компетенций будущих техников-технологов в процессе химической подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках проводимого исследования была осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий формирования преемственных компетенций будущих техников-технологов в процессе непрерывной химической подготовки на этапе обучения в колледже. Этапами эксперимента являлись: констатирующий, формирующий и обработка полученных результатов. Целью педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЕХНИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Преемственность в организации системы непрерывного профессионального образования как педагогическая проблема
    • 1. 2. Преемственные компетенции специалистов в области химической технологии
    • 1. 3. Педагогические условия и средства формирования преемственных компетенций техников-технологов в процессе химической подготовки
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТЕХНИКОВ-ТЕХНОЛОГОВ НА СТУПЕНИ СПО
    • 2. 1. Опыт реализации педагогических условий формирования преемственных компетенций техников-технологов в Казанском технологическом колледже
  • ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
    • 2. 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий формирования преемственных компетенций техников-технологов в процессе химической подготовки
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование преемственных компетенций будущих техников-технологов в процессе химической подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации развитие человеческого потенциала обозначено как одно из приоритетных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, результатом которого является повышение конкурентоспособности человеческого капитала. Реализация данного направления предполагает переход от массового к непрерывному индивидуализированному образованию для всех. Для современной системы высшего профессионального образования характерно отраслевое объединение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, увеличение числа студентов вузов, имеющих начальное или среднее профессиональное образования.

Вопросами теории и практики непрерывного образования в России занимались С. Ю. Алферов, А. П. Беляева, А. А. Вербицкий, Л. А. Волович, Б. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, Л. А. Казанцева, М. В. Кларин, Е. А. Корчагин, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, И. Н. Семенов, Г. Д. Сорокоумова, Н. М. Таланчук и др. Как отмечает большинство исследователей, обеспечение непрерывности образования связано с решением проблемы преемственности, которая в последние годы разрабатывалась довольно интенсивно (А.А.Вербицкий, С. М. Годник, Л. С. Гурьева, В. А. Заргаров, Е. В. Калинкин, П. Н. Олейник, К.М.Скобов).

Преемственность рассматривается в различных аспектах: -преемственность — общедидактический принцип (С.Я.Батышев, В. И. Загвязинский, Ю. А. Кустов, М. И. Махмутов, В. Э. Тамарин и др.);

— преемственность на уровне целей, содержания и методов преподавания различных дисциплин (В.С.Безрукова, Н. М. Берулава, А. Я. Блаус, Л.Т.Дидковская);

— преемственность в содержании общего и профессионального образования (С.М.Годник, А.А.Кыверялг);

— преемственность формирования системы трудовых и профессиональных знаний в системе «средняя школа — профессионально-техническая школа» (А.В.Батаршев);

— преемственность профессиональной подготовки молодежи в системе «училище — вуз» (Ю.Н.Бычков, В. М. Никифорова, Е.Л.Осоргин) и т. д.

В настоящее время образовательный процесс на каждой ступени профессионального образования регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НПО, ФГОС СПО, ФГОС ВПО), согласно которым образовательный процесс направлен на формирование компетенций соответствующего образовательного уровня, т. е. основной целью каждого образовательного уровня является формирование определенного набора компетенций. Очевидно, для обеспечения непрерывной профессиональной подготовки специалистов на всех ступенях образования должна быть обеспечена преемственность целей, или другими словами, должна быть обеспечена преемственность компетенций. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов различных образовательных уровней близких направлений подготовки показал наличие ряда компетенций, получающих дальнейшее развитие на последующих ступенях образования, что позволяет говорить о преемственном развитии компетенций.

Выделение преемственных компетенций позволяет более обосновано отбирать содержание подготовки, организовывать процесс обучения в соответствии с этапами развития рассматриваемых компетенций на различных ступенях непрерывного образования. Становится важным формирование преемственных компетенций на этапе обучения в учебных заведениях НПО и СПО, где они начинают формироваться, для успешного дальнейшего их развития на последующих образовательных ступенях непрерывной профессиональной подготовки.

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий: между формализованным характером обеспечения преемственности образовательных уровней непрерывной профессиональной подготовки и объективной необходимостью ее обеспечения через развитие компетенций на каждом образовательном уровнемежду объективной необходимостью формирования преемственных компетенций на начальных ступенях профессионального образования и неразработанностью педагогических условий и средств ее формирования.

В настоящем исследовании рассматривается этап формирования преемственных компетенций специалистов в области химических технологий на образовательном уровне СПО. Соответственно, научная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования преемственных компетенций специалистов в области химических технологий на ступени СПО в процессе непрерывной химической подготовки?

Объект исследования: процесс подготовки специалистов в области химических технологий на ступени СПО.

Предмет исследования: преемственные компетенции специалистов в области химических технологий и педагогические условия их формирования на ступени СПО.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование преемственных компетенций специалистов в области химических технологий на ступени СПО.

Гипотеза исследования. Формирование компетенций будущих специалистов в области химических технологий на ступени СПО будет эффективным, если:

• образовательный процесс будет организован с учетом преемственного развития компетенций на последующих образовательных ступенях и направлен на обеспечение необходимого уровня их сформированности на ступени СПО, как для осуществления профессиональной деятельности после окончания образовательного учреждения, так и для успешного их развития на последующей образовательной ступени;

• отбор содержания, выбор методов, форм и средств подготовки на ступени СПО будет основан на положении приоритетности химической подготовки для специалистов в области химических технологий, и будет осуществляться с учетом выявленных знаниевых, операционно-деятельностных, личностно-мотивационных компонентов преемственных компетенций;

• будут выявлены и реализованы в процессе подготовки на ступени СПО педагогические условия, учитывающие особенности психологического механизма становления и развития составляющих компетенций, раскрывающие потенциальные возможности обучающихся и мотивирующие их к дальнейшей самостоятельной деятельности по восполнению и реализации компетенций на последующих образовательных ступенях непрерывной профессиональной подготовки.

Задачи исследования:

1) раскрыть содержание понятия «преемственные компетенции»;

2) раскрыть структуру и содержание преемственных компетенций специалистов в области химических технологий ступени СПО, формируемых в процессе химической подготовки;

3) определить показатели сформированности и педагогические условия эффективного формирования преемственных компетенций техников-технологов;

4) экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования преемственных компетенций специалистов в области химических технологий.

Методологической основой исследования являются:

• теоретические положения непрерывного образования (С.Ю.Алферов, А. П. Беляева, А. А. Вербицкий, Л. А. Волович, Б. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, Л. А. Казанцева, Е. А. Корчагин, Е. В. Мальцева, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, А. М. Новиков, В. Г. Онушкин, И. Н. Семенов, Г. Д. Сорокоумова, Н.М.Таланчук);

• положения интегративного подхода к проектированию содержания и процесса профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, Е. О. Галицких, Л. И. Гурье, А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев, В. С. Леднев, М. С. Пак, Ю. Н. Семин, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Н. Ю. Русова, Ю. С. Тюнников, В. Д. Шадриков и др.);

• положения системного подхода (В.Г.Афанасьев, И. В. Блауберг, Н. В. Кузьмина, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

• положения компетентностного подхода (В.И.Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, Э. Э. Сыманюк, Ю. Г. Татур, A.B.Хуторской, Б. Д. Эльконин и др.);

• положения личностно-деятельностного подхода к профессиональному образованию (В.И.Андреев, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. А. Кирсанов, И. С. Якиманская, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

• теоретические основы проектирования и функционирования системы подготовки специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях (Н.Ш.Валеева, А. Т. Глазунов, Р. Н. Зарипов, В. Г. Иванов, А. М. Кочнев, Т. Ю. Ломакина, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, М. В. Никитин, А. М. Новиков, Н. К. Нуриев, П. Н. Осипов, И. П. Смирнов, Ф. Т. Шагеева и др.).

Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы. Методы теоретического исследования: системный анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ учебно-программной документации и других нормативных документов, регламентирующих требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, моделирование и обобщение. Методы эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, методы математической статистики.

База исследования. Экспериментальная работа была организована на базе Казанского технологического колледжа Казанского национального исследовательского технологического университета (КТК ФГБОУ ВПО «КНИТУ»). Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (2008 — 2009 гг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных и монографических работ по проблеме исследования, в соответствии с чем определялись теоретико-методологические подходы к её рассмотрениюразрабатывалась концепция исследования.

На втором этапе (2009 — 2010 гг.) на основе анализа профессиональной деятельности техника-технолога, нормативных документов и результатов предыдущего этапа исследования сформулированы педагогические условия формирования преемственных компетенцийопределялись методики диагностирования составляющих компетенцийпроводился констатирующий эксперимент в контрольной группе.

На третьем этапе (2010 — 2011 гг.) внедрялись в практику методические рекомендацииреализовывались педагогические условия формирования преемственных компетенцийпроводился констатирующий и формирующий эксперименты в экспериментальной группе.

На четвертом этапе (2011 — 2013 гг.) проводилась оценка эффективности педагогических условий формирования преемственных компетенций будущих техников-технологов, осуществлялась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретацияанализировались и обобщались результаты исследованияпроводилась апробация основных положений исследования на конференциях и семинарах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются применением разнообразных взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, задачам и логике диссертациивалидностью используемых методикопорой на повседневную педагогическую практику автора исследованияпроверкой однородности экспериментальной и контрольной групп, проверкой достоверности полученных результатов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с использованием методов математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• установлена необходимость учета преемственного развития компетенций на образовательных ступенях для обеспечения целостности системы непрерывного профессионального образования и организации процесса подготовки специалистов в области химических технологий на основе психолого-педагогических особенностей становления и развития составляющих компетенций на каждой из образовательных ступеней;

• на основе сравнительного анализа ФГОС СПО специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», ФГОС ВПО направления подготовки «Химическая технология», современных теоретических представлений о преемственности доказано наличие преемственности компетенций, формируемых и развиваемых на различных ступенях непрерывной профессиональной подготовки специалистов в области химической технологии;

• раскрыто содержание понятия «преемственные компетенции», позволяющее определить группу компетенций, последовательно формируемых и развиваемых на различных уровнях системы непрерывного образованияопределены преемственные компетенции специалистов в области химической технологии, формируемые в процессе непрерывной химической подготовки;

• выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования преемственных компетенций техников-технологов на ступени СПО в процессе химической подготовки, реализуемые как на общедидактическом, так и частно-методическом уровнях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют теорию непрерывного профессионального образования: установлена возможность обеспечения целостности системы непрерывного профессионального образования при организации процесса подготовки специалистов на каждой из образовательных ступеней с учетом преемственного развития компетенцийраскрыто содержание понятия «преемственные компетенции», содержание преемственных компетенций специалистов в области химических технологийопределены педагогические условия их эффективного формирования на общедидактическом и частно-методическом уровнях.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно имеет практико-ориентированный характер. Разработано и апробировано учебно-методическое обеспечение процесса подготовки специалистов в области химических технологий на уроках химии, включающее учебные программы, сценарии интегрированных уроков химии со смежными дисциплинами «Физика» и «Математика», методические материалы для преподавателей, учебно-методические пособия и методические указания для студентов, диагностические материалы, задачи различных типов и уровней сложности, материалы для самоконтроля. Результаты исследования могут быть использованы в научно-образовательном кластере КНИТУ.

На защиту выносятся:

1. Преемственные компетенции — группа компетенций, последовательно формируемых и развиваемых на различных уровнях системы непрерывного образования, связанных между собой направленностью на осуществление одноименного вида деятельности, сохраняющих отдельные компоненты при переходе к следующей образовательной ступени. Можно выделить преемственные общекультурные и преемственные профессиональные компетенции. Преемственные общекультурные компетенции обеспечивают лучшую адаптацию и функционирование специалистов в социуме, а преемственные профессиональные компетенции — успешное выполнение одноименного вида профессиональной деятельности.

2. Педагогические условия формирования преемственных компетенций техников-технологов на ступени СПО:

— на общедидактическом уровне:

• организация образовательного процесса подготовки техников-технологов с учетом особенностей становления и преемственного развития составляющих компетенций;

• использование в образовательном процессе приемов создания ситуации успеха для развития личностно-мотивационной составляющей преемственных компетенций;

— на частно-методическом уровне в процессе химической подготовки:

• использование интегрированных занятий для формирования межпредметных теоретических знаний и практических умений, входящих в структуру преемственных компетенций;

• использование задач различных типов и уровней сложности в зависимости от индивидуальных особенностей и мотивационных установок обучающихся.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) — докладывались на 55 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования» (Санкт-Петербург, 2008) — Республиканском научно-практическом семинаре «Внедрение инновационных образовательных технологий в преподавании химии» (Казань, 2008) — III Международной научной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов» (Астрахань, 2009) — III Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в химическом образовании» (Челябинск, 2009) — заседании Республиканского методического объединения преподавателей химии (Казань, 2009) — IV Международной научной конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы получения новых материалов: исследования, инновации и технологии» (Астрахань, 2010), юбилейной научной школе-конференции «Кирпичниковские чтения по химии и технологии высокомолекулярных соединений» (Казань, 2012).

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в КТК ФГБОУ ВПО «КНИТУ» при подготовке техников-технологов. Материалы данного исследования положены в основу учебно-методического обеспечения химической подготовки техников-технологов, включающего учебные программы, сценарии интегрированных уроков химии со смежными дисциплинами «Физика» и «Математика», учебно-методические пособия и методические указания для студентов, преподавателей и т. д.

Структура работы. Диссертация объемом 144 страницы состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка, включающего 180 наименований, 9 приложений, 10 таблиц, 4 рисунка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Реализация педагогических условий формирования преемственных компетенций будущих техников-технологов в процессе непрерывной химической подготовки на этапе обучения на уровне СПО осуществлялась в Казанском технологическом колледже ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», структурном подразделении вуза.

2. Анализ образовательной среды колледжа позволил определить:

• одно из приоритетных направлений — обеспечение формирования преемственных компетенций, основных результатов обучения, на необходимом уровне, как для осуществления профессиональной деятельности после окончания колледжа, так и для успешного их развития на последующей образовательной ступени ВПО;

• преподавательский состав, осуществляющий подготовку специалистов в области химических технологий, высококомпетентный. Образовательный процесс реализуют учителя высшей, первой категории, заслуженные учителя РТ, отличники среднего образования, учителя, имеющие звание «Почетный работник СПО РФ», что позволяет обеспечить качество подготовки специалистов;

• материально-техническое оснащение колледжа позволяет осуществлять качественную подготовку специалистов. Так, образовательный процесс осуществляется как в форме групповых аудиторных занятий продолжительностью 1 час 20 минут в аудиториях, оснащенных современными техническими средствами обучения, и в химических лабораториях, так и внеаудиторной групповой и индивидуальной работы, используя книжный фонд библиотеки в 62 тысячи книжных изданий. В колледже имеется читальный зал, столовая, актовый и спортивный залы, позволяющие осуществлять воспитательную работу.

• воспитательная работа в колледже позволяет максимально удовлетворить потребности обучающихся, раскрыть свои потенциальные возможности. Для этого в колледже функционируют спортивные секции волейбола, баскетбола, спортивного туризма, футбола, тенниса, легкой атлетики, лыжная секция, и др. кружки технического творчества, творческие коллективы бардов, восточных танцев, сатирикона, спортивных танцев. Студенты колледжа имеют возможность бесплатного посещения выставок, организуемых выставочным центром «Казанская ярмарка». В колледже проводятся «Осенний кросс», зимний и летний «День здоровья», организуются туристические походы. Сборные команды колледжа участвуют в соревнованиях ссузов Казани и РТ. В колледже функционирует студенческий Совет по самоуправлению;

• для обеспечения преемственности компетенций образовательных ступеней СПО и ВПО требуется обеспечение формирования компетенций на высоком уровне на этапе обучения в колледже.

3. В рамках проводимого исследования была осуществлена экспериментальная проверка эффективности разработанных педагогических условий формирования преемственных компетенций будущих техников-технологов в процессе непрерывной химической подготовки на этапе обучения в колледже. Этапами эксперимента являлись: констатирующий, формирующий и обработка полученных результатов. Целью педагогического эксперимента стало формирование выделенных составляющих преемственных компетенций специалистов в рамках дисциплин «Химия», «Общая и неорганическая химия», являющихся основополагающими не только для изучения дисциплин химико-технологического цикла подготовки специалистов в области химических технологий в колледже, но и при дальнейшем обучении в вузе.

4. Констатирующий эксперимент выявил, что в группах студентов, обучающихся по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров», почти половина студентов имеет неудовлетворительную химическую подготовку по школьному курсу химии. Исследование развития интеллектуальных качеств у студентов в начале обучения позволило установить возможность успешного освоения содержания дисциплин «Химия», «Общая и неорганическая химия». Также на этапе констатирующего эксперимента установлено, что у большинства студентов не развита учебная мотивация. Для проведения эксперимента были отобраны контрольная и экспериментальная группы, уровни остаточных знаний и умений по школьному курсу химии, развития интеллектуальных качеств, мотивации которых однородны.

5. Формирующий эксперимент был направлен на реализацию в учебном процессе педагогических условий эффективного формирования преемственных компетенций будущего техника-технолога по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров».

В соответствии с первым условием организация образовательного процесса осуществляется с учетом особенностей становления и преемственного развития составляющих компетенций, что позволило:

• весь процесс подготовки рассматривать как поэтапное формирование компетенций, диагностика которых на каждом этапе подразумевает выделение показателей и уровней сформированности составляющих преемственных компетенций, а также выделение групп дисциплин, направленных на формирование преемственной компетенции, и преемственных компетенций, формируемых в рамках конкретной дисциплины;

• • отбор и структурирование содержания дисциплин подготовки осуществлять с учетом принципов регионализации, профессиональной направленности и индивидуальных особенностей обучающихся;

• выбор сочетания форм, методов, средств обучения осуществлять с учетом особенностей становления и развития составляющих преемственных компетенций.

Реализация первого педагогического условия отражается в разработке сопряженного учебного плана обучения студентов на базе среднего профессионального образования, обеспечивающего преемственность образовательных программ, использование форм и средств индивидуализации учебного процесса.

Второе педагогическое условие эффективного формирования преемственных компетенций будущего техника-технолога — использование в образовательном процессе приемов создания ситуации успеха для развития личностно-мотивационной составляющей преемственных компетенцийреализуется как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне конкретной дисциплины. Осуществляется популяризация и поощрение личных достижений обучающихся, привлечение студентов к участию в олимпиадах и викторинах по химии. Освоение содержания дисциплины обучающимися осуществлялось по индивидуальной траектории.

Реализация третьего педагогического условия в рамках дисциплин «Химия», «Общая и неорганическая химия» — использование интегрированных занятий для формирования межпредметных теоретических знаний и практических умений, входящих в структуру преемственных компетенцийпозволила повысить уровень учебной мотивации студентов и показать высокие результаты по сформированности умения решать химические задачи разных типов и уровней сложности.

Четвертое педагогическое условие эффективного формирования преемственных компетенций будущего техника-технолога, предполагающее использование задач различных типов и уровней сложности в зависимости от индивидуальных особенностей и мотивационных установок обучающихся, реализовано через разработку комплекса задач различных типов и уровней сложности, отбор задач для студентов с различным уровнем освоения содержания дисциплины.

6. Экспериментальная проверка эффективности формирования преемственных компетенций будущего техника-технолога осуществлена посредством сравнительного анализа данных сформированности составляющих преемственных компетенций, формируемых дисциплинами «Химия» и «Общая и неорганическая химия», у студентов экспериментальной и контрольной групп, полученных на этапах констатирующего и формирующего экспериментов.

Результаты анализа позволили нам сделать вывод о том, что реализация выделенных нами педагогических условий обеспечивает эффективность формирования преемственных компетенций будущего техника-технолога по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров». Косвенными показателями сформированности преемственных компетенций и эффективности педагогических условий их формирования являются статистические данные по количеству выпускников ступени СПО, продолжающих обучение в вузе, которые показали, что большая часть выпускников техников-технологов КТК ФГБОУ ВПО «КНИТУ» продолжают обучение на ступени ВПО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обозначенное в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «развитие человеческого потенциала России» предполагает переход от массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех. Результатом внесения изменений в концепцию модернизации ВПО является укрупнение российских вузов, отраслевое объединение учреждений НПО, СПО и ВПО, реализация в вузах образовательных программ начального и среднего профессионального образования. Наряду с проводимыми организационно-структурными переменами требуются и содержательные преобразования в системе непрерывной профессиональной подготовки специалистов, обеспечение ее целостности.

Системообразующим элементом педагогической системы являются цели образования, которые отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах. Для обеспечения целостности непрерывной профессиональной подготовки специалистов на всех ступенях образования должна быть обеспечена преемственность целей и, соответственно, преемственность формируемых в процессе подготовки компетенций. Анализ образовательных стандартов различных образовательных уровней близких направлений подготовки показал наличие ряда компетенций, получающих дальнейшее развитие на последующих ступенях образования, что позволяет говорить о преемственном развитии компетенций.

В рамках данного исследования рассматривался процесс формирования преемственных компетенций будущих техников-технологов специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров» в процессе химической подготовки и определялись педагогические условия их эффективного формирования. В ходе исследования были получены следующие результаты.

1. Сущностная характеристика понятия «преемственности» и сравнительный анализ нормативных документов направлений подготовки специалистов в области химических технологий позволили выявить наличие преемственности компетенций на различных ступенях непрерывной химической подготовки, ч 2. В исследовании раскрыто содержание понятия «преемственные компетенции», под которым понимается группа компетенций, последовательно формируемых и развиваемых на различных уровнях системы непрерывного образования, связанных между собой направленностью на осуществление одноименного вида деятельности, сохраняющих отдельные компоненты при переходе к следующей образовательной ступени, ч 3. Выделение преемственных компетенций специалистов в области химической технологии позволяет оптимально организовать подготовку компетентных специалистов на различных ступенях системы непрерывного профессионального образования, обеспечить их формирование на необходимом уровне, как для осуществления профессиональной деятельности после окончания образовательного учреждения, так и для успешного их развития на последующей образовательной ступени.

4. Анализ содержания преемственных компетенций специалистов в области химических технологий на ступени СПО позволил определить их знаниевые, операционно-деятельностные и личностно-мотивационные компоненты.

5. Важность базовой химической подготовки в системе непрерывного профессионального образования предопределила решение проблемы настоящего исследования — выявления педагогических условий и средств формирования преемственных компетенций будущих техников-технологов на ступени СПО в процессе химической подготовки.

6. Основные положения системного, личностно-деятельностного, интегративного подходов позволили определить педагогические условия и средства формирования преемственных компетенций техников-технологов в подсистеме СПО в процессе химической подготовки, реализуемые как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне дисциплины подготовки.

7. Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу и позволяют сделать вывод о том, что реализация выявленных педагогических условий формирования преемственных компетенций обеспечивает эффективность профессиональной подготовки специалистов в области химических технологий ступени СПО системы непрерывного профессионального образования.

8. Экспериментальная проверка показала, что реализация выделенных нами педагогических условий и средств позволяет наиболее эффективно формировать преемственные компетенции. Результаты исследования могут быть использованы в системе непрерывного профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. М.: Политиздат, 1989. — 336с.
  2. , Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. — 448с.
  3. Акмеологический словарь / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004.- 161с.
  4. , Г. Н. Перспективы развития системы непрерывного образования./ Г. Н. Александров. -М., 1990. 286с.
  5. , В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие специалиста / В. И. Андреев. Казань, 2008.-500с.
  6. , П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) / П. Ф. Анисимов. М., 2002 — 268с.
  7. , П.Ф. Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников / П. Ф. Анисимов, Н.Л.Гунянина// Социологические исследования. -2002. № 12. -С. 100−107.
  8. , Э.Н. Преемственность и целостность образовательной сферы Электронный ресурс. / Э. Н. Антонелене. Режим доступа http://www.superinf.ru/viewhelpstud.php?id=954, свободный.
  9. , P.M. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе / P.M. Асадуллин // Аккредитация в образовании. 2009. — № 32. — С.16−18.
  10. , P.M. Принципы построения индивидуальных образовательных траекторий на основе самоорганизации студентов / Р. М. Асадуллин, Л. И. Васильев // Педагогический журнал Башкортостана. -2012. № 5. — С.58−66.
  11. , A.B. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. Учебное пособие / A.B. Батаршев. М.: ACADEMIA, 2009. — 192с.
  12. , A.C. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  13. , М.Н. Интеграция содержания образования. / М. Н. Берулава. -М.: Совершенство, 1998. 198с.
  14. , Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис.. канд.пед.наук /Е.Ф. Бехтенова. -Новосибирск, 2006. 23с.
  15. Большая советская энциклопедия: Изд. 3-е. М.: Сов. энциклопедия, 1975.-Т. 20.-531с.
  16. , Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304с.
  17. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко (Науч.ред.Н.К. Сергеев). Волгоград: Перемена, 2001.- 181с.
  18. , Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза учеб. пособие / Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. -120с.
  19. , Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием / Е. В. Быстрицкая // Химия в школе. 2000. — № 7. -С.56−59.
  20. , Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. С. Валович. Челябинск, 1984.-24с.
  21. Введение в философию ответственности: монография / А. И. Ореховский и др. Новосибирск: СибГУТИ, 2005. — 186с.
  22. , A.A. Личностный компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. -336с.
  23. Википедия. Свободная энциклопедия. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://ru.wikipedia.org, свободный
  24. , Ш. И. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами 5−7 классов / Ш. И. Ганелин. — М.: АПН РСФСР, 1964. -280с.
  25. , Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникативных технологий для самообразования будущих учителей Электронный ресурс. / Е. А. Ганин. 2003. Режим доступа: http//ito.edu.ru/2003/VII/VII-0−1673 .html, свободный
  26. , Э.Г. Региональная модель профильного химического образования в условиях образовательнрго кластера: дис.. канд. пед. наук. -Казань, КГТУ, 2007. 266с.
  27. , В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. СПб.: АО «Сфера», 1994. — 160с.
  28. , Ю.З. Психодиагностика в школе./ Ю. З. Гильбух. М.: Знание, 1989.-79с.
  29. Глоссарий. Служба тематических толковых словарей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru/, свободный.
  30. , Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Мир, 1992. — 370с.
  31. , С.Б. Методы активной профессиональной подготовки обучающихся индустриально-педагогического колледжа: автореф. дис.. к.пед.наук/ С. Б. Голуб. Магнитогорск, 1997. — 26с.
  32. , О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: Владос, 2003. — 160с.
  33. , О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / под ред. М. И. Махмутова. -М.: Педагогика, 1985. 151с.
  34. , О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ / О. С. Гребенюк. М.: Высш. шк, 1986. -47с.
  35. , Э.Н. Непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалификационного потенциала предприятия (на материалах ОАО «Татнефть»): автореф. дис.. канд. соц. наук/ Э. Н. Григорьева. Казань, КГФЭИ, 2007. — 24с.
  36. , Дж. Исследования в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. — 558с.
  37. , Л.И. Инновационные процессы в профессиональной деятельности / Л. И. Гурье, Л. В. Редин. Казань: РИЦ «Школа», 2008. — 92с.
  38. , Л.И. Основы педагогики высшей школы: учеб. пособие для студентов, аспирантов, преподавателей технических вузов, обучающихся в системе переподготовки и повышения квалификации / Л. И. Гурье. Казань: Изд-во КГТУ, 1999. — 187с.
  39. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240с.
  40. , Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: дис.. канд.пед.наук / Л. Д. Давыдов. М., 2006. — 189с.
  41. , А .Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. -Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. 448с.
  42. , H.H. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественно-научной подготовки в системе «колледж -вуз»: монография / Н. Н. Двуличанская, Е. И. Тупикин. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. -254с.
  43. , A.JI. Ноогенез и теория интеллекта. / А. Л. Еремин. -Краснодар: СовКуб, 2005. 356с.
  44. , М.Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение: Дис.. д-ра пед. наук / М. Б. Есаулова. СПб, 2005. -379с.
  45. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк //, Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С.22−30.
  46. , Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. Г. Лопес. -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007. 129с.
  47. , В.Г. Общая методика обучения общетехническим и специальным дисциплинам в инженерном вузе: уч.-метод, пособие / В. Г. Иванов и др. Казань: Казан, гос. технол. ун-т, 2001. — 300с.
  48. , Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы/ Е. П. Ильин // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 138−149.
  49. , Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. / Т. А. Ильина. -М.: Просвещение, 1984. -496с.
  50. Интерактивные обучающие тестовые задания по химии: уч. пособие для средних учебных заведений / А. К. Ахлебипии, Е. А. Туча, A.C. Кракосевич, Э. Е. Нифантьев. М.: SPLINT, 1997. — 84с.
  51. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: монография / Л. И. Гурье, А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев, И.Э.Ярмакеев/ под ред. В. В. Кондратьева. М.: ВИНИТИ, 2006.-288с.
  52. , О.Н. К вопросу формирования профессионально-значимых качеств личности при обучении иностранному языку будущих юристов / О. Н. Исаев // Вестник СамГУ. 2009. — № 3 (69). — С. 186−193.
  53. , Д. Д. Преемственность непрерывной химической подготовки специалистов в технологическом университете: Диссертация. Автореферат. Казань, 2003. 19с.
  54. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Каджаспиров. -М.: Академия, 2000. 176с.
  55. Казанский национальный исследовательский технологический университет: Казанский технологический колледж, 2013 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kstu.ru/!leveltest.jsp?idparent=l 180, свободный
  56. , Э.М. Разработка средств контроля учебной деятельности: методические рекомендации / Э. М. Калицкий, М. В. Ильин, Н. Н. Сикорская. Минск: РИПО, 2005. — 48с.
  57. Э. В поисках памяти. Возникиовение новой науки о человеческой психике. -М.: Астрель, 2012. 736с.
  58. , A.A. Методологические проблемы создания, прогностической модели специалиста / A.A. Кирсанов. — Казань: КГТУ, 2000. -228с.
  59. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: КГУ, 1993. — 224с.
  60. , В.Н. Педогогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе: автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Кокорев. Омск, 2007. — 22с.
  61. , К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: дис.. канд. пед. наук. / К. Ю. Колесина. Ростов-н/Д., 1995. — 240с.
  62. , В.В. Методология науки и высшего профессионального образования в условиях информатизации: учеб. пособие / В. В. Кондратьев. Казань: Изд-во Казан.гос.технол.ун-та, 2003. -277с.
  63. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
  64. Концепция непрерывного образования. Гос. комитет СССР по народному образованию. М., 1989. — 27с.
  65. , A.B. Модульное обучение как средство управления самостоятельной работой студентов /A.B.Конышева// Высшее образование в России. 2009. — № 11. — С. 18−22.
  66. , С.Б. Проектирование содержания национально-регионального компонента общепрофессиональной подготовки специалиста по туризму: дис.. д-ра пед. наук / С. Б. Косян. Волгоград, 2008. — 225с.
  67. , В.М. Психология и педагогика / В. М. Кроль. М.: Высш. шк., 2001. -319с.
  68. A.A. Психология / A.A. Крылов и др. М.: Проспект, 2005.496с.
  69. , Н.Е. Обучение на основе интеграции: 8−9 классы: Учебно-методическое пособие / Н. Е. Кузнецова, М. А. Шаталов. М.: Вентана-Граф, 2005.-352с.
  70. , С.И. Формирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий в процессе дополнительного профессионального образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Кузьмицкая, 2005. -22с.
  71. , Ю.А. Интеграция как педагогическая проблема / Ю. А. Кустов, Ю. Ю. Кустов // Интеграция в педагогике и образовании. Самара, 1994.-С.7−17.
  72. , B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры / В. С. Леднёв. М.: Педагогика, 1980. — 284с.
  73. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Смысл, Академия, 2005. 352с.
  74. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Издательство МГУ, 1981. — 584с.
  75. , Е.В. Актуализация педагогических технологий в развитии профессионально-педагогического мышления: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Лопанова. Омск, 1998. — 17с.
  76. , A.A. Преемственность детского сада и школы в работе над развитием умственной деятельности детей / А. А. Люблинская // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. М., 1971. — С.21−24.
  77. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. -М.: Просвещение, 1987. 160с.
  78. , H.H. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально-важных качеств как субъекта инновационной деятельности: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Н. Н. Маливанов. Казань, 2005.-48с.
  79. , Е.В. Теория и практика формирования системы непрерывного химического образования: дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Мальцева. -М., 2004.-424с.
  80. , A.B. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа / А. В .Марков. М.: Астрель, 2011. — 512с.
  81. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Международ, гуманит. фонд «Знание», 1996. -308с.
  82. , Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4. — С.38−42.
  83. , М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. -365с.
  84. , Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Мещерякова. Челябинск, 1998. -260с.
  85. , Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 300с.
  86. , А.В. Педагогические условия формирования готовности к профессионально-личностному саморазвитию у будущих экономистов: дис.. канд. пед. наук / А. В. Мингалеева. Казань, 2011. — 198с.
  87. Моделирование педагогических ситуаций: Пробл. повышения качества и эффективности общепед. подгот. учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, Я. И. Петров и др.- Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 120с.
  88. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп./ О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. В. Коновалова, Е. В. Сартакова. М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2010. — 256с.
  89. , Н.Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.-351с.
  90. В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности Электронный ресурс. / В. Н. Мошкин. Режим доступа: Ьйр// улуу.онп. ги /геаёег.азр, свободный
  91. , Г. В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике / Г. В. Мухаметзянова // Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 10. С.2−7.
  92. , Г. В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе / Г. В. Мухаметзянова. Казань: ИСПО РАО, 1998. — 128с.
  93. , О.Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности прикладная информатика (в экономике) на основе CASE-технологий / О. Б. Назарова // Успехи современного естествознания. 2007. — № 6. — С.97−99.
  94. , И.В. Самостоятельная работка как средство профессионально-творческого саморазвития студентов: дис.. канд. пед. наук / И. В. Назарова. Саратов, 2011. — 212с.
  95. , А .Я. Управление процессом обучения: психолого-педагогический аспект / А. Я. Найн. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 42с.
  96. , А.Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов Электронный ресурс. / А. Е. Наумова. Режим доступа: http// www.yspu.yar.ru/ vestnik/pedagokaipsichologiy/125/-, свободный
  97. , Л.Л. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: монография / Л. Л. Никитина, Ф. Т. Шагеева, В. Г. Иванов. Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 256с.
  98. , Н.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Н. В. Никитина, В. Н. Романенко. СПб.: Изд-во С.-Пет. ун-та, 1992. — 168с.
  99. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста/ Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих // Вестник высшей школы. -2007. № 5. — С.3−7.
  100. , A.M. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М.: «Эгвес», 2004.-120 с.
  101. , В.А. Системный подход к проектированию образовательных технологий / В. А. Новиков // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб.науч.тр. -М.: НИИВО, 1996. С.290−302.
  102. , И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим знаниям по психодиагностике и экспериментальной психологии) / И. Н. Носс. М.: КСП+, 1999.-320с.
  103. , П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. СПб.: Питер, 2004. — 268с.
  104. , С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. М.: Рус.яз., 1981. — 816с.
  105. , О.Н. Некоторые аспекты развития непрерывного профессионального образования в Российской Федерации в свете реализации международного проекта DELPHI II Электронный ресурс. / О. Н. Олейникова. -Режим доступа: http://www.cvets.ru
  106. , Г. В. Социология. Основы общей теории / Г. В. Осипов, JI. H Москвичев. М.: Норма, 2003. — 912с.
  107. , П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: монография / П. Н. Осипов. Казань: Карпол, 1997. — 293с.
  108. Пак, М. С. Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического образования / М. С. Пак, А. Т. Муйтунова // Педагогические системы в школе и вузе: Технологии и управление. 4.2. Волгоград: Перемена, 1993. — С.182−183.
  109. Пак, М. С. Алгоритмы в обучении химии / М. С. Пак. М.: Просвещение, 1993. — 64с.
  110. Пак, М. С. Дидактика химии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. С. Пак. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 315с.
  111. Пак, М. С. Концепции интегративно-контекстного образования в средней и высшей школе / М. С. Пак. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-36с.
  112. Пак, М. С. Межпредметные связи при обучении химии в средней школе и ПТУ как условие повышения качества знаний (Заключительный отчет НИР, депонирован № 2 860 095 278) / М. С. Пак, В. П. Гаркунов. Л.: ЛГПИ, 1986. -43с.
  113. Пак, М. С. Непрерывное химическое образование: методологические ориентиры / М. С. Пак, И. С. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. — Т.8, № 30. — С.129−136.
  114. Пак, М. С. Средства химического образования в средней школе: Учебное пособие / М. С. Пак. СПб.: Образование, 1998. — 52с.
  115. , Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. -М.: Академия, 2006. 176с.
  116. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. -Мн.: Соврем. слово, 2005. 720с.
  117. , A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.15−26.
  118. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986.-256с.
  119. , Л.В. Проблема качества подготовки современного специалиста / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. 2011. — № 2. Т.2. — С. 107 109.
  120. , С.А. Управление инновационной деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях: дис.. канд. пед. наук / С. А. Попенко. Челябинск, 2002. — 199с.
  121. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н. И. Конюхов, 1992 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vocabulary.ru, свободный
  122. Профессионально-направленные междисциплинарные задачи в системе технологической подготовки специалистов: монография / Л. Г. Хисамиева и др. Казань: РИЦ «Школа», 2005. — 212с.
  123. Психологическая диагностика: учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003. — 652с.
  124. Психологические проблемы непрерывного образования взрослых: методические рекомендации / АПН СССР. НИИ непрерывного образования взрослых- сост. Г. С. Сухобская и др. Л., 1991. — 56с.
  125. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2003. — 651с.
  126. Психологос: Аккуратность Электронный ресурс. Режим доступа: http://psychologos.ru/, свободный
  127. , B.C. Рождение разума. Загадки нашего сознания. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. 224с.
  128. , Н.М. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием: дис.. канд. пед. наук / Н. М. Резина. М., 1998.-253с.
  129. , М.А. Процессы и механизмы интеграции в развитии науки / М. А. Розов // Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во МГУ, 1989. -С.135−164.
  130. , В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279с.
  131. , П.И. Интегративная функция обучения основам наук. / П. И. Самойленко, А. В. Сергеев //Специалист. 1995. — № 5−6. — С.36−37.
  132. , Н.Ю. Проектирование педагогических объектов в условиях непрерывного профессионального образования на основе кластерногометода: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. Ю. Сафонцева. Ростов н/Д, 2007. -39с.
  133. , Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  134. , В.А. Организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения учащихся к рабочим профессиям: дис.. канд. пед. наук / В. А. Селенинова. Ижевск, 2011. — 268с.
  135. , Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю. Н. Семин // Педагогика. 2001. — № 2. — С.20−25.
  136. , Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб.-метод. пособие / Л. Г. Семушина, Л. Г. Ярошенко. М.: Высш. шк, 1990. — 192с.
  137. , B.C. Преемственность образовательных программ как основа непрерывности образования / В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова, Н. А. Вострикова // Вестник высшей школы. 2009. — № 9. — С.6−15.
  138. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272с.
  139. , В.А. Проектирование методического обеспечения в системе непрерывного профессионального образования на основе тезаурусного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук/ В. А. Сидорина. Казань, 2003. — 24с.
  140. , В.А. Педагогика: учеб.пос./ В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2007. — 576с.
  141. , A.M. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. М.: Высш.шк., 1991. — 176с.
  142. Современные технологии обучения химии / Программа лекционного курса и семинарских занятий по методике обучения химии. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 26с. о
  143. Структурирование учебного материала инженерных дисциплин / С. Ф. Артюх, В. М. Приходько, С. А. Капленко, А. Т. Ашеров, И. В. Федоров. М.: МАДИ (ГТУ) — Харьков: УИПА, 2002. — 30с.
  144. , А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: проблемы и пути решения / А. И. Субетто. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 70с.
  145. , Г. С. Гуманистическая направленность обучения будущего педагога. / Г. С. Сухобская. // Человек и образование. 2010. — № 1(22). — С.22−24.
  146. Сухо дольский, Г. Д. Основы психологической теории деятельности / Г. Д. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1998. — 168с.
  147. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. / Н. Ф. Талызина. 2-е изд., доп. и исправ. — М.: Изд-во МГУ, 1984.-344с.
  148. Теория обучения: учебное пособие / -Под ред. Г. И. Ибрагимова. Ибрагимова Е. М., Андрианова Т. М. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2011.-383с.
  149. , Е.И. Формирование дидактической системы и содержания естественнонаучного цикла в начальном профессиональном образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук. / Е. И. Тупкин. М., 2005. — 38с.
  150. , B.C. Применение технических средств в учебном процессе средних профтехучилищ / B.C. Уманский. М.: Высшая школа, 1979. -151с.
  151. , О.Н. Профессионализация общеобразовательных дисциплин среднего профессионального образования / О. Н. Уткина //Среднее профессиональное образование. 2006. — № 4. — С. 40−43.
  152. , Г. Н. Решение задач по курсу химии. / Г. Н. Фадеев, Н. Н. Двуличанская. М.: Дом педагогики, 2000. — 72с.
  153. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 240 100
  154. Химическая технология (квалификация (степень) «бакалавр»). введ. 2009−1222. — М., 2009. — 33с.
  155. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 240 100 Химическая технология (квалификация (степень) «магистр»). введ. 2009−12−22.-М., 2009.-26с.
  156. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 240 125 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров. введ. 2009−11−18.-М., 2009.-86с.
  157. , Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: (Пути развития): учеб. пособие к спецкурсу / Г. Ф. Федорец. Л.: Ленингр.гос.пед.ин-т им. А. И. Герцена, 1990. — 82с.
  158. , И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъективных свойств личности младшего школьника Электронный ресурс. / И. А. Федякова. Режим доступа: http// festival.lseptember.ru, свободный
  159. , О.О. Педагогическое обеспечение реализации принципа регионализации образования в средней школе: на примере географии: автореф.дис.канд.пед.наук / О. О. Фиклистова. Якутск, 2008. -183с.
  160. Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова: в. 5 т. Т. 3 -М.: Советская энциклопедия, 1964. 584с.
  161. , А.И. Довузовская допрофессиональная общехимическая подготовка в образовательном комплексе технологического университета /А.И.Хамитова И. Я. Курамшин. Казань: РИЦ «Школа», 2004. — 212 с.
  162. , Д. Об интеллекте / С. Блейксли, Д.Хокинс. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007. — 240с.
  163. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58 — 64.
  164. , Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. Екатеринбург- Челябинск, 2007. -408с.
  165. Чепиков, М. Г. Интеграция наук / М. Г. Чепиков. М.: Мысль, 1981.276с.
  166. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. -560с.
  167. , И.В. Управление качеством подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования: автореф. дис. канд.пед.наук / И. В. Чистова. М., 2003. — 24с.
  168. , Ф.Т. Адаптивное проектирование и реализация образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования инженерного вуза: автореф.дис.д-ра пед. наук / Ф. Т. Шагеева. -Казань, 2009. 36с.
  169. , В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 326с.
  170. , Д.М. Формирование умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов вуза / Д. М. Шакирова, Н. Ф. Плотникова // Educational Technology & Society. 2006. — № 9 (4). — С. 306 314.
  171. , А.В. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений / В. Г. Сишок, А. В. Шевырев. -М.: «Издательство «Экзамен», 2003. 157с.
  172. , Н. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования / Н. Шестак // Высшее образование в России. -2006. -№ 12.-С.98 103.
  173. , Е.А. Обучение учащихся решению химических задач: учебно-методическое пособие для студентов химических специальностей педвузов / Е. А. Шишкин. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — 117с.
  174. , Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Изд-во Школы культурной политики, 1995. — 759с.
  175. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -208с.
  176. , Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б. Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. -С.22−29.
  177. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. -391с.
Заполнить форму текущей работой