Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой данной работы явились: теоретические положения философских, психологических, педагогических исследований, раскрывающих сущность единства деятельности и сознания в формировании личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — философская теория культуры, посредством которой человек преобразует материальный мир (М.С. Каган) — аксиологический подход… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕЗ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬУТУРЫ с
    • 1. 1. Проблема музыкальной культуры личности в философских и психолого — педагогических исследованиях
    • 1. 2. Музыкальная культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения
    • 1. 3. Технология модульного обучения как путь формирования личностной музыкальной культуры c.5Z
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС с
    • 2. 1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования
    • 2. 2. Выявление уровня развития музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования (констатирующий этап эксперимента)
    • 2. 3. Формирование музыкальной культурыудентов в условиях экспериментального обучения
    • 2. 4. Выявление динамики развития музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений (контрольный этап эксперимента)
  • Выводы 143 Библиография
  • Приложения

Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества воспитание духовно богатой личности, способной ценить, сохранять и творчески усваивать ценности культуры является одной из главных задач.

Значимость формирования личности через культуру, приобщения человека к культурным ценностям подчеркивается в философских и психолого-педагогических трудах (М.С. Каган, А. Н. Малюков, В. А. Разумный, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). В настоящее время наблюдается дефицит духовности среди молодежи, причем высокий уровень образованности молодых людей не всегда совпадает с уровнем развития их личностной культуры. Приобщение к общечеловеческим, духовным ценностям, в том числемузыкальной культуре, имеет особую значимость для будущих воспитателей дошкольных учреждений, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о культурных ценностях, накапливается опыт музыкальной деятельности, от которого во многом зависит его последующее развитие, закладываются основы музыкальной и общей культуры (Н.А. Ветлугина, А. И. Катинене, Т. С. Комарова, О.П. Ра-дынова, Р. А. Чумичева и др.).

Музыкальная грамотность педагога, вкус, его представления о красоте на основе накопленного опыта восприятия музыки, реализующегося в творческой деятельности, выступают ценностными ориентирами для личностного развития ребенка.

В современной педагогике имеются исследования, посвященные профессиографическому изучению деятельности учителя и педагога дошкольного образования, в которых подчеркивается важность воспитания личностной культуры будущего специалиста (Л.Г. Арчажникова, Н. В. Кузьмина, А. Н. Малюков, Л. В. Поздняк, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, В.И. Ядэшко).

В исследованиях последних лет уделяется внимание развитию эстетической, художественной культуры педагога дошкольного образования в процессе его профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях. Предлагаются различные пути совершенствования содержания и методов музыкально-эстетического развития студентов, формирования их готовности к работе с детьми дошкольного возраста (А.В. Антонова, С. В. Громакова, Е. А. Дубровская, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, О.П. Ра-дынова, Т.Н. Таранова).

Однако проблема формирования музыкальной культуры воспитателя дошкольного учреждения в системе его профессиональной подготовки в вузе, и технологии ее формирования у студентов изучены недостаточно. Поэтому исследование данной проблемы является актуальным и своевременным.

Анализ состояния музыкальной культуры педагогов дошкольного образования и процесса их профессиональной подготовки показал, что в настоящее время не обеспечивается на должном уровне развитие музыкальной культуры этих специалистов. Следовательно, возникает противоречие между требованиями к уровню профессиональной подготовки и личностному развитию будущих педагогов, в том числе — формированию их музыкальной культуры и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих ее развитие у будущих специалистов дошкольного образования.

На основании противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкальной культуры воспитателей дошкольных учреждений?

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения педагогических условий, способствующих формированию музыкальной культуры студентов.

Объект исследования — педагогический процесс формирования музыкальной культуры педагога дошкольного образования.

Предмет исследования — педагогические условия и технология формирования личностной музыкальной культуры будущего воспитателя дошкольного учреждения.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы рассматриваем музыкальную культуру будущего воспитателя дошкольного учреждения как личностное качество, формирующееся в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, всех компонентов музыкальноэстетического сознания (эстетических чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов), проявляющееся в ценностном отношении к музыке и профессиональной музыкальной компетентности.

Педагогическими условиями развития музыкальной культуры воспитателей дошкольных учреждений являются:

• накопление музыкальных знаний, интонационного опыта восприятия произведений из «золотого фонда» музыкальной культуры во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыков;

• применение технологии модульного обучения, направленной на развитие творческих умений и готовности к самообразованию, с использованием системы заданий, активизирующих оценочную деятельность студентов. Каждый модуль в разработанной системе предусматривает развитие ценностного отношения к музыке, формирование личностной музыкальной культуры.

В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) уточнить содержание понятия «музыкальная культура воспитателя дошкольного учреждения» ;

2) выявить педагогические условия формирования музыкальной культуры будущих воспитателей дошкольных учреждений;

3) определить критерии развития музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования.

4) адаптировать и применить технологию модульного обучения, в рамках преподавания курса «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» с целью формирования музыкальной культуры студентов;

5) экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и методики обучения студентов.

Методологической основой данной работы явились: теоретические положения философских, психологических, педагогических исследований, раскрывающих сущность единства деятельности и сознания в формировании личности (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — философская теория культуры, посредством которой человек преобразует материальный мир (М.С. Каган) — аксиологический подход, положение о значимости духовных ценностей в жизни человека (С.Ф. Ани-симов, А. И. Арнольдов, В. А. Блюмкин, А. Г. Здравомыслов, М. Г. Казакина, В. М. Межуев, Л. Н. Столович, В.П. Тугаринов) — диалектические принципы теории познания о сущности искусства как духовной ценности и его гуманистической направленности, о роли музыкального искусства в духовном и интеллектуальном развитии личности (Б. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, М. С. Каган, Д. Б. Кабалевский, А. Г. Костюк, В.В. Медушев-ский, Е. Назайкинский, В. Д. Остроменский, О. П. Радынова, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.) — исследования, посвященные профессио-графическому изучению деятельности учителя и педагога дошкольного образования (OA. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Н. В. Кузьмина. Л.В. Позд-няк, Л. А. Рапацкая, О. П. Радынова, Л. Г. Семушина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, В.И. Ядэшко) — инновационные исследования модульного обучения (А.Н. Алексюк, К .Я. Вазина, В. М. Гареев, C.JI. Кашин, М. В. Кларин, С. И. Куликов, Н. Б. Лаврентьева, Е. М. Машарова, М. Монахов, Г. К. Селев-ко, Л. Н. Пономарева, Ю. Ф. Тимофеева, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский, М. А. Чошанов, П.А. Юцявичене).

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической, философской, музыковедческой литературы по проблеме исследования;

2) анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы, интервьюирование;

3) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

4) методы математической статистики. Организация и база исследования:

Экспериментальное исследование проводилось на базе факультета дошкольного воспитания и педагогического факультета Вятского государственного педагогического университета с 1998 по 2001гг. В эксперименте участвовало 124 студента. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап: (1998;1999гг.) — поисково-теоретический, включал анализ философской, психолого-педагогической, эстетической, музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования, разработан комплекс критериев, направленный на выявление уровня развития музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования, а также технология модульного обучения в рамках предмета «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников», способствующая формированию музыкальной культуры студентов.

Второй этап: (1998;2000гг.) — опытно — экспериментальный. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, в процессе которого определены уровни музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования, обработаны результаты анкетирования. Проведен формирующий эксперимент в рамках курса «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников». На этом этапе уточнялась гипотеза, корректировались содержание и методика эксперимента.

Третий этап: (2000;2001 гг.) — заключительно — обобщающий. Проведен контрольный эксперимент, обработаны его результаты. Обобщены данные формирующего эксперимента, сформулированы основные выводы, результаты внедрены в практику вузовской подготовки специалистов дошкольного образования.

Научная новизна заключается в том, что.

— уточнено содержание понятия «музыкальная культура воспитателя дошкольного учреждения» ;

— экспериментально подтверждена эффективность применения технологии модульного обучения с целью формирования музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования;

— раскрыты возможности для исследования проблемы формирования духовной культуры студентов средствами различных дисциплин эстетического цикла.

Теоретическое значение исследования:

— выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования музыкальной культуры будущих воспитателей дошкольных учреждений;

— разработаны критерии, выявляющие уровень ее развития у будущих педагогов дошкольного образования;

— адаптирована технология модульного обучения в рамках предмета «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников», представляющая собой целостную систему подготовки студентов, направленную на формирование их музыкальной культуры и профессиональную музыкальную компетентность.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что рекомендации и выводы нашли применение в педагогическом эксперименте и способствовали формированию музыкальной культуры студентов во взаимосвязи с профессиональными знаниями и умениямиразработана программа «Модульная технология в преподавании курса «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» и методическое пособие «Модульная технология формирования музыкальной культуры воспитателей дошкольных учреждений», в которых нашли применение теоретические положения диссертацииразработана система заданий для студентов, которая может быть использована в практике подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность исследования подтверждается их соответствием, методологическими положениями философии, педагогики и психологии, методики музыкального воспитания, искусствознанияприменением комплекса методов исследования, адекватным его целям, задачамиспользованием современных методов математической обработки данныхположительными результатами экспериментального исследования, воспроизводимостью их в других педагогических вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования прошли проверку и получили одобрение на кафедрах эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета, дошкольной педагогики и психологии Вятского государственного педагогического университета.

Основные положения и результаты исследования представлены на. региональной научно-практической конференции «Проблемы развития речи детей в системе современного дошкольного образования» ВГПУ (Киров, 1999 г.), научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Е. А. Флериной «Проблемы дошкольного образования XXI века» МШУ (Москва, 2000 г.), научно-практической конференции «Новые технологии воспитания и социально-педагогической работы» (Глазов, 2000 г.) — научно — практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии Mill У (1921 -2001 гг.) «Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы» (Москва, 2001 г.).

По итогам диссертации опубликовано 4 научные работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Музыкальная культура воспитателя дошкольного учреждения является личностным качеством, формируемым в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, всех компонентов музыкально — эстетического сознания (чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов) проявляющееся в ценностном отношении к музыке и профессионально — музыкальной компетентности (наличии опыта восприятия музыки, музыкальных знаний и умений применения их в работе с детьми).

2.Формирование музыкальной культуры студентов эффективно при следующих педагогических условиях:

— развития профессиональной компетентности студентов в области музыкального воспитания дошкольников осуществляется в тесной взаимосвязи с накоплением опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкальной классики и формированием положительного оценочного отношения к музыкальной культуре;

— применения технологии модульного обучения, направленной на развитие творческих умений и готовности к самообразованию, с применением системы заданий, активизирующих оценочную деятельность студентов в области музыкальной культуры в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями;

Структура диссертации:

Материалы, полученные в результате анализа литературы и экспериментального исследования по выбранной теме, изложены в данной диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов, библиографии и 7 приложений.

ВЫВОДЫ:

1. Изучение многокомпонентного понятия «музыкальная культура» личности дает основание рассматривать музыкальную культуру воспитателя дошкольного образовательного как личностное качество, формирующееся в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, музыкальноэстетического сознания (эстетических чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов), проявляющееся в ценностном отношении к музыке и профессиональной музыкальной компетентности. Развитие эмоциональночувственной сферы в процессе восприятия музыки выступает основой в формировании музыкальной культуры педагога дошкольного образования, оказывает влияние на интеллектуальную деятельность и ведет к появлению ценностного отношения к музыке.

2. В результате исследования были выявлены педагогические условия, необходимые для развития личностной музыкальной культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения: накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений, музыкально — эстетических знаний во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыковприменение технологии модульного обучения, направленной на развитие музыкально-творческих умений и готовности к самообразованию, с использованием системы заданий, активизирующих оценочную деятельность студентов в процессе восприятия музыки и накопления профессиональных знаний и умений.

3. Разработаны критерии оценки уровня развития музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Первая группа критериев выявляла общие знания о музыке (понятия музыкального стиля, жанра, формы, знания о композиторах разных эпох, о музыкальных инструментах). Вторая группа критериев характеризовала ценностное отношение к музыке, определяющееся устойчивым музыкальным интересом, способностью адекватного восприятия произведения и его аргументированного анализа. Третья группа критериев выявляла профессионально-методические знания и умения, необходимые для применения изученного репертуара в работе с детьми.

4. Разработанная технология модульного обучения студентов в процессе изучения курса «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников», система творческих заданий, направленных на накопление опыта восприятия музыки во взаимосвязи с развитием профессиональных умений будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений показали свою эффективность. Технология включала в себя принципы модульного обучения (модульности, проблемности, гибкости, паритетности, динамичности), методы модульного обучения (вход-игра, экспресс-игра, модуль-игра, лекция-дискуссия, рейтинг), а также принципы и методы формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста (О.П. Радынова) — контрастного сопоставления произведений и уподобления характеру звучания музыки, показавшие свою эффективность в процессе формирования музыкальной культуры студентов.

5. Исследование подтвердило эффективность выявленных педагогических условий и методики обучения студентов. Полученные данные констатирующего этапа эксперимента свидетельствовали о низком уровне музыкальной культуры студентов. В экспериментальной группе низкий уровень составил 75%, в контрольной — 66,7%. Высокого уровня не было обнаружено. Целостная система творческих заданий, опирающаяся на развитие восприятия высокохудожественных произведений, позволила сформировать ценностное отношение к музыкальной классике, опыт применения ее в различных видах музыкальной деятельности детей, который студенты экспериментальной группы реализовывали в привлекательных для детей формах музыкальной деятельности (игра, сказка, сюжетное занятие, познавательные развлечения). Применяемые методы развивали у студентов эмоциональную отзывчивость на музыку, интеллектуальную активность, готовность к самообразованию, творчеству и способствовали формированию ценностного отношения к музыкальному искусству.

Проведенное исследование показало, что использование технологии модульного обучения привело к положительным изменениям как в уровне развития музыкальных знаний, умений, необходимых для работы с детьми, так и в развитии ценностного отношения студентов к музыке. Высокий уровень музыкальной культуры проявили 78,6% студентов, средний -21,4% студентов, низкого уровня не было выявлено. Это говорит о положительной динамике сформированности музыкальной культуры будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Для полной характеристики качественных изменений в критериях, формирующих музыкальную культуру, был использован критерий Фишера. Этот критерий характеризует установление различий и сходства в двух независимых выборках и оценивает достоверность различий между ними. Показатели критерия Фишера были следующие: (рэмп ~ 1 -97 (рэмп = 2.01 (рэмп =3.39, что свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении возможной взаимосвязи музыки и других дисциплин эстетического цикла в плане развития музыкальной и общей духовной культуры студентов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1 .К вопросу формирования музыкальной культуры студентов дошкольных факультетов педагогических вузов //Проблемы развития речи детей в системе современного дошкольного образования: Материалы региональной научно — практической конференции. — Киров.: ВГПУ, 1999. — с.93−95.

2. Развитие интереса к музыке у студентов дошкольных факультетов педагогических вузов //Проблемы дошкольного образования XXI века МПГУ: Материалы научно — практической конференции, посвященной 110 — летию со дня рождения Е. А. Флериной. — М.: МПГУ, 2000. — с.246−248.

3. Педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов дошкольных факультетов педагогических вузов //Новые технологии воспитания и социально-педагогической работы: Материалы научно-практической конференции. — Глазов, 2000. — с.66−68.

4. Технология модульного обучения как путь формирования музыкальной культуры будущих педагогов дошкольного образования. /Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921;2001гг.) — М.: МПГУ, 2001. — с.356−357.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1991. — 38с.
  2. Е.В. Развитие восприятия музыкального образа у первоклассников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991.- 206с.
  3. Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагоги-ческий феномен /на материале дошк. образования/: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000. — 32 с.
  4. А.Н., Кашин С. Л. и др. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста. М., 1992. — 56с.
  5. Алиев Ю.М. Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1987.- 32 с.
  6. Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения // Высшее образование в России. 1993. — № 2 -с. 102- 104.
  7. Н.Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1992.-17с.
  8. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. -253с.
  9. А.В. Эстетическое образование как фактор профессиональной подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 2001. 42с.
  10. Ю.Арановская И. В. Эстетическое развитие будущего учителя начальных классов средствами музыки как компонент его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990. -22с.
  11. А.И. Человек и мир культуры введение в культурологию. М.: Изд. МГИК, 1992. -240с.
  12. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвеще-ние, 1984. — 111с.
  13. .Г. Ценность музыки. М., 1923. — 19с.
  14. . Очаги слушания музыки, избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Изд. Знание. — 64с.
  15. . Музыкальная форма как процесс. Ленингр.отд.: Изд. Музыка, 1971. — 376с.
  16. В.Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности учащегося: Сб. науч. тр. /Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/. -Вып.5, Л-д., 1979. С.36−45.
  17. Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.-23с.
  18. А.П. Программированное обучение: дидактические основы. М., 1970. — 300с.
  19. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.- 64с.
  20. Д.Б. Пути к творчеству М.: Знание, 1981. — 96с.
  21. М.Ш. Музыка как речь и как мышление: Автореф. дисс. .докт. искусств. М., 1993. — 41с.
  22. Л.А. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд. РАН, 1997. — 352с.
  23. Е.В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 2001. -16с.
  24. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., НПО «Модэк», 1996. — 392с.
  25. Л.П. Человек /деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.-216с.
  26. Е.Я. О понятии «музыкальный интерес»: Сб. /Музыка всоциалистическом обществе/ вып.2, JL, 1975. — С.63−73.
  27. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Н.Новгород" 1991.- 125с.
  28. Л.И. Педагогические условия модульной организации физического образования в средней школе: Дисс. канд. пед наук. -Уфа, 2001.-190с.
  29. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение., 1967.-415с.
  30. Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость: Сб. статей. /Восприятие музыки/ Сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.С.229−243.
  31. Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1983. — 255с.
  32. Л.С. Воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся КПУ: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М, 1984.-16с.
  33. Л.С. Педагогическая психология. М.: Изд. Работник просвещения, 1926.-348с.
  34. Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997. 416с.
  35. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб.: Союз, 1997. 96с.
  36. В.М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 30−33.
  37. З.И. Формирование музыкально-педагогической культуры учителя начальных классов в системе высшего образования: Ав тореф. дисс. канд. пед. наук. Курск, 1997.- 17с.
  38. Н.Н. Некоторые особенности музыкальнопознавательной деятельности: Сб. /Вопросы методики музыкальноговоспитания/ Минск., 1976. — 128с.
  39. С.В. Подготовка студентов к использованию комплекса искусств в художественном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994.- 17с.
  40. И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.-16 с.
  41. М.В. Проблемы теории личности. Изд. Моск. универс., 1977. -240с.
  42. У. Что такое эмоция: Сб. /Психология эмоций/ под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. Изд. МГУ, 1984. — 288с.
  43. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1979. — 27с.
  44. .И. Эмоция как ценность. М.: Изд. полит, лит., 1978.-272с.
  45. .И. В мире эмоций. Киев: изд. полит, лит. Украины, 1987.-139с.
  46. В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2000.-16с.
  47. Е.А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов заочников педвузов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1988. — 21с.
  48. Дыс JL Музыкальное мышление как объект исследования: Сб. /Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования/ Киев, 1989. — С.36−40.
  49. Р.А. Воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке у учащихся дошкольных отделений педучилищ: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987.- 25с.
  50. Проблемы методологии современного искусствознания/ М.: Наука, 1989. — С.5−25.54.3убачевская Н. А. Формирование эстетических интересов младших школьников средствами искусства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Челябинск, 1995. -25с.
  51. К.Э. Психология эмоций /пер. с англ. Спб.: Изд. «Питер», 1999.-464с.
  52. Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания //Вопросы психологии. 1971 № 5. — С. 66−74.
  53. Искусство в мире духовной культуры /Ред. Е. П. Шудря и др. Киев: Наукова Думка, 1985.- 239с.
  54. Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982. -214с.
  55. М.С. Морфология искусства: Изд. Искусство. Л-д, 1972.-440с.
  56. М.С. Человеческая деятельность. /Опыт системного анализа/.- М.: Политиздат, 1974.-328с.
  57. М.С. Искусство как феномен культуры: Сб. /Искусство в системе культуры/ Сост. М. С. Каган. Л-д: изд. Наука, 1987. — С. 6−22.
  58. М.С. Философия культуры. СПб., 1996. — 416с.
  59. М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. -232с.
  60. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. — 205с.
  61. М.С. Введение в историю мировой культуры, кн. 1 Спб., 2000. — 368с.
  62. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л-д., 1989. -84с.
  63. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  64. А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально педагогических факультетов в процессе обучения в классе фортепиано: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996.25с.
  65. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки: Сб. /Вопросы музыкознания/ под ред. Ю. В. Келдыш. М., 1960. -т.З. — С.302−323.
  66. Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. Л., 1976. — 146 с.
  67. Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Дисс. докт. искусствовед. М., 1997. — 266 с.
  68. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетические эмоции, переживания, чувства: Сб. /Эстетическое сознание и процесс его формирования/ М.: Искусство, 1981. — 255с.
  69. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983 .-224с.
  70. Н.И., Лейзеров Н. Л. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1983. — 64с.
  71. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М: Знание, 1989. — 80с.
  72. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2 т., т.2. — ЛГУ, 1960. — 303с.
  73. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. -391с.
  74. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.- 64с.
  75. Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5−7 лет. М.: АРКТИ, 2001. — 96с.
  76. Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 128с.
  77. Ф.Д. Эстетическое отношение и эстетическая оценка: Сб- /Эстетическое сознание и процесс его формирования/ М.: Искусство, 1981.- 255с.
  78. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание.-1989.- № 5,-С. 10−23.
  79. А.Г. Культура музыкального восприятия: Сб. /Художественное восприятие/ под ред. Б. С. Мейлаха. JI-д., 1971. -С. 334−347.
  80. А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академ. Проект, 2000. — 736с.
  81. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.- 576с.
  82. Ю. Выразительность и изобразительность музыки. М., 1962.-52 с.
  83. Ю. Интонация и образ в музыке /Интонация и музыкальный образ/ под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. -354с.
  84. Н.Б., Печко Л. П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. М.: Знание, 1986. -64с.
  85. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Изд. Ленингр. универ., 1970. — 114 с.
  86. Культурология /под ред. Г. В. Драча. Ростов на Дону.: Феникс, 1995. -576с.
  87. Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: Дисс. докт. пед. наук. Барнаул, 1999. — 393с.
  88. А. Н. Деятельность, сознание, личность. Изд.2. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. -т.2. -М.: Педагогика, 1983.-320с.
  90. А.Н. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. -365с.
  91. И.Я. Проблемное обучение. -М., Знание, 1974.- 64с.
  92. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.
  93. И. Социальная типология эстетического вкуса: Сб. /Восприятие музыки/ Сост. Максимов В. Н. М.: Музыка, 1980. — С.38−53.
  94. А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дисс. докт. пед. наук., М., 1996.-39с.
  95. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Учебное пособие, 2 изд. — Киров: изд. ВГПУ, 1997.-160с.
  96. Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение. Учебн. Пособие. -М., 1999. — 144с.
  97. В.В. О системном отображении /моделировании/ эмоций в музыке. /4 научн. конференц. По вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса. М., 1972. — С.102−104.
  98. В. О содержании понятия «адекватное восприятие»: Сб. /Восприятие музыки/ Сост. Максимов В. Н. М., 1980. — С. 141 — 155.
  99. В.М. Культура и история. М., 1997.-199с.
  100. М. Этюды в стиле музыки. Л.: Музыка, 1990. — 228с.
  101. В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1996. -25с.
  102. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351с.
  103. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.-406с,
  104. М. Методология проектирования педагогической технологии /аксиоматический аспект/ //Школьные технологии. 2000. -№ 3.- С. 57−72.
  105. Ю9.Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.-356с.
  106. Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования. М., 1984. — 260с.
  107. Л.Н. Технология модульного обучения как средство гуманизации профессиональной подготовки специалистов: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 204с.
  108. Психология одаренности детей и подростков /под. ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996.- 407с.
  109. О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1984. — 23с.
  110. О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. -М.: Просвещение: Владос, 1994. 223 с.
  111. О.П. Музыкальное развитие детей: 2 ч.- М.: Владос, 1997. чЛ -608с.
  112. О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1999.-52с.
  113. О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном — Пресс, 1999. — 80с.
  114. JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991.-139с.
  115. Л.А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, Владос, 1995. — 192с.
  116. Л.А. Искусство «серебряного века». М.: Просвещение: Владос, 1996. — 192с.
  117. А.Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1991. -16с.
  118. Ребенок в мире культуры /под ред. Р. М. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 558с.
  119. А.Г. Музыка и ее представители. М., 1891. — с. 17
  120. С.Л. Эмоции: Сб. /Психология эмоций/ под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. изд. МГУ, 1984.- 288с.
  121. С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999. — 720с.
  122. С.Л. О личностном подходе /Психология личности в трудах отечественных психологов/ Спб.: Питер. 2000. — с.23−32.
  123. М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1995.- 20с.
  124. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование. 1998. -256с.
  125. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения. М., 1979. — 173с.
  126. Л.Г., Борщанская Б. Р., Подлесская Н. С. Преподавание курса дошкольной педагогики в педагогическом училище.- М.: Просвещение, 1990. 128с.
  127. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дисс. на соискание доктора пед. наук.-М., 1991.-31с.
  128. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996. — 349с.
  129. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении /материал научной конференции по дидактике 11−13 мая/ М., 1965.-48с.
  130. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1976.- 20с.
  131. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия: Сб. /Проблемы музыкального мышления/ под ред. М. Г. Арановского. М., 1974.-336с.
  132. А. Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975.-203с. НЗ. Столович JI.H. Природа эстетической ценности. — М.: Изд. Полит, 1972.-271с.
  133. Т.Г. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов /Приемы формирования познавательной активности/ М.: Прометей, 1991. — С. 112−122.
  134. Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки. Екатеринбург, 1995.-62с.
  135. Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1992.- 18с.
  136. Г. С. Психология музыкальной потребности: Автореф. дисс. докт. наук искусствоведения. М., 1991.-47с.
  137. Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979.- 16с.
  138. ТельчароваРА. Музыка и культура. М.: Знание, 1986.- 64с.
  139. ТеЛьчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры. М.: Просвещение, 1991 .-158с.151 .Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М-Д., 1947. 335с.
  140. .М. О музыкальном переживании /Психология и психофизиология индивидуальных различий/. М., 1998. — С.90−113.
  141. .М. Психологические вопросы художественного воспитания: Сб. /Психология и психофизиология индивидуальных различий/. М., 1998. — 544с.
  142. Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога инженера //Высшее образование в России. -1993. — № 4. — С. 119 — 125.
  143. В.И. Формирование нравственной культуры будущего учителя в учебном диалоге: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Воронеж, 1998.- 19с.
  144. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентировочная монография /под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  145. В.П. О ценностях жизни и культуры. Изд. ЛГУ., 1960.-156с.
  146. В.П. Избранные философские труды. Л-д: изд. ЛГУ, 1988.- 344с.
  147. В.Н. Музыка как феномен культуры: Дисс. канд. культурологии. М., 1998. — 139 с.
  148. С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 2001.- 16с.161 .Формирование познавательной самостоятельности школьников: Сб. / под ред. Т. И. Шамовой. М., 1975.- 178с.
  149. Художественная культура и гармоническое развитие личности / под ред. Н. В. Гончаренко. Киев., 1982. — 239с.
  150. Т.И. Теория и практика технологии модульного обучения /на материале немецкого языка в неязыковом вузе/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994. — 17с.
  151. Н.А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5−6 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987. — 16с. 165. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. Пособие. — М., 1996.-160с.
  152. Т.И. Проблема активизации учения школьников: (Дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении): Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1977. — 32с.
  153. В.Н. (очерк жизни и творчества). М., 1972.-63с.
  154. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.-200с.
  155. С.Т. Избранные пед. сочинения: В 2-х т. /под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой М.: Педагогика, 1980. -т.1. — 304с.
  156. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343с.
  157. Г. Х. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание, 1978.-64с.
  158. Е.Н. Гуманизация педагогического образования /состояние и перспективы/. М-Ставрополь, 1991.-205с.
  159. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М: Академия, 1999. — 288с.
  160. Д. Знать и любить музыку. М., 1958, — 15с.
  161. Д. Музыка и время: Сб. /Музыка и современность/. Вып. 10. М., 1976.С.10.
  162. П.А. Методы модульного обучения. Учебн. Пособие, -Вильнюс, 1988. 56с.
  163. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.-271с.
  164. В.И. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля (задачи, поиски, проблемы): Сб./Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания. М., 1986. С.13−14.
  165. П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. М., 1961. -49 с.
  166. П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. — 85 с.
  167. П.М. Психология чувств и мотивации / под ред. Е. М. Борисовой. М.: Воронеж, 1998. — 304с.
  168. Goldshmid В., Goldshmid M. Modular Instruction in Higher Education. 1972.-N 2. — p.15 — 32.
  169. Lange Y. Geometru in modules: Teache’s Mannal. Londen., Addison — Westley P. C., 1986. — 107p.
  170. Russell J.D. Modular Instuctuction Minneapolis. Minn, Burgest Publishing Co., 1974−64p/191 .Suzuki Developing Children s Ability Vsing The Suzuki Haching Method. How we are doing now. Matsumoto. 1977. — p.5.
Заполнить форму текущей работой