Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятийный аппарат исследования: алгоритм — система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи (получению запланированного результата) — алгоритмическая деятельность — пошаговое выполнение учащимся указаний, предусмотренных алгоритмом или предписанием алгоритмического типаалгоритмизация обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Проблема алгоритмизации учебной деятельности учащихся начальных классов в педагогической теории и практике
    • 2. Дидактические условия применения алгоритмов и предписаний в учебной деятельности младших школьников
    • 3. Моделирование системы алгоритмов и предписаний как основа повышения эффективности учебной деятельности учащихся начальной школы
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АЛГОРИТМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. Условия, задачи и методика^организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. Технология реализации дидактических условий алгоритмизации учебной деятельности учащихся начальных классов
    • 3. Обоснование эффективности учебной деятельности младших школьников средствами ее алгоритмизации
  • Выводы по главе 2

Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы алгоритмизации мыслительных процессов в практике обучения учащихся младших классов обусловлена тем, что в настоящее время в свете широкой автоматизации, компьютеризации, использования новых информационных технологий возникает объективная потребность в совершенствовании образовательного процесса в начальной школе.

Повышение качества обучения младших школьников возможно при его организации с учетом теории обучающих алгоритмов, обосновывающей способы их разработки и применения в массовой практике (В.А. Далингер, К. Б. Есипович, JI.H. Ланда, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Н. М. Розенберг, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман и др.).

Теория обучающих алгоритмов исходит из следующих положений:

1. Всякий мыслительный процесс состоит из некоторой последовательности умственных операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация и др.). Чаще всего многие из них не осознаются, совершаются автоматически. Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного обучения тому или иному предмету эти операции надо выявлять и специально им обучать (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, З. И. Калмыкова, Н. Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин). Без сформированности операциональной стороны мышления учащихся знание правил оказывается бесполезным, так как они не в состоянии их применить.

2. Обучение алгоритмам и предписаниям алгоритмического типа можно проводить по-разному. Иногда они даются в готовом виде и учащиеся сразу же приступают к решению задач в соответствии с последовательностью операций, указанных в алгоритме (после предварительного анализа этих операций с помощью учителя). Иногда алгоритмы «открываются» самими учащимися (опять же под руководством учителя). В обоих случаях в) умственную деятельность вносятся порядок и система [83,146]. Процесс же открывания" алгоритма самими учащимися имеет творческий характер. Работа с алгоритмами способствует интеллектуальному развитию школьников.

3. Применение алгоритмов и предписаний в обучении — один из Ъ наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Алгоритмизация учебной деятельности школьников при изучении теоретического материала позволяет наглядно представить системные связи между изучаемыми явлениями, что обеспечивает его усвоение с соблюдением принципа системности. Практическое применение алгоритмов в значительной степени способствует развитию соответствующих умений и автоматизации навыков.

Логико-теоретический анализ педагогической литературы [45, 51, 81, 84, 111, 135] свидетельствует о том, что алгоритмы и предписаниянеобходимое средство интенсификации процесса обучения. Работа по ним ^ позволяет в несколько раз сократить время на изучение тех явлений, ознакомление с которыми при помощи традиционных методов требует значительных его затрат. Остается только сожалеть, что такой эффективный метод организации учебного времени до настоящего времени не получил широкого распространения. Его разработкой занимаются отдельные педагоги IP школ и вузов, получая высокие обучающие результаты. Однако этого явно недостаточно для поднятия обучения на качественно новый уровень.

Осуществление алгоритмизации в обучении — дело непростое. Нужна предварительная, кропотливая работа по созданию специальных дидактических материалов. Причем задания должны быть подобраны и разработаны таким образом, чтобы обеспечить пошаговую тренировку производимых операций. Для создания этих материалов от их составителя требуется особая подготовка как в области преподавания конкретных учебных предметов, так и алгоритмизации. Нехватка таких специалистов привела к тому, что идеи алгоритмизации еще не нашли широкой поддержки, и это существенно сказывается на темпах совершенствования учебного процесса.

Сказанное выше, в полной мере относится и к начальному обучению, поскольку оно является фундаментом, на основе которого «воздвигается» здание дальнейшего образования личности. В связи с этим повышается ответственность начальной школы не только за формирование полных, системных, прочных знаний, умений и навыков, но и общее психическое развитие учащихся, в том числе развитие основных форм (понятие, суждение и умозаключение) и видов (наглядно-образное, абстрактно-логическое, репродуктивное и творческое) мышления.

Основываясь на теоретическом анализе педагогических исследований [42, 44, 185, 186] и массовой практики отметим, что достижение данной цели возможно путем вооружения младших школьников общими способами действий, направленными на решение целых классов задач. В качестве таких способов действия могут выступать алгоритмы и предписания алгоритмического типа, сообщаемые школьникам в готовом виде или конструируемые учащимися начальных классов в ходе совместной поисково-творческой деятельности.

В ряде научных работ [39, 52, 64, 118, 146] показаны возможности и необходимость повышения качества обучения младших школьников посредством формирования и развития их алгоритмической культуры и соответствующей подготовки учителей начальных классов. Однако в данных исследованиях недостаточно внимания уделяется развивающим возможностям алгоритмов и предписаний алгоритмического типа, не обоснованы дидактические условия, обеспечивающие повышение эффективности учебной деятельности учащихся начальных классов средствами ее алгоритмизации, отсутствует система алгоритмов и предписаний и технология ее реализации в обучении младших школьников, особенно с учетом современных требований к организации образовательного процесса. Поэтому вопрос о целесообразности и эффективности алгоритмизации учебной деятельности в начальной школе до настоящего времени остается дискуссионным.

Слабая теоретическая разработанность указанных аспектов данной проблемы отрицательно сказывается на ее практическом решении. Это выражается в том, что учителя, не придавая серьезного значения применению алгоритмов в обучении младших школьников, ограничиваются их бессистемным использованием лишь на отдельных этапах процесса обучения в рамках репродуктивно-исполнительской деятельности учащихся. Подобное отношение отрицательно влияет на эффективность их учебной деятельности.

Таким образом, объективно существуют следующие противоречия:

— между необходимостью повышения эффективности учебной деятельности младших школьников средствами ее алгоритмизации и реальным состоянием процесса обучения в начальных классах;

— между развивающими возможностями алгоритмов и предписаний и использованием их исключительно в рамках репродуктивной деятельности школьников;

— между перспективностью их применения и необоснованностью дидактических условий, способствующих реализации системы алгоритмов и предписаний в практике обучения, отсутствием технологии алгоритмизации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Проблема исследования состоит в разрешении указанных противоречий, основным из которых является противоречие между объективной необходимостью в повышении эффективности учебной деятельности младших школьников средствами ее алгоритмизации и реальным состоянием процесса обучения в начальных классах.

Содержание изложенных противоречий и вытекающая в связи с этим проблема определили выбор темы исследования: «Дидактические условия алгоритмизации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения».

Объект исследования — процесс обучения учащихся начальных классов.

Предмет исследования — алгоритмизация учебной деятельности младших школьников на уроке.

Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать комплекс дидактических условий алгоритмизации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих повышение ее эффективности в процессе обучения.

Проблема, объект и предмет исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: учебная деятельность учащихся начальных классов становится более эффективной, если в процессе обучения она строится как алгоритмическая и основывается на учете адекватного комплекса дидактических условий, включающего:

— обеспеченность операциональной стороны мышления школьников в соответствии с уровнем их реальных учебных возможностей;

— наличие специальных дидактических материалов, предполагающих пошаговую тренировку производимых операций;

— применение теории поэтапного формирования умственных действий в качестве основы организации алгоритмической деятельности младших школьников;

— ориентацию на дедуктивное построение процесса обучения.

Исходя из цели исследования и сформулированной гипотезы, определены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние данной проблемы в теории и практике начального обучения, определить тенденции и перспективы ее решения.

2. Выявить и теоретически обосновать основные дидактические условия использования алгоритмов и предписаний алгоритмического типа в учебной деятельности младших школьников, влияющие на повышение ее эффективности.

3. Разработать с учетом выявленных условий модель реализации системы алгоритмов и предписаний в обучении учащихся начальных классов и критерии эффективности алгоритмической деятельности школьников на каждом из уровней ее исполнения.

4. Апробировать созданную модель в опытно-экспериментальной работе и на практике.

Методологическую основу исследования составляют: диалектико-мате-риалистический подход к процессу изучения педагогических проблем, философские идеи о соотношении сознания, деятельности и развития личности, о единстве теории и практикитеория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — дидактические исследования в области алгоритмизации обучения (В.А. Далингер, JI.H. Ланда, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман, А. Т. Шумилин и др.), моделирования педагогических явлений (А.П. Аношкин, B.C. Безрукова, В.П. Бес-палько, А. П. Тряпицына и др.), теория уровней усвоения содержания образования (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, М.Н. Скаткин), взгляды создателей системы развивающего обучения (В.В. Давыдов, JT.B. Занков, Д. Б. Эльконин и ДР-).

Методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретического и экспериментального исследования проблемы, которые можно условно разделить на три этапа:

ПЕРВЫЙ ЭТАП (1998;99 г. г.) — осуществлялось изучение философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме, определение цели, задач и рабочей гипотезы исследования, осмысление и формирование его научно-понятийного аппарата, изучение теоретических основ педагогического эксперимента, изучение состояния проблемы алгоритмизации начального обучения в практике работы общеобразовательных школ, наблюдение за деятельностью младших школьников по алгоритмам и предписаниям алгоритмического типа, поиск условий и вариантов оптимизации данного процесса.

ВТОРОЙ ЭТАП (1999;2000 г. г.) характеризовался дальнейшим изучением и анализом методической и психолого-педагогической литературы с целью определения требований к современной организации учебной деятельности младших школьников, анализом современной концепции проектирования, разработкой уровневой структурно-функциональной модели реализации системы алгоритмов и предписаний, отражающей комплекс дидактических условий их применения в учебной деятельности учащихся начальной школы, а также программы опытно-экспериментальной работы, определением нормативной базы для осуществления экспериментально-педагогической деятельности.

ТРЕТИЙ ЭТАП (2000;2001 г. г.) включал проведение педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялась реализация комплекса дидактических условий использования системы алгоритмов и предписаний в учебной деятельности младших школьников. На обучающем этапе эксперимента производились анализ полученных результатов и совершенствование спосо-i бов реализации модели обучения, построенной на основе теоретического изыскания. Полученные в процессе экспериментальной работы результаты подвергались обработке методами математической статистикиодновременно проводились их проверка и корректировка, формулирование выводов и рекомендаций, оформление результатов исследования в виде диссертации.

§.

В процессе работы использовалась комплексная методика исследования: теоретический анализ философской, психологической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение опыта практической работы учителей в аспекте данной темынаблюдение за учебной деятельностью младших школьников, изучение продуктов их деятельностимоделирование дидактических условий использования обучающих алгоритмовметод экспертной оценкипедагогический эксперимент, включающий констатирующий, обучающий и контрольно-результативный этапыкачественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием методов математической статистики (медианный критерий, критерий Колмогорова — Смирнова, критерий хи-квадрат).

Базой исследования были следующие образовательные учреждения: гимназии № № 9, 26, 88, 140, образовательные школы (начальная ступень) № № 21, 58, 109 г. Омска и школы Щербакульского района Омской области.

Научная новизна исследования состоит:

— в раскрытии основных дидактических условий, обеспечивающих поГ вышение эффективности учебной деятельности младших школьников на уроке средствами ее алгоритмизации;

— в обосновании необходимости применения дидактических материалов, предусматривающих пошаговую тренировку производимых операций, в качестве материальной основы алгоритмической деятельности учащихся начальных классов;

— в доказательстве приоритетности дедуктивного построения обучения с использованием алгоритмов и алгоритмических предписаний;

— в разработке уровневой структурно-функциональной модели реализации системы алгоритмов и предписаний в обучении младших школьников. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) установлена зависимость повышения эффективности учебной деятельности учащихся начальных классов от полноты реализации комплекса дидактических условий ее алгоритмизацииб) обосновано использование теории поэтапного формирования умственных действий в качестве основополагающего инструмента организации алгоритмической деятельности младших школьниковв) показана возможность организации усвоения младшими школьниками алгоритмов и предписаний на репродуктивно-исполнительском, частично-поисковом и продуктивно-творческом уровнях.

Практическая значимость исследования выражается в разработке прикладных материалов и приемов организации деятельности педагога и школьников на каждом из уровней усвоения алгоритмов и предписаний, в разработке методических указаний по реализации комплекса дидактических условий, обеспечивающих эффективность учебной деятельности учащихся на первой ступени общеобразовательной школы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Алгоритмизация учебной деятельности младших школьников способствует повышению ее эффективности при соблюдении следующих дидактических условий: обеспеченность операциональной стороны мышления учащихся в соответствии с уровнем их реальных учебных возможностейналичие специальных дидактических материалов, предполагающих пошаговую тренировку производимых операцийприменение теории поэтапного формирования умственных действий в качестве основы организации алгоритмической деятельности младших школьниковориентация на дедуктивное построение процесса обучения.

2. Организация алгоритмической деятельности учащихся в соответствии с уровневой структурно-функциональной моделью (на репродуктивно-исполнительском, частично-поисковом и продуктивно-творческом уровнях) позволит наиболее полно реализовать указанный комплекс дидактических условий, что обеспечит адекватный конечный результат.

3. Критериями эффективности алгоритмической деятельности школьников на каждом из уровней ее исполнения являются: качество знаний и сформированность алгоритмических способов деятельности.

Достоверность и обоснованность проведенной работы и ее результатов обеспечивается системным подходом при разработке проблемы, методологическим обоснованием исходных положений, использованием адекватных для исследования проблемы теоретических и эмпирических методов, проведением эксперимента в строго контролируемых условиях, относительной устойчивостью показателей работы экспериментальных групп по отношению к контрольным, тщательностью отслеживания, а также всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их обсуждения на научно-практических конференциях разного уровня (г. Красноярск, 2000 г, г. Омск, 1999, 2000, 2001гг.) — в процессе организации и проведения учебных занятий со студентами 3-го курса факультета начальных классов ОмГПУ (курс по выбору «Алгоритмизация обучения младших школьников»). На разных этапах исследования в нем участвовали педагоги, управленцы (завучи школ и гимназий), специалисты методической службы управления образования. Основные идеи диссертационного исследования представлены в методических рекомендациях для практических работников школ (учителей начальных классов, заместителей директоров школ и гимназий по учебной работе).

Результаты изыскания внедрялись в школах г. Омска и области, при подготовке и переподготовке педагогических кадров, организованных в режиме дистантного обучения, а также через выступления на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения педагогического университета. Наиболее значимые моменты экспериментально-педагогической деятельности нашли свое отражение в научных публикациях диссертанта [167, 168, 169, 170,171, 172].

Внедрение комплекса дидактических условий алгоритмизации учебной деятельности младших школьников осуществлялось также в процессе учебно-воспитательной работы школы № 21 г. Омска, где диссертант работала учителем начальных классов.

Понятийный аппарат исследования: алгоритм — система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи (получению запланированного результата) — алгоритмическая деятельность — пошаговое выполнение учащимся указаний, предусмотренных алгоритмом или предписанием алгоритмического типаалгоритмизация обучения — технология обучения, основанная на использовании алгоритмов и предписаний в учебном процессе и обеспечивающая эффективный конечный результат деятельностиалгоритм управления процессом учения — это система слежения и коррекции учебной деятельности обучающихся и контроля с целью поддержания функционирования и достижения заданных целей обучениявладение алгоритмом — это умение легко и быстро осуществлять алгоритмический процесс, обеспечивая эффективность этого процессадедуктивное построение обучения — процесс обучения, построенный на восхождении школьников от общих знаний к частнымдидактические условия — это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм для достижения определенной дидактической целизнание алгоритма — это знание операций, которые нужно произвести для решения задачи определенного типа и условий их применения, т. е. знание алгоритмического предписаниямодель — это мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую модификацию объектаобобщенный способ деятельности — способ действия, направленный на решение определенного класса задачоперациональная сторона мышления — совокупность мыслительных операций, которыми должны овладеть учащиеся для успешного осуществления алгоритмической деятельностипоэтапное формирование умственных действий — процесс преобразования внешней, предметной деятельности во внутреннюю, психическую, формирования внутренних, интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действительностипредписание алгоритмического типа — выраженная в словесной форме система операций, при выполнении которых не требуется соблюдение строго определенной последовательности, но для получения запланированного результата необходим учет условий их примененияt педагогическое проектирование — процесс создания предварительных вариантов предстоящей деятельности педагога и школьников и прогнозирования ее результатовучебная деятельность — целенаправленный и мотивированный процесс планомерного приобретения учащимся субъектом определенной сис-i темы научных знаний, умений и навыков, способов деятельности (практической и интеллектуальной), опыта творчества и эмоционально-ценностных отношений, осуществляющийся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности и организованный по принципу самоуправления. эффективность учебной деятельности — качество, показывающее степень соответствия между проектируемыми и достигаемыми ее результатами.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Выводы по главе 1.

1. Повышение эффективности учебной деятельности младших школьников средствами ее алгоритмизации — сложная и актуальная проблема. Поэтому в данной главе представлено ее теоретическое решение. Достижение цели осуществлено путем логико-теоретического анализа разнообразных аспектов проблемы и разработки уровневой структурно-функциональной модели реализации системы алгоритмов и предписаний, сочетающей организацию обучения на репродуктивно-исполнительском, частично-поисковом и продуктивно-творческом уровнях.

2. Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы (В.А. Далингер, Л. Н. Ланда, М. П. Лапчик, В. М. Монахов, Н.М. Ро-зенберг, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман и др.) показал, что в дидактике начальной школы еще не выявлены условия, обеспечивающие повышение эффективности учебной деятельности младших школьников средствами ее алгоритмизации, не разработана система алгоритмов и предписаний, отсутствует технология ее реализации в процессе обучения. Слабая теоретическая разработанность указанных аспектов проблемы отрицательно влияет на ее практическое решение.

3. При алгоритмизации учебной деятельности младших школьников важно учитывать те обстоятельства процесса обучения (термин В.И. Андреева), которые принято называть дидактическими условиями. Учитывая особенности развития познавательной сферы учащихся начальных классов, а также необходимость повышения эффективности их учебной деятельности, можно сформулировать следующие дидактические условия использования алгоритмов и предписаний в обучении школьников:

1) Обеспеченность операциональной стороны мышления школьников в соответствии с уровнем их реальных учебных возможностей.

2) Наличие специальных дидактических материалов, предполагающих пошаговую тренировку производимых операций.

3) Применение теории поэтапного формирования умственных действий в качестве основы организации алгоритмической деятельности.

4) Ориентация на дедуктивное построение процесса обучения.

4. Выявленный в процессе логико-теоретического анализа комплекс дидактических условий стал основой для разработки уровневой структурно-функциональной модели реализации системы алгоритмов и предписаний. При ее построении мы исходили из общей схемы педагогического проектирования, а также требований, предъявляемых к моделям, структурным и технологическим параметрам процесса обучения.

5. Системный подход к организации учебного процесса позволил осуществить алгоритмизацию учебной деятельности младших школьников на трех уровнях: репродуктивно-исполнительском, частично-поисковом и продуктивно-творческом. Ее специфика на каждом из уровней отражена в содержании модели системы алгоритмов и предписаний и ее кратком анализе.

6. На всех этапах процесса проектирования мы опирались на известные классификации видов деятельности учителя и учащихся, форм и методов обучения, структуру этапов познавательной деятельности, ее психологическую теорию, что позволило сформулировать содержание модели в терминах соответствующих педагогической и психологической теорий.

7. Данное исследование не претендует на полное и всестороннее раскрытие изучаемой проблемы. Однако изложенные выводы являются достаточно убедительными, и поэтому представляют значимость для ее практического решения.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АЛГОРИТМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Рабочая гипотеза, выдвинутая в ходе теоретического исследования, потребовала организации и проведения дидактического эксперимента. Придерживаясь его логики, первый параграф данной главы посвящен анализу задач, условий, предпосылок проведения и сущности опытно-экспериментальной работы. Во втором параграфе раскрыты основные положения технологии обучения, связанной с реализацией дидактических условий использования алгоритмов и предписаний в учебной деятельности младших школьников. В третьем параграфе проведен анализ результатов опытно-поисковой работы и дано обоснование эффективности организации учебного процесса.

§ 1. Условия, задачи и методика организации опытно-экспериментальной работы.

Проектирование учебной деятельности младших школьников с учетом комплекса дидактических условий применения алгоритмов и предписаний проходило экспериментальную проверку в общеобразовательных гимназиях №№ 9, 26, 88, 140 и общеобразовательных школах №№ 21, 58, 109 г. Омска. Экспериментом было охвачено 612 учащихся (2 кл. — 213 учащихся, 3 кл. -202 учащихся, 4 кл. — 197 учащихся) и 24 учителя начальных классов. Экспериментально-педагогическая деятельность была связана с устранением следующих противоречий:

1) между необходимостью повышать качество обучения младших школьников и дефицитом учебного времени, вызванным большой насыщенностью учебных программ;

2) между традиционной организацией начального обучения и возможностью применения алгоритмов и предписаний как средства повышения эффективности учебной деятельности учащихся начальных классов;

3) между развивающими возможностями алгоритмов и предписаний в обучении учащихся младших школьников и использованием их исключительно в рамках репродуктивной деятельности детей;

4) между перспективностью их применения и отсутствием специальных дидактических материалов, подготовки учителей начальных классов в области алгоритмизации обучения, слабым развитием операциональной стороны мышления младших школьников.

В задачи дидактического эксперимента входило:

1. Изучение состояния проблемы алгоритмизации в базовых учебных заведениях в условиях традиционного обучения.

2. Проверка действенности найденного в теоретическом исследовании комплекса дидактических условий использования алгоритмов и предписаний в учебной деятельности младших школьников.

3. Апробирование разработанной с его учетом уровневой структурно-функциональной модели реализации системы алгоритмов и предписаний в процессе обучения.

При разработке общих и частных вопросов констатирующего и обучающего этапов учитывались идеи и требования, предъявляемые к педагогическому эксперименту и обоснованные в работах Ю. К. Бабанского [11], В. И. Журавлева [21], В. И. Загвязинского [54], Т. А. Ильиной [65], Н. В. Кузьминой [107], Т. И. Шамовой [177], Е. П. Щербакова [182] и др.

С целью выявления сущности алгоритмизации начального обучения, подходов к разработке проблемы, а также определения комплекса дидактических условий применения алгоритмов и предписаний проводились теоретический анализ и обобщение научно-педагогических источников.

Для изучения опыта практической работы учителей начальной школы в аспекте данной темы и готовности их к деятельности в инновационном режиме использовались анкетирование, беседы, анализ посещенных уроков. Применение графического моделирования способствовало упорядочению представлений об организации алгоритмической деятельности учащихся начальных классов, определяемой комплексом дидактических условий.

На всех этапах опытно-экспериментальной работы обеспечивалось систематическое наблюдение за учебной деятельностью младших школьников, позволяющее отмечать характер протекания учебного процесса с использованием алгоритмов и предписаний, его адекватность реализуемому комплексу дидактических условий, регулировать и корригировать процесс обучения с их учетом.

Опытно-экспериментальная работа велась в соответствии с разработанной программой и охватила 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольно-результативный. Основными ее параметрами были определены этапы, их цели, изучаемые характеристики, методы исследования, его база, сроки каждого из этапов и планируемый конечный результат. На каждом из обозначенных этапов исследования определялись степень сформированности операциональной стороны, теоретического типа мышления школьников, а также умений учащихся начальных классов оперировать алгоритмами и предписаниями на репродуктивно-исполнительском, частично-поисковом и продуктивно-творческом уровнях. Содержание опытно-экспериментальной работы представлено в таблице 4 (см. С. 91).

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:

1) установить преобладающий тип мышления, степень сформированное&tradeразличных мыслительных операций младших школьников (анализа, сравнения, обобщения, классификации);

2) выявить исходный уровень овладения учащимися начальных классов алгоритмами и предписаниями алгоритмического типа;

3) определить возможности для организации алгоритмической деятельности младших школьников с учетом адекватного комплекса дидактических условий.

В рамках констатирующего этапа эксперимента была осуществлена диагностика детей с использованием следующих методик:

1. Определение типа мышления (А.З. Зак).

2. Выявление уровня сформированности у учащихся начальной школы умственных действий анализа (А.З. Зак), сравнения, классификации (Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова), обобщения (Б.И. Пинский).

3. Установление исходного уровня овладения младшими школьниками алгоритмами и предписаниями алгоритмического типа. Было также организовано анкетирование учителей начальных классовпроанализирована серия уроков в базовых общеобразовательных школах.

Первая методика [57] направлена на исследование общего различения школьников по способу решения предложенных задач: теоретическому и эмпирическому. Теоретический способ имеет место, когда задача решается не только для данного частного вида, но и для всех однородных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Формирование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. — Мое. гос. пед. университет, 1999. — 22с.
  2. Алгоритмическая направленность процесса обучения математике в средней школе: Методические рекомендации для студентов. Ч. 1,2. под ред. В. А. Байдака. Омск: ОмГПИ, 1987. -37с.
  3. В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности/Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. -240с.
  4. А.П. Дидактика ума младших школьников (на материале педагогических исследований). Омск: ОмГПУ, 1999. — 139с.
  5. А.П. Оптимизация форм организаций учебной деятельности школьников на уроке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Челябинск, 1985. — 221с.
  6. А.П. Основы моделирования в образовании: Учебное пособие. ОмГПУ, 1998. — 143с.
  7. А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1997. — 138с.
  8. А.П., Кольц И. А. Краткий словарь руководителя школы. -Омск: ОмГПУ, 1999. 167с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1997. — 254с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  11. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для студентов инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург. Из-во «Деловая книга», 1996. — 344с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  13. В.М. Эффективность обучения: методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. — 191с.
  14. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. — 188с.
  15. Л.И. Алгоритмический подход в обучении геометрии учащихся VII-VIII классов//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Мос.гос.пед. университет. — М., 1990.- 16с.
  16. Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. Воронеж, 2000. — 191с.
  17. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная пед. академия, 1995. -208с.
  18. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. (Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-изд.). М.: Советская энциклопедия, т. 23. — 1970. — 640с. с илл.
  19. В.А. Алгоритм педагогического творчества: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 96с.
  20. Введение в научное исследование по педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988.-237с.
  21. Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с развитым уровнем психического развития// Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Моск. гос. пед. университет. — М., 1992. — 22с.
  22. А.И. Формирование орфографических навыков с использованием алгоритмов обучения//Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Мое гос. пед. университет. — М., 1985. — 19с.
  23. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студ. Вузов/ Под ред. А. В. Петровского, М. Т. Ярошевского. М.: Просвещение, 1989.-288с.
  24. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. завед./ Сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 1999. — 313с.
  25. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 128с.
  26. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Из-во Акад. пед. наук, 1962. — 285с.
  27. Вопросы теории и практики оптимального (программированного)обучения / Под ред. М. Т. Ярошевского, JI.M. Фридмана. Душанбе, 1963. -208с.
  28. Ф.С. Систематезированный толковый словарь по информатике (Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах). М.: Либерея, 1998. -376с.
  29. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов — педагогов и учителей. — М.: Педагогическое Общество России, 1999. — 192с.
  30. JT.C. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  31. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -ML: Из-во МГУ, 1985. 45с.
  32. П.Я. Управляемое формирование психических процессов. Сб. статей//Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Из-во МГУ, 1977. — 198с.
  33. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей. М.: Из-во МГУ, 1968. — 135с.
  34. М.В., Герасимова B.C., Орлова JI.M. Старший дошкольник и младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. Воронеж: Из-во Воронежского ун-та. 1995. — 256с.
  35. В.И. От младенца до подростка. М.: Кристал: Дельта, 1996.-214с.
  36. И.В. Использование алгоритмического подхода в обучении химии при решении задач интеллектуального развития учащихся. -Диссертация. канд. пед. наук. Омский гос. пед. ун-т. — Омск, 1997. — 215с.
  37. В.М. Теория алгоритмов. Киев, 1961. — 321с.
  38. В.Д. Использование алгоритмов в процессе воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся. Диссертация. канд. пед. наук. — Мое. гос. пед. ин-т. — М., 1983. — 253с.
  39. М.Н., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М. :Педагогика, 1976. -136с.
  40. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. -175с.
  41. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.423с.
  42. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240с.
  43. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Т., 1992. 114с.
  44. В.А. Внутрипредметные связи как методическая основа совершенствования процесса обучения математике в школе. Диссертация. док. пед. наук. — Омск: 1992. — 489с. (с приложениями).
  45. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОмГПИ, 1993.-323с.
  46. Дидактика современной школы: Пособие для учителей /Под ред. В. А. Онищука. Киев: Рад. школа, 1987. -350с.
  47. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М. Н. Скаткина. -2-е изд. перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1982. -319с.
  48. A.M. Математические модели в исследовании программированного обучения. В кн. Организация учебного процесса. — Программированное обучение. Вып. 2. -Новосибирск, 1968. — С. 21- 61.
  49. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. -159с.
  50. К.Б. Управление познавательной деятельностью при изучении иностранных языков в средней школе: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. -191с.
  51. В.Ф. Подготовка учителей начальных классов к использованию алгоритмов в курсе математики I—III кл. Диссертация. канд. пед. наук. — Мое. гос. пед. ин-т. — М., 1984. — 231с.
  52. В.М., Житомирский В. Г., Лапчик М. П. Техника вычислений и алгоритмизация. Вводный курс: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по физ. мат. спец. -М.: Просвещение, 1987. 160с.
  53. В.И. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1987. -160с.
  55. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника// Новое в жизни науки и техники. Серия Педагогика и психология, № 1. М., 1982. — 96с.
  56. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 152с.
  57. Зак А. З. Развитие умственных способностей у младших школьников. М.: Просвещение, Владос. -1995. — 320с.
  58. Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: Как проверить и развить логическое мышление детей 6−15 лет. М.: Фолиум, 1996. — 111с.
  59. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1982. — 175с.
  60. Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1968. -273с.
  61. М.В. О понятии «дидактические условия»//Новые исследования в педагогических науках. № 1, 1987. — С.29−32.
  62. Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1984. -144с.
  63. Н. Усиление алгоритмической направленности подготовки учителей начальных классов. Диссертация .канд. пед. наук. — Мое. гос. пед. ун-т. -М., 1983. -213с.
  64. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М.: Знание, 1975. — 123с.
  65. Т.А. Педагогика. Учебник для пед. Вузов. М.: Просвещение, 1984.-495с.
  66. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих/Сост. А. Д. Поспелов. М.: Пед- Пресс, 1994.
  67. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования/ Под ред. М. Н. Скаткина и В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208с.
  68. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. М.: — СППб, 1996. — 189с.
  69. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1980. 159с.
  70. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Из-во Каз. пед. ин-та 1982. — 224с.
  71. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 80с.
  72. JI. Проблемы теории обучения. — М.: Педагогика, 1984.256с.
  73. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 133с.
  74. М.И. Приглашение к творчеству: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1993.-266с.
  75. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  76. Краткая философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов. -М.: А/О Издательская группа «Прогресс», 1994. 576с.
  77. В.А. Психология: Учебник для пед. училищ. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Просвещение, 1986. — 335с.
  78. Ю.В. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие./Ун-т Рос. акад. обр-я. М.: УРАО, 1997. — 176с.
  79. Ч. Основы общей дидактики/Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1986. — 386с.
  80. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966.524с.
  81. Л.Н. Вопросы алгоритмизации и программированного обучения. М.: Педагогика, 1973. — 263с.
  82. Л.Н. Развитие мышления средствами программированного обучения и эвристических процессов/Сб. статей. М., 1969. — 172с.
  83. М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  84. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: ОмГГТУ, 1999. — 294с.
  85. И.В. Методические средства развития алгоритмических умений при изучении информатики в начальной школе//Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Мое. гос. пед. ун-т. -М., 1997. — 18с.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
  87. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96с.
  88. .Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК. -3-е изд., испр. и дополн. М.: Юрайт, 1999.-463с.
  89. Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М., 1995. — 154с.
  90. Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики: Диссертация. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 193с.
  91. Н.Я., Козин А. С. Основы программирования: Пособие для факультативных занятий в 9-м кл. Киев: Рад. шк., 1986. — 175с.
  92. С.А. Педагогические системы и технологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. Омск: ОмГПИ, 1993. — 98с.
  93. Ю.А., Столяр А. А. Что такое алгоритм? Беседы со старшеклассниками. Минск: Нар. асвета, 1989. — 125с.
  94. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 191с.
  95. Математика: Учебник для учащихся 1−4 классов средней школы /Под ред. М. А. Байтовой, М. И. Моро. М.: Просвещение, 1998. — 1кл. — 160с.
  96. Математика: Учебник для учащихся 1−4 классов средней школы/ Под ред. М. А. Байтовой, М. И. Моро. -2кл. М.: Просвещение, 1999. — 178с.
  97. Математика: Учебник для учащихся 1−4 классов средней школы/Под ред. М. А. Байтовой, М. И. Моро. 3 кл. — М.: Просвещение, 1995. -160с.
  98. Математическая энциклопедия. Гл. ред. И. М. Виноградов. М.: Советская энциклопедия, 1977. — 151с.
  99. Математический энциклопедический словарь/Гл.ред. Ю. В. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 347с.
  100. М.В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. Психология младшего школьника. Ростов-на-Дону, 1976. — 207с.
  101. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  102. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Просвещение, 1981. — 191с.
  103. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80с.
  104. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: Методическое пособие. Киев, 1987. — 223с.
  105. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191с.
  106. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие/ Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГГГУ, 1980. — 172с.
  107. Н.А. Проблемы учения и умственного развитияшкольников: Изб. психол. тр. /Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.-218с.
  108. В.И. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М.: Знание, 1977. — 52с.
  109. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 198с.
  110. В.М. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике. М.: Просвещение, 1978. — 94с.
  111. А.Я. Общенаучные понятия в педагогике//Педагогика. № 7, 8.- 1992.-С.15- 19.
  112. .К. Дидактические условия конструирования учебного материала в процессе изучения системы теоретических знаний. Диссертация. канд. пед. наук. — Омск, 1997. — 213 с.
  113. .К. Моделирование информационной структуры как дидактический процесс. // Гуманизация образования: проблемы, опыт, перспективы. — Омск: Ом ГПИ, 1993. — С. 50 — 52.
  114. Обучение и развитие/ Под ред. JI.H. Занкова. М.: Педагогика, 1975.- 440с.
  115. С.И. Словарь русского языка: Около 57 000 слов/ Под ред. члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. 19 изд-е, испр. — М.: Русский язык, 1987. — 749с.
  116. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 384с.
  117. В.М., Оксман Л. С. О развитии алгоритмической культуры младших школьников//Новые исследования в педагогических науках. № 2. -1990. -С.52−55.
  118. О развивающем обучении В. В, Давыдова, Д. Б. Эльконина //Вестник образования. № 4 — 5. — 1992. — С. 60 — 83.
  119. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Ю.К. Бабанский, В. А. Слатенин, Н. А. Сорокин. Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988. 479с.
  120. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/В.И. Журавлев, В. В. Краевский, И. В. Кружина и др. Под ред. П. И. Пидкасистого. -3-е изд. М.: Пед. о-во России, 1998. — 638с.
  121. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
  122. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991. — 543с.
  123. Л.Г. Методические рекомендации к учебнику «Матема-v тика». М.: ИНПРО-РЕС, 1995. — 140с.
  124. Л25. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. М., 1981. — 96с.
  125. В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.289с.
  126. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152с.
  127. Программы развивающего обучения//система Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова/1−5кл. Русский язык. Математика. М.: Просвещение, 1992. -82с.
  128. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов /Под ред. Л. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 360с.
  129. Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, Б. Ф. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  130. Психическое развитие младших школьников (Экспериментально-психологическое исследование). М.: Педагогика, 1990. — 160с.
  131. Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. М.: Просвещение, 1991. — 303с.
  132. В.В. Что такое развивающее обучение: Научно- популярный очерк. Томск: Пеленг, 1993. — 64с.
  133. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. — 529с.
  134. Н.М. Обучение алгоритмам умственныхуи практических действий//Советская педагогика. 1965. — № 8.
  135. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Под ред. В. В. Давыдова. М: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608с.
  136. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1973. -423с.
  137. РусоваН.Ю. Универсальный справочник для начальных классов. -Нижний Новгород, 1996. 351с.
  138. С.Л. Диалог за партой: Книга для учителя М.: Просвещение, 1989.-496с.
  139. Систематизированный толковый словарь по информатике и вычислительной технике в терминах. М.: Либерея, 1998.
  140. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 163с.
  141. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95с.
  142. Словарь по информатике/Л.В. Белецкая, С. Ф. Липницкий, И. П. Машковская. Минск, 1991. — 187с.
  143. Словарь по кибернетике/А.А. Дородницын. Киев, 1989. — 238с.
  144. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. М.: Из-во МГУ, 1984. — 344с.
  145. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 173с.
  146. .Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Диссертация. канд. пед. наук. — ОмГПУ. — Омск, 1997. — 171с.
  147. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. Научно-исследовательский институт общей педагогики АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 320с.
  148. Теория и практика педагогического эксперимента/А.И. Пискунов, Г. В. Воробьев. М.: Педагогика, 1979. — 207с.
  149. Н.Л. Теоретическое мышление и его проникновение в дидактику и школу. Красноярск: КГПУ, 1990. — 140с.
  150. Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения. Диссертация. канд. пед. наук. — Омск, 1999. — 151с.
  151. Толковый математический словарь/Под ред. А. П. Савина. 1998.
  152. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности учащихся: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1989.
  153. А.Ю. Информационное моделирование как метод дидактических исследований//Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Мое. гос. пед. ин-т. — М., 1971. — 16с.
  154. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-311с.
  155. Унт И. Индивидуализация обучения. М.: Педагогика, 1989.123 с.
  156. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студ. пед. ин-тов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291с.
  157. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  158. В.А. Алгоритм//Философская энциклопедия, т.1. М.: Советская энциклопедия, 1960. — С. 24.
  159. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалев, В. К. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983.-585с.
  160. Формирование учебной деятельности школьников/ Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
  161. JI.M. Как научиться решать задачи. М.: Моск. психол. -соц. ин-т, 1999.-236с.
  162. JI.M. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о психологии. М.: Просвещение, 1983. — 160с.
  163. П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж, 1984. — 217с.
  164. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.вузов. М.: Высшая школа, 1990. — 576с.
  165. Е., Конопатова Н. Развивающая информатика: Метод, пособ. М., 2000.
  166. Е.В. Поэтапное формирование умственных действий как основание алгоритмической деятельности младших школьников// Наука образования: Сборник научных статей. В. V. -Омск: ОмГПУ, 2000, — С. 388 -391.
  167. Е.В. Реализация комплекса дидактических условий применения алгоритмов и предписаний в практике обучения младших школьников/ААктуальные вопросы современного образования: Сб. статей. -Омск: ОмГПУ, 2001. С. 121 — 128.
  168. Е.В. Алгоритмизация обучения младших школьников: Методические рекомендации для учителей начальных классов. — Омск: ОмГПУ, 2001.-36с.
  169. И.М. Методика планирования школьных форм организации обучения. Учебное пособие. Омск: ОмГПИ, 1983. — 106с.
  170. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1987. — 150с.
  171. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Из-во Иркутского университета, 1985. -198с.
  172. Н.И. Умственное развитие и обучение (психологические основы развивающего обучения). М.: Столетие, 1994. -192с.
  173. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  174. М.Н. Мышление школьника. М.: Учпедгиз, 1963.255с.
  175. А.А. повышение качества математического образования учащихся посредством формирования и развития их алгоритмической культуры: Автореферат диссертации. канд. пед. наук. Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск, 1997. — 18с.
  176. В.А. Моделирование и познание. Минск, 1974. — 212с.
  177. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 141с.
  178. Е.П. Методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 1997. — 40с.
  179. Г. И. Активизация познавательной деятельности школьников в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  180. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142с.
  181. Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  182. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64с.
  183. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 78с.
  184. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  185. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144с.
Заполнить форму текущей работой