Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профильное обучение как фактор формирования социальной ответственности старшеклассников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из направлений модернизации системы российского образования является профильное обучение. Опыт реализации профильного обучения на основе различных моделей подтверждает, что оно обладает большим педагогическим потенциалом для формирования социальной ответственности как интегрального качества личности. Во-первых, профильное обучение стоит на позициях личностно-ориентированного обучения… Читать ещё >

Профильное обучение как фактор формирования социальной ответственности старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях построения в России правового государства и гражданского общества формирование социальной ответственности личности выступает как необходимое условие преодоления кризиса системы ценностей и стратегии дальнейшего развития страны.

Значимость формирования социальной ответственности у школьников на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека инициативного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью. Это нашло отражение в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и так далее.

Одним из направлений модернизации системы российского образования является профильное обучение. Опыт реализации профильного обучения на основе различных моделей подтверждает, что оно обладает большим педагогическим потенциалом для формирования социальной ответственности как интегрального качества личности. Во-первых, профильное обучение стоит на позициях личностно-ориентированного обучения, воплощающего идеи гуманистической образовательной парадигмы и направленного на развитие личности, ее индивидуальности. Во-вторых, профильное обучение постоянно ставит старшеклассника в условия выбора. При этом необходимо учитывать, что социальная ответственность неразрывно взаимосвязана с такой важнейшей характеристикой человеческого существования как его свобода. Очевидно, что взятая вне рамок ответственности сама свобода достаточно быстро утрачивает свойства общественной полезности и эффективности.

Эффективному формированию социальной ответственности способствует внедрение новых методов и технологий обучения в условиях профильного обучения, критериями отбора которых являются интерактивность, деятельностный характер, диалогичность, направленность на поддержку индивидуального развития старшеклассника, аутентичность оценивания, субъект-субъектное взаимодействие.

Согласно Концепции профильное обучение есть «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее вследствие изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [2].

Практика показывает, что профильное обучение обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию обучения на основании множественности и свободы выбора, создавая условия не столько для выявления склонностей учащихся, сколько для их более полного проявления. В современном образовательном процессе старшекласснику предлагается достаточно альтернатив для выбора: выбор профиля, выбор формы профилизации (индивидуальная, групповая, урочная, дистанционное обучение, экстернат), выбор образовательного маршрута, выбор уровня освоения учебных образовательных программ (базовый, профильный), выбор способов обучения, выбор формы и тематики проектной и исследовательской деятельности, выбор формы и способа предъявления результата и так далее.

Основной целью профильного обучения является личностное и профессиональное самоопределение старшеклассника. Самоопределение личности связано с формированием социальной ответственности. Существуют различные подходы, но общим является рассмотрение самоопределения как процесса и результата смысловых и ценностных ориентаций личности. Самоопределение обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация в деятельности и в общении [3, с. 88]. Самоопределение процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы [5]. Самоопределение самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность на основе осознания и соотнесения самого себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей [3, с. 88].

При этом самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни [1]. Как отмечает В. Сафин, самоопределяющаяся личность это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, идеалы, жизненные планы), что он есть (свои характерологические и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, способности), чего от него ждут коллектив, общество. Поведение самоопределяющейся личности характеризуется не только соблюдением норм, принятых в обществе, но и ориентированностью на определенного рода групповые и общественные ценности, которые могут выступать в виде целей, жизненных планов. Для самоопределяющейся личности важно не только то, что и как она делает, но и ради чего делает осознание ею ценностно-смысловой сферы своей жизнедеятельности [2].

По мнению В. Н. Подшивалова, развитие социальной ответственности личности наиболее успешно происходит в творческой деятельности, связанной с социальным проектированием, в ходе которой личность обретает и раскрывает свои субъектные способности к самоопределению, самоидентификации, самореализации, становясь реальным субъектом социального творчества, то есть перенося данный духовный творческий акт из сферы сугубо ин-тимной духовной жизни в свою публичную предметно-практическую деятельность [6]. В контексте профильного обучения здесь помимо проектной и исследовательской деятельности наиболее значимыми являются социальные практики, социальные проекты, профессиональные практики и профессиональные пробы.

Социальная практика это ситуации, в которых ученик получает социальный опыт. Социальная практика помогает ученику найти для себя различные способы выстраивания делового общения; изучать современный социум и найти свое место в нем; узнать об интересующей профессии; попробовать себя на реальном рабочем месте; понять, подходит ли ему эта профессия; получить ремесленные навыки; получить опыт поиска рабочего места; научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации; научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям; учиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами, работать с деловой документацией; учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело; учиться проектировать свою деятельность.

По сути, профильное обучение предоставляет старшекласснику широкую свободу выбора и способствует формированию социальной ответственности, готовности к непрерывному образованию, что является основой построения жизненной стратегии личности.

  • 1. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев,
  • 2. В. А. Ильин. М., 2007.
  • 3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
  • 4. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. Свердловск, 1986.
  • 5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авт.сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. Нижний Тагил, 2007.
  • 6. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн., 2003.
  • 7. Подшивапов В. Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект / Дис. … д-ра фил. наук. Челябинск. 2001.
  • 8. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой