Совершенствование методов формирования сети маршрутов авиакомпании в современных условиях авиатранспортного рынка: На примере ОАО «Аэрофлот»
Практическая значимость результатов исследования заключается в совершенствовании планирования и повышении эффективности сети маршрутов авиакомпаний, как стержневого звена управленческой деятельности авиакомпании на основе предложенного методического инструментария, учитывающего специфику отечественного авиатранспортного рынка. Предложенные методические положения и рекомендации апробированы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ современных тенденций зарубежного и отечественного рынков авиаперевозок
- 1. 1. Анализ развития мирового рынка авиаперевозок
- 1. 2. Обобщение основных тенденций развития авиакомпаний мира
- 1. 3. Анализ тенденций и проблемы развития российского рынка авиаперевозок
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Исследование методов и особенностей коммерческой деятельности авиакомпаний при формировании сети маршрутов в 53 современных условиях рынка авиаперевозок
- 2. 1. Методы формирования сети маршрутов авиакомпании
- 2. 2. Анализ бизнес-моделей авиакомпаний при проведении маркетинговых исследований
- 2. 3. Исследование интеграционной деятельности авиакомпаний
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Разработка методических положений и рекомендаций по совершенствованию планирования сети маршрутов авиакомпании
- 9. 3.1. Методические положения по формированию узлов в сети маршрутов авиакомпаний
- 3. 2. Совершенствование технологии формирования сети маршрутов авиакомпании
- 3. 3. Разработка методических положений по решению задач планирования и оценки сети маршрутов
- 9. 3.1. Методические положения по формированию узлов в сети маршрутов авиакомпаний
Совершенствование методов формирования сети маршрутов авиакомпании в современных условиях авиатранспортного рынка: На примере ОАО «Аэрофлот» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Сложившееся социально-экономическое состояние России, стран СНГ в период реформирования, неблагоприятная социально-политическая обстановка в мире, участившиеся акты терроризма и случаи эпидемий в значительной мере негативно отразились на тенденциях развития авиаперевозок. Этот процесс сопровождался образованием большого числа мелких авиакомпаний, что внесло определенную хаотичность в организационные механизмы, способствовало недобросовестной и неоправданно жесткой конкуренции, негативно отразилось на возможности авиакомпаний и государственных органов в достижении гармонизации авиатранспортного рынка и роста перевозок на основе создания адекватной системы управления.
Вместе с тем по результатам прогнозных и социологических исследований ГосНИИ ГА, Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международной ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (ИАТА) в мире предполагается увеличение спроса, как на пассажирские, так и грузовые авиаперевозки. На этом фоне представляется перспективным совершенствование систем управления авиакомпаниями на основе развития новых форм организации, учета современных особенностей и тенденций в конъюнктуре мирового рынка авиаперевозок.
Указанные тенденции мирового рынка пассажирских авиаперевозок во многом характерны и для современной ситуации в гражданской авиации России. Хотя и наметились некоторые предпосылки совершенствования управления в деятельности авиапредприятий, интеграционные процессы, современные методы исследований конъюнктуры и организации рынка авиауслуг, коммерческой работы пока не получили широкого распространения.
Важными звеньями управленческой деятельности, в которой находят концентрированное выражение современные тенденции рынка авиаперевозок, является маркетинговое исследование рынка, организация коммерческой работы авиакомпаний, оптимизация сети маршрутов. Многообразие параметров рынка, планируемой сети маршрутов влияет на значения финансово-экономических показателей авиакомпаний, их конкурентоспособности.
Однако решение этих задач на практике в крупных авиакомпаниях, как правило, основано на использовании интегрированных зарубежных программных продуктов, доступ к которым для доработок практически невозможен. Они таким образом не могут постоянно адаптироваться для учета особенностей отечественного авиатранспортного производства (организация обслуживания воздушных судов (ВС), воздушного пространства, взаимодействия авиакомпаний, состояние и характеристики парка ВС и т. д.). Положение усугубляется несовместимостью зарубежных интегрированных систем с действующими системами бронирования, продаж и организации базы данных.
С точки зрения разработанности проблемы исследованиям вопросов экономики и управления на транспорте в рыночных условиях и, в частности на воздушном транспорте, посвящены труды многих ученых-экономистов: В. Е. Брусиловского, Н. Н. Громова, О. Н. Дунаева, Е. Ф. Косиченко, П. В. Олянюка, В. А. Персианова, О. В. Репиной, К. К. Руппеля, В. А. Саболина, А. А. Соколова, Н. С. Ускова, А. А. Фридлянда, А. Н. Хижняка, М. В. Хрущева, А. Д. Чудновского и других. Вопросы авиатранспортного маркетинга, различных направлений коммерческой работы авиакомпаний освещены в работах: А. В. Андреева, В. Г. Афанасьева, P. JL Дафта, О. А. Ерченко, Е. В. Костроминой, Р. Мердика, Э. С. Минаева, Т. А. Панченко, де Уит Парка, Р. Рассела, Б. Рендера, Е. М. Солосиной, В. М. Тихонова, Е. Ф. Ткаченко, К. Хаксевера и других.
Однако в этих трудах пока не решены проблемы системности и проработки вопросов управления, коммерческой деятельности авиакомпаний, связанных с отражением новых тенденций в развитии мирового воздушного транспорта, учета специфики этих процессов в отечественной гражданской авиации. Вышеизложенное подтверждает актуальность исследуемой проблемы совершенствования коммерческой работы авиакомпании при формировании сети маршрутов с учетом современных тенденций авиатранспортного рынка.
Цель исследования состоит в разработке научных основ и практических рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности авиакомпании при формировании сети маршрутов в современных условиях российского рынка авиаперевозок.
Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие задачи:
— проведен анализ современного состояния и тенденций развития зарубежного и отечественного рынков авиаперевозок, коммерческой деятельности авиакомпаний учетом с учетом формирования сетей маршрутов;
— обобщены и проанализированы действующие методы формирования сети маршрутов и возможности их развития в современных условиях авиатранспортного рынка;
— построены структурные модели характеристик, отражающих влияние современных тенденций рынка авиаперевозок на показатели сети маршрутов авиакомпаний;
— обоснован методический подход к совершенствованию планирования сети маршрутов авиакомпании на основе формирования и описания технологии решения опорных задач;
— разработаны рекомендации по оценке эффективности сети маршрутов и внедрению предлагаемых мероприятий.
Методологической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и организации работы транспорта, управления авиакомпаниями в современных условиях рынка, международные и российские нормативные акты, другие официальные и литературные источники. При проведении исследования применялись методы и приемы системного подхода, статистические методы исследования, теории графов, экспертные оценки, а также методы экономического и финансового анализа состояния и результатов деятельности авиакомпаний.
Объект исследования — авиакомпании, осуществляющие пассажирские авиаперевозки на мировом и российском рыночном пространстве (на примере открытого акционерного общества «Аэрофлот — Российские авиалинии» (ОАО «Аэрофлот»).
Предмет исследования — организационно-экономические и управленческие процессы, связанные с организацией коммерческой работы, формированием сети маршрутов авиакомпании.
Научная новизна работы заключается в обосновании научно-методических положений, разработке рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности авиакомпании при формировании сети маршрутов с учетом адаптации современных тенденций международного воздушного транспорта к условиях российского авиатранспортного рынка. Научная новизна выражается в следующих результатах, выносимых на защиту:
— принципы и положения систематизации особенностей российского авиатранспортного рынка, предпосылок совершенствования коммерческой деятельности при формировании сети маршрутов авиакомпаний;
— научные положения по формированию структурных моделей характеристик, отражающих влияние сегментации отечественного рынка авиаперевозок, интеграционных процессов взаимодействия авиакомпаний на сеть маршрутов;
— методические положения, отражающие закономерности и характеристики влияния формирования крупных российских транспортных авиаузлов-хабов на сеть маршрутов;
— методический подход к совершенствованию планирования сети маршрутов на основе формирования и описания технологии этого процесса по составу и взаимосвязи задач, их информационному обеспечению с выделением опорных задач определения трансферных потоков в крупных узловых аэропортах;
— рекомендации по оценке эффективности сети маршрутов, учитывающие слагаемые эффекта в соответствии с особенностями развития отечественного рынка авиаперевозок, а также по внедрению результатов исследований.
Степень достоверности полученных результатов и выводов определяется использованием в работе отчетно-статистических материалов Госкомстата.
России, Транспортной клиринговой палаты (ТКП), ИКАО, ИАТА, ОАО «Аэрофлот», а также отраслевых нормативно-методических документов, научно-исследовательских отчетов ГосНИИ ГА.
Практическая значимость результатов исследования заключается в совершенствовании планирования и повышении эффективности сети маршрутов авиакомпаний, как стержневого звена управленческой деятельности авиакомпании на основе предложенного методического инструментария, учитывающего специфику отечественного авиатранспортного рынка. Предложенные методические положения и рекомендации апробированы и могут быть использованы в практической деятельности российских авиакомпаний и органов государственного регулирования гражданской авиации. Применение рекомендаций в практической деятельности авиакомпаний позволяет улучшить их финансово-экономическое состояние, конкурентоспособность, качество авиаперевозок пассажиров, способствует стабилизации и выводу мелких и низкорентабельных авиапредприятий из кризисной ситуации.
Реализация результатов исследования. Результаты исследования использованы при подготовке научно-методических материалов ОАО «Аэрофлот» по планированию сети маршрутов, в практической деятельности подразделений Департамента планирования сети маршрутов и организации грузовых перевозок на отечественном и зарубежном рынке авиаперевозок, в научно-исследовательских отчетах ФГУП ГосНИИ ГА при подготовке ежегодных прогнозов социально-экономического развития.
Результаты исследования использовались при подготовке методических материалов и программы по дисциплине «Производственный менеджмент» (специализация «управление международными перевозками») Института управления на транспорте ГУУ.
Апробация основных положений и выводов. Основные положения и выводы по результатам диссертационного исследования докладывались и были одобрены на научных конференциях и семинарах в Государственном университете управления: на 10-м Всероссийском студенческом семинаре.
Москва, 2002 г.), 18-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов (Москва, 2003 г.), 12-м Всероссийском студенческом семинаре (Москва, 2004 г.), конференции «Реформы в России и проблемы управления Москва, 2005 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ общим объемом 1,5 п. л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 154 машинописных страниц, включая 6 приложений, 18 таблиц, 20 рисунков, 6 формул. Библиографический список включает 111 наименований.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.
1. Построение сети маршрутов с использованием крупных трансферных узлов-хабов позволяет увеличить количество маршрутов, частоту рейсов, пассажиропотоки между пунктами, развить инфраструктуру региональных аэропортов, улучшить авиационное обслуживание пассажиров в регионах и мелких пунктах. Улучшаются финансово-экономические показатели и конкурентоспособность сети маршрутов и авиакомпании в целом.
Для формирования хабов необходимо выполнить соответствующие требования географического расположения, величины и согласования потоков, технологии. В аэропорту должна быть отработана специальная технология обслуживания пассажиров и обработки багажа, обеспечивающая высокий уровень обслуживания пассажиров.
2. Предлагается в качестве исходной организационной основы при совершенствовании методов формирования сети маршрутов и расписания перевозок применять технологическую схему взаимосвязи необходимых задач с учетом времени подготовки решения, состава информации и используемых методов. В отличие от действующего алгоритма, в соответствии с разработанной технологической схемой, в качестве опорных задач формирования сети маршрутов является исследование и прогнозирование структуры спроса в формируемых узлах с учетом трансферных входящих и выходящих потоков. Затем формируется сеть парных маршрутов, назначается парк ВС и частота рейсов, уточняется стыковка рейсов и составляется расписание перевозок.
3. Предложен метод решения сформулированного комплекса задач формирования спроса в крупном узле с учетом трансферных потоков. Данный узел представляет собой один из базовых потокообразующих в технологии формирования сети маршрутов. Предусматривается разработка прогнозов пассажирских перевозок в узле на основе трех задач прогнозирования:
— пассажирских перевозок на международных и внутренних воздушных линиях в целом по узлу;
— трансферных перевозок из основных центров через узловой аэропорт;
— привлечения дополнительных трансферных потоков в авиаузле на внутренних и международных воздушных линиях.
Решение задачи 1 осуществляется по регрессионным математическим моделям. Задача 2 решается в два этапа: с применением метода энтропийный подхода и разработкой соответствующего алгоритмаметодом моделирования поведения пассажира при выборе маршрута перемещения.
4. В соответствии с технологией решения комплекса задач для оценки маршрутов и принятия решений по их выбору предложена комплексная оценка по слагаемым: рентабельности маршрутаконкурентоспособности и устойчивости маршрутасинергетический эффект в результате прироста трансферных потоков в крупных узлах и регионах их притяжения.
Расчет экономического эффекта подтверждает прогрессивность предлагаемой технологии и методов формирования сети маршрутов авиакомпании, исходя из прогнозирования трансферных потоков в авиаузлах.
5. В целях апробации и полномасштабного внедрения предложенной в работе технологии формирования сети маршрутов, методов решения включенных в нее задач, более полного построения и применения комплексного показателя эффективности и оптимизации сети маршрутов целесообразно осуществить экспериментальную проверку рекомендуемых положений в практической деятельности малых и средних авиакомпаний, входящих в интеграционные структуры на правах специализированного перевозчика на конкретном секторе рынка авиаперевозок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Актуальность исследования связаны с важнейшей ролью в управленческой деятельности отражения современных тенденций рынка авиаперевозок при выработке стратегии авиакомпании, маркетинговых исследований, организации коммерческой деятельности авиакомпаний, оптимизации сети маршрутов.
Решение многих задач в этой сфере в ведущих авиакомпаниях, как правило, основано на использовании зарубежных программных продуктов, которые, однако, не учитывают многие особенности отечественного рынка авиаперевозок, характерного большим разнообразием параметров, недостаточной конкурентоспособностью отечественных воздушных судов и форм организации авиатранспортного производства, а какие-либо изменения их в целях модернизации невозможны из-за закрытости и отсутствия описания алгоритма и программного продукта.
2. В результате проведенного анализа мирового и отечественного рынка авиационных перевозок выявлены важные тенденции, требующие отражения в коммерческой деятельности авиакомпании, в том числе, при формировании сети маршрутов: расширение сегментации рынка авиаперевозок, использование различных форм интеграции, увеличение перевозок за счет трансферных пассажирских потоков и региональных перевозок в крупных узловых аэропортах — хабах.
3. Предложены принципы и положения систематизации характеристик российского авиатранспортного рынка в соответствии с его тенденциями, выявленными в аналитической части работы. Эти характеристики положены в основу направлений совершенствования коммерческой деятельности авиакомпании при формировании сети маршрутов.
4. Выявлены особенности методических подходов к формированию сети маршрутов для различных видов перевозок и транспорта. Сформулированы направления совершенствования методов формирования сети маршрутов авиакомпаний в современных условиях рынка авиаперевозок.
5. Разработаны структурные модели характеристик, отражающих сегментацию рынка авиаперевозок, интеграционные процессы и взаимодействие авиакомпаний на сети пассажирских маршрутов.
6. Предложены методические положения по формированию сети пассажирских маршрутов с узловыми аэропортами-хабами, трансферных пассажирских потоков через эти аэропорты и их влияния на планирование сети маршрутов авиакомпании.
7. Сеть маршрутов является организационной формой перевозочного процесса и комплексной характеристикой продукта деятельности авиакомпании, формирующей ее итоговые показатели эффективности и конкурентоспособности. Планирование оптимальной сети маршрутов является одной из главных задач менеджмента авиакомпании, основой организации технологии работы ее подразделений.
8. Сформулированы методические положения по совершенствованию планирования сети маршрутов на основе формирования и описания технологии взаимосвязи задач и их информационного обеспечения. В задачах технологии выделены опорные задачи, отражены характеристики новых тенденций развития зарубежного и отечественного рынка авиаперевозок. В отличие от действующего алгоритма в соответствии с разработанной технологической схемой одной из центральных опорных задач формирования сети маршрутов является исследование структуры спроса в формируемых узлах с учетом трансферных входящих и выходящих потоков.
8. В соответствии с технологией решения комплекса задач для оценки маршрутов и принятия решений по их выбору важными задачами являются: определение состава и значений критериев эффективности сети маршрутов.
Обоснованы методические положения по комплексной оценке сети маршрутов авиакомпании, определены составляющие комплексного показателя, включающего наряду с рентабельностью, показатели устойчивости, конкурентоспособности и синергетического эффекта с характеристиками выявленных тенденций рынка авиаперевозок. Комплексный показатель рекомендован в качестве критерия при оптимизации сети маршрутов авиакомпании.
9. Предложен метод оценки экономического эффекта от применения задач прогнозирования трансферных пассажирских потоков в крупных авиаузлах-хабах. Расчеты подтвердили экономический эффект от реализации предложенных в работе методов прогнозирования потоков в узлах при формировании сети маршрутов. Сформулированы рекомендации и организационные мероприятия по использованию результатов диссертационной работы.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 19.03.97 № 60-ФЗ «О Воздушном кодексе Российской Федерации» (действует в редакции от 08.07.99 № 150-ФЗ)
- Федеральный закон Российской Федерации от 08.01.98 № 10-ФЗ «О государственном регулировании гражданской авиации»
- Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 03.02.2001 № Пр-241
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
- Б. Подзаконные и делегированные акты
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.98 № 146 «О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 № 642 «Концепция реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 85 «Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации»
- Постановление Правительства Российской от 05.12.01 № 848 «Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002−2010 годы). Подпрограмма «Гражданская авиация»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»
- Приказ ФС ВТ Российской Федерации «О порядке совместного использования условных обозначений (кодов) эксплуатантами гражданской авиации Российской Федерации» (с изм. и доп., утвержденными Приказом ФС ВТ Российской Федерации от 18.05.2000 № 128)
- Приказ Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации»
- Руководство по экономике аэропортов. Doc 9562, Монреаль: ИКАО, издание 1-е, 1991, 112 с.
- Политика и инструктивный материал в области регулирования международного воздушного транспорта. Doc 9587, Монреаль: ИКАО, 1992.
- Руководство по регулированию международным воздушным транспортом. Doc 9626, Монреаль: ИКАО, 1994.
- Руководство по прогнозированию воздушных перевозок ИКАО.- Doc 8991- АТ/722, Монреаль: ИКАО, 1985.
- Абрамочкина Н. Опыт применения альянсовой стратегии при планировании сети маршрутов авиакомпаний // Вестник ГУ У № 3(5). — М.: ГУ У, 2003.
- Абрамочкина Н. Совершенствование методов формирования сети маршрутов авиакомпаний в новых условиях авиатранспортного рынка // Тезисы конференции «Реформы в России и проблемы управления» (16−17 марта 2005 г.)-М., ГУУ, 2005.
- Акимова Н. Ф. Управление коммерческой эксплуатацией на основе системы показателей экономической эффективности деятельности авиакомпании: Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2000.
- Амблер Тим. Маркетинг и финансовый результат. Новые метрики — богатство корпорации. М.: Финансы и статистика, 2003.- 264 с.
- Андреев А. В. Методика определения конкурентоспособности маршрутов авиакомпании в зависимости от конъюнктуры рынка // Научный вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование», № 58.- М., МГТУ ГА, 2003.-с. 87−92.
- Андреев А. В. Разрешение сбойных ситуаций как способ управления потребительской стоимостью продукта авиакомпании // Научный вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование», № 58.- М., МГТУ ГА, 2003. с. 112−117.
- Аристов О. В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / ГУУ.- М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.- 142 с.
- Артамонов Б. В. Рынок международных воздушных перевозок: особенности и проблемы развития. М.: Воздушный транспорт, 1992.
- Афанасьев В. Г. Коммерческая эксплуатация международных воздушных линий. М.: Транспорт, 1987. — 280 с.
- Афанасьев В. Г. Альянсы авиакомпаний в мировом воздушном транспорте // Научный вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование», № 70.- М., 2003.- с. 15−19.
- Богатин Ю. В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-254с.
- Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 704 е.- (Серия «Библиотека словарей «ИНФРА-М»)
- Бонд Д. Одни авиакомпании борются за выживание, другие за увеличение прибыли // АТО, № 39, — 2002.- с. 30.
- Борисов А. Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное, — М.: Книжный мир, 2004.- 860 с.
- Брусиловский В. Е., Григорьев JI. Э., Менар К., Шаститко А. Е. Проблемы регулирования цен на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения). М.: ТЕИС, 2001.- 240 с.
- Брусиловский В. Е., Руппель. Реформирование естественных монополий в гражданской авиации // Актуальные вопросы экономики и права: Межвузовский сборник научных трудов. М.:К.: Изд., 2000. Вып. 1. — с. 221−229.
- Бучарт Г., Смит П. Воздушный транспорт России: старые проблемы и новые перспективы // АТО, № 47.- 2003, — с. 48.
- Владимирова И. Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом, № 3.- 2001.
- Вороницына Г. С. Управление маршрутами как элемент коммерческой работы авиакомпании // Научный вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование», № 70.- М., МГТУ ГА, 2003.- с. 24 27.
- Гнедовец Д. Шереметьевский долгострой // АТО, № 41.- 2002.- с. 40.
- Годовой доклад ИКАО за 2003 год. Монреаль, 2004.- 87 с.
- Годовой отчет авиакомпании Аэрофлот за 2003 г. // Аэрофлот (Официальный интернет-сайт авиакомпании Аэрофлот: www.aeroflot.ru)
- Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика/ Экспертный совет Комитета Совета Федерации по промышленной политике: TechInvestLab.com.- Челябинск: Социум, 2004. 673 с.
- Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудновский А. Д. Единая транспортная система. Часть 1. Характеристика и сферы применения различных видов транспорта: Учебник ГУУ. М., 1999.- 137 с.
- Дал Роберт В. Рост грузоперевозок замедлился // АТО, № 50.- 2004.
- Дафт P. JI. Менеджмент. СПб: Питер, 2001.- 832 с.
- Егоров Н. IT- это современный инструмент конкурентной борьбы // АТО, № 43. 2002.- с. 25−27.
- Единая транспортная система: Учеб. Для вузов / В. Г. Галабурда, В. А. Персианов, А. А. Тимошин и др.- Под ред. В. Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2001.-295 с.
- Ерченко О. А. Развитие интеграционных форм взаимодействия авиакомпаний России (на примере ОАО «Аэрофлот»): Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2003.
- Информация о деятельности воздушного транспорта и авиакомпаний России за 2002−2003 годы / Транспортная клиринговая палата М., 2004.- 127 с.
- ИСО 9000: 2000 (е) «Системы менеджмента качества. Требования».- М., 2002.
- Итоги производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации за 2002 2003 гг. / Материалы для коллегии ГС ГА Минтранса РФ. — М., 2004.- 87с.
- Канищев А. «Только мощные эффективные перевозчики смогут поднять наш Авиапром // Авиаглобус, № 1(45).- М., 2003.- с. 10−11.
- Касьянчик В. Д., Олесюк Е. А. Эффективность эксплуатации международных авиалиний. М.: Бридж, 1994. — 216 с.
- Князева Н. Б. Управление затратами авиакомпании с целью повышения эффективности ее деятельности: Автореферат дисс. канд. экон. наук, — М.: МГТУ ГА, 2000.- 23с.
- Козлова В. П. Поиск эффективных управленческих решений в транспортных сетях (на примере узловых путей сообщения): Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2005.
- Комаров А. Грузоперевозки. Законы эволюции // АТО, № 50.- 2004.- с.
- Комаров А. Сигнал тревоги. Деловая авиация // АТО, № 44.- 2003, — с. 29.
- Комплексное планирование в гражданской авиации / Р. В. Сакач, В. А. Соломатин, Е. Г. Пинаев и др. Под ред. Р. В. Сакача и В. А. Соломатина. М.: Транспорт, 1982.- 207 с.
- Кородюк И. С., Прокофьева Т. А., Сергеев В. И. Региональные транспортно-логистические системы: Проблемы формирования и развития. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.- 328 с.
- Косиченко Е. Ф. Совершенствование управления транспортом в условиях экономической реформы: на примере гражданской авиации. М.: Транспорт, 1996.- 199 с.
- Костромина Е. В. Авиатранспортный маркетинг / Е. В. Костромина- НОУ «Высш. коммер. шк. «Авиабизнес». М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2003.384 с.
- Костромина Е. В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. 3-е изд., доп. Автор- М.: «НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2001.- 304 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
- Кроуфт Д. Бизнес-модели деловой авиации // АТО, № 44.- 2003.- с. 3839.
- Лившиц В. Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте.- М.: Транспорт, 1986.- 240 с.
- Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Апатцев, С. Б. Левин, В. М. Николашин и др.- Под ред. В. М. Николашина.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-304 с.
- Лукашев В. И. Научно-технический прогресс и экономическая эффективность транспортного производства (макроэкономическая оценка).- М.: Интекс, 2003.-351 с.
- Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Т.1. Пер. с 13-го англ. Изд. М.: ИНФРА-М. 2001.
- Манаенкова С., Комаров А. Грузовой бизнес «Аэрофлота» адаптируется к новым условиям / АТО, № 39.- 2002.- с. 40−41.
- Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков и др.- Под общ. Ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 528 с.
- Методические рекомендации по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний. М.: ФС ВТ Минтранса России, 1999.
- Метелкин П. В. Управление развитием и использованием производственных мощностей портовых комплексов России: Автореферат дисс. докт. экон. наук. М.: ГУУ, 2001.
- Монахов А. В. Математические методы анализа экономики.- СПб: Питер, 2002.- 176 с.
- Олянюк П. В. Воздушный транспорт в современном мире. Учебное пособие. Академия ГА. Санкт-Петербург, 2002.
- Осадчий А. О. Подход к интеграции деятельности авиакомпаний России // Научный вестник МГТУ ГА, серия «Общество, экономика, образование», № 70.-М., 2003. с. 20 — 23.
- Основные показатели деятельности авиапредприятий России за 2000 -2001 годы / Транспортная клиринговая палата-М., 2002.- 191 с.
- Основные показатели транспортной деятельности в России. 2004: Стат. Сб./ Росстат.- М., 2004.- 109 с.
- Отт Д. Перестройка неизбежна // АТО, № 47.- 2003. с. 52−56.
- Полная победа Airbus над Boing // АТО, № 50.- 2004. с. 49.
- Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, Г. Я. Горбовцов и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 583 с.
- Прокофьева Т. А. Методологические основы формирования и оценки эффективности региональных транспортно-распределительных систем: Автореферат дисс. докт. экон. наук. М.: ГУУ, 2004.
- Роя Г. В. Организационно-методические основы обеспечения экономической безопасности гражданской авиации: Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2002.
- Руппель К. Государство не будет вмешиваться в авиабизнес // АТО, № 52.- 2004.-с. 12−13.
- Саболин В. А., Панченко Т. А. Роль государства в развитии воздушного транспорта России // Бюллетень транспортной информации. Информационно-практический журнал, № 4 (70).- 2001. с. 2−7.
- Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО «Алгон», ВНИИСИ «Машиностроение», 1994.
- Саркисян С. А., Минаев Э. С., Нечаев П. А. Экономическая эффективность перевозок грузов воздушным транспортом / Под ред. Н. И. Шинкарева. М.: Транспорт, 1984.- 168 с.
- Сатаева JI. О. Экономика транспортных предприятий: Учебное пособие /ГУУ.- М., 2001.- 117с.
- Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 526 с.
- Соколов А. А., Кондрахина Т. Е., Федина Т. Н. Использование факторного анализа при прогнозировании пассажирских авиаперевозок в региональном разрезе. М.: ЦНТИ ГосНИИ ГА, 1980.
- Солосина Е. М. Оценка экономической устойчивости авиатранспортных предприятий: Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2002.
- Спарако П. Компании с низкими тарифами стали главными героями новой пьесы на европейской сцене // АТО, № 46.- 2003.- с. 23.
- Страдомский О., Самойлов И. Сколько самолетов потребуется авиакомпаниям через 10 лет?/ АТО, № 47.- 2003.- с. 22−26.
- Сулейманов Р. В. Прогнозирование пассажирских авиаперевозок в регионе с учетом особенностей конкурентной среды (на примере Дальневосточного региона): Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2002.
- Терентьев Г. В. Разработка методов и средств анализа и прогнозирования эффективности авиарейсов (на примере авиакомпании «Аэрофлот»): Автореферат дисс. канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2000.
- Тихонов В. М., Балашов Б. С. Система мирового воздушного транспорта и российская гражданская авиация.- М.: Фонд «Правовая культура», 1993.- 347 с.
- Ткаченко Е. Ф. Экономическая оценка лизинга // Авиакомпания, № 2.1996.- 12−13 с.
- Транспорт и связь в России: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2001 г. 222с.
- Усков Н. С. Организация управления территориальными и производственно-транспортными комплексами: Учебное пособие / ГАУ. М.: 1993.- 80 с.
- Федина Т. В. Управление транспортным комплексом России в условиях дерегулирования и формирования конкурентной среды: Автореферат дисс. докт. экон. наук. М.: ГУУ, 1999.
- Фетисов А. Правила экономов //АТО, № 41.- 2002.- с. 26−29.
- Фридлянд А. А., Чубукова Т. П., Ван Т. X. Интеграция в авиатранспортном бизнесе: механизм построения эффективных альянсов. М.: Изд-во Научно-методический центр «Аэропорогресс», 2003 — 142 с.
- К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Кулибановой.-СПб.: Питер, 2002. 752 е.: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»).
- Хакен Г. Синергетика.- М.: Мир, 1980, — 404 с.
- Airline Route Dispersion // ICAO Bulletion, 2003.
- Annual Civil Aviation Report 1999 // ICAO Journal2000.- № 6.- p. 10−31.
- Annual Civil Aviation Report 2000 // ICAO Journal.- 2001.- № 6.- p. 10−30.
- Association of European Airlines Yearbook 2001// AEA (Официальный интернет-сайт Ассоциации европейских авиаперевозчиков: http://www.aea.be)
- IATA Annual General Meetihg Reports, Geneva, 1994 2003.
- Revenue Accounting Manuel, IATA, 1990.
- S. P. Bradley, A. C. Hax, and T. L. Magnanti, Applied Mathematical Progrmming (Reading, Addison-Wesley, 1977).
- Объемы перевозок авиакомпаний мира по пятнадцати наиболее развитым странам в 2002—2003 гг. (регулярные перевозки)
- Страна или группа стран Выполненные тонно-километры (млн. ткм) (пассажиры, груз, почта) Выполненные пассажиро-километры (млн. пкм)
- Общий объем перевозок (международных и внутренних) Международные перевозки Общий объем перевозок (международных и внутренних) Международные перевозки
- Место в 2003 г. 2003 г. 2002 г. Увел. (сниж) % Место в 2003 г. 2003 г. 2002 г. Увел. (смиж) % Место в 2003 г 2003 г. 2002 г. Увел. (сниж.), % Место в 2003 г. 2003 г. 2002 г. Увел. (сниж.), %
- США 1 128 356 126 397 2 1 42 506 45 338 -6 1 1 016 018 1 021 835 -1 1 259 088 277 778 -7
- Германия 2 21 937 19 425 13 2 21 097 18 594 13 3 149 672 124 246 20 3 141 313 116 020 22
- Соединенное Королевство 3 20 687 20 041 3 3 19 940 19 330 3 2 166 498 156 594 6 2 157 479 148 254 6
- Япония 4 20 479 22 170 -8 4 14 066 15 775 -и 4 144 054 160 594 -10 5 70 394 87 056 -19
- Китай 5 16 906 16 200 4 12 5527 5400 2 5 124 591 123 908 1 17 24 346 28 821 -16
- Франция 6 15 667 15 782 -1 7 12 450 12 298 1 6 115 571 117 273 -1 4 82 866 81 483 2
- Республика Корея 7 14 036 13 875 1 5 13 293 13 123 1 11 63 099 65 852 -4 8 55 550 58 249 -5
- Сингапур 8 13 062 14 140 -8 6 13 062 14 140 -8 10 65 387 75 620 -14 7 65 387 75 620 -14
- Нидерланды 9 11 382 11 294 1 8 11 374 11 286 1 9 69 236 69 493 0 6 69 156 69 410 0
- Австралия 10 9855 9726 1 10 6212 6694 -7 7 86 675 86 138 1 10 49 244 52 583 -6
- Канада 11 8854 9942 -11 13 5446 6422 -15 8 74 418 80 426 -7 11 42 889 49 540 -13
- Государства Залива 12 8068 7364 10 9 8052 7347 10 14 50 653 48 809 4 9 50 519 48 665 4
- Испания 13 6100 5715 7 16 4272 4040 6 12 57 594 54 044 7 13 38 723 36 511 6
- Россия 14 6018 5580 8 23 2513 2395 5 13 53 894 49 890 8 20 20 478 19 552 5
- Таиланд 15 5871 6241 -6 И 5564 5913 -6 15 44 773 48 337 -7 12 41 731 45 084 -7
- Источник: Годовой доклад Совета ИКАО за 2003 год
- Рейтинг российских авиакомпаний по объему пассажирских перевозок за 2001−2004 годы (регулярные и нерегулярные перевозки)
- Авиакомпании Пассажирооборот, тыс. пкм Перевезено пассажиров, чел.
- ЭОЗ год 2 1)02 ГОД 2 DO 1 год 2004 год 2003 год 2002 ГОД 2001 год
- Рейтинг Абсолютное значение Рейтинг Абсолютное значение Рейтинг Абсолютное значение Рейтинг Абсолютное значение Рейтинг Абсолютное значение Рейтинг Абсолютное значение Рейтинг Абсолютное значение
- Аэрофлот-РАЛ 1 18 202 618,0 1 17 645 229,8 1 18 943 443,3 1 6 590 080 1 5 843 546 1 5 489 282 1 5 830 664
- Сибирь 2 9 247 640,0 2 7 479 362,0 2 4 352 048,0 2 3 747 790 2 3 396 624 2 2 604 439 3 1 405 360
- Пулково 3 4 591 006,1 3 3 870 375,2 4 3 389 388,1 3 2 699 970 3 2 403 449 3 2 069 502 2 1 877 683
- КрасЭйр 4 4 375 570,2 4 3 847 222,9 3 3 418 944,1 4 1 934 710 4 1 443 287 5 1 233 127 4 1 027 228
- Домодедовские ЛЛ 5 3 655 504,0 5 3 377 736,0 5 3 169 665,0 8 695 480 8 750 746 7 641 848 6 606 022
- Трансаэро 6 2 697 784,5 11 997 549,1 Н.Д. 6 1 341 460 6 859 530 16 386 385 Н.Д.
- ЮТэйр 7 2 160 725,9 6 2 100 536,9 7 1 681 007,0 5 1 465 810 5 1 288 219 4 1 238 516 5 1 011 538
- Уральские АЛ 8 2 090 658,6 8 1 728 621,7 8 1 356 387,4 7 991 930 7 837 937 6 702 280 7 579 974
- Дальавиа 9 2 014 344,5 7 1 977 945,3 6 1 768 126,9 10 621 400 9 569 566 10 540 669 9 486 584
- Континентальные ЛЛ 10 1 337 858,0 18 685 708,0 10 921 285,0 13 547 830 13 485 878 23 233 889 16 328 748
- ВладивостокАвиа 11 1 153 004,3 15 819 150,1 14 711 803,0 12 576 530 21 390 561 21 307 696 18 264 758
- Энкор 12 1 124 118,4 13 880 631,6 18 590 835,0 — 15 474 324 20 352 532 19 249 911
- ВАСО 13 1 093 374,1 10 1 107 925Л Н.Д. 14 521 300 18 427 405 17 383 350 Н.Д.
- Кавминводыавиа 14 1 053 858,0 9 1 265 835,5 9 1 020 565,4 15 516 510 10 521 858 8 577 768 8 491 700
- Ист Лайн 15 1 054 554,8 17 711 680,2 21 505 234,4 18??? 480 030 11 521 858 9 577 768 22 217 261
- ГТК «Россия» 16 938 799,4 16 788 536,0 19 583 510,0 9 652 450 14 481 256 18 372 401 17 285 206
- Когалымавиа 17 858 585,3 12 948 029,5 11 899 711,1 20 472 240 19 421 603 11 454 217 11 454 001
- Якутия 18 798 288,0 — - - 23 307 922 —
- Газпромавиа 19 781 116,0 14 854 809,6 12 802 078,1 — 22 350 346 19 362 504 15 350 169
- Аэрофлот Дон 20 744 161,6 21 648 770,0 16 698 305,2 И 588 100 12 506 964 12 427 598 13 400 118
- Самара 21 668 336,3 23 562 050,3 17 628 184,4 19 473 920 16 468 706 13 418 365 12 443 272
- Алроса 22 667 961,3 20 649 741,0 20 576 965,5 — 24 266 216 22 256 151 20 242 957
- Авиалинии Кубани 23 651 832,6 22 632 914,7 13 726 277,4 17 481 710 17 429 108 14 412 950 10 457 002
- Башкирские АЛ 24 643 281,1 19 679 156,6 15 701 241,0 16 509 190 20 399 955 15 395 325 14 390 641
- Карат 25 485 419,3 24 422 827,4 22 436 291,8 — 25 265 218 24 230 547 21 250 629
- Источник: данные Транспортной клиринговой палаты