Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование процесса управления крупными и малыми промышленными предприятиями на основе франчайзинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере безусловно должна опираться на целостную и непротиворечивую правовую концепцию, выработка которой возможна при опоре на достижения современной теории гражданского права. Однако теоретические воззрения на существо и природу рассматриваемых отношений не отличаются единством как в России, так и за рубежом, что объясняется… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 1. 1. Анализ зарубежных концептуальных подходов взаимодействия крупных корпораций и малых предприятий
    • 1. 2. Анализ формирования российских управленческих подходов взаимодействия крупных и малых предприятий
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Управленческие процессы взаимодействия крупных и малых предприятий
    • 2. 2. Промышленный франчайзинг: анализ принципа построения сети
    • 2. 3. Эффективность управленческих процессов па основе франчайзинга
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
    • 3. 1. Анализ франчайзинга как одной из форм взаимодействие крупных и малых предприятий
    • 3. 2. Перспективы развития и совершенствования франчайзинга при взаимодействии крупных и малых предприятий

Совершенствование процесса управления крупными и малыми промышленными предприятиями на основе франчайзинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С началом в России радикальных экономических реформ в отечественный экономический лексикон вошло новое понятие —франчайзинг, закрепленное в гражданском в Гражданском кодексе.

Франчайзинг получил массовое распространение как особая, отвечающая потребностям современного рынка «философия» предпринимательства, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношении.

В управленческом аспекте франчайзинг как эффективный способ кооперации крупных и мелких предприятий цементирует экономическую заинтересованность корпорацию-правообладателя и предприятия-пользователя. Ключевое значение для правообладателя приобретает то обстоятельство, что пользователь является независимым субъектом рыночных отношений, самостоятельным предпр! пгимател см, владельцем собственного бизнеса. Осуществляя франчайзииговую (франшизную) деятельность, он выступает в обороте от своего имени, принимает обязательства и несет ответственность собственным имуществом. Участие собственного капитала пользователя во франшизном бизнесе — лучшая гарантия для правообладателя, что обязательства пользователя будут им успешно выполнены, Создание франшизной сети позволяет фирме-правообладателю существенно снизить издержки обращения, избежать весьма капиталоемких затрат на организацию и содержание собственных, фирменных сбытовых служб. Высвободившиеся средства он может направить на расширение и модернизацию своего производства. Особенно эффективной для правообладателя оказывается франшизная сбытовая сегь, когда ему предстоит действовать в незнакомых условияхнапример за рубежом, осваивать удаленные рынки, а в роли пользователей выступают местные предприниматели, которым больше доверяют и которые хорошо знакомы с потребностями, привычками, вкусами и традициями местных покупателей, заказчиков, клиентов. Они могут подбирать и приобретать у фирмы-правообладателя наиболее ходовые и пользующиеся спросом на локальном рынке модификации товаров, доводить их до уровня местных требований либо сами производить такие товары (услуги) по лицензии и с помощью фирмы-правообладателя.

Чем успешнее ведет свой бизнес пользователь, тем больше выигрываег и правообладатель, и не только за счет возрастания размеров причитающегося ему вознаграждения, но и потому, что его товар, его имя, торговая марка и другая фирменная символика продолжают завоевывать рынок уже усилиями пользователя. Собственнический статус пользователя и его ответственность своим имуществом делаюг франшизную сеть стабильной и гибко реагирующей на запросы потребителей. Зависимость пользователя от предоставленных ему исключительных прав и принятые им на себя обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже, чем у фирмы-правообладателя, позволяют последней контролировать франшизную сеть до такой степени, как если бы это была ее собственная, фирменная сбытовая сеть.

Франчайзинг в международной литературе характеризуется еще и как система льготного предпринимательства либо сотрудничества сторон на договорно-предпринимагельской основе. Франчайзинг — едва ли не единственный вид предпринимательства, побуждающий крупный капитал опекать, создавать условия для его процветания.

От франчайзинга объективно выигрываег и третья заинтересованная сторонарядовой потребитель, заказчик, клиент, которым товары и услуга предлагаются не на единообразных условиях фирменной торговли и сервиса, а на индивидуальных условиях множества независимых франшизных заведений. Франчайзинг защищает франшизную сеть от конкуренции «извне», со стороны «чужих». Однако он не запрещает пользователю посредством более благоприятных условий торговли или обслуживания привлекать к себе потребителей из других франшизных территорий. Поэтому потребитель всегда может найти у кого-то из пользователей товар дешевле и услугу доступнее при гарантированно высоком фирменном качестве товара и уровне обслуживания.

От развития франчайзинга выигрываег и общество в целом. Франчайзинг становится сферой притяжения для многих людей, располагающих свободными, хотя и скромными сбережениями или иными финансовыми средствами и мечтающих основать собственный небольшой бизнес, благо франчайзинг дает им возможность опереться на сильных и опытных рыночных партнеров. Современные процессы социально-экономического развития в странах с рыночной экономикой заметно увеличивают число таких потенциальных участников франшизных отношений. Среди них высвобождающиеся работники отраслей экономики, сворачивающихся в результате научно-технического прогресса или конверсии ВПК, отставные военнослужащие, уволенные в ходе сокращения вооруженных сил, пенсионеры, домохозяйки, выпускники учебных заведений, не сумевшие устроиться по специальности, иммигранты. Найдя свое призвание во франчайзинге, они существенно пополняют прослойку мелких предпринимателей-собственников, укрепляя тем самым социальную опору современного государства — средний класс общества.

Все эти особые качества франчайзинга делают очевидной необходимость его интенсивного развития в России.

Франчайзинговая деятельность в России только начала появляться. При этом, поскольку понятие франчайзинга не получило прямого отражения в нормативных актах, а ГК РФ содержит нормы о договоре коммерческой концессии, то сейчас в нашей стране зачастую под франчайзингом понимаются самые разные договоры. Это, например, дистрибьюторские договоры, дилерские договоры, которые также, кстати, не поименованы в законодательстве РФ. Одни отождествляют с франчайзингом коммерческую концессию, в то время как другие утверждают, что договор коммерческой концессии, как он представлен в ГК РФ, не является договором франчайзинга в общепринятом в международном сообществе понятии, хотя он и имеет с ним некоторые общие черты. Иногда отношения франчайзинга оформляются путем заключения смешанного договора, который соединяет в себе отдельные элементы лицензионных, авторских договоров, договоров поставки и других. Тем не менее, можно сделать вывод, что в России наблюдается интерес к франчайзингу, и не только теоретический.

Безусловно, российскому франчайзингу пока еще далеко до американских или западно-европейских масштабов, однако для его дальнейшего развития в России открываются совершенно необозримые перспективы. По сравнению с переуплотненными зарубежными рынками потребительских товаров, услуг, товарных знаков и лицензированной торгово-сетевой розницы российский рынок с его огромными размерами и многомиллионным населением представляет для франчайзинга подлинную целину.

Эффективная реструктуризация бывших «промышленных гигантов» требует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом. В этой связи становится актуально не только выявление и совершенствование механизмов взаимодействия, но и формирование динамичного роста целостных, тесных интегрированных систем малого и крупного бизнеса. Применение франчайзинга позволяет достигать расширенного развития малого и среднего щэедпринимательства.

Однако, как ни важны мотивации к объединению, для многих малых фирм организация такого сотрудничества — далеко не простое дело. Сегодня российские малые фирмы, как правило, процветают за счет индивидуализма и предприимчивости. Так что для них слишком тесное сотрудничество с конкурентами, поставщиками или клиентами хможет представлять реальную угрозу. Вот почему подобное сотрудничество требует более высокого уровня стратегического мышления руководителей малых предприятий. Малым фирмам приходится решать, до какой степени они готовы идти на длительное тесное сотрудничество, какие знания придется им вносить со своей стороны, а какие они хотели бы придержать, — и все это требует высокого уровня внутренней организации.

Решение проблем взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга значительно затруднено из-за их недостаточной изученности в отечественной науке. Поэтому сегодня назрела необходимость в теоретическом обосновании теории франчайзинга применительно к проблемам взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса и в разработке управленческих принципов этого сотрудничества.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в совершенствовании управленческих подходов по взаимодействию предприятий крупного и малою бизнеса на основе механизмов франчайзинга.

Для реализации поставленной цели определены конкретные задачи: — Охара ктеризовать зарубежные концептуальные подходы взаимодействия крупных корпораций и предприятий малого бизнеса.

Выявить формирование российских управленческих подходов взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Разработать основные управленческие принципы взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса.

— Определить сущность промышленного франчайзинга и проанализировать принципы построения сети.

— Сравнить эффективность управленческих механизмов на основе франчайзинга.

— Проанализировать франчайзинг как одну из форм взаимодействие крупного и малого бизнеса.

— Выявить возможности применения франчайзинга при взаимодействии предприятий крупного и малого бизнеса.

— Выявить специфические особенности взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга в современной России.

— Проанализировать современные управленческие модели взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга.

Разработать рекомендации по совершенствованию существующих механизмов взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга.

— Обосновать перспективы развития и совершенствования франчайзинга при взаимодействии крупных и малых предприятий.

Объектом исследования являются — организации различных форм собственности нефтяной промышленности, работающие на основе франчайзинга.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования являются отношения, возникающие между крупным и малым бизнесом, так или иначе вовлеченными в финансово-хозяйственную деятельность на основе франчайзинга.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Основу исследования составил системный подход к анализу социальноэкономических процессов и явлений. В диссертации автором широко использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления в социально-экономических системах, а также многочисленные хматериалы эмпирического характера, в том числе полученные автором в ходе исследования.

Методологическую основу исследования составляют современные методы теории познания, включая частно-научные методы: исторический, системноструктурный, логический, сравнительный, формально-логический и экономикостатистический.

Современные тенденции развития малого предпринимательства отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов: О. Шестоперова, А. Орлова, А. Лемешко, Ю. Афонина, А. Жабина, В. Андреева, А. Шулуса, Ю. Якутина, И. В. Рыкова, И. Веретенников, О. А. Орлова, В. В. Панюкова, Besson Р., Feldman V., Phillips J. и др.

Общие методологические основы экономического исследования представлены в работах J1. И. Абалкина, А. И. Агеева, А. В. Бусыгина, А. О. Блинова, Г. В. Горланова, Б. К. Злобина, Е. А. Кочерина, Ю. М. Осипова, П. Д. Половинкина, В. В. Радаева, В. Е. Савченко, Ю. В. Таранухи, Ф. И. Шамхалова, В. М. Яковлева и др.

Значительная часть по совершенствованию управленческих подходов взаимодействия крупного и малого бизнеса освещена в трудах О. Иванова, А. Г. Аганбегяна, В. А. Капитоненко, Н. Молочникова. Е. Бухвальда, А. Виленского. Ю. Б. Винслава, И. В. Гадай, A.M. Либмана, П. В. Забелина, М. Ю. Козырева, Д. Ю. Никологорского, Е. И. Бобко, Б. Мильнера, Е. Балацкого и др.

Теоретические предпосылки разработки франчайзинга представлены в работах Льюис Г. Радника, К. Маккоскера, М. Мендельсона, Дж. Хенсона, Б. Баяка, Фостера, Ж. Дельтей и др.

Существенное значение имеют разработки отечественных исследователей, И. В. Рыковой, Е. Дряхлова, С. А. Куликова, А. З. Майлера, А. Руденко, В. М. Савельева, М. С. Шаховой и др.

Вместе с тем вопросы, касающиеся совершенствования современных механизмов взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса нуждаются в дальнейшем исследовании.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертационной работе разработаны научно-обоснованные предложения, теоретические и практические положения, рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса.

Диссертация содержит элементы научной новизны, которые выносятся на защиту:

1. Раскрыты закономерности развития франчайзинговых систем бизнес-формата на современном этапе.

2. Выявлены наиболее перспективные стратегии построения и развития франчайзинговых систем в российской экономике и предложены методические рекомендации по их эффективному управлению.

3. Уточнены применительно к российским условиям деструктивные факторы, присущие франчайзинговым системам, и предложен комплекс мер по повышению их устойчивости.

4. Раскрыта структурирующая роль франчайзинга в системе межфирменных экономико-управленческих отношений.

5. Предложена авторская методика использования франчайзинговых отношений как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий малого бизнеса.

6. Дана авторская оценка механизма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса, проанализирована сущность эффективного взаимодействия крупного и малого бизнеса, под которым автором понимается их взаимовыгодное в сочетании с цивилизованной конкуренцией партнерство, на основе франчайзинга, обеспечивающее получение дополнительного синергстнческого эффекта для всех его участников.

7. Систематизированы оптимальные методы эффективного взаимодействия крупных и малых предприятий на основе франчайзинга.

8. Впервые управление предприятиями крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга раскрывается с учесом российской специфики и международного опыта.

9. Выявлена необходимость создания в отдельных сегментах российского рынка франчайзинговых бизнес — систем, обладающих высоким конкурентным потенциалом, а также разработка методических рекомендаций поэффекгивному управлению такими организационными структурами. Практическая значимость работы выражается в возможности применения полученных результатов исследования на практике и направлены на совершенствование механизма взаимодействия крупного и малого бизнеса, что приведет к повышению экономической активности, конкурентоспособности предприятия и сектора малого бизнеса.

Практический характер имеют положения, выводы и рекомендации диссертанта, связанные с перспективами развития отношений франчайзинга. Проведенное в диссертации исследование может способствовать разработке законодательных и нормативных актов, регламентирующих отношения в области франчайзинга.

Отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы в учебно-методической работе в вузах соответствующего профиля.

Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в разработке методических рекомендаций по построению систем на принципах взаимодействия малого и крупного бизнеса и эффективному их управлению в целях повышения конкурентоспособности отечественных предприятий малого бизнеса, а также улучшения качества товаров и услуг, производимых в таких системах и предлагаемых потребителю.

Теоретические положения и идеи, развиваемые в диссертационном исследовании, докладывались на научных конференциях и конгрессахиздана монография, признанная РИОпроводился учебный курс менеджмента, малого предпринимательства, социального менеджмента, а также менеджмента организации, опубликовано 6 научных статей, а также тезисы докладов.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, которые поставил перед собой автор. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мировая и российская практика доказала необходимость создания условий для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия малых и крупных предприятий.

Управление крупными многоотраслевыми корпорациями все чаще бывает сопряжено с большими трудностями и риском, и оптимальным решением, как правило, является реорганизация крупнейших межотраслевых и многонациональных компаний.

Эффективное функционирование крупного бизнеса в современной экономике сосредоточено на основном производстве, выделении самостоятельных малых компаний-подразделенийпередача части производства и услуг субподрядчикам, организация производства по сетевым схемам, кооперация с малыми инновационными, производственными и сбытовыми компаниями.

В свою очередь, залогом успешной деятельности малых предприятий является взаимодействие с крупными фирмами в рамках производственной, научно-технической, торговой кооперации или образование стратегических и предпринимательских союзов с другими компаниями.

В результате проведенного исследовании автор пришел к следующим научно обоснованным выводам и рекомендациям.

Франчайзинговая форма организация бизнеса проста и эффективна. Сугь ее заключается в передаче одной компанией (франчайзеров) прав на использование своего товарного знака, имени (брэнда) другому предприятию (франчайзи) на определенный условиях. Франчайзер предоставляет возможность использовать также всю систему бизнеса, которая включает в себя рекламную политик}', особенности процесса производства товара и его продвижения на рынок, различные технологии ведения бизнеса. В итоге франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой. При этом франчайзи передает франчайзеру часть своей прибыли и независимости, поскольку работа под именем уже известной торговой марки предполагает соблюдение определенных сложившихся корпоративных правил ведения бизнеса.

Автор выделяет следующие элементы программы франчайзинга: организационные структуры системы франчайзингаполитика и процедура деятельностиосновные методы франчайзингового контроляюридическое и сервисное обслуживание, которые устраняют все проблемы, возникшие в процессе формирования системы франчайзинга. Необходимо отметить, что при формировании и становлении системы франчайзинга возникает необходимость сосредоточения внимания на двух аспектах деятельности предпринимателей. Первый характерен для франчайзи, не имеющих достаточных возможностей самостоятельно и продуктивно осуществлять предпринимательский процесс, в этом случае франчайзер несет значительную финансовую нагрузку. Второй связан с деятельностью франчайзи и контролем за использованием средств, полученных в результате этой деятельности.

Функционирование франчайзинговой системы показывает, что брэндовая стратегия, оказывает существенное влияние на создание устойчивых конкурентных преимуществ и повышение прибыльности. Если раньше центром внимания франчайзера было исполнение договорных обязательств, то теперь необходимо изучение маркетинговых отношении и поведения покупателя торговой марки. Поэтому необходимы новые подходы, к формированию системы отношений между франчайзером и франчайзи. Особое внимание надо уделять индивидуальным отношениям, так как по отношению к каждому франчайзи нужен свой, особый подход.

В диссертации рассмотрен опыт становления, основные тенденции развития российского франчайзинга. На основании изученного материала деятельности российских франчайзинговых организаций были выделены основные проблемы, сдерживающие развитие франчайзинга в нашей стране. По мнению автора, их можно классифицировать по причинам их возникновения.

К экономическим проблемам можно отнести: нестабильность развития экономики Россииотсутствие у большинства предпринимателей — потенциальных франчайзи — необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую системусложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания франчайзингового предприятия и др.

Организационно — правовые проблемы связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

К социально — психологическим проблемам можно отнести: отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системыфранчайзера и франчайзиотсутствие должного уважения к интеллектуальной собственностибоязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя, и многие другие. Франчайзинг как система отношений основан на системе договорных обязательств и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. Понятие «франчайзинг» должным образом не введено в юридический глоссарий, в России применяется понятие коммерческая концессия. Российское законодательство не содержит определения и термина «франчайзинг», «бизнес — формат» и др. Его определение и толкование можно найти лишь в специальной литературе.

Кроме того, российское законодательство не содержит и четких определений понятий «франшиза», «франчайзи», «франчайзер» и других составляющих понятийного аппарата франчайзинга. С нашей точки зрения, все термины, связанные с франчайзингом, должны быть закреплены законодателем в определенных нормах за конкретными правоотношениями.

Сравнение российского законодательства в области коммерческой концессии и зарубежного в области франчайзинга позволяет сделать вывод о том, насколько российское законодательство соответствует целям правового регулирования и какие шаги желательно предпринять в целях его дальнейшего совершенствования. Прежде всего, необходимо отметить, что глава 54 ГК с учетом общих положений Гражданского кодекса РФ, в том числе об обязательствах и договорах, безусловно, составляет определенную правовую основу для развития нормативной базы франчайзинга в его современном понимании. В частности, как отмечалось, глава 54 ГК детально регулирует отдельные договорные связи между правообладателем и пользователем, в том числе такие, которые зарубежное законодательство о франчайзинге оставляет за пределами своего прямого регулирования. В результате стороны договора франчайзинга за рубежом вынуждены руководствоваться только общими нормами обязательственног о права или формулировать свои «инициативные» условия, которые в теории договорного права именуют случайными.

Вместе с тем ни глава 54 ГК, ни общие положения гражданского законодательства РФ сами по себе не представляются достаточными для полноценного, эффективного развития франчайзинга в России. Опираясь на существующую правовую основу, следует идти по пути создания отдельного, самостоятельного законодательства о франчайзинге, включающего в себя специальный федеральный закон. Такой закон позволит соединить в одном нормативном акте наряду с нормами гражданского права нормы других отраслей, в частности административного, в целях регулирования отношений участников франчайзинга с органами государственной власти и местного самоуправления. Учитывая сформулированный в ст. 3 ГК РФ приоритет его норм перед гражданскими нормами, содержащимися в других федеральных законах, необходимо включить в ГК отсылочную норму к специальному закону, что позволит учитывать особенности отношений в области франчайзинга.

Работа по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере безусловно должна опираться на целостную и непротиворечивую правовую концепцию, выработка которой возможна при опоре на достижения современной теории гражданского права. Однако теоретические воззрения на существо и природу рассматриваемых отношений не отличаются единством как в России, так и за рубежом, что объясняется не в последнюю очередь новизной самого явления. Тем не менее, есть такие вопросы, без решения которых дальнейшее движение в правовой сфере явно невозможно. Это вопрос о сохранении понятия «коммерческая концессия» как родового или использования его как видового в отношении родового понятия франчайзинга. Представляется необходимым использовать термин «франчайзинг» как родовой, заменив им термин «коммерческая концессия» в российском законодательстве. Соответственно стороны договора тогда следует именовать — франчайзер и франчайзи. Термин «коммерческая концессия» можно использовать для наименования такой разновидности франчайзинга, как сбытовой франчайзинг, когда франчайзи использует комплекс исключительных прав франчайзера для продажи товара правообладателя. Это может быть также товар, произведенный третьим лицом по лицензии франчайзера для целей реализации через франчайзинговую цепь. При этом деление договора франчайзинга на отдельные виды и их специальное регулирование может быть предметом закона о франчайзинге.

В работе над законопроектом «О франчайзинге» должна быть учтена отчетливо проявляющаяся в зарубежной практике тенденция к более надежной охране прав и интересов франчайзи, как экономически более слабой стороны договора франчайзинга. В первую очередь, следует восполнить недостаток законодательной базы в части требований к достоверности информации франчайзера о его «фирменном бизнесе», предоставляемой еще до заключения договора франчайзинга. От качества такой информации, во многом зависят результаты предпринимательской деятельности франчайзи.

Развитие франчайзинга потребует изменений не только в гражданском законодательствеопределенные коррективы должны быть внесены в антимонопольное законодательство. Для этого понадобится предварительно переосмыслить роль и место некоторых видов договоров (франшизных, лицензионных, о кооперации и др.) в современных рыночных отношениях. Памяту я уроки эволюции зарубежного антимонопольного законодательства по отношению к франчайзингу, необходимо отказаться применительно к нему от таких упрощенных критериев оценки антирыночных и антиконкурентных действий, как создание монопольных объединений или превышение субъектом рынка законодательно установленных пороговых рыночных позиций (допустимых процентных значений).

Взамен предстоит более широко оценивать франчайзинг как договор, который своим совокупным эффектом способствует расширению и развитию рынка и, в конечном счете, выгоден всем трем ключевым субъектам франшизного сегмента рынка: прежде всего потребителю, затем — франчайзеру и франчайзи. Такой эффект договор с взаимными ограничениями сторон способен создать только в одном случае, а именно, когда он предусматривает создание вертикально интегрированной производственной или распределительной системы, в которую франчайзи встраивается как функциональное технологическое звено, оставаясь в финансово-экономическом и юридическом отношении совершенно независимым от франчайзера.

Такая законодательная трактовка франчайзинга позволяет отделить его от разного рода «горизонтальных» договорных структур (картельных, пирамидальных и т. п.), стороны которых согласованно участвуют в разделе рынка. Они-то, как правило, и ограничивают свобод}' конкуренции и тем самым подрывают рынок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года //Российская газета. N237,25.12.1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (вторая часть) от 26 января 1996 roflaN 14-ФЗ //СЗ РФ. 1996. — N 5. — Ст. 410.
  3. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года N 53 511 //Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. — N 32. — Ст. 1242.
  4. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения» от 23 сентября 1992 года N 3520−1 //Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. — N 42. — Ст. 2322.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  6. С. Франчайзинг — шаг за шагом //Современная торговля. 2007. -№ 1.
  7. Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и спецификаtфункционирования //Экономист. № 4.
  8. П. Мелкое предпринимательство и плюрализм в экономике //Проблемы теории и практики управления. 1990. — № 4.
  9. А. Механизм лизинговой поддержки малого предпринимательства //Финансовый бизнес. 2006. — № 5.
  10. Ю.Васильев Н. М. Франчайзинг и особенности его развития в России //Финансы. -2006.-№ 2.
  11. И. Франчайзинг решение для растущих компаний //ЭКЗИТ. -2004. — № 22.
  12. И. Оценка эффективности франчайзингового проекта //Управление компанией. 2005. — № 11.
  13. Взаимодействие малого и крупного бизнеса /Информационно аналитический сборник, IV Всероссийская конференция представителей малых предприятий. — М., 2003.
  14. . Российские реалии франчайзинга //Современная торговля. — 2006. № 8.
  15. И.Н. Менеджмент. -М.: ЮНИТИ, 2005.
  16. O.JI. Процесс финансирования венчурного бизнеса //Финансовый бизнес.- 2004. -№ 3.
  17. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1. М&bdquo- 2000.
  18. Гражданский кодекс Российской федерации. — М.: «Проспект», 2005.
  19. В.И., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. М.: Джет Пресс Ко, 2000.
  20. П. Проблема «выхода» из проинвестированных российских компаний: Венчурный бизнес //Рынок ценных бумаг. 2001. — № 5.
  21. Г. Мелкий бизнес в Великобритании //МЭ и МО. 1992. — № 3.
  22. А.Г. Краткое пособие по франчайзингу, http ://www, hal.ru/rnindtransfer.23.3ибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия //Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3.
  23. JT.T. Франчайзинг в сфере малого бизнеса //Право и экономика. 2006. — № 3.
  24. О. Маркетинговый подход к формированию межрегиональных интегрированных компаний в России //Экономист. -2002. № 8.
  25. Э. Мелкие и средние предприятия в Германии //МЭ и МО. 1993. -№ 9.
  26. Э., Саммерс К. Стратегический синергизм. СПБ.: Питер, 2004.
  27. А. о роли крупного бизнеса в современной российской экономике //Вопросы экономики. 2004. — № 8.
  28. КлиноваМ. Малый бизнес: большие ожидания //МЭ и МО. 1990. — № 10.
  29. JI. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: «Новый Логос», 2000.
  30. Г. В. Предпринимательство как фактор развития //США Канада: экономика, политика, культура. — 2003. — № 6.
  31. Г. Социальная функция франчайзинга //Человек и труд. 2000. — № 2.
  32. Д.С. Проблемы становления малого бизнеса и занятость //Демография и социология. 1998. Вып. 18.
  33. В. Что такое глобализация //МЭ и МО. 1998. — № 2 — 3.
  34. В.Д. Субъекты хозяйствования и их трансформация в переходной экономике. Хабаровск, 1996.
  35. В. и др. Образование финансово промышленных групп //РЭЖ. -1994. -№ 1.
  36. С. Почему у нас гак мало франчайзинга //Вопросы экономики. 2003. -№ 7.
  37. Т.М. Об основных положениях концепции развития малого предпринимательства //Проблемы современной экономики 2007. — № 2.
  38. Лизинг для малых предприятий. Методические материалы и документы. М., 2006.
  39. Т.М. Концепции развития малого предпринимательства в регионах //Проблемы современной экономики 2007. — № 3.
  40. В. Обзор рынка венчурного капитала //Инфобизнес. 2001. — № 12.
  41. А. Трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов //Вопросы экономики. 2002. — № 9.
  42. С. Малого бизнеса становится все меньше //Экономика и жизнь. -2006. -№ 33.
  43. Малый бизнес в Канаде //Деньги и кредит. 1992. — № 3.
  44. Ч. Японская промышленная система. -М.: Прогресс, 1988.
  45. Е. Риск в сфере производства //РИСК. 2002. -№ 11.
  46. С. Франчайзинг //Проблемы теории и практики управления. 2006.3.
  47. В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
  48. М. Руководство по франчайзенгу. -М., 1995.
  49. Мировой опыт развития франчайзинга. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005.
  50. Е. Текущее состояние и перспективы развития франчайзинга в России //Управление компанией. 2002. — № 6.
  51. Научно-техническая политика: выбор стратегии //Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 2.
  52. Нефтегазовая Вертикаль. М., 1999, http://www.ngv.ru/review/npr9S/.
  53. Обозрение российской экономики за 2006 год //www.dcenter.ru
  54. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России //Экономист. -2002. № 8.
  55. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //Вопросы экономики. 2005. — № 4.
  56. О.А. Франчайзинг как форма деловых связей //Законодательство и экономика. 2002. — № 4.
  57. В. Плюсы и минусы франчайзинга //Современная торговля. 2006. -№ 3.
  58. В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке //Маркетинг в России и за рубежом. 2004, — № 2.
  59. Перспективы развития франчайзинга //Современная торговля. 2005. — № 7.
  60. Е. «Франчайзинге //Лизинг ревю. — 2006. — № 3.
  61. И.В. Принципиальные различия в концепциях промышленных кластеров и территориально производственных комплексов //Вестник Московского университета. Сер. География. -2004. — № 5.
  62. А. О контрактных взаимоотношениях крупного и малого бизнеса //РЭЖ.- 1997. -№ 7.65 .Портер М. Конкуренция. М., 2006.
  63. Предпринимательство в конце XX века /Под ред. Дынкина А. А. М.: Наука, 1992.
  64. И.И. Мелкие фирмы в США: организация и управление. М., 1989.
  65. Ю.А. Лизинг для малого предпринимательства //Социально -гуманитарные знания. 1999. — № 2.
  66. И.В. «Коммерческая концессия = франчайзинг»?//Оборудование. Рынок, предложение, цены. -2001. № 2.
  67. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2000.
  68. В., Шеховцова Н. Венчурный капитал и инновации //Российский экономический журнал. — 1992. —№ 7.
  69. А. «Все франчайзеры России» //Свой бизнес. 2006. -№ 11.
  70. И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. М.: Современная экономика, 2005.
  71. В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) //РЭЖ.- 1995.-№ 10.
  72. JI. Франчайзинг новый метод ведения бизнеса //Малый бизнес в России, — 1996. — № 2.
  73. В. Ю. Проблемы формирования конкурентной среды в российском нефтяном секторе //Регион: экономика и социология. 2002. — № 1.
  74. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. — М., 2006.
  75. Д. О проблемах использования производных контрактов на нефть и нефтепродукты //Рынок ценных бумаг. Товарный рынок. 2001. — № 1.
  76. Социально экономическое развитие РФ //Вестник экономики. — 2007. — № 2.
  77. Дж. Франчайзинг в малом бизнесе. М., 1996.
  78. В.И. Экономика лизинга: некоторые вопросы теории и практики //Регион: экономика и социология. 2003. — № 1.
  79. Ю. Франчайзинг в России: правовое регулирование //Хозяйство и право. 2007. — № 7.
  80. Тенденции и особенности развития франчайзинга в России. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005.
  81. А. Н. Малый бизнес в системе капиталистического производства. -М., 1989.
  82. Управление нововведениями и стратегия корпораций. Обзор ИНИОН. М., 1990.
  83. С. Учет факторов неопределенности и риска при оценке эффективности инновационных мероприятий (венчурных проектов) //Управление риском. -2001. № 2.
  84. С. Прогнозирование прибыли венчурных проектов //РИСК. Ресурсы. Информация. Конкуренция. 2001. — № 2.
  85. К. Франчайзинг. Маркетинг. СПб.: Питер, 2007.
  86. Дж. Франчайзинг: ответы рыночной системы. М., 2006.
  87. А.В. Франчайзинг и франчайзинговый договор. СПб.: Истина, 2005.
  88. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства //Экономист. 2001. -№ 11.
  89. А. О бизнесе большом и малом //Проблемы теории и практикиуправления. 1990. — № 3. 93. Чемоданова Е. Франчайзинговая модель организации бизнеса //Маркетинг в
  90. России и за рубежом. 2000. — № 3. 94. Чибриков Г. О финансово — промышленных группах //РЭЖ. — 1994. — № 2.
  91. М.С. Как финансировать малый бизнес //Финансы. 1994. — № 8.
  92. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. 2001. — № 4.
  93. А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ //РЭЖ. -2003.-№ 3.
  94. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России //РЭЖ. 2007. — № 7.
  95. Ю. Среднее и мелкое предпринимательство в ФРГ //МЭ и МО. 1990. -№ 7.
  96. Franchise opportunities handbook. Washington: Department of commerce. Dov. Print. Office, 1988. P. Ill -XVII.
  97. Franchising in Europe. Cassel. L. -N. Y., 1992. P. 1−5.
  98. Adams J. N. No deduction or set off clauses/ The Modern law review, 2004. T. 57, N6, p. 960
  99. Garnet Pol F. J. Franchise agreements within the European community. London, 2007, N 4, p.6.
  100. Maitland L. Franchising. A practical guide for franchisors and franchisees. Chalford, 200. P. 14−15.
  101. Bessis Ph. Le contract de franchissage. Montchretien. Paris. 2007. p. 109.
  102. Hadfield G. K. Problematic relations: franchising and the law of incomplete contracts/ Stranford (California), 2005. T. 42, N 4, p. 939.
  103. Holmes D. L. Overview of state and federal franchising regulations. 2006. http: //www.dksno.com/papers/intproppapers/franchisregs.litml.
  104. Wiechorek D. The Jowa Franchise Law 1995 Amendment and Some Proposals for 1996/ Franchise Law Journal, 2005. T. 15, N 43.
  105. Current problems of law protecting competition. Krakow, 2004, p. 18.
  106. Laurent Ph., Basset G. Droit du marketing. Aspects juridigues de la mercatigue. Eyrolles. Paris, 2007. P. 113 120.
Заполнить форму текущей работой