Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза
![Диссертация: Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза](https://gugn.ru/work/3001746/cover.png)
При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в I сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, а также профессионального мотива, под которым понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
- 1. 1. «Мотив», «мотивация» и «профессиональная мотивация» как основные категории исследования
- 1. 2. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 3. Методология и методы исследования мотивации
- ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВ АЦИИБУДУЩВГО ПЕДАГОГА
- 2. 1. Мотивы выбора профессии педагога как основа формирования учебно-профессиональной мотивации студентов
- 2. 2. Мотивы"учебной деятельности и их влияние на профессиональную мотивацию будущих педагогов
- 2. 3. Особенности формирования профессиональных мотивов в процессе подготовки студентов: обзор современных исследований
- 2. 4. Психологические условия формирования профессиональной мотивации у будущих педагогов средствами социально-психологического тренинга
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
- 3. 1. Организация и методы исследования
- 3. 2. 0. собенности профессиональной мотивации студентов
- 3. 3. Программа формирования профессиональной мотивации студентов
- 3. 3. 1. Теоретическое обоснование формирующего эксперимента
- 3. 3. 2. Задачи и методы формирования профессиональной мотивации в условиях мотивационного тренинга
- 3. 4. Результаты формирующего эксперимента
- 3. 5. Оценка эффективности экспериментальной программы формирования профессиональной мотивации студентов
- 3. 1. Организация и методы исследования
Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В общественной: жизни современной России на фоне экономических, политических и социальных: изменений отчетливо прослеживается тенденциям изменения: отношения? людей: к пониманию-: своего места в: обществе, к выбору профессии', к: результатам своеготруда. Этапроблема остро стоит и в сфере образования: Учитывая, что образование является. главным институтом! воспитания* личности, важным становится', вопрос, какие жизненные: позиции и мотивы, являютсяв настоящее время, преобладающими у учигелей современной школы.
В настоящее время к профессии-, учителя? предъявляются не только повышенные требования к владению педагогической" деятельностью, но и к зрелости его личности. Одним из центральных психологических образований в структуре личности является профессиональная мотивация.: Потребность в педагогах с развитой профессиональной мотивацией: очень высока. На данном этапе подготовка учителей в педагогических: вузах не отвечает этим требованиям в должнойстепени. В университетах, выпускающих педагогов, нередко проявляется технократическаяориентация^ выражающаяся" в< том, что приоритет отдается специальной подготовке. Нельзя недооценивать значение специальных знаний в общей культуре педагога, однако необходимо отметить, что на педагогических отделениях университетов должен готовиться не физик-учитель, химик-учитель, биолог-учитель, а учитель физики, химии, биологии и т. д. В современных условиях нельзя признать единственно верной интенсивную направленность* учебно-воспитательного процесса. Не всегда такой «экономичный» путь приводит к высоким результатам. Кроме того, престижность профессии педагога все еще остается невысокой, удовлетворенность своей профессиональной1 деятельностью также не высока.
Значительная? часть студентов руководствуется" мотивами, не имеющими непосредственного отношения к процессу познания, к профессиональной подготовке. У большинства отмечается явное противоречие между высокой оценкой значимости профессии учителя и слабым желанием заниматьсяэтим видомдеятельности. Немало и тех, кто невысоко оценивает общественную значимость профессии;
Формирование: профессиональной? мотивации студентов в педвузе сложныйпроцесс, требующий применениям специальных, «психологически обоснованных методов: диагностики и: развития. В традиционной системе педагогического образования эта задача решена не в полной мере, что обуславливает актуальность темы данной работы.
Решение этой проблемывключено, в общийконтекст изучения мотивации! в отечественной (А.Н. Леонтьев, G. J1 Рубинштейн,. JI.И. Божович, В. И! КовалевА.К. МарковаВ.Н. Мясищев, И. Р. Алтунина, B.G. Ильин, P.C. Немов, А. Б. Орлов, U.M. Якобсон и др.) н зарубежной психологии^ (Д.В. Аткинсон, А. Г. Маслоу, Мак — Дугалл, В-С. Мерлин, F. Мюррей, Ж. Нюттен, X. Хекхаузен, и дрО^ изучения мотивации отдельных видов деятельности (М.В: Вовчик-Блакитная,. Ю. М. Орлов, A.A. Реан, Э-Д. Телегина, G.В. Феоктистова, BiA. Якунин и др.), мотивов выбора профессии (Е.П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, С. Н. Кулюткин,. Г. С. Сухобская и др.), учебно-профессиональной мотивации будущих педагогов (И.Л. Васильева, Н. И. Мешков, Ю. П. Поваренков, Л. М. Разорина и др.). Проблема профессиональной мотивации в педвузе, особенно в аспекте её формирования, разработана недостаточно. В частности это относится к определению условий формирования профессиональной мотивации в различные периодьгобучения, к разработке системы специальных психолого-педагогических: воздействий. Важность изучения' этих и ряда других вопросов повышает актуальность данного исследования.
Проблема исследования определяется противоречиеммежду существующей^ потребностью повышенияуровня профессиональнойподготовки будущих учителей-, качествапреподавания ш недостаточной. разработанностью^ психолого-педагогических условий и методов'- формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном-заведении.
Цель исследования — изучить особенности формирования' профессиональной мотивации студентов старших курсов, педагогического вуза, разработать и экспериментально обосновать программу формирования профессиональной мотивации студентов.
Объект исследования — профессиональнаямотивация1 студентов педагогического вуза'.
Предмет исследования — особенности формирования профессиональной мотивации будущих педагогов в системе высшего профессионального образования. Гипотезы исследования:
1)' формирование профессиональной мотивации студентов возможно при соблюдении ряда условий:
— наличия у будущих педагогов профессиональной направленности;
— сформированности адекватной системы мотивов учебной деятельности;
— эмоционального принятия студентами будущей профессиональной деятельности.
2) более успешное формирование профессиональной мотивации студентов обеспечивается целенаправленным тренинговым воздействием.
В соответствии с целью, предметом, гипотезами были определены следующие задачи исследования:
1. Определить теоретико-методологические основы исследования проблемы становления учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в педагогическом вузе.
2. Выявить критерии и показатели успешного формирования профессиональной мотивации-студентов;
3. Провести диагностику учебно-профессиональных мотивов у студентов четвертого курса педагогического университета.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей формирования профессиональной мотивации' студентов четвертого курса педагогического университета.
5. Разработать и апробировать программу тренинга по формированию профессиональной мотивации студентов в образовательном процессе вуза, дать оценку ее эффективности. 1.
Теоретико-методологической основой исследования выступили фундаментальныеположения отечественной психологической и педагогической науки:
— культурно-историческая теория развития личности JI.C. Выготского, получившая дальнейшее развитие в работах Л. И. Божович, В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, М. И. Лисиной, Д. Б, Эльконина, их учеников и последователей;
— личностно-деятельностный подход, представленный в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.;
— основные методологические принципы отечественной психологиипринцип развития, принцип единства сознания и деятельности;
— положение деятельностного подхода о взаимосвязи особенностей психики и характеристик профессиональной деятельности (ее условий, содержания, задач, организации);
— положения системного подхода, согласно которому мотивация рассматривается как многомерная по содержанию подсистема личности, единство соподчиненных компонентов;
— методологические и методические требования к конструированию развивающих программ и психолого-педагогических исследованиям (Б.Г. Ананьев, А. Анастази, A.A. Бодалев, К. М. Гуревич и др.);
— концепции профессионального образования и подготовки^ педагогов, теоретические модели педагогической деятельности (Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.).
Методы исследования.
В: работе использовалсякомплекс: методов: теоретический, анализ психолого-педагошческой?литературыэмпирические методы: эксперимент в* единстве констатирующего, 3 формирующего ж контрольного этаповПри изучении" профессиональной! мотивации студентов? использовались следующие методики: «Изучение мотивов? учебной деятельности студентов» (модификацияA.A. Реана и В: А. Якунина) — «Изучение факторов-привлекательности? профессии» (модификация? Н. В. Кузьминой: и A.A. Реаном на базе методики: BfA. Ддова), «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиана в обработке М.Ш. Машмед-Эминова). Для" определения профессиональной направленности студентов использовалась, блок-схема стереоанкеты (А.Б. Каганова). Использовались методыматематической^ статистики: корреляционный анализ данныхДля статистическогоанализа результатов тестирования использовались непараметрические: критерииU-Манна-Уитни и Т-Вилкоксона. Статистическая обработка первичных эмпирических данных осуществлялась с помощью стандартного пакета Statistica 5,5 for Windows.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Выявлены особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педвуза (недостаточная сформированность учебно-профессиональных мотивов, низкая осознанность профессионального выбора и слабо выраженная активно-жизненная позиция);
2. Определены психолого-педагогические условия формирования: профессиональной* мотивации, студентов (высокий уровень профессиональной, направленности, сформированность адекватной системы мотивов учебной— деятельности, эмоциональное принятие будущей-профессиональной деятельности). ., ¦
3. Разработана программа формирования профессиональной мотивации студентов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Обобщены теоретические представления о процессе формирования профессиональной мотивации, определена его взаимосвязь с формирующейся профессиональной"направленностью.
2. Конкретизированы и уточнены представления об особенностях формирования профессиональной мотивации будущих педагогов в системе высшего профессионального образования.
Практическая з/ш^1ш0ст&'исследованиясостоит в следующем:
1. Выявленные психологические особенности и условия^ формирования профессиональной, мотивации студентов могут быть использованы для решения задач' совершенствования системы профессиональной^ подготовки педагогов.
2. Разработанная иапробированная программа тренинга может быть использована в работе со студентами психолого-педагогических специальностей, а также с учителями общеобразовательных учреждений.
3. Полученные результаты исследования* могут быть использованы при создании учебно-методических пособий, разработке учебных курсов по общей, возрастнойсоциальной и педагогической психологии, а также спецкурсов в рамках профессионального обучения психологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Критериями и показателями успешного формирования профессиональной мотивации студентов являются: профессиональная направленность личности, развитие адекватной системы мотивов* учебно-профессиональной деятельности, эмоциональное принятие будущей профессиональной деятельности.
2. Особенностями формирования профессиональной мотивации у студентов5 старших курсов^ педагогического вуза являются: низкая осознанность профессионального выбора, несформированность целостной функциональной структуры профессиональной мотивации на этапе начального вузовского обучения, слабая интеграция мотивов учебной деятельности, профессиональной направленности и мотивации стремления к успеху.
3. Основными1 факторами, препятствующими успешному формированию профессиональной мотивации, являются: сомнения в правильности выбора профессии, снижение интереса к содержанию и значимости будущей профессиональной деятельности, высокая мотивация избегания неудач.
4. Формирование профессиональной мотивации у студентов обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: направленность образовательной программы на формирование эмоционально-познавательного отношения к профессии, гармоничное развитие профессиональных и социальных мотивов, ориентация на успех в будущей профессиональной деятельности.
5. Психологический тренинг, включающий мотивационно-личностный, мотивационно-побудительный и эмоционально-оценочный компоненты в сравнении с другими методами формирования профессиональной мотивации у студентов педагогического вуза обладает большими возможностями, являясь средством формирования профессиональной направленности личности, осознанности профессионального выбора, внутренних мотивов профессиональной деятельности.
Экспериментальной базой исследования выступил Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого. В исследовании приняли участие 167 студентов 4 курса факультета МФиИ, обучающихся по специальности «математика» с дополнительной специальностью «информатика». Диссертационное исследование осуществлялось в течение 2003 — 2006 гг. и включало три основных этапа. На. первом этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, определялись цель, задачи и методы эксперимента, выдвигалась гипотеза.
На втором этапе (февраль 2006 г. — июнь 2006 г.) была подготовлена и реализована диагностическая, программа исследования особенностей профессиональной мотивации студентов педвуза {констатирующий эксперимент), разработана и апробирована программа тренинга формирования профессиональной мотивации студентов педвуза (<формирующий этап), оценена эффективность разработанной программы тренинга {контрольный этап).
На третьем этапе (2006 г.) обрабатывались, анализировались и обобщались данные, полученные в ходе экспериментального исследования.
Надежность результатов и достоверность выводов обеспечивалась теоретико-методологической обоснованностью проблемы исследованияприменением адекватного цели, предмету и задачам исследования комплекса апробированных и надежных методов и методик-, корректным использованием методов математической статистики и анализа данныхрепрезентативностью выборки и возможностью проверки полученных результатоввнедрением результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов педагогического вуза.
Апробация и внедрение результатов проводимого исследования.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — на ежегодных учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2004, 2006 гг.) — на Всероссийской научно-практической конференции в ТГТУ «Актуальные проблемы психологии труда и психологии управления» (Тверь, 2004 г.) — на П международнойнаучно-практической конференции ПГПУ им. В. Г. Белинского «Проблемы качества образования в современномобществе» (Пенза, 2006 г.) — на IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Днепропетровск, 2008) — в журнале «Известия ТулГУ» (Тула, 2006) — в научно-методическом журнале «Вестник КГУ им. H.A. Некрасова» (Кострома, 2008). Объем и структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 229 наименований отечественных и зарубежных авторов, приложения. Основной текст диссертации, включая список литературы, изложен на 165 страницах. В тексте содержатся 10 рисунков и 11 таблиц, а также 12 рисунков в приложении.
Выводы по третьей главе:
1. В качестве критериев оценки успешности формирования профессиональной мотивации студентов выступают степень сформированности профессиональной направленности личности, развитие адекватной системы мотивов учебно-профессиональной деятельности, эмоциональное принятие будущей профессии.
2. В структуре профессиональной направленности студентов старших курсов наиболее сформированным компонентом является эмоционально-познавательное отношение к профессии и стремление к профессиональной самостоятельности. В тоже время недостаточно сформированными являются показатели активно-деятельного отношения к будущей профессии: работа в научных кружках, чтение специализированной литературы и т. п.
3. В системе учебно-профессиональных мотивов студентов сформированы мотивы: обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, стать высококвалифицированным специалистом, и приобрести глубокие и прочные знания. Доминирующими являются прагматические мотивы получения диплома и стипендии. В структуре мотивации достижения преобладают мотивы избегания неудач, стремление к достижению успеха и узко-социальные позиционные мотивы выражены на среднем уровне.
4. Профессиональная позиция будущих педагогов характеризуется как противоречивая: в учебно-профессиональной мотивации студентов превалируют внешние и прагматические мотивы наряду со стремлением стать высококвалифицированным специалистом и приобрести глубокие и прочные знания.
5. В эмоциональном плане отношение к выбранной профессии у студентов характеризуется как позитивное, среди факторов привлекательности выделяются стремление к достижению социального благополучия, творческой активности, контактам с людьми и повышению квалификации, негативными факторами выступают небольшая заработная плата и низкая значимость труда.
6. Положительное влияние на формирование профессиональной мотивации студентов оказывает прохождение ими педагогической практики. Происходит статистически достоверный позитивный сдвиг показателей активно-деятельного отношения к подготовке к профессиональной деятельности, и возрастают показатели эмоционально-познавательного отношения к профессии, эмоционального и активно-деятельного отношения к общественной работе. Однако показатели эмоционально-познавательного отношения к учебной деятельности, творческому содержанию выбранной профессии не изменяются.
7. Участие в практике приводит к положительным сдвигам в учебной мотивации студентов: стать высококвалифицированным специалистом, успешно учиться, приобрести глубокие и прочные знания, быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, получить интеллектуальное удовольствие. Тем не менее, прагматическая позиция студентов не изменилась, они склонны к избеганию неудач, значимых изменений показателей привлекательности будущей профессии не выявлено, и отношение студентов может быть охарактеризовано как амбивалентное.
8. Выявленные тенденции в формировании профессиональной мотивации студентов указывают на необходимость оказания будущим педагогам эффективной помощи в процессе профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования. 9. В результате проведения тренинговой работы произошли статистически значимые сдвиги показателей по всем трем критериям формирования профессиональной мотивации студентов: а) повысилось эмоционально-познавательного отношения к профессии и активно-деятельного отношения к подготовке к. профессиональной деятельностиб) в структуре мотивов учебно-профессиональной деятельности:
— усилилась мотивация, связанная с дальнейшей профессиональной деятельностью (стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности),.
— улучшилось отношение к учебной деятельности (получения глубоких и прочных знаний, интеллектуального удовольствия),.
— повысилась значимость мотивов благополучия (успешная учеба на «хорошо» и «отлично», не запускать предметы учебного цикла, быть постоянно готовым к очередным занятиям и выполнять педагогические требования),.
— ослабла значимость прагматических мотивов (получения диплома и стипендии),.
— возросла мотивации достижения успехав) повысилась привлекательность будущей профессии, усилилось позитивное отношение к ней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящая работа была посвящена разработке проблемы, повышения уровня профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий и методов формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Рассмотрев различные подходы к проблеме учебно-профессиональной мотивации и особенности ее становления на этапе обучения студентов на старших курсах университета, мы разработали и экспериментально обосновали программу формирования профессиональной мотивации студентов, что явилось целью нашей работы.
В исследовании были изучены теоретико-методологические основы исследования мотивации как ключевой проблемы психологии личности. Обобщены различные подходы к проблеме мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Основу данного исследования составляют положения отечественной теории деятельности, в рамках которой мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и удовлетворенность профессией.
При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в I сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, а также профессионального мотива, под которым понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих к профессиональной деятельности. Выявлена специфика учебно-профессиональной мотивации, которая рассматривается как побуждение к профессиональной активности в сфере педагогической деятельности и включает в себя несколько связанных мотивов: стремление к познанию и самообразованию, к передаче знаний, к самоуважению, к межличностному доминированию, к получению статуса высокообразованного человека, желание сделать научную и педагогическую карьеру.
Анализ различных подходов к проблеме становления учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете показал, что учебная деятельность студентов полимотивированав ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные мотивы, познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, утилитарные мотивы, мотив боязни, неуспеха, мотив достижения. Ведущей формой мотивационно-целевых установок студентов в процессе обучения в вузе является профессиональная направленность как наиболее обобщенная форма отношения человека к профессии, интерес к ней и склонность заниматься ею.
На основании анализа теоретических представлений и эмпирических исследований проблемы профессиональной мотивации были выявлены критерии успешного формирования профессиональной мотивации студентов: формирование профессиональной направленности личности студента;
— осознание мотивов учебно-профессиональной деятельностипознавательных, социальных, профессиональных и др.;
— эмоциональное принятие будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность студентов характеризуется как недостаточно сформированнаяэто особенно свойственно студентам, не прошедшим педагогическую практику. Учебная деятельность студентов всех групп определяется в основном прагматическими и содержательными мотивами, а также стремлением обеспечить успешность дальнейшей профессиональной деятельности, стать высококвалифицированным специалистом. В целом студенты склонны к избеганию неудач наряду со средне выраженным стремлением к достижению успеха. Выявлено амбивалентное отношение студентов всех групп к будущей профессиональной деятельности, причем наименее привлекательна профессия для студентов, не прошедших педагогическую практику.
Далее в проводимом исследовании была разработана и обоснована программа тренинга по формированию профессиональной мотивации студентов в рамках образовательного процесса вуза. Экспериментально проверена и статистически подтверждена эффективность данной программы, которая способствовала: 4 формированию профессиональной направленности студентов: развитию позитивного эмоционально-познавательного отношения к учебной деятельности, будущей профессии и ее творческому содержаниюповышению активности в подготовке к профессии, росту стремления к профессиональной самостоятельностиформированию профессиональных (стремление стать высококвалифицированным специалистом), познавательных (интерес к содержательной стороне учебной деятельности) и других мотивов профессиональной деятельностиусилению мотивации достижения успеха;
— повышению привлекательности будущей профессии.
Таким образом, в ходе эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что формирование профессиональной мотивации студентов возможно при соблюдении ряда условий:
— наличия у будущих педагогов профессиональной направленностисформированности адекватной системы мотивов учебной деятельностиэмоционального принятия студентами будущей профессиональной деятельности.
Было показано, что более успешное формирование профессиональной мотивации студентов обеспечивается: прохождением педагогической практики, изучением практико-ориентированных дисциплин, целенаправленным тренинговым воздействием.
Теоретические и практические результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки проблемы повышения качества образования и подготовки специалистов в различных направлениях. Содержание материалов диссертации полезно в качестве научно-методической основы для составления программ спецкурсов и тренингов для студентов различных специальностей и курсов обучения.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессионализма // Психологический журнал. 1997. — № 4. — С. 112−114.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2002.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. — Учен. Зап. ЛГУ, 1959. Вып. 16.- № 265.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М: Наука, 1997.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избран, психол. труды. М., 1993. — С. 128−267.
- Андреева Ю.В. Развитие профессиональной направленности учащихся // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 3. — С. 133 — 136.
- Андреев В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1999.
- Апиш Ф.Н. Основные современные теории мотивации. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2001 — 56 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. — 1996. — 158 с.
- Ю.Асеев В. Г. Проблемы мотивации и личности / Теоретические проблемы психологии личности. М., 1994. — С. 123 — 124.
- Н.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 167 с.
- Ахмадиева Л.Р. Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга.: Дис. кан. псих. н. -М., 2005. 152 с.
- Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск, 1999.
- Баранова Г. В., Кобзева В. В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен. Что дальше? СПб.: «Речь». — 2003. — 128 с.
- Бахтина И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Дис.. канд. псих. наук. — Казань, 1997. — 180 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки: М.: Педагогика, 1989. -208 с.
- БибрихР.Р. Исследование видов целеобразования. Автореф.. кан. псих, наук. — М., 1979.
- Бибрих P.P. К проблеме управления формированием учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов 2 — ой Всесоюзной конференции по педагогической психологии. -М, 1982.- 105 с.
- Бобровицкая C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. — СПб., 1997. ?
- Бодров В.А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. — Т.24. — № 1. — С. 73 — 82.
- Бодров В.А., Бессонова Ю. В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 2. — С. 45—56.
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1998. — 464 с.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1951.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. д-ра. психол. наук.- М., 1995.
- Братусь Б.С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ, 1982.-№ 1.
- Братко A.A.,' Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
- Брушлинский A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс// Вопр. психологии. 1984. — № 5. — С. 17- 29.
- Бурлачук Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности // Вопросы диагностики психического развития: Тез. симпозиума. — Таллин, 1974.
- Вайсман P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. М., 1973. — № 6.
- Вайсман P.C. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов // Новые исследования в психологии. М., 1974. -Вып. 2.-С. 39−41.
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. — № 4. — Т. 19.- С. 49−61.
- Васильев И.В., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., Изд. МГУ, 1991. — 144с.
- Васильева И.Л. Динамика мотивационно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. психол. наук. М., 2004. — 131 с.
- Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И. В. Вачков, Н. С. Пряжников. М., 2003. — 463 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М., 2005.-224 с.
- Вербицкий A.A. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования взрослых как новой ветви психологической науки. Проблемы психологии образования // Сборник статей. М., 1992. — 146с.
- Вербицкий A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Завуч. 1998. — С. 96 — 103.
- Вербицкий A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. — М., 1996.
- Вилюнас B.K. Теория деятельности и проблема мотивации. М., 1993. -С. 191−200.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. -288 с.
- Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов.-М., 1993.
- Выготский JI.C. Проблема развития психики // Собр. соч.: В 6-ти т. -М.: Педагогика, 1982 1984. — Т. 3. — 368 с.
- Габдреева Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. -Казань, 1991. С. 105−174.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.- 347 с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «ноосфера», 1999. -272с.
- Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. М., 1997.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии 1993. — № 3. — С. 62 — 68.
- Грабал B.JI. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии 1987. — № 1. — С. 56 — 59.
- Гребенюк О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы научных- сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов, СССР. Ч. 2. М., 1983.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию-активности. — М.: Политиздат, 1990. —286 с.
- Гуревич A.M. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.: «Речь», 2004. — 144 с.
- Дворяшина М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения. М., 1990.
- Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1999.-С. 146- 169.
- Дмитриева М.В. Изучение мотивационной структуры личности безработных. СПб., 1998. С. 18 — 35.
- Дмитриева М.А., Крылов A.A., Нафтемев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Крылов A.A. — Л.: Из-во Ленингр. Ун-та. 1979. 224 с.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. М. — 1984. — № 4. — С. 126−130.
- Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. — № 5. — С. 103 — 110.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1995.
- Железняк Л.Ф. Психология высшей школы пограничной школы. М.: «Пограничная академия ФСБ России», 2003.
- Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: «Гардарики», 2003. — 223 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
- Журавлев В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: Автореф. дис.. д-ра наук.-Л., 1983.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журнал. 1997. — Т.18. — № 6. — С. 35 — 44.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 1992. 107с.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психол. журнал. 2000. — Т. 21. — № 2. — С. 7−15
- Зотова H.H., Родина О. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. — 2003. — № З.-С. 69−78.
- Иванников В.А. Формирование побуждения к действию. М., 1995.
- Иванова И.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопр. психологии. 2008. — № 1. — С. 89 — 100.
- Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения / Учеб. пособие. Горький, 1974. -С.66.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2003. — 512с.
- Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 121 — 129.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 1998. — 223с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петролис, 1997. — 205с.
- Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. М., 1993.- 182 с.
- Келли Д. Теория личности. Спб.: Речь, 2000.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М., 1998. 150 с.
- Кикоть В .Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. — СПб., 1996.
- Кларин M.B. Корпоративный тренинг от, А до Я: Научн.-практ. Пособие. -М., 2002.-224 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
- Ковалев В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 6. — С. 35 -44.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1998. 192 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Мысль, 1993. — 341с.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе // Автореф. дис. канд. псих. наук. — JL, 1983. 24с.
- Краткий психологический словарь / Сост. Л. А Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1995. — 431 с.
- Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. 2004. — № 4. — С. 61 — 69.
- Крылов A.A. Психология / Учебник. М.: Проспект, 1998. — 588с.
- Крылов A.A., Головей JI.A., Розе H.A. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность // Практикум по общей и экспериментальной психологии // Под общ. ред. А. А. Крылова. — ЛГУ, 1987.- С. 177−237.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1983, № 2.-С. 51−59.
- Кузьмина Н.В. Социологические методы в педагогике // Методы педагогического исследования. М., 1979. — С. 85 — 112.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопр. психологии. 1984. -№ 5. -С. 43.
- Левина М.М. Системно-структурный анализ как метод исследования" в дидактике / Вопросы методов педагогических исследований: Сб. науч. тр.1 -М., 1993.-С. 192−199.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995.
- Леонтьев А.Н. Предисловие к V выпуску «Экспериментальной психологии». Мотивация, эмоции и личность / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. -М., 1975.- С. 5- 12.
- Леонтьев АН. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М., 1991.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Учебное пособие. М., 1997. — 90с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности // Автореф. дис. доктора психологически х наук. Тбилиси, 1989.-48с.
- Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002. — 241 с.
- Лесохина А.Н. К обществу образованных детей. Теория и практика образования взрослых. СПб: издательство ИОВ РАО «Тускарора». 1998 — 273 с.
- Лернер И .Я. Педагогическое сознание — явления действительности и категория науки // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С. — 52−57.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-336 с.
- Лопарева H.A. Профессиональное становление детского психолога: представления о личности преподавателя вуза у студентов, обучающихся по специальности педагог-психолог // Психология в вузе. 2004. — № 4. — С. 74−79.
- Лукина B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 25 — 33.
- Лях Т. И. Опыт экспериментального формирования личностно значимого мотива учения: Методические рекомендации для студентов педуниверситета, педколледжа, родителей учащихся. — Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2004. И — 133 с.
- Магомед-Эминов M.LLI. Мотивация достижения: Структура и механизм. Дисс. .канд. псих. наук. -М., 1987.
- Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика: Учеб. пос. / A.A. Бодалев, В. В. Столин. М., 1997. -С. 155−163.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб.: «Образование», 1997. — 238 с.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб.: «Образование», 1993. — 106 с.
- Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1984.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 96с.
- Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности. М., 1998. — С. З
- ИЗ. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.-265 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Марсанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: «Когито-Центр», 2001.-251 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости //Мотивация учения.— Волгоград, 1996. С. 5 — 15.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1994. — 144 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1991.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. 704 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособ. / Н. Кузьмина. М., 1990. — 172 с.
- Мешков Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 15с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129 — 138. '
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58 — 64.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис.. д-ра псих. наук. М., 1995. — 358 с.
- Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пособие / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184 с.
- Митина Л.М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 144 с.
- Митина Л.М., Митин Г. В., Анисимова O.A. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
- Мищенко Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педвуза: Канд. дис. Ярославль, 2005.
- Моргун В, Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии, 1976. № 6. — С. 34 — 67.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. -М., 1996. 184 с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. М., 1992.-С. 334−411.
- Немов P.C. Психология. Уч. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1. -576 е.- Кн. 2.-496 е.- Кн. 3.-512 с.
- Немов P.C., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности II Психологический журнал. 1987. — Т.8, № 1. — С. 46 — 54.
- Никиреев Е.М. Направленность личности и ее методы исследования. М., 2004. — 192 с.
- Никиреев Е.М. Психологические особенности направленности личности. М., 2007.
- Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Тексты. — М., 1995.-С. 15−110.
- Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. — М.: Смысл, 2002.
- Орлов A.A., Исаев Е. И., Федотенко И. Л., Туревский И. М. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза // Педагогика. -2004.- № 3.-С.53−60.
- Орлов А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубежом. -Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1979. № 2.
- Орлов Ю.К. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Орлов Ю.М. Академическая успешность студентов и социальные потребности личности // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. — М., 1996. С. 4 — 26.
- Орлов Ю. M. Потребность в достижениях, в учебной деятельности // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. — М., 1996.-С. 24−46.
- Осницкий А.К., Балкова Н. В., Истомина C.B. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопр. Психологии. -2009. -№ 1.- С. 3−12.
- Патрина К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопр. психологии. — 1978. — № 2. — С. 111−117.
- Петровская A.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М., 1999.
- Петросов В.А. Психологические условия формированияпрофессиональной мотивации у студентов будущих менеджеров.: Дис. кан.псих. н. М., 2006. — 220 с.
- Печников А.Н., Мухина Г. В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД. // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. — 138с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1994. 174 с.
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. — 359 с.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности // Журнал практического психолога. 1999. — № 4. — С.28 — 34.
- Психологический словарь / В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. М.: Педагогика, 1993. — 448 с.
- Разорила JI.M. Соотношение мотивации и представлений студентов университета о будущей профессиональной деятельности: Дис.. канд. псих. наук. М., 2000. — 143 с.
- Раушенбах Б.В. Точные науки и науки о человеке // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 12−17.
- Рахматулина Ф.М. Мотивы учебной деятельности в мотивационной сфере личности // Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1993.-С.108−118.
- Рахматулина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. -Казань, 1991.
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя.//Вопр. психол. 1990. № 1, — С. 164−168.
- Роджерс К. Взгляд на психологию. Становление человека.- М., 2001.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис.. д-ра псих. наук. М., 1999. — 611 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2005.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1998.
- Ручкова H.A. Исследование психологических особенностей студентов будущих специалистов по социальной работе // Автореф. дис. канд. псих, наук, Самара, 2000. — 21с.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004. —275 с.
- Свешникова Л.А. Факторный анализ — оптимальный метод оценивания качества тестов // Новые методы и средства обучения в высшей школе: Межвуз. темат. науч. сб. Вып. 2. Таганрог, 1976. — С. 117 — 119.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000. 347 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1994. — 96 с.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1991. — 215 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1991.-206 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 176 с.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности //Автореф. дис. доктора психол. наук. -М., 1992.-30с.
- Социально-психологические проблемы подготовки кадров в системе непрерывного образования. — Киев, 1991. 36 с.
- Станюкович А. А. Социально-философский анализ мотивации человеческой деятельности: Дис. .канд. филос. наук. — М., 2000 158 с.
- Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. — М., 1981. -№ 6. С. 59 — 74.
- Столяренко A.M. Психология и практика // Псих, журнал, 1985. Т. 6, № 5.-С. 73−83.
- Судаков К.В. Биологические мотивации. М., 1991.
- Сухобская Г. С. Потребности, цели и мотивы в структуре деятельности // Мотивация познавательной деятельности. М., 1992. — С. 8.
- Сыромятников И.В. Психодиагностикаю М.: «Академический проспект», 2005.
- Творова Н.Д. Элементы структуры деятельности общения личности как факторы достижения комфорта во внутригрупповых отношениях. ,-М., 1995.
- Телегина Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. — М.: Наука. — 1996. — С. 41 — 95.
- Теплов Б.М. Психология. M., 1991. — 242 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава- Акад. пед. и соц. наук. М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: МОДЭКТ — 1997. — 448 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1996. 450 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. — М.: Международная пед. Академия, 1994. — 192с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1993. -840 с.
- Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра — М., 1998. — 576 с.
- Фонарев А.Р. Развитие личности’в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72 — 84.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л .Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Прогресс, 1990. — 448 с.
- Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1997. 224 с.
- Фромм Э. Человек для самого себя. Минск, 1992. — 253 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1989. — 462 с.
- Хвастунова Н.М. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин. — Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2001. 120с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003 .-860 с. 198 199,200.201.202,203,204,205,206,207,208,209,210,
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб., 2002. Чанько А. Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации.: Дис. кан. псих. н. — СПб., 2004. — 267 с.
- Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журнал. 1985. — Т. 6 — № 4 — С. 73 -86.
- Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. В, кн.: Проблемы формирования духовных потребностей личности. -Новосибирск, 1990.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности впедагогической практике: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1992.-140 с.
- Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельностьдеятельность. М., 1996. — С. 26 — 101.
- Шопенгауэр А. Пол. собран, соч. в 4-х томах. М., 1990.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личностистаршеклассника. — М., 1993. 241с.
- Щеглова Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов //Вопросы психологии. М. — 1985. -№ 2. -С. 73−75.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 2001.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31- 42.211 212.213,214.215.216.217.218.219.220,221,222,223.224.225.226,227,228.
- Якунин В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ, Серия: Экономика, философия, право. 1980. -№ 11.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. -М., 1998. 160 с. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — СПб., 1998.-639с.
- Abt L., Bellak L. Progective psychology. N. Y., 1990. Anastasi A. Psychological testing. -N. Y., 1993. Anzein D. Lesmenthodes progectives. — Paris, 1995.
- Frank L. Progective methods for the study of personality. U. Y. of psychol., 1999.
- Handbook of progectiv technigwes. N. Y., 1990.
- Holmes D. S. Dimensions of progection Psychol. Bull, 1998.1.win K. Principles of topological psichologi. N.Y., 1936.
- McClelland D.C. Assessing Human Motivation. N.Y., 1991.
- Murrey H.A. Exploration in Personality. -N.Y., 1938.
- Nuttin I.R. Motivation and reward numan learning: A cognitiveapproach. In: Handbook of learning and cognitive processes. V.3.
- Approaches to human learning and motivation. New Iersey, 1996.-P. 247−282.
- Porter L., Lawler E. Managerial Attitudes and Perfomance Homewood, Ш.: Irwin, 1968.
- Sargent H. Progectiv methods: ther origin theory and application in personality research. — Psychol. Bull, 1995.
- Super D.E. Veration development. N.Y.: Van Nostrand, 1957. — 187 p.