Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методики диагностики волевой сферы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опросник «Психологический анализ волевых качеств спортсменов» предназначен для оценки целеустремленности, настойчивости — упорства, выдержки — самообладания, смелости — решительности, инициативности — самостоятельности. Методика разработана специалистами ГИФК им. П. Ф. Лесгафта Пуни и Смирновым в 1969 г. и многие годы применяется в практике психологической помощи. Проведение обследования… Читать ещё >

Методики диагностики волевой сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для изучения волевой сферы используются методики диагностики особенностей волевой регуляции и методики оценки одного или нескольких волевых качеств (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Методики диагностики волевой сферы спортсмена

Измеряемая характеристика.

Методика.

Информация о методиках.

Волевая регуляция при планировании, реализации, неудачах.

Шкала контроля за действием (Куль).

Методика представлена в приложении к гл. 15 данного учебника в ЭБС издательства.

Волевые качества: целеустремленность, настойчивость, смелость, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятельность.

Опросник «Психологический анализ волевых качеств спортсменов» (Пуни, Смирнов).

Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011.

Опросник «Самооценка волевых качеств студснтов-спортсмснов» (Стамбул ова).

Выраженность и генерализованность волевых качеств.

Опросник «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Стамбулова).

Самоконтроль, самообладание, настойчивость.

Опросник волевого самоконтроля (Зверков, Эйдман).

Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Диагностика волевого самоконтроля // Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Настойчивость.

Опросник для оценки своей настойчивости (Ильин, Фсщенко).

Ильин Е. II. Психология воли. СПб.: Питер, 2011.

Упорство.

Опросник для оценки своего упорства (Ильин, Фещенко).

Ильин Е. II. Психология воли. СПб.: Питер, 2011;

URL: http//www.psyoffice.ru> (дата обращения: 01.06.2015).

Эксперимент «Нерешаемая задача» (Александрова, Шульга).

Окончание табл. 15.2

Измеряемая характеристика.

Методика.

Информация о методиках.

Смелость.

Опросник «Готовность к риску» (Шуберт).

Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. М., 2003;

URL: http//www.testoteka.narod.ru. (дата обращения: 01.06.2015).

Психолого-педагогические эксперименты (Высоцкий, Калашников, Смирнов, Скрябин).

Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2011.

Терпеливость.

Эксперимент «Задержка дыхания» (М. Н. Ильина).

Динамометрический метод изучения терпеливости (М. 11. Ильина).

Шкала контроля за действием (НАКЕМР-90; от нем. Handlungs kontrolle bei Erfolg, Misserfolg und Planung — контроль действия при успехе, неудаче и планировании) разработана немецким психологом Ю. Кулем в 1986— 1990 гг. и адаптирована С. А. Шапкиным (Институт психологии РАН) в 1997 г. Цель методики — выявление особенностей волевой регуляции при планировании (принятии решения, инициации намерения), реализации деятельности и при неудачах. Методика позволяет оценить устойчивые личностные диспозиции — ориентацию на действие или на состояние при произвольной регуляции. Опросник состоит из 36 неоконченных утверждений, предполагающих два варианта ответов. Авторский и адаптированный на русский язык варианты проверены на валидность и стандартизированы.

Опросник «Психологический анализ волевых качеств спортсменов» предназначен для оценки целеустремленности, настойчивости — упорства, выдержки — самообладания, смелости — решительности, инициативности — самостоятельности. Методика разработана специалистами ГИФК им. П. Ф. Лесгафта Пуни и Смирновым в 1969 г. и многие годы применяется в практике психологической помощи. Проведение обследования базируется на самооценке спортсмена, которую целесообразно дополнять экспертной оценкой, выполняемой тренером или партнерами по команде (им предлагается оценить по данному опроснику признаки волевых качеств спортсмена). В публикациях представлены бланки и описание обработки краткого (три шкалы) и полного (семь шкал) вариантов.

Опросник «Самооценка волевых качеств студептов-спортсменов» позволяет определить не только выраженность волевых качеств — целеустремленности, настойчивости, смелости и т. д., но и их генерализованность — степень распространнености в различных сферах, широту проявления. Методика разработана Стамбуловой (НГУ им. П. Ф. Лесгафта) в 1990 г.

и предназначена для обследования спортсменов от 12 лет. Опросник содержит 100 вопросов, распределенных на пять блоков соответственно волевым качествам. Проведение обследования и обработки занимают довольно длительное время (30—60 мин). Опубликованы вопросы, ключи и нормативы для интерпретации.

Опросник волевого самоконтроля разработан московскими психологами А. Г. Зверковым, Е. В. Эйдманом в 1990 г. Цель методики — общая оценка самоконтроля и определение выраженности самообладания и настойчивости. Опросник содержит 30 вопросов. При разработке проведена проверка на валидность и надежность, разработаны нормы для студентов и сотрудников федеральных служб.

Опросники для оценки настойчивости и упорства разработаны Ильиным и Е. К. Фещенко в 1980;е гг. Содержательное описание диагностируемых качеств не приведено. Оба опросника содержат по 18 вопросов, предполагающих два варианта ответов. В описании методик представлены вопросы и ключи. Нормативы для интерпретации отсутствуют.

Эксперимент «Нерешаемая задача» разработай Н. И. Александровой и Т. И. Шульгой в 1987 г. Методика предназначена для оценки упорства волевых усилий в процессе интеллектуальной деятельности у взрослых и школьников любого возраста. В зависимости от возраста обследуемым предлагаются: кубики Косса с картинками, которые нельзя собрать; лабиринты, не имеющие выхода; поиск на карте несуществующего города; математические задачи и др. В качестве показателя упорства оценивается время от начала решения до отказа от задания. Авторами доказана валидность и надежность методики. Однако отсутствие сгимульного материала и нормативов, соответствующих разным возрастам, затрудняет проведение обследования и делает невозможным сравнительный анализ результатов.

Опросник «Готовность к риску», разработанный А. М. Шубертом (США), позволяет оценить выраженность смелости. Опросник содержит 25 вопросов с пятью вариантами ответов. В публикациях и компьютерных версиях представлены бланки, ключи и интерпретация. Сведения об адаптации и психометрических характеристиках отсутствуют.

Психолого-педагогические эксперименты для оценки смелости разработаны в 1970—1980;е гг. А. И. Высоцким, Г. А. Калашниковым, Смирновым, Н. Д. Скрябиным. Методики этого направления проводятся с помощью специального оборудования: поднимающейся платформы (Калашников), гимнастического стола, перекладины и т. д. (Смирнов, Скрябин) или в условиях естественного эксперимента (Высоцкий). В описаниях методик представлены процедуры проведения эксперимента, но расплывчато указаны правила обработки (в частности, начисления баллов), также отсутствуют нормативы.

Эксперимент «Задержка дыхания» разработан М. Н. Ильиной (ЛГУ им. А. А. Жданова) в 1976 г. и предназначен для оценки терпеливости аппаратурным методом. Обследование — функциональная проба проводится с помощью прибора оксигемометра, измеряющего количество кислорода в крови. Испытуемому предлагается задержать дыхание на выдохе и не делать вдох как можно дольше. Фиксируется время появления потребности сделать вдох и, но формуле вычисляется время, которое испытуемый «терпит», проявляя волевое усилие для борьбы с нарастающим дискомфортом и желанием сделать вдох. Доказана валидность методики. Ильин отмечает, что эксперимент также можно проводить без оксигемомстра, ориентируясь на показания испытуемых.

Динамометрический метод изучения терпеливости позволяет диагностировать терпеливость при выполнении физических усилий. Методика разработана М. Н. Ильиной в 1974 г. Обследование проводится при использовании динамометра Абалакова. Испытуемому предлагается удерживать заданное усилие, фиксируется время от появления чувства усталости до отказа. В публикациях описаны процедуры проведения эксперимента, обработки данных и интерпретации. Доказана валидность и надежность методики.

Кроме вышеописанных методик Ильиной, для оценки волевых качеств разработаны и другие функциональные пробы, требующие более сложной аппаратуры. Например, для использования метода электромиографии, разработанного в 1989 г. В. Н. Носовым и С. В. Коржом, необходимы электрокардиограф и специалисты, имеющие соответствующую подготовку.

Выбирая методики оценки волевых качеств, необходимо принимать во внимание, что перечни волевых качеств у многих специалистов различаются. Большинство разработанных на сегодняшний день бланковых методик не отражает специфику спорта (ФВ, АФК), и это может привести к снижению объективности обследования. В публикациях многих методик отсутствуют сведения о психометрических характеристиках, что также следует учитывать при оценке достоверности данных.

Экспериментальные методики для диагностики волевых качеств подразделяются на две группы: педагогические эксперименты и функциональные пробы. Применение педагогических экспериментов представляется крайне затруднительным из-за сложности условий экспериментальной ситуации, длительного времени проведения, неясности фиксации данных и их обработки. Выполнение заданий связано не только с проявлением воли, но и с мотивацией испытуемых, их отношением к обследованию и др. Этот аспект трудно учесть при интерпретации результатов. Также необходимо принимать во внимание, что подавляющее количество педагогических экспериментов разработано и апробировано на школьниках, не занимающихся спортом. Поэтому их использование для диагностики спортсменов и взрослых людей может оказаться необъективным.

При проведении функциональных проб о волевых качествах судят, но вегетативным сдвигам: ритму дыхания, частоте сердечных сокращений, химическому составу крови и др. Однако изменения вегетативных реакций могут свидетельствовать не только о проявлении волевых качеств. Эти изменения также могут характеризовать различия в актуализации эмоций, обусловленные особенностями темперамента. Например, в опасной ситуации небольшие сдвиги вегетативных показателей отмечаются при высокой эмоциональной устойчивости и при проявлении волевых усилий, подавляющих эмоции. Поэтому оценивать волевые качества только по вегетативным показателям неправомерно, необходимо сопоставлять результаты функциональных проб с наблюдениями за поведением и деятельностью.

Проведение и педагогических экспериментов и функциональных проб часто предполагает выполнение физических упражнений: степ-тест, подтягивание на перекладине, прыжки в высоту, ускорения в конце дистанции и др. При этом не учитывается физическая и двигательная подготовленность обследуемых. Объективность диагностики в таких случаях осложняется тем, что трудно дифференцировать, проявляет ли спортсмен волевые качества или он просто более тренирован.

При диагностике волевой сферы спортсмена необходимо учитывать:

  • — возраст — у юных спортсменов волевые качества находятся в стадии формирования;
  • — вид спорта — какие волевые качества являются ведущими для достижения успехов в данном виде;
  • — выраженность свойств НС, обусловливающих развитие значимых для вида спорта качеств, для определения перспектив и ограничений развития волевых качеств конкретного спортсмена.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой