Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая основа подготовки учителя заложена в трудах О. А. Абдуллиной, Е. В. Белозерцева, В. И. Загвязинского, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Сластенина, Е. К. Шиянова и др. С этих позиций в музыкальном образовании рассматриваются проблемы формирования профессиональной культуры, художественного мышления педагога-музыкантаосуществляется анализ исторического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основания музыкально-педагогической деятельности учителя в коррекционно-развивающем обучении младших школьников
    • 1. 1. Проблемы повышения квалификации учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения детей
    • 1. 2. Закономерности воздействия музыки на человека
    • 1. 3. Особенности коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки
  • ГЛАВА 2. Пути совершенствования коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки в системе повышения квалификации
    • 2. 1. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения младших школьников
    • 2. 2. Программа и результаты экспериментального исследования по совершенствованию деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников

Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние десятилетия увеличивается число детей, испытывающих в процессе школьного обучения различного рода трудности. При поступлении в школу у некоторых детей проявляются дезадаптивные формы поведения: одни пассивны, апатичны, безразличныу них складывается защитно-избегающая модель общения со взрослымидругие ведут себя демонстративно-агрессивно, для них характерно недружелюбие, непослушание, непонимание и неприятие норм учебного поведения. Такие дети не имеют выраженных сенсорных отклонений и грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, однако их стойкая неуспеваемость и трудности в обучении выступают одной из наиболее острых проблем современной педагогики. В связи с этим классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе сегодня становятся реальностью. Для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, открываются классы компенсирующего обучения, коррекционные, выравнивания и др.

Коррекционно-развивающая деятельность предъявляет определенные требования к знаниям и квалификации специалистов, которые, прежде всего, проявляются в умении владеть технологиями, позволяющими воплотить на практике идею «развивающейся личности» в «развивающемся мире» (JI.H. Комиссарова, Е. А. Медведева, O.JI. Сергеева, Г. Р. Шашкина).

Проблему коррекционно-развивающей работы с детьми рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, В. П. Кащенко, П. О. Эфрусси и др.). Научно доказано, что для детей, имеющих пограничные нарушения физического и психического здоровья, а также для детей группы педагогического риска необходима организация коррекционно-развивающей работы в школе (Т.А. Власова, Ю. З. Гильбух, З. И. Калмыкова, И. Ю. Кулагина, Н. А. Менчинская, У. В. Ульенкова и др.). В исследованиях A.M. Гельмонта, Е. К. Ивановой, Н. И. Мурачковского, JI.B. Орловой, JI.C. Славиной, B.C.

Цетлин и других педагогов и психологов рассматриваются различные пути преодоления учащимися школьных трудностей.

Теоретико-методологическая основа подготовки учителя заложена в трудах О. А. Абдуллиной, Е. В. Белозерцева, В. И. Загвязинского, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Сластенина, Е. К. Шиянова и др. С этих позиций в музыкальном образовании рассматриваются проблемы формирования профессиональной культуры, художественного мышления педагога-музыкантаосуществляется анализ исторического прошлого отечественной вокально-хоровой школы (Е.А. Бодина, Н. М. Терентьева, Е. В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, Т. Д. Якубовская и др.) — исследуются различные аспекты рефлексии при подготовке учителя музыки, утверждаются в практике адекватные ей подходы, задачи, принципы, методические системы (Т.А. Колышева, В. Г. Ражников и др.).

Несмотря на многоаспектную разработку вопросов профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Т. Н. Бакланова, JT.B. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, А. В. Малинковская, А. Н. Малюков, В. И. Петрушин, JT.M. Предтеченская, JT.A. Рапацкая, Б. М. Целковников, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др.), кор-рекционно-развивающему обучению уделяется мало внимания. Целенаправленная подготовка учителей музыки для работы с детьми, имеющими задержку психического развития не ведется. Чтение отдельных курсов в ряде учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психологии, изолированных от проблем музыкальной педагогики, не решает проблемы.

Ситуация усугубляется еще и тем, что профессиональная подготовка педагога-музыканта все еще осуществляется в рамках знаниевой парадигмы. В результате он оказывается не готовым к осуществлению педагогической деятельности, нацеленной на организацию ценностно-смыслового субъект-субъектного взаимодействия ребенка с миром музыки. Не случайно учителя музыки часто отказываются преподавать в классах коррекционно-развивающего обучения.

Мало внимания уделено вопросам последипломной подготовки учителей музыки к коррекционно-развивающей деятельности. Проблемы повышения квалификации учителя музыки в системе непрерывного образования широко рассматриваются в исследованиях В. Г. Горяева, Л.П. Дугано-вой, Т. А. Затяминой, А. В. Копыловой, Г. П. Сергеевой, Т. В. Челышевой и др. С учетом специфики деятельности педагога-музыканта авторы предлагают пути ее совершенствования в процессе освоения инвариантной и вариативной частей, но область коррекционно-развивающего обучения ими не затрагивается.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью школы в педагогах, способных применять дифференцированные технологии коррекционно-развивающего обучения младших школьников, и традиционной парадигмой подготовки и переподготовки музыкально-педагогических кадров. В связи с этим возникает проблема теоретического и практического осмысления вопросов подготовки учителей музыки к арттерапевтической деятельности в системе последипломного образования. Обращение к этой проблеме обусловило выбор темы: «Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников».

Цель исследования: разработать теоретические и методические основания совершенствования деятельности учителя музыки в сфере коррекци-онно-развивающего обучения младших школьников.

Объект исследования: профессиональное образование учителя музыки.

Предмет исследования: процесс совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки в системе повышения квалификации к кор-рекционно-развивающему обучению младших школьников.

Гипотеза исследования. Профессиональная деятельность учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения младших школьников станет более эффективной, если:

— содержание послевузовской подготовки учителя музыки будет носить комплексный характер, включать новые направления артпедагогики и опираться на взаимодействие принципов общей, музыкальной и коррекци-онной педагогики;

— коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников будут опираться на закономерности художественно-образного и арттерапевтического воздействия музыки, способствуя универсализации деятельности учителя;

— будет разработан комплекс диагностических процедур, позволяющий выявить уровень профессиональной компетентности учителя музыки в области артпедагогики.

Задачи исследования:

1. выявить теоретические и методические основания оптимизации музыкально-педагогической деятельности учителя в коррекционно-развивающем обучении младших школьников и разработать критерии диагностики уровня его профессиональной компетентности в области артпедагогики;

2. определить общие черты комплекса методов, направленных на музыкально-педагогическую коррекцию младших школьников, и раскрыть методику диагностики психофизиологических особенностей детей группы риска для проведения дифференцированных занятий с ними;

3. разработать и экспериментально проверить программу и рекомендации по совершенствованию коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки в системе непрерывного образования.

Методологической основой исследования являются общие идеи кор-рекционно-педагогической деятельности (Н.Н. Малофеев, Е. А. Медведева и др.), идеи о воздействии музыки на человека (М.С. Каган,.

В.В. Медушевский, А. Сохор и др.), педагогики искусства как специфической отрасли педагогической действительности (В.В. Алексеева, Д. Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, В. Г. Ражников, J1.B. Школяр и др.) — теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин), идеи непрерывного образования, подготовки педагога-музыканта в высшей школе и последипломного образования учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Т. В. Челышева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературыобобщение и анализ музыкально-педагогического опытапедагогический экспериментдиагностика, моделирование, классификация, анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, интервьюирование, метод математической и статистической обработки полученных данных, графические методы.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2000;2001 гг.) проведен анализ философской, педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературыизучена сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя музыки в начальных классахразработан научный аппаратизучена степень разработанности проблем коррекционно-развивающего обучения младших школьников на уроках музыки и совершенствования профессиональной деятельности учителя музыкиосуществлен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001;2003 гг.) выявлены теоретические позиции коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки при обучении младших школьниковподвергнута первичной проверке и уточнению гипотезапроведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников и осуществлен сравнительный анализ эффективности занятий, проводимых учителями разного уровня подготовки в данной сфере деятельности.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) разрабатывались и внедрялись программы курсов повышения квалификации учителей музыки, пути и условия развития коррекционно-педагогической деятельности, корректировалась гипотеза исследования, апробировалась модель деятельности учителя музыки по коррекционно-развивающему обучению младших школьников в системе повышения квалификации, предложены практические рекомендации по проведению занятий на курсах повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении современных данных, касающихся оптимизации музыкально-педагогической деятельности в коррекционно-развивающем обучении младших школьников.

На теоретическом уровне обоснованы содержание и структура профессиональной подготовки учителя музыки к коррекционно-развивающей деятельности в системе повышения квалификации.

Проведен научный анализ процесса комплексной подготовки учителя музыки к коррекционно-развивающей деятельности, определены факторы, способствующие повышению профессиональной компетентности учителя музыки.

Научная новизна исследования.

• Выявлена система принципов музыкального коррекционно-развивающего обучения, которая базируется на взаимодействии общедидактических принципов, принципов коррекционной педагогики и педагогики искусства, среди которых важнейшими являются принцип нормативности развития, определяющий стратегию коррекционно-развивающего обученияпринцип коррекции «сверху вниз», ориентирующий на создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенкапринцип системности развития, направленный на устранение причин и источников отклонения в развитии ребенкапринцип музыкально-педагогической зоркости педагога, фокусирующий внимание учителя на диагностике индивидуальных особенностей ребенка и его музыкально-коррекционном сопровождении.

• Обоснован комплекс музыкальных коррекционно-развивающих технологий, обусловленных воздействием музыкального искусства на эмоциональное состояние детей и направленных на коррекцию психофизиологических особенностей детей группы риска (интеллектуальную, эмоциональную сферу), единство их музыкального и коррекционного развития. Основными характеристиками этого комплекса являются композиционность, эмоциональная дополнительность и игровая направленность методов и приемов.

• Разработаны критерии диагностики уровней профессиональной компетентности и динамики отношения учителей музыки к коррекционно-педагогической деятельности (заинтересованность, мотивация, обучен-ность, самооценка, а также эффективность практической деятельности по гармонизации психофизиологического и эмоционального состояния детей младшего возраста).

Практическая значимость исследования.

Разработаны пути повышения профессиональной компетентности учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения младших школьниковпредложены рекомендации по совершенствованию педагогической деятельности учителя музыки в системе непрерывного образования (спецкурс) и создана практико-ориентированная программа «Музыкальные коррекционно-развивающие технологии в обучении младших школьников в системе общего, специального и дополнительного образования" — раскрыта методика диагностики, способствующая организации дифференцированных занятий с детьми с учетом их психофизиологических особенностей.

Материал исследования может быть использован в институтах повышения квалификации работников образования, институтах усовершенствования учителей, а также в педагогических вузах и колледжах, как при определении содержания специальных тем в учебных планах спецкурсов, так и в 9 создании новых программ для подготовки преподавателей музыки, а также принесет пользу учителям-практикам, работающим в коррекционно-развивающих классах. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть полезны при создании методических рекомендаций и пособий по проблемам подготовки учителей музыки для коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

Применение предложенного комплекса коррекционно-развивающих технологий возможно на уроках музыки в классах коррекции и в общеобразовательных классах, в дополнительном образовании, на коллективных и индивидуальных занятиях с детьми.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены согласованностью методологических оснований, базирующихся на фундаментальных психологических, педагогических концепциях современной системы непрерывного образования в исторической ретроспективепроведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентацией на неевариативностью методов научно-экспериментальной работыадекватностью методов научного исследования целям и задачам эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования: Центр непрерывного художественного образования (Центр НХО) г. Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено более 200 учителей музыки и педагогов-музыкантов дополнительного образования, обучавшихся на курсах повышения квалификации и работающих в школах №№ 342, 348, 345, 354 ЦАО г. Москвы (общеобразовательные классы и классы коррекции).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе собственной педагогической деятельности и опытно-экспериментальной работы с учителями музыки в классах коррекции и общеобразовательных классах на базе школ №№ 342, 348, 345, 354 ЦАО г. Москвы, в научно-методической деятельности диссертанта на курсах повышения квалификации учителей музыки в Центре непрерывного художественного образования (ЦНХО, Москва, 2002;2006 гг.), в выступлениях на конференциях для учителей музыки и педагогов-музыкантов ЦАО г. Москвы (2003;2005 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Д. Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог» (Москва, 2004), «Современные музыкальные и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (МГПУ, Москва, 2005), «Ценностные приоритеты образования XXI века в контексте межкультурных контактов» (Луганск, 2006) — при проведении мастер-классов, открытых уроков по теме: «Музыкальные коррекционно-развивающие технологии и методы" — путем обсуждения материалов диссертации на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИХО РАО (2002;2006 гг.) и представленных в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения.

1.

Введение

коррекционной составляющей в систему непрерывного образования учителя музыки расширяет его педагогические возможности, создает оптимальные условия для психического, личностного развития детей группы риска, преодоления или ослабления их трудностей в обучении. Овладение практическими и теоретическими знаниями в области коррекци-онно-развивающей педагогики способствует развитию мотивации учителя музыки к самообразованию, универсализации его деятельности, повышению компетентности и социального статуса.

2. Профессиональная психолого-педагогическая подготовка преподавателя музыки для коррекционно-развивающего обучения младших школьников основана на взаимодействии принципов общей дидактики, коррекционной педагогики и педагогики искусства. Основополагающими в исследовании явились принципы нормативности и системности развития, коррекции «сверху вниз» (Л.С. Выготский), которые определили стратегию кор-рекционно-развивающего обучения, а также методический принцип «музы-калъно-педагогической зоркости», который направлен на распознавание психофизиологических особенностей ребенка и его дифференцированное музыкально-коррекционное сопровождение.

3. Предметно-методическая подготовка учителя музыки основана на овладении комплексом арттерапевтических технологий, построенных на единстве музыкального и коррекционного развития детей. Основными характеристиками этого комплекса становятся: — композиционность, органично сочетающая приемы коррекции с общими музыкально-педагогическими методами в процессе постижения конкретных музыкальных произведений- - эмоциональная дополнительность, гармонизующая эмоциональные состояния ребенка и развивающая их амплитуду на основе художественно-образного воздействия музыкального искусства- - игровая направленность методов и приемов, способствующая развитию социально значимых качеств ребенка, выравниванию межличностных отношений в контексте социальных требований и норм.

4. Включение в систему повышения квалификации учителя музыки разработанной автором исследования интегрированной программы «Музыкальные коррекционно-развивающие технологии в обучении младших школьников в системе общего, специального и дополнительного образования» придает практико-ориентированную направленность подготовке учителя музыки к коррекционно-развивающей деятельности. Применение предложенных в исследовании методов возможно на уроках музыки в общеобразовательных классах и в классах коррекции, а также в дополнительном образовании на коллективных и индивидуальных занятиях с детьми.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В связи с возросшим количеством детей с нарушениями в развитии, детей «группы педагогического риска» назрела необходимость введения в содержание последипломного образования учителей музыки специально разработанных учебных программ, курсов, посвященных проблемам коррекцион-ной педагогики.

Введение

коррекционной составляющей в деятельность педагога-музыканта расширяет возможности урока музыки, усиливая его воспитательную и развивающую функции, и в целом повышает социальный статус музыкальных занятий в образовательных учреждениях разного типа.

Овладение технологиями артпедагогики в процессе обучения по разработанной в исследовании программе строится на изучении закономерностей воздействия музыкального искусства в единстве с введением в содержание предметной музыкальной подготовки соответствующих психолого-педагогических образовательных циклов в контексте коррекционно-развивающего обучения. Профессиональная психолого-педагогическая подготовка преподавателя музыки для коррекционно-развивающего обучения младших школьников основана на взаимодействии принципов общей, коррекционной педагогики и педагогики искусства, важнейшими среди которых являются принципы нормативности развития, коррекции «сверху вниз», системности развития.

Предметно-методическую подготовку учителя музыки обусловливает методический принцип музыкально-педагогической зоркости, фокусирующий внимание учителя на диагностике индивидуальных особенностей ребенка и его музыкально-коррекционном сопровождении. Основными характеристиками разработанного в исследовании комплекса коррекционно-развивающих технологий являются композиционность, эмоциональная дополнительность, игровая направленность методов и приемов, в целом усиливающие коррекционное воздействие музыки и обусловливающие развитие ребенка.

Реализация теоретико-методических положений, разработанных в исследовании, повышает заинтересованность, мотивацию и самооценку учителей музыки в области коррекционно-развивающей деятельности и в целом способствует росту профессиональной компетентности учителя музыкиулучшает психофизиологическое и эмоциональное состояние младших школьников. Система повышения квалификации, предусматривающая освоение и применение учителем музыкальных коррекционно-развивающих технологий, способствует универсализации деятельности учителя музыки, повышению его педагогической и социальной значимости.

Продолжение исследований в области коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки с целью модернизации его подготовки в педагогических вузах и колледжах будет способствовать успешному решению проблем в обучении младших школьников в системе непрерывного образования в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». -М.: МИРОС, 1992.-72с.
  2. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — СПб., 1998. — 294с.
  3. Ю.П. Искусство воспитания. М., Знание, 1971. — 96 с.
  4. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965.-304 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания— М.: «Наука», 1977.-380 с.
  6. А. Психологическое тестирование. (Пер. с англ. и научн. ред. А. А. Алексеева. 7-е изд. — СПб.: Петер. 2001. — 688 с.
  7. П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975- 301с.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX века / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990. — 608 с.
  9. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 1992.-240 с.
  10. Ю.Апраксина О. А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы //Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей / Сост. О.Апраксина. Вып. 17.-М.: «Музыка», 1986-С.5−15.
  11. Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  12. Л.Г. Теоретические основы профессионально- педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. 13.00.01.-М., 1986.-36с.
  13. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд-е, Л, — Музыка, 1973. — 144 с.
  14. М.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  15. А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды //Серия Библиотека искусствознания. М.: «Советский художник», 1981.-352с.
  16. Баренбойм J1.A. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом // Советская музыка, 1975, № 9. С.80−87.
  17. Баренбойм J1.A. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: «Советский композитор», 1989. — 368 с.
  18. С.А. Содержание подготовки педагогических и психологических кадров для системы коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-развивающей работы. 1996, № 2. -С.3−5.
  19. Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. — 176с.
  20. М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя (К проблеме преемственности музыкального образования) // Сб: психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986. — с. 35−55.
  21. Р. Развитие «Я концепции» и ее воспитание /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1986. 422 с.
  22. Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии // Бытие в мире. М., 1999. — С.79−95.
  23. П.П. Избранные педагогические произведения. М: АПН РСФСР, 1961.-695с.
  24. П.П. Отношение подростка к искусству и красоте. На РАО. Ф. 112. On 1 ЕД.хр. 1. 15.
  25. В.А. Главный ресурс человеческой свободы //Новые ценности образования. Вып № 5. М.: Инноватор, 1996. — С. 6−14.
  26. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1981. -80с.
  27. Т.Г. Об индивидуализации как принципа работы с учителями к индивидуальным формам повышения их квалификации // Проблемы индивидуализации: в системе повышения квалификации учителей: Сб. науч. тр. / Под ред. Браже Т. Г. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — С.3−10.
  28. .С. Личностные смыслы по Л.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа Л. Н. Леонтьева. М., 1999. — С. 284−298.
  29. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352с.
  30. М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1985. -148 с.
  31. Н. А. Художественное творчество и ребенок. М., Педагогика, 1972.- 124 с.
  32. Л.Н. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников: Автореф. Дисс.. докт. наук. -Кострома, 1996.-С.8.
  33. Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М.: Психол. Ин-т РАО, 1992.-18 с.
  34. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд. Псковского обл. ИПК РО, 1997. -422с.
  35. .З. Рефлексия: учить управляя // Мир образования. 1997, № 1. — С.63−65.
  36. JT.C. Педагогическая психология. М., 1991. — 389с.
  37. JT.C. Психология искусства /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, — 1987. — 344с.
  38. JT.C. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 416с.
  39. JT.C. Умственное развитие детей в процессе обучения // Сборник статей. М: Учпедгиз, 1935. — 133 с.
  40. B.C. Теория вероятности и математическая статистика. М.: «Высшая школа», 1972. -368с.
  41. Г. С. Музыка как средство коррекции работы // Вестник ППУ. -Вып. 1.-Н. Тагил, 1996.-С. 21−27.
  42. А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособ. для студ. высш. педагогич. учеб. завед. Раздел Педагогика. М.: Изд. Академия, 2002. — 280 с.
  43. A.JI. Музыкальная психология. М., «Магистр» 1993. — 190 с. (С. 167)
  44. A.JI. О восприятии и музыкальном слухе //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. — Л., 1981. С. 41−57.
  45. Н.Н. Музыкально-конструктивная деятельность учителя музыки. Асновы мастацтва, 2002. — С. 79−102.
  46. О.В. Возможности освоения будущим учителем эстетически направленной игровой деятельности младших школьников // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научн. тр. Иркутск: Изд. ИГПУ, 1997. — 131 с.
  47. К.М. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1940. — 36 с.
  48. П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. М., 1995. -288с.
  49. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Изд. Педагогика, 1986.-240 с.
  50. .И. Эмоция как ценность. М., 1978 — 272 с.
  51. Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1.-М., 1983.-С. 66−67.
  52. И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Изд. Академия, 2003. — 144с.
  53. Э.В. Философия и культура. М., 1991. — 464с.
  54. Г. А. К вопросу о формировании музыкального переживания // Вопросы психологии, 1959, № 5. С. 134−142.
  55. Г. А., Руднева С. Д. К вопросу о механизме музыкального переживания / Вопросы психологии, 1971, № 5. С.66−67.
  56. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей. Л.: НИИ 00 В АПН СССР. 1989. — С.5−10.
  57. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. М., Белгород, 1992.- 102с.
  58. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, МГПУ, 1993.-219с.
  59. И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. М.-Белгород: БГУ, 1999. — 224 с.
  60. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 400с.
  61. Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады.-М., Изд. «Музыка», 1986.- 192с.
  62. В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков». -М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. С. 60−69.
  63. И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. 183 с.
  64. Т. А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста. Дис.. канд. пед. наук М., 1994.- 149с.
  65. Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. — С. 231−239.
  66. З.И. Методика диагностики обучаемости школьников // Проблемы диагностики умственного развития: Сб. научн. тр. М.: «Просвещение», 1975.-С. 15−38.
  67. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Дис. .д-ра психолог, наук. Грозный, 1985. — 254с.
  68. Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология, № 2 /1998. С.22−30.
  69. А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепиано-исполнительском обучении // Преподаватель-музыкант, 1999, № 4.-С. 33−35.
  70. А.Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для ВУЗов. М., «Владос», 2001. — 368с.
  71. В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223с.(С.34).
  72. Е.Н. Случайность, которая творит мир / В поисках нового миро-видения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Знание, 1991. — С.3−31. (Сер. «Философия и жизнь" — № 7).
  73. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы// Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.Н. Лазу-товой. М.: РИПКРО, 1995. — 250с.
  74. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.11.89) / В сб.: Международное законодательство об образовании. М. Социально-политический журнал, 1994.-С. 19−101.
  75. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: «Просвещение», 1968.-208 с. (С. 19)
  76. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы /Ин-т образования взрослых РАО- Санкт-Петербургский гос. ун-т пед. мастерства / Под общ. ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб., 1996. -126с.
  77. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Кумари-ной Г. Ф. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — 316 с.
  78. А.Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя. Автореф. Дис.. канд. искусствоведения. Киев., 1964. — 20 с.
  79. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. — 165с.
  80. Крутецкий В. А Основы педагогической психологии. — М.: «Просвещение», 1972.-321 с.
  81. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1981.-145 с.
  82. Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Акмеологическая академия, 1995.-24 с.
  83. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 119с.
  84. И.Ю. Личность школьника. М., 1999. — 192с.
  85. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монограф. Воронеж, 1997. — 235 с.
  86. Г. Ф. Дети «группы риска» // Советская педагогика. 1991, № 11. -С. 106−107.
  87. Г. Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-развивающего учебного процесса // Компенсирующее обучение в России. М.: ООО «Изд. АСТ-ЛТД», 1997. — С.23−28.
  88. Г. Ф. Коррекционная педагогика в системе педагогического образования // Коррекционная педагогика, 2003, № 1. С.24−27.
  89. Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 2000. — С. 19−29.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
  91. В.И., Кульневич СВ. Учимся управлять собой и детьми: Педа-гогич. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240с.
  92. АР. Язык и сознание. М., 1979. — 157 с.
  93. Л.С. Артистизм учителя музыки. Учебное пособие. -М, 1999. 65с.
  94. Е.М. Учимся жить в XXI веке: Доклад на заседании Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образования взрослых. http//www.holand.ru/sobita/sob03a.htm#3
  95. Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты // Дефектология, 1993, № 3. С.3−7.
  96. А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М, 1996. — 39 с.
  97. Э.С. История культуры и современная наука / Логико-методологический анализ. М., 1983. -284с.
  98. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика, 1995. С. 55−63.
  99. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 2002.-432с.
  100. .Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994. — 96.с.(С.64)
  101. Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Центр «Академия», 2001. — С. 166.
  102. Е.А., Комиссарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е. А. Медведевой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -224 с.
  103. В.В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования. М.: Московская консерватория, 2001. — С. 42 — 47.
  104. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254с.
  105. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства. Искусство в школе, 1999, № 4. — С. 3−6.
  106. В.П. Возрастные особенности восприятия. — JL, 1980. 568 с.
  107. В.П. Невербальная коммуникация // Психологический журнал, 1993, Т. 14, № 1.-С. 18−23.
  108. А.В. Учитель. Мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-160 с.
  109. Мусин-Пушкин А. А. Сборник статей по вопросам образования на Западе и в России. СПб., 1912. -Т.2. — С.327−328. (417с.)
  110. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 408с.
  111. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — С.8−11. 104с.
  112. Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: В.2.-М.: 1973. С. 59−98.
  113. Н.М. Специальная педагогика. Уч. пос. 4-е изд. / Под ред. Назаровой Н. М. М.: Академия, 2005. — 400с.
  114. И.А., Колесова Л. С. Подростки «группы риска» в школе: Организация общепедагогической и социально-психологической помощи подросткам. М.: АОЗТ «Ариант», 1997. — 92с.
  115. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М., 1987.- 255с.
  116. Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностики. Формирование. Москва-Воронеж, 2000. — С. 58.
  117. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц.-развивающего обучения / Сост.: Астапов В. М., Микадзе Ю. В. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 221 с.
  118. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987. — С. 19−21.
  119. Орф Карл. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160с.
  120. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989. -302с.
  121. Т.А. Условия профессиональной подготовки учителя музыки к индивидуализации музыкально-эстетического воспитания школьников // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Вып. 4. Саратов: Изд. СПИ, 1999. — С. 13−14.
  122. Ф.С. Внутри и вне помойного ведра: Пер. англ. // Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии: Пер с англ. -СПб.: «Петербург-XXI век», 1995. -448с.
  123. В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО «Пассим», 1994. -304с.
  124. В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.
  125. К.К. Личностный подход как принцип психологии. // Методологические и теоретические основы психологии. М.: Наука, 1969. — С. 190−206.
  126. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с: ноты.
  127. A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб.научн.тр. Киров, 1991. — С.26−43.
  128. Профессиональная подготовка учителя сельской школы / Авторский коллектив под рук. Е. С. Гуртового // В кн.: «Непрерывное педагогическое образование». Вып.1. СПб, 1996. — 147с.
  129. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной М.: «Просвещение», 1991.-303с.
  130. Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. Дис.. докт. пед. наук. Горький, 1988. -464с.
  131. В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. д-ра психол. наук. В виде научного доклада. М., 1993. -60с.
  132. Рекомендации по развитию образования взрослых (26.11.76) / В сб.: Международное законодательство об образовании. М. Социально-политический журнал, 1994. — С.28−29.
  133. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. Е. И. Есениной. М.: Прогресс, Унивсрс, 1994. — 480 с.
  134. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд., доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1980. -239с., илл.
  135. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб., Питер Ком, 1999. — 720с.
  136. П. В. К вопросу о «дифференциации общего образования» в средней школе // Народное образование. -1963, № 1 С. 12−22.
  137. Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. — 144с.
  138. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. -201с.
  139. В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен./УПсихолого-педагогические науки МПГУ.-М., 2000.- С. 10−37.
  140. В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. М., 1993. — 175с.
  141. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н., Педагогика: Учебное пособие. -М., 1997. 512с.
  142. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -408с.
  143. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  144. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. — 383с.
  145. Словарь терминологии образования взрослых /Под ред. В.Г. Онушки-на, Е. И. Огарева. СПб., 1993. -115с.
  146. В.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Логос, 2003. — 304с.
  147. Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, -1993.-204с.
  148. К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. -479 с.
  149. Старчеус М.С. Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. -М., 1995.- 176 с.
  150. Г. С. Педагогическая рефлексия как основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя // Проблемы индивидуализации в системе повышения квалификации учителей // Сб. научн. тр. / Под ред. Браже Т. Г. СПб., 1992. — С. 10−17.
  151. Н.Ф. Природа, технология, культура: философско-мировоззренческий анализ. К.: Наук, думка, 1985. — 256 с.
  152. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. 2-е изд., доп. — СПб.: Петроградский и К., 1997. — 416 с.
  153. Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 158 с.(С.9)
  154. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. — М.: «Флинта: Наука», 1999. — 336 с. илл.
  155. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — 169с.
  156. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -544 с. (Серия «Психология отечества»).
  157. Э.К. Проблема индивидуализации обучения учителей в системы повышения квалификации / Применение, дифференцированного подхода в системе повышения квалификации. Л.: НИИ СОВ АПН СССР, 1989.-С. 13−19.
  158. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия». 2002. -172с.
  159. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: «Педагогика», 1990.- 192с.
  160. Учебные программы для классов коррекционного обучения / русс, речь, математика, труд, обучение. М.: ИПК и ПРНО МО, 1993.
  161. М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: «Советский композитор», 1973. 158с.
  162. В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии // Человек в поисках смысла. -М., 1990. С. 308−321.
  163. М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. — 464 с.
  164. X. Мотивация и деятельность: в 2х т. М.: Наука, 1986. -786 с.
  165. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М.: «Советский композитор», 1988. 384 с.
  166. Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Автореф. Дис.. д-ра пед. наук. М., 2003. -48с.
  167. Н. М. Проблема дифференцированного и индивидуализированного обучения в советской школе. -М.: «Педагогика», 1987. 162с.
  168. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 2001. — 136 с.
  169. Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. М.: ИПК и ПРНО МО, 1995. — 84с.
  170. JI.M. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 1995, № 3. — С.29−36.
  171. JI.B., Красильникова М. С., Критская Е. Д., Усачева В. О., Ме-душевский В.В., Школяр В. А. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. -336с.
  172. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед. о-во России, 2002. — 223 с. — (Образование XXI века)
  173. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство: Пер. с англ. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996.-304 с. (Серия «Актуальная психология».)
  174. И. А. Проблемы дифференцированного обучения школьников в сельской школе // Материалы респ. научн.-пр. конф. 10−12 декабря 1990 г.- Минск: Изд-во МГПИ, 1990. С. 68−93.
  175. В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1995. — 332с.
  176. К. Смысл и назначение истории М., 1994. — 454с.
  177. R. «La perception de la musique». Paris. 1954. — p.408
  178. Pratt Caroll «Aesthetics. Annuel review of Psychology», 1961.
Заполнить форму текущей работой