Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрение образовательной модели оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова существенно повышает эффективность коррекционного воздействия у младших школьников при общем недоразвитии речи (IV уровень). Данная модель включает в себя разделы: цель и задачи работы по оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры словаобразовательные и коммуникативные потребности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОНТО- И ДИЗОНТОГЕНЕЗА
    • 1. 1. Современные научные подходы к теории слога и слогоделения
    • 1. 2. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей в условиях онтогенеза
    • 1. 3. Особенности овладения звуко-слоговой структурой речи детьми в условиях дизонтогенеза
  • Глава II. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (IV УРОВЕНЬ)
    • 2. 1. Цель, задачи, принцигш, методы и организация экспериментального исследования
    • 2. 2. Состояние восприятия и анализа ритмико-интонационных структур у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень)
    • 2. 3. Состояние звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) в устной речи
    • 2. 4. Состояние письма у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень)
  • Глава III. МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (IV УРОВЕНЬ)
    • 3. 1. Образовательная модель оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень)
    • 3. 2. Организация и содержание коррекционной работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень)
    • 3. 3. Анализ результатов контрольного эксперимента

Оптимизация процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общее недоразвитие речи является распространённым нарушением у детей. Все авторы, занимавшиеся изучением этой проблемы, отмечают стойкость данного дефекта и низкую динамику его преодоления. Поэтому недостатки речи у детей с системными речевыми расстройствами встречаются как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Развитие речи детей в условиях онтои дизонтогенеза и, в частности, звуко-слоговой структуры речи, является предметом исследований в таких областях науки как: психология, лингвистика, психолингвистика, логопедия и ДР.

Отечественные исследователи разрабатывают различные аспекты данной проблемы. Изучение онтогенетических основ позволило выявить закономерности становления процессов восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова у детей разного возраста (Е.А. Аркин, E.H. Винарская, А. Н. Гвоздев, A.A. Леонтьев, А. Р. Лурия, Г. М. Лямина, H.A. Менчинская, А. Д. Салахова и др.). Проблема усвоения слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью, типология нарушений слоговых и ритмических составляющих слова, пути преодоления имеющихся нарушений, как предмет исследования, представлены в работах специалистов различных научных областей (З.Е. Агранович, Г. В. Бабина, В. В. Воронкова, P.E. Левина, А. К. Маркова, В. К. Орфинская, Н. Ю. Сафонкина, Г. Н. Соломатина, Л. Ф. Спирова, О. Н. Усанова, З. В. Шарипова и др.). В работах O.E. Грибовой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, А. К. Марковой, И. Н. Садовниковой, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, лексико-грамматических категорий, формированием фонемного анализа.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова являются стойкими проявлениями и относятся к одному из основных диагностических показателей, который определяет не только наличие общего недоразвития речи, но и степень его выраженности (P.E. Левина, А. К. Маркова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

В современных условиях, в связи с происходящими в России процессами интеграции различных образовательных систем, учителя и логопеды-практики отмечают увеличение числа детей с недостатками речи, поступающих в общеобразовательные школы. Значительную часть последних составляют школьники с общим недоразвитием речи (IV уровень). Этот уровень характеризуется в литературе как нерезко выраженное недоразвитие речи. Речь таких детей производит, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет явных нарушений звукопроизношениякак правило, существует лишь недостаточная дифференциация звуков. Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие этого — искажение звуконаполняемости в разных вариантах. У данной группы детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий (Т.Б. Филичева).

Несмотря на относительную многочисленность детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ, и их особые образовательные потребности, данных об особенностях, специфике речевого развития и обучения школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) недостаточно.

В работах ряда исследователей констатируются и анализируются трудности детей с так называемым «нерезко выраженным недоразвитием речи» в овладении всеми компонентами устной и, как следствие, письменной речи (О.И. Азова, Т. П. Бессонова, В. К. Зимичева, Р. Е Левина, Л. Ф. Спирова, A.B. Ястребова и др.). В то же время проблема сформированности фонетического строя языка в целом и, в частности, звуко-слоговой структуры слова у учащихся с общим недоразвитием речи (IV уровень) освещена в литературе недостаточно.

Исходя из вышеизложенного, представляются актуальными разработка комплексных программ изучения и формирования звуко-слоговой структуры словаотбор и систематизация приёмов обследования, позволяющих проводить объективную оценку нарушения звуко-слоговой структуры слова у младших школьников.

Изучение общей и специальной литературы позволило сформулировать противоречия между:

• существующими известными трудностями в овладении звуко-слоговой структурой слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

• рече-языковыми и образовательными потребностями школьников в адекватном владении звуко-слоговым оформлением речевого высказывания и практическими возможностями удовлетворения этих потребностей в процессе школьного обучения;

• имеющимся практическим опытом формирования звуко-слоговой структуры слова у учащихся с общим недоразвитием речи (IV уровень) и недостаточностью его научно-методического оформления и реализации.

Необходимость преодоления этих противоречий определила актуальность выбранной темы исследования.

Всё изложенное позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень)?

Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить модель оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень).

Объектом исследования является процесс формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень).

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность коррекционного воздействия при обучении в школе детей с общим недоразвитием речи (IV уровень) будет существенно повышаться при условии реализации образовательной модели оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова, включающей:

• теоретико-методологические основы процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень);

• научно обоснованные методики диагностики, направленные на исследование процесса восприятия и воспроизведения ритмико-интонационных и звуко-слоговых структур, а также на выявление ошибок в письме, обусловленных несформированностью указанного процесса;

• принципы, методы, приёмы и содержание учебного процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников, включённого в целостную систему коррекционного воздействия при общем недоразвитии речипедагогические условия, обеспечивающие оптимизацию данного процесса.

Для реализации поставленной цели в соответствии с проблемой и выдвинутой гипотезой необходимо решение ряда задач.

1. Проанализировать данные педагогической, психологической, психолингвистической и специальной литературыохарактеризовать и сопоставить показатели развития звуко-слоговой структуры слова у детей в условиях нормального и нарушенного онтогенеза.

2. Теоретически обосновать, разработать и реализовать диагностическую программу изучения состояния звуко-слоговой структуры словавыявить типологию характерных ошибок и определить степень сформированное&tradeзвуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень).

3. Определить педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования звуко-слоговой структуры слова у указанной категории детей.

4. Разработать и внедрить модель оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) и определить её эффективность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения:

• о закономерностях усвоения языка и речи в единстве с различными сторонами психического развития (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др-);

• о многоаспектности процесса формирования фонетической системы языка (Л.В. Бондарко, E.H. Винарская, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, P.E. Левина, С. Н. Цейтлин и др.);

• о системности и последовательности в обучении школьников, об оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л .Я. Зорина, В. М. Кларин, Т. А. Ладыженская, A.M. Новиков и др.);

• о структуре, проявлениях и системном подходе при коррекции общего недоразвития речи (Г.В. Бабина, Л. С. Волкова, O.E. Грибова, Р. И. Лалаева, P.E. Левина, Н. Ю. Сафонкина, Е. Ф. Соботович, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Для достижения цели и решения поставленных задач, проверки гипотезы и обобщения результатов исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов исследования: теоретические: теоретический анализ (сравнительный, функциональный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделирование;

— эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование), опытно-экспериментальная работа;

— математико-статистические методы: математическая и статистическая обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования, статистический факторный корреляционный анализ.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ СОШ № 424, Центр образования № 1423 г. Москвы.

Исследованием было охвачено 130 учащихся 1−3 классов (ЭГ — 90 школьников, КГ — 40 учеников), каждый из которых участвовал в эксперименте в течение одного учебного года.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2003 — 2005 гг.) — подготовительный. На данном этапе была определена область исследования. На основе теоретического анализа общей и специальной литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные теоретические параметры исследования, его предмет, задачи, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Уточнялась методика экспериментальной работы. Была определена база её проведения.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) — основной. В данный период проводилось предварительное логопедическое обследование учеников 1—3 начальных классов, а также констатирующий психолого-педагогический эксперимент с целью выявления состояния процессов восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова в устной речиошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования указанных процессов. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента, и теоретического анализа литературы была составлена программа экспериментальной работы.

Третий этап (2007 — 2009 гг.) — заключительный. На данном этапе был проведён формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались модель и педагогические условия оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). В этот же период осуществлялся анализ и систематизация полученных результатов экспериментального исследования, были сформулированы основные выводы и рекомендации, выполнено литературное оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• разработана диагностическая программа изучения состояния звуко-слоговой структуры слова, направленная на исследование процесса восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова, а также на выявление ошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования указанного процесса;

• на основе выявленных трудностей восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова выделены три степени её сформированности (I — низкая, II — средняя и III — выше средней), а также три подгруппы детей, в зависимости от преобладания указанных нарушений;

• определена непосредственная корреляционная зависимость между трудностями восприятия, воспроизведения звуко-слоговых структур и ошибками в письме у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

• расширены научные представления о состоянии звуко-слоговой структуры слова у школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень);

• выявлены и охарактеризованы особенности процессов восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень);

• предложена и апробирована модель оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень), включающая в себя содержательные и организационные разделы;

• определены педагогические условия, оптимизирующие формирование указанного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы проведённого исследования, научно-методические рекомендации по формированию звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) позволят учителям-логопедам наиболее эффективно выявлять и корригировать недостаточность указанного процесса в устной и письменной речи школьников, что в свою очередь повысит качество всей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.

Практическая реализация разработанной модели и педагогических условий возможна в работе общеобразовательных школ (на логопедических занятиях, на уроках русского языка), а соответствующих научно-практических рекомендаций — в процессе преподавания курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических ВУЗов, в лекционных курсах по повышению квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы психологии и педагогики, применением теоретических, экспериментальных и математико-статистических методов, адекватных задачам исследования, многоаспектностью методов диагностики и коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова, репрезентативностью выборки, сочетанием количественных и качественных критериев при оценке результатов исследования, широким внедрением результатов экспериментального исследования в образовательный процесс, личным участием автора в коррекционном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе ГОУ СОШ № 424 и Центра образования № 1423 г. Москвы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры логопедии и внутривузовских конференциях МГГУ им. М. А. Шолохова (2006—2009 гг.) — на межвузовской (с международным участием) научно-практической конференции молодых учёных «Инновационные проблемы современного развития коррекционной педагогики и специальной психологии» в Mill У (2007 г.) — на межвузовской научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» в МГГУ им. М. А. Шолохова (2008 г.).

Полученные в исследовании результаты использовались в процессе преподавания курсов «Онтогенез речевой деятельности», «Развитие речи в норме и при патологии», на практических и лабораторных занятиях, в процессе проведения педагогической и логопедической практики на отделении логопедии дефектологического факультета МГГУ им. М. А. Шолохова.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Внедрение образовательной модели оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова существенно повышает эффективность коррекционного воздействия у младших школьников при общем недоразвитии речи (IV уровень). Данная модель включает в себя разделы: цель и задачи работы по оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры словаобразовательные и коммуникативные потребности учащихся младших классов с общим недоразвитием речи (IV уровень) — показатели и критерии сформированности звуко-слоговой структуры словасодержание работы по оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры словаметодыпринципы обучениясредства оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова (конспекты) — коррекционная работа в процессе обучения по 4-м этапам: подготовительный, основной, этап закрепления, заключительныйкомплекс педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования звуко-слоговой структуры слова.

2. Нарушение звуко-слоговой организации речи является компонентом в структуре дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). При этом отмечается непосредственная взаимосвязь между недостаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполной сформированностью лексико-семантических и лексико-грамматических обобщений, а также наличием ошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования указанного процесса. Выявленные трудности в овладении звуко-слоговой структурой слова могут быть вариативно выражены в рамках трёх степеней (I — низкая, II — средняя, III — выше средней).

3. Создание определённых педагогических условий способствует более эффективному формированию звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). К таким условиям относятся: 1) дифференцированный подход в коррекционном воздействии с учётом характера и степени выраженности нарушений звуко-слоговой структуры слова- 2) разработка содержания и специальных приёмов логопедического воздействия, направленного на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) — 3) обеспечение взаимосвязи в работе логопеда и ряда специалистов общеобразовательного учреждения: учителя начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов группы продлённого дня, психолога, а также логопеда и родителей- 4) воспитание у ребёнка внимательного, критичного отношения к речи, чувства взаимовыручки, поддержки, тактичного контроля за речью товарища, а также самоконтроля с привлечением технических средств.

Публикации. Материалы диссертации отражены в 5 печатных работах, список которых приводится в автореферате.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, приложений. Изложение материала проиллюстрировано 13 таблицами, 35 диаграммами, 3 схемами.

Список литературы

содержит 259 источников, в том числе 18 на иностранных языках.

228 Выводы.

1. Развитие звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) не соответствует возрастным нормативным показателям.

2. Реализация разработанной диагностической программы, направленной на оценку состояния звуко-слоговой структуры слова у указанной категории детей, позволила выявить многообразие типичных ошибок при выполнении заданий. При этом успешность их выполнения школьниками варьировалась в рамках трёх степеней (I — низкая, II — средняя и III — выше средней).

3. Полученный экспериментальный материал показал эффективность применения предложенной диагностической программы, которая позволила составить более точное представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи (IV уровень). На основе использования диагностической программы были установлены: 1) недостаточная сформированность у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) процессов восприятия, анализа и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова- 2) корреляция между недостаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполной сформированностью лексико-семантических и лексико-грамматических обобщений- 3) специфические типы ошибок звуко-слоговой структуры слова у учащихся с общим недоразвитием речи (IV уровень), которые являются регулярными, носят стойкий и постоянный характер- 4) взаимосвязь между проявлениями общего недоразвития речи (IV уровень) и наличием у детей данной категории ошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования звуко-слоговой структуры слова.

4. Результаты экспериментального исследования показали, что недоразвитие звуко-слоговой структуры слова является компонентом в структуре дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень), не преодолевается самостоятельно, без специального коррекционного обучения, а только при условии реализации образовательной модели, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова.

5. Определены и экспериментально проверены педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). К ним относятся: 1) дифференцированный подход в коррекционном воздействии с учётом характера и степени выраженности нарушений звуко-слоговой структуры слова- 2) разработка содержания и специальных приёмов логопедической работы, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) — 3) обеспечение взаимосвязи в работе логопеда и ряда специалистов общеобразовательного учреждения: учителя начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов группы продлённого дня, психолога, а также логопеда и родителей- 4) воспитание у ребёнка внимательного, критичного отношения к речи, чувства взаимовыручки, поддержки, тактичного контроля за речью товарища, а также самоконтроля с привлечением технических средств.

6. Разработана и апробирована модель оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень), которая включает следующие компоненты: цель, задачи, образовательные и коммуникативные потребности детей, показатели и критерии сформированности звуко-слоговой структуры слова, принципы, методы, содержание, средства, педагогические условия реализации модели.

Положительные результаты экспериментального обучения подтвердили продуктивность и эффективность внедрения предложенной модели оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова.

Заключение

.

Общее недоразвитиее речи является распространённым нарушением у детей. В современных условиях, в связи с происходящими в России процессами интеграции различных образовательных систем, учителя и логопеды-практики отмечают увеличение числа детей с недостатками речи, поступающих в общеобразовательные школы. Значительную часть последних составляют школьники с общим недоразвитием речи (IV уровень) (по данным Т.Б. Филичевой).

Этот уровень характеризуется в литературе как нерезко выраженное недоразвитие речи. Несмотря на относительную многочисленность этих детей, обучающихся в начальных классах общеобразовательных школ, и их особые образовательные потребности, данных об особенностях, специфике речевого развития и обучения детей с общим недоразвитием речи (IV уровень) в школе недостаточно.

В связи с этим было спланировано и организовано экспериментальное исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). Для этого были отобраны субъективные и объективные методы диагностики, соответствующие целям и задачам настоящего диссертационного исследования.

Совокупный анализ экспериментальных данных позволил выявить, что развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи (IV уровень) не соответствует возрастным нормативным показателям. В ходе исследования было отмечено многообразие типичных ошибок при выполнении заданий. При этом успешность их выполнения детьми варьировалась в рамках трёх степеней (I — низкая, II — средняя и III — выше средней).

Результаты проведённого анализа позволили выявить у учащихся с общим недоразвитием речи (IV уровень) недостаточную сформированность процессов восприятия, анализа и воспроизведения ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры, которая проявлялась в трудностях определения количества слогов в слове, выделения ударного слога, а также в использовании ошибочного способа деления слов на слоги. Была установлена корреляция между недостаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполной сформированностью лексико-семантических и лексико-грамматических обобщений, выделены типы ошибок звуко-слоговой структуры слова, которые были регулярными, носили стойкий и постоянный характер. Также была установлена корреляционная зависимость между проявлениями общего недоразвития речи (IV уровень) и наличием у детей данной категории ошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования звуко-слоговой структуры слова.

Сопоставление результатов статистического анализа позволило выделить три подгруппы младших школьников ЭГ, в зависимости от преобладания трудностей восприятия ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова или воспроизведения звуко-слоговой структуры слова в устной речи. В каждую из подгрупп вошли учащиеся, у которых отмечались низкая и средняя степени сформированности указанных процессов.

Так, первую подгруппу составили дети с наибольшими затруднениями в восприятии ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова.

Вторая подгруппа состояла из учащихся, у которых преобладали речепроизносительные трудности, т. е. воспроизведение звуко-слоговой структуры слова.

В третью подгруппу вошли младшие школьники с сочетанными трудностями, у которых в равной степени страдало и восприятие, и воспроизведение ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова.

Совокупный анализ экспериментальных данных показал, что специфические ошибки у школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) обнаруживаются лишь в ходе специально организованного исследования с постепенным усложнением семантического и грамматического компонентов лексического материала.

Также было отмечено, что недоразвитие звуко-слоговой структуры слова у школьников указанной категории не преодолевается самостоятельно, по мере увеличения возраста детей и сроков их обучения в школе.

Анализ результатов проведённого исследования позволил сделать вывод о необходимости разработки и внедрения педагогической модели дифференцированного коррекционного воздействия, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). Мы предположили, что реализация данной модели, а также создание определённых педагогических условий позволит существенно повысить эффективность коррекционного воздействия при обучении в школе детей указанной категории.

Разработка модели оптимизации процесса формирования звуко-слоговой стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень) строилась с учётом выявленных в ходе обследования преобладающих нарушений. Для оценки её эффективности был проведён контрольный эксперимент с использованием диагностических заданий основного этапа констатирующего эксперимента.

Положительные результаты контрольного выполнения тестовых заданий свидетельствуют о целесообразности и необходимости использования предложенных нами путей оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень).

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
  2. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Просвещение, 1978.
  3. Алалия //Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1977.
  4. Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. A.B. Запорожца и В. В. Давыдова. -М., Просвещение, 1968.
  5. Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2005.
  6. Т.В. Нейролингвистика нормы /Я Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов/Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. -М.: Российское психологическое общество, 1998.
  7. Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
  8. Ю.К. Закономерности, принципы и способы оптимизации педагогического процесса //Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  9. Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах) /Ю.К. Бабанский, М. М. Поташник. К.: Радянська школа, 1982.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения //Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  11. Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе //Вопросы логопедии: Сб. науч. трудов. М., 1978.
  12. Г. В., Анищенкова Т. С. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и их влияние на овладение грамотой //Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1997.
  13. Г. В., Гаркуша Ю. Ф. Педагогическая практика. М.: Прометей, 2005.
  14. Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-методич. пособие. — М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии».
  15. К.П., Совак М. Логопедия /Пер. с нем. М.: Медицина, 1981.
  16. Белова-Давид P.A. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1973.
  17. В.И. Об усвоении ребёнком звуков речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1964.
  18. JI.И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание. М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001.
  19. Г. М. Сосуществование двух фонологических систем в языке ребенка//Вопросы языкознания. 2000. № 1.
  20. С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). -М., 1996.
  21. Л.В. Звуковой строй современного русского языка. -М., 1977.
  22. Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога// Слух и речь в норме и патологии — Л., 1982. Вып. 4.
  23. Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.-Л., 1981.
  24. Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие. СПб.: Филологический факультет СПб. ун-та, 2000.
  25. Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: ACT- Астрель, 2008.
  26. Д.Ж. Онтогенез речевых актов //Психолингвистика. М.: Просвещение, 1984.
  27. Е.А. Звуки и интонация русского языка. — М., 1983.
  28. Е.А. Основные типы интонационных конструкций и их употребление в русском языке //Русский язык за рубежом. 1973. № 1.
  29. Л.Л. О сильных и слабых позициях фонем в русском языке //Звуковой строй языка. М., Наука. 1979.
  30. Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., Высшая школа, 1970.
  31. Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.
  32. O.A. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002.
  33. E.H. Возрастная фонетика: Учеб. пособие для студентов /E.H. Винарская, Г. М. Богомазов. М.: ACT- Астрель, 2005.
  34. E.H., Лепская Н. И., Богомазова Г. М. Бессознательный и сознательный этапы в освоении звуковой структуры слова //Актуальные вопросы структурной и прикладной лингвистики. — М., 1980.
  35. E.H., Лепская Н. И., Богомазов Г. М. Правила слогоделения и слоговые модели (на материале детской речи) //Проблемы теоретической и прикладной лингвистики. М., 1977.
  36. E.H. Младенческие крики (их происхождение, структура, динамика и значение для раннего психического и речевого развития ребенка) //Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Сб. науч. Трудов. Л., 1983.
  37. E.H., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. М.: 1989.
  38. E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1987.
  39. И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. № 4.
  40. В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. для учителя. М.: Школа-пресс, 1994.
  41. В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1−4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  42. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития //Вопросы психологии. 1972. № 2.
  43. Выготский J1.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова- Авт. коммент. М. А. Степанова. -М.: Просвещение, 1995.
  44. Л.И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи. 1−4 классы. Серия: Мастерская учителя. -М.: Изд-во ВАКО, 2007.
  45. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  46. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.
  47. А.Н. От первых слов до первых книг. Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981.
  48. А. Особенности восприятия и воспроизведения ритма у школьников с тяжёлыми нарушениями речи //Методы изучения и преодоления речевых расстройств. СПб., 1994.
  49. В.П. Основы психолингвистики: Учеб. пособие для студ. Педвузов. -М.: ACT- Астрель, 2005.
  50. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1972.
  51. Е.Л., Кукушкина О. И. Особые образовательные потребности детей с различными нарушениями в развитии //Педагогический энциклопедический словарь /Под ред. Б.М. Бим-Бада. М., 2002.
  52. С.Ю. Формирование прогностических операций в процессе обучения чтению младших школьников с системными нарушениями речи: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2001.
  53. В.И., Кудрявцева М. З. Чтение и письмо. СПб., 1997.
  54. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика /Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова,
  55. M.B. Рыжакова. — M.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
  56. O.E., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1996.
  57. O.E. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992.
  58. JI.P. Резниченко Т. С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. Развитие у детей речевых возможностей, языковой способности. М.: Гном и Д, 2001. (Серия «Практическая логопедия»).
  59. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2001.
  60. Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С. Н. Цейтлин. Л.: ЛГПИ, 1987.
  61. С.А., Пермякова В. А., Насонова В. И. Методы научно-психологических исследований в дефектологии. Иркутск, 1983.
  62. Э.Я., Ястребова A.B. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся 1 классов общеобразовательной школы //Дефектология. 1987. № 3.
  63. Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1950.
  64. О.В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. (Серия «Логопед в школе»). М.: Сфера, 2007.
  65. О.В. Развитие и коррекция грамотности. Логопедическая тетрадь. -М.: Школьная Пресса, 2005. (Серия «Дошкольное воспитание и обучение. Начальная школа»).
  66. Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи //Обучение и воспитание детей снедостатками в физическом и умственном развитии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970.
  67. Л.Б. О преодолениях нарушения произношения слогового состава слова у учащихся с общим недоразвитием речи //Герценовские чтения. XXIV. Дефектология: Краткое содержание докладов. Л., 1972.
  68. Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи //Методы коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей. Киев, 1979.
  69. Л.Б. Формирование правильного слогового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи в приготовительном классе //Дефектология. 1974. № 3.
  70. Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Вып. 1. М.: Книголюб, 2005. (Дидактический материал по коррекции письменной речи.)
  71. Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Вып. 2. Ч. 1. Дифференциация гласных. М.: Книголюб, 2005. (Дидактический материал по коррекции письменной речи.)
  72. Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Вып. 2. Ч. 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. — М.: Книголюб, 2005. (Дидактический материал по коррекции письменной речи.)
  73. Л.Н. Формирование речи у дошкольников //Дети с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1981.
  74. П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах.: Учеб.-метод. пособие для учителей (система Эльконина Давыдова — Репкина). — Томск: Пеленг, 1992.
  75. Н.И. Интеллект, язык и речь //Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.
  76. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  77. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. (Серия «Учимся играя»).
  78. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973.
  79. Н.С. Отклонения в развитии детской речи: Учеб. пособие для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. заведений и логопедов. — М.: УНПУ «Энергомаш», 1994.
  80. Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. М.: Соц.-полит. журнал, 1994.
  81. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1990.
  82. Из опыта работы практических психологов. Под ред. С. Н. Шаховской, О. Н. Усановой. -М.: Вита-Пресс, 1997.
  83. О.Б. Дисграфия и фактор семейного левшества //Расстройства речи: Клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1994.
  84. Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1967.
  85. И.Л. Учим детей читать и писать: Кн. для родителей, учителей начальных классов и логопедов. -М.: Флинта, 1997.
  86. Н.П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи //Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1980. № 3.
  87. Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980.
  88. В.Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука, 1977.
  89. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  90. Г. А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
  91. Е.И. Недоразвитие речи у детей (вопросы клиники и дифференциальной диагностики алалии). М., 1977.
  92. Е.И. Расстройства речи у детей младшего возраста. М., 1971.
  93. H.H. Особенности коррекции нарушения звуко-слоговой структуры слога у дошкольников с ЗПР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 2002.
  94. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для высш. учеб. заведений /Под общ. ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1999.
  95. В. А. Экспрессивная алалия как языковое расстройство //Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Сб. науч. трудов. Л., 1983.
  96. В.А. Экспрессивная алалия. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  97. Ш.Козырева JI.M. Как образуются слова. М.: ACT- Астрель, Ярославль: Академия Развития, 2006.
  98. JI.M. Путешествие в страну падежей. М.: ACT- Астрель, Ярославль: Академия Развития, 2007.
  99. ПЗ.Колповская И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970.
  100. М.Колповская И. К. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжелыми нарушениями речи //Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. М., 1982.
  101. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (Диагностика, коррекция, предупреждение): Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд. дом «МиМ», 1997.
  102. В.А. Введение в языковедение. Основы фонетики фонологии. Грамматика: Учеб. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1991.
  103. В.В. Проблема научного обоснования обучения (методологический анализ). -М.: Педагогика, 1977.
  104. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999. (Библиотека практической психологии).
  105. О.И., Гончарова Е. Л. Календарь специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда //Дефектология. 1997. № 4.
  106. О.И., Гончарова E.JL, Королевская Т. К. Дневник событий жизни ребёнка: Учеб.-метод. пособие для родителей и педагогов по развитию устной и письменной речи детей. М.: Экзамен, 2004.
  107. О.И. Текстовые редакторы новое средство развития письменно речи детей: Учеб.-метод. пособие для педагогов общеобразоват. спец. (коррекц.) шк. и студ. пед. вузов. -М.: Полиграф Сервис, 2003.
  108. Р.И., Логинова Е. А., Титова Т. А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  109. Р.И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. М., 1998.
  110. P.E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды /Ред,-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. -М.: АРКТИ, 2005.
  111. P.E. Нарушения устной и письменной речи как причина неупеваемости учащихся //Советская педагогика. 1974. № 1.
  112. P.E. О нарушениях письменной речи у учащихся массовой школы //Дефектология. 1971. № 5.
  113. P.E. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
  114. P.E. Разграничение аномалий речевого развития у детей //Дефектология. 1975. № 2.
  115. A.A. Исследования детской речи //Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.
  116. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  117. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  118. Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во МГУ, 1997.
  119. Лингвистические единицы, конструкции и текст. — Новосибирск: Наука, 1989.
  120. Лингвистические и психолингвистические исследования языка и речи: Меж-вед. сб. науч. трудов. М.: Институт языкознания АН СССР, 1986.
  121. Лингвистические и психолингвистические структуры речи. М.: Изд-во Академии наук СССР, Институт языкознания, 1985.
  122. Лингвистические исследования. Языковые единицы и методы их исследования. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1988.
  123. Логопедия: методические традиции и новаторства /Под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. (Серия «Библиотека логопеда»).
  124. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. (Коррекционная педагогика).
  125. Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1989.
  126. Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «Союз», 2001.
  127. Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
  128. А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  129. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. ~ М.: Институт практической психологии, 1996.
  130. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  131. Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1964.
  132. H.H. Сборник текстов для изложений: 2−4 классы. М.: ВАКО, 2006. (Мастерская учителя).
  133. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1963.
  134. А.К. Периодизация речевого развития //Вопросы психологии. -1973. № 6.
  135. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М., Педагогика, 1974.
  136. Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиции комплексного подхода: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1972.
  137. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. -М.: Просвещение, 1985.
  138. Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии//Дефектология. 1981. № 6.
  139. А.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1996.
  140. Математика: Учебник для 2 кл. нач. шк.: В 2 ч. /М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003.
  141. Математико-статистические методы анализа данных в социологических исследованиях. Ч. 1−2. -М., 1980.
  142. Математическая статистика: Учебник для техникумов /Под ред. A.M. Длина. М., Высшая школа, 1975.
  143. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. -М., Наука, 1989.
  144. Математические методы психолого-педагогических исследований: Метод, рекомендации. С.-П., Образование, 1994.
  145. H.A. Вопросы умственного развития ребенка. Библиотечка «Актуальные проблемы педагогики и психологии». Вып. II. М.: Знание, 1970.
  146. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М., 1989.
  147. A.B. Информационные технологии в обучении школьников с особыми образовательными потребностями: Метод, пособие для учителя /Под ред. И. М. Бобко, Ю. Т. Молокова. Новосибирск: ИЭПМСО РАО: НГУ, 2005.
  148. М.И., Волкова С. И., Степанова C.B. Математика: Учебник для 1 кл. нач. шк.: В 2 ч. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005.
  149. М.И., Волкова С. И., Степанова C.B. Математика: Учебник для 3 кл. нач. шк.: В 2 ч. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2000.
  150. Нарушение речи у дошкольников /Сост. P.A. Белова-Давид. М., Просвещение, 1972.
  151. Е.А., Узорова О. В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. М.: ООО «Издательство ACT" — «Премьера" — «Аквариум», 2000.
  152. H.A. Педагогическое изучение недостатков речи детей// Дефектология. 1969. № 4.
  153. С.И. Словарь русского языка /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1988.170.0рфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. — Л., 1960.
  154. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя /Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1983.
  155. М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979.
  156. Е.Д. Правила слогоделения и корпус слогов. //Проблемы комплексного анализа языка и речи. — Л., 1982.
  157. Патология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия): Сб. науч. трудов. М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1985.
  158. A.A. Мир вокруг нас: Учебник для 1 кл. нач. шк. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002.
  159. A.A. Мир вокруг нас: Учебник для 2 кл. нач. шк.: В 2 ч. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003.
  160. A.A. Мир вокруг нас: Учебник для 3 кл. нач. шк.: В 2 ч. М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2002.
  161. И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практич. рук-во для заикающихся и логопедов. СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
  162. О.В. Логопедия. -М.: Просвещение, 1973.
  163. Предметный план речевой деятельности: Межвуз. науч. сборник. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988.
  164. Психолингвистические проблемы фонетики и лексики: Сб. науч. трудов. -Калинин: Изд-во Минист-ва высш. и средн. спец. образования РСФСР, 1989.
  165. Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сб. трудов. М., 1973.
  166. Pay Е.Ф., Рождественская В. И. Исправление недостатков произношения у школьников: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1980.
  167. Родная речь: Учебник для 1 кл. нач. шк. /Сост. Л. Ф. Климанова и др. /Под ред. Л. Ф. Кпимановой. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2003.
  168. Родная речь: Учебник для 2 кл. нач. шк.: В 2 ч. /Сост. Л. Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2004.
  169. Родная речь: Учебник для 3 кл. нач. шк.: В 2 ч. /Сост. Л. Ф. Климанова и др. — М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2005.
  170. Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. М.: ОЛМА — ПРЕСС: ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006.
  171. А.П. Фонетика: Учеб. пособие для логопедов. Саратов, 1995.
  172. Э. Работа над слогоритмической структурой слова на логопедических занятиях //Начальная школа. 1990. №.1
  173. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие М.: Владос. 1997
  174. А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка /Под ред. В. И. Бельтюкова. -М., Педагогика, 1973.
  175. Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003.
  176. И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды /Под ред. М. Г. Ярошевского. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», Изд-во Московского психолого-социального ин-та. 2006.
  177. И.М. Рефлексы головного мозга: попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы: с биографией И. М. Сеченова. Серия «Из наследия мировой психологии». -M.: URSS, 2007.
  178. И.М. Элементы мысли. Серия «Психология классика». — СПб.- М.- Харьков- Минск- 2001.
  179. И.А. Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей //Энциклопедия семейного воспитания и обучения: Вып. XLIV-XLVI. СПб., 1902.
  180. Е.Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970.
  181. Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. — М.: Классике Стиль, 2003.
  182. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев: КГПИ им. A.M. Горького, 1981.
  183. Г. Н. Формирование звуко-слоговой структуры слога у детей с врожденными расщелинами губы и неба: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2003.
  184. Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М.: Наука, 1979.
  185. Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей //Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов. М., 1982.
  186. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (I-IV классы). -М.: Педагогика, 1980.
  187. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: Наука, 1975.
  188. Т.А. К проблеме нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией и дизартрией //Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей: Сборник. Л., 1985.
  189. Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова: Альбом для индивидуальной работы с детьми 4−6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». М.: Гном и Д, 2001.
  190. Т. А. Развитие фонематического восприятия: Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Гном и Д, 2001.
  191. O.A. Расстройства письма у детей с тяжёлыми нарушениями речи при нарушениях речедвигательного анализатора // Очерки по патологии речи и голоса. -М.: Учпедгиз, 1967. Вып. № 3.
  192. Тонкова-Ямпольская Р. В. Формирование второй сигнальной системы у детей.-М., 1970.
  193. H.H. Лингвистический анализ афазии и алалии в работах В.К. Орфинской //Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Сб. науч. трудов. Л., 1983.
  194. А.Л. Основные вопросы теории слога и его определение //Вопросы языкознания. М., 1956. № 6.
  195. Н.М. Сравнительное изучение дошкольников с нарушением речи при нормальном и сниженном интеллекте: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1977.
  196. О.Н. Логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей с моторной алалией в дошкольном возрасте: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1970.
  197. H.A. Ударение в современном русском языке. М., 1982.
  198. Физиология речи. Восприятие речи человеком /Л.А.Чистович, А. В. Венцов, М. П. Гранстрем и др. Л., Наука, 1976. (Серия «Руководство по физиологии»).
  199. Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.
  200. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000.
  201. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М.: МГОПУ, 2000.
  202. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с ОНР: Воспитание и обучение. — Учеб. мет. пособие — М.: Гном и Д, 2000.
  203. Т.Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1985. № 4.
  204. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  205. Хрестоматия по логопедии (Извлечения и тексты): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений: В 2 т. Т. II /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. -М.: Владос, 1997.
  206. Л.С. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995.
  207. Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учеб. пособие. М., Юристь, 1997.
  208. С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000.
  209. H.A. Исправление заикания у школьников в процессе обучения: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1978.
  210. H.A., Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: По спец. «Педагогика и психология (дошкольная)». М.: Просвещение, 1989.
  211. Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5−7 лет: Практич. пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Изд-во Гном и Д, 2001.
  212. Г. В. Методы обследования речи у детей. М.: ИКП РАО, 1992.
  213. Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1987.
  214. Г. В. О речедвигательных нарушениях // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. — М.: Педагогика, 1965.
  215. Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи //Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. трудов». -М., 1982.
  216. З.В. Дифференциальная диагностики и коррекция структуры слова у детей с дизартрией и алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998.
  217. З.В. Формирование структуры слова при двух сходных состояниях общего недоразвития речи: Пособие для логопедов. Тюмень, 1997.
  218. Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника //Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /Под ред. А. Н. Леонтьева и A.B. Запорожца. М.- Л., 1948.
  219. Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: В 2 ч./ Е. В. Алексеенко, Л. П. Анастасова, В. Г. Горяев и др. М.: Просвещение, 2007.
  220. JI.B. Языковая система и речевая деятельность: Сб. работ /Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. Л., Наука, 1974.
  221. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4.
  222. P.O. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии //Принципы типологического анализа языков различного строя. -М., 1972.
  223. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -М., 1984.
  224. А.В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. М: АРКТИ, 1997. (Библиотека практикующего логопеда).
  225. Allport I. Theories of Perceptions and the Concept of Structure. N. Y., 1994.
  226. Bruner J.S. From Communication to language: A psychological perspective //Cognition, 1975. № 3.
  227. Chapanis L. Language deficits and cross-modal sensory perception //Gruber Language development and neurological theoru /S. I. Segalowitz& A.F. N.Y., 1979.
  228. H. Clark, E. Clark. How young children use thein utterances //Clark H., Clark E. Psychology and Language. An Introduction to Psycholinguistics /Harcourt Brace Iovanovich, Inc. N. Y., 1977.
  229. Fessendes S.A. Levels of listening. London: Education, V. 75, 1991.
  230. Fletcher H. Speech and hearing in Communication. -N.Y., 1993.
  231. Firth I. Sounds and prosodies. London: TPS, 1999.
  232. Fry D.B., Denes P. An Analogue of speech recognition process. To be presented at a symposium on the Mechanization of Thought processes. National Physical Laboratory. Teddington: England, 1975.
  233. Gaddes W.H. Leaning disabitities and brain function: A Neuropsychol. Approach. -N. Y.: Springer, 1988.
  234. Gardner A. Theory of speech and language. Oxford: Univesity, 1995.
  235. Hynd G.W., Obrzut J.E. Clinical child Neuropsychology: Issues and perspectives //Child Neuropsychology. V. 2. Academic press (London), 1986.
  236. Jakobson R. The role of phonic elements in speech perception //Leitschrift fur Phonetick, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. -N.Y., 1968.
  237. Kaluger G., Kolson C.J. Reading and learning disabilities. Columbus (Ohio), Merrill, 1978.
  238. Leiberman A.M. Motor theory of speech perception //Speech communication Seminar. Stockholm, 1968.
  239. Mabdell S., Soggech B. Phonographischt Aufnahm und Analyse derersten Sprachauserungen von Kinder, Arch. F. d. des Psychologie, 1994 (1995).
  240. Moskowitz A. The acquisition of phonology and syntax: A preliminary study //Approaches to natural Language / Ed. by I. Hintikka, Y. Moravesik, P. Suppes. Dordrecht Holland, 1973.
  241. Smith K. The acquisition of phonology. Cambridge, 1973.
  242. Smith Y. You do not have to be dyxlexix. Leaning Time Products Sacramento. -California, 1991.
Заполнить форму текущей работой