Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Результаты опытно-экспериментальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Было отмечено, что удалось организовать шефство над младшими отрядами. Эффективно работают группы, которые выходят к малышам. Так же отряд высоко оценил работу тех подростков, которые делают добрые дела по лагерю. Участники отметили, что не удалось организовать работу по подготовке дел внутри отряда, и это прерогатива осталась за педагогами, но зато подростки отметили рост самостоятельности… Читать ещё >

Результаты опытно-экспериментальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опытно — экспериментальная работа по оптимизации межличностных отношений подростков во временном детском объединении на базе детского оздоровительного лагеря «Поречье» была успешно реализована в рамках третей смены игра — путешествие «Секреты страны Здоровья» в период 23.07. 12.08.2009 года (Приложение 1,2).

Опытно — экспериментальная работа проведена на группе подростков 11−12 лет в количестве 30 человек, из которых 15 мальчиков и 15 девочек. 83% группы (25 человек) — дети из Москвы, воспитывающиеся в семье и 17% (5 человек) — дети из города Чехов, воспитанники детского дома. Один член группы имеет ярко выраженный дефект речи. У одного ребенка задержка психического развития. 33% группы (10 человек) составляют «старички», отдыхающие в «Поречье» не первую смену.

В ходе реализации программы опытно-экспериментальной работы нами проводились диагностические методики, позволяющие отслеживать уровень развития определенных психологических характеристик группы, что позволяло нам видеть развитие процесса, осуществлять более эффективное руководство им, своевременно вносить определенные коррективы в свою деятельность и разрешать проблемы, возникающие в межличностных отношениях подростков.

В своей работе мы применили следующие методы и диагностические методики: включенное наблюдение, методика эмоционально-символических аналогий, методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера, определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Предметом наблюдения были организованность деятельности подростков, взаимоотношения между ними, процессы выработки общего решения. В целом можно сказать, что организация деятельности на первом этапе была прерогативой вожатых. В процессе организации мероприятия, участия в нем или подготовке домашнего задания, необходим был постоянный внешний контроль, управление деятельностью группы. Когда установилась система лидерства и статусов в группе многие поручения делегировались детям. Лидеры с разным успехом справлялись с задачей. Так установились авторитетные лидеры, которые вели за собой группу в зависимости от требований ситуации.

На первых этапах, пока еще не был накоплен опыт совместной деятельности, не были выработаны навыки планирования, распределения обязанностей и поручений, педагоги выступали в качестве организаторов, постепенно передавая эту функцию лидерам. Уже к середине основного периода можно было наблюдать самостоятельную организацию деятельности, высокую инициативу, активность членов группы, ответственность. Подростки могли самостоятельно распределить обязанности, назначить ответственных, организовать репетиции. Педагоги выступали в позиции консультанта, эксперта.

В отношениях между членами группы на первом этапе наблюдались проблемы между группировками. Часто возникали конфликтные ситуации, требовавшие вмешательства, контроля. Причем яркие конфликты в основном возникали среди девушек. В ходе проведения различных форм работы, индивидуальных и групповых бесед наблюдалось постепенное снижение агрессивности, эмоциональных всплесков. Подростки старались сдерживать свои эмоции, стремились к компромиссу. В ходе совместной деятельности между членами группы установились сначала стабильные, ровные, а затем и дружеские отношения. Подростки стали внимательнее, терпимее относится друг к другу. После экватора почти не наблюдалось конфликтных ситуаций, а те которые и возникали, быстро разрешались и не требовали вмешательства со стороны педагогов отряда. Если в начале смены подростки в основном в свободное время находились в своих комнатах, то к середине смены все чаще собирались большими компаниями, общались между собой как мальчики, так и девочки, были сняты барьеры в общении.

Очень трудно членам группы было выработать общее мнение по какому — либо вопросу, каждый старался отстоять свою точку зрения. Ситуации критики воспринимались очень эмоционально, в процессе спора подростки часто переходили на личности. К середине смены удалось развить навыки совместного принятия решения. Участники следовали правилам беседы, диалога, выслушивали друг друга, свое несогласие стали выражать более спокойно, стараясь по большей части аргументировать свое мнение.

Мы так же провели первичную и вторичную диагностики уровня групповой сплоченности (Приложение 10). Первичная диагностика проводилась в конце организационного периода, а вторичная — в конце основного. В конце организационного периода смены индекс был равен тринадцати, что позволяет говорить о среднем уровне сплоченности группы (Приложение 11,12). Более точную картину сложившейся ситуации можно увидеть путем анализа вопросов, составляющих методику.

1. Ощущение своей принадлежности к группе среди членов группы в среднем составляет три балла из возможных пяти. Следует обратить внимание на большой разброс мнений, которые колеблются от минимального одного до максимальных пяти баллов, что говорит о различном уровне принадлежности к группе для каждого ребенка. Чувствуют себя частью коллектива только 17% его членов, 14% участвуют в большинстве видов деятельности, 38% участвуют в одних видах деятельности и не участвуют в других, 17% не чувствуют себя членами группы, 3% живет и существует отдельно от группы и 10% затрудняются в ответе. Подавляющее большинство респондентов дают ответы, характеризующие средний уровень принадлежности к группе.

Интересен тот факт, что высокий уровень чувства принадлежности к группе у тех детей, которые показали в организационный период смены максимальную активность, проявили себя в творчестве.

Минимальный уровень принадлежности к группе у тех подростков, которые по состоянию здоровья выделяются из общей массы и воспринимаются другими членами группы как «не такие как мы», и у тех ребят, которые в силу индивидуальных особенностей мало взаимодействовали с другими членами отряда, не принимали активного участия в совместной деятельности.

2. Средний балл на вопрос о возможном переходе в другую группу без изменения прочих условий приближается к максимуму и составляет 4,3 балла. 52% очень хотели бы остаться в своей группе, 35% скорее всего остались бы в своей группе, 7% не видят никакой разницы, 3% скорее перешли бы, чем остались, 3% затрудняются ответить.

Большая часть группы хотят находиться в данном отряде, что говорит о достаточно комфортной психологической атмосфере внутри него. Совместная деятельность, игры на общение и взаимодействие, малые формы работы, проводимые в организационный период смены, формирующиеся традиции группы, а так же отрядное выступление на вечере «Здравствуйте» позволили интересно организовать время участников, где каждый может проявить свою индивидуальность.

  • 3. Средний бал, равный 1,8 из возможных трех характеризует отношения между членами группы. 65% считают, что отношения, сложившиеся в отряде, такие же, как в других группах. 17% затрудняются ответить и 10% считают отношения хуже, чем в других группах.
  • 4. Взаимоотношения с педагогами характеризуются в среднем двумя баллами из возможных трех. 27% считают, что отношения с педагогами лучше, чем в других отрядах, 48% считают, что отношения с педагогами такие же, как и в других отрядах, 6% считают, что хуже и 17% затрудняются ответить на данный вопрос.
  • 5. В вопросе об отношении в группе к делу средний балл равен 1,8. 3% считают, что отношение к делу лучше, чем в других группах, 69% считают, что такое же, как и в большинстве коллективов, 6% считают, что хуже и 21% затрудняются ответить на данный вопрос. Данная ситуация связана с преобладающей ролью педагогов в организации дел и низкой активностью самих детей в организации дел и подготовке выступлений. Вожатые выступали главными инициаторами и генераторами идей, оставляя детям позицию участников.

Таким образом, из результатов первичной диагностики можно сказать, что к началу основного периода группа достигает среднего уровня индекса групповой сплоченности. Имеются сильные и слабые стороны его составляющих. Необходимо работать на повышение принадлежности к группе среди ее членов, повышение коммуникативных связей, улучшение взаимоотношений в отряде, поиск адекватных ситуации стиля и типа руководства, повышение активности и инициативы в отряде, формирование ответственного отношения к выполняемой деятельности, ощущения личной значимости в достижении общей цели.

Вторичная диагностика проводилась нами в восемнадцатый день смены. В тестировании принимал участие вся группа в количестве 27 человек. Сопоставление данных позволило увидеть и измерить рост количественных показателей групповой сплоченности.

Ощущение личной принадлежности к группе возросло в среднем на 1,2 балла и составило к заключительному периоду смены 4,2 балла из возможных пяти, что позволяет говорить большой значимости группы для каждого из ее членов. 63% чувствуют себя членами группы, частью коллектива. 11% членов группы участвуют в большинстве видов деятельности. 15% участвуют в одних видах деятельности и не участвуют в других. 7% не чувствуют себя членами группы, 7% живут и существуют отдельно от нее и 7% затрудняются ответить. Возрастание чувства принадлежности к группе с 17% до 63% за основной период смены говорит о включении большинства членов группы в совместную деятельность, заинтересованности в результате общего дела, значимости общей цели для большинства членов отряда.

Средний балл на вопрос о возможном переходе в другую группу без изменения прочих условий составил 4,8 балла из возможных пяти. 77% очень бы хотели остаться в своей группе и 23% скорее бы остались в своей группе, чем перешли в другую. Данные показатели позволяют говорить о благоприятном микроклимате внутри группы, комфортном состоянии каждого члена в данной группе.

Средний бал, характеризующий отношения между членами группы возрос с 1,8 до 2,6 баллов. 27% считают, что отношения в отряде такие же, как и в других группах. Если в начале основного периода 0% членов группы считали отношения между ними более благоприятными, чем в других группах, то к заключительному периоду эта цифра возрастает до 63%. Данные показатели свидетельствуют о качественных изменениях в отношениях между членами группы в благоприятную сторону, повышении коммуникативных связей между членами группы.

Показатели взаимоотношений с педагогами изменились в среднем с 2 до 2,5 баллов из возможных трех. 32% считают, что отношения с педагогами такие же, как и в других отрядах, 48% считают, что отношения с педагогами лучше, чем в других отрядах. Данные показатели позволяют говорить о там, что педагоги отряда смогли установить доверительные отношения с ребятами, использовали стили руководства, адекватные ситуации, пользовались авторитетом у подростков.

В вопросе об отношении в группе к делу средний балл возрос с 1,8 до 2,5 баллов из возможных трех. 32% считают, что отношение к делу такое же, как и в большинстве групп, 48% считают, что лучше, чем в других группах. Данные показатели свидетельствуют о том, что педагогам удалось перейти с позиции главных инициаторов и организаторов деятельности перейти в позицию помощников и консультантов, заинтересовать участников, направить их деятельность на достижение общей цели, включить большинство ребят в деятельность, сформировать инициативную группу организаторов и ответственных, тем самым, повысив активность членов отряда и ощущение личной значимости и ответственности за результат общего дела.

За основной период индекс групповой сплоченности возрос с 13 до 16,5 баллов. Таким образом, к заключительному периоду смены уровень групповой сплоченности группы достиг высокого уровня. У большинства членов группы повысился уровень принадлежности к группе среди ее членов, расширены коммуникативные связи, улучшены взаимоотношения в группе, повышена активность и инициатива, сформировано ответственное отношение к выполняемой деятельности, ощущение личной значимости в достижении общей цели.

Психологическая атмосфера в коллективе очень важная характеристика, отражающая психологический комфорт и удовлетворенность членов коллектива, нахождением в нем. От данной характеристики во многом зависит желание членов группы работать в команде, процесс и результат общей деятельности.

Для определения данной характеристики в своем исследовании мы использовали методику оценки психологической атмосферы в коллективе по А. Ф. Фидлеру (Приложение 13). Методика позволяет определить степень благоприятности психологической атмосферы в группе для каждого ее члена. Кроме того, она позволяет увидеть какие качества характерны для данной группы в большей или степени: дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка, увлеченность, занимательность, успешность или враждебность, несогласие, неудовлетворенность, непродуктивность, холодность, несогласованность, недоброжелательность, равнодушие, скука, безуспешность.

Диагностика проводилась нами в 15 день смены в конце ее основного периода, в ней принимал участие весь отряд в количестве 27 человек.

По результатам диагностики итоговый показатель равен 24 (Приложение 14, 15). На основании индивидуальных профилей мы создали средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в группе.

Для данной группы характерен широкий диапазон показателей индивидуальных профилей, который колеблется от 10 до 38 баллов. Здесь имеет значение субъективность оценки, а так же различный уровень заинтересованности, активности, общительности и других качеств каждого конкретного ребенка.

Наиболее характерными для данной группы являются такие характеристики, как успешность, занимательность и продуктивность. Средний балл данных параметров не превышает двух из восьми, что говорит о высоком развитии данных показателей в группе.

Увлеченность, удовлетворенность, сотрудничество и дружелюбие находятся в интервале от двух до трех баллов из возможных восьми. Данное расположение перечисленных характеристик свидетельствует о необходимости внимания педагогов отряда к тем детям, которые отмечают более высокие баллы по характеристикам увлеченности и удовлетворенности, а так же о необходимости проведения работы по повышению навыков коммуникации и работы в команде.

Особого внимания требуют такие характеристики группы, как взаимная поддержка, теплота и согласие, чьи показатели равняются трем баллам из восьми и находятся рядом с гранью перехода в отрицательные характеристики недоброжелательности, холодности и несогласия. Показательно то, что данная группа характеристик относятся к эмпатийным качествам личности. Их уровень проявления в группе зависит от личных качеств каждого из членов отряда, а так же от степени доверия, симпатии, близости в отношениях между членами отряда.

Таким образом, можно сказать, что в данной группе организован досуг, продуктивная успешная совместная деятельность. Ребята увлечены общей идеей, в большинстве своем удовлетворены своей позицией, атмосферой в коллективе, результатами совместной деятельности. Группе присущи такие характеристики, как дружелюбие и сотрудничество. Недостаточно проявляются взаимная поддержка, теплота и согласие.

В течение смены мы старались наблюдать, как изменяется коллектив, как меняются отношения между его членами. Для более конкретного определения ступеней роста, мы провели первичную и вторичную диагностики развития коллектива с помощью методики эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) (Приложение 16, 17).

Во время разговора подростки обсудили состояние дел в отряде. Были рассмотрены ряд вопросов, касающиеся организации деятельности, активности членов группы, отношений в отряде.

По ряду вопросов, касающихся организации, дисциплины участники дали довольно высокие оценки. Так было отмечена способность группы мобилизовать силы на решение задачи, довести дело до конца, продуктивность работы. Большое влияние на оценки подростков имело организованное в этот день общелагерное дело. Но на данный момент отмечается определяющая роль педагогов в этом процессе. Что касается активности членов группы, то здесь мнения разошлись, но в целом можно сказать, что не все члены группы активно участвуют в совместной деятельности, многих приходится уговаривать, просить. В отряде нет общего стремления, желания действовать. Многие подростки высказались по поводу общения замкнутыми микрогруппами. так же многое отмечают высокую конфликтность в отряде, несдержанность эмоций многих членов.

Сопоставление дел в отряде со ступенями развития коллектива показало, что большинство членов отряда считают, что коллектив находится на уровне «Мягкая глина». Пара человек высказалась в пользу уровня «Мерцающий маяк» и трое считают, что отряд все еще находится на ступени «Песчаная россыпь».

В результате были намечены возможности дальнейшего развития отряда, высказаны предложения по улучшению ситуации:

  • — выбранным органам ответственнее подходить в выполнению своих обязанностей
  • — членам группы быть организованнее и самостоятельнее
  • — делегировать полномочия
  • — самостоятельно организовывать отрядные дела
  • — организовать группы шефства над младшими отрядами
  • — в деятельности задействовать максимальное количество человек
  • — стараться сдерживать эмоции
  • — исключить возможность взаимных оскорблений, повышения тона
  • — в конфликтной ситуации стараться найти компромисс
  • — не обсуждать никого за спиной, все вопросы решать открыто.

Самым главным приобретением стало осознание существующих проблем, определение дальнейших перспектив и целей. Так было решено приложить максимум усилий для занятия лидерских позиций в смене, роста коллектива.

Вторичная диагностика проводилась нами в конце основного периода на 17 день смены. В диагностике принимал участие весь отряд в количестве 27 человек.

Мы обсудили, как изменился отряд за смену, какие задачи мы ставили перед собой, что получилось реализовать, а что требует дальнейшего решения.

Было отмечено, что удалось организовать шефство над младшими отрядами. Эффективно работают группы, которые выходят к малышам. Так же отряд высоко оценил работу тех подростков, которые делают добрые дела по лагерю. Участники отметили, что не удалось организовать работу по подготовке дел внутри отряда, и это прерогатива осталась за педагогами, но зато подростки отметили рост самостоятельности, ответственности в подготовке к общелагерным мероприятиям, соревнованиям. Они считают, что группа стала более организованной. Все стараются приложить максимум усилий в достижение общей цели. Признана большая роль командира и группы актива, на которых равняются, к которым прислушиваются. Участники заметили, что отношения в группе стабилизировались, нет больше неразрешенных конфликтов, обид, а если возникают какие-то разногласия, то они быстро разрешаются. Подростки отмечают, что во многих ситуациях выручают друг друга, оказывают помощь, поддерживают в трудной ситуации. В группе удалось преодолеть разделение по микрогруппам. Участникам нравится проводить время в группе, они гордятся своими достижениями.

Определение ступени развития коллектива на данном этапе показало, что 82% членов группы считают, что коллектив находится на уровне «Алый парус» и 18% участников высказались в пользу того, что группа находиться на уровне «Горящий факел» (Приложение 17).

Из этого можно сказать, что используемые средства оптимизации межличностных отношений младших подростком во временном детском объединении эффективны и использование их целесообразно в повседневной практике педагогами, работающими с временными коллективами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой