Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса: понятие, сущность
Ь организация и регулирование методической работы преподавателей, классных руководителей, предметных (цикловых) комиссий, кафедр, лаборантов, мастеров и прочих сотрудников и подразделений ссуза, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта; Комплексное методическое обеспечение специальности складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический… Читать ещё >
Комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО) образовательного процесса: понятие, сущность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Комплексное методическое обеспечение специальности складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический комплекс) тем, КМО всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета (мастерской) и внеучебной деятельности студента.
В самом обобщенном виде сущность образовательного процесса можно представить в виде схемы (см. Приложение № 1).
Детальное описание каждого элемента, представленного в ней, т. е. описание необходимых действий обучающего, обучаемых и администрации по достижению поставленных целей — это и есть учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Термин КУМО (комплексное учебно-методическое обеспечение) используется в двух смыслах: процесса и результата. КУМО как процесс — это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. КУМО как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом — УМК) — это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле КУМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.
При оценке качества УМК нужно рассматривать два аспекта. Первый — это степень адекватности отображения области профессиональной деятельности и специальности в УМК специальности или предметной области — в УМК дисциплины. Второй — успешность решения поставленных задач обучения. По второму аспекту можно выделить несколько формальных признаков, определяющих эффективность применения методических материалов: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическую направленность, диагностируемость и др. Качество УМК и эффективность их применения зависят от ряда факторов:
ь уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом;
ь уровня обученности и обучаемости студентов;
ь организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса.
Цель УМК — обеспечение высокого качества подготовки специалистов.
Задачами УМК, его элементов (или составляющих) являются:
ь создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;
ь оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;
ь активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности студентов через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;
ь обеспечение единства требований к студентам;
ь организация и регулирование методической работы преподавателей, классных руководителей, предметных (цикловых) комиссий, кафедр, лаборантов, мастеров и прочих сотрудников и подразделений ссуза, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;
ь обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий и учебной и внеаудиторной деятельности;
ь оказание методической помощи:
- · студентам в учебной, учебно-исследовательской, научной и прочих видах деятельности;
- · преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы.
ь Обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса. 21].