Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вариативные модели подготовки магистра для сферы дополнительного образования детей в системе высшего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях повышения самостоятельности каждого участника образовательного процесса важное место в практике подготовки методиста занимают умения проводить анализ и самоанализ, инициировать исследование и эксперимент. Следовательно, возникает необходимость введения такой пары дисциплин, как «Информационно-аналитическая деятельность методиста» и «Исследовательская и экспериментальная деятельность… Читать ещё >

Вариативные модели подготовки магистра для сферы дополнительного образования детей в системе высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В рамках программ магистратуры по направлению «Педагогическое образование» можно готовить профессионала высокого уровня в следующих вариантах.

Первый вариант — подготовка специалиста повышенного уровня к научно-методической деятельности в сфере дополнительного образования детей.

Второй вариант — подготовка специалиста повышенного уровня к управленческой деятельности в сфере дополнительного образования детей.

Третий вариант — подготовка специалиста повышенного уровня к педагогической деятельности по социальнопсихологическому сопровождению детей разного возраста и особенностей развития (одаренных детей или детей с ограниченными возможностями) в сфере дополнительного образования.

На современном этапе развития и модернизации высшего профессионального образования выявлено 5 вузов (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Пермь, Алтайский край), представивших на официальных сайтах и эффективно реализующих магистерские программы, направленные на подготовку магистрантов в сфере дополнительного образования. Вузы имеют возможность осуществления программ в разных профилях подготовки («Социализация ребенка в дошкольном и дополнительном образовании» и «Управление дошкольным и дополнительным образованием»), с вариативными названиями («Воспитательная деятельность», «Дополнительное образование», «Педагог дополнительного образования», «Дополнительное образование и менеджмент арт-проектов», «Технология профессионального обучения в области дополнительного образования детей и взрослых»).

Анализ названий дает представление о том, что дополнительное образование в отдельных вузах изучается комплексно, а в некоторых представлено как помощь в реализации отдельных функции: социализации, воспитания как компонента интеграции, сетевого взаимодействия. Обращается внимание на такие актуальные области, как менеджмент и управление.

Анализ целей ООП ВО подготовки магистров позволил сгруппировать их следующим образом:

  • 1. Цели, направленные на получение художественного педагогического образования.
  • 2. Цели, направленные на сопровождение воспитания, социализации ребенка в дошкольном образовании, изучение дошкольной и семейной педагогики.
  • 3. Цели, направленные на решение образовательных, методических, исследовательских, управленческих задач профессиональной деятельности в области дополнительного образования.

Первые две группы целей ограничены сферой дошкольной педагогики, воспитания, социализации и показывают недооценку, ограничение потенциала дополнительного образования, третья группа носит обобщенный характер.

Основная задача российского образования состоит в достижении нового качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Эти требования заключаются в освоении магистрантом ключевых компетенций, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества. Анализ материалов образовательных программ магистров показал, что вопросы изучения эффективности реализации образовательных программ в сфере дополнительного образования рассматриваются в аспекте общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных стандартом ВО. Одни вузы ограничиваются этим набором, другие дополняют этот ряд 5 специальными компетенциями, что является целесообразным. Тем не менее нет единообразия в выделении специальных компетенций.

Представляет интерес следующий ряд компетенций, отвечающих заказу на профессионала в сфере дополнительного образования:

  • — готовность использовать знания о специфике художественно-творческой деятельности и способность к применению художественного творчества в организации внеурочной деятельности учащихся;
  • — способность создавать развивающую среду, проектировать и организовать игровую, продуктивную, предметную, творческую деятельность детей;
  • — способность диагностировать одаренность детей, создавать условия для развития лидерских качеств;
  • — готовность к осуществлению социальнопедагогического сопровождения обучения и воспитания различных категорий детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, девиантных детей);
  • — готовность создавать здоровьесберегающую образовательную среду.

Этот набор компетенций в основном соответствует проекту профессионального стандарта педагогов сферы дополнительного образования, их трудовым функциям, хотя и не в полном объеме.

Анализ содержания магистерских программ ВО, содержания преподаваемых дисциплин позволил выявить сформировавшиеся направления подготовки в сфере дополнительного образования:

  • — методическая деятельность в системе дополнительного образования («Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей», «Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей», «Методическое сопровождение профессионального развития педагогов», «Методическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании детей»);
  • — базовые основы дополнительного образования («Теория и практика дополнительного образования», «Система дополнительного образования детей и взрослых», «Нормативная база дополнительного образования детей», «История внешкольной работы и дополнительного образования», «Неформальное образование за рубежом»);
  • — методика дополнительного образования («Программнометодическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей», «Проектирование программ дополнительного образования», «Современные образовательные технологии в деятельности педагога дополнительного образования детей», «Воспитательная система в учреждении дополнительного образования детей», «Воспитание в системе дополнительного образования детей», «Социально-педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей», «Культурно-досуговая деятельность в дополнительном образовании детей», «Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростка в дополнительном образовании детей», «Теории и технологии художественно-эстетического образования», «Теории и методы декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании», «Народное творчество в системе дополнительного образования», «Практикум по декоративно-прикладному творчест-

ву»);

  • — работа с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями («Основы одаренности», «Диагностика одаренности» и др.);
  • — инновационная, исследовательская и проектная деятельность в системе дополнительного образования («Инновации и опытно-поисковая деятельность в дополнительном образовании детей», «Проектирование в дополнительном образовании детей», «Научно-исследовательская деятельность педагога в сфере дополнительного образования детей», «Сопровождение научноисследовательской деятельности в сфере дополнительного образования детей», «Акмеология научно-исследовательской деятельности»);

~ условия организации дополнительного образования («Образовательное пространство и развивающая среда учреждения дополнительного образования детей», «Детские общественные объединения в дополнительном образовании детей», «Организационная культура в учреждении дополнительного образования детей»);

  • — интеграция и сетевое взаимодействие («Дополнительное образование в школе», «Социальное партнерство в дополнительном образовании»);
  • — управление и качество дополнительного образования («Проблемы управления в дополнительном образовании», «Мониторинг в дополнительном образовании детей», «Мониторинг качества в системе дополнительного образования», «Методы контроля и качества в системе дополнительного образования», «Экспертиза дополнительного образования»).

Исходя из этих направлений видно, что в магистерских программах:

  • — более полно и обоснованно представлены базовые основы дополнительного образования;
  • — методическая деятельность представлена на уровне учреждения и педагога;
  • — магистрант готовится в основном к таким видам деятельности в дополнительном образовании, как творческая, социально-педагогическая, культурно-досуговая, научноисследовательская и проектная, с разными категориями детей;
  • — акцент в содержании подготовки магистра делается на методике дополнительного образования, методике организации творческой деятельности.

При всех наблюдающихся положительных моментах в отечественном опыте следует отметить и наиболее существенный недостаток программ: приоритет отдается только художественноэстетической направленности дополнительного образования, несмотря на то, что дополнительное образование имеет большее количество направленностей (эколого-биологическая, научнотехническая, спортивно-техническая, туристско-краеведческая и др.).

В содержании программ особое место занимает практика магистрантов. Анализ программ пракгик показал, что на сегодняшний день к организации практик применяются единые подходы. Исходя из этого, выделяют следующие виды практик: педагогическую, научно-педагогическую, научно;

исследовательскую.

Проблемным полем основных образовательных программ является описание системы отслеживания результатов. Ни в одной программе она не представлена. Намечаются только формы проверки компетенций магистранта: государственная (итоговая) аттестация, отчеты по практике и защита выпускной магистерской диссертации.

Таким образом, анализ программ ВО, направленных на формирование компетенций магистра в области дополнительного образования, показал, что наблюдаются положительные тенденции развития и модернизации этой сферы образования, оформление научно-теоретической базы, ее содержательного компонента. Вместе с тем существуют проблемы, которые необходимо решать:

  • — определение целей не должно быть формальным;
  • — компетенции должны соответствовать профессиональному стандарту педагога сферы дополнительного образования детей;
  • — содержание программ высшего профессионального образования должно учитывать многоаспектные возможности и вариативность дополнительного образования, в том числе и перспективы индивидуализации;
  • — необходимо увеличение разнообразия форм деятельности;
  • — важным является создание систем отслеживания результатов реализации ООП ВПО.

Качественно разработанные и реализованные профессиональные программы будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности выпускаемых вузом педагогических кадров в области дополнительного образования. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки «Педагогическое образование» (магистратура) возможно разработать модель подготовки магистра по профилю «Методика дополнительного образования».

В соответствии с ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование»[1], магистр готовится к деятельности в следующих областях профессиональной деятельности: образование, социальная сфера, культура. Объектами профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры: педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская.

Выпускник программ магистратуры в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:

  • — изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития;
  • — организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
  • — организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
  • — осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

научно-исследовательская деятельность:

  • — анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
  • — проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;

проектная деятельность:

  • — проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  • — проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
  • — проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
  • — проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

методическая деятельность:

  • — изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
  • — исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов;

управленческая деятельность:

  • — изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макрои микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
  • — исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
  • — использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;

культурно-просветительская деятельность:

  • — изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;
  • — повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
  • — проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.

Таким образом, в рамках данного ФГОС ВО возможно выстроить модель подготовки магистра к методической деятельности в сфере дополнительного образования. Одной из обобщенных трудовых функций педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых является функция организационно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ. В образовательной организации ее выполняет методист, который должен обладать достаточно высоким уровнем профессионального мастерства, приобретаемым в процессе овладения магистерской программой или в результате саморазвития и приобретения опыта профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования.

Вместе с тем, требуется доработка ряда специальных компетенций на основе:

  • — согласования с компетенциями уровня бакалавра;
  • — сопоставления с общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК) магистра;
  • — согласования с Проектом Профессионального стандарта «Преподаватель» (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых) (2013 г.) в должности «методист».

Деятельность методиста в Проекте Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей рассматривается в виде 3 категорий трудовых функций: организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляемой образовательную функцию.[2]

Первая категория показывает, что принципиально новой функцией методиста становится работа с социальным заказом на дополнительное образование, требующая исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

Основополагающим понятием второй категории является «сопровождение», оно актуально, так как в современных условиях в процессе сопровождения педагога методисту необходимо оказывать педагогу поддержку для перехода от низкого к более высокому уровню преодоления своих профессиональных трудностей, поиску скрытых ресурсов личности, опираться на его возможности и создавать на этой основе условия для развития. Сопровождение связывается прежде всего с разработкой программно-методического обеспечения.

Кроме того, необходимы организаторские и управленческие функции, направленные на достижение качества образовательного процесса.

В зависимости от трудовых функций стандартом определены 11 трудовых действий методиста:

  • 1. Организовывать разработку и разрабатывать программы и инструментарий изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
  • 2. Организовывать и проводить изучение рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
  • 3. Анализировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых и формировать предложения по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  • 4. Проводить групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов.
  • 5. Оценивать качество разработанных материалов, давать рекомендации по их совершенствованию.
  • 6. Организовывать под руководством заместителя руководителя образовательной организации методическую работу, в том числе деятельность методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур.
  • 7. Организовывать под руководством заместителя руководителя образовательной организации повышение квалификации и переподготовку педагогических работников.
  • 8. Организовывать экспертизу (рецензирование) и подготовку к утверждению программно-методической документации.
  • 9. Посещать и анализировать занятия и досуговые мероприятия, проводимые педагогами дополнительного образования.
  • 10. Оценивать качество реализации дополнительных общеобразовательных программ.
  • 11. Разрабатывать рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса.

В трудовых действиях прослеживается логическая цепочка взаимосвязи элементов деятельности: разработка программы, инструментария — ее реализация — анализ и представление результатов. Исходя из этого видно, что появляется необходимость развития способности к проведению таких операций, как анализ, обобщение, рефлексия.

Появляется деятельность, нацеленная на сопровождение одаренных детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализацию обучения. Понятно, что образование должно стать инклюзивным, ориентированным на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Профессиональная ориентировка на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку педагога на занятии, при проведении досуговых мероприятий, разработке программ, оценке качества, экспертизе работы и ее совершенствовании. Без изучения области подготовки и переподготовки кадров, организации методической работы трудно ожидать качественных показателей профессионального развития.

Трудовые действия, рассматриваемые профессиональным стандартом, могут стать основой для специальных компетенций подготовки магистра дополнительного образования. Трудовые действия подкрепляются набором необходимых умений и знаний, без которых невозможно проявление компетенций.

Анализ этих составляющих профессионального стандарта позволил сделать вывод о том, что консультативная деятельность — форма сопровождения, которой необходимо владеть в совершенстве. Знания и умения в области групповых и индивидуальных консультаций по разным педагогическим проблемам (по проведению первичной обработки результатов изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога (ов), методической работы) должны стать необходимым профессиональным инструментом.

Новообразования, проявляющиеся в знаниях и умениях методиста — это знания и умения в области маркетинговых исследований, разработки концепций, моделей, образовательных технологий. Деятельность профессионала должна сопровождаться хорошим знанием нормативно-правовой базы в области дополнительного образования.

Вышеотмеченные знания и умения возможно использовать для определения сущностной характеристики выявленных специальных компетенций магистров дополнительного образования:

  • — готовность к изучению и анализу рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-1);
  • — способность к руководству и разработке программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-2);
  • — готовность к методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей и взрослых (СК-3);
  • — способность к контролю и оценке качества разработанных методических материалов, программно-плановой документации (СК-4);
  • — готовность к организации методической работы в форме методических объединений, кафедр и других аналогичных структур (СК-5);
  • — готовность к организации и проведению мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников сферы дополнительного образования (СК-6);
  • — способность анализировать занятия и досуговые мероприятия в дополнительном образовании детей и взрослых (СК- 7).

Блок 1 включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

К базовой части относят такие дисциплины, как: «Современные проблемы педагогики и психологии высшей школы», «Методологические подходы и принципы современного образования», «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Деловой иностранный язык». Они являются фундаментом, инструментом и средством для научного познания в области общей педагогики, исследовательской работы магистров, позволяют овладеть глубокими знаниями сложившегося состояния теории и практики, методологией научного исследования. Без этой базы невозможно прогнозировать развитие образовательной политики и науки об образовании, а так же воспитании человека. Овладение этими дисциплинами — первый шаг к грамотному написанию выпускной магистерской работы.

Дисциплины вариативной части направлены на область дополнительного образования и приоритетный вид профессиональной деятельности — методической, исходя из потребностей рынка труда в квалифицированных методистах, педагогах, управленцах, обладающих методическими компетенциями.

Профессия «методист» сегодня относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального) труда. По результатам социологических исследований, проводимых за последнее десятилетие, большинство опрошенных считает, что эту профессию нельзя назвать редкой. В нашей стране она достаточно распространена. Но тем не менее уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей этой профессии. Наибольший спрос на подготовку и повышение квалификации методистов наблюдается в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых. Современным педагогам и управленцам также необходима методическая компетентность. Она позволяет оперировать знаниями о новых достижениях в педагогике и психологии; использовать инновационные открытия в педагогической работе; распространять педагогический опыт и оказывать научно-методическую поддержку педагогам, которые вовлечены в экспериментальную инновационную деятельность.

Вариативная часть представлена обязательными дисциплинами и дисциплинами по выбору.

Обязательные дисциплины вариативной части учебного плана программы «Методика дополнительного образования» представлены тремя направлениями*

Первое направление отражает специфику сферы дополнительного образования и включает такие дисциплины, как «Современные проблемы дополнительного образования», «Теория и практика дополнительного образования детей» «Теория и практика дополнительного образования взрослых», «Мониторинг развития системы дополнительного образования». Эти дисциплины раскрывают сферу дополнительного образования как развивающееся явление, расширяют спектр его особенностей и возможностей, ориентируют на применение современных трансформирующихся технологий, с информационным наполнением и техническим сопровождением.

Исходя из того, что программа «Методика дополнительного образования» по направлению подготовки магистра является логическим продолжением программ подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиля «Дополнительное образование», вышеперечисленные дисциплины позволяют реализовать принципы непрерывности и связи уровней высшего образования. Они мотивируют студентов на продолжение образования и приобретение ими новых компетенций специалиста дополнительного образования. Соблюдается единая линия профессионального образования. Дополнительное образование рассматривается с позиции разных возрастных категорий и их особенностей — как дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых, что помогает осознать не только личностную ценность каждого человека, но и ценность непрерывности образования в течение жизни.

Второе направление отражает теорию и практику управленческой деятельности: «Управление в системе дополнительного образования», «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности», «Управление качеством дополнительного образования». Управленческие компетенции значимы не только для руководителей образовательной организации дополнительного образования, но и для педагогических работников любого уровня. Педагогэто управленец, руководитель детского коллектива. Методист — это управленец, руководитель и наставник педагогического коллектива и т. д. Следовательно, любой педагогический работник должен быть компетентен в решении управленческих проблем, решать такие задачи, как определение эффективности работы, анализ результативности, планирование; понимать теорию и практику маркетинга, организации, технологий, инноваций, информации, социального развития.

Третье направление способствует формированию понимания особенностей и навыков методической деятельности. Оно включает следующие дисциплины: «Основы методической работы», «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности». Эти дисциплины не предполагают лекционных занятий. Курс «Основы методической работы» изучается посредством семинарских занятий, с привлечением специалистов в области дополнительного образования, занимающихся теорией и практикой методической работы. Курс «Практикум по решению профессиональных задач методической деятельности» — это практическое усвоение положений и технологий методической деятельности.

В целях расширения профессионального пространства и обеспечения принципа индивидуализации образования, кроме обязательных дисциплин, в план включены дисциплины по выбору. Это 8 равнозначных пар.

Дисциплины «Психология дополнительного образования детей» и «Психология дополнительного образования взрослых» во многом обусловлены требованиями, которые предъявляет к педагогике научно-технический прогресс. Они включены в учебный план в целях расширения возможностей педагогики дополнительного образования за счет использования теории и практики психологии. От умения решать психологические задачи зависит успешность преодоления педагогических проблем. Психологические знания, умения, навыки необходимы, чтобы воспитывать и развивать личность ребенка, сопровождать воспитание и развитие взрослого. Психологическая наука дает глубокие знания общих закономерностей развития человека, психологических закономерностей развития способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных особенностей, что необходимо сфере дополнительного образования. Знакомство с арсеналом апробированных психологических методик позволяет более объективно проводить исследования и эксперименты в образовательных организациях дополнительного образования, постоянно работающих в области творчества, с творческими проявлениями.

Дисциплины «Психология дополнительного образования детей» и «Психология дополнительного образования взрослых» помогают студентам приобрести достаточно высокую психолого-педагогическую компетентность, опираясь на возрастную дифференциацию.

Дисциплины «Игротехнические методы в дополнительном образовании» и «Информационные технологии в дополнительном образовании» расширяют технологический блок методики дополнительного образования. Дисциплина «Игротехнические методы» включает магистранта в мыслетехнические, психотехнические, группотехнические, рефлексотехнические, коммуникативные и другие процедуры, позволяет получить средства для развития личностного потенциала человека и подготовить его к исполнению разнообразных педагогических ролей и позиций. Дисциплина «Информационные технологии в дополнительном образовании» — результат влияния информатизации общества, отклик на потребность сферы дополнительного образования в развитии образовательных информационных ресурсов. Работа в рамках данного курса позволяет сформировать у студентов мотивацию, привычку, умение взаимодействовать в открытом информационном пространстве.

Дисциплины «Профессиональная компетентность методиста» и «Профессиональная компетентность управленца» дают представление о методической и управленческой деятельности как формах управления системой образования на разных уровнях. Раскрывают современные значимые качества методиста и управленца, новые функции, позиции и роли, помогающие педагогу определить свое предназначение, успешно решать задачи развития дополнительного образования детей. Развитие профессиональной компетентности методистов и управленцев напрямую связано с изменением технологий, форм и методов работы с педагогами и общеобразовательными учреждениями.

Дисциплины «Методическая деятельность педагога», «Дидактическая культура педагога дополнительного образования» позволяют взглянуть на ключевую фигуру образовательного процессапедагогачерез призму его методической работы, его методического мастерства. Чтобы компетентно выполнять методическую деятельность, необходимо владеть определенными знаниями и умениями. Среди профессиональных знаний, обусловливающих методическую компетентность, особую значимость имеют предметные, психолого-педагогические и научно-методические знания. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления представляет сложный мыслительный процесс. Дидактическая же культура — это мастерство, искусство, обусловленное индивидуальностью педагога, умением формировать и развивать знания, заинтересовать обучающихся наукой. Дидактическая культура является важнейшим элементом педагогической культуры и формируется на базе как педагогической, так и общей культуры, а также на базе овладения системой знаний.

Дисциплины «Педагогический мониторинг в дополнительном образовании» и «Управленческий мониторинг в дополнительном образовании» включены в учебный план, потому, что в государственной политике России сегодня оценке результатов образования придается особое значение. Оценка качества дополнительного образования на разных уровнях также весьма актуальная задача. Профессионалы, у которых есть такие системы оценки, достигают больших успехов в образовании, быстро улучшают свои показатели в этой области. Информация, полученная при оценке качества образования, используется для принятия стратегических решений и обратной связи.

В условиях повышения самостоятельности каждого участника образовательного процесса важное место в практике подготовки методиста занимают умения проводить анализ и самоанализ, инициировать исследование и эксперимент. Следовательно, возникает необходимость введения такой пары дисциплин, как «Информационно-аналитическая деятельность методиста» и «Исследовательская и экспериментальная деятельность методиста». Аналитическая, исследовательская и экспериментальная деятельность направлена на изучение состояния дел в образовательной организации дополнительного образования, нахождение эффективных способов, средств достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние. Знакомство с данными дисциплинами создает предпосылки для того, чтобы магистранты, став педагогами, управленцами или методистами, имели возможность внедрять в свою практическую деятельность ценные, с их точки зрения, актуальные результаты исследований. Изучение этих дисциплин — этап уточнения темы выпускной магистерской работы.

Дисциплины «Инновационная деятельность в дополнительном образовании», «Проектная деятельность в дополнительном образовании». Инновации — существенный элемент развития образования. Они приводят к глобальным изменениям. Инновационную деятельность можно рассматривать как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих добиваться качественно новых результатов и становиться более привлекательными и необходимыми для детей, родителей, общества. Инновационная деятельность является одним из критериев успешности каждого учреждения дополнительного образования детей. Она является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности дополнительного образования. Инновации тесно связаны с педагогическим проектированием, разработкой инновационного проекта различного уровня сложности. Успех в профессиональной деятельности человека во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Проектная деятельность является универсальной, так как изменяет мышление участников создания и реализации проекта, выводя его на стратегический уровень; определяет новый, современный облик любого образовательного учреждения; обуславливает развитие многих способностей и личностное продвижение проектировщика, изменяет конкурентоспособность его на рынке труда. Направленность на инновационную и проектную деятельность является одним из критериев компетентности магистранта.

Предметом особого внимания являются культурнопросветительская и социально-педагогическая деятельности, а соответственно, и следующая пара дисциплин: «Технологии культурно-просветительской деятельности», «Технологии социально-педагогической деятельности». Технологии в педагогической деятельности существенным образом могут изменять содержание образования и обуславливать динамику развития обучающегося. По своей природе педагогические технологии являются проекцией теории на деятельность педагога и обучающихся. В едином образовательном пространстве и социокультурной среде педагоги дополнительного образования и другие специалисты могут и должны взаимодействовать с ребенком. Одной из перспективных в этом плане выступает идея сопровождения обучающегося в процессе его образования. Технологии играют роль инструментария. Владение технологиями культурнопросветительской деятельности позволяет разрабатывать и реализовать программы для различных социальных групп, популяризации профессиональной области знаний общества.

Владение технологиями социально-педагогической деятельности помогает осуществлять социальное развитие детей. Социальное развитие детей — это сложный процесс освоения и присвоения человеческого опыта и норм взаимоотношений при формировании соответствующей внутренней позиции растущего человека. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Вариативные дисциплины позволяют выстраивать индивидуальную траекторию магистранта, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут.

Системообразующими дисциплинами учебного плана являются такие дисциплины, как «Теория и практика дополнительного образования», «Управление качеством дополнительного образования», «Основы методической работы». На них отведено самое большое количество аудиторных часов и часов для самостоятельной работы студентов. Планом предусматриваются чисто практические курсы: «Деловой иностранный язык», «Практикум по решению задач управленческой деятельности», «Основы методической работы», «Практикум по решению задач методической деятельности», — где отрабатываются способы и технологии решения управленческих и методических задач.

Таким образом, предлагаемый учебный планодин из возможных вариантов профессиональной подготовки магистра в области дополнительного образования.

При организации процесса формирования специальных компетенций магистра необходимо применять активные формы в соответствии с требуемыми трудовыми действиями (табл. 6).

Таблица 6.

Реализация требований к формам подготовки _магистранта (методиста)_.

Трудовые действия.

Активные формы обучения.

Организовать разработку и разрабатывать программы и инструментарий изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

Лекция — «пресс-конференция». Программирование и планирование изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

Организовать и проводить изучение рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

Презентация с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением.

Анализировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых и формировать предложения по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Ролевая игра «Эксперты»,.

«Мозговой штурм», «Мозговая атака».

Проводить групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и др. методических материалов.

Лекция с разбором конкретных ситуаций — на обсуждение преподаватель выносит не задачу, а конкретную проблемную ситуацию. Проба в разных ролях — консультанта, консультируемого.

Моделирование ситуаций.

Оценивать качество разработанных материалов, давать рекомендации по их совершенствованию.

Аналитическая деятельность. Выполнение творческих заданий.

Организовать под руководством заместителя руководителя образовательной организации методическую работу, в том числе деятельность методических объединений (кафедр) или.

Лекция-дискуссия.

Трудовые действия.

А|стивные формы обучения.

иных аналогичных структур

Организовать под руководством заместителя руководителя образовательной организации повышение квалификации и переподготовку педагогических работников.

Деловая игра.

Моделирование образовательного процесса: создание моделей программ, занятий, технологий деятельности.

Организовать экспертизу (рецензирование) и подготовку к утверждению программно-методической документации.

Деловая игра «Эксперт».

Посещать и анализировать занятия и досуговые мероприятия, проводимые педагогами дополнительного образования.

Практикум по анализу занятий. Использование видеофильмов, фрагментов из них, а также видеороликов и видеосюжетов.

Оценивать качество реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Кейс-stade.

Разрабатывать рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса.

Проект как итоговая форма организации самостоятельной работы.

В Блок 2 «Практики, в том числе научноисследовательская работа (НИР)» входят производственная практика и научно-исследовательская работа. Этот блок в полном объеме относится к вариативной части программы. В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной магистерской программы предусматриваются следующие виды практик:

  • — научно-педагогическая (II семестр);
  • — научно-исследовательская (III семестр).

В процессе прохождения практик закрепляются знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатываются практические навыки, происходит комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Научно-педагогическая практика студентов магистратуры предусматривает практическое применение знаний, приобретенных в процессе изучения разделов и дисциплин магистратуры, в ходе которых студенты получили знания о теоретических и методологических основах педагогического исследования, современных проблемах науки, по теории и методике преподавания в высшей школе, методике организации исследований.

Научно-исследовательская практика является обобщающей, позволяющей студентам применить имеющиеся знания и приобрести навыки самостоятельной работы; развить умения по проектированию, организации и анализу собственной деятельности; спланировать и провести научное исследование. Практика предусматривает создание условий для проявления студентами творчества и самостоятельности в работе, сбор материалов для квалификационной магистерской диссертации.

Магистранты выполняют исследования в области дополнительного образования детей и взрослых и работают над магистерской диссертацией под руководством ведущих профессоров и доцентов кафедры.

В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, подготовка и сдача государственного экзамена.

Выпускник магистерской программы «Методика дополнительного образования» направления подготовки «Педагогическое образование» может быть трудоустроен на должность методиста муниципальной методический службы, института или центра повышения квалификации работников образования, в учреждения системы образования (учреждение дополнительного образования детей, общеобразовательную школу, дошкольное образовательное учреждение, учреждение среднего профессионального образования), учреждения системы культуры (школы искусств, дома культуры, музыкальные или художественные школы и студии), учреждения спорта (спортивные школы), учреждения государственно-частного сектора и др.

  • [1] ФГОС ВПО уровень высшего образования — магистерская программа, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (2014 г.).
  • [2] Проект Профессионального стандарта «Преподаватель» (педагогическаядеятельность в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании детей и взрослых) (2013 г.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой