Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее близки нашему исследованию труды JI.A. Баренбойма, Е. В Давыдова, В. В. Мотова, Г. Г. Нейгауза, Б. М. Теплова, Г. И. Шахова и других ученых, в которых освещаются проблемы формирования музыкальнотворческих способностей различных категорий учащихся, и труды, в которых исследуются методические основы обучения импровизации (И. Бриль, С. Мальцев, А. и О. Медведевы, А. А. Никитин, Е… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
    • 1. 1. Сущность концертмейстерского мастерства и проблема его формирования в теории и практике профессионального образования
    • 1. 2. Психофизиологические и психологические компоненты музыкально-творческой деятельности концертмейстера
    • 1. 3. Музыкально-инструментальное обучение как средство формирования концертмейстерского мастерства будущего учителя музыки
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Модель формирования концертмейстерского мастерства 4. учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия формирования концертмейстерского мастерства будущего учителя музыки
    • 2. 3. Организация и программа опытно-экспериментальной работы
    • 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию концертмейстерского мастерства будущего учителя музыки
      • 2. 4. 1. Констатирующий этап
      • 2. 4. 2. Формирующий этап
      • 2. 4. 3. Контрольный этап
  • Выводы

Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная образовательная практика требует от учителя музыки новых профессиональных качеств. Соответственно усложняется структура подготовки учителей музыки. Помимо владения обширным спектром знаний и умений, а также навыков в области инструментального музицирования, хорового дирижирования и вокала, выражающихся в профессиональном исполнении выученного репертуара, учитель музыки должен уметь свободно ориентироваться в любом музыкальном материале, исполняемом или частично создаваемом им самим. Под свободной ориентацией подразумеваются способность логического осмысления структуры исполняемой музыки и умение восполнить недостающий или забытый нотный текст, а также способность создания собственного музыкального материала. Необходимость этого обусловлена процессами, характерными для сегодняшнего состояния массовой музыкальной культуры. Стало очевидным, что общество нуждается не только в концертном исполнителе, но, возможно в большей степени, в профессиональном учителе музыки — инициаторе действий, человеке, способном, в свою очередь, воспитать посредством музыки «человека культуры" — нужен учитель музыки, профессионализм которого имеет личностное основание, интегрирующее культуру знаний, чувств, творческого действия, владеющий многими профессиональными навыками и умениями (35).

Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в профессиональной подготовке учителя музыки, владеющего концертмейстерскими навыками. Современные музыкальные учебные заведения всех уровней, начиная с музыкальных училищ и заканчивая консерваториями, уделяют недостаточно внимания формированию концертмейстерского мастерства, хотя учебными планами предусмотрены специальные дисциплины, призванные формировать эти навыки. Выпускники, окончившие музыкальные учебные заведения и исполнявшие сложные музыкальные произведения по специальному инструменту, в своем подавляющем большинстве, на практике остаются неспособными к самостоятельной творческой работе. Они слабо владеют такими важными формами музицирования, как чтение с листа, подбор и игра по слуху, транспонирование и остаются зависимыми от игры по нотам даже простого музыкального материала и как результат, полная творческая несостоятельность. Эти навыки остаются востребованными и на практике, потому что концертмейстеру зачастую приходится играть на слух, самостоятельно обеспечивая сопровождение на различных празднично-массовых мероприятиях солисту, хору, хореографическим коллективам.

Современная музыкальная педагогика располагает колоссальной научной и теоретической базой, представленной научными трудами Б. В. Асафьева, JI. А. Баренбойма, И. П. Гейнрихса, А. Б. Гольденвейзера, Е. В. Давыдова, Т. О. Калужской, Г. Г. Нейгауза, И. В. Способина, А. П. Щаповаучебно-методической литературой, прогрессивными школами, практическими курсами, методическими разработками Ю. А. Акимова, А. Д. Алексеева, П. П. Гвоздева, П. Г. Говорушко, В. В. Завьялова, С. А. Ляховицкой, О. В. Ра-фалович, которые в совокупности решают различные проблемы, связанные с воспитанием и обучением музыканта. Среди таких проблем наиболее изученными являются формирование творческой личности музыканта и развитие его музыкальных способностейформирование технического аппарата и развитие различных исполнительских приемов и многих других необходимых исполнительских качеств и навыков.

Однако, проблема формирования концертмейстерского мастерства в совокупности практических и теоретических разработок не находит должного места в музыкально-теоретической педагогике, а современная технология обучения концертмейстерскому мастерству^ не достаточно разработана и не внедрена в образовательный процесс профессиональной системы музыкального обучения.

Наиболее близки нашему исследованию труды JI.A. Баренбойма, Е. В Давыдова, В. В. Мотова, Г. Г. Нейгауза, Б. М. Теплова, Г. И. Шахова и других ученых, в которых освещаются проблемы формирования музыкальнотворческих способностей различных категорий учащихся, и труды, в которых исследуются методические основы обучения импровизации (И. Бриль, С. Мальцев, А. и О. Медведевы, А. А. Никитин, Е. Овчинников, И. Розанов, Н. Л. Сродных, Ю. В. Шмалько, О. Н. Хромушин, и др.). В то же время практических разработок и учебных пособий, посвященных формированию концертмейстерского мастерства как профессионально значимого компонента деятельности учителя музыки, а также научно-теоретических работ по исследованию педагогических возможностей образовательного процесса вуза в формировании данного мастерства не достаточно. Следует констатировать тот факт, что в музыкальной педагогике эта проблема еще слабо разработана.

Специальное исследование по проблеме формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в условиях педагогического вуза проводилось Е. И. Кубанцевой. В нем исследуются в большей степени теоретические аспекты по данной проблеме, а сама технология формирования концертмейстерских навыков остается слабоизученной областью, что и вызывает затруднения в процессе подготовки* специалистов концертмейстерской квалификации.

Таким образом, сложилось противоречие между потребностью современной школы в учителях музыки, способных свободйг) музицировать (т.е. не зависеть от нотного текста), с одной стороны, и существующей практикой профессиональной подготовки учителей музыки, способных по окончании вуза исполнять только выученный текст, с другой. Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки и влияния последнего на Профессиональное становление его творческой личности определили выбор темы исследования.

Изложенное выше обуславливает проблему исследования, которая состоит в отборе содержания и технологий подготовки учителей музыки, владеющих концертмейстерским мастерством. Ее решение связано с проектарованием теоретической модели формирования концертмейстерского мастерства и ее внедрением в практику образовательного процесса вуза с целью разрешения сложившегося противоречия в личностном и профессиональном развитии будущих учителей музыки. Исходя из сказанного, проблема исследования формулируется следующим образом: каковы психолого-педагогические условия формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования, а в качестве его предмета выступают содержание и технология формирования концертмейстерского мастерства как профессионально значимого компонента подготовки учителя музыки.

В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования — будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

— внедрение профессионально-деятельностного подхода в образовательный процесс вуза, в соответствии с которым осуществляется целенаправленное формирование всей совокупности личностных и деятельностных компонентов концертмейстерского мастерства;

— доминирование технологий проблемного типа обучения в формировании концертмейстерского мастерства учителя музыки, включающих систему методов и приемов по внедрению в педагогическую практику слухо-двигательного подхода и импровизации как формы музыкально-творческой деятельности;

— реализация межпредметной интеграции в содержании и технологиях формирования концертмейстерского мастерства будущего зрителя музыки.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки истинности выдвинутой гипотезы нами решались следующие задачи исследования:

— изучить состояние проблемы формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в теории и практике музыкально-педагогического образования;

— определить сущность и специфику концертмейстерского мастерства учителя музыки и осуществить ретроспективный анализ форм и методов музыкально-инструментального обучения;

— разработать модель формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза;

— обосновать психолого-педагогические условия формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования.

Теоретико-методологической оснбТвой исследования являются системный и личностно деятельностный подходы (Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и другие) — психолого-педагогические — концепции непрерывного педагогического образования (Е. В. Бондаревская, JI. J1. Редько, Н. К. Сергеев, Р. М. Чумичева) и музыкальной деятельности (Л. Г. Арчажникова, Ф. Бузони, Г. Нейгауз и другие) — а также работы по педагогической психологии, посвященные теориям деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и другие) и музыкальному обучению и воспитанию (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В: Асафьев) — исследования психологических закономерностей обучения, специфики творческого мышления и развития музыкальных способностей учащихся (Л. С. Выготский, В. М. Подуровский, Н. В. Суслова, Е. В. Назайкинский, Б. М. Теплов, Г. М. Цы-пин). Кроме того, мы опирались на отечественный и зарубежный опыт применения проблемного обучения, педагогического моделирования (М. А. Данилов, Л. Н. Занков, А. И. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин) и других форм и методов обучения, благоприятствующих формированию концертмейстерского мастерства (В. В. Мотов, О. В Рафалович, Н. J1. Сродных, Г. И. Шахов, А. П, Щапов), а также идеи межпредметной интеграции, нашедшей свое развитие в трудах Я. И. Зака, Г. Г. Нейгауза, В. Ф. Одоевского, В. В. Розанова.

Исходные теоретико-методологические позиции позволили представить предварительную концепцию исследования как совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления. Основами концепции стали теории развития музыкального мышления, музыкальных способностей и творческого потенциала обучаемых, формирования навыков и умений, а также творческой индивидуальности в аспекте лично-ориентированной парадигмы образования.

Основной идеей концепции исследования является субъектное развитие личности будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза. Данная идея вытекает из сущности гуманизации музыкально-педагогического образования, которая заключается в создании условий гармоничного развития личности студента. Она требует коренного преобразования всех компонентов образовательного процесса педвуза, ставя в центр личность будущего учителя. Основным смыслом образовательного процесса становится его общее и профессиональное развитие (167).

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс исследовательских методов: метод теоретического анализа философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованиянаучное изучение и обобщение передового педагогического опытамоделированиепроектированиецеленаправленное педагогическое наблюдениебеседаанкетированиеметод экспериментальных творческих заданий.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал Ставропольский государственный педагогический институт, реализующий концепцию непрерывного педагогического образования-, в том числе музыкальнопедагогического. Исследованием были охвачены преподаватели факультета искусств, учащиеся и студенты всех уровней обучения. Объем выборки с 2000 по 2004 гг составил 220 человеко-измерений с применением анкетирования и методов математико-статистической обработки полученных данных. В опытноэкспериментальной работе были задействованы 30 учащихся и студентов.

Участие автора состоит в теоретической разработке основных идей и положений по исследуемой теме, в непосредственном осуществлении опытно-экспериментальной работы, в которой использован личный практический концертмейстерский и многолетний педагогический опыт.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с 1999 по 2004 годы.

В ходе первого этапа (1999 — 2000 гг.) были теоретически осмыслены проблема, тема, цель, объект и предмет исследования. Параллельно изучалась научная и музыковедческая литература по проблеме исследования, вырабатывалась гипотеза.

На втором этапе (2000 — 2001 гг.) изучалась источниковая база исследования, анализировалось состояние проблемы в теории и практике музыкально-педагогического образованияуточнялась гипотезаразрабатывалась программа опытно-экспериментальной работу.

В ходе третьего этапа (2001 — 2003 гг.) осуществлялись разработка теоретической модели формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного образовательного процесса педвуза, а также разработка экспериментального практического курса «Концертмейстерское мастерство», их апробация в процессе опытно-экспериментальной работы и внедрение результатов исследования в образовательный процесс Ставропольского государственного педагогического института.

На четвертом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялись подготовка учебной программы по дисциплине «Концертмейстерский класс», учебнометодических рекомендаций, обобщение результатов опытноэкспериментальной работы и оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнены сущность и специфика концертмейстерского мастерства как профессионально значимого компонента подготовки учителя музыки, при этом сущность определена как музыкально-творческая деятельность, связанная с формотворчеством и импровизацией, а специфика вовладении специальными видами музицирования на высоком художественном уровне;

— разработана модель формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза, представленная тремя блоками, наполненными новым содержанием и технологиями;

— обоснованы психолого-педагогические условия формирования концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в вузе, среди которых наибольшую значимость имеют профессио-нально-деятельностный подход, доминирование проблемного обучения, слу-хо-двигательный подход, импровизация и межпредметная интеграция.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в результате ретроспективного анализа и обобщения научно-исследовательского материала о музыкально-инструментальном обучении определена сущность и специфика концертмейстерского мастерства, выявлена взаимосвязь импровизации и концертмейстерского мастерстваподтверждено единство общекультурного и профессионального развитом учителя музыкиопределены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие продуктивное формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования.

Практическая значимость исследования связана с возможностью широкого использования его результатов в системе музыкально-педагогического образования с целью пересмотра содержания профессиональной подготовки учителей музыки, владеющих концертмейстерским мастерством. Разработанная автором программа «Основы концертмейстерского мастерства» и результаты исследования могут быть использованы как в подготовке учителя музыки так и музыкантов по специализации «Концертмейстерское мастерство», а также и в работе преподавателей других специальных дисциплин. Кроме того, теоретическое содержание диссертации и научно-методические материалы могут быть применены в разработке учебных пособий, практических курсов, методических рекомендаций с целью формирования концертмейстерского мастерства обучающихся на разных ступенях системы музыкального образования.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачамразнообразием научных и методических источниковрепрезентативностью выборки и статической значимостью экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

— концертмейстерское мастерство является профессионально значимым компонентом подготовки учителя музыки, так как оно обеспечивает развитие творческого потенциала студентов, формирование и совершенствование их исполнительских умений и навыков, а так же способствует расширению сферы применения профессиональных возможностей учителя музыки;

— необходимым условием формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки является профессионал ьно-деятельностный подход, в соответствии с которым осуществляется целенаправленное формирование всей совокупности личностных и деятельностных компонентов концертмейстерского мастерства;

— продуктивность процесса формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки обеспечивается использованием технологий проблемного типа обучения, включающих систему методов и приемов по внедрению в педагогическую практику слухо-двигательного подхода и импровизации как формы музыкально-творческой деятельности;

— эффективность формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки обусловлена межпредметной интеграцией в содержании непрерывного музыкально-педагогического образования, которая предполагает появление нового качества синтеза знаний, умений и навыков, составляющих содержательную основу накопления данного мастерства. .

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре социализации и развитии личности, факультете искусств Ставропольского государственного педагогического институтав выступлениях на научно-практических конференциях (Ставрополь 2001 — 2004 гг) — через опубликование научно-исследовательских материалов, а также при разработки программы «Основы концертмейстерского мастерства», которая была внедрена в учебный процесс Ставропольского государственного педагогического института. По теме диссертации опубликовано 4 научных работ, 1 учебное пособие.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержание изложено на 177 страницах. Общий объем диссертации 190 страниц (без приложения).

Список литературы

содержит 171 наименование. В работе имеется 24 таблицы, в приложении дано 3 рисунка.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

В задачи исследования 2-й главы входили вопросы по разработке модели и экспериментальной программы «Основы концертмейстерского мастерства», обоснованию психолого-педагогических условий и проведение экспериментальной работы по подтверждению гипотезы исследования.

Разработанная теоретическая модель, где дано определение, описание содержания, структуры и дидактических основ в процессе формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки, учитывает специфику как до вузовской подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов, так и их будущей практической деятельности. На основе проведенного теоретического исследования нами была разработана опытноэкспериментальная программа «Основы концертмейстерского мастерства», в основе которой межпредметная интегрированная взаимосвязь и эффективные технологические средства.

В качестве психолого-педагогических условий формирования концертмейстерского мастерства студентов объективно выделены: внедрение профессио-нально-деятельностного подхода в образовательный процесс вузадоминирование технологий проблемного типа обучения в формировании концертмейстерского мастерства учителя музыки, включающих систему методов и приемов по внедрению в педагогическую практику слухо-двигательного подхода и импровизации как формы музыкально-творческой деятельностиреализация межпредметной интеграции в содержании и технологиях формирования концертмейстерского мастерства будущего учителя музыки.

Исследования показали, что система непрерывного педагогического образования СГПИ отвечает всем требованиям по созданию эффективных педагогический условий и позволяет: внедрять в учебный процесс современную технологию обучения, корректировать существующие программы и проводить эксперименты по внедрению новых учебных программ и курсов. Внедрение современной технологии обучения и средств активизации учебного процесса обеспечивается в системе непрерывного педагогического образования и является одной из важнейших составных частей оптимизации образовательного процесса.

Ход и результаты экспериментальной работы показали:

— внедрение в учебный процесс технологических средств обучения, в основе которых: доминирование проблемных методов обучения, слу-хо-двигательный подход, импровизация, сочинение, межпредметная интеграция, подтвердили наши теоретические положения об эффективности избранных технологических средств в формировании концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования;

— обучение детей сочинению и импровизации не только эффективно на первоначальном до нотном этапе, но и целесообразно, поскольку изначально закладывает основы во всем процессе формирования и развития музыкально-творческого мышления, комплекса музыкальных компонентов, необходимых в последующем формировании концертмейстерского мастерства;

— овладение студентами концертмейстерским мастерством на основе импровизации является эффективным средством развития творческого потенциала будущих учителей музыки (гармонического и мелодического слуха, музыкально-ритмического чувства, способности к сочинению музыки, подбору по слуху и импровизации на основе нотного текста или без него), о чем свидетельствуют результаты выполнения студентами специальных заданий;

— развитие названных качеств посредством обучения основам концертмейстерского мастерства на основе импровизации способствует повышению уровня владения музыкальным инструментом, о чем свидетельствует анализ результатов экзаменов по концертмейстерскому классу на выпускных курсах;

— формирование навыков концертмейстерского мастерства обеспечивается при условии интегрированного подхода в обучении и способствует в свою очередь развитию музыкально-творческого потенциала учителя музыки и его способности к самостоятельной творческой деятельности;

— владение концертмейстерским мастерством и, как следствие этого, более свободное владение музыкальным инструментом позволяет расширить содержание и формы приобщения школьников к музыке и обеспечивает расширение сферы применения знаний, умений и навыков учителей музыки.

Таким образом, практическая реализация разработанной модели и программы обучения концертмейстерскому мастерству доказала эффективность избранных средств в формировании концертмейстерского мастерства учителя музыки и необходимых ему профессиональных и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В Главе I исследованы теоретические основы формирования концертмейстерского мастерства учителя музыкиопределены формы и методы обучения, способствующие последовательному формированию концертмейстерского мастерства учителя музыки. Исследования подтвердили, что формирование концертмейстерского мастерства тесно связано с правильным выбором форм и методов обучения.

Прослежены сложные психофизиологические процессы, связанные с музыкально-исполнительской деятельностью и влияющие на актуальное развитие студентов, развитие их творческого музыкального мышления, слухо-двигательных представлений, музыкальных способностей и т. д.

Результаты исследований и выводы подтверждают наши предположения и говорят:

— о приоритетной значимости музыкального мышления во всем процессе обучения и формирования концертмейстерского мастерства и импровизации, как формирующей и творчески-образующей основы в интегрированном процессе обучения;

— о закономерной взаимосвязи, выраженной в том, что степень развитости видов представлений впрямую зависит от профессиональной деятельности человека и соответственно степень развитости определенной репрезентативной системы впрямую влияет и на его профессиональный уровень;

— о специфической особенности психофизиологического процесса, направленного по пути творческого мышления с приоритетным развитием зри-тельно-слухо-двигательной моторики, учитывающего физиологическую способность одновременного функционирования межанализаторных связей (слуховых, двигательно-мышечных, зрительных).

— традиционный «двигательный» подход обучения внутренне противоречив и ограничивает развитие творческого музыкального мышления, тормозит развитие музыкальных способностей и в целом формирование профессиональных навыков студентов;

— инновационные, современные технологии, необходимые в процессе формирования творческого музыкального мышления и профессиональных навыков студентов позволяют внедрять в учебном процессе «слухо-двигательный» подход, который идеально сочетается с природной сущностью человеческих возможностей и способностей.

Исследование теоретических основ музыкально-исполнительской деятельности, анализ существующих проблем в науке и практике в аспекте исследуемой нами проблемы, а также изучение психологической природы учителя музыки и сущностных взаимосвязей его способностей с концертмейстерской деятельностью, позволило нам выявить ряд положений:

1. Формирование профессиональных игровых навыков не может эффективно развиваться в отрыве от формирования музыкально-творческого мышления.

2. В процессе формирования концертмейстерского мастерства, где импровизация является важнейшим педагогическим компонентом — музыкальное мышление играет приоритетную роль, как условие эффективности процесса обучения.

3. Интеграция межпредметных взаимосвязей смежных дисциплин и предметных блоков не только способствует лучшему усвоению материала студентами, их гармоничному развитию, но и отвечает современным требованиям и условиям эффективности и оптимизации учебного процесса.

Во второй главе разработана теоретическая модель, обоснованы психолого-педагогические условия, экспериментально апробированы технологии формирования концертмейстерского мастерства, эффективность которых выражена в следующих положениях:

1. Внедрение современных образовательных технологий в процесс профессионального обучения, способствующих творческой самореализации и формированию концертмейстерского мастерства может осуществиться при создании психолого-педагогических условий, которые обеспечивают:

— оптимизацию образовательного процесса, способствующего переходу от «натаскивания» к проблемному типу обучения и творческому саморазвитию студентов, предполагающего интеграцию межпредметных взаимосвязей;

— формирование творческой личности, способной к самостоятельной профессиональной деятельности, саморазвитию, совершенствованию своих творческих способностей на пути к концертмейстерскому мастерству.

Практическая реализация разработанной модели и экспериментальной программы «Основы концертмейстерского мастерства» доказала ее эффективность в формировании необходимых учителю музыки профессиональных и личностных качеств. В частности, экспериментально проверены педагогические возможности народно-жанровой импровизации и ее эффективность в профессиональной подготовке учителей музыкивнедрение модели и программы курса в практику учебного процесса и ее дальнейшая технологическая реализация, обеспечивается системой непрерывного педагогического образования. Система непрерывного педагогического образовательная СП ЛИ позволяет корректировать и строго индивидуально подходить в вопросе профессиональной подготовки по дополнительной специализации и в целом способствует созданию оптимальных педагогических условий по внедрению и реализации современных технологий эффективного формирования концертмейстерского мастерства.

Ход и результаты экспериментальной работы исследования подтвердили гипотезу исследования, выраженной в обосновании психолого-педагогических условий эффективного формирования концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. В результате исследования цель была достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Л.И. При каких условиях обучение может быть творческим для педагога и ребенка // Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя: Круглый стол. Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 99−100.
  3. Ю. Чтение нот с листа. — В кн. Баян и баянисты. М., 1970. — 110 с.
  4. Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Ч. 1. — М., 1970. -356 с.
  5. А. Д. История фортепианного искусства. В 3-х ч. ч. 1 и 2. -М.: Музыка, 1988. 416 с.
  6. А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971. — 236 с.
  7. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-358 с.
  8. О. А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов // Музыка в школе. 1983. -№ 1, — С. 30−35.
  9. М. Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1.Л., 1975.-С. 85
  10. М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. — Л., 1978. 238 с.
  11. К. Искусство импровизации. Музыкальный альманах М., 1914. -156 с.
  12. Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: АПН СССР, НИИОП, 1986. — 36 с.
  13. Л. Г. Профессия учитель музыки. — М., 1984. — 112 с.
  14. Jl. Г. Сущность профессионального мастерства учителя музыки Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.- пед. ф-те. -Свердловск: СГПИ, 1991. С. 3−10.
  15. . В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М.: Музыка, 1973. 142 с.
  16. . В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. — 328 с.
  17. Атлас Музыкальных инструментов народов СССР / К. Вертков., Г. Благодатов., Э. Язовицкая. М., 1963. — 274 с.
  18. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 234 с.
  19. Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М.- Просвещение, 1983. 608 с.
  20. В. Психология техники игры на фортепиано. — М., 1928. 138 с.
  21. Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства -М.: Музыка, 1969. 288 с.
  22. Л. А, Музыкальная педагогика и исполнительство. — М., 1974.-136 с.
  23. Л. А. Путь к музицированию. Л. — М., 1973. — 270 с.
  24. Е.Я. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1985. -64 с.
  25. Баян и баянисты. Сборник статей. Вып.5 (Составление и общая редакция Акимова). М.: Советский композитор, 1961. — С-132.
  26. Л. Ю. Педагогическая импровизация в деятельности учителя. Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1990. — 170 с.
  27. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — Л., 1983. 175 с.
  28. B.C. Мышление как творчество. — М., 1975. 78 с.
  29. А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. -138 с.
  30. С. Импровизационность в музыке // Советская музыка. -1977.-№ 3.-С. 113−118.
  31. С.Н. Импровизационность в музыке и её стилевые типы: Дисс. канд. искусствоведения. М., 1980. — 192 с.
  32. М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л.: Музыка, 1974.- С. 120.
  33. Д. Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества. Ростов-на-Дону, 1984. — 170 с.
  34. Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991. —Том 1−2.
  35. Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. — Ростов-на-Дону, Изд-во РГПУ, 1992. 245 с.
  36. И. М. Практический курс джазовой импровизации. Учебное пособие.- М., 1979.-112 с.
  37. А. В. Психология мышления и кибернетика. М., 1970. — 85 с.
  38. Ф. О пианистическом мастерстве. В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1.-М., 1962.- С. 163.
  39. Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. — 415 с.
  40. В. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  41. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.-93 с.
  42. В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. — Вып. 4. -М., 1976. — С. 68.
  43. П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М., 1968. — 156 с.
  44. П. Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. М., 1977.-С. 54−55.
  45. П. А. Работа баяниста над развитием техники. В кн. Баян и баянисты. — М., 1970. — С. 24.
  46. С. Методическое пособие по курсу «Основы джазовой импровизации». Вильнюс, 1991. — 10 с.
  47. .Г. Фортепианное джазовое искусство как вид музыкального творчества (1940−1950 годы): Автореф. дис. .канд искусств. М., МПС, 1992. — 16 с.
  48. Г. Г. Педагогические условия подготовки студентов к творческой профессионально-педагогической деятельности во внеаудиторной исследовательской работе: Автореф. дисс. &bdquo-канд. пед. наук. Челябинск, 1983. -23 с.
  49. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 30 700 Музыкальное образование. — М., 1995. — 33 с.
  50. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М., 1961.- 58 с.
  51. А. Практический курс концертмейстерского мастерства. Учебное пособие. Ставрополь, СГПИ, 2003 (в рукописи).
  52. В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Госучпедгиз, 1956. -374 с.
  53. В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1989. 245с.
  54. Л. Е. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Вильнюс, 1984. — 17 с.
  55. Джани-заде Т.М. My гам импровизация на лад // Современные методы исследования в музыковедении. — М.: МГПИ, 1977. — С. 56−82.
  56. Г. Об обучении детей композиции // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. — С. 246 -253.
  57. Н. А. Гармония. Практический курс. Учебное пособие. М., 1999.-287 с.
  58. И., Евсеев С, Способны И., Соколов В. Учебник гармонии. -М.: Музыка. 478 с.
  59. С. Н. Единство плана (логической основы) и импровизации в лекции. М.: Знание, 1981. — 34 с.
  60. О. С. Проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки на современном этапе. Джазовое музицирование, как компонент учебной работы в музыкально-исполнительских классах. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  61. В. И. Развитие педагогического творчества учителей. — М.: Знание, 1986.-40 с.
  62. JI. В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  63. Д. В. Использование импровизации в процессе освоения игры на фортепиано. Педагогический эксперимент в начальных классах общеобразовательной школы: Метод, рекомендации для студентов муз.-пед. отделения. Даугавпилс, ДГПИ, 1988. — 90 с.
  64. Т. В. Межпредметные связи музыкально-теоретических дисциплин в системе подготовки музыкантов-исполнителей. М., 1988. — 213 с.
  65. С. Мастера советской пианистической школы. М., Музгиз, 1961.-127 с.
  66. Импровизация и обучение игре на фортепиано: Метод, рек-ции / Сост. Г. П. Каганович. Сб. 1−2. Минск, 1977. — 86 с.
  67. Д. Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М., 1986. — 192 с.
  68. Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами. — В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976.- С.75−93
  69. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1985.-39 с.
  70. С. К вопросу о механизмах пианистических движений // Советская музыка. 1935. — № 4.
  71. Ю. Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1985. — С. 252−271.
  72. JI. В. Развитие тембрального слуха в профессиональной подготовке учителя музыки. Диссертационный труд. Екатеринбург, 2000.- 172 с.
  73. В. А. Психология Учебник для учащихся пед. уч-щ. 2-е изд.- М.- Просвещение, 1986. 336 с.
  74. А. Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя. М.: Знание, 1989. — 37 с.
  75. Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.- Музгиз, 1961.-59 с.
  76. Е. И. Концертмейстерский класс: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  77. М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. — В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. —М., 1971, — С. 85 -95
  78. Ф. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1985. — 158 с.
  79. А. Теория и практика аккомпанемента. Л.: Музыка, 1972.-98 с.
  80. С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. В кн.: Вопросы фортепианной педагогики. — Вып. 3. — М., 1971.,-С. 34 -45.
  81. Ф. Творческое музицирование как метод музыкальноговоспитания // Вопросы методики начального музыкального образования. -М., 1981.-145 с.
  82. С. М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству. В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. — Вып.2. -М.: Сов. композитор, 1985.-С. 179−236.
  83. С. М. О субсенсорном и сенсомоторном уровнях антиципации в музыкальной импровизации // Вопросы психологии, 1988, № 3. С. 115−122.
  84. С., Розанов И. Учить искусству импровизации. М.: Сов. музыка, 1973. — № 10
  85. Мастера советской пианистической школы. М.: Музгиз, 1961.-168с.
  86. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-208 с.
  87. М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань. 1972.-551 с.
  88. М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  89. И. А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки (Докторская диссертация). М., 2002. -327 с.
  90. В. В. Интонационная теория музыки. М.: Композитор, 1993.-268 с.
  91. Методика обучения игре на народных инструментах. Программа курса по специальности «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты). М., 2002. — 23 с
  92. Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. — М.: Советский композитор, 1983. 266 с.
  93. Я. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова. В кн.: Мастера советской пианистической школы. — М., 1961. — 102 с.
  94. Я. Ф. Лист. Изд. 2-е. Т. 2. -М., Музыка, 1971.-234 с.
  95. В. Приемы варьирования в обработках народных мелодий для баяна, аккордеона: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1996. 35 с.
  96. В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. Баян и баянисты: Сборник статей. Вып.5 / Составление и общая редакция Ю. Акимова. — М.: Советский композитор, 1961. — С. 4 -33.
  97. Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  98. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1967. -245 с.
  99. И. Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Свердловск: СГПИ, 1988. — 64 с.
  100. И. Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие. Урал.: УГЛУ, 1997. — 156 с.
  101. И. Н. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки. Екатеринбург: УГПУ, 1997.- 156 с.
  102. Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982, № 4. -С. 90−92.
  103. Н. Д., Кан-Калик В.А. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Советская педагогика, 1982, № 6. С. 105−108.
  104. А. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов: Автореф. дис. .канд. искусств. Хабаровск, 1981.-12 с.
  105. А.А. Начинающий джазовый пианист: Метод, рекомендации для педагогов ДМШ. 4.1. Хабаровск, 1982. — 36 с.
  106. Н. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984. — 87 с.
  107. И. Н. Развитие творческих сторон личности студентов в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1985.-16 с.
  108. В. И. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  109. Основы педагогических технологий. Краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995. — 22 с.
  110. И. Полное собрание соч. 2-е изд. — М- Л., 1951, т. З, кн. 2.-423 с.
  111. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  112. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996.-602 с.
  113. Петриков С. М Текстуальное музыкальное мышление. — Бийск, 1993.- 14 с.
  114. А. Импровизация в народном стиле // Клуб и худож. самодеятельность. 1985, № 20. — С. 26−27.
  115. В.И. Музыкальная психология. -М.: Владос, 1997. 383с.
  116. К. К. Проблемы способностей. -М., 1972. 348 с.
  117. И. П. Педагогика: Учебник для вузов. Кн. 1. — М.: Владос, 2001.- 576 с.
  118. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -. 280 с.
  119. Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. -303 с.
  120. Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков: К 10-летию кафедры музыкального образования. Материалы научно-методической конференции. М., 2001. — С. 96−100.
  121. Г. И. Формирование музыканта-исполнителя. — М., 1956.- 232 с.
  122. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001. — 318 с.
  123. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасистого.- Ростов-на Дону: Феникс, 1998. 540 с.
  124. JI. Л. Управление качеством непрерывного уровневого образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. Ставрополь, 2001.-320 с.
  125. В. Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. — 96 с.
  126. Л. А. Художественная культура учителя музыки. М.: МГЗПИ, 1988.- 22 с.
  127. О. В. Транспонирование в классе фортепиано. Л., 1963. -148 с.
  128. С. Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1946. — 704с.
  129. .М. О психологии импровизации//Психология процесса художественного творчества. Л., 1980.- С. 45−57.
  130. Л.А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Дисс. .канд. филос. наук. Свердловск, 1988. — 150 с.
  131. М. Искусство импровизации. М., 1982. — 77 с.
  132. У. Джаз: Генезис, Музыкальный язык, Эстетика. М.: Музыка, 1987.- 296 с.
  133. И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1961. — 368 с.
  134. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. докт. пед. наук.- М., 1977. 29с.
  135. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т.1. Томск, 1996. — 109 с.
  136. Н. Л. Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки. Диссертация кандидата пед. наук. 134 с.
  137. Н. Л. Обучение основам джазовой импровизации и развитие творческого потенциала будущего учителя музыки // Общее музыкальное образование в спектре актуальных проблем современной педагогики. Омск, 2000.-С. 69−80.
  138. И.В. Психология творчества. Саратов, 1968. — 79 с.
  139. Н.А., Пинчуков Е. А. Практическая гармония. Екатеринбург, 1998.-105 с.
  140. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.- 343 с.
  141. Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки / Науч-метод. сб., вып. 2. Воронеж, 1998. — 118 с.
  142. . М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических явлений // Вопросы психологии. — 1975, № 5. С. 9293.
  143. . М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.- 536 с.
  144. . М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — 325 с.
  145. Н. А. Высшее многоуровневое музыкально- педагогическое образование. СПб., 1994, — 156 с.
  146. А. В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. К началам музыкально-психологической антропологии. М., 1997. -156 с.
  147. Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976. — 164 с.
  148. В. О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2002. — 25 с.
  149. М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -1975.-110с.
  150. Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения // Ребенок за роялем. М., 1981. — С. 225 -236.
  151. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — С. 381−382.
  152. В. Н. Педагогическая импровизация в творческой деятельности учителя. Дисс. докт. пед. наук. М., 1992. — 365 с.
  153. Хрестоматия по аккомпаниаторской практике: Баян аккордеон / Сост. Егоров Б., Левдокимов Г. М.: Музыка, 1991. — 145 с.
  154. О. Н. Джазовое сольфеджио. Учебное пособие для 3−7 классов ДМШ. Санкт-Петербург: Северный Олень, 1998. — 56 с.
  155. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994. — 384 с.
  156. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1978. — 28 с.
  157. ЧерватюкП.А. О некоторых проблемах в музыкальном искусстве // Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков. Материалы научно-методической конференции. М.: МГУКИ, 2001. — С.81−86.
  158. О. К. Формирование профессионально-творческого потенциала учителя музыки в классе инструментальной подготовки в вузе. Диссертация кандидата пед. наук М., 2000. — 205 с.
  159. К. Систематическое руководство по импровизации для фортепиано // Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974. — 145 с.
  160. Ю. Основы джазовой импровизации на фортепиано: Учебно-методическое пособие для муз. училищ (эстрадный профиль). М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. — 75 с.
  161. Г. Транспонирование на баяне. М., 1974. — 135 с.
  162. Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. -М.: Музыка, 1987. 235 с.
  163. Г. Работа баяниста (аккордеониста) над аккомпанементом вокальных произведений- Учебное пособие. М.- МГУК, 1993. — 45 с.
  164. . Импровизация на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1977.
  165. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1991. — 400 с.
  166. Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации: Ав. дис. К. пед. наук. М., МГПУ, 1977. — 20 с.
  167. О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М., 1973.-145 с.
  168. А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
  169. А. П. Фортепианная педагогика. М., 1960. — 245 с.
Заполнить форму текущей работой