Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подтверждено, -что наличие комплекса объективных и субъективных условий способствует успешному внедрению нововведений в управление ДОУ. Объективные условия (наличие федеральной, муниципальной нормативно-правовой базы для осуществления инновационной' управленческой деятельностисодействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании) мотивируют и активизируют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический аспект развития инновационных процессов в управлении образовательными учреждениями
    • 1. 1. Сущность инноваций в системе образования, их характеристика, классификация
    • 1. 2. Использование научных подходов в управлении дошкольными образовательными учреждениями
    • 1. 3. Анализ нововведений в управлении дошкольным образовательным учреждением
    • 1. 4. Моделирование инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ
    • 2. 1. Анализ педагогических условий внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ
    • 2. 2. Методика обучения руководителей ДОУ внедрению инноваций в управление ДОУ
    • 2. 3. Эффективность опытно-экспериментальной работы по внедрению модели инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ

Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

Изменившиеся требования к современным образовательным учреждениям были сформулированы в Законе РФ «Об образовании» и конкретизированы в национальной доктрине образования, где названа одна из главных задач — стимулирование и развитие инновационных процессов. Инновации должны затронуть не только содержание образования, но и сферу управленческой деятельности.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Стало очевидно, что проблемы обученияи воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, наоснове научных принципов, достижений1 высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени.

Одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности — это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.

Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправленияв ДОУ, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т. д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения:

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается' от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление нововведенийв управлении встречает более сильное сопротивление, чем новшества в технологии и содержании^ образования, поскольку сложившаяся, система, управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания. Ситуация затруднена также отсутствием информационного банка1* об инновациях в управлении, ограниченными" возможностями, информационного" «обмена в данной областидля руководителей дошкольных образовательных учреждений (Г.В.Ретманова, А.В.Матвеев).

Совершенствование" управленческой деятельностизаведующего детским садом нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положении, методологически выверенных путей, средств, педагогических условийспособствующих эффективности развития инновационных процессов в управлении ДОУ.

Все перечисленное выше определяет актуальность, темы и необходимость исследования механизма реальной практики внедрения инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением.

Степень разработанности проблемы^ и теоретическая' база исследования.

Основой теории управления дошкольным образовательным учреждением является общая теория управления и теория школьного управления, которая получила развитие в нашей стране в 60-е годы XX столетия.

Теория управления, решающая задачу обеспечения эффективности управленческого процесса, представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. Г. Аганбегяна, М. Альберта, В. Г. Афанасьева, Ю. И. Бобракова, Д. М. Гвишиани, М. Мескона, А. Файоля^ Ф.-Хедоури и других. В их работах выявлены основы социального управления, изучены функции, структура органов управления' и пути совершенствования управленческой деятельности.

Образовательное учреждение как педагогическая система, вопросы управления' педагогическими* системами (школой, дошкольным учреждением),"необходимость применения научных подходов (системного, функционального и других) отражены в работах: Л. А. Бахтуриной,.

A.К.Бондаренко, 5 В. П. Беспалько, .ШМ.Волобуевой, Т. М. Давыденко, Е. В. Давыткиной, С. А. Езоповой, Т. П. Колодяжной, Ю. А. Конаржевского,.

B.Ю.Кричевского, Н. В. Кузьминой, В: С. Лазарева, А. М. Моисеева,.

A.Н.Морозовой, О. В. Никифоровой, Г. П. Новиковой, А. Н. Нурмухаметовой, Л. В. Поздняк, С. В. Савиновой, В. П. Симонова, И. А. Селиверстовой, И. В. Тимофеевой, А. Н. Троян, Р. Х. Шакурова и других.

Проблеме развития инновационных процессов в образовании в настоящее время посвящено достаточно большое количество исследований, но большинство из них касаются школы: С. А. Баранникова, В. Н. Живикин,.

B.И.Загвязинский, М. В. Кларин, Г. М. Коджаспарова, Н. П:Кузькин, В. Я. Ляудис, А. М. Моисеев, А. И1Пригожин, В. И. Рыбакова, В. А. Сластенин, В. П. Ушачев, Т. И. Шамова, П'.И.Щедровицкий, А. В. Хуторской.и другие. Ими обоснованы теоретические положения внутришкольного управления, раскрыты основные понятия (инновация, новшество, нововведения, инновационный процесс и др.), структура инновационного процесса, выделены этапы внедрения инноваций в условиях школы. Систематизация новшеств, инноваций предложена в работах К. Ангеловски, Н. В. Горбуновой,.

A.В.Лоренсова, М. М. Поташника, ОТ. Хомерики и других. Критерии оценки инновационной деятельности в школе исследованы Д. Л. Бенькович,.

B.М.Никитиным, А. Р. Тимербулатовойи другие. Возможности использования инноваций в деятельности руководителя школы отражены в исследовании Н. П. Кузькина. Авторпоказал специфику инноваций в управлении современной школой (цели, формы, средства), однако закономерности управления школой не могут быть перенесены на управление ДОУ без учета его специфики,.

В" последние годы рассматриваются проблемы развития1 инновационных процессов и в деятельности дошкольных учреждений (И.Т.АндрееваК.Ю.Белая, Л. Г. Богославец, В. Н. Казакова, Е. И. Кузьмичева, Е. А. Лобанова, С. Г. Молчанов, Г. П. Новикова, Л^.В.Поздняк, Н. В. Федина и другие) — условия внедрения* и развитие инноваций^в содержании, технологии образовательного процесса’детского сада (С.Ф.Багаутдинова, Г. Н. Новикова, Г. В:Яковлева и др.) — подготовка в высших и средних профессиональных учреждениях будущих педагогов и управленцев* ДОУ к инновационной деятельности (М.С.Таратухина, О. Ф. Хараман и др.). Между тем материалы, раскрывающие использование инноваций в управленческой деятельности руководителя детского сада представлены лишь в. отдельных работах: Е. В. Давыткиной, Л. М. Денякиной, С. В. Савиновой и других. В исследовании Л. М. Денякиной рассмотрены вопросы использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением, однако С. В. Савинова показала, что информационное обеспечение управления ДОУ является необходимым условием обновления дошкольного учреждения. Е. В. Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОУ, на который необходимо опираться заведующему при внедрении инноваций.

Проведенный анализ диссертационных исследований показал, что вопросы развития управления инновационными процессами в образовательном пространстве школы и дошкольного учреждения исследованы достаточно подробно, проблема же внедрения инноваций в управление ДОУ, в частности, в управленческую деятельность руководителя ДОУ недостаточно разработана. Несмотря на острую потребность практики в обновлении управления детским садом, вне поля зрения исследователей остался процесс внедрения нововведений в управленческую деятельность заведующего дошкольным учреждением, чем и определяется актуальность данного исследования.

Исследователи В. Н. Живикин, И. П. Марченко и другие отмечают, что в настоящее время некоторые руководители образовательных учреждений не соответствуют современным требованиям из-за низкой управленческой компетентности. Прежний руководитель проявлял себя, какправило, хорошим исполнителемно образовательные учреждения^ сегодня нуждаются в новом типе руководителя-инноватора, способном создать условия, обеспечивающие развитие личности педагога, ребенка в соответствии с его собственнымипотребностями, а также потребностями социальной, среды (родителей, окружающих взрослых).

Таким образом, анализ научно-теоретической и научно-методической литературы по проблемам управления дошкольным образовательным учреждением и использования инноваций в управленческой деятельности руководителя ДОУ позволил выделить некоторое противоречие между потребностью современного дошкольного образования в, обновлении управления ДОУ и недостаточной разработанностью условий внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы инноваций в управлении, необходимость внедрения нововведений в управленческую практику позволили определить тему исследования: «Условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения».

На основе выявленных противоречий была определена проблема исследования: при каких условиях внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения будет эффективным? Решение данной проблемы является целью настоящей работы.

Объект исследования: управленческая, деятельность руководителя.

ДОУ.

Предмет исследования: совокупность условий, способствующих внедрению инноваций в управленческую деятельность заведующего ДОУ.

Гипотеза исследования:

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при следующих условиях:

— руководитель профессионально подготовлен в области инновационного* менеджмента (знания об инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);

— использует модель инновационной управленческой деятельности;

— реализует комплекс новшеств одновременно' в нескольких управленческих функциях.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.В процессе анализа теоретической, научно-методической литературы выделить особенности инноваций в управлении, ДОУ.

2.0пределить и обосновать комплекс необходимых условий, способствующих внедрению руководителем ДОУ нововведений в управление.

3.Разработать модель инновационной управленческой деятельности заведующего ДОУ.

4.Выделить критерии эффективности реализации инноваций в управлении дошкольным образовательным учреждением.

5.Экспериментально проверить эффективность выявленных условий внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного учреждения.

Теоретико-методологическую, основу исследования составляют концепции, теории и подходы к управлению: системный (В.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский, В. С. Лазарев и др.), функциональный (Ю.А.Конаржевский, Т. И. Шамова и др.), компетентностный (И.А.Зимняя, Н. В. Кузьмина, Г. П. Новикова и др.) — теории управления социальными, педагогическими системами (К.Ю.Белая, Г. Л. Ильин, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, А. Н. Троян и др.) — положения психологии управления (Т.С.Кабаченко, Л. Д. Столяренко и др.) и инновационного менеджмента (К.Ангеловски, Н. В. Горбунова, А. В. Лоренсов, Г. П. Новикова, Л. В. Поздняк, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.).

Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен возможностью адекватного и полного решения задач на каждом этапе научно-исследовательской работы. Для> проверки гипотезы и решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической, управленческой литературы, нормативных документовретроспективный анализ научных подходов и теорий менеджментаизучение и анализ педагогической документациимоделированиеопросные методики (анкетирование, беседа), тестированиеэксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — метод самооценки, метод выбораметоды математической обработки экспериментальных данных.

Личное участие в исследовании и получении научных результатоввыражаетсяв изучении, анализе теоретического, практического состояния? проблемывыделении и обосновании условий, обеспечивающих успешное внедрение инноваций в управленческую деятельность, заведующегоДОУсозданиии апробации модели инновационной • управленческой деятельности руководителя' ДОУразработке: содержания профессиональной подготовки: руководящего состава ДОУ и студентов-вуза.к, инновационной: деятельности, определении: основных критериев: эффективности: реализации инноваций' в управлениидетскимсадом, оценке и анализе результатов опытно-экспериментальной работы. Научная: новизнашсследования заключается’вг томчто:

— разработана модель инновационнойуправленческой' деятельности руководителя: ДОУ, реализация" которой* обеспечивает повышение профессиональнойкомпетентности, заведующихв, области инноваций, рост творческого потенциала руководителей, и педагогов;

— определены, обоснованы объективные ш субъективные условиявнедренияуправленческихинновацийдоказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ.

Теоретическая значимость исследования состоит н том, что:

— выявлены1 особенностиинновацийв управлении: дошкольнымучреждением, (ориентация? на профессионально-личностныекачестваруководителя-инноватора— опосредованность результатов внедрения" управленческихинновацийсоздание условий) для перевода дошкольного учреждения на инновационный" уровень);

— дано, теоретическое обоснование понятия «инновационная управленческая деятельность» руководителя ДОУ, которая рассматривается какдеятельность субъекта! по созданиюразработке, освоению* новшеств-, в содержании5 управленческих ' функцийиспользуемых: методов, организационной^ структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного учреждениявыделены критерии эффективности реализации инноваций в управление ДОУ (комплексность нововведенийсубъектностьоптимальность результатов управлениярост инновационного потенциала педагогического коллективапереход в развитии ДОУ с одного качественного уровня на другой) — расширено содержание профессиональной готовности руководителя в области инновационного менеджмента (знания об инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора).

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что внедрение разработанной модели инновационной управленческой деятельности руководителя мотивировало заведующих на включение нововведений, повысило уровень профессиональной квалификации заведующих и педагогов, инновационный потенциал педагогических коллективов, что обусловило качественные изменения в управлении ДОУ.

Проведение обучающего семинара с заведующими по внедрению инноваций в управленческую деятельность в рамках курсов повышения квалификации способствовало реализации инновационных проектов в практику детских садов, развитию новых форм дошкольного образования, удовлетворяющих потребности населения. Материалы диссертационного исследования, раскрывающие новшества в управленческих функциях, составили1 основу информационного банка инноваций для руководителей детских садов.

Разработанный и апробированный в учебном процессе спецкурс для студентов факультета педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета на тему: «Использование инноваций в управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения» обогатил знания и умения, повысил уровень профессиональной компетентности будущих организаторов-методистов дошкольного образования.

Результаты данного исследования использованы в практической деятельности муниципальных уровней управления* дошкольным образованием, в системе подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе методического кабинета* Управления образованием Калининского района города1 Новосибирска, Новосибирского института переподготовки* и повышения квалификации работников образования (НИПиГПСРО), на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 36», МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 14». На разных этапах исследования было охвачено. 59 руководителей, 62 педагога МДОУ, проанализирована системамуниципального дошкольного образования г. Новосибирска, включающая 240 дошкольных образовательных учреждений разных видов.

Программа исследования включала три взаимосвязанных этапа.

I этап (2003;2004 гг.). Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования. Определение исходных положений и теоретико-методологического аппарата исследования.

II этап (2004;2006 гг.). Выявление совокупности условий, способствующих внедрению инноваций в управленческую1 деятельность заведующего ДОУ. Создание модели инновационной управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения, внедрение в практику. Разработка программы и проведение семинара по обучению заведующих механизму внедрения нововведений в управление ДОУ.

III этап (2006;2008 гг.). Отбор критериев эффективности реализации инноваций' в управлении ДОУ. Апробация выявленных условий, обеспечивающих перевод управленческой деятельности руководителя, на инновационный уровень. Систематизация, обобщение результатов исследования, письменное оформление материалов диссертации, определение перспектив научно-исследовательской деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов' обеспечивается опорой: на достижения общей теории управления социальными и педагогическими: системами, инновационного менеджмента, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования* методов математической" статистики, адекватным, целям, задачам и логике диссертационного исследования:

Апробация! и внедрение результатов исследованияОсновные положения* и результаты, исследования? докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры, дошкольнойпедагогики и психологии НГПУ (2003;2008гг.)—кафедрыдошкольнойшедагогики МЕШУ (2003;2008гг.), нанаучных конференциях факультета педагогики и психологии детства НГПУ (2005 г., 2006 г.,. 2007 г.), международной научно-практической конференции «Традиции и инновации вдошкольном образовании»,., посвященной 135-летию МИГУ (2007г.). на областной конференции «Дошкольное образование Новосибирскойобласти. Современное состояние, проблемы, и: перспективы» (2008г.). Материалы исследования* использовались при проведении семинаров с руководителями ДОУ г. Новосибирска и Новосибирской области в рамках курсов повышения квалификациивключены, в содержание спецкурса, для студентов факультета педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета.

На защиту выносятся: следующие положения:

1. Инновационная управленческая! деятельность руководителя ДОУэто деятельность субъектапо созданиюразработке, освоению новшеств, в содержании: управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведенийвг практику с целью повышения, эффективности управления и развития дошкольного учреждения.

2. Совершенствование дошкольного образования требует внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ, для успешного осуществления которых необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями являются: наличие нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельностисодействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Субъективными условиями — профессиональная подготовленность заведующего в области инновационного менеджментаиспользование модели инновационной управленческой деятельностиреализация комплекса новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.

3. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ включает ряд взаимосвязанных компонентовсовокупность управленческих функцийструктуру профессиональной подготовленности руководителя ДОУ в области инноваций (знания об инновациях, инновационные управленческие уменияэмоционально-ценностное отношение к инновационному, процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора) — алгоритм действий по внедрению инноваций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения, в котором представлены материалы по организации и результатам экспериментальной работы. Текст диссертации содержит таблицы, диаграммы, схемы.

Выводы по 2 главе:

1.Результаты анкетирования руководителей ДОУ в констатирующем эксперименте показали, что руководители муниципальных дошкольных образовательных учреждений недостаточно подготовлены к инновационному менеджменту и не владеют механизмом инновационной управленческой деятельности: отсутствуют знания о сущности инноваций, об управленческих инновациях, слабо мотивированы на инновационную деятельность, недостаточно сформированы инновационные управленческие умения, креативность и управленческая рефлексия.

2. Разработанный обучающий семинар с заведующими МДОУ был реализован в формирующем эксперименте в процессе организованного обучения на муниципальном уровне, где руководители освоили модель инновационной управленческой деятельности и алгоритм действий по внедрению инноваций.

3. Внедрение разработанной нами модели инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ позволило повысить профессиональную компетентность руководителей и педагогов, инновационный потенциал педагогических коллективов ДОУ, а значит, повысило качество управления дошкольными учреждениями.

4. Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил подтвердить нашу гипотезу: внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешным при следующих условиях: руководитель профессионально подготовлен в области инновационного менеджмента (знания об инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);

— использует модель инновационной управленческой деятельностиреализует комплекс новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.

Проведенный педагогический эксперимент позволил выделить и апробировать объективные и субъективные условия внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного учреждения и судить об их эффективности.

Заключение

.

1. В результате анализа теории и практики выявлены специфические особенности инноваций в управлении ДОУ: ориентация на профессионально-личностные качества руководителя-инноватораопосредованность результатов внедрения управленческих инновацийвозможность перевода дошкольного учреждениям режим развития.

Сущность инновационной* управленческой деятельности заведующего дошкольным учреждением заключается в деятельности субъекта по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику управления, с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного учреждения.

2. Подтверждено, -что наличие комплекса объективных и субъективных условий способствует успешному внедрению нововведений в управление ДОУ. Объективные условия (наличие федеральной, муниципальной нормативно-правовой базы для осуществления инновационной' управленческой деятельностисодействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании) мотивируют и активизируют заведующих на инновационную деятельность. Выявлена и доказана важность субъективных условий, влияющих на эффективность внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя: профессиональная подготовленность заведующих в области инновационного менеджмента (знания о сущности нововведений и об управленческих инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора) — использование в практике модели инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУреализация комплекса новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.

3. Получило подтверждение положение о том, что разработанная нами модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ позволяет руководителю осознать необходимость нововведений и овладеть механизмом перевода управленческой деятельности на инновационный уровень. Предложенный и апробированный алгоритм действий, включающий выявление проблемной управленческой ситуации в ДОУанализ внутренней и внешней среды через маркетинговые исследованияпоиск или самостоятельное создание новшествапринятие решения об освоении конкретного новшества в управленческой деятельностивнедрение (освоение) управленческих инноваций, позволяет перевести управленческую деятельность на инновационный уровень.

4. Выработанные и обоснованные критерии эффективности реализации инноваций в управлении детским садом позволили оценить результаты инновационной управленческой деятельности. Первый критерий выявлял комплексный характер инноваций в управленческой деятельности самого руководителя. Критерии субъектность управления, оптимальность, результатов, управления, рост инновационного потенциала педагогического коллектива характеризовали влияние инноваций в управлении на профессионализм, творческий потенциал руководителя и педагогического коллектива. Переход в развитии ДОУ с одного качественного уровня на другой оценивался с позиции влияния внедренных управленческих инноваций на работу всего дошкольного учреждения.

5. Опытно-экспериментальная работа показала, что при наличии объективных условий целенаправленная деятельность по повышению профессиональной подготовленности заведующих в области инновационного менеджмента, овладению комплексом управленческих инноваций, внедрению модели инновационной управленческой деятельности повышает качество управленияДОУ. Оценка результативности внедрения инноваций в управленческую деятельность заведующих с использованием разработанных критериев и проверенная методами математической статистики позволяет судить об эффективности проделанной работы.

Таким образом, общий анализ теоретических положений и результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил правомерность выдвинутой гипотезы и позволил решить поставленные задачи.

Полученные в исследовании результаты не исчерпывают полностью проблем управления ДОУ. Перспективу дальнейшей работы мы видим в более глубоком изучении и разработке механизма повышения мотивации руководителей на обновление управления дошкольными учреждениями разных видов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Программно-целевое управление развитием дошкольного образования Новгородской области в переходный период. — Великий Новгород: НРЦРО, 1999. — с. 3−15.
  2. JI.K. Психология управления. — Новосибирск: Сибирский кадровый центр, 1994. — 91 с.
  3. JI.K. Практикум по психологии управления: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: СибАГС, 1996. — 150 с.
  4. А.Г. Управление социалистическими предприятиями. Вопросы теории и практики. — М.: Экономика, 1979. 397 с.
  5. Адаптивное управление педагогическими системами: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева. -М.: Академия, 2003. 368 с.
  6. В.Г. Социально-психологический аудит — инструмент управления // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2003.-№ 4.-с. 8−14.
  7. Американские буржуазные теории управления: критический анализ / Афанасьев В. Г., Гвишиани Д. М., Бобраков Ю.И.- Под ред. Мильнера Б. З., Чижова Е. А. М.: Мысль, 1978. — с. 63−80, 124−145.
  8. К. Учителя и инновации. Книга для учителя. Пер. с македонского. М.: Просвещение, 1991. — с. 34−43.
  9. И.И. Теоретические новации и реальность школы // Советская педагогика. — 1990. № 9. — с. 28−32.
  10. Т.Н. Психологические основы управленческой деятельности руководителя инновационного образовательного учреждения: Дис.. канд. псих. наук. Тверь, 2000. — 147 с.
  11. Ю.В. Паблик рилейшнз дошкольного учреждения // Управление образовательным учреждением. 2004. — № 2. — с. 8−12.
  12. Аттестация руководящих работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы / Мухин М. И., Олиференко Л. Я., Фоменко И.А.- под общ. ред. Олиференко Л. Я. М.: АРКТИ, 2005.-56 с.
  13. В.Г. Труд руководителя: Учебное пособие для руководящих управленческих кадров. М.: Экономика, 1997. — с. 51−62, 168 179.
  14. Ю.К. Проблема эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  15. С.Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу «Управление дошкольным образованием». — Магнитогорск: МаГУ, 2001.-21 с.
  16. С.А. Управление процессом включения педагогического коллектива в инновационную деятельность (на примере среднего педагогического учебного заведения): Дис.. канд. пед. наук. — М., 1999.- 199 с.
  17. B.C. Директору об исследовательской деятельности школы. М.: Библиотека журнала «Директор школы», 2002. — № 2. — 160 с.
  18. К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.
  19. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.: ACT, 1997.-393 с.
  20. К.Ю. Как подготовить программу развития ДОУ // Управление образовательным учреждением. 2003. — № 6. — с. 15−18.
  21. К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 48 с.
  22. К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
  23. К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. 165 с.
  24. К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. -М.: ООО «Издательство ACT», 1997. З99'с.
  25. Д.Л. Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе: Дис.. канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2004 г. — 226 с.
  26. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997. — с. 304.
  27. Л.Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1999. — 179 с.
  28. П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дисс.. доктора экономических наук. — Санкт-Петербург, 2003. 355 с.
  29. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. /Под ред. Т. И. Ерофеевой и др. М.:АРКТИ, 1999.-32 с.
  30. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 1998. — № 12. — с.25−27.
  31. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2000. — № 6. — с. 17−21.
  32. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, апрель 2002. — № 7. — с. 32−34.
  33. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, июнь 2006. — № 11. с. 29−30.
  34. Н.И. Условия эффективности контрольно-диагностической деятельности в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 8. — с. 8−10.
  35. JI.M. Организация деятельности методиста // Управление ДОУ. 2002. — № 1. — С. 83 — 93.
  36. JI.M. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 96 с.
  37. JI.M. Структура управления дошкольным образовательным учреждением // Управление дошкольным образованием. —2004. № 1. — с.8−15.
  38. Д.М. Организация и управление. М.: Просвещение, — 1991.-230 с.
  39. Г. В. Диагностика и внедрение управленческих инноваций в деятельности предприятия: Дис.. канд. эконом, наук: СПб, 2005. -188 с.
  40. Н.С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении. М.: Скрипторий, — 2003, 2004. -112 с.
  41. Г .Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Тананрог: ТРТУ, — 2004. — 267 с.
  42. Н.В. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. — М.: Педагогическое общество России, 1995. 47 с.
  43. Гуманитарные технологии и компетентностная модель современного педагога: Методические материалы для проведения тренингов руководителей образовательных учреждений / И. С. Батракова, Е. В. Люликова,
  44. А.В.Тряпицын, Т.В. Щербакова- Под ред. И. С. Батраковой СПб: РГГУ им. А. И. Герцена, 2007. — 103 с.
  45. Л.Н. Педагогическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении. — Астрахань: Издательство Астраханского гос. пед. ун-та, 2000, с. 1 -10.
  46. Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук: Москва, 2003. — 224 с.
  47. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., Эксмо, 2002. — с. 677.
  48. Л.М. Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением: Дис.. канд. пед. наук: Якутск, 2001. — 150 с.
  49. Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. -М.: Новая школа, 1997. — 48 с.
  50. Детский сад: Кн. Для заведующих / Изгаршева В. М., Сафонова Т. П., Лебедева Е. А. и др.- под ред. Тарасовой Л. П. 3 изд. — М.: Просвещение, 1982. — 256 с.
  51. Детский сад на рубеже веков / Н. А. Реуцкая, Л. П. Баданюк. М.: Профиздат, — 2001. — 125 с.
  52. Дик Н. Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения. 3 изд. — Ростов н /Д: Феникс, 2006. — 380 с.
  53. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования / М. М. Поташник, А. И. Моисеев, М.: Новая школа, 1998.- 117 с.
  54. Дошкольное воспитание: история, современность, перспективы: Учебное пособие / Савушкина Е. В., Солодников В. В., Солодникова И. В. -Рязань: РГПУ, 1996. 49 с.
  55. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. / Редактор-составитель Р. Б. Стеркина. — М.: ACT, 1997. — 336 с.
  56. Дошкольная образовательная система: модели развития / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. Ф. // Управление дошкольным образовательным учреждением — 2004. — № 5. с. 10−14.
  57. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
  58. И.Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса дошкольного образовательного" учреждения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1999. — 19 с.
  59. С.А. Имидж детского сада глазами ребенка, родителя и сотрудника ДОУ// Дошкольная.педагогика. 2004. — № 4(19). — с.39−44.
  60. С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2003. — 320 с.
  61. С.А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999.- 198 с.
  62. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 3 изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
  63. В.Н. Инновационные процессы в управлении муниципальной системой образования: Дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2004. -207с.
  64. Заведующий, дошкольным учреждением: Пособие для заведующих дошкольными учреждениями / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И:Шкатулла. -М.: Просвещение, 1984. -223 с.
  65. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1990. — с.5−13.
  66. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. Москва: Новая школа, 1997. — 319 с.
  67. JI.A. Моделирование системы управления инновационной деятельностью в образовании. Выпуск 2: Инновационная деятельность в муниципальной системе как объект управления. Великий Новгород: НРЦРО, 1998. — с.8- 37.
  68. Г. Л. Философия образования— М.: Вузовская книга, 2002.224 с.
  69. Инновации в образовании глазами социолога / Н. В. Веселкова, B.C. Глушкова, Екатеринбург: Наука, 1996. — 35 с.
  70. Инновационная деятельность: исследования, разработки, внедрения: Материалы региональной научно-практической конференции. -Новокузнецк, НГПИ, 19 991 28 с.
  71. Инновационная социально-педагогическая деятельность ДОУ как фактор развития профессионализма его персонала (из опыта работы ДОУ) / Косарева Л. К., Лебедева С. С., Маневцова Л. М. и др. СПб, 2004. — с. 30−39.
  72. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржак и др. М.: Парсифаль, 1997. — 350 с.
  73. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, М.: Юнити, 1997. — 306 с.
  74. Инновационные процессы в образовании / Под ред. Г. А. Бордовского. Санкт Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 57 с.
  75. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина, И. Г. Андреева, Е. А. Лобанова. Балашов: изд-во Николаев, — 2004. — 64 с.
  76. Т.С. Психология управления. М.: Российское пед. агентство, 1997. — 324 с.
  77. В.Н. Управление инновационными процессами в дошкольных образовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 161 с.
  78. М.В. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 200 с.
  79. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 78 с.
  80. М.А. Педагогический анализ как функция управления дошкольным учреждением // Управление ДОУ, 2002. — с. 4 9.
  81. Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практическое пособие. Часть 1. М.: ЦГЛ, -2004.- 160 с.
  82. Е.С. Как оценить работу детского сада- пособие для руководителей ДОУ. 2 изд. — М.: Просвещение, 2006. — 125 с.
  83. Т.С. Основы управления-дошкольным образовательным учреждением //Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания. Сб. научных трудов / Под редакцией Т. С. Комаровой. М., 1981.-е. 12−27.
  84. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. — 224 с.
  85. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  86. Концептуальные модели инновационного обучения / Ушачев В. П., Ушачева Е. В. Магнитогорск: МГПИ, — 1999. — с. 23.
  87. В.Ю. Многогранность управления / Управление современной школой (размышления руководителя). Под ред. В. Ю. Кричевского / Сост. Л. Б. Стуканова, Л. Ю. Гладышева. СПб: СПб ГУПМ, 1997.-c.204.
  88. Е.В. Обучение руководителей образовательных учреждений умению готовить управленческие решения: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 2000. — 196 с.
  89. Н.П. Инновации в управлении современной школой: Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2004. — 168 с.
  90. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 144 с.
  91. Е.И. Развитие инновационных процессов в профессиональных педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000. -196 с.
  92. А.Б. Оценка профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений к использованию инноваций: Дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. — 178 с.
  93. Л.В. Развивающая школа школа инновационная: Учебное пособие. — Самара: Педагогика, 1998. — с. 10−25.
  94. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. — М.: Новая школа, 1997. 144 с.
  95. B.C. Системное развитие школы. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
  96. B.C. Становление инновационной школы: от идеи к воплощению // Инновационные школы России: становление и развитие. Под ред. Поташника М. М. М., Новая школа, 1996. — с.3−42.
  97. B.C. Управление школой: теоретические основы и методы. — М.: ЦсиЭИ, 1997.- 336 с.
  98. Н.И. Инновационные процессы. Труды семинара. — М.: Издательство ВНИИСИ, 1984. с 5−9.
  99. Н.И. Нововведения в организациях. Труды семинара. — М.: Издательство ВНИИСИ, 1988. с.7−17.
  100. Н.И. Структура инновационного процесса. Труды конференции. -М.: Издательство ВНИИСИ., 1981. с 16−23.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  102. Н.В. Делегирование полномочий как фактор развития внутришкольного самоуправления: Дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2004. 243 с.
  103. И.Г. Человеческий ресурс потенциал ДОУ. // Дошкольная педагогика — 2004. — № 2. — с.47−48.
  104. В.Л. Инновационное обучение. -М: Новая школа, 1994.144 с.
  105. Юб.Ляудис В. Л. Инновационное обучение и наука: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1992. — 50 с.
  106. А.А. Модернизация дошкольного образования / Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 2(4). — с. 16−20.
  107. А.В. Повышение эффективности управленческой инновационной деятельности руководителя предприятия. Дис.. доктора экономических наук. Москва, 2003. — 307 с.
  108. Методист детского сада / Под ред. Проф. Р. С. Буре. — М.: А.П.О. -1994. 76 с.
  109. Методическое пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений / И. М. Воротилкина, Д. И. Герасименко, -Биробиджан, СНОЦ «ИКАРП-БГПИ», 1999. 57 с.
  110. Ш. Микляева Н. В. К проблеме формирования традиций / Дошкольное воспитание. 2004. — № 6. — с 42.
  111. В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. — 527 с.
  112. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Изд-во Сентябрь, 2001. — 160 с.
  113. Мониторинг качества образования в школе / Шишов С. Е., Кальней В. А. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  114. А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2000. — 244 с.
  115. Нб.Навазова Т. Г. Продуктивная деятельность директора по эффективному управлению образовательным учреждением. — Сывтыкар: РИПКРОМО и ВШРК, 1998. 170 с.
  116. Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999.- 176 с.
  117. О.В. Управление дошкольным учреждением: учебно-методическое пособие. Балашов: изд-во Николаев, 2005. — с.4−37, 42−47.
  118. В.М. Оценка качества деятельности инновационных общеобразовательных учреждений. Дис.. канд. пед. наук. Калуга, 2004. -195 с.
  119. О.В. Подготовка студентов вузов к управлению научно-методической деятельностью в дошкольном образовательном учреждении. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2006. — 303 с.
  120. Г. П. Организационно-педагогические основы становления и развития системы дошкольных учреждений в современных условиях. М., Институт общего образования, — 2005. — 164 с.
  121. Новые информационные технологии-в дошкольном' образовании: Методическое пособие / Под ред. Ю. М. Горвица, М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. -58 с.
  122. Организация инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации / Молчанов С. Г., Яковлева Г. В. Челябинск: Юж.-Урал. науч.- образоват. центр РАО. Челябин. госуниверситет, 2005. — 71 с.
  123. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич, — М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  124. Организация педагогического процесса в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ: Сборник для руководителей и воспитателей ДОУ / Под ред. Ковардаковой М. А. — Ульяновск: УИПКР, 2004. -64с.
  125. Организация работы методиста детского сада. / Волобуева JI.M., Газина О. М., Фокина В. Г. М.: АПО, 1994. — 84 с.
  126. Организационные технологии управления школой: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. / Л. А. Башарина, И. В. Гришина. Санкт-Петербург: КАРО, 2002. — 144с.
  127. А.А. Управление учебно-воспитательной работой, в школе. -М.: Прометей, 1991. 184 с.
  128. Основы менеджмента. Перевод с английского / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М.: Изд-во Дело, 1998. — 800 с.
  129. Основы менеджмента: Учебное издание / Д. Д. Вачуков, Т. Е. Берёзкина, Н. А. Кислякова и др., -М.: Высшая школа, 2003. 376 с.
  130. Основы управления педагогическими системами: Учебное пособие для студентов педагогических образовательных учреждений / И. М. Максимова, О. Ю. Шаврина, Стерлитамак: гос. пед. ун-т, 2002. — с.29−35, с.68−69.
  131. А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей редакцией В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2 изд. — М.: Издательский цент Академия, 2007. — 368 с.
  132. Педагогика: инновационная деятельность. / Сластёнин В. А., Подымова Л. С. -М.: ИЧП Издательство Магистр, 1997. 224 с.
  133. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 1999. 500 с.
  134. Педагогические теории, системы, технологии в дошкольном образовании: учебное пособие / В. Н. Гуров, И. Ю. Резванова, Ставрополь: СГУ, 2004.- 175 с.
  135. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», — 2000. — с.48−49.
  136. Педагогическое творчество / Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  137. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, Р. Б. Стеркина, — М.: Линка-пресс, 1998.-71 с.
  138. А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии, 1987, № 1, — с. 15−26.
  139. Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ: Методические рекомендации / Р. Х. Гасанова, Т. И. Маврина, Уфа: БИРО, 2000. — 29 с.
  140. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, — кн. 1., 1999. — 229 с.
  141. Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования. Дис.. к.п.н. Москва, 1984. — 180 с.
  142. Л.В. Профессиональная подготовка специалистов // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 7. с.58−61.
  143. Л. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание. 1993. — № 1. — с. 55- 58.
  144. Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. -М.: А.П.О., 1996. 76 с.
  145. А.И. Инновационный стиль руководства современным средним общеобразовательным учреждением. Дис.. канд. пед. наук. — Киров, 2002.-238с.
  146. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. — с. 7−24.
  147. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. — Киев: Радяньска школа, 19 881- 78 с.
  148. М.М. Управление качеством образования. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  149. М.М. Эксперимент в школе: организация и управление.- М.: Просвещение, 1991.-215с.
  150. Практикум по курсу «Социология и психология управления». / Аверченко Л. К., Удальцова М. В. Новосибирск, НГАЭиУ, 1997. — 23 с.
  151. К.Е. Научные основы управления ДОУ: учебное пособие.- Шадринск: ШГПИ, 2004. 128 с.
  152. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Ладога и др., М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
  153. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М.: Политиздат, 1989. 346 с.
  154. Материалы Международной научно-практической конференции. — Красноярск, КГПУ, 1995. с. 18−21.
  155. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. М.: Новая школа, -1994. — с.4−49
  156. Реализация современных технологий дошкольного и школьного образования: Сборник статей / Под ред. Л. М. Аболина Казань: Карпол, 1999.-с. 8−16.
  157. Ребенок и общество в преддверии 21 века: Проблемы и перспективы совершенствования дошкольного образования и психолого-педагогической- помощи в регионе: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 87 с.
  158. Н.В. Самодиагностика качества^ управления как средства развития профессиональной4 деятельности руководителя образовательного учреждения. Дис.. канд. пед. наук: Самара, 2003. -230с.
  159. В.А. Психология управления: Учебное пособие. — 2 изд. — М.: ЗАО Бизнес-школа, Интел-Синтез. 2000. — 384 с.
  160. В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона: Дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996, 244 с.
  161. С.В. Информационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением: дис.. канд. пед. наук. — Москва, 1999.-240 с.
  162. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. — 2 изд. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 264 с.
  163. И.А. Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 164 с.
  164. С.С. Проблема обучения в истории советской дошкольной педагогики (1945−1960). Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 19 с.
  165. О.А. Управление развитием дошкольного образования на муниципальном уровне: (на примере г. Тольятти): Дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 2003. 239 с.
  166. О. А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: Скрипторий 2000, 2003.- 104 с.
  167. Современный словарь по педагогике / Автор-составитель Е. С. Рапацевич, Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.
  168. Содержание дошкольного образования основа построения образовательного процесса ДОУ: Учебно-методическое пособие. // Под редакцией Т. М. Бабуновой. — Магнитогорск, МаГУ, 2002. — 42с.
  169. О. В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. 3 изд. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.
  170. Л.И. Зачем ДОУ учиться маркетингу? // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. — № 8. — с. 10−14.
  171. Социальные аспекты управления. Для руководящих управленческих кадров / (В.Г.Афанасьев, А. М. Омаров, Р. А. Белоусов и другие) — Под ред. Р. А. Белоусова, Г. Я. Фролова. М.: Экономика, 1981. -216с.
  172. Социология и психология управления. Учебное пособие / Удальцова М. В., Аверченко Л. К., Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. — 207 с.
  173. Социология и психология управления. Серия: Учебники и учебные пособия. / Аксененко Ю. Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И., Суханов И.О.- под ред. Епифанцева С. Н. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 510 с.
  174. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. -3 изд. — М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  175. Н.Ю. Самооценка эффективности управленческой деятельности директора гимназии: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2003. -198 с.
  176. Р.Б. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента // Дошкольное воспитание. 2001. — № 6. — с. 14−18.
  177. Л.Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 736 с.
  178. Н.Н. Инновационные процессы в школе — в центре внимания системы повышения квалификации педагогов / Инноватика в обучении и переподготовке педагогов. Новокузнецк, НГПИ, 1994. — с. 4243.
  179. О.В. Использование ЭВМ в учебно-воспитательном процессе детского сада. Балашов: БГПИ, 1993. — 134 с.
  180. М.С. Развитие потенциальной готовности руководителей дошкольного образования к инновационной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. — 253 с.
  181. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С. А. Гильяминов. М.: Знание, 1991. — 59 с.
  182. А.Р. Мониторинг инновационной деятельности в образовательных учреждениях Республики Башкортостан: Дис.. канд. пед. наук.-Уфа, 2003. 167 с.
  183. И.В. Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2004. — 257 с.
  184. И.В. Управление ДОУ в аспекте философско-психологического знания // Управление дошкольным образовательным учреждением 2003. № 6. — с.8−11.
  185. Е.П. Моделирование содержания образования руководящих педагогических кадров общеобразовательной школы в системе повышения квалификации. Псков. — 1996. — 21 с.
  186. П.И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе. М.: Педагогика, 1991. — с.25−69.
  187. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998. — 288 с.
  188. А.П. Программно-целевой подход в управлении ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2003. № 5. — с. 15−16.
  189. А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: Дис.. канд. пед. наук. — Москва, 1984. — 173 с.
  190. А.Н. Маркетинг в ДОУ. / Дошкольное воспитание. 2001. -№ 9 — с.45−51.
  191. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство. / Под редакцией П. Карстанье, К. М. Ушакова. М.: Изд-во Сентябрь, — 1995. — с. 6−9. с. 55−71. с. 164−173.
  192. Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко, М.: Академия, 2000. — 432 с.
  193. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства: Учебно-методическое пособие / Лебедева С. С., Маневцова Л. М. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. -144 с.
  194. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Виноградова Н. А., Микляева Н. В. М.: Айрис-пресс, 2006. — 192 с.
  195. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н.Шибанова- под ред. Шамовой Т. И. М.: ИЦ Академия, — 2002. — 294 с.
  196. Управление развитием школы / М. М. Поташник, В. С. Лазарев М.: Новая школа, — 1995. — с. 168−175.
  197. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / Составители Г. В. Яковлева, Д. Ф. Ильясов -Челябинск: Образование, 2004. — 66 с.
  198. В.П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе. Магнитогорск: МГПИ, — 1999. — с. 6−25.
  199. А. Общее и промышленное управление. М.: 1991.
  200. Л. И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — М.: АРКТИ, 2006. — 144 с.
  201. Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. М.: Педагогическое общество России, -2003.-80 с.
  202. О.А. Руководитель: имидж и стиль работы. // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2004. — № 2. — с.21−29.
  203. А.Н. Инспектирование детских дошкольных учреждений: учеб. Пособие для студентов пед. ин-ов по спец. 03.07 «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, — 1989. — 64 с.
  204. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, — 1990. — 208 с.
  205. Т.И. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и, повышения квалификации организаторов образования. Москва: МИП «Магистр», 1992. — 232 с.
  206. П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании. // Инновационное движение в российском. школьном образовании- под редакцией Э. Днепрова, А. Каспаржак и др. М.: Парсифаль, — 1997. — с.61−78.
  207. Л.Ю. Развитие персональной* компетентности руководителя в управлении1 дошкольным* образовательным учреждением: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2004. — 161 с.
  208. Т.В. Управление школой: маркетинговый подход: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2004. — 80 с.
  209. А.И. Инновационный менеджмент. Учебное пособие для вузов. Вологда: Вологодский УНТИ, — 1998. — с. 10−80.
  210. Т.Н. Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов: автореферат.канд. пед. наук. Ижевск, 1999. — 18 с.
  211. Экономика образования: Учебное пособие / В. Л. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин, М.: Российское педагогическое агентство, -1998.-306 с.
  212. О.Ф. Формирование в педагогическом колледже готовности к инновационной деятельности будущих воспитателей дошкольных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, — 2001. — 206
  213. , О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. — Москва, -1996.-224 с.
  214. О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -СПб, «ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. — 384 с.
  215. А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. М.: УНЦДО, 2005. — 222 с.
  216. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт работы теории инновационных процессов в образовании. М.: Педагогика, 1991.-91 с.
  217. Н.Р. О педагогической инноватике // Советская педагогика. 1991. — № 11.-е. 38−45.
  218. Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, — 2003. — 248 с.
  219. Г. В. Условия организации самообразования педагогов инновационных ДОУ: Методические рекомендации. Челябинск: ИИУМЦ Образование, 2005. — 63 с.
Заполнить форму текущей работой