Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Письменная речь как объект иноязычного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конспект учебный — одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала. Конспект — эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующие и развивающие мышление учащихся, побуждающие глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в сжатых к чтению… Читать ещё >

Письменная речь как объект иноязычного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Письмо и письменная речь, репродуктивная и продуктивная письменная речь, формы коммуникативной письменной речи.

Однозначного подхода к понятиям письма и письменной речи до сих пор не выработано. Так, некоторые методисты, лингвисты, и психологи различают понятия письмо и письменная речь.

В современной методической литературе встречается мнение, что письмо — это техника использования графической и орфографической систем языка, а письменная речь — умение выражать мысль в письменной форме. Жинкин Н. И. связывает подобное разграничение с особенностями механизма письма, который складывается из двух звеньев: составление слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний. Он полагает, что в основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией, причем оно должно быть доведено до уровня навыка, а для реализации второго звена характерно выражение мыслей с помощью определенного графического кода, т. е. необходимо речевое умение. Нетрудно заметить, что письменная речь включает в себя обязательные элементы — графические и орфографические навыки, поскольку трудна и из-за орфографии и из-за грамматического построения предложений.

В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью — книжный стиль речи.

В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений. Письменная речь — это процесс выражения мыслей в графической форме.

Существует и другая точка зрения: письмо и письменная речь, выступая как средства обучения, равнозначны, но играют разную роль на различных этапах обучения. Так, на начальном этапе обучения основной задачей является обучение письму. Письмо представляет собой необходимое условие формирования чтения и письменной речи. На среднем этапе центр тяжести в работе над письмом переносится на орфографию в связи с накоплением нового языкового материала. Одновременно с этим развивается письменная речь как средство, способствующее формированию умений и навыков устной речи. Наконец на старшем этапе приобретенные ранее письменные умения совершенствуются наряду с аналогичным совершенствованием устной речи. Кроме того, письменная речь приобретает еще одну важную роль — она становится вспомогательным средством в самостоятельной работе учащихся над языком.

Однако наиболее верной представляется позиция, когда в методике обучения иностранным языкам термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Авторы этой методики считают, что термин «письмо» — понятие более широкое, чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь. В англоязычной методической литературе эти два понятия также не противопоставляются («writing as a means» и «writing as an end»). Здесь ключевым моментом, сформулированным как англоязычными, так и русскими исследователями письменной речи является то, что в конечном итоге письменная речь — это, прежде всего, выражение своих мыслей с целью передачи информации другим людям в виде письменного сообщения.

При обучении письменной речи важно развивать творческое воображение. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

Д.Б. Эльконин считает, что письменная речь в большей мере воспитывает ответственное отношение к слову, чем устная. Письменная речь теснее, чем устная, связана с логической мыслью и в своем развитии не может не опираться на мышление и внутреннюю речь. А эта опора двигает развитие этих психических процессов. Она имеет большое значение для развития вдумчивого и серьезного отношения школьника к тому, что он изучает и делает в школе. Письменная речь и характерная для нее ориентация на абстрактного читателя открывает перед ребенком новые пути общения, перенося мысль, волю и чувства ребенка в гораздо более широкий мир социальной действительности. Через развитие ориентировки на читателя этот мир более ощутимо воспринимается ребенком.

Согласно Гальсковой Н. Д. классифицировать письменную речь можно следующим образом:

  • l Репродуктивная — изложение прочитанного или прослушанного;
  • l Продуктивная — собственная речь, описание, повествование.

В связи с чем выделяют следующие формы коммуникативной письменной речи:

Тезисы — слегка формализованное резюме, где выделены основные положения, и каждое из них рассмотрено в отдельности.

Конспект учебный — одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала. Конспект — эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующие и развивающие мышление учащихся, побуждающие глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в сжатых к чтению фразах. Конспект, как правило, состоит из 3 основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Изложение — письменный пересказ текста литературного произведения, изучаемого в соответствии с программой. Изложение — разновидность упражнения близкого к сочинению, развивающие память и логическое мышление, обогащающие речь словами и оборотами литературного языка. Подготовка к изложению включает: разбор содержания текста, логический, композиционный и языковой анализ. Различают подробные, сжатые и такие, в которых учащиеся высказывают свои суждения по поводу излагаемых фактов.

Реферирование — процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или ином научном тексте, с целью получения краткого, сжатого изложения содержания предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т. д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой информации, чтобы неизбежная потеря информации в минимальной степени коснулась важных и существенных сведений, содержащихся в тексте.

Аннотация — вторичный источник информации с частично сокращенной, частично форматизированным тезаурусом, отвечающим на вопрос «о чем?», имеет простую грамматику.

Сочинение — самостоятельная письменная работа учащегося на заданную тему. В одних случаях они опираются на знание литературного материала, в других, на личный жизненный опыт и непосредственные наблюдения автора. Виды повествовательные (рассказ о жизни литературных героев или о себе), описательные, характеристические (анализ образа литературного персонажа или живых людей), сочинение рассуждение.

Рецензия — письменный отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. Дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Все это требует от автора хорошего знания предмета, того, о чем он пишет. Рецензист должен показать произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой