Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направления методической работы по формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация стратегических задач образования обуславливает перенос акцента педагогического управления с процесса освоения готовых общепризнанных знаний на технологии передачи и генерирования информации в обмен на полученнуюизменение характера управления педагогическим процессом, развитие личностных позиций, как преподавателя, так и студентовформирование новых смыслов организации образовательного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование личности будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Личность студента в научных исследованиях
    • 1. 2. Сущностные характеристики процесса формирования личности
    • 1. 3. Факторы развития личности студента
    • 1. 4. Роль профессиональной направленности студентов в становлении его личности
  • Глава 2. Направления формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста безопасности жизнедеятельности
    • 2. 1. Квалификационные требования, предъявляемые к специалисту безопасности жизнедеятельности
    • 2. 2. Педагогическая направленность учебного процесса
    • 2. 3. Профессиональная направленность студентов как фактор эффективности будущей профессиональной деятельности
    • 2. 4. Профессиональные знания, умения и навыки как предпосылки успешной практической деятельности
  • Глава 3. Направления методической работы по формированию личности студента в системе непрерывного профессионального образования
    • 3. 1. Сопровождение студентов как основа методической работы по формированию личности
    • 3. 2. Личностно-профессиональное сопровождение студента в процессе приобретаемого профессионального опыта
    • 3. 3. Научное и информационное сопровождение студентов в образовательном процессе

Направления методической работы по формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные преобразования современного общества, происходящие в данное время, обусловливают появление новых ценностей в образовании, формируют социальные запросы к профессиональной компетентности педагога.

Новые социальные требования к системе российского образования сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за свою страну».

Оставаясь актуальной функцией школы, такой как передача культурного опыта, новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний и формирование у учащихся научной картины мира, приходит новая функция образования — развитие самостоятельности и творческих характеристик личности. Такой системе образования требуется специалист-профессионал, ориентированный на развитие способностей учащихся, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков. Педагог нового типа, способен быстро реагировать на происходящие общественные изменения, корректировать свою профессиональную деятельность в соответствии с социальными требованиями, быть профессионалом в области педагогики и психологии, способным к созданию условий собственной творческой деятельности.

В условиях зарождения новой образовательно-педагогической парадигмы предполагается осуществление целостного процесса становления высококвалифицированных специалистов, построение модели оптимизированного варианта конкретной педагогической системы учебных программ путем реализации идей гуманизации, демократизации, непрерывности и опережающего образования на основе таких приоритетных принципов новой образовательной политики, таких как фундаментальность, целостность и ориентация на интересы развития личности.

Реализация стратегических задач образования обуславливает перенос акцента педагогического управления с процесса освоения готовых общепризнанных знаний на технологии передачи и генерирования информации в обмен на полученнуюизменение характера управления педагогическим процессом, развитие личностных позиций, как преподавателя, так и студентовформирование новых смыслов организации образовательного процесса. В настоящей работе ориентация на такого рода методологию управления образовательными процессами исследуется и развивается в определенных направлениях, а именно: в деятельности педагога на первое место выходит аналитико-экспертная функция в противовес традиционно-контрольнойсоздание педагогически обоснованной теории оптимизации формирования личности каждого студента в целях развития его профессионализма, основывающейся на принципах взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к становлению и развитию его педагогической культуры как цели профессионального самосовершенствования.

Характерной особенностью профессионального становления личности педагога должна стать способность воспринимать педагогический процесс как целостное явление, центральное место в котором должно принадлежать формирующейся личности студента педагогического вуза.

Специалисту безопасности жизнедеятельности общество отводит роль профессионала, деятельность которого предполагает не только выполнение функций обеспечения безопасности и способности эффективно противостоять развитию угрожающей ситуации, но и готовить новое поколения к предстоящей безопасной жизнедеятельности.

В период обучения будущий специалист безопасности жизнедеятельности должен овладеть определенным объемом научных знаний, теоретических основ безопасности жизнедеятельности, освоить умения и навыки в данной профессиональной области, развить личные качества, определяющие его компетентность.

Формирование личности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности определяется специфическими особенностями профессиональной деятельности, в то время как формирование личности определяется общественным строем, воспитанием и самовоспитанием, взаимоотношениями с другими людьми и совместной деятельностью.

Обозначенные проблемы требуют активизации научных исследований в данном направлении. Определенный вклад в этот процесс внесли работы.

A.Г.Ахромовой, Г. А. Бордовского, В. Н. Завгороднего, И. А. Гафнера,.

B.М.Заенчика, А. Н. Шмелевой, В. П. Соломина, Н. Н. Скворцовой, В. В. Лаптева,.

C.А.Лагун, В. А. Черкасова, В. Г. Макаренко, И. М. Шиловой. Аспектам профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности уже посвящен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются вопросы развития педагогической готовности (И.А.Щеголев) — совершенствования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (Л.А.Михайлов, А.В.Матвеев) — организации психофизической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности (И.А.Бикмаев) — обозначены дидактические условия непрерывной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности к обучению школьников безопасности дорожного движения (Н.Н.Пискарев) — выявлены организационо-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже (Э.М.Киселева) и др.

Исследование проблемы формирования личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности обусловлено противоречиями:

• между социальной потребностью в подготовленных, педагогических кадрах, обладающих всеми качествами специалиста БЖ и недостаточной разработанностью проблемы и ее реализации в профессиональной подготовке;

• между растущими в геометрической прогрессии опасностями, влияющими на жизнь человека и количеством специалистов имеющих специальную подготовку и соответствующие профессиональные качества, способные обучать предупреждению и противодействию этим опасностям;

• между значительным увеличением поражающих факторов опасностей психологического и психогенного характера и незначительным объемом знаний и умений, которым обучают будущих учителей;

• между высокими требованиями, предъявляемыми к личности специалиста безопасности жизнедеятельности со стороны общества и школы и фактическим невысоким уровнем его сформированное&trade-.

В связи с этим проблема исследования заключается в выявлении направлений методической работы и научном обосновании условий, эффективно влияющих на формирование личности студентов как будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: направления методической работы влияющие на формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: разработать и обосновать направления методической работы по формированию личности студентов как будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности будет более эффективной, если: определены и концептуально сформулированы основные профессиональные качества специалиста безопасности жизнедеятельности;

— на федеральном, национально-региональном и муниципальном уровнях разработана квалиметрия качеств и свойств специалиста безопасности жизнедеятельности для конкретной формы (вида) деятельности;

— в процессе профессионального становления будущих специалистов происходит побуждение студентов к непрерывному совершенствованию своих позитивных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности по специальности;

— определена и внедрена в учебно-воспитательный процесс сисиема психолого-педагогических условий, эффективно влияющих на формирование личности студента как специалистов безопасности жизнедеятельности;

— процесс сопровождения студентов на всех этапах обучения будет способствовать пониманию студентами значимости своей будущей профессии и требований, которые она предъявляет к специалисту.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Исследовать и проанализировать отечественную и зарубежную педагогическую и социально — психологическую литературу по проблеме формирования личности студента как будущего специалиста.

2. Определить условия развития и направления формирования личности студента в процессе обучения.

3. Выявить направления методической работы и психолого-педагогические условия по формированию личности студента.

4. Изучить и проанализировать профессионально-значимые качества и ценностные ориентации студентов в процессе подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности.

5. Выявить особенности развития качеств личности в профессиональной деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности.

6. Разработать рекомендации по введению условий успешного формирования личности студента в учебно-воспитательный процесс подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности.

Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические и методологические подходы и положения, разработанные в отечественной и зарубежной педагогике и психологии:

— основные положения методологии современной педагогики (Ю.К.Бабанский, АЛБеляева, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский и др.);

— системный, комплексный, личностно-ориентированный подходы в образовании (В.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, АЛБеляева, В. П. Беспалько, Л. И. Божович, ГАБодовский, Л. С. Выготский, ЕККазакова, В. П. Соломин и др.);

— теории профессиональной деятельности (В.И.Горовая, В. Н. Гуров, А. А. Леонтьев, И. А. Малашихина, ВА. Сластенин, А. И. Уман и др.);

— концепции системно-целевого подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К.Бабанский, Е. П. Белозерцев,.

B.С.Ильин, В. В. Краевский, A.M. Савранов, В. В. Сериков и др.);

— научные положения в области педагогического направления безопасности жизнедеятельности (С.В.Белов, К. Р. Малаян, ЛА. Михайлов, Б. Н. Мишин, О. Н. Русак и др-);

— система формирования личности учителя безопасности жизнедеятельности (А.Г.Ахромова, И. А. Бикмаев, В. Гафнер, Т. Ю. Давыдова,.

C.А.Лагун, А. В. Матвеев, Л. А. Михайлов, В. Г. Макаренко, Н. Н. Скворцова, В. А. Черкасов, И. М. Шилова, И. А. Щеголев, А. Н. Шмелева и др.).

— методология и методы исследования качеств личности, определяющих развитие профессиональных способностей (А.А.Бодалев, С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, H.W.Eber, R.B.Cattell и др.) — теоретические и методические разработки концепции профессионального становления личности (А.Г.Асмолов, Е. А. Климов,.

A.К.Маркова, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков, L.W.Kendall, M. Rokeach, P. S.Smith);

— исследования личностных качеств учителя и его профессиональной компетентности (Е.В. Бондаревская, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, С. В. Кульневич, А. К. Маркова, А. А. Реан, Л. А. Регуш ,.

B.А.Сластенин и др.);

— труды отечественных ученых-педагогов по проблемам организации и систематизации учебного знания (В.А.Беликов, М. А. Данилов, Л. В. Занков, Л. Я. Зорина, А. Н. Крутский, В. Н. Мощанский, А. М. Сохор, А. В. Усова, П. М. Эрдниев и другие).

Для реализации поставленных целей и задач в исследовании были использованы следующие методы: теоретические — анализ, синтез, классификация, сравнение, моделирование эмпирического материала, проектирования педагогических процессовэмпирические — наблюдение (прямое и косвенное), социологический опрос, беседа.

Научная новизна диссертационного исследования и полученных результатов заключаются в следующем:

• определены направления методической работы по формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

• в разработке целостного научно-методического подхода к формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

• выявлена совокупность психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность формирования личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

• обоснованы критерии, показатели и уровни развития профессиональных качеств личности в результате психолого-педагогической деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности;

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации подходов в методической и психолого — педагогической работе по проблеме формирования личности специалиста безопасности жизнедеятельности. Работа дает возможность теоретического обоснования профессиональнопедагогической деятельности в подготовке специалистов безопасности жизнедеятельности, т.к. рассматривает под углом профилизации суть и значение процесса профессиональноличностного становления специалиста.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• теоретические положения, выводы, материалы и рекомендации применяются в психолого-педагогической работе в вузе, в системе профессиональной подготовки учителей, при проведении индивидуальной работы со студентами, в процессе организации педагогической практики;

• разработанные положения и выводы о методической работе, а также психолого-педагогические условия развития и формирования личности студента создают предпосылки для повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста безопасности жизнедеятельности;

• даны практические рекомендации по организации методической и психолого-педагогической работы по формированию личности безопасного поведения у студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность профессиональных, педагогических знаний и умений, мотивационных и эмоционально волевых качеств личности, позволяющих успешно выполнять профессиональную деятельность в области «Безопасность жизнедеятельности», сохраняя к ней интерес.

2. Педагогически организованный, целенаправленный процесс создания условий для развития профессионально важных качеств.

3. Психолого педагогические условия формирования личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

4. Направления методической работы по формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

5. Процесс сопровождения студентов способствующий принятию ими оптимальных решений в разрешении проблем личностного и профессионального становления.

Достоверность и обоснованность сформулированных в диссертации выводов обеспечивается методической обоснованностью исходных теоретических положений, их согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии, педагогической психологии, педагогики и дидактики, безопасности жизнедеятельностилогикой проведения исследовательской работы в соответствии с целями, задачами и психолого-педагогическими условиями исследованиямногосторонним качественным анализом имеющегося и полученного нами фактического материала.

Апробация диссертационного исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования заслушивались и обсуждались, получили положительную оценку на кафедре социальной безопасности РГПУ им. А. И. Герцена, международных и всероссийских научно — практических конференциях: «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги» (Санкт-Петербург, 2005, 2006), «Проблемы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности» (Санкт-Петербург, 2005), «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеграция науки и практики».

Ставрополь, 2007). Результаты диссертационного исследования внедрены в практику учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности с квалификацией «Учитель безопасности жизнедеятельности» и профиля «Безопасность жизнедеятельности» в направлении «Естественнонаучное образование».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди всего комплекса проблем совершенствования высшей школы первостепенное значение в современных условиях имеют демократизация и гуманизация учебно-воспититательного процесса, всемерное повышение качества подготовки специалистов, укрепление связей вузов с общественной практикой, наукой. Насущным становится создание законченной системы непрерывного образования, требующей и соответствующего управления.

Формирование личности будущего специалиста в вузе — сложный и многосторонний процесс, успех которого предопределяется особенностями учебной деятельности студентов. Целенаправленная теоретическая и практическая подготовка специалиста безопасности жизнедеятельности неразрывно связана с их всесторонним развитием в ходе учебного процесса.

Исследование было посвящено разработке и обоснованию направлений методической работы по формированию личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1 .На формирование личности студента влияют следующие факторы: положительное отношение к учебе, научно обоснованная деятельность студентов, взаимоотношение в студенческом коллективе, педагогическая направленность организации учебно-воспитательного процесса.

Проблема формирования личности и ее профессионального становления достаточно сложна и многогранна, и остается предметом исследований в области философии, педагогики, психологии, социологии и других отраслей знаний. Это объясняется тем, что формирование личности будущего специалиста является важнейшей составляющей эффективности, надежности и стабильности профессиональной подготовки.

Анализ литературных источников показал:

— личность целостна и многограннаэто многоуровневая система психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека;

— в личности все человеческие качества, свойства, энергии представляют собой единство, целостность, что значит быть самим собой во всем, полностью соответствовать своему внутреннему Я;

— важнейшими условиями зрелой, творческой духовно-нравственной человеческой личности являются: общество, деятельность, осмысленная реальная история своего развития;

— личность студента — это личность молодого человека, готовящегося к квалифицированному выполнению функций специалиста;

— становление личности студента подчиняется общим законам диалектики — это диалектический процесс создания предпосылок к развитию, процесс самодвижения, самоизменения;

— одним из факторов личностного развития студента, становления его индивидуальности является способность осознавать свою субъективность в противостоянии к внешнему миру, способность к его интеллектуальному и практическому освоению.

2 .Формирование личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности зависит от содержания и структуры профессионально важных качеств и свойств студента, и оптимального соотношения общей и специальной подготовки.

Основные требования к уровню образованности выпускника высшего учебного заведения по специальности «Безопасность жизнедеятельности» изложены в Государственном образовательном стандарте 2000 года.

Решение задач по выявлению качеств личности специалиста составляет содержание профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности. Структура требований, вытекающих из содержания деятельности, образует профессиограмму педагога данного профиля.

Профессиограмма специалиста безопасности жизнедеятельности (по А.В.Матвееву) базируется на следующих положениях:

— специалист безопасности жизнедеятельности — это прежде всего образованный человек с высоким уровнем нравственных и моральноволевых качеств;

— специалист безопасности жизнедеятельности — это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого — педагогических, медико — биологических наук, хорошо разбирающийся в смежных областях знаний;

— специалист безопасности жизнедеятельности — это специалист профессионал, владеющий всем арсеналом средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный уровень профессиональной готовности.

Сопоставляя особенности профессиональной деятельности специалистов безопасности жизнедеятельности и факторы, влияющие на формирование их личности, можно прийти к выводу, что должны выполняться следующие условия, обеспечивающие успешность формирования личности специалистов безопасности жизнедеятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе:

1) необходима согласованность ценностно-смысловых оснований будущей профессиональной деятельности с целью и задачами процесса формирования личности специалиста;

2) при несогласованности цели и задач процесса формирования личности будущих специалистов с ценностно-смысловыми основаниями собственной профессиональной деятельности следует: а) либо выполнить корректировку цели и задач формирования личности будущих специалистовб) либо переосмыслить ценностно-смысловые основания собственной профессиональной деятельности.

З.Для успешного формирования личности студента выделяются следующие педагогические условия: гуманистическая направленность образованиярассмотрение процесса формирования личности специалиста в качестве одной из целей профессиональной подготовкиосмысление студентами первоначального собственного опыта практических отношений и профессиональных действий, педагогическая направленность учебного процесса, профессиональные знания, умения и навыки как предпосылки успешной практической деятельности.

Успешность профессиональной деятельности современного специалиста безопасности жизнедеятельности во многом зависит от его способности и готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач. Такой специалист становится конкурентоспособным в современных условиях, обладает необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда.

В структуре личности учителя безопасности жизнедеятельности особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога, и основой для формирования его профессиональной устойчивости. Вместе с тем профессиональное мастерство опирается на мотивы, моральные и психологические качества специалиста, поэтому формирование знаний, умений, навыков должно сочетаться с формированием личности будущего специалиста в целом.

4.Направлениями методической работы по формированию личности студента как будущего специалиста являются различные виды сопровождения студентов в процессе обучения.

В соответствии с требованиями подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности выделяются условия сопровождения студента. К общим условиям сопровождения студента отнесены: приоритеты гуманистических педагогических ценностейоткрытость межличностных отношенийпонимание проблем жизнедеятельности студентарасширение сферы самосознания студентастимулирование взаимодействиязащита индивидуально-профессионального развития студента.

Приоритетами гуманистических педагогических ценностей являются: человек, развивающаяся личность. Открытость межличностных отношений: готовность к установлению отношений и связей с разными субъектами образовательной деятельностиискренность и естественность повышают вероятность взаимопонимания. Понимание проблем жизнедеятельности студента — условие и следствие продуктивного взаимодействия в образовательном процессе. Доброжелательность, поддержка способствуют сохранению комфортных условий профессионального развития. Стимулирование взаимодействия обусловливает согласованность действий в образовательном процессе. Целесообразность сопровождения — важнейший фактор стимулирования субъект-субъектного взаимодействия. Защита индивидуального профессионального развития студента обеспечивается системой сопровождения, предоставляющей помощь студенту в формировании ориентационного поля развития, средствами и формами психологической поддержки самоопределения личности.

Комплексное сопровождение и поддержка создают предпосылки разрешения личностно-профессиональных проблем студента в процессе обучения.

Различные виды сопровождения студентов в процессе обучения направлены на создание условий для принятия студентом оптимальных решений в разрешении проблем личностного становления, вырабатывании критериев и ориентиров профессионального развития в образовательном процессе, развитии навыков научно — исследовательской деятельности, повышение общедидактической и методической подготовленности студентов.

В результате проведенного теоретического и методологического исследования мы выделили следующие виды сопровождения студентов в процессе обучения:

— личностно — профессиональное сопровождение;

— научное — сопровождение;

— информационное — сопровождение.

5.Ведущей идеей сопровождения студента в образовательном процессе является его личностное, образовательное и профессиональное движение.

Сопровождение в вузе — многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному самоопределению студента, его личностно-профессиональному развитию.

Формирование и развитие личности как субъекта профессиональной деятельности в единстве объективных и субъективных факторов осуществляется в аспекте постижения тонкостей профессионализма и реализации.

Как направления методической работы, различные виды сопровождения студентов в образовательном процессе являются условием успешности формирования личности студента как будущего специалиста безопасности жизнедеятельности.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу и позволило констатировать, что поставленные задачи были решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебно — методическое пособие- Новосибирск: НГПУ, 2004.-96 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования-М., 1990, — 208с.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М.- Наука, 1980.- 115−185с.
  4. B.C. Психолого-педагогическая диагностика и регуляция психических состояний учителя в образовательном процессе-Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002 243с.
  5. И.Ю. Решение педагогических задач как средство формирования умственной самостоятельности студентов педвузов: Автореф. Дис. канд. психол. наук-Ленинград, 1983.
  6. М.А. Проявление личной ригидности в динамике становления профессиональных установок: Автореф. Дис. канд. Психол. наук. -Барнаул, 2002 16с.
  7. А.Г. Психология личности. М., 1990, — 257−306с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1989.
  9. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса. СПб., 1995.
  10. Ю.Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: — Екатеринбург. Изд.- во «Деловая книга «, 1996- 344с.
  11. И.Белов В. Л., Шумянкова Н. В. Модульное обучение студентов. Социально- политический журнал 1994 — № 7 — С. 62- 71.
  12. А.В. Управление самостоятельной работой студентов Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 105−109
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии— М.: Педагогика, 1989.- 191с.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. М., 1995.
  15. В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики: Монография. СПб., 2000.
  16. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие.-М.: ПЕРСЭ, 2001.-511с.
  17. JI.M. Устойчивость личности. Процесс и условия её формирования-М.: Работник просвещения, 1966.- 35с.
  18. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб., Питер, 2000.
  19. В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  20. Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество М., 1983 -80с.
  21. О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. завед М.: Изд. центр «Академия», 2001 — 240с.
  22. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. 2-е изд. М.- Издат. центр Академия, 2004
  23. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход М.: Высшая школа, 1991- 208с.
  24. М.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально -ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 192с.
  25. В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого- педагогическая проблема. Основы безопасности жизнедеятельности. -2004-№ 9. С. 15- 17.
  26. С.А., Видт И. Е. Модели современного педагога и диагностический инструментарий для выявления его личностного потенциала-Тюмень- ИПК П. К., 1995 17с.
  27. М.А. Теория и практика дидактических моделей в обучении. Вуз в системе непрерывного образования СПб., — 1992 — С.80- 82. 162
  28. Горина J1.H. Педагогические инновации в преподавании дисциплины «Безопасность жизнедеятельности «: Научные чтения «Белые ночи»: Тезисы, докладов.- Санкт- Петербург, 1997 С.32- 33.
  29. ЗЬГоровая В. И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы Ставрополь, 1995- 44с.
  30. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 50 104 Безопасность жизнедеятельности М.- 2000 — 36с.
  31. B.C. Социально- психологический фактор в системе общественных отношений: социально- философские проблемы. -М.: Изд- во Московского университета, 1995 184с.
  32. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003, — 415с.
  33. В.В. Лекции по педагогической технологии- 2-е изд— М.: Знание, 1992.-42с. 163
  34. Т.Ю. Педагогические основы управления процессом формирования знаний и умений по безопасности жизнедеятельности: дис. канд. пед. наук.-Брянск, 1999.-208с.
  35. Данилов Данилян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие — М.- Прогресс- Традиция, 2000- 416с.
  36. А. Зазыкин В. Акмеология: Учеб. пособие- СПб.: Питер, 2003, — 256с.
  37. Л. Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям. Психологические проблемы деятельности в особых условиях (Под ред. Б. Ф. Фролова).-М.: Наука, 1985,-С. 63−90.
  38. И. Н. Профессиональная устойчивость молодого учителя как показатель сформированности его позиций. Руководство профессиональным становлением молодого учителя М., 1985 — С. 84 -92.
  39. О. Б., Христофоров С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития. Инновации и образование: Сб. матер. Конф. Серия «Sympozium». Вып. 29-СПб.:Санкт -Петербургское философское общество, 2003- С. 309−317. 164
  40. М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь справочник. Мн., 2001.
  41. Заир Бек е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995.47.3акон Российской федерации «Об образовании «, СПб., 1996.48.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
  42. И. А. Педагогическая психология. М., 2001 — 283с.50.3иятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения.- М., 1992 222с.51 .Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства, — Киев: Киевский Гос. ун-т, 1987.-267с.
  43. Е. П. Психология: Учебник для средних учеб. заведений СПб: Питер, 2004- 560с.
  44. А. В. Устойчивое развитие и безопасность сложных систем-М.: ВЦ РАН, 2001.- 190с.
  45. И. Ф. Профессионально- педагогическая культура преподавателя : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед М.: Издательский центр «Академия «, 2002 — 208с.
  46. Канн-Калик В. А. Восхождение к студенту // вестн. Высш. Школы. 1987. №З.С.7−11
  47. Д., Ранкин Д. Бороться с терроризмом Вестник НАТО-2000-№ 3.-С.12- 15.
  48. Э.М. Педагогическая направленность будущих учителей ОБЖ. МатерЛХ Межд. научно-практ.конф. СПб, Союз 103−107с.
  49. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях М., 1995 — 224с.
  50. Е. А. Психология профессионала М., 1996 — 324с.
  51. Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России М., 1992.-221с.
  52. Э.М. Формирование профессиональной устойчивости учащихся средних ПТУ: дис. канд. пед. наук Киев, 1988 — 155с.
  53. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  54. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  55. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. М., 2000 .
  56. Л. М. Методы диагностики тревожности СПб.: Речь, 2002−198с.
  57. Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие,-М.: Высшая школа, 1990 142с. 166
  58. С. П. Инструментальная трактовка профессиональных интересов как существенного компонента психологической устойчивости профессиональной деятельности. Психологическая устойчивость профессиональной деятельности М.- Одесса, 1984 — С. 84- 88.
  59. В. А. Теория и практика многоуровневого университетского образования-Ярославль, 1996 268с.
  60. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // 2000.№ 1. С.52−57
  61. Н. В. Очерк психологии труда учителя- JL: ЛГУ, 1967−183с.
  62. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения-М.: Высшая школа, 1989 167с.
  63. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Л., 1985−148с.
  64. А. Офицер запаса у школьной доски. Основы безопасности жизнедеятельности 2003.- № 11- С. 43.
  65. Курлянд 3. Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя: дис. доктора, пед. наук Одесса, 1993- 268с.
  66. Курлянд 3. Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя: Автореф. дис. доктора.пед. наук М., 1993- 30 с.
  67. Н.А. Педагогическое исследование современнрго студента. -СПб., 1999.
  68. Д. В поиске пути к безопасности. Вестник НАТО 2000-№ 1.-С.12- 15.
  69. . Отбор учителей. Перспективы 1982 — № 1,2. С. 249- 255. 167
  70. В.В., Богословский В. И. Совет по направлению как форма организации научно- исследовательской деятельности педагогического университета // модернизация общего образование на рубеже веков: Сб. научн. статей. СПб., 2001.
  71. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений-М.: Издательский центр «Академия», 2001- 272с.
  72. Н. Д. Детская и педагогическая психология М., 1967 — 476с.
  73. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.-М.: Высшая школа, 1991 -224с.
  74. А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета.- М., 1975.- 246с.
  75. А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-305с.
  76. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. -М., 1983.- 381−384с.
  77. Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  78. И.А., Таранова Т. Н. Педагогика и методика высшей школы: Учебное пособие Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999 — 86с.
  79. Л., Черницкая М., Блохина О. Как в техническом вузе готовят учителей ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности.-2004-№ 1. С. 16−17.
  80. В.Л. и др. К вопросу об устойчивости некоторых психологических и психомоторных функций в экстремальных условиях. Надежность комплексных систем «человек- техника». Ч. 1Л., 1969-С. 129- 132.
  81. А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. Советская педагогика- 1986 № 6 — С. 59- 64.
  82. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация М.: Исслед. центр проблем кА 168
  83. А.В. Специфика профессиональной подготовки преподавателя безопасности жизнедеятельности на базе вуза физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук СПб, 1998 — 20с.
  84. М.А. Психолого-педагогические основы развития компонентов инновационной деятельности у студентов университета: Автореф. дис. канд. пед. наук Владикавказ, 2001 — 23с.
  85. B.C. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь, 1988. -41−58с.
  86. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. Сост. А. Т. Смирнов, Б. И., Мишин- Под общ. ред. А. Т. Смирнова- 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 2004.- 157с.
  87. Методы системного педагогического исследования: Учебное, пособие. М.: Народное образование, 2002 — 208с.
  88. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую специальность: Учебное, пособие для студ. пед. учеб. заведений М.: Педагогическое общество России, 2002- 268с.
  89. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное, пособие для студ. высш. пед. завед М.: Изд. Центр «Академия», 2004 — 320с.
  90. Л.М., Асмаковец Е.С Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001 192с.
  91. Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете. Основы безопасности жизнедеятельности 2004.- № 1. С. 11−15.
  92. Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Монография. СПб, Союз, 2003.
  93. В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников,-Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002, — 318с.
  94. Г. А. О развитии интеллектуальных детерминант психологической устойчивости учителя. Психологическая устойчивость профессиональной деятельности М.- Одесса, 1984 — С. 112−114.
  95. А.А. Готовность будущего учителя к разрешению педагогических ситуаций психологического напряжения. «Потенциал личности: комплексная проблема» Матер, третий всеросс. INTERNET-конф-Тамбов, 2004- С. 101- 105.
  96. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования. Педагогика 1998 — № 3 — С. 27- 29.
  97. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического вуза: Монография / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб., 2001.
  98. Е.В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения).- М., 2004.- 176с.
  99. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка РАН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотип- М.: АЗЪ, 1995.-928 с.170
  100. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития. Высшее образование в России. -1994.- № 2 С .45−50.
  101. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека. Вопросы психологии, — 1995 № 2 — С. 5- 8.
  102. Т.В. Формирование профессиональной устойчивости учителя в процессе овладения приемами педагогической деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук Одесса, 1994.- 24с.
  103. Основы системной безопасности. Под ред. А. В. Ильичева, Е. В. Тарасова.- М.: Изд-во МАИ, 2000.- 80с.
  104. И. П. Полное собрание сочинений М., 1952 — Т. 3. Ч. 2−288с.
  105. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. С. А. Смирнов, И. Б. Котов, Е. Н. Шиянов и др.- под ред. С.А. Смирнова-М.: Изд. центр «Академия», 2000 512с.
  106. Педагогическая психология: Учебник, для студ. высш. учеб. завед. Под ред. Н. В. Клюевой.- М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003.-400с.
  107. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б. М. Бим -Бад- М., Большая Российская энциклопедия., 2003 — 141с.
  108. В.Е. Формирование профессионально- личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук-Белгород, 1997 191с.
  109. А.В., Ярошевский М. История психологии— М.: Изд.-во Рос. гос. гуманитарн. ун-та 1994- 448с.
  110. Н.Н. Непрерывная подготовка учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения: Автореф. дис. канд. пед. наук Липецк, 2002 — 25с.
  111. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов-М.: ЛОГОС, 1998 -280с.
  112. Подготовка учителя безопасности жизнедеятельности: Учебно-образовательные программы. Редкол.: В. П. Соломин и др.- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-270с.
  113. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М 1983 — 67с.
  114. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. СПб., 1996
  115. А.А., Коломинский Я. JI. Социально -педагогическая психология СПб.: Питер, 1999 — 409с.
  116. Й., Поппер П. Секреты личности.- М., 1983 75−108с.
  117. Ю.В. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности 2003- № 2. С. 2732.
  118. О.В. Формирование профессиональной устойчивости студентов ИФК: Автореф. дис. канд. пед. наук- М., 1997.-23с. 172
  119. В. А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно- технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Тула, 1999.-23с.
  120. В.Г. Тесты уверенности в себе. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование, — Ростов-на-Дону: Ирбис, 1998.-208 с.
  121. C.JI. Основы общей психолгии. М., 1999
  122. Г. Д. К проблеме целостности и уровней в системном подходе. Вопросы философии 1980-№ 5 -С. 101- 110.
  123. В.И. Развитие профессиональной устойчивости у будущих офицеров в военно-образовательных учреждениях профессионального образования внутренних войск МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук Владикавказ, 1998.- 21с.
  124. Н.А., Тагур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований и специалистов с высшим образованием: Учебное пособиеМ.: Исследовательский центр, 1991.- 61с.
  125. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.
  126. Под ред. В. А. Сластенина- 2-е изд., испр- М.: Издательский центр «Академия», 2002 336с.
  127. Н.В., Чугунова Э. С. Профессиональная устойчивость молодых рабочих М.: Высшая школа, 1969 — 80с.
  128. В.А. и др. Педагогика.Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина.-М.: Изд. центр «Академия», 2002 576с.
  129. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика— М.: Издат. центр «Академия», 2001- 480с.
  130. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности М.: Прометей, 1991.-144с.
  131. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки— М.: Прометей, 1991.-160с.
  132. Н.К. В контексте оптимизма. Основы безопасности жизнедеятельности 2003- № 1. С. 6- 10.
  133. Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий.-Ставрополь: СГУ, 1999.- 167с.
  134. Сопровождение личностно профессионального развития студентов в педагогическом вузе: Научно — методическое пособие / отв. Ред. Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В.В.семиникин. СПб.: Изд — во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
  135. Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающее профессионально педагогическое обучение и самообразование. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1997.
  136. Л. Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе). М., 1980−46с.
  137. Л.Ф. Характеристики уровней общепедагогических умений в процессе их формирования у студентов (психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста). Под ред. С. Н. Батракова Ярославль, 1983 — С. 20- 26.
  138. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных и решение педагогических задач Ярославль, 1974.
  139. JI. Д. Педагогическая психология- Ростов-на-Д.: «Феникс», 2000.- 544с.
  140. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 2001 — 360с.
  141. И.Э., Южанинова А. А. Психологические предпосылки успешности и устойчивости профессиональной деятельности руководителей и учителей. Психологическая устойчивость профессиональной деятельности-М.- Одесса, 1984-С. 167- 170.
  142. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования. Квалиметрия Человека и образования. Ч. 1- М.: ПАНИ, 1992.- С. 716.
  143. Л.Л. Новый подход к проведению сравнительных исследований в области образования. Материалы науч.-практ. конф-Карачаевск, 1999.-С. 141.
  144. Г. Н. Животворящая сила. Помоги себе сам- М.: Энергоатомиздат, 1990- 416с.
  145. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста Саратов: Изд- во Саратовского ун-та, 1987 — 176с.
  146. Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Д. Ушакова:-М.: Тера, 1996.-Т. 4.- 752с.
  147. Л. Формирование культуры безопасности в школе. Основы безопасности жизнедеятельности 2004- № 2- С. 38−41.
  148. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989−72−125 с.
  149. В.В. Формирование профессиональной готовности учителя физической культуры Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999- 112с.
  150. Фрейд 3. Введение в психоанализ М., 1991.
  151. С.С. Социология организаций: Учебник для вузов М.: «Гардарики», 2001.- 384с.
  152. Н.Ф. Практикум по педагогике- Ставрополь: СГУ, 1996−78с.
  153. В.А., Макаренко В. Г. Концепция формирования профессиональных качеств специалиста на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Теория и практика физической культуры 2002 — № 10 — С. 6- 10.
  154. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учебное пособие.- Тольятти: Тольяттинский политехнический институт, 1992- 121с.
  155. В.Д. Деятельность и способности— М.: Изд-во корпорация «Логос», 1998−320с.
  156. Л.И. Безопасность человека М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994- 478с.
  157. И.М. К вопросу формирования профессионально значимых качеств у специалиста по безопасности жизнедеятельности в физкультурном вузе. Теория и практика физической культуры 2002-№ 3.-С. 62−64.
  158. И.М. Модель профессиограммы специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Тез. I Междунар. конф. Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего профессионального образования: Под ред. В. В. Маркова М., 2000.- С. 27−30.
  159. О.В. Эмоциональная напряженность учителя и студента: взаимосвязь физиологических и психологических показателей. Психологический журнал 2002 — Т. 23- № 2. — С. 88 -99.
  160. В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Высш. Педагогика. 2000. № 5. С.31−36.
  161. JI.C. Проблемы адаптации при подготовке к учительской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук Пермь, 1978 — 22с.
  162. И.А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности (на основе использования ситуативно-имитационного моделирования учебной информации): дис. канд. пед. наук.-М., 1998 178с.
  163. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя. Вопросы психологии 1981.- № 5 — С. 13- 21.
  164. Элементы системной безопасности. Под ред. А. В. Ильичева, Е. В. Тарасова М.: Изд-во МАИ, 1999.- 156с.
  165. В. А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.
  166. Структура и содержание личности учителя безопасности жизнедеятельности.
  167. Система мировоззренческих установок, нравственных и других свойств личности, выражающая ее отношение к педагогической профессии, профессиональную и личностную жизненную позиции
  168. Система умений и навыков, необходимых для организации целостного процесса развития личности, реализации в педагогической деятельности своей профессиональной позиции
  169. Модель личности безопасного типа поведения.
  170. Поведение личности безопасного типа поведения
  171. Предвидение опасност^/ Избежание опасности ^ Преодоление воздействия опасности
  172. Социальная Сферы формирования Профессиональная деятельности1. Образовательная
  173. Основные психолого-педагогические условия ^
  174. Индивидуальная программа самовоспитания Основные черты личности безопасного типа поведения Этапы формирования профессионально компетентной личности1. Уважаемые коллеги!
  175. Правильность заполнения анкеты позволит нам получить объективную информацию о состоянии данной проблемы и ускорит научный поиск ее разрешения.1. АНКЕТА 1
  176. Удовлетворены ли Вы избранной профессией?1. ДА НЕТ
  177. Хотели бы Вы, оставаясь специалистом в своей области (безопасность жизнедеятельности), работать в школе?1. ДА НЕТ
  178. Если бы снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы Вы профессию учителя безопасности жизнедеятельности?1. ДА НЕТ1. АНКЕТА 2
  179. Какие качества необходимы для успешной профессиональной педагогической деятельности специалиста БЖ?
  180. Какие личные качества специалиста БЖ обеспечивают успешность профессиональной деятельности?
  181. Какие, на Ваш взгляд, элементы педагогического труда вызывают наибольшие сложности при непосредственном столкновении с работой учителя безопасности жизнедеятельности?
  182. Связанные с социально педагогическими условиями.
  183. Связанными с профессионально педагогической деятельностью.
  184. Связанные с личностными качествами учителя специалиста БЖ.
  185. Какие, на Ваш взгляд, элементы педагогического труда, связанные с профессионально педагогической деятельностью специалиста безопасности жизнедеятельности вызывают наибольшие сложности?
  186. Незнание возрастных и психолого педагогических особенностей учащихся.
  187. Незнание школьной программы курса ОБЖ.
  188. Проведение внеклассных мероприятий.
  189. Проведение практических занятий по гражданской обороне.
  190. Проведение практических занятий по прикладной физической подготовке.
  191. Трудности, связанные с объяснением изучаемого материала на занятиях .
  192. Какие, на Ваш взгляд, элементы педагогического труда связанные с социально педагогическими условиями деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности вызывают наибольшие сложности?
  193. Заниженная общественная значимость профессии2. Низкая оплата труда.
  194. Отсутствие должной материальной технической базы (недостаточность учебных пособий, технических средств обучения, отсутствие специального кабинета для проведения занятий).
  195. Перегруженность (ненормированный рабочий день, общественные поручения, большой объем функциональных обязанностей учителя безопасности жизнедеятельности).
  196. Какие, на Ваш взгляд элементы педагогического труда связанные с личностными качествами специалиста безопасности жизнедеятельности вызывают наибольшие сложности?
  197. Напряженное эмоциональное состояние из-за отсутствия уверенности в себе.
  198. Поиск решений трудных ситуаций с учащимися .
  199. Неумение регулировать свое эмоциональное состояние .
  200. Раздражительность, нежелание общаться с детьми.
  201. Высокая физическая утомляемость.
  202. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 теоретической подготовкой в области методики преподавания школьного курса ОБЖ, полученной в вузе.
  203. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 теоретической подготовленностью в области педагогических знаний, полученной в вузе.
  204. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 теоретической подготовленностью в области специальных дисциплин, полученной в вузе.
  205. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 методической подготовленностью к проведению занятий по курсу ОБЖ, полученной в вузе.
  206. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 практической подготовленностью к выполнению воспитательных функций, полученной в вузе.
  207. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 практической подготовленностью по гражданской обороне, полученной в вузе.
  208. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 подготовленностью, к исследовательской работе, полученной в вузе.
  209. Я удовлетворен 1 неудовлетворен 2 физической подготовленностью, полученной в вузе .
  210. Каким дисциплинам необходимо уделять больше внимание в период профессиональной подготовки в вузе?1. психолого педагогическим-2. специальным-3. военным.
  211. По каким дисциплинам профессиональной подготовки вы бы хотелиуглубить Ваши знания?
  212. Ваши предложения по улучшению подготовки студентов, будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.1. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
  213. Впишите в бланк отчета номер, соответствующий вашему состояниюи жизненным планам.
  214. Желание работать учителем безопасности жизнедеятельности.5 устойчивое4 скорее устойчивое, чем неустойчивое3 скорее неустойчивое, чем устойчивое2 неустойчивое.1 отсутствует.
  215. Наличие идеала учителя безопасности жизнедеятельности.5 сформировался полностью4 скорее сформировался, чем не сформировался.3 сформировался частично.2 скорее не сформировался, чем сформировался. 1 — не сформировался.
  216. Самовоспитание профессионально педагогических качеств, умений и навыков.5 осуществляется часто.4 осуществляется скорее часто, чем редко3 осуществляется скорее редко, чем часто2 осуществляется редко 1 — не осуществляется
  217. Ответственность в выполняемой профессионально педагогической деятельности.5 проявляется часто. 4 — проявляется скорее часто, чем редко. 3 — проявляется скорее редко чем часто. 2 — проявляется редко. 1 — никогда не проявляется.1. АНКЕТА 2
  218. Выпишите в бланк отчета номер, соответствующий вашему состояниюи жизненным планам.
  219. Шкала А: Удовлетворены ли вы избранной профессией учителя безопасности жизнедеятельности?
  220. Шкала В: Хотели бы Вы, оставаясь специалистом в своей области (безопасность жизнедеятельности), работать не в школе? Шкала С: Если бы вам снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы Вы профессию учителя безопасности жизнедеятельности?
  221. Шкала А: 1 2 3 4 5 Шкала В: 1 2 3 4 5 Шкала С. 1 2 3 4 5
  222. Значение ответов — 1 нет- 2 — скорее нет, чем да — 3 — не знаю — 4 — скорее да, чем нет- 5 — да.
  223. Оцените ваши профессионально -педагогические знания .
  224. Знания по гуманитарным и социально -экономическим дисциплинам:5 более чем достаточные.4 достаточные.3 скорее достаточные, чем недостаточные.2 скорее недостаточные, чем достаточные.1 знания недостаточные.
  225. Знания по математическим и естественнонаучным дисциплинам:5 более чем достаточные.4 достаточные.3 скорее достаточные, чем недостаточные.2 скорее недостаточные, чем достаточные.1 недостаточные.
  226. Знания по психолого педагогическим дисциплинам:5 более чем достаточные.4 достаточные.3 скорее достаточные, чем недостаточные.2 скорее недостаточные, чем достаточные. 1 — недостаточные.
  227. Знания по безопасности жизнедеятельности, которые формируются в курсах специальных дисциплин:5 более чем достаточные.4 достаточные.3 скорее достаточные, чем недостаточные.2 скорее недостаточные, чем достаточные.1 недостаточные.
  228. Знания по медико биологическим дисциплинам: 5 — более чем достаточные. 4 — достаточные.3 скорее достаточные, чем недостаточные.2 скорее недостаточные, чем достаточные. 1 -недостаточные.1. АНКЕТА 4
  229. Оцените ваши профессионально педагогические умения. Обведите соответствующий балл по шкале (от 5 — «определенно ДА «до 1 -«определенно НЕТ «)
  230. Шкала для оценки проектировочных умений:
  231. Я готов правильно формулировать и реализовывать цели при изучении курса ОБЖ, выстраивать индивидуальные программы формирования личности безопасного типа для отдельных групп учащихся.
  232. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  233. Я способен правильно определить соотношение отдельных разделов курса ОБЖ и видов учебных занятий, конструировать образовательные программы для отдельных групп учащихся.
  234. Я способен формулировать цели отдельных видов учебной деятельности по курсу ОБЖ.
  235. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ.
  236. Я умею свертывать информацию, но так, чтобы она была доступна для всех учащихся.
  237. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  238. Я способен правильно формулировать цели отдельных занятий по курсу ОБЖ.
  239. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ 2. Шкала для оценки конструктивных умений:
  240. Я готов создавать новые педагогические технологии преподавания по курсу ОБЖ.
  241. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  242. Я способен видоизменить имеющиеся, осовременить традиционные педагогические технологии преподавания курса ОБЖ.
  243. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  244. Я могу отобрать из имеющихся технологий наиболее соответствующие поставленной задаче курса ОБЖ.
  245. Я могу использовать имеющиеся средства обучения.
  246. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я способен воспроизводить знания в том виде, в каком усвоил сам.
  247. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ 3. Шкала для оценки гностических умений:
  248. Я способен предвидеть затруднения в учебной деятельности школьников и нацелить их на самообразование.
  249. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  250. Я могу правильно охарактеризовать достигнутый уровень подготовки учащихся.
  251. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я способен учитывать психофизиологические особенности обучаемых.
  252. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я знаю общие психофизиологические особенности обучаемых.
  253. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я знаю отдельные психофизиологические особенности обучаемых.
  254. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  255. Шкала для оценки коммуникативных умений:
  256. Я способен вызвать встречное движение к себе учащихся.
  257. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  258. Я способен устанавливать взаимоотношения с коллективом учащихся.
  259. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  260. Я могу выдвигать требования, соответствующие особенностям различных групп учащихся.
  261. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я способен выдвигать требования, принимаемые отдельными учащимися.
  262. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я могу установить взаимоотношения лишь с отдельными учащимися.
  263. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ 5. Шкала для оценки организаторских умений:
  264. Я способен мобилизировать внимание и развивать познавательный интерес у обучаемых.
  265. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я умею организовывать самостоятельную работу учащихся.
  266. Я способен правильно руководить отдельными видами учебной деятельности учащихся по курсу ОБЖ в соответствии с общими целями их подготовки.
  267. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  268. Я владею общей методикой проведения отдельных видов занятий по курсу ОБЖ.
  269. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я владею методикой проведения отдельных занятий по курсу ОБЖ. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ1. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
  270. Оцените вашу способность к саморазвитию и самообразованию
  271. При заполнении теста анкеты на каждый из поставленных вопросов необходимо дать ответ 1 — нет- 2 — скорее нет, чем да- 3 — не знаю- 4 — скорее да, чем нет- 5 — да.
  272. Читали ли Вы, знаете ли Вы что-либо о принципах, методах, правилах самообразования, самовоспитания, саморазвития личности?
  273. Имеете ли Вы серьёзное и глубокое стремление к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию своих личных качеств, способностей?
  274. Отмечают ли Ваши друзья, знакомые ваши успехи в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии?
  275. Испытываете ли Вы стремление глубже познать самого себя, свои творческие способности?
  276. Имеете ли Вы свой идеал, и побуждает ли он вас к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию?
  277. Часто ли Вы задумываетесь о причинах своих промахов и неудач?
  278. Способны ли Вы к быстрому самостоятельному овладению новыми видами деятельности, например к самостоятельному изучению иностранного языка?
  279. Способны ли Вы продолжать решать трудную задачу, если первые часа не дали ожидаемого результата?
  280. Ведёте ли Вы дневник, где планируете свою жизнь (на год на ближайшие месяцы, неделю, день) и анализируете, что из запланированного выполнить не удалось и почему?
  281. Считают ли Ваши друзья вас человеком способным к преодолению трудностей?
  282. Знаете ли Вы свои сильные и слабые качества?
  283. Волнует ли Вас ваше будущее?
  284. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы вас уважали ваши ближайшие друзья, родители?
  285. Способны ли Вы управлять собой, сдерживать себя в конфликтной ситуации?15. Способны ли Вы к риску?
  286. Стремитесь ли Вы воспитать в себе силу воли или другие качества?
  287. Добиваетесь ли Вы того, чтобы к вашему мнению прислушивались
  288. Считаете ли Вы себя целеустремленным человеком?
  289. Считают ли Вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком? Родители
  290. Считают ли Вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком? Учителя
  291. Считают ли Вас способным к самообразованию, саморазвитию человеком? Друзья.1. АНКЕТА 2
  292. Оцените Вашу способность к эмоциональной регуляции.
  293. У меня часто возникает состояние безразличия, апатии, заторможенности.
  294. Я чаще испытываю отрицательные эмоции, чем положительные.
  295. Если я чему то огорчаюсь или радуюсь, то это эмоциональное состояние сохраняется у меня надолго.
  296. Как радость, так и огорчение я обычно переживаю очень сильно.
  297. Даже сильные эмоциональные переживания практически не отражаются на моей работоспособности.
  298. Меня можно назвать настойчивым и упорным человеком.
  299. Я человек целеустремленный.
  300. У меня развиты выдержка и самообладание.
  301. Я хорошо владею своими эмоциями.
  302. Я легко владею собой в любой ситуации.14. Я волевой человек.1. АНКЕТА 3.
  303. Оцените Ваши волевые качества.
  304. Обведите соответствующий балл по шкале (от 5 «определенно ДА «до 1 -«определенно НЕТ «)1 .Я сосредоточенно и планомерно действую, всегда стремлюсь к достижению поставленной цели.
  305. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  306. Я обладаю настойчивостью, вопреки трудностям и препятствиям, добиваюсь поставленной цели.
  307. З.Я быстро принимаю решения и привожу их в исполнение.
  308. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ 4. При исполнении обязанностей я всегда пунктуален и готов отвечать за последствия своих действий.
  309. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ1. АНКЕТА 4.
  310. Оцените Вашу степень уверенности в себе.
  311. Обведите соответствующий балл по шкале (от 5 «определенно ДА «до 1 -«определенно НЕТ «)
  312. Бывает ли, что Вы вдруг испытываете сомнения закрыли ли за собой дверь или выключили ли утюг?
  313. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  314. Часто ли Вы ощущаете внезапную усталость, хотя в сущности не переутомились?
  315. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  316. Часто ли вы огорчаетесь без вроде бы определенной причины?
  317. Безразлично ли Вам, какое место вы занимаете в зале театра или концертном зале?
  318. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ5. Часто ли вам снятся сны?
  319. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  320. Вздрагиваете ли вы или даже пугаетесь, когда звонит телефон?
  321. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  322. Трудно ли вам настроиться на чей то неожиданный визит?
  323. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  324. Оперативно ли вы принимаете решения?
  325. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  326. Неприятно ли вам бывает, когда вы обнаруживаете на своей одежде пятно и вам приходится в таком виде куда -то идти?
  327. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  328. Любите ли Вы заводить новые знакомства?
  329. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  330. Бывает ли так, что перед поездкой в отпуск Вы вдруг хотите отказаться от нее?
  331. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  332. Случается ли Вам просыпаться среди ночи с чувством сильного голода?
  333. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  334. Возникает ли у Вас желание порой остаться наедине с самим собой?
  335. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  336. Придя в ресторан один, присаживаетесь ли Вы за столик, за которым сидят посетители, хотя в зале есть свободный стол?
  337. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ
  338. Руководствуетесь ли Вы в своих поступках главным образом чего ожидают от вас другие?
  339. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ1. БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Заполнить форму текущей работой