Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от работ, посвященных различным аспектам подготовки, учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности и в соответствие с типовой моделью системы качества образовательного учреждения разработана модель компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий, раскрывающая цель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования
    • 1. 1. Сущность и содержание качества и обеспечения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования
    • 1. 2. Система гарантии качества подготовки. учителя к использованию современных компьютерных технологий
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования
    • 2. 1. Моделирование системы внутренней гарантии качества подготовки учителя к использованию’современных компьютерных технологий
    • 2. 2. Компьютерная поддержка системы внутренней гарантии качества
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Реализация модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования
    • 3. 1. Методика проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Интерпретация результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе 1
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Необходимость рассмотрения на новом методологическом уровне проблемы обеспечения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности обусловлена расширяющейся динамикой развития информационного общества^ в России и созданием мирового информационного пространства.

Современные, условия модернизации непрерывного педагогического> образования в России способствуют наиболее полному раскрытию сущности и содержания качества подготовки учителя в данном направлении, объективной оценке динамики* развития его профессиональной компетентности в использовании современных компьютерных технологий и проведению аттестационных процедур в системе дополнительного образования через оценку её качественных характеристик. Кроме того, введение Федеральных образовательных стандартов (OFOC) основного общего образования* и профессионального образования требует высокого уровня управления процессом подготовки учителя к профессиональной деятельности на основе методологии качества.

В настоящее время в образовательных учреждениях России активизировались, работы по созданию систем качества образовательного учреждения на основе международных и государственных Стандартов ИСО серии 9000 (Стандартов Международной Организации Стандартизации — ISO) и стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ENQA).

Особое звучание в создавшихся условиях получает идея построения модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности как подсистемы системы внутренней гарантии качества образовательного учреждения дополнительного профессионального педагогического образования.

Проблемам подготовки учителей в области информатики и информационных технологий уделяется большое внимание в педагогических исследованиях. Эти исследования можно разделить на две основные группы: посвященные подготовке учителей информатики (проблема подготовки учителя непосредственно в области информатики и информационных технологий) и рассматривающие проблемы подготовки учителей всех других учебных предметов в областикомпьютерных технологий (т. е. проблемы подготовкив использовании ^ этих технологий в профессиональной деятельности). В диссертации исследуется второе направление.

Подготовке учителей информатики посвящены докторские диссертации В. И. Пугача, А. Л. Денисовой, М. В. Швецкого, Т. А. Бороненко, М. И. Лапчика, И. Б. Готской, А. В. Могилева, Н. И. Рыжовой, Е. В. Барановой, В. П. Линьковой, М. М: Абдуразакова, М. А. Сурхаева и др. В перечисленных работах рассматривается как содержательный аспект подготовки учителей информатики, так и процессуальный аспект (система организационных форм, методов и средств обучения).

В целом ряде исследований (М. М. Абдуразаков, С. А. Бешенков, И. Б. Готская, С. Г. Григорьев, А. А. Кузнецов, В. В. Лаптев, М. П. Лапчик, И. В. Роберт, С. Н. Удалов, Е. К. Хеннер и др.) рассмотрены методические аспекты подготовки учителя информатики к применению средств современных компьютерных технологий в образовательном процессе. Рассмотрены вопросы организации и методического обеспечения дистанционного обучения (А. А. Андреев, М. Ю. Бухаркина, А. О. Кривошеев, И. В. Моисеева, Е. С. Полат, В. И. Солдаткин, А. Н. Тихонов и др.).

Но в настоящее время не менее важной становится углубленная подготовка к применению современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности учителей всех учебных предметов (учителей-предметников). Эффективность использования современных компьютерных технологий в образовательной среде существенным образом зависит от уровня.

ИКТ-компетентности учителя, от степени его готовности к использованию к использованию компьютерных технологий в учебном предмете, в целостном образовательном процессе [1].

Очевидно, что такая подготовка должна значительно отличаться от подготовки учителей информатики, поскольку в деятельности учителя-предметника компьютер выступает, прежде всего, средством обучения, а не объектом изучения.

Проблемам подготовки учителей различных учебных предметов в области информационных технологий посвящены исследования1 Ю. С. Брановского, Е. 3. Власовой, И. Б. Готской, Г. А. Кручининой, И. В. Симоновой, О. Н. Шиловой, Н. С. Анисимовой, А. Ю. Кравцовой, С. Р. Удалова и др. В них рассмотрены важные аспекты подготовки учителей к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности, однако поиск новых систем подготовки в этом направлении продолжает оставаться актуальным. Это связано как со стремительным изменением компьютерных технологий и аппаратного обеспечения, так ис постоянным развитием программного обеспечения компьютеров, появлением новых программных средств, которые могут использоваться в процессе обучения.

С появлением новых образовательных стандартов, целью профессиональной подготовки учителя в вузе становится формирование профессиональной педагогической компетентности — способности специалиста решать типовые профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность формируется в деятельности, поэтому подготовка педагогов к использованию современных компьютерных технологий должна строиться на основе деятельностного подхода. Это позволяет нацелить подготовку на формирование личности педагога, умеющего решать типовые профессиональные задачи в условиях информатизации образования, владеющего приёмами творческой деятельности и способного не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Опора на основы деятельностного подхода при подготовке педагогов к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности требует выбора основополагающей психологической теории учения. В отечественной педагогике используются теории П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова и др. [9, 138 е.], [10, 254 е.].

В условиях информатизации образования в системах высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного* профессионального образования вопросы развития новых моделей специалиста, инновационных образовательных систем, компетентностный подход, обеспечение качества образования исследовались В. А. Болотовым, В И>. Земцовой, И. А. Зимней, С. X. Карпенковым, А. Ф. Киселевым, В. С. Ледневым, Д. А. Махотиным, Г. А. Месяц, А. М. Новиковым,.

B. А. Поляковым, Ю. П. Похолковым, И. В. Роберт, Т. И. УткинойЮ. В. Фроловым, А. В. Хуторским, В. Д. Шадриковым и др. [23, С.34−35], [70,.

C.34−42], [154, 36 е.], [173, 169 е.], [186, 416 е.]. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Концептуальным вопросам подготовки специалистов в системе педагогического образования посвящены работы: Н. В. Кузьминой, Н. Н. Лаврова, Э. Д. Новожилова, А. И. Пискунова, В. А. Сластенина, Ю. Н. Столярова, Н. Ф. Талызиной и др. [20, 215 е.], [21, 144 е.], [96, 234 е.], [163], [172, С.155−157]. Теоретические аспекты совершенствования подготовки учителей в современных условиях рассматриваются в ряде исследований (3. В. Большакова, Е. 3. Власова, Л. К. Гребенкина, Т. Б. Гребенюк,.

B.И. Жернов, А. С. Косогова, А. И. Нижников, С. М. Редлих, Б. С. Рябушкин, JI. Б. Соколова, Н. Ш. Чинкина, А. А. Шаповалов, В. А. Яковлев и др.) [149,.

C.88−102], [197,358 с.].

Проблема подготовки специалистов педагогического образования в области информатики и ИКТ рассматривается в работах А. А. Андреева, Т. А. Бороненко, Я. А. Ваграменко, С. А. Жданова, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, В. В. Лаптева, М. П. Лапчика, Н. И. Пака, С. В. Панюковой,'.

B. А. Полякова, И. В. Роберт, О. Г. Смоляниновой, Е. К. Хеннера и др. [64], [99,.

C.34−39], [100, С.5], [150, 178 е.], [152, 146 е.], [165, С116−119]. Исследованиями в области учебно-методического обеспечения и учебного сопровождения процесса подготовки кадров в высшей школе занимались И. С. Архангельский, В. И. Богословский, А. Г. Галкина, Л. В. Занина, В. И. Мареев, Т. Д. Речкина, Н. В. Чекалева и другие. Но вопросы повышения качества подготовки учителей к использованию^ современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности при условии ее методического обеспечения остались вне поля зрения указанных авторов.

В настоящее время в системе педагогического образования реализуются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) второго поколения. Вопросы подготовки учителей к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности отражены в ФГОС ВПО для учителей всех педагогических специальностей в программе курса «Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (И. В. Роберт, С. А. Жданов, и др.) [153, 178 е.], [64].

Анализ ФГОС, стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве, международных стандартов ИСО, научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования позволил выявить ряд противоречий:

— на социально-педагогическом уровне — между существующей практикой подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в вузе и системе дополнительного образования и современными требованиями школы к качеству этой подготовки;

— на научно-педагогическом уровне — между общим уровнем разработанности категорийного аппарата по компетентностному подходу в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий и теоретической неоднозначностью трактовки содержания ряда понятий, таких как — «методическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «обеспечение качества подготовки учителяк использованию-1 современных компьютерных технологий», «модель компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий»;

— на научно-методическом уровне — между необходимостью совершенствовать подготовку учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования с учетом её требуемого уровня качества, определяемого федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью научно-методических подходов и существующих методик проектирования системы качества образовательных учреждений.

С учетом вышесказанного и указанных противоречий сформулирована проблема диссертационного исследования: на основе каких научно-методических подходов и какими методическими средствами возможно обеспечение качественной подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования?

В рамках решения данной проблемы была определена тема диссертации: «Компетентностный подход в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования».

Объект исследования: процесс подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: компетентностный подход в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

Цель исследования: обоснование, разработка и реализация модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования будет обеспечено, если:

— определено содержание понятий «качество подготовки учителя ' к использованию современных компьютерных технологий», «обеспечение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «методическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий»;

— обоснована структура и содержание модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий;

— разработана и внедрена в учебный процесс модель компетентностного 1 подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий;

— созданы педагогические условия функционирования модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий.

Задачи исследования:

1. Выявить содержание понятий «качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий» и «обеспечение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий».

2. Определить содержание понятия «методическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий».

3. Разработать показатели качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий.

4. Создать модель обеспечения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий на основе компетентностного подхода, ориентированную на достижение планируемого качества.

5. Экспериментальнопроверить влияние разработанной модели на достижение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования.

Для решения вышеуказанных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение ианализ философской, психологической, педагогической, научно-методической литературыизучение нормативных документов по вопросам развития высшего профессионального образования и среднего общего образования в России, государственных образовательных стандартов и ФГОС высшего профессионального образованиясистемный анализ ключевых понятий исследованияанализ и обобщение опыта подготовки учителей к использованию компьютерных технологий с целью выявления состояния тенденций и условий повышения качества подготовки учителя) и эмпирические (наблюдение за деятельностью учителейанкетированиетестированиеметод экспертных оценокранжированиематематико-статистические методыграфическое представление материала).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

— компетентностный подход и рассмотрение его в различных аспектах подготовки учителя* в системе дополнительного профессионального образования (В. А. Адольф, Л. Н. Анисимова, С. Я. Батышев, А. А. Деркач, Д. Ц. Дугарова, Э. Ф. Зеер, В. В. Кузнецов, Г. В. Мухаметзянов, А. В. Овчинникова, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, Г. Д. Хорошавина, И. Д. Чечель и др.);

— деятельностный подход и особенности его применения в решении педагогических проблем на основе принципа системности (К. А. Абульханова-Славская, П. К. Анохин, Л. И. Анциферова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. И. Земцова, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Б. Ф. Ломов, О. А. Конопкин, Ю. Н. Кулюткин,.

A. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Э. Д. Телегина, А. И. Уёмов, А. С. Шаров, Д. Б. Эльконин, Э. Г. Юдин и др.);

— концепции информатизации общества и образования (Р. Ф. Абдеев, Д. Белл, Б. Н. Богатырь, Г. А. Бордовский, А. П. Ершов, А. Д. Иванников,.

B. А. Извозчиков, К. К. Колин, В. В. Лаптев, В. С. Лобанов, М. Маклюэн, Ф. Махлуп, А. И. Ракитов, И. В. Роберт, А. Н. Тихонов, А. Ю. Уваров, г.

C. А. Христочевский и др.);

— исследования педагогов, психологов, в которых рассматриваются проблемы технологизации образования (Б. Блум, Д. Брунер, П. Я. Гальперин, В. И. Земцова, Л. Я. Зорина, М. В. Кларин, И. П. Раченко, В. А. Сластёнин, Н. Ф. Талызина, Д. Хамблин и др.);

— исследования, раскрывающие основные подходы решения проблемы подготовки к педагогической деятельности и формирования профессиональной педагогической компетентности (В. А. Адольф, Г. А. Балл, И. С. Батракова, А. Л. Бусыгина, Е. 3. Власова, Ф. Н. Гоноболин, В. И. Земцова, В. А. Козырев, О. А. Конопкин, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Левитов, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластёнин, Л. Ф. Спирин, О. К. Тихомиров, А. В. Тряпицын, А. В. Хуторской, Н. В. Чекалёва, А. С. Шаров, А. И. Щербаков и др.);

— психологические теории учения (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. С. Шаров и др.);

— опыт разработки стандартов и программ в области информатики и информационных технологий (С. А. Бешенков, С. Д. Каракозов, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, Н. В. Макарова, А. В. Могилёв, Н. И. Пак, Е. А. Ракитина, И. В. Роберт, И. Г. Семакин, А. Л. Семёнов, О. Г. Смолянинова, Е. К. Хеннер и др.);

— разработки в использовании средств информатизации и информационных технологий в образовании.(Я. А. Ваграменко, Е. В. Баранова, И! Г. Захарова, А. Ю. Кравцова, В. П. Красильникова, М. П. Лапчик, Н'. И. Пак, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Н. И: Рыжова, Э. Г. Скибицкий и др.);

— теория системного подхода к организации профессиональной подготовки учителей (А. А. Греков, Н. В. Кузьмина, Н. К. Сергеев,.

A. В. Тряпицын, Э. Г. Юдин идр.);

— теоретические основы управления качеством^ подготовки" специалистов (В. И. Байденко, Н. Л'. Галеева, Л. Л. Любимов, Н. А. Селезнева, Т. И. Уткина и др-);

— исследования в области учебно-методического обеспечения и учебного сопровождения процесса подготовки кадров в. высшей школе (И. С. Архангельский, В. И. Богословский, А. Г. Галкина, Л. В. Занина,.

B. И. Мареев, Т. Д. Речкина, Н. В. Чекалева и другие).

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2005 по 2011 годы. Первый этап (2005 — 2006 гг.) — теоретическое исследование проблемы подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности путем анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной и смежным темамвыявление объективных противоречий и нерешенных вопросов в теории и практике профессионально-педагогического образованияопределение цели, задач, объекта и предмета исследованияформулирование рабочей гипотезывыбор базы исследования и проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (2006 — 2009 гг.) — выявление содержания понятий «качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «обеспечение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий» и «методическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий" — разработка показателей качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельностиопределение педагогических условийнаправленных на создание уверенности того, что требования к подготовке учителя к использованию современных компьютерных технологий будут выполненыпроектирование модели компетентностного’подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий для экспериментальной оценки ее эффективности в. реальном учебном процессеразработка, учебно-методических материалов^ ориентированных на достижение качества: подготовки учителя к использованию современных: компьютерных технологий в профессиональной деятельностивнедрение учебно-методических материалов, разработанных на: основе модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологийанализ промежуточных результатов внедренияс целью корректировки моделиуточнение цели, задач и гипотезы исследования. На данном этапе разработаны и апробированы в реальном учебном процессе типовые профессиональные задачи? иучебное пособие «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».

Третий этап (2009 — 2011 гг.) — разработка компьютерной поддержки модели: компетентностного подхода в обеспечении качества5 подготовки учителя? к использованию современных компьютерных технологий, оценка результативности и эффективности разработанной модели и обобщение результатов проведенного исследования.

База исследования: факультет повышения квалификации и подготовки дипломированных специалистов Орского гуманитарно-технологический института (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет" — Орское представительство института повышения квалификации работников образования «Оренбургский государственный педагогический университет" — образовательные субъекты Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ (гимназии, школы, колледжи)».

Научная новизна исследования:

1. Уточнен категориально-терминологический аппарат педагогического исследования: «качество подготовки учителя к использованию современных компьютерныхтехнологий», «обеспечение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «методическое обеспечение достижения качества подготовки учителяк использованию-современных компьютерных технологий», «показатели качества подготовки учителяк использованию современных компьютерных технологий», обеспечивающие теоретико-практическую основу проектирования системы внутренней «гарантии качества учреждений дополнительного профессионального образования.

2. В отличие от работ, посвященных различным аспектам подготовки, учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности и в соответствие с типовой моделью системы качества образовательного учреждения разработана модель компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий, раскрывающая цель (достижение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий) — задачи (реализация' требований ГОС ВПО и ФГОС ВПО, предъявляемых к подготовке учителя в данном направлениидостижение качества подготовленности учителейконтроль качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий) — принципы построения модели (общепедагогические — научность, системность, последовательность, преемственностьспецифические — инновационная мобильностьоткрытостьпроцессность) — показатели качества, содержащие когнитивную, операционально-технологическую и личностную, позиционн’о-ценностную составляющиеэтапы и методическое обеспечение достижения качества (типовые профессиональные задачи (ТПЗ), методические рекомендации к выполнению ТПЗучебно-методические пособия).

3. Обоснованы показатели качества подготовки учителя к, использованию современных компьютерных технологий — информационнаяаналитическая, коммуникативная, организационная, проективная, прогностическая и ориентационная компетентности.

4. Определены количественные характеристики всех показателей качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий и индикаторы их оценки.

5. Разработана методика диагностики качества подготовки учителя, позволяющая выявить уровни- (приемлемый, удовлетворительный, хорошийотличный) сформированности информационной, аналитической, коммуникативной, организационной, проективной, прогностической и ориентационной компетентностей относительно использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности, включающая комплекс диагностических материалов и компьютерную программу «Тез1+», автоматизирующую процессы диагностики и обработки результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии элементов теории и методики профессионального образования:

— расширены научные представления в теории и методике дополнительного профессионального образования о становлении системы внутренней гарантии качества;

— предложено теоретическое обоснование показателей качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий (информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, проективная, прогностическая и ориентационная компетентности) и определено их содержание (когнитивная, операционально-личностная, позиционно-ценностная составляющие);

— определено содержание методического обеспечения достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования (этапы достижения качестватиповые профессиональные задачи, ориентированные на формирование информационной, аналитической, коммуникативной, организационной, проективной, прогностической и ориентационной компетентностейсредства достижения планируемого качества);

— предложены принципы построения модели компетентностного подхода в обеспечении-качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий (научность, инновационная мобильность, системность, последовательность, открытость, процессность, преемственность);

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения исследования доведеныдо уровня практического применения разработанной модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя-предметника в системе дополнительного образования, которая позволяет гарантировать достижение планируемого качества. Результаты исследования могут быть использованы в следующих видах практики профессионального образования:

— в системе подготовки и переподготовки учителей (на основе учебно-методического пособия «Использование современных информационных и коммуникационных технологий, в учебном процессе», сертифицированной информационной структуры «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: электронный ресурс»);

— в системе аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (на основе компьютерной программы «Test+» диагностики качества подготовки учителя к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности);

— в разработке основных образовательных программ по направлению подготовки 50 100 — Педагогическое образование и 50 400 — Психологопедагогическое образование (на основе полученных результатов, разработанного комплекса типовых профессиональных задач по использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности учителя и методических рекомендаций к их выполнению);

— в организации научно-исследовательской работы учителей по содержательному уточнению и конкретизации отдельных компонентов модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных, технологий (для различных профилей по направлению подготовки «Педагогическое образование» на уровнях специалитета, бакалавриата и магистратуры): На защиту выносятся следующие положения.

1. В условиях изменяющихся социальных требований к качеству 1 подготовки учителя представляется перспективным проектирование модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий как подсистемы системы внутренней гарантии качества образовательного учреждения дополнительного профессионального образования. Модель содержит требованияк результатам обученияпроцедуры оценки качества подготовкипринципы построения* моделипоказатели планируемого качества подготовки учителяметодическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованиюсовременных компьютерных технологийпрогнозируемые I результаты.

2. Подготовку учителя к использованию современных компьютерных технологий* в системе дополнительного образования следует осуществлять в соответствии с четырьмя взаимосвязанными этапами: этап осмысления предстоящей деятельности, обеспечивающий готовность учителя к пониманию сущности новой информацииэтап изучения теоретического материала, целью которого является установление закономерностей возникновения и развития нового знанияэтап выполнения ТПЗэтап контроля качества, целью которого является проверка достижения запланированного качества.

3. Неотъемлемой составляющей модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий является комплекс ТПЗ, решение которых позволяет формировать информационную, аналитическую, проективную, коммуникативную, прогностическую, ориентационную, организационную компетентности учителя.

4. Основными учебно-информационными средствами обеспечения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий являются:

— учебно-методическое пособие «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" — сертифицированная информационная структура «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: электронный ресурс" — комплекс типовых профессиональных задач по использованию современных компьютерных технологий и методические рекомендации к их выполнению, служащие образовательным ресурсом и методической системой поддержки учителей;

— программный продукт «ТеБН-» диагностики качества подготовки учителя к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности, позволяющий оценивать учителей с помощью последовательных открытых процедур.

5. Диагностику качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий следует осуществлять на основе выявленных показателей4 (информационной, аналитической проективной, коммуникативной, прогностической, ориентационной, организационной компетентностей), количественных характеристик всех показателей и индикаторов их оценки.

Основные положения исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в 19 опубликованных работах.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается:

— опорой на основополагающие положения компетентностного и системно-деятельностного подходов, соблюдением логики процессного подхода при проектировании модели компетентностного подхода. в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных' компьютерных технологий;

— внедрением разработанной модели компетентностного' подхода в5-обеспечении качества подготовки учителя к использованиюсовременных, компьютерных технологий в образовательный процесс;

— положительной динамикой результатов педагогическогоэкспериментарепрезентативностью и статистической значимостью полученных экспериментальных данных, их количественным' и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования;

— использованием результатов при разработке учебно-методических материалов для организации подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа рассматриваемой проблемыв уточнении базовых понятий исследованияв разработке модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителяк использованию современных компьютерных технологийв выявлении педагогических условий ее функционированияв разработке компьютерной программы «ТеэН-» диагностики уровня сформированности компетентностей учителя в использовании современных компьютерных технологий в профессиональной деятельностив подготовке учебного пособия «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе" — в разработке электронного учебного курса (информационной структуры) «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: электронный ресурс" — в проведении опытноэкспериментальной работы и анализе ее результатов.

Апробация основных положений, результатов и выводов исследования осуществлялась в ходе подготовки учителей к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образованияпри обобщении опыта педагогической деятельности преподавателей информатики и информационных технологий ОГТИ (филиал) ФГБОУ ВПО ОГУ) — при их обсуждении на международных, всероссийских и внутривузовских конференциях и семинарах.

Внедрение материалов исследования осуществлялось в практике лекционных, практических и лабораторных занятий для слушателей факультета повышения квалификации и подготовки дипломированных специалистов ОГТИ (филиал) ФГБОУ ВПО ОГУ и Орского представительства института повышения квалификации работников образования «Оренбургский государственный педагогический университет», а также для студентов педагогических специальностей ОГТИ (филиал) ФГБОУ ВПО ОГУ в виде учебных авторских разработок и научных статей, составивших основу специальных курсов подготовки учителей и студентов.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (203 наименования), 12 приложений. Текст содержит 12 таблиц, 8 рисунков, 2 схемы. Приложение содержит 39 таблиц, 44 рисунка.

Выводы по третьей главе.

В третьей главе представлена опытно-экспериментальная работа по реализации модели компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Первым шагом в организации опытно экспериментальной' работы была разработка методики, проведения педагогического эксперимента по апробации модели > компетентностного подхода в обеспечении качества1 подготовки? учителя, к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности, состоящего из пяти основных этапов: диагностикианализапроектированияформированиявыявления результатов. •.

Этапы диагностирования ианализа позволили оценить качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной' деятельности через выявление начального уровня I сформированности информационной, аналитическойкоммуникативной, организационной, проективной, прогностической и ориентационной компетентностей учителей.

Этап проектирования заключался в. разработке методического обеспечения достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности относительно формирования исследуемых компетентностей педагога в данной области на основе построенной во второй главе модели.

Этап формирования заключался в обучении учителей, непрерывно I участвующих в опытно-экспериментальной работес использованием разработанного методического обеспечения достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности в процессе освоения курса «Использование современных ИКТ в учебном процессе».

Этап выявления результатов при помощи разработанного в первой главе диагностического материала, позволил оценить качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности через выявление конечного уровня сформированности информационной, аналитической, коммуникативной, организационной, проективной, прогностической и ориентационной компетентностей.

Числовые данные педагогического эксперимента, полученные в результате апробирования специально разработанной диагностики по-определению — уровня | подготовленности учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности, позволяют сформулировать следующие выводы:

— обнаружена устойчивая тенденция к увеличению всех числовых показателей, характеризующих уровни сформированности семи компетентностей учителя* в использовании современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности (бальные оценки, коэффициенты успешности, коэффициенты сформированности каждой компетентности, относительное изменение этих компонентов и т. д.). Более того, данная закономерность наблюдается как в зависимых, так и в независимых выборках учителей, что свидетельствует о надежности полученных результатов;

— уровень сформированности каждого компонента подготовленности учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности (информационной, аналитической, коммуникативной, организационной, проективной, прогностической и ориентационной компетентностей) значительно возрос у учителей экспериментальной группы и у учителей зависимой выборки после проведения опытно-экспериментальной работы по формированию исследуемых компетентностей;

— положительная динамика в изменении процентного соотношения уровней сформированности всех компонентов подготовленности учителей к использованию современных компьютерных технологий указывает на эффективность разработанной модели компетентностного подхода ' в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности и успешной ее реализации в условиях образовательного процесса учреждений дополнительного профессионального образования.

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что разработанная в процессе исследования модель компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности гарантирует качество подготовки в данном направлении.

Заключение

.

Проведенное исследование было посвящено проблеме-компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной, деятельности. В — ходе исследования подтвердились высказанные по данной-проблеме гипотетические положения о том, что научно обоснованнаяразработанная* и внедренная в> учебныйпроцесс, модель компетентностного подхода в обеспечении качества' подготовки* учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности гарантирует качество такого рода подготовки.

Был разрешен ряд противоречий, выявленных при анализе ГОС ВПОФГОО, стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве' (ЕЫС)А) и международных стандартовИСО, научной, методической и учебной литературы по проблеме исследования:

— на социально-педагогическом уровне — между существующей практикой подготовки учителя,-к использованию современных, компьютерных технологий в вузе и системе дополнительного1 образования и современными требованиями школы к качеству этой подготовки;

— на научно-педагогическом уровне — между общимуровнем разработанности, категорийного аппарата по компетентностному подходу в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий и теоретической неоднозначностью трактовки содержания ряда понятий, таких как — «методическое обеспечение достижения-качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «качество подготовки учителя^ к использованию современных компьютерных технологий», «обеспечение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий», «модель компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий»;

— на научно-методическом уровне — между необходимостью I совершенствовать подготовку учителя к использованию современных компьютерных технологий в системе дополнительного образования с учетом её требуемого уровня качества, определяемого федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и недостаточной разработанностью научно-методических подходов и существующих методик проектирования системы качества образовательных учреждений'.

Качество подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий — это уровень сформированности составляющих I профессиональной компетентности учителя — информационной, аналитической, коммуникативной, прогностической, организационной, проективной, ориентационной компетентностей в данной области деятельности.

Обеспечение качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности представляется': как элемент внутренней системы качества образовательного учреждения и как совокупность находящихся в единстве структурных функциональных, элементов, взаимодействие которых гарантирует, что требования к качеству подготовки учителя относительно использования современных компьютерных I технологий, будут выполнены.

Методическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности — это целенаправленное взаимодействие логически связанных элементов, направленное на достижение запланированного качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий, которое должно определяться в соответствии с требованиями ИСО как совокупность приобретенных профессиональных и личностных качеств, обуславливающих способность удовлетворять устанавливаемым федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, ожидаемым потребностям обучающегося и всего общества.

На этапе диагностирования и анализа был выявлен достаточно низкий уровень сформированности у учителей информационной, аналитической, коммуникативной, прогностической, организационной, проективной, ориентационной компетентностей в использовании информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Опрос действующих учителей общего среднего и средне-специального образования-выявил потребность в повышении качества такого рода подготовки 'и. переподготовки^ работающих учителей различных учебных заведений. Современная педагогическая деятельность требует не только знания основ информатики и вычислительной техники, но и умений и навыков эффективного использования, современных компьютерных технологий, в образовательном процессе. Созданная на этапе проектирования модель компетентностного подхода в. обеспечении качестваподготовки учителя к использованиюсовременных компьютерных технологий в профессиональной деятельности строилась на I основах компетентностного, системно-деятельностного и процессного подходов. Основными структурными компонентами модели. стали: цель, задачи, принципы построения модели, показатели качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности, методическое обеспечение достижения качества подготовки, прогнозируемые результаты.

Методическое обеспечение достижения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности является одним из важнейших составляющих разработанной I модели и является содержанием учебного пособия, как в печатном издании, так и в электронном. Электронноеиздание выступает в качестве электронного учебного курса самостоятельной подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Электронный учебный курс построен в соответствии с той же структурой методического обеспечения, что и лабораторно-практические работы печатного издания: цель, типовые профессиональные задачи (ТПЗ), теоретические положения, методические рекомендации к выполнению ТПЗ, контрольные вопросы, рекомендуемая литература. Электронный учебный курс отвечает всем современным техническим и эргономическим требованиям.

Одним из достоинств разработанной модели компетентностного подхода, в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности является принцип мобильности, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ" изменять и дополнять структуру И' содержание модели в соответствие с современными достижениями науки и-техники в области компьютерного и программного обеспечения.

С целью выявления начального и конечного уровней сформированности информационной, аналитической, коммуникативной, прогностической, организационной, проективной, ориентационной компетентностей учителя в использовании современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности на формирующем этапе была разработана модель оценки этих уровней. Разработанная в процессе исследования тестирующая программа Test+ позволяет автоматизировать как диагностику уровней’сформированности исследуемых компетентностей, так и подсчет результатов диагностирования.

Опытно-экспериментальная работа по оценке качества проводимой подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий обнаружила положительную динамику при формировании профессиональной подготовленности учителей к данному виду деятельности. Проведенная диагностика по определению уровня этой подготовленности позволила констатировать следующее:

1. Все показатели, характеризующие состояния сформированности компонентного состава подготовленности учителей к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности, были улучшены после проведения формирующего этапа эксперимента.

2. Обоснованы значимость и неслучайность получения позитивных результатов опытно-экспериментальной работы вероятностными методами математической статистикитеоретически доказана объективность, надёжность и валидность проводимого исследования.

3. Использование компьютерных технологий при обработке эмпирических результатов педагогического эксперимента позволило избежать ошибок вычислительного характера и гарантировать справедливость проведённых подсчётов.

Таким образом, результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что разработанная в процессе исследования модель компетентностного подхода в обеспечении качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности гарантирует качество подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога Текст. / А. В. Адольф, И. Ю. Степанова // ИНФО, № 1. — 2006. — С.2−5.
  2. , В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. М., 1998.
  3. , Е. Л. Мониторинг профессионального становления" будущего учителя на основе компетентностного подхода Текст.7 Е. Л. Акаева- //Педдиагностика. 2006: — № 3. — С.13−18.
  4. , С. П. Спецсеминар — важное средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей Текст.- / С. Н. Алиев // Иностранный язык в школе. 2008. — № 2. — С.59−65.
  5. Аминов, Н: А. Диагностика педагогических способностей Текст. / Н. А. Аминов. М-, 199?. — 80 с.
  6. Андреева, И: Эмоциональная компетентность в работе учителя Текст. / И. Андреева//Педагогическая техника. 2006. — № 2. — С.74−86.
  7. , В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете Текст./
  8. B. М- Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. 2006. — № 8.1. C.57−62.
  9. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1985. — 138 с.
  10. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения:: общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. -254 с.
  11. , В. И. Болонский процесс: середина пути Текст. / В. И. Байденко. М., 2005. — 65 с.
  12. , В. И. Государственный образовательный стандарт4 высшего профессионального образования нового поколения как комплексна^ норма качества высшего образования: общая концепция и модель Текст. /I
  13. В. И. Байденко, Н. А. Селезнева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 43 с.
  14. , В. И. Компетенции: к проблемам освоение компетентностного подхода Текст. / В. И. Байденко. М, 2002. — 135 с.
  15. , В. И. Концептуальная модель ГОС ВПО ^ компетентностном формате (дискуссионный вариант) Текст. / В. И. Байденко. -М., 2004.-212 с.
  16. , В. И. Модернизация профессионального образование: современный этап Текст. / В. И. Байденко, Дж. Ван Зантворт. 2-е изд. — 1УГ.:I
  17. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.
  18. , В. Ф. Компетенции специалиста по адаптивно^ физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности Текст. / В. Ф. Балашова, Н. Н. Чесноков // Педагогическое образование ^ наука. 2008. — № 6. — С.38−40.
  19. , Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе ^ компетентностному подходу Текст. / Р. М. Баскаев // Инновации в образовании. 2007. -№ 1. — С. 10−15.I
  20. , В. Г. «Педагогический звездопад»: Программа повышения психологической компетентности педагогов Текст. /
  21. В. Г. Беспалова, И. В. Мотина, Е. В. Овчинникова // Вестник практической психологии образования. 2007. — № 4. — С.110−117.
  22. , В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / В. П. Беспалько — М: МПСИ, 2002. -215 с.
  23. , И. В. Становление и сущность системного подхода Текст.: учеб. пособие / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 144 с.
  24. , Л. В. Социально-профессиональная компетентность личности продукт межкультурного взаимодействия Текст. / Л. В. Блинов, В. Л. Нёдорезова//Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 1. — С.52−56.
  25. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.' С.34−35.
  26. Большой энциклопедический словарь Текст. М. — 1997. — 1434 с.
  27. , Е. В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования. Доклад на августовской конференции работников образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Дону, 2002. — 47 с.
  28. , В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки Текст. / В. П. Борисенков // Педагогика. 2004. -№ 1. — С.26−27.
  29. , Н. В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки Текст. / Н. В. Борисова. Набережные челны, 1966. — 135 с.
  30. , Е. Активность учителей как показатель их социализациии социальной компетенции Текст. / Е. Васильева, А. Малыгина // Aima mater. -2007. -№ 7.-С. 18−22.
  31. , Н. О. Формирование профессиональной<�компетентности специалистов в- области естественнонаучного образования в, t
  32. Герценовском университете Текст. / Н. О. Верещагина, Т. В". Вилейто // География и экология’В школе XXI века'. 2007. — № 4. — С.73−78.
  33. , Г. Мониторинг как средство повышенияпрофессиональной1 компетентности педагогов Текст. / Г. Вертохвостова //
  34. Народное образование. 2007. — С. 121−126. 1
  35. , В. Г. Учитель крупным планом Текст. / В. Г. Вершловский. С-Пб., 1994. — 128 с.
  36. , Н. Ф. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации Текст. / Н. Ф. Винокурова, H. Н. Демидова // География и экология 1 в школе XXI века. 2008. — № 3. — С.47−52.
  37. , Ю. А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению Текст. / Ю. А. Володина // Психологическая наука и образование. 2008. — № 2. — С.80−86. 1
  38. , С. Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования Текст. / С. Г. Воровщиков // Завуч. -2007. № 6. — С.81−103.
  39. , В. Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников Текст. / В. Е. Гаибова, А. П. Чернявская // Инновации в образовании. 2006. — № 5. — С.28−39.
  40. , X. Ш. Профессиональная компетентность организации Текст. / X. Ш. Гайнутдинов // Педагогическое образование инаука. 2008. — № 6. — С.26−29.
  41. , И. Г. Вариант государственного образовательного стандарта ВИО третьего поколения по1 направлению «Водные ресурсы и водопользование» Текст. / И. Г. Галямина. М.: Исследовательский^ центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 156 с.
  42. , Р. Ф. Компетентностный подход к профессиональной подготовке гувернеров как специалистов по домашнему воспитанию Текст. / Р. Ф. Гатауллина//Педагогическое образование и наука. 2008. — № 6. — С.21−24.
  43. , Е. А. Профессиональная компетентность педагога Текст. / Е. А. Генике. М., 2008. — 176с.
  44. , Т. В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования Текст. / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко |// Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 2. — С. 11−15.
  45. , Б. С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России Текст. / Б. С. Гершунский. М.: ИТПи МИО РАО, 1993.-345 с.
  46. , Л. К. Профессиональная компетентность учителя Текст. / Л. К. Глебова, 3. Ю. Луц // Одаренный ребенок. 2008. — № 1. — С.96−100.
  47. , Г. Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы, и процедуры Текст. / Г. Б. Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман // Вопросы образования.-2008. № 2. — С. 161−185.
  48. , А. А. Профессиональная компетентность' практического психолога в сфере образования: организационный подход Текст. / А. А. Грачев //Вестник практической психологии образования. 2007. — № 2. — С.42−50.1
  49. , Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых Текст.: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г, / Н. А. Гришанова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 16. 1
  50. , В. Матрица разнообразия- — способ определения компетентности педагогов Текст. / В. Гузеев // Директор школы. 2006. — № 8. -С.27−31.
  51. , А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Текст. / А. Н. Дахин // Народное образование. 2004. -N4.-0.35−36.
  52. , А. Н. Моделирование образовательной компетентности
  53. Текст. / А. Н. Дахин // Вестник педагогических инноваций. 2007. — № 1. — С.84−100.
  54. , А. Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре Текст. / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 2006. — № 5. — С.35−44.
  55. , А. Н. Открытое образование и компетентность его участников / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 2008. — № 1. — С.60−64.
  56. Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования Текст.: Дис '-. докт.пед. наук. Самара, 1999. — 349 стр.
  57. , Л. Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста Текст./ Л. Г. Дьячкова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 5. — С.46−50.
  58. , Г. В. Профессиональная компетентность руководителя в обеспечении правового и документационного управления персоналом Текст. / Г. В. Есауленко // Управление ДОУ.-2008.-№ 3.- С.50−69.
  59. , С. А. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования в области информатизации Электронный ресурс.: Отчет по проблемам информатизации образования. /
  60. С. А. Жданов, С. Д. Каракозов Режим доступа: WWW. URL: http://pedsovet.alledu.ru.
  61. Зайцева, О5 Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий Текст.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / О. Б. Зайцева.- Брянск, 2002. 19 с.
  62. , JI. В. Компетентностный подход к рассмотрению ' деятельности преподавателя педколледжа Текст. / JI. В. Занина, Н. П. Меньшикова // Основы педагогического мастерства: серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — С.110−115.
  63. , В. И. Теоретические основы методической подготовкиучителя физики Текст.: дисс. д-ра пед. наук / В. И. Земцова. СПб., 1995.' — 291 с.
  64. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст.: авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества' подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
  65. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. — № 5. — С. 34−42.I
  66. Г. В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. / Г. В. Зыкова / Орск: Издательство ОГТИ, 2008. 130 с.
  67. , Д. И. Как можно оценивать компетентности? Текст. / Д. И. Иванов // Директор школы. 2007. — № 6. — С.80−85.
  68. , Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика. 2007. — № 6 (12). — С. 32.
  69. , Д. И. Профессиональная компетентность учителя Текст. / Д. И. Иванов // Биб-ка ж. «Директор школы». 2007. — № 6. — G.54−57. -
  70. , Д. И. Способы и' процедуры оценки уровня достижений ключевых', компетенций в профессиональной- деятельности: Текст.' / Д- И. Иванов // Школьные технологии. 2008. — № 1. — С. 149−158.
  71. , Т. Е. Классификация профессионально-личностных, компетенций вузовского преподавателя Текст. / Т. Е. Исаева // Педагогика. -2006: № 9- - С.55−60.
  72. , М. Ф. Реализация методологической компетентности при работе с одаренными детьми в Томском гуманитарном лицее Текст. / М. Ф. Климентьева //Одаренный ребенок.-2008.-№ 1 .-С.47−57.159 I
  73. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для учителей высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
  74. , О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога Текст. / О. А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. 2008. — № 4. — С.24−25.
  75. , О. А. Феноменология профессиональной компетентности учителя Текст. / О. А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. 2008. — № 1. — С.12−14. ')
  76. , Б. К. Интеллектуализация содержания высшего образования Текст. / Б. К. Коломиец. М, 2004. — 130 с.
  77. Компетентностный подход в педагогическом-образовании. Текст.: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф: Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГГГУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  78. Концепция информатизации образования Текст. // Информатика и образование. 1990. № 1. С. 3−9.
  79. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Вестник образования России. 2002. — № 6. — С. 11−40.
  80. , С. В. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования Текст. / С. В. Коршунов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 88 с.
  81. , В. Методологическая компетентность педагогов-исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования Текст. / В. Краевский // Соискатель-педагог.-2008.-№ 1 .-С.31−35.I
  82. , Г. А. Модель системы поддерживающего обучения учителей использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности Текст. / Г. А. Кручинина, Л. А. Шевцова /I
  83. Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы 'V межвуз. науч.-практич. конф. Н. Новгород: УРАО, 2005. — С. 54−56.
  84. , Л. Ноосферные компетенции и учительская компетентность в современной школе Текст. / Л. Кудря, Л. Уварова // Народное образование. -2007. № 9. — С.44−46.
  85. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина [и др.]. М., 1990.-234 с.
  86. , Я. И. Европейский опыт формирования общегоIпонимания содержания квалификаций и структур степеней: компетентностный подход Электронный ресурс. / Я. И. Кузьминов, Л. Л. Любимов, М. В. Ларионова Режим доступа: WWW. URL:http://www.rc.edu.ru.
  87. , И. Д. К вопросу о педагогической компетентности Текст. / И. Д. Лаптева // Педагогическое образование и наука. 2007. — № 4.-С.35−38.
  88. , М. Информатика и технология: Компоненты педагогического образования Текст. / М. Лапчик // ИНФО, № 1, № 6. — 1990.1. С.34−39.
  89. , М. П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособ. для^ студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер- под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — С. 5.
  90. , Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке учителей вуза Текст.: монография / Г. А. Ларионова. Челябинск, 2004. — Г11- с.
  91. Лебедев, В: В. Структурирование- компетенций перспективное направление в решении проблем образования Текст.5 / В. В. Лебедев // Школьные технологии. — 2007. — № 2. — С.97−103.г
  92. , Т. Т. Технологии профессионального" педагогического1 образования Текст.: учебное пособие для учителей высших учебных заведений / Т. Т. Левина. М: Академия, 2001. — 272 с.
  93. , П. С. Инструменты поддержки и развития компетентностного подхода в образовании старших школьников Текст. / П. С. Лернер // РЯ в образовании. 2007. — № 4. — С.42−50.
  94. Лившиц, В: Б. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников Текст. / В. Б. Лившиц // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007. — № 12. — С.16−23.I
  95. , М. В- Подходы диагностирования сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста Текст. / М. В. Литвиненко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 2. -С.38−40.
  96. , Д. А. Адаптивная система индивидуализации обучения Текст. / Д. А. Ловцов, В. В. Богорев // Педагогика., — 2001. № 6. — С.24−28.
  97. , М. И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия Текст. / М. И. Лукьянова // Управление ДОУ. -2007.-№ 1.-С. 15−21.
  98. , Л. «Трудные» подростки и профессиональная компетентность учителя Текст. / Л. Лызлова, О. Белкина // Директор школы. -2006. -№ 9. -С.59−61. 'I
  99. , Л. Л. Компетентностный подход и качество общего образования Текст. / Л. Л. Любимов // Экономика в школе. 2008. — №½. -С.4−11.
  100. , А. А. Модель профессиональной компетентности педагога! дошкольного образования Текст. / А. А. Майер // Управление ДОУ. 2007. -№ 1. — С.8−14.
  101. , А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования Текст. / А. Н. Майоров. М.: Интеллект-центр. — 2002. — 138 с., 1. I
  102. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. -№ 36. — С. 55−63.
  103. , А. К. Психология профессионализма Текст. /
  104. A. К. Маркова. -М., 1996. 308 с. (с.31)
  105. , Н. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста Текст. / Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих // Aima mater. 2007. — № 5. — С.3−7.
  106. , О. H. Ролево-игровое проектирование в св^теIкомпетентностного подхода в образовании Текст. / О. Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. 2007. — № 5. — С. 13−16.
  107. , В. А. Рефлексия как метакомпетентность Текст. /
  108. B. А. Метаева // Педагогика.-2006.-№ 3.-С.57−61.
  109. , Л. М. Проблемы профессиональной социализации1личности Текст. / JL М. Митина. Кемерово, 1996. — 160 с.
  110. , А. В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования
  111. Текст.: Дисс.. доктора, пед. наук. / А. В. Могилев Воронеж, 1999. — 365iстр.
  112. , Н. В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя Текст.: Дисс. канд. пед. наук. / Н: В. Молоткова Тамбов, 2000. — 215 с.
  113. Монахов, В: М. Психолого-педагогические проблемы новых информационных технологий как средства учебной деятельности Текст. / В. М. Монахов, В. В. Рубцов. // Информатизация школьного образования. -Москва-Берлин, 1990. С.47- 58.
  114. , JI. А. Сущность понятия профессиональная компетентность педагога — организатора детского движения Текст. / JI. А. Муравьева // Педагогическое образование и наука.- 2008.-№ 6.-С. 17−20.i
  115. , В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В. А. Мясников, H.H. Найденова //Педдиагностика.-2007.-№ 2.-С.42−49.t
  116. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Электронный ресурс.* Режим доступа: WWW. URL:http://www.dvgu.ru/ ZakRF/doktrinl .htm.
  117. , JI. Компетентность и образ учителя современной гимназии Текст. / JI. Нефедова // Народное образование. 2006. — № 7. — С.215−219.
  118. , JI. А. Развитие ключевых компетенций в проектномобучении Текст. / JI. А. Нефедова, Н. М. Ухова // Школьные технологии.-2006.- № 4. С.61−68. |
  119. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Под ред. Полат Е. С. М., 1999. — 210с.
  120. , JI. Н. Компетентностный подход в профильном обучении Текст. / JI. Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№ 6.-С.9−15.
  121. , Г. А. Технологическая компетентность современного учителя сельской школы Текст. / Г. А. Окушова // Директор сельской школы. -2007. № 3. — С. 19−24.
  122. , JI. А. Драматизация как средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей Текст. / JI. А. Осипова1 // Научное обозрение. 2006. — № 1. — С. 177−179.
  123. Осипова, О: Формирование ИКТ компетентности учителя начальной школы Текст. / О. Осипова // Народное образование. — 2008. — № 1. -С.116−121.
  124. , И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования Текст. / И. Осмоловская // Директор школы. 2006. — № 8. — С.64−69.
  125. , Т. С. Региональная модель подготовки и переподготовки учителя Текст. / Т. С. Панина. Кемерово, 1966. — 130 с. I
  126. , С. А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у учителей в процессе обучения Текст. / С. А. Пеняева // Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№ 1. С. 11−14.
  127. , А. Формирование компетентности будущих педагогов’и' руководителей образования, Текст. / А. Поздняков // Народное образование. -2008. -№ 1.-С.141−145.
  128. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.05 «Об утверждении показателей деятельности и 1 критериев Государственной аккредитации высших учебных заведений» Текст.
  129. Программа модернизации педагогического образования Текст. // Вестник образования России. 2003. — № 10. — С. 10−36:
  130. , В. В. Развитие олимпиадного движения и профессиональной компетентности методистов Текст. / В. В. Пустовалова // Одаренный ребенок. 2008. — № 1. — С.60−65.
  131. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М., 2002. — 165 с.
  132. Реализация компетентностного подхода в процессе развития общеучебных умений учащихся в условиях общеобразовательной школы Текст.: монография / под ред. Т. И. Уткиной. — Орск: Издательство ОГТИ, 2008. С.26−30.
  133. , В. И. Компетенции в коммуникации Текст. / В. И. Редихин // Школьные технологии. 2007. — № 5. — С. 11−20.
  134. , С. M. Адаптация начинающих педагогов Текст. / С. М. Редлих // Профессиональные проблемы образования: концепции иIподходы. Сб. научных трудов ИОСО РАО. Новокузнецк, 1998. — С. 88−102. I
  135. , И. В. Информационные технологии в науке и образовании Текст. / И. В. Роберт, П. И. Самойленко. М., 1998. — 178 с.
  136. , И. В. Новые информационные технологии* в- обучении, дидактическая проблема, перспектива использования- Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 1991. № 4. — С. 18−25.
  137. , И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 146 с. I
  138. , И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования Текст.: Автореф. дисс.. докт. пед., наук. / И. В. Роберт // — М., 1994. 36 с.
  139. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: Т. 1. М., 1993.608 с. I
  140. , JI. П. Профессиональная компетентность учителя, естествознания Текст. / JI. П. Сакович // Дополнительное образование и воспитание. 2007. — № 5. — С.3−8.
  141. , Г. Компетентности и их классификация Текст. / Г. Селевко // Народное образование. 2004. — N 4. — С.37−39.I
  142. , Н. А. Новое качество высшего образования 1 всовременной России Текст. / Н. А. Селезнева, А. И. Субетто. М., 1995. — 200 с.
  143. , А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании Текст. / А. Л. Семёнов. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. — 12 с.
  144. , Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики Текст. / Э. П. Семенюк // НТИ: Сер. 1−1994. № 1.
  145. , Э. Г. Формирование компетентности- начинающего исследователя Текст. / Э. Г. Скибицкий, И. Ю. Скибицкая- // Инновации в образовании. 2007. — № 9. — С.80−90. :
  146. , В. А. Педагогика Электронный ресурс.: учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев [и др.] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Pedagog/ БкБ^тёех.рЬр.
  147. , В. Слагаемые управленческой компетентности директора школы Текст. / В. Слуцкий // Воспитание школьников. 2007. — № 2. — С.23−27.
  148. , О. Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий Текст. / О. Г. Смолянинова // Информатика и образование.-2002. -№ 9.-С. 116−119. ¦
  149. , В. М. Стандарты в управлении качеством образования Текст. / В. М. Соколов. Нижний Новгород, 1993. — 46 с.
  150. , О. А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст. / О. А. Соломенникова // Педагогическое образование и наука. 2007. — № 3. -С.4−5.
  151. Стандарты и- рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве Текст. Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. — 58 с.
  152. Стратегия модернизации содержания общего образования Текст.: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М.: Мир книги, 2001. 95 с. — С. 14. I
  153. , Н. Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Ю. Таирова. Калинград, 2001. — 19 с.
  154. , Н. Ф. Теория учения и автоматизации учебного процесса Текст. / Н. Ф. Талызина // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. — С. 155−157.
  155. , Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования Текст. / Ю. Г. Татур. М., 2004. — 169 с. 1.I
  156. , Е. Ф. Моделирование компетенций персонала как инструмент развития системы менеджмента качества предприятия Текст. / Е. Ф. Трофимов, В. А. Голкина // Дополнительное профессиональное образование. 2007. — № 4. — С.26−29.I
  157. , А. В. Интеграционные процессы в высшем образованиил
  158. Материалы международной научно-практической конференции «Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества» -Режим доступа: WWW. URL:http://www.prof.msu.ru
  159. , А. Н. Как возможен переход к компетентностно направленному содержанию образования Текст. / А. Н. Тубельский // Современный урок. 2007. — № 9−10. — С.80−88.
  160. , А. Ю. Новые информационные технологии и реформаобразования Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1994. I3. С.3−14.
  161. , Т. И. Реализация стандартов качества ИСО 9001−2000 в' высшем профессиональном образовании: инновационная образовательная программа Текст. / Т. И. Уткина. Орск, Изд-во ОГТИ (филиал) ГОУ ВПО ОГУ, 2009. — 20 с.
  162. , В. К. Номенклатура показателей качества эксплуатации" строительных машин Текст. / В. К. Федоров // Методы менеджмента качества. 2000. — Июнь.-С.31.
  163. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: JI. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с. '
  164. , И. С. Подходы- к оценке уровня сформированное&trade- • ключевых компетентностей учащихся Текст. / И. С. Фишман // Методист.2007. № 3. — С.2−5- № 4. — С. 11−16.
  165. , О. В. Компетентность профессиональная Текст. /! О. В. Ховов // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./ под ред. С. Я. Батышева.-М.:АПО, 1998.-Т.1.-С.454−455.
  166. , Н. В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения * педагогических дисциплин- в педагогическом — вузе Текст.: Дис.д.п.н. / Н. В. Чекалева.-Санкт-Петербург. 1998.
  167. Чуб, Е. В. Интенсификация обучения как фактор подготовки компетентного специалиста Текст. / Е. В: Чуб // Инновации В' образовании. -2008. № 7. — С.96−103. ,
  168. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании Текст. / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. 2008. — № 3. — С.21−26.
  169. , Н. А. Формирование^ профессиональных компетенций учителя в системе непрерывного педагогического образования Текст. /I
  170. Н. А. Шайденко, А. Н. Сергеев // Педагогическое образование и наука.- 2008! -№ 6. С.4−8.
  171. , М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза Текст. / М. Шалашова // Педагогические измерения. 2007. — № 4. — С.3−12. ,
  172. , Т. Формируем учебно-познавательную компетентностьучащихся Текст. / Т. Шамардина // Директор школы. 2007. — № 4. — С.57
  173. , А. С. Ограниченный человек: значимость, актив^з:0сть рефлексия Текст.: монография / А. С. Шаров. Омск: Изд-во ОмГПУ, ^000> 358 с. 1
  174. , JI. А. Необходимые педагогические У^^гговия формирования готовности школьного учителя к использованию IHJU^-p профессионально-педагогической деятельности Электронный pecry-p^j j JI. А. Шевцова. Режим доступа: WWW. URL:http://pedsovet.org.
  175. , JI. А. Система методической работы в лицее Te^^j / JI. А. Шевцова, Е. А. Кутовая // Педагогическое обозрение. 2004. — jy^ Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр — С. 27−35.
  176. , JI. А. Системный подход к формированию е:Дд!НОГО информационно-образовательного пространства Текст. / JI. А. JI. А. Солошенко // Педагогическое обозрение. 2004. № 1. — Н. Но^город-Нижегородский гуманитарный центр — С. 203−207.
  177. , С. Е. Компетентностный подход к образованию: 1хрихоть или необходимость? Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Станд^рты и i мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 14−16.
  178. , С. Е. Мониторинг качества образования в школе Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М., 1998. — 352с.
  179. , О. А. Формирование профессиональных компетен-ции на основе применения технологии модульно-компетентностного обучения: в СПО Текст. / О. А. Юрковец // Педагогическое образование и наука. 2008. С.24−26.
  180. Анкета по выявлению субъективной оценки степени значимости компетентностей педагога в использовании современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности1. Уважаемый коллега!
  181. В целях повышения качества подготовки учителя к использованию современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности, просим Вас ответить на вопросы анкеты. В квадратике? поставьте значок V против выбранного Вами варианта ответа.
  182. Информационная компетентность, включающая в себя владение умениями и навыками в области получения, обработки и представления информации средствами СКТ. ?Да-1. Не обязательно-1. Нет-
  183. Аналитическая компетентность, включающая в себя умения анализировать и оценивать качество педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с целью их использования в профессиональной деятельности. ?Да-1. Не обязательно- ?Нет- '
  184. Прогностическая компетентность, включающая в себя умения прогнозировать эффективность и предвосхищать результат обучения с использованием СКТ в профессиональной деятельности. ?Да-1. Не обязательно- ?Нет-
  185. Проективная компетентность, включающая в себя навыки формирования системы средств обучения с использований ИКТ, необходимой для преподавания конкретной дисциплины.1. Да-1. Не обязательно-1. Нет-
Заполнить форму текущей работой