Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения исследования были изложены в ряде статей, тезисов, выступлений на итоговых научно-практических конференциях. Результаты исследования осуществлялись через опубликованные автором работы в «Вестнике Поморского университета» (Архангельск, 2007 г.) — обсуждались на международных конференциях «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • С
  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки С
    • 1. 1. Развитие педагогического образования в контексте перехода к профильному обучению в школе С
    • 1. 2. Педагогическое сопровождение подростков в условиях предпрофильной подготовки как предмет научных исследова- С. 38 ний
    • 1. 3. Содержание и структура готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях пред- С. 70 профильной подготовки в современной школе
  • Выводы по 1 главе С
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной под- С. 95 готовки
    • 2. 1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы С
    • 2. 2. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в С. 123 условиях предпрофильной подготовки
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы С
  • Выводы по 2 главе С
  • Заключение С
  • Список литературы С
  • Приложения С

Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в обществе, существенно влияют на характер социальных отношений в России. Все стороны жизни — экономика, политика, социальная и духовная сферы, система образования, несмотря на всю их противоречивость и неоднозначность, в целом направлены на гуманизацию общества, в, котором развитие личности с ее индивидуально-невостребованными свойствами рассматривается в качестве главного приоритета. Общество в целом востребует людей, которые способны быть субъектами жизни и жизнедеятельности, которым присущи предприимчивость, независимость, продуктивная активность, свобода поступка и ответственный жизненный выбор.

Специфика проблем современного образования определяется необходимостью освоения иного социально-экономического и профессионального опыта. Происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности учителя. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. В рамках традиционной образовательной системы, ориентированной на передачу знаний от учителя к ученику, а не на развитие умения самостоятельного их поиска, невозможно подготовить учителя XXI века. Реализация новой личностно ориентированной парадигмы предполагает изменение в содержании и технологиях подготовки будущего учителя в высшей профессиональной школе. Недостаточно внимания уделяется вопросу подготовки учителей к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, выбора будущей профессии.

Каждый человек должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, т. е. выбирать свою позицию. Учащиеся 9-х классов, стоящие на пороге выбора дальнейшего пути продолжения образования, часто не готовы к разрешению этой задачи — вступлению в самостоятельную жизнь. Процесс самоопределения подростков, как правило, происходит стихийно под влиянием случайных факторов. Это связано с недостаточным осознанием и пониманием девятиклассниками собственных целей, неспособностью прогнозировать связь будущей профессиональной деятельности с качеством жизни.

Рынок диктует свои условия. Сегодня подрастающее поколение вынуждено учитывать эти условия и изменяться в соответствии с ними, активно воздействуя на свой образ жизни. Перед учащимися стоит задача — включиться в рыночные отношения и конкурентную борьбу и активно в них существовать. В условиях стремительно изменяющегося времени подрастающему человеку требуется большая внутренняя сила, ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей жизни, ценностные ориентации.

Педагогическое сопровождение подростков в условиях предпрофильной подготовки, выбора будущей профессии рассмотрено в работах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, М. И. Губановой, Е. И. Казаковой, П. С. Лернера, Н. Ф. Родичева, В. И. Слободчикова, Е. В. Титова, Ф. М. Фурмина, Е. О. Черкашина, С. Н. Чистяковой и др.

Психологический аспект проблемы личностного развития учащихся в условиях предпрофильной подготовки рассмотрен в работах Л. И. Божович, М. Р. Гинзбурга, В. В., Зацепина, Е. А. Климова, Я. JI. Коломинского, Т. В. Кудрявцева, Д. А. Леонтьева, К. Г. Мяло, А. М. Прихожан, Н. С. Пряжникова, А. В. Сухарева, Н. Н. Толстых, А. Р. Фонарева, А. И. Мищенко, Л. М. Митиной, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др.

В условиях современных общественно-экономических отношений возрос интерес исследователей к изучению трудностей подростков, связанных с дальнейшим жизненным выбором, в контексте целостного процесса социализации личности. Научные результаты, обоснованные рядом исследований (В. И. Журавлева, Е. А. Климова, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой и др.), подтверждают, что у подростков нередко формируется ощущение собственной зависимости и тревожности, затрудняющие реализацию жизненных планов. Это вызывается дестабилизацией социальной жизни, отсутствием в обществе четко структурированных моделей социально-нравственного поведения, нестабильностью семьи и школы.

При всей теоретической и практической значимости данных исследований в разрешении задач, стоящих перед системой образования, следует отметить, что слабо разработанной остается проблема организации предпро-фильной подготовки подростков, в частности, решение вопросов педагогического сопровождения подростков в условиях выбора направления дальнейшего образования, выбора будущей профессии. Следовательно, одним из направлений, нуждающемся в научном обосновании, является подготовка учителей к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпро-фильной подготовки.

Правильный выбор профессии для подростков является основой самоутверждения их в обществе в дальнейшем. Как справедливо отмечает Е. А. Климов, «.задача выбора профессионального пути — много сложнее любой учебной задачи», поэтому учащимся трудно самостоятельно, без помощи, консультаций взрослых осуществить профессиональный выбор.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики намечается создание системы специализированной подготовки (предпрофильной подготовки и профильного обучения) в общеобразовательной школе, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Следовательно, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, что непосредственно направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг.

Определение целей и задач предпрофильной подготовки, обсуждение различных проблем с педагогическим сообществом определило множество сложнейших вопросов: ориентационная работа, реализуемая с подростками, методическое обеспечение, психолого-педагогическая поддержка подростков в процессе выбора профиля обучения, их педагогическое сопровождение в условиях предпрофильной подготовки, выбора будущей профессии.

Исторический анализ литературы, а также изучение диссертационных исследований последних лет показал, что в вузовской практике не в полной мере реализована система педагогических условий формирования готовности будущего учителя к работе с учащимися старшего подросткового возраста в условиях предпрофильной подготовки. Вместе с тем анализ научного состояния проблемы показывает, что как теоретиками, так и практиками не достаточно полно исследованы вопросы подготовки будущего учителя к работе с подростками на предпрофильном этапе обучения в общеобразовательной школе, подготовки его к выбору дальнейшего пути образования, будущей профессии и жизненного выбора (В. И. Аксенова, М. И. Губанова, Н. В. Кис-линская, Е. А. Климов, С. С. Кравцов, П. С. Лернер, А. В. Мудрик, Н. Н. Никитина, Э. М. Никитин, Т. Г. Новикова, С. А. Писарева, М. А. Пинская, А. М. Прихожан, А. С. Прутченков, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, А. П. Тряпицина, В. А. Сластенин, С. Ф. Хлебунова, Е. О. Черкашин, И. Д. Чечель,.С. Н. Чистякова и др.).

В недостаточной степени изучены содержание и технологии подготовки будущего учителя в вузе к организации и осуществлению предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе. Эти вопросы актуальны и для педагогической науки, предлагающей образовательной практике различные варианты личностно развивающих систем. В педагогической науке и практике недостаточно раскрыты трудности организации педагогического процесса в образовательном учреждении, обеспечивающие педагогическое сопровождение подростков в условиях в предпрофильной подготовки, причины психологического и организационно-педагогического характера, их сложность, противоречивость, опосредованность внешними и внутренними факторами межличностных отношений. В педагогических исследованиях не в полном объеме уделяется внимание вопросам взаимодействия учащихся с классным руководителем, педагогом — психологом, социальным педагогом, другими преподавателями, родителями и сверстниками в условиях предпрофильной подготовки.

Налицо, таким образом, противоречия между:

— потребностью подростков в выборе пути продолжения дальнейшего образования, соответствующего будущей профессии, и отсутствием в образовательном учреждении необходимых организационно-педагогических условий;

— объективной потребностью в высоком уровне профессиональной готовности учителя к работе с подростками на этапе предпрофильной подготовки и недостаточной их подготовкой в педагогическом вузе;

— отсутствием эффективных комплексных научно-методических разработок, обеспечивающих развитие ценностного отношения студентов к ведению предпрофильной подготовки подростков и содержанием образовательного процесса в педагогическом вузе;

— содержанием образовательного процесса в педагогическом вузе и потребностями в изменении качества подготовки учителя к работе с подростками на предпрофильном этапе обучения.

Недостаточная разработанность вопросов подготовки будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки определила тему нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: готовность будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Предмет исследования: процесс формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что организация образовательного процесса в вузе, направленная на формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, будет эффективной, если:

— научно осмыслено содержание деятельности учителя по педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— выявлены основные компоненты готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— разработаны показатели и уровни, характеризующие компоненты готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки на основе критериально-оценочного аппарата;

— выделены основные педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) исследовать теоретические основы формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки и определить место педагогического сопровождения в структуре профессиональной деятельности учителя;

2) выявить структуру готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

3) разработать критериально-оценочный аппарат для определения уровней сформированности компонентов готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

4) разработать учебно-методическое обеспечение подготовки будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

5) обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Методологическую основу исследования составили:

— принцип развития (J1. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. Б. Котова, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.);

— принцип активности (К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев,

A. А. Бодалев, А. В. Петровский и др.);

— принцип системности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.);

— концепции развития личности как субъекта жизнедеятельности (Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— аксиологический, деятельностный и личностные подходы в образовании и управлении образовательными системами (М. Н. Берулава, А. В. Беляев, Ю. П. Ветров, О. А. Зимовина, И. Ф. Игропуло, И. Б. Котова, Н. П. Клу-шина, А. В. Непомнящий, В. В. Сериков, В. К. Шаповалов, И. С. Якиманская и др.). .

Теоретическую основу исследования составили:

— теории профессионального образования и подготовки педагогов (Е. В. Бондаревская, Е. А. Климов, В. А. Канн-Калик, В. В. Краевский,

B. С. Леденев, А. В. Мудрик, В. В. Сериков, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицина и др.) — положения о целостности образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, В. С. Леденев, JI. И. Новикова, В. А. Сластенин, А. И. Мищенко и др.);

— работы психологов, исследовавших возрастные особенности развития потребностно-мотивационной сферы личности и ее деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, М. И. Еникеев, А. Маслоу, JI. В. Куликов, Э. Эриксон и др.);

— идеи организации психологического сопровождения личностного развития обучающихся (А. Г. Асмолов, Г. А. Берулава, Е. В. Бондаревская, М. М. Битянова, JI. И. Божович, Е. М. Борисова, Е. И. Исаев, М. Р. Гинзбург, Д. А. Китова, Н. П. Клушина, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, Л. М. Митина, А. В. Мудрик, А. М. Прихожан, В. В. Сериков, О. В. Соловьева, А. Р. Фонарев и др.);

— исследования в области педагогического сопровождения личностного развития учащихся (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, М. И. Губанова, Е. И. Казакова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, В. И. Слободчиков, Е. В. Титов, Ф. М. Фурмин, Е. О. Черкашин, С. Н. Чистякова и др.);

— исследования в области профессиональной ориентации и профильного обучения учащихся (В. И. Аксенова, А. Е. Голомшток, М. И. Губанова, И. Д. Демакова, В. И. Журавлев, Н. Н. Захаров, Е. А. Климов, Н. А. Кривола-пова, В. П. Намчук, Э. М. Никитин, С. А. Писарева, В. А. Поляков, Н. С. Пряжников, А. С. Прутченков, Н. Ф. Родичев, В. А. Сластенин, С. Ф. Хлебунова, Е. О. Черкашин, И. Д. Чечель, С. Н. Чистякова, С. Т. Шацкий и др.);

— работы, посвященные связи личностного и профессионального развития субъекта (С. В. Белова, Е. В. Бондаревская, Е. М. Борисова, Ю. П. Ветров, Э. Ф. Зеер, И. Б. Котова, Е. А. Климов, Н. П. Клушина, Т. В. Кудрявцев, Н. А. Лызь, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев, В. В. Сериков, А. В. Сухарев, Л. Н. Харченко, Е. О. Черкашин, С. Н. Чистякова, В. К. Шаповалов, и др.).

Объект, предмет, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:

1) обзорно-аналитический метод: сравнительно-сопоставительный анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеменаучное изучение и обобщение передового педагогического опытаметоды сбора и интерпретации теоретического материаласопоставление и обобщение педагогического опыта по проблемам профильного обучения, выбора направления продолжения дальнейшего образования, будущей профессии девятиклассниками на этапе предпрофильной подготовки;

2) диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование;

3) педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);

4) методы обработки экспериментальных данных, их графическая интерпретация.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Ставропольский государственный педагогический институт. В эксперименте были задействованы 34 студента 4 — го курса 2-х групп специальностей: 32 600 «История», 32 900 «Русский язык и литература».

Помимо этого, в исследовании приняли участие 300 учителей-практиков практиков МОУ лицея № 5, МОУ СОШ № 64, МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя и лицея № 6 с. Донского Труновского района, МОУ СОШ № 13 с. Надежда Шпаковского района Ставропольского края- 611 учащихся 9-х классов г. Ставрополя МОУ лицея № 5, МОУ СОШ № 64, МОУ СОШ № 21 и Ставропольского края.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2008 гг. и включало в себя следующую последовательность этапов.

Первый этап (2005 — 2006 гг.). Выявлена проблема исследованияпроведен теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Разработан понятийный аппарат, определены параметры исследования: актуальность, цель, объект, предметпоставлены исследовательские задачисформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (2006 — 2007 гг.). Проведен констатирующий эксперимент с целью предварительного исследования уровня готовности будущих учителей к осуществлению педагогического сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Третий этап (2007 — 2008 гг.). Проведен формирующий эксперимент. Разработана программа спецкурса для студентов гуманитарных специальностей «Педагогическое сопровождение подростков в условиях выбора профессии» и внедрена в образовательный процесс педагогического вуза.

Четвертый этап (2008 г.). Обработаны, проанализированы и систематизированы результаты опытно-экспериментального исследования. Уточнены основные положения и выводы исследованияосуществлено оформление диссертации в контексте необходимых требований.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определена структура готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов: эмоционально-мотивационного, когнитивного, деятельностного;

— разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий определить уровень сформированности каждого компонента готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— выявлены и обоснованы педагогические условия формирования готовности будущих учителей к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— обобщены подходы к проблеме формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки в процессе профессионального образования;

— конкретизировано понятие готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— представлена характеристика уровней сформированности готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, что значительно расширяет представление о сущности формирования готовности к педагогическому сопровождению подростков в условия предпрофильной подготовки.

Диссертационное исследование вносит вклад в развитие содержательных составляющих гуманитарного образования и открывает перспективы для дальнейшего совершенствования учебного процесса педагогических вузов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработан и апробирован спецкурс «Педагогическое сопровождение подростков в условиях выбора профессии», способствующий подготовке будущих учителей к реализации педагогического сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки, который может быть использован в образовательном процессе вуза;

— разработан диагностический инструментарий для определения уровней сформированности готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе педагогического вуза при подготовке учителейв деятельности учителей-практиков, работающих с учащимися старшего подросткового возрастаа также в деятельности учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;

— полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве научно-методической основы для разработки учебных пособий и методических рекомендаций в курсе педагогики и психологии.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечивались совокупностью методов, соответствующих предмету исследования, адекватных поставленным целям и задачамколичественным и качественным анализом результатов исследованияиспользованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической значимостью экспериментальных данныхметодологической обоснованностью исходных теоретических позицийнепротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались в ходе выступлений с докладами и сообщениями на аспирантских семинарах и заседания кафедры психологии и педагогики Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь,

2007 — 2008 гг.) — на научно-практических конференциях по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо-Кавказского государственного технического университета (Ставрополь, 2007;2008 гг.).

Основные положения исследования были изложены в ряде статей, тезисов, выступлений на итоговых научно-практических конференциях. Результаты исследования осуществлялись через опубликованные автором работы в «Вестнике Поморского университета» (Архангельск, 2007 г.) — обсуждались на международных конференциях «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2005 г.), «V Славянские педагогические чтения» (Москва, 2006 г.), «Управление инновациями в образовании» (Санкт-Петербург, 2006 г.), «Актуальные соци t ально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (Кисловодск, 2007 г.), «Проблемы молодежи глазами студентов» (Тула, 2007 г.) — на ежегодных научно-практических конференциях «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2007 г.), на региональной конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2007 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация системы дополнительного образования в свете реализации приоритетных направлений российского образования» (Краснодар, г

2006 г.) — на научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ (Ставрополь, 2008 г.) — на республиканской научно-практической конференции «Практическая психология на современном этапе: актуальные проблемы и тенденции развития» (Элиста,

2007) — «Экономическое, правовое и социальное развитие регионов: этапы становления, взаимосвязи, современное положение и перспективы» (Элиста,

2008).

По материалам исследования опубликовано 15 работ, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК МО и науки Российской Федерации.

Материалы исследования внедрены в образовательный процесс Ставропольского государственного педагогического института.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическое сопровождение подростков в условиях предпрофильной подготовки — это особый вид профессиональной деятельности учителя, направленный на создание педагогических условий для успешного принятия самостоятельного, осознанного выбора направления дальнейшего пути образования подростком, выстраивания индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

2. Готовность будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки является личностным образованием, включающим совокупность взаимосвязанных компонентов: эмоционально-мотивационного, когнитивного и деятельностного.

3. Критериально-оценочный аппарат определения уровней сформированное&tradeкомпонентов готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки носит целостный характер, позволяет выявить уровень сформированности каждого компонента готовности и вносить коррективы в образовательный процесс вуза.

4. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки протекает успешно при выполнении следующих педагогических условий:

— разработан и реализован в образовательном процессе вуза учебный курс для студентов «Педагогическое сопровождение подростков в условиях выбора профессии»;

— организована самостоятельная работа будущих учителей по проблеме сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— активизирована практическая деятельность, предусматривающая организацию педагогической практики будущих учителей в современной школе, формирующая у студентов педагогические умения и навыки по педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, способствующая саморазвитию студентов;

— организована научно-исследовательская деятельность студентов по проблеме сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— разработано учебно-методическое обеспечение подготовки будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. Список использованной литературы содержит 186 источников. Общий объем диссертации составляет 240 страниц машинописного текста. В работе приведено 10 таблиц, 3 диаграммы.

Выводы по 2 главе

В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки более продуктивно осуществляется при введении в образовательный процесс педагогического вуза спецкурса длястудентов «Педагогическое сопровождение подростков в условия выбора профессии».

Важнейшими педагогическими условиями формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условия предпрофильной подготовки являются:

— разработка и реализация в учебно-воспитательном процессе вуза спецкурса для студентов «Педагогическое сопровождение подростков в условиях выбора профессии»;

— организация самостоятельной работы будущих учителей по проблеме сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— активизация практической деятельности, предусматривающая организацию педагогической практики будущих учителей в современной школе, формирующая у студентов педагогические умения и навыки по педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, способствующая саморазвитию студентов;

— организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблеме сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— разработка учебно-методического обеспечения подготовки будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Критериями, сформированности готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, являются: эмоционально-мотивационный (профессионально-педагогическая направленность личности будущего учителяготовность осуществлять поддержку учебно-воспитательного процессасформулированность убеждений в необходимости грамотного проведения работы с подростками на этапе предпрофильной подготовки);

— когнитивный (степень обладания совокупности знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере педагогического сопровождения подростков на этапе предпрофильной подготовкизнания концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и развитиясистемность знаний в области предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся);

— деятельностный (профессиональная педагогическая деятельности учителейготовность к деятельности с подростками на этапе предпрофильной подготовкиадекватность принимаемых решений, соответствующих интересам и потребностям подростковпознавательная и творческая активность в вопросах педагогического сопровождения подростков в условиях выбора направления продолжения дальнейшего образования, будущей профессиисформированность аналитических умений анализировать результат выбора подростами направления дальнейшего образования).

Критериально-оценочный аппарат представлен:

— диагностическим материалом;

— критериями;

— показателями, соответствующими каждому из выделенных критериев.

Предлагаемая система критериев и показателей сформированности уровня готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки позволяет оценить ее уровни и — констатировать значимые позитивные изменения, связанные с проведенной опытно-экспериментальной работой.

Экспериментальное исследование получило статистическое подтверждение, что с достаточной степенью объективности свидетельствует о наметившейся тенденции в положительной динамике формирования у будущих учителей готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки. Реализация разработанного нами спецкурса доказала актуальность и целесообразность внедрения в образовательный процесс в педагогическом вузе в процессе подготовки учителей.

Заключение

В настоящее время отмечается недостаточность теоретических исследований в области профессиональной подготовки учителей, осуществляющих педагогическое сопровождение подростков в условиях выбора направления дальнейшего образования, будущей профессии. В связи с этим проблема формирования готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки приобретает особую актуальность.

В процессе теоретического и экспериментального исследования нами были выявлены и систематизированы основные подходы к формированию готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

На теоретическом уровне в проведенном исследовании была выявлена сущность и уточнено понятие готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Данное диссертационное исследование, посвященное решению указанной проблемы, дает основание сформулировать следующие выводы:

1. Педагогическое сопровождение подростков в условиях предпрофильной подготовки предполагает систему мероприятий, способствующих выбору направления дальнейшего образования, будущей профессии в соответствии с индивидуальными особенностями подростков и потребностей общества.

2. Специфика готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки заключается в содержании ее структурных компонентов, взаимно дополняющих друг друга:

— эмоционально-мотивационного компонента, представленного профессионально-педагогической направленностью личности будущего учителяжеланием осуществлять поддержку учебно-воспитательного процессасформированностью убеждений в необходимости грамотного проведения работы с подростками на этапе предпрофильной подготовки.

— когнитивного компонента, представленного степенью обладания системой знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере педагогического сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовкисистемностью знаний концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и развитиясистемностью знаний в области предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

— деятельностного компонента, представленного профессиональной деятельностью учителей в работе с подростками на этапе предпрофильной подготовкиадекватностью принимаемых решений, соответствующих интересам и потребностям подростковпознавательной и творческой активностью в вопросах педагогического сопровождения подростков в условиях выбора направления продолжения дальнейшего образования, будущей профессиисформированностью аналитических умений анализировать результат выбора дальнейшего направления образования подростками.

3. Деятельность учителя по педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки включает в себя:

— организацию процесса информирования учащихся и их родителей о содержании предпрофильной подготовки, предлагаемой образовательным учреждением;

— педагогическую диагностику интересов и запросов подростков;

— вовлечение учащихся в различные мероприятия по сбору информации для портфолио;

— проведение индивидуальных и групповых бесед, консультирование учащихся и их родителей по наиболее сложным вопросам выбора дальнейшего пути образования;

— целенаправленное проведение деловых игр, экскурсий, дискуссий, организация встреч с представителями разных профессий;

— проведение элективных ориентационных курсов, профильных пробвзаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками;

— координацию деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-х классов;

— анализ результатов деятельности школьников;

— мониторинг качества педагогического сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки.

4. Эффективность формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки обусловлена совокупностью следующих педагогических условий:

— разработка и реализация в образовательном процессе вуза спецкурса для студентов «Педагогическое сопровождение подростков в условиях выбора профессии»;

— организация самостоятельной работы будущих учителей по проблеме сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— активизация практической деятельности, предусматривающая организацию педагогической практики будущих учителей в современной школе, формирующая у студентов педагогические умения и навыки по педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, способствующая саморазвитию студентов;

— организация научно-исследовательской деятельности студентов по проблеме сопровождения подростков в условиях предпрофильной подготовки;

— разработка учебно-методического обеспечения подготовки будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

5. Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствуют о позитивных изменениях в сформированности готовности будущих учителей к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки, более осознанном и ответственном отношении к результатам профессиональной деятельности, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

Таким образом, можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение, что отражено в положениях, вынесенных на защиту.

Данное исследование подтвердило актуальность выбранной темы, которая определяется требованием современного образования, согласно которому необходимо формирование готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки.

Между тем, проведенное исследование не исчерпывает проблемы формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки. Направление дальнейших исследований может заключаться в разработке информационных технологий формирования готовности к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовкиа также трансформации учебно-методического обеспечения подготовки будущего учителя к педагогическому сопровождению подростков в условиях предпрофильной подготовки с учетом запросов потребностей рынка труда в условиях отдельного региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для студентов вуза Текст. / Г. С. Абрамова. М.: Издательский центр «Академия" — Раритет, 1997. — 704 с.
  2. , Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997. 368 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1980. 334 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  5. , К. М., Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: Учебник для вузов Текст. / К. М. Акимова, К. М. Гуревич. — СПб.: Питер, 2005. 652 с.
  6. , В. И. В начале пути. Вхождение в систему профильного образования: проблемы, опыт, технологии: Учебно-методическое пособие к курсам повышения квалификации работников образования Текст. / В. И. Аксенова. Ставрополь: СКИПКРО, 2003. — 136 с.
  7. , В. И. Самоопределение учащихся в условиях профильного обучения : Пособие в помощь родителям Текст. / В. И. Аксенова. -Ставрополь: СКИПКРО, 2002. 36 с.
  8. , Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование Текст. / Ю. Е. Алешина. 2-е изд.- М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-208 с.
  9. , И. П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников Текст. / И. П. Арефьев // Педагогика. — 2003. № 5.
  10. , Л. К. Кадровое обеспечение профильного обучения Текст. / Л. К. Артемова // Педагогика. 2006. № 10. — С. 58 — 66.
  11. , А. Г. Психология личности : Учебник Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  12. , Т. Н., Ветров, Ю. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом: Учебно-методическое пособие Текст. / Т. Н. Банщикова, Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина / Под ред. Ю. П. Ветрова. М.: Книголюб, 2004. — 352 с.
  13. , С. В. Диалог — основа профессии педагога : Учебно-методическое пособие Текст. / С. В. Белова. — М.: АПКиПРО, 2002.148 с.
  14. , А. В. Профессиональная педагогическая деятельность : содержание и организация: Учебное пособие Текст. / А. В. Беляев. — Москва- Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2005. — 312 с.
  15. , М. Т. Организация психологической работы в школе. Практическая психология в образовании Текст. / Битянова М. Т. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  16. , П. П. Педология : Книга для преподавателей высш. пед. учеб. заведений Текст. / П. П. Блонский / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-288 с.
  17. , О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии Текст. / О. Богословская // Высшее образование в России. 2006. — № 5. — С. 44 — 47.
  18. , А. А., Жуков, В. И. Психология и педагогика: Учебное пособие Текст. / А. А. Бодалев, В. И. Жуков, JI. Г. Лаптев, В. А. Сластенин М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 585 с.
  19. , JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968.
  20. Большой толковый психологический словарь Т. 2 (П-Я) Текст. / А. Ребер. ООО Издательство «АСТ" — Издательство «ВЕЧЕ», 2001. — 560 с.
  21. Большой толковый психологический словарь Т. 1 (А-О) Текст. / А. Ребер. ООО Издательство «АСИ» — Издательство — «Вече», 2003. -592 с.
  22. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4. — С. 11−17.
  23. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29 — 36.
  24. , Е. В., Кульневич, G. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. -560 с.
  25. , Н. М., Соловцова, И. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Бабайков / Под ред. Н. М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 496 с.
  26. , Н. М. Диагностическая деятельность педагога : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко / Под ред.
  27. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. —288 с.
  28. , Г. В. Возрастно психологический подход в консультировании детей и подростков Текст. / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  29. , Т. Д. Психология. Тестовый контроль знаний: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Т. Д. Василенко, В. Б. Никишина. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. 109 с.
  30. , И. В., Гриншпун, И. Б. Введение в профессию «психолог». Библиотека психолога: Учебное пособие. Текст. / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, И. Б. Пряжников / Под ред. И. Б. Гриншпуна М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 462 с.
  31. , А. А., Бакшаева, Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении Текст. / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. — М., -2000.
  32. , Ю. П. Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования Текст. / Ю. П. Ветров // Гуманизация образования. — № 1. — 2002.-С. 33−37.
  33. , А. П., Кузибецкий, А. Н. Жизненное самоопределение старшеклассников: педагогические условия развития: Монография Текст. /
  34. A. П. Вехова, А. Н. Кузибецкий / Под ред. В. В. Серикова. — Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2003. 151 с.
  35. , В. Я., Образцов, П. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие Текст. / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман / Под ред.
  36. B. А. Сластенина. — М.: Педагогическое общество России, 2004. -192 с.
  37. , А. Г. Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей : Теория и практика Текст. / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. 402 с.
  38. , JI. С. История развития высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. — С. 197- 198.
  39. , О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей Текст. // Народное образование. 1998. — № 6. — С. 108 — 112.
  40. , А. выбираем профессию. Советы практического психолога Текст. / А. Герцов. СПб.: Питер, 2005. — 217 с.
  41. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. // Вопросы психологии. 1994. № 3. — С.43 — 52.
  42. , А. Г. Педагогическая практика по воспитательной работе: Учеб-но-метод. пособие Текст. / А. Г. Голев, 2-е изд., испр. и доп. — Пятигорск: ПГЛУ, 2002. — 28 с.
  43. , Г. Б., Чуракова, О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики Текст. / Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова // Школьные технологии.-2005.-№ 1.-С. 181 195.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально образования по специальности 32 600.00 — История с дополнительной специальностью Текст. — М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
  45. , JI. К., Байкова, Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие Текст. / Л. К. Гребенкина, Л. А. Байкова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  46. , О. С., Гребенюк, Т. Ю. Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / О. С. Гребенюк, Т. Ю. Гребенюк. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 3 84 с.
  47. , В. С. Культура педагогического общения : Кн. для учителя Текст. / В. С. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  48. , М. Т. Психология и педагПгика профессий Пальной деятельности : Учебное пособие для вузов Текст. / М. Т. Громкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
  49. , М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников Текст. / М. И. Губанова // Педагогика. — 2002. -№ 9.-С. 32−39.
  50. , М. С., Лернер, М. С., Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8−9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. С. Гуткин, М. С. Лернер, Г. Ф. Михальченко и др. / Под ред. Чистяковой С. Н., Ша-лавиной Т. И — М.: Просвещение, 2005. 159 с.
  51. Дик, Н. Ф., Дик, Т. И. Настольная книга классного руководителя 8 -11-х классов. Воспитание в условиях профильного обучения Текст. / Н. Ф. Дик, Т. И. Дик. Ростов/н/Дону: «Феникс», 2006. — 320 с.
  52. , Д. Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема Текст. / Д. Н. Дубровин // Прикладная психология. 2004. № 4 — 5. — С. 7 — 11.
  53. , И. В. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
  54. , И. В. Практическая психология образования : Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений Текст. / И. В. Дубровина. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  55. , И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту Текст. / И. В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1987.
  56. , Е. В., Козловская, Г. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта Текст. / Е. В. Евмененко, Г. Ю. Козловская. — Ставрополь, СГПИ, 2005. — 86 с.
  57. , О. Ю. Математическая статистика для психологов : Учебник Текст. / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 336 с.
  58. , В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвяздинский, Р. Атаханов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. —208 с.
  59. , Э. Ф. Психология профессий : Учебное пособие для студентов вузов Текст. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект — Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  60. , Э. Ф. Психология профессионального развития : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.
  61. , В. Образование и общество : поиск языка взаимопонимания Текст. / В. Зернов // Высшее образование в России. 2006. — № 6. — С. 3 -6.
  62. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  63. , О. Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога средней школы Текст. / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов/н/Дону: «Феникс», 2—3. — 512 с.
  64. , А. А. Психология труда : учебник Текст. / Под ред. проф. А. В. Карпова. М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2002. — 352 с.
  65. , А. Г. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров Текст. / А. Г. Каспржак. М.: Вита-Пресс, 2004. — 144 с.
  66. , Е. А. Как выбирать профессию : Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. Текст. / Е. А. Климов. — 2-е изд. доп. и дораб. М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
  67. , Е. А. Введение в психологию труда : Учебник. Текст. / Е. А. Климов. 2-е изд. — М.: Издательство Московского университета- Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  68. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учеб. пособие Текст. / Е. А. Климов. М.: МГУ, 1995. — 224 с.
  69. , Е. А. Профессии научных работников : Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников Текст. / Е. А. Климов — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 256 с.
  70. , Е. А. Психология профессионального самоопределения : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Е. А. Климов. — М.: Издательский центр «Академия». 2005. — 304 с.
  71. , И. А. Коммуникативная деятельность педагога : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / И. А. Колесникова / Под ред. Сластенина В. А. Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
  72. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-254с.
  73. Кон, И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей Текст. / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  74. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Текст. // Вестник образования. — 2002. № 6. — С. 11 — 40.
  75. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования Текст. // Школьные технологии. — 2002. — № 4 — С. 79 — 91.
  76. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы Текст. // Народное образование. 2006. — № 1. — С.243 -257.
  77. , В. В. Общие основы педагогики Текст. / В. В. Краевский. -М.: Академия, 2005. 256 с.
  78. , В. А. Психология : Учебник для учащихся пед. училищ Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  79. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников : Книга для учителей и классных руководителей Текст. / В. А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  80. , А. А. Психология : учебник Текст. / Под ред. А. А. Крылова. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. — 584 с.
  81. , А. В., Донина, О. И. Теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования: Коллективная монография
  82. Текст. / А. В. Кузнецов, О. И. Донина, Т. Ф. Есенкова. — Ульяновск: УИПК ПРО, 2006. 360 с.
  83. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970.- 115 с.
  84. , Н. М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы Текст. / Н. М. Ладнушкина // Школьные технологии. 2005. -№ 1.- С. 71−84.
  85. , О. А. Введение в педагогическую деятельность : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведний Текст. / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.
  86. , И. Ю. Психолого — педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / И. Ю. Левченко [и др.] М.: Академия, 2003. — 320 с.
  87. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  88. , А. Г. Психологический тренинг с подростками : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001. — 256 с.
  89. , А. К. Психология труда учителя : Книга для учителя Текст. / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  90. , Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Л. М. Митина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
  91. , А. И. Введение в педагогическую профессию Текст. / А. И. Мищенко. Новосибирск, 1991. — 146 с.
  92. , В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. -Академия, 2000. 456 с.
  93. , Р. С. Психология : Учеб. для студентов выс. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальна педагогическая психология и психодиагностика Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -512 с.
  94. , Н. В. Особенности и методы проектирования педагогической системы предпрофильного обучения Текст. / Н. В. Немова // Менеджмент в образовании. 2003. — № 3. — С.32 — 41.
  95. ЮО.Немова, Н. В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: Учебно-методическое пособие Текст. / Н. В. Немова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 68 с.
  96. , Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 224 с.
  97. Новейший философский словарь Текст. / Гл. ред. А. А. Грицанов, Науч. ред.: М. А. Можейко, Т. Г. Румянцеа, 2-е изд., переработ, и дополи. — Мн. Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. — 1280 с.
  98. , Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио Текст. / Т. Г. Новикова // Педагогическая диагностика. -2006.-№ 2.-С. 59−72.
  99. Юб.Новикова, Т. Г. О технологии портфолио в российской школе Текст. / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Педагогическая диагностика. 2006. — № 3. — С. 93 — 110.
  100. , Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки Текст. / Т. Г. Новикова. М.: АПК и ПРО, 2003. — 110 с.
  101. Ю.Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с.
  102. , А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / А. П. Панфилова / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. -368 с.
  103. , М. Содержательные компоненты предпрофильной подготовки Текст. / М. Пашкова // Директор школы. 2005. — № 10. — С. 49 — 52.
  104. М.Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Е. С. Рапцевич. — Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.
  105. Педагогическая антропология: учебное пособие Текст. / Под. ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. — Ставрополь: Сервис — школа, 2005. — 696 с.
  106. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  107. , Е. Л. Современный классный руководитель : Сборник материалов Текст. / Е. Л. Петренко. Ульяновск: УИПКПРО, 2006. — 72 с.
  108. , О. В., Трифонова, Л. В. Формирование познавательного интереса школьников в процессе предпрофильной подготовки по предметам гуманитарного цикла Текст. / О. В. Петунии, Л. В. Трифонова // Профильная школа. — 2006. № 1. — С. 15 — 18.
  109. , П. И. Педагогика Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 1998. — 640 с.
  110. , А. А. Комментарий к Концепции профильного обучения Электронный ресурс. / А. А. Пинский // Школьная реформа. 2002. // http://www.mschools.ru
  111. , Л. П., Белоусова, Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч.: Ч. 1. Основы психологии :10 кл. Текст. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 224 с.
  112. , Л. П., Белоусова, Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. Ч. 2: Психология общения :11 кл Текст. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с.
  113. , В. А., Коржуев, А. В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для высшей школы МГУ имени М. В. Ломоносова Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев.- М.: Академический проект, 2004. — 482 с.
  114. , И. Я. Реализация предпрофильной подготовки Текст. / И. Я. Попугаева, Т. А. Долихина, Н. В. Буданова, В. Н. Рязанова // Дополнительное образование. — 2005. № 10- С. 48−53.
  115. , Н. С. Профориентация в школе и колледже : игры, упражнения, опросники (8−11 классы) Текст. / Н. С. Пряжников. М.: ВАКО, 2006. — 288 с.
  116. , Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с.
  117. Психологический словарь Текст. / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 440 с.
  118. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова,
  119. A. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1883.-448 с.
  120. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / Автор-составитель
  121. B. А. Мижериков. — Ростов/н/Дону: Издательство «Феникс», 1998. — 544 с.
  122. , И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя : Научно-популярное издание Текст. / И. П. Раченко. — Пятигорск, Ротопринт ПГПИИЯ, 1992. 196 с.
  123. , А. А. Психология и педагогика Текст. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  124. , Б. М. Психологические особенности детей подросткового возраста Текст.: лекции в помощь учителям и практическим психологам / Б. М. Ребус. Ставрополь, СГПИ, 1993. — 57 с.
  125. , А. С., Леонтьева, Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. / Под ред.
  126. A. С. Роботовой. М.: Издательский центр «Академия»,* 2004. — 208 с.
  127. , Е. И. Выбор профессии : Становление профессионала Текст. / Е. И. Рогов. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 336 с.
  128. , Е. И. Как стать взрослым Текст. / Е. И. Рогов. — М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 384 с.
  129. , Е. И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
  130. , Е. И. Настольная книга практического психолога Текст.: учеб. пособие: В 2 кн. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с.
  131. , М. М. Проблема учителя : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / М. М. Рубинштейн / Под ред. Сластенина
  132. B. А. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176 с.
  133. , С. Л. Основы общей психологии Текст. /
  134. C. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2006. — 713 с.
  135. Русский-толковый словарь Текст. / В. В. Лопатин, Л. Е Лопатина. -М.: Рус. яз, 2002. 882 с.
  136. , Н. В. Практический психолог в школе : лекции, консультирование, тренинг Текст. / Н. В. Самоукина. — М., 2003. — 244 с.
  137. , А. Л. Социальная психология : учебник Текст. / А». Л. Свеницкий. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. — 336 с.
  138. , А. И-, Юнина, Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие Текст. / А. И. Севрук, Е. А. Юнина. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 144 с.
  139. , Г. Н. Самосовершенствование личности : Методическое пособие по преподаванию курса. Руководство по организации самовоспитания школьников Текст. / Г. Н. Селевко, М.: Народное образование, 2000.-128 с.
  140. , В. В. Модернизация.управления образовательным учреждением: Методическое пособие Текст. / В. В. Сериков, Т. В. Черникова. М:: АПК и ПРО, 2004. — 162 с.
  141. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 350 с.
  142. , Е. Н. Влияние условий обучения на процесс становления личности в подростковом возрасте Текст. / Е. Н. Ситнова // Прикладная психология. 2004. № 4 — 5. — С. 2 — 7.
  143. Словарь русского языка: ОК 57 000 слов Текст. / С. И. Ожегов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз, 1984. — 816 с.
  144. , А. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / А. Д. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-304 с.
  145. , Е. Н. Воспитательный процесс : изучение эффективности: Методические рекомендации Текст. / Е. Н. Степанов. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.
  146. , Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ Сфера, 2003.- 160 с.
  147. , Т. А. Классный руководитель : Функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Т. А. Стефановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. 192 с.
  148. , Л. Д. Основы психологии : Учебное пособие Текст. / Л. Д. Столяренко. — Ростов/н/Дону: Феникс, 2003. 672 с.
  149. , Л. Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов/н/Дону: «Феникс», 2006. — 542 с.
  150. Толковый словарь русского языка в 4 т. Т 1 Текст. / Под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. — 824 с.
  151. Толковый словарь русского языка в 4 т. Т 4 Текст. / Под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996. — 752 с.
  152. , В. А. Современная психология труда : Учебное пособие Текст. / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005 — 479 с.
  153. , Е. И., Ясюкевич, М. В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни: Учебно-методическое пособие Текст. / Е. И. Фадеева, М. В. Ясюкевич. М.: ЦГЛ, 2004. — 96 с.
  154. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование Текст. — М.: Министерство образования РФ, 2004. — 266 с.
  155. Философский энциклопедический словарь Текст. / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1999. — 576 с.
  156. , О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / О. В. Хухлаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.-208 с.
  157. , О. В. Психология подростка : Учеб. пособие для студ. учеб. заведений Текст. / О. В. Хухлаева. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-160 с.
  158. , И. Д. Подготовка педагогических кадров к введению предпро-фильного обучения : Методическое пособие Текст. / И. Д. Чечель,
  159. Н. В. Немова, А. С. Прутченков, Т. Г. Новикова. М.: АПК и ПРО, 2003.-124 с.
  160. , С. Н., Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление Текст. / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  161. , В. С., Чудновская, Т. В. Общая и социальная психология: Учебное пособие Текст. / В. С. Чудновский, Т. В. Чудновская. — Ставрополь: СГМА, 2001. 93 с.
  162. , А. Г. Основы психодиагностики : Учебное пособие для студентов педвузов Текст. / А. Г. Шмелев [и др.] Москва, Рос-тов/н/Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
  163. , А. Е. Teachers and Learners. The Interactive Process of Education Text. / A. E. Gorman. Boston, 1969 — 327 p.
  164. Johnson, S. The one Minute Teacher: How teach others to teach themselves Text. / S. Johnson. New York, 1986/ - 439 p.
Заполнить форму текущей работой