Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Классификация интерактивных методов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уделяя большое внимание групповым работам учащихся, автор перечисляет их виды, например, «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». При этом автор отмечает их избирательную эффективность. Так, при работе с учащимися 6−8 классов уместными являются наиболее простые формы групповой работы («вертушки», «большой круг», «аквариум»). Их преимущество для данного возраста автор… Читать ещё >

Классификация интерактивных методов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Попытки классификации интерактивных методов обучения предпринимались следующими учеными: Л. Н. Вавилова, Т. Н. Добрынина, Е. Я. Голант, О. А. Голубкова, В. В. Гузеев, Е. С. Заир-Бек, М. В. Кларин, Е. Е. Лушникова, В. В. Николина, Т. С. Панина, Г. С. Харханова, А. Ю. Прилепо и другие.

Рассматривая различные классификации интерактивных методов обучения, нужно отметить ряд проблем: во-первых, ни одна классификация не является достаточно полной, во-вторых, нет четкого разграничения активных и интерактивных методов обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным.

Г. С. Харханова Харханова Г. С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников. К., 1999. С. 5. классифицирует интерактивные методы обучения на основании формирования мотивации конфликта на три группы, в зависимости от спектра возможностей: интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей.

  • 1. Методы с узким спектром возможностей (решение и составление занимательных заданий, кроссвордов и т. п.). Данная группа обладает возможностями формирования конфликтогенных свойств в интеллектуальной сфере. Ее целесообразно использовать на первых этапах формирования мотивации конфликта, в группах учащихся с низким уровнем развития конфликтогенных свойств.
  • 2. Методы со средним спектром возможностей (соревновательные игры). Включая в урок элемент соревновательности, предполагающий активное межличностное общение учащихся, учитель получает возможность воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу учеников. Соревновательные игры можно использовать на уроках во время опроса, закрепления материала, при обобщающем повторении.
  • 3. Методы с широким спектром возможностей (дискуссии, диспуты, ролевые игры). Они характеризуются значительной содержательностью, четкой структурой, более целенаправленным и организованным участием школьников, активностью проявления позиций. Применение этой группы методов обеспечивает комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу учащихся.

Е. Я. Голант Водопьянова Ю. Е. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин. М., 2005. С. 10. впервые классифицирует методы обучения по степени включенности учащихся в учебную деятельность. Пассивные методы обучения называются «нетрудовые, методы готовых знаний», активные методы -«интенсивные, активно-трудовые».

Е. Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся. Он разделил все методы обучения на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельность. К пассивным он отнес те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным — методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод).

О. А. Голубкова Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. С. 16., А. Ю. Прилепо, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на основе их коммуникативных функций, разделяя их на три группы:

  • — дискуссионные методы (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций);
  • -игровые методы (дидактические игры, творческие игры, в том числе деловые, ролевые игры, организационно-деятельностные игры, контригры);
  • -психологическая группа интерактивных методов (сенситивный и коммуникативный тренинг, эмпатия).

Н. Г. Суворова Суворова Н. Г. Интерактивное обучение: новые подход // Учитель. М., 2000. № 1. С.25−27. подразделяет формы работы во время интерактивного обучения на:

  • — индивидуальные,
  • — парные,
  • -групповые.

Уделяя большое внимание групповым работам учащихся, автор перечисляет их виды, например, «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». При этом автор отмечает их избирательную эффективность. Так, при работе с учащимися 6−8 классов уместными являются наиболее простые формы групповой работы («вертушки», «большой круг», «аквариум»). Их преимущество для данного возраста автор видит в том, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Выделим основные подходы к классификации интерактивных методов обучения: на основании потоков информации между учащимися и обучающей системой (В. В. Гузеев); по степени включенности учащихся в учебную деятельность (Е. Я. Голант); по уровню интеракции (Е. Е. Лушникова); в зависимости от спектра возможностей (Г. С. Харханова); на основании рутинности и инновационности (Ю. Н. Емельянов) Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение: учебное пособие. М., 1985 .С.50.; по функциям (О. А. Голубкова, Г. С. Кулинич, В. В. Николина, Г. К. Селевко, А. Ю. Прилепо).

Так, В. В. Гузеев Гузеев В. В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. 2002. № 4. С.49−58., вводя понятие информационного режима обучения, говорит о экстраактивном, интроактивном и интерактивном режимах, возможных между обучающей системой и обучающимся. «Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока — интроактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным».

Сравнивая данные классификации, можно выделить общие признаки:

  • -авторы уделяют особое внимание формированию мотивации;
  • -практическое применение иностранного языка;
  • -активное вовлечение учащихся в работу на уроке.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой