Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация данных выводов происходила в педагогическом эксперименте па базе Уральского института ГПС МЧС России на факультете подготовки инженеров пожарной безопасности, в формирующем эксперименте приняли участие 117 курсантов первого курса. В результате опытно-поисковой работы удалось значительно повысить уровень информационной компетентности в экспериментальной группе по отношению к контрольной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Информационная компетентность в психолого-педагогических науках
    • 2. Основные подходы к формированию информационной компетентности специалиста в учреждениях профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА" ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИФИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Профессиографические составляющие информационной компетенции инженеров пожарной безопасности
    • 2. Обоснование применения образовательной полидидактической технологии в формировании информационной компетентности инженеров пожарной безопасности
    • 3. Основы разработки учебпо-методичсского комплекса дисциплины «Информатика» для реализации образовательной полидидакти^сской технологии
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Методика применения учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика» для формирования информационной компетентности инженеров пожарной безопасности
    • 2. Результаты опытно-поисковой работы и юс интерпретация
  • Выводы по третьей главе

Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей мощью информационных и коммуникационных технологий. Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности: экономика, политика, культура, образование и многие другие. Возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования.

Актуальность темы

предлагаемого исследования обусловлена социальным заказом на подготовку компетентных специалистов, способных адаптироваться к условиям изменяющейся социальной среды, оперативно и творчески решать стоящие перед ними задачи с использованием информационных технологий, самостоятельно проектировать и реализовывать обработку информации в зависимости от профессиональных потребностей. Решение данной задачи возможно при условии информатизации образования на всех уровнях, что определяет социально-педагогическую значимость повышения информационной компетентности субъектов любой профессиональной деятельности. Информационную компетентность специалиста мы понимаем как уровень знаний, умений, навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании, а также как опыт выполнения действий в области поиска, оценки, использования и хранения полученной информации с помощью вычислительной техники в профессиональной деятельности. Информационная компетентность специалиста включает в себя компьютерную грамотность в качестве составляющей. Информационная компетентность, реализуемая в профессиональной деятельности, рассматривается нами как проявление информационной культуры специалиста.

Анализ современных педагогических исследований (В.В. Бажутин, С. Г. Звопарев, В. Г. Климов, JI.B. Нестерова и др.), па наш взгляд, свидетельствует о недостаточной теоретической разработанности рассматриваемой темы по ряду аспектов:

• не достаточно полно исследован потенциал современных педагогических технологий относительно организации образовательного процесса при подготовке конкретного специалиста;

• не вполне определенно задан, в том числе и в нормативных документах, перечень характеристик, составляющих информационную компетентность профессионального уровня выпускника вуза;

• недостаточно освещена специфика подготовки инженеров различных сфер деятельности;

• фактически отсутствует анализ составляющих информационной компетентности профессионального уровня на основе профессиографическо-го подхода, представленного в нашем исследовании;

• пе определены общепринятые подходы к проектированию и применению комплексных образовательных технологий формирования информационной компетентносчи профессионального уровня с учетом:

— необходимости оптимизации использования учебного времени, отведенного на изучение дисциплин, и возрастающих объемов изучаемой информации;

— иптегративного характера инженерной деятельности;

— необходимости воспитания ценностного отношения к получаемым знаниям.

Обозначенные аспекты характеризуют научно-теоретическую значимость данного направления развития педантических паук.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с такими процессами:

• более четким выявлением педагогических условий, которые способствовали бы эффективному формированию информационной компетентности профессионального уровня;

• необходимостью дальнейшего совершенствования учебного процесса в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

• созданием технологий формирования информационной компетентности специалистов, повышения уровня методического обеспечения данных технологий.

В настоящее время традиционные подходы в области формирования информационной компетентности профессионального уровня в вузе вряд ли способны соответствовать быстроменяющей^л действительности в области информационных технологий, связанной с бурным развитием вычислительной техники.

В связи с этим выбор темы исследования определялся следующими обстоятельствами:

1) происходящими процессами демократизации, гуманизации, гуманитаризации и вариативности системы профессионального образования, определенных личностно ориентированной парадигмой, требующими творчески мыслящих, профессионально компетентных специалистов, способных к рефлексии, с позитивной направленностью в инженерной деятельности;

2) повышением требований к достижению необходимого уровня информационной компетентности, что определяется ускоренным развитием объекта исследования информатики и необходимостью постоянного совершенствования методики обучения;

3) неполным освещением сущности методики формирования информационной компетентности в системе высшего профессионального образования, в педагогической, психологической и методической литературе;

4) необходимостью в разработке учебно-методического комплекса для оптимизации и повышения эффективности учебного процесса по формированию информационной компетентности профессионального уровня.

В диссертационном исследовании введено ограничение: формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров рассматривается на примере обучения по специальности 330 400 — Пожарная безопасность.

В исследовании мы использовали достижения современных отечественных и зарубежных авторов.

Вопросы проектирования новых педагогических технологий, ориентированных па достижение запланированного результата, рассмотрены в работах А. С. Белкина, В. П. Беспалько, З. М. Большаковой, Г. Д. Бухаровой, С. А. Демушкина, Г. М. Доброва, И. Д. Зверева, Б. М. Кедрова, Ю. А. Кустова, Н. К. Семина, Н. Н. Тулькибаевой, Н. К. Чапаева, Н. Г. Черниловой, Ю. К. Черновой, Н. Е. Эргаповой, И. П. Яковлева и др.

В ряде диссертационных исследований рассмотрены различные аспекты формирования информационной компетентности в профессиональной подготовке специалистов (И.Н. Аржанов, Е. В. Баранова, И. С. Булатов, A.M. Витт, О. И. Немиров, J1.B. Нестерова, С. В. Тришина и др.).

Общим проблемам повышения эффективности подготовки инженеров пожарной безопасности, и в частности в области применения информационных технологий, посвящены публикации B.C. Артамонова, В. В. Бажутипа, С. Ю. Бутузова, Е. А. Коптобойцева, М. П. Миронова, Б. М. Прапова, А. И. Примакина, С. А. Худяковой и др.

В ходе исследования разработанности выбранной темы анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что теоретических и практических разработок по формированию информационной компетентности профессионального уровня с учетом специфики вузов, требований к содержанию информационной компетентности подготавливаемого специалиста в вузах государственной противопожарной службы России недостаточно.

В этом направлении в ходе исследования обнаружились следующие противоречия:

• между тенденцией увеличения спроса на подготовку специалистов, в том числе в области пожарной безопасности, обладающих информациоппой компетентностью профессионального уровня, с одной стороны, и недостаточной степенью проработанности механизмов формирования информационной компетентности для решения профессиональных задач с использованием современных образовательных технологий и учетом специфики вуза, с другой стороны;

• между требованиями государственных образовательных стандартов и практикой преподавания дисциплины в вузах, характеризующейся неполной готовностью преподавателей к реализации цели курса — формированию информационной компетентности профессионального уровня.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: каким образом формировать информационную компетентность, чтобы соответствовать современным требованиям подготовки инженеров к использованию информационных технологий?

Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы, выделенные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования «Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров».

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и проверить в ходе опытно-поисковой работы учебно-методический комплекс по реализации образовательной технологии формирования информационной компетентности в профессиональной подготовке на примере инженеров пожарной безопасности.

Объект исследования — профессиональная подготовка инженеров.

Предмет исследования — средства формирования информационной компетентности будущих инженеров в процессе обучения информатике.

Гипотеза исследования: предполагается, что формирование информационной компетентности у инженеров будет успешным при соблюдении следующих условий:

• учет специфики вузов, готовящих инженеров, профессиографиче-ский анализ составляющих информационной компетентности данных специалистов;

• разработка полидидактической технологии, учитывающей условия образовательной среды, ориентированной на формирование информационной компетентности инженеров (когнитивно-деятельностного, ценностно-ориептирующего, компьютерно-технологического блоков);

• разработка учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика», включающего программно-методическое обеспечение для реализации полидидактической технологии.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Изучить состояние разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической и специальной литературе.

2. Рассмотреть основные подходы к формированию информационной компетентности в учреждениях профессионального образования.

3. Проанализировать специфику формирования информационной компетентности при подготовке специалистов в вузах государственной противопожарной службы России.

4. Рассмотреть возможности современных педагогических технологий в плане формирования информационной компетентности инженера пожарной безопасности.

5. Разработать учебно-методический комплекс, методику его применения для формирования информационной компетентности профессионального уровня у инженеров пожарной безопасности и опытно-поисковым путем проверить эффективность предлагаемой методики обучения.

Теоретике — методологическую основу исследования составляют:

• общедидактические принципы организации обучения (Ю.К. Бабан-ский, В. И. Загвязипский, В. В. Краевский, B.C. Леднев, П. И. Пидкасистый,.

И.П. Подласый и дрЛ, теор^? содержания образования (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);

• разработки в области теории профессионального образования (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, АЛО. Панасюк, Г. М. Романцев, П. Ф. Талызина, Е. В. Ткачепко, В. А. Федоров и др.) — психологии профессионального образования и компетентностного подхода (А.С. Белкин, В. Г. Горб, Э. Ф. Зеер, Н. Н. Гордеева, Е. А. Климов, А. Я. Найп, А. В. Хуторской,.

A. Шелтои, С. Е. Шишов и др.);

• основные подходы к означенной теме, представленные в трудах по философии образования и философии техники (Б.С. Гершунский,.

B.Г. Горохов, А. Д. Еляков, М. Хайдеггер и др.);

• общая концепция преподавания информатики (А.Г. Гейи,.

A.П. Ершов, В. А. Извозчиков, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик,.

B.М. Монахов и др.);

• методика преподавания информатики (С.А. Бешенков, А. И. Бочкин, Л. И. Долииер, И. Г. Захарова, А. Г. Кушнеренко, В. В. Лаптев, Н. В. Макарова, Д. Ш. Матрос, Е. И. Машбиц, Ю. А. Первин, И. В. Роберт, И. Г. Семакин, B.C. Симонович, Б. Е. Старичепко, Е. К. Хепнер и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения задач исследования применялись: анализ философской, педагогической, дидактической, психологической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов и учебно-программной документации профессионального обученияконкретно-научные методы (беседа, наблюдение, анкетирование) — моделированиеапробация учебно-методических материаловпедагогический эксперимент и статистические методы обработки результатов исследования.

База исследования. Опытно-поисковая работа выполнялась на базе Ивановского и Уральского институтов государственной противопожарной службы. В исследовании приняли участие более 500 курсантов и слушателей специальности 330 400 — Пожарная безопасность.

Этапы исследования. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый (теоретико-поисковый) этап (2000 — 2002) включал в себя изучение философских, нормативных, психолого-педагогических, социопогиче-ских источниковтеоретическое обоснование исследованиябыли сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследованияопределены понятийный аппарат и инструментарий исследованияосуществлялся поиск эффективных способов формирования информационной компетентности инженеров пожарной безопасности.

Второй (проектировочный) этап (2003 — 2004) включал в себя разработку учебно-методического комплекса на основе современных образовательных технологий с учетом специфики вузов, данных профессиографиче-ского анализа информационной компетентности подготавливаемых специалистов. Осуществлялась апробация основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.

Третий (формирующий) этап (2004 — 2005) включал в себя анализ, обобщение данных и внедрение образовательной технологии формирования информационной компетентности профессионального уровня у инженеров пожарной безопасности. Проводилась опытно-поисковая работа по апробации разработанной методики, определялись эффективность и целесообразность ее применения в Уральском институте государственной противопожарной службы.

Научная новизна исследования:

1. Проведен профессиографический анализ деятельности инженеров пожарной безопасности, в рамках которого выявлено следующее:

• инженеры пожарной безопасности относятся к инженерам-системотехникам. Подготовка такого рода специалистов должна учитывать специфику данной сферы современной инженерной деятельности;

• профессия «Инженер пожарной безопасности» должна рассматриваться как система, несущая признаки четырех типов профессий: «человектехника" — «человек-природа" — «человек — знак" — «человек — человек».

2. Определены педагогические условия формирования информационной компетентности инженеров, в частности:

• формирование информационной компетентности должно основываться на профессиографическом анализе когнитивпо-деятельпостного, цен-ностно-ориентирующего, компьютерно-технологического блоков информационной компетентности инженеров;

• учебная деятельность должна проектироваться с учетом выбора технологий обучения, учитывающих условия образовательной среды, специфику подготовки инженеров по конкретному направлению;

• процесс обучения должен осуществляться па основе использования механизмов формирования личпостпо значимых знаний.

3. Предложена полидидактическая (термин А. В. Духавнечой и B.C. Кукушипа) технология, ориентированная на формирование основных блоков информационной компетентности подготавливаемых специалистов, на повышение эффективности самостоятельной подготовки, учитывающая условия образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1) проведенный профессиографический анализ позволил определить основное содержание когнитивно-деятелыюстного, ценностно-ориентирующего, компьютерно-технологического блоков информационной компетентности профессионального уровня инженеров пожарной безопасности;

2) обосновано применение в целях формирования указанной компетентности полидидактической технологии, включающей элементы следующих технологий:

• интегрированного обучения;

• витагеипого обучения с голографическим методом проекций;

• метода проектов;

• информационно-коммуникационной технологии.

Практическая значимость исследования. Разработана методика, обеспечивающая эффективность формирования информационной компетентности профессионального уровня у инженеров пожарной безопасности в процессе изучения дисциплины «Информатика».

Разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика», включающий в себя программно-методическое обеспечение для реализации иолидидактической технологии.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Уральского института противопожарной службы и могут быть рекомендованы к использованию в других учебных заведениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов данного профиля.

Достоверность полученных результатов исследования, выводов и рекомендаций обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, проведением оиытно-поисковых исследований, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев в их качественной интерпретации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования отражены в публикациях автора, обсуждены и одобрены на международных научно-практических конференциях «Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современ.

13 пых условиях" (Екатеринбург, 2004) и «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005) — Международной научно-практической видео-Интернет-конференции «Наука и инновации — 2005» (Белгород, Днепропетровск, 2005) — 2-й Всероссийской научпо-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (Екатеринбург, 2003) — 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования па основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2005) — межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, 2003, 2005) — межвузовских научно-практических конференциях «Право и педагогика: тенденции и взаимодействия» (Екатеринбург 2003), «Право и сфера образования в современной России» (Екатеринбург 2004) — «Подготовка кадров для государственной противопожарной службы МЧС России: проблемы, перспективы, задачи» (Екатеринбург, 2004) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При разработке методик формирования информационной компетентности профессионального уровня необходимо основываться па профес-сиографическом анализе когнитивно-деятелыюстного, ценностно-ориентирующего и компьютерно-технологического блоков дайной компетентности.

2. Формирование информационной компетентности профессионального уровня предполагает обязательное применение полидидактических технологий, учитывающих условия образовательной среды, ориентированных па формирование основных блоков указанной компетентности.

3. Методика формирования информационной компетентности профессионального уровня инженеров пожарной безопасности должна основываться на учебно-методическом комплексе дисциплины «Информатика», включающем в себя программно-методическое обеспечение, которое реали-зовывало бы составляющие полидидактической технологии.

Последовательность решения поставленных задач определила структуру исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений.

Работа изложена па 180 страницах стандартного текста, Список литературы содержит 180 наименований.

Выход.

Рис. 3.1.2. Окно программы тестирования.

2. Самостоятельная работа с электронным учебником.

Самостоятельно изучают вопросы с применением электронного учебника, выполняют повторное тестирован!^.

Преподаватель рекомендует добиться результатов тестирования не ниже, чем на оценку «хорошо».

Структура и содержание электронного учебника разработана таким образом, чтобы у курсанта была возможность изучить все темы, предусмотренные программой учебной дисциплины с использованием информационных и коммуникационных технологий профессионального обучения.

Программа имеет несложную структуру для пользователя. Для входа в ту или иную главу достаточно курсор манипулятора «мыши» навести на адресный указатель и активизировать левой кнопкой. После этого, благодаря принципу гиперссылок, на экране монитора появится информация по данной теме.

Информационное содержание состоит из нескольких отдельных направлений по названию изучаемых тем. Электронный учебник позволяет изучить темы, ответить на контрольные вопросы, выполнить практикум. Ее in при этом курсант слабо освоил учебный материал, то у него имеется возможность оперативно возвратиться к теоретической части.

Указанная методика составлена в открытом варианте и поэтому преподаватель в процессе изучения учебных тем имеет возможность изменить содержание (добавить, лишнее убрать и т. д.). Практика показывает, что такой возможности в традиционном виде организации занятий не имеется. Это подтверждает тот факт, что электронное учебно-методические пособия являются гибкими системами и обладают положительными свойствами при их хранении и использовании.

Тема 9 Алгоритмизация и программирование.

Глава 1.

Общие сведения об алгоритмах и программировании.

Глава 2 Язык программирования VBA.

Практикум.

Рис. 3.1.3. Пример окна программы «Электронный учебник».

Основные операторы для решения циклических задач.

Конечное значение переменной.

Синтаксис оператора For.

For СчЦикла=НачЗнач То КонЗнач [Step ШагЦикла] t 4.

Имя переменной, подсчитывающее количество повторений I.

Начальное значение Шаг изменения переменной.

Группа повторяемых операторов Next СчЦикла.

ЦИ1I переменной.

Рис. 3.1.4. Пример окна программы «Электронный учебник».

3. Проверка степени выполнения проектных заданий.

Продолжают работу по выполнению проектного задания, отчитываются о ходе его выполнения в соответствии с разработанным индивидуальны^^.

Контролирует степень выполнения проектного задания, проводит индивидуальное консультирование.

Курсовая работа выполняется в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, подбор заданий осуществлен на основе междисциплинарной структурно-логической схемы изучения дисциплины «Информатика», анкетирования практических работников пожарной охраны с учетом требования метода проектов.

Примеры формулировок заданий курсовой работы:

1. С использованием возможностей информационных технологий автоматизировать расчет сил и средств на тушение пожаров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в резервуарах.

2. С использованием возможностей информационных технологий автоматизировать работу командира подразделения для работы с личным составом. п/п Стадия Дата выполнения Отметка о выполнении.

1. Выбор темы курсовой работы. февраль.

2. Анализ литературы и источников, деятельности практических подразделений по теме курсовой работы. март.

3. Подготовка исследовательской части работы, оформление в виде текстового документа и электронной презентации. апрель.

4. Реализация технической части проекта при помощи изученных программных продуктов. май.

5. Тестирование выполненного задания с целью выявления направлений дальнейшего совершенствования. май.

6. Оформление результатов работы, в виде текстового документа и электронной презентации. май.

7. Защита курсовой работы. июнь.

Заключительная часть занятия: подведение итогов по степени выполнения проектного задания группой, задание на самостоятельную: повторить изученный материал, подготовиться к зачетному уроку по теме.

Методику проведения уроков-зачетов рассмотрим па примере занятия 13, в ходе занятия используются элементы технологии интегрированного обучения, ИКТ.

Цели занятия:

Учебные:

• проверить степень усвоения курсантами теоретического материала по теме «Алгоритмизация и программирование», сформированное&tradeумений и навыков при разработке программ;

• проверить степень сформированное&tradeумений работать с профессиональными информационными источниками.

Восп итательн ые:

• продолжить формирование чувства ответственности за результаты своей работы, за качество её выполнения.

Развивающие:

• продолжить работу над развитием умения работать в быстром темпе, умения концентрировать умственные усилия.

План проведения занятия.

Организационная часть занятия: принимается рапорт о готовности к занятию, проверяется внешний вид курсантов, отмечаются в журнале отсутствующие. Объявляются учебные цели, порядок выполнения контрольных заданий, обращается внимание на соблюдение дисциплины и правил охраны труда в период проведения занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе представлено исследование профессиональной подготовки инженеров. В полной мере исследование данного объекта выходит по своей сложности за рамки нашей работы, в связи с чем, мы ограничились изучением средств формирования информационной компетентности будущих инженеров в процессе обучения информатике.

В процессе работы мы ставили следующую цель: теоретически обосновать, разработать и проверить в ходе опытно-поисковой работы учебно-методический комплекс по реализации образовательной технологии формирования информационной компетентности в профессиональной подготовке на примере инженеров пожарной безопасности. Была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, формирование профессиональной информационной компетентности у инженеров пожарной безопасности будет более эффективной, в сравнении с сегодняшним днем, при условиях:

• учета специфики вузов, готовящих инженеров пожарной безопасности, профессиографического анализа составляющих информационной компетентности данных специалистов;

• разработки полидидактической технологии учитывающей условия образовательной среды, ориентированной на формирование когнитивно-деятельностного, ценностио-ориентирующего, компьютерно-технологического блоков информационной компетентности;

• разработки учебно-методического комплекса преподавания информатики, включающего в себя программно-методическое обеспечение для реализации полидидактической технологии.

В процессе работы были получены следующие результаты:

1. Определено, что формирование информационной компетентности профессионального уровня является одним из основных направлений при подготовке будущих специалистов в вузах профессионального образэвания, в том числе при подготовке инженеров государственной противопожарной службы.

2. Изучена степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы формирования информационной компетентности в профессиональной подготовке специалистов. Показано, что данная проблема недостаточно полно освещена в педагогической и методической пауке. Одной из важнейших причин этого является недостаточное количество теоретических и практических разработок, посвященных вопросам формирования информационной компетентности с учетом специфики вузов, требований к содержанию профессиональной подготовки специалиста.

3. На основе проведенного анализа специфики вузов государственной противопожарной службы, профессиональной деятельности специалистов пожарной охраны, общих целей формирования информационной компетентности профессионального уровня, достижений в области методики преподавания дисциплины «Информатика» были уточнены составляющие исследуемой компетентности инженеров пожарной безопасности, среди которых выделяются когнитивио-деятельностный, ценностно-ориептирующий и компьютерно-технологический блоки. Анкетирование руководителей и начальствующего состава практических подразделений государственной противопожарной службы, проведенное в процессе исследования, показало недостаточную сформированность как каждого блока в отдельности, так и информационной компетентности профессионального уровня в целом.

4. Определены пути эффективного формирования информационной компетентности:

• формирование информационной компетентности профессионального уровня в подготовке инженеров может быть достигнуто при помощи учитывающей условия образовательной среды, ориентированной на формирование основных блоков указанной компетентности образовательной полидидактической технологии;

• для эффективного формирования информационной компетентности профессионального уровня с учетом специфики вузов необходимо наполнение учебно-методического комплекса дисциплины «Информатика» составляющими, предназначенными для реализации полидидактической технологии, включающей в себя в качестве основных элементы технологий интегрированного обучения, витагеиного обучения с голографическим методом проекций, метода проектов, информационно-коммуникационных технологий.

5. Разработан учебно-методический комплекс для реализации полидидактической технологии, методика его применения для формирования информационной компетентности профессионального уровня у инженеров пожарной безопасности, уточнены основные функции учебно-методического комплекса, методы обучения. Разработанный учебно-методический комплекс дисциплины «Информатика» позволяет использовать его во всех рассмотренных формах проведения занятий (лекции, практикумы, самостоятельная работа, уроки-зачеты).

Апробация данных выводов происходила в педагогическом эксперименте па базе Уральского института ГПС МЧС России на факультете подготовки инженеров пожарной безопасности, в формирующем эксперименте приняли участие 117 курсантов первого курса. В результате опытно-поисковой работы удалось значительно повысить уровень информационной компетентности в экспериментальной группе по отношению к контрольной. Положительные изменения отмечены в каждом из составляющих блоков информационной компетентности во всех уровневых группах. Получены следующие сравнительные данные (в процентах).

Сформироваппость когнитивно-деятельностпого блока. Контрольная группа: низкий уровень — 67%, средний уровень — 33%, высокий уровень -0%- экспериментальная группа: низкий уровень — 45%, средний уровень -52%, высокий уровень — 3%.

Сформироваппость ценностно-ориентирующего блока. Контрольная группа: низкий уровень — 30%, средний уровень — 56%, высокий уровень -14%- экспериментальная группа: низкий уровень — 12%, средний уровень -58%, высокий уровень — 30%.

Сформированное^ компыотеио-техпологического блока. Контроль-пая группа: уровень узнавания — 8,8%, уровень воспроизведения — 52,6%, уровень применения — 24,6%, уровень творчества — 14,0%- экспериментальная группа: уровень узнавания — 1,7%, уровень воспроизведения — 30,0%, уровень применения — 48,3%, уровень творчества — 20,0%.

6. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили обоснованность выдвинутой гипотезы и показали, что разработанный учебно-методический комплекс для реализации полидидактической технологии является более эффективным по сравнению с распространенными сегодня подходами для формирования у будущих специалистов основных составляющих информационной компетентности профессионального уровня в условиях вузов. Таким образом, поставленную цель мы считаем достиг нутой, а сформулированные задачи исследования решенными.

Настоящее исследование не претендует па исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы формирования информационной компетентности специалиста. Представляется понятным, что невозможно создать методику обучения, одинаково приемлемую для всех педагогов, универсальную во всех отношениях в условиях постоянно совершенствующихся информационных технологий. Дальнейшее направление разработки темы мы видим в дополнительном исследовании вопросов применения технологий интегрированного обучения, совершенствования информационно-коммуникационных технологий, направленных на формирование указанной компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Методика обучения объектно-ориентированному проектированию студентов педагогических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 18 с.
  2. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  3. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344 с.
  4. А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. кн. изд-во», 2004. — 176 с.
  5. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  6. А.С., Качалова Л. П. Опора на витагеипый опыт в процессе интеграции психолого-педагогических знаний // Образование и наука: Изв. Урал, науч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та. 2000. № 4 (6). — С. 26 — 39.
  7. А.С., Ткачепко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. — 208 с.
  8. А.П. Интегративно-модульпая педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО. СПб.: Радом, 1997.-225 с.
  9. БерулаваМ.Н. Интеграция содержания образования. М.: Совершенство, 1998.- 192 с.
  10. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 352 с.
  11. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / ИРПО МО РФ. М., 1995. — 336 с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  13. С.А., Ракитина Е. А. Моделирование и формализация: Метод. пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 336 с.
  14. БогатоваИ.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосфер-ного мышления (на примере обучения в средних профессиональныхучебных заведениях): Дис.. канд. пед. паук. Тольятти, 2004. -206 с.
  15. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 123 — 128.
  16. З.М. Эвристико-алгоритмическая модель педагогической деятельности / Челябинский гос. пед. ун-т. Челябинск, 2000. — 223 с.
  17. Е.В. Гуманистическая парадигма личпостно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4 — С. 11 — 17.
  18. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей вузов. Минск: Вышэйш. шк., 1998.-431 с.
  19. Брановский 10., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. -2002. -№ 1. С. 81 — 87.
  20. Буланова-Топоркова М.В., Духавпева А. В., Кукушип B.C., Сучков Г. Б. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Под общей ред. B.C. Кукушина. Москга: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
  21. И.С. Теоретические, содержательные и методические основы курса истории информатики в подготовке учителя в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  22. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза: Моногр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 136 с.
  23. Н. Кибернетика или Управление и связь в животном и машине: Пер. с англ. / Под ред. Г. Н. Пивоварова. М.: Наука, 1983. — 343 с.
  24. ВиттА.М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.-31 с.
  25. М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста // Проблемы информационной культуры: Сб. статей М., 1994. — С. 117 — 124.
  26. А.Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика. 10−11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002−255 с.
  27. ГендииаН.И. Информационная культура и информационное образование // Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез. докл. Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 17−19 септ. 1997 г.: — Краснодар, 1997. — С. 102 — 104.
  28. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентироваппых образовательных концепций). М., 1998. — 608 с.
  29. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987. -552 с.
  30. В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 22 -31.
  31. II.В. Развитие системного мышления студентов вуза с использованием информационных и коммуникационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 167 с.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 656 500 Безопасность жизнедеятельности. М., 2000.
  33. А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 1994. — С. 12 — 39.
  34. В., Можаева Г. Гуманитарная информатика // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 82 — 84.
  35. В., Можаева Г. Создание междисциплинарного учебно-методического комплекса «Гуманитарная информатика». -http://wwv.eir.ru/concept.php?doc=/t2/ t2conceptXI.
  36. А.С., Кириллов А. И., Сливина Н. А. и др. Компьютерные обучающие программы //' ИНФО: Информатика и образование. М., 1995.-№ 3.-С. 15−22.
  37. Диссертационный совет: Вопросы оформления документов и аттестации: Метод, рекомендации / Отв. ред. Е.В. Ткаченко- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2006. — 120 с.
  38. Г. М. Наука о науке. Киев: Науковая думка, 1969. — 301 с.
  39. ДолинерЛ.И. Информатика. Вводный курс: Учеб. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 224 с.
  40. Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 344 с.
  41. ДолинерЛ.И. Структура и основные принципы построения адаптивных методических систем для профессионального образования // Проф. образование: Альм. 2003. — № 2/1. — С. 58 — 66.
  42. ДолинерЛ.И. Учебные материалы нового поколения: требования и задачи http://ikt.rsvpu.ru/.
  43. А.Д. Информационные приоритеты // Высшее образование в России.-2002.-№ 4.-С. 106−114.
  44. А.Д. Информационный тип социального неравенства // Соци-ол. исслед. 2004. — № 8. — С. 95 — 100.
  45. А.Д. Современная информационная революция // СОЦИС. -2003.-№ 10.-С. 29−38.
  46. А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 77−85.
  47. А.П. Информатика: предмет и понятие. В сб. «Кибернетика. Становление информатики» М.: Наука, 1986. — С. 29.
  48. А.П., Звенигородский Т. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Новосибирск, 1979. -152 с.
  49. А.П., Монахов В. М., Кузнецов А. А. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2 ч. М.: Просвещение, 1986. — Ч. 2. — 143 с.
  50. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 159 с.
  51. Е.В. Принципы доступности и коммуникативной направленности обучения студентов в условиях применения инфокоммуникаци-оиных технологий: Дис.. канд. пед. наук Ставрополь, 2004. -184 с.
  52. Захарова И.Г.: Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  53. И.Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. — № 12. — С. 10−16.
  54. ЗвонаревС.Г. Дидактические условия формирования умений по использованию компьютерной техники в учебной деятельности учащихся профтехучилищ: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. -170 с.
  55. Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука: Изв. Урал, пауч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург, 2000. -№ 3(5).-С. 90- 102.
  56. Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 258 с.
  57. Э.Ф., Гордеева Н. Н. Психология профессионального образования: Схемы, таблицы, комментарии, упражнения: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005 215 с.
  58. Э.Ф., Панова Ж. А. Ключевые квалификации педагога начальной профессиональной школы // Образование и наука: Изв. Урал, отд-ния РАО. Екатеринбург, 2001. — № 3 (9). — С. 28 — 40.
  59. Н.Б. Информационная культура личности Краснодар, 1996.- 136 с.
  60. Г. И. Педагогические технологии в средней профессиональной школе // Технология обучения: сущность, опыт применения и проблемы развития. М., 1997. — 12 с.
  61. Информатика: Базовый курс / С. В. Симонович и др. СПб.: Питер, 2001.-640 с.
  62. Информатика: Рабочая программа. 5 лет обучения. / С. Ю. Бутузов, Б. М. Пранов, Р.Ш. Хабибуллин- Акад. ГПС МЧС России. М., 2002. -Юс.
  63. Информатика: Учеб. для вузов рек. МО РФ / Н. В. Макарова, JI.A. Матвеев, B.JI. Бройдо, Т. А. Гаврилова, E.JI. Рамин. М.: Финансы и статистика, 2003. — 765 с.
  64. Информатика: Учебная программа / B.C. Артамонов, А. И. Примакин, Е. В. Примакин и др.- Санкт-Петербургский ун-т МВД России- Акад. права, экономики и безопасности жизнедеятельности. СПб., 2000. -13 с.
  65. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.: — Краснодар, 1993. — 243 с.
  66. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (Проблемы методологии и теории): Кол. Моногр. / Отв. ред. В. А. Извозчиков. СПб.: Образование, 1996. — 224 с.
  67. И.Н. Персонализированное обучение как фактор развития умений самообразовательной деятельности студентов (на материале высшего воепно-учебиого заведения)' Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 23 с.
  68. .М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. — 543 с.
  69. О.В. Формирование информационной культуры у студентов технических вузов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 2001. — 19 с.
  70. В.Г. Методика использования информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 2003. — 156 с.
  71. Е.А. Высшая школа объект проектирования // Концептуальные вопросы высшего образования: Сб. паучп. тр. — М.: НИИВО, 1991.-С. 14−23.
  72. Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  73. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  74. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  75. Т.Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставро1. ПОЛЬ, 2004. 26 с.
  76. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  77. В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ // Известия Российской академии образования. -1999. № 1.-С. 13−20.
  78. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара, 1993. — 109 с.
  79. А.Г., Лебедев Г. В., Сворепь Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
  80. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования: Моногр. Омск: Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1999. — 230 с.
  81. М.П., Семакин И. Г., Хенпер Е. К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
  82. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989.-360 с.
  83. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.- 143 с.
  84. Т.А. Текстоцентрический подход в образовательном пространстве высшей военной школы (па материале иноязычного образования): Автореф. дис. .д-ра пед. наук. Ставрополь, 2004. — 44 с.
  85. Д.Ш. Информатизация общего среднего образования. Научно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. -384 с.
  86. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 128 с.
  87. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошаиов М. А. Педагогическая технология развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 83 с.
  88. Е.И. Методические рекомендации и проектирование обучающих программ. Киев: Госпрофобр, 1986. — 111 с.
  89. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: Педагогическая наука реформе школы. — М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  90. Е.И., Бабенко Л. П., Верник J1.B. и др. Основы компьютерной грамотности / Под ред. А. А. Стогния и др. Киев: Выща школа, Головное издательство, 1988. — 215 с.
  91. МинкипаВ.А. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 27 — 36.
  92. А.В., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е. К. Хеннера М.: Академия, 2004. — 848 с.
  93. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986- 198 с.
  94. А.Я. Развитие педагогических законов // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — Вып. 2. — С. 59 — 68.
  95. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. -Челябинск: Челяб. Дом печати, 1996. 144 с.
  96. О.И. Формирование экономических знаний студентов педагогических специальностей па основе информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. — 133 с.
  97. JI.B. Формирование информационной культуры будущих инженеров лесного комплекса в процессе гуманитарной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2002. — 229 с.
  98. В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям: Учеб. пособие. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.- 144 с.
  99. Основы профессиографии: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. вузов. Брянск, 1991. — 75 с.
  100. А.В. Профессиональная адаптация преподавателей служащих Российской армии к педагогической деятельности в военном вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2003. — 24 с.
  101. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высшая школа, 1991 .-79 с.
  102. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и педагогическихколледжей / Под ред. П. И. Пидкаеистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  103. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Борис Михайлович Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. -527 с.
  104. Ю.А. Информатика дома и в школе: Книга для учителя. -СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 144 с.
  105. П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2000.-640 с.
  106. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  107. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  108. В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004.-512 с.
  109. И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной средс: / ИИО РАО. Ученые записки, выпуск 5. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Сборник статей. М., 2001. — С 3 -30.
  110. И.В. Перспективные направления развития процесса информатизации образования http://www.bitpro.rU/ito/1995/c/robert.html.
  111. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
  112. И.В. Технология «Телекоммуникации» в образовании / ИИО РАО. Ученые записки, выпуск 3. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Сборник статей. -М., 1999.-С 111−125.
  113. РомапцевГ.М. Инновации в развитии профессионального образования в Уральском регионе // Образование и наука: Изв. Урал, пауч.-образоват. центра РАО. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. — № 4 (6). — С. 18 — 26.
  114. Г. М. Теоретические и организационные проблемы развития профессионально-педагогического образования России // Образование и паука: Изв. Урал, отд-пия РАО. Екатеринбург, 2001. — № 6 (12). -С. 19−29.
  115. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 333 с.
  116. С.В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Подход к разработке регионального стандарта по информатике в Пермской области. -http://ito.bitpro.rU/1998/l/rusakovl.html.
  117. И.Г., Вараксин Г. С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 168 с.
  118. В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург: ИРРО, 1995. 126 с.
  119. СемешокЭ.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. — № 1. — С. 1 — 8.
  120. Н.К. Интеграция содержания профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−25.
  121. СичивицаО.М. Мобильность науки. Горький: Волго-Вятское изд-во, 1976.-255 с.
  122. В.А. Преподавание специальных и общетехпических предметов в училищах профтехобразования. М.: Высш. шк., 1976 — 280 с.
  123. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  124. М.Н., Батурина Г. И. Межпредметные связи, их роль в процессе обучения. М., 1973. — Ч. 1. — 135 с.
  125. СоснинаТ.Н., Гончуков П. Н. Словарь трактовки понятия «информация». -М, 1997.- 168 с.
  126. .Е. Компьютерные технологии в вопросах оптимизации образовательных систем. Екатеринбург, 1998. — 108 с.
  127. .Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004.- 108 с.
  128. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М.: Контакт-Альфа, 1995. 384 с.
  129. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992. -112 с.
  130. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 1998.-288 с.
  131. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1977. — Т. 1. — С. 37 — 45.
  132. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1983.-343 с.
  133. Теория и практика образовательных технологий / Под ред. В.В. Гузее-ва. М.: НИИ школьных технологий, 2004. — 192 с.
  134. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996. — 161 с.
  135. Е.В. О проблемных вопросах развития Российского образования па современном этапе // Образование и наука: Изв. Урал, науч,-образоват. центра РАО. 2000. — № 2 (4). — С. 15 — 25.
  136. Е.В. Приоритеты Российского профессионального образования // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 58 — 62.
  137. Е.В. Российское образование: Дороги реформ. Махачкала: Изд-во Юпитер, 1994. — 234 с.
  138. Е.В., Бухарова Г. Д., Контобойцева М. Г. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.-205 с.
  139. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 2001. — 253 с.
  140. Н.Н., Большакова З. М. Методологический аспект определения содержания МПС // Теория и практика развивающего обучения / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, JI.B. Трубайчук. Челябинск: ЧГПУ, 1998.-№ 4.-С. 3−7.
  141. Н.Н., Зубов А. Ф. Задачи межпредметного содержания и методы их решения: Учеб. пособие / МО РФ, Челябинский фил. ИПО. Челябинск, 1993- 94 с.
  142. Ю.С. Модель инновационной деятельности образовательного учреждения. Сочи: Изд. центр СГУТиКД, 2005. — 39 с.
  143. В.А. Качество профессионально-педагогического образования: понятийный аспектhttp://vvww.oim.ru/reader.asp?vvhichpage=32&-mytip=l&-word=&-pagesize =15&Nomer=496.
  144. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сб. ст. М.: Наука 1991.-253 с.
  145. Формирование методологической основы инженерных знаний посредством информационных технологий // Информационные технологии в образовании (ITO 2000): Тез. докл. Междупар. пауч.-метод. конф. М.: МИФИ, 2000. — 4.2. — С. 247 — 248.
  146. Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики. М., 1989 -304 с.
  147. М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2002. — 452 с.
  148. М. Вопрос о технике / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 45 — 66.
  149. М. Разговор на проселочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества / Под ред. A.JI. Доброходова. М. Изд. Высшая школа, 1991.- 192 с.
  150. С.А. Педагогические условия эффективного использования компьютерного практикума в профессиональной подготовке курсантов: Автореф.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  151. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентировапиой парадигмы образования // Ученик в обновляющейсяшколе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002.-С. 135- 157.
  152. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. -№ 2.-С. 58−64.
  153. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55 — 61.
  154. А.В., Хуторская J1.H. Компетентностный подход к моделированию последипломного образования // Теория и практика последипломного образования: Сб. науч. статей / Под ред. проф. А. И. Жука. -Гродно: ГрГУ, 2003. С. 256 — 260.
  155. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования: Моногр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992.-462 с.
  156. Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции. Дис.. д-ра пед. паук. -Екатеринбург, 1998.-208 с.
  157. Ю.К. Основы проектировании педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти: ТолПИ, 1992. — 103 с.
  158. А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие / Пер. с нем. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. — 288 с.
  159. Шеннон Клод. Работы по теории информации и кибернетики / Пер. с англ. М.: Мир, 1971. — 382 с.
  160. В.М. Управленческая гуманиторология // Высшее образование в России. 1996. — № 1. — С.72 — 74.
  161. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30 — 34.
  162. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. — 480 с.
  163. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. В. Г. Осипова. -М., 1995.-936 с.
  164. Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. — 150 с.
  165. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. -Л.: ЛГУ, 1987.- 128 с.
Заполнить форму текущей работой