Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы информатизации системы образования в Республике Беларусь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование ИКТ не самоцель, а средство достижения нового качества образования. Речь идет о решении глобальной педагогической задачи — создании новой информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися не только опыта прошлого, но и технологий будущего. Информатизация образования, расширяющееся использование ИКТ, Интернет начинают оказывать сильное влияние… Читать ещё >

Проблемы информатизации системы образования в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С целью повышения эффективности и результативности деятельности государственных органов управления образованием и учреждений образования по информатизации системы образования в 2001 г. был создан Совет по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь. Совет является консультативно-совещательным органом при Министерстве образования Республики Беларусь.

Основными задачами Совета являются:

  • · определение оптимальных направлений реализации мероприятий программы информатизации системы образования;
  • · подготовка рекомендаций и предложений государственным органам управления образованием по актуальным проблемам информатизации системы образования;
  • · осуществление анализа исполнения решений, принятых в области информатизации системы образования.

Совет в соответствии с возложенными на него задачами:

  • · организует разработку стратегии информатизации системы образования;
  • · организует экспертизу нормативного обеспечения информатизации системы образования и вносит предложения по его совершенствованию;
  • · вносит предложения Министерству образования по тематике научно-исследовательских работ в области информатизации системы образования и составу исполнителей указанных работ;
  • · рекомендует Министерству образования перечень программно-методических комплексов, программных и технических средств информационных технологий для использования в системе образования;
  • · вносит предложения в проект бюджета государственной программы информатизации системы образования;
  • · проводит анализ и осуществляет координацию хода реализации государственной программы информатизации системы образования;
  • · проводит анализ обеспеченности и вносит предложения в планы подготовки и выпуска учебных изданий в области информатизации;
  • · вносит предложения Министерству образования по научно-методическому обеспечению переподготовки и повышения квалификации специалистов в области информатики.

Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007;2010 годы» была утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2007 года № 265 «Об утверждении программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007;2010 годы».

Это стало началом нового этапа информатизации системы образования, предполагающего значительное развитие и активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, и управленческую деятельность.

Общественная значимость программы заключается в том, что впервые в комплексе был очерчен весь круг вопросов и проблем, которые ставит перед системой образования современное информационное общество.

Цели программы — повышение качества образования, повышение доступности образования, повышение гибкости образования, повышение эффективности управления, формирование информационной культуры на основе создания современной информационной образовательной среды, широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.

Одним из актуальных направлений по информатизации системы образования является оказание электронных услуг. 21 декабря 2011 г. состоялось заседание Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь по вопросу «Об оказании электронных услуг в сфере образования».

Заслушав и обсудив информацию об оказании электронных услуг в сфере образования Совет отмечает, что оказание электронных услуг в сфере образования и социальной сфере в целом, предусмотрено программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136.

В системе образования электронные услуги, как правило, оказываются посредством научно-образовательных сетей (таких как, Юнибел, НИКС, Баснет) и Интернет, либо посредством корпоративных сетей учебных заведений (обычно — крупных вузов).

Электронные услуги, оказываемые в системе образования, условно можно разделить на 3 группы:

  • · образовательные (элементы дистанционного обучения);
  • · информационные (предоставление информации абитуриентам, информирование о научных конференциях и электронная регистрация для участия в них электронный заказ литературы и т. п.);
  • · административные процедуры (регистрация поступающих в аспирантуру, электронный заказ справок и т. п.).

Среди проблем существующей системы предоставления электронных услуг необходимо отметить следующие.

В большинстве случаев предоставление электронных услуг не регламентировано никакими нормативно-правовыми документами.

Предоставляемые электронные услуги не носят системного характера, а осуществляются отдельными учреждениями по их инициативе.

Нет единой точки (точек) доступа к предоставляемым услугам. В частности, отсутствует единая образовательная среда как сетевой сервис (аналог Российской Федерации — единая образовательная среда «Дневник.ру»).

Основная часть электронных услуг — это предоставление информации, более же сложные сервисы, обеспечивающие интерактивность хотя бы на уровне заполнения on-line форм документов встречаются редко. Практически нет сервисов, обеспечивающих транзакционность, т. е. получение результата выполнения электронных услуг в виде электронного документа.

Целью создания и развития единой сервис-ориентированной сетевой информационной образовательной среды в рамках мероприятия № 73 подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала» Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011;2015 годы Совет постановил разработать концепцию предоставления электронных услуг в сфере образования. Ведущим учреждением образования организовать апробацию сетевой платформы Дневник.ру с целью определения возможности ее использования для предоставления электронных услуг в сфере образования.

При обсуждении информации о сертификации специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий Совет отметил, что такая сертификация является образовательным проектом, направленным на развитие профессиональной компетентности руководящих работников и специалистов образования в области информационных компьютерных технологий (ИКТ).

За период с начала 2011 года педагогами республики уже получено 4200 сертификатов. Сертификационный экзамен позволяет педагогам не только подтвердить свою квалификацию в области ИКТ, но выполняет обучающую и развивающую функции. Процесс подготовки педагогических кадров к сдаче сертификационного экзамена непосредственно связан как с овладением ими определенным предметным содержанием, так и с деятельностью, направленной на непрерывное профессиональное развитие в сфере применения ИКТ в образовании. Анализ результатов сертификации используется для планирования и корректировки содержания курсов повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ.

Вместе с тем ряд вопросов и проблем требуют своего дальнейшего решения. Это, прежде всего, содержательное наполнение созданной инфраструктуры. Речь идет о широкомасштабном внедрении и использовании электронных средств обучения по всему спектру образовательных дисциплин. Разработанные средства обучения должны быть полностью интегрированы в единую информационную образовательную среду.

Использование ИКТ не самоцель, а средство достижения нового качества образования. Речь идет о решении глобальной педагогической задачи — создании новой информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися не только опыта прошлого, но и технологий будущего. Информатизация образования, расширяющееся использование ИКТ, Интернет начинают оказывать сильное влияние на образовательную среду, требуют пересмотра традиционных форм и методов обучения. Необходимы новые подходы к организации образовательного процесса на всех уровнях образования. Главная проблема — как органично вписать ЭСО в традиционную систему обучения, повысить ее эффективность, используя новые возможности, предоставляемые ИКТ. Требуется новый уровень инструментальной компетентности педагога [9].

На период с 2011по 2015 годы мероприятия по информатизации образования планируется осуществлять в рамках государственной программы «Информационное общество», подпрограммы «Электронное обучение и развитие человеческого капитала». Это наиболее системная и комплексная программа. В области развития электронного обучения и человеческого капитала приоритетными станут создание национальной системы электронных образовательных ресурсов по основным отраслям знаний, совершенствование инфраструктуры доступа к этим и мировым образовательным ресурсам, подготовка населения к жизнедеятельности в информационном обществе.

Ставится задача, чтобы национальная система электронных образовательных ресурсов и сетевая инфраструктура системы образования образовали единую отраслевую информационную среду системы образования Республики Беларусь. Стратегической целью ее развития является обеспечение для учащихся и специалистов различных учебных заведений, независимо от места их расположения, равных возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов.

Таким образом, развитие единого информационного образовательного пространства как отдельно взятого учреждения образования, так и республики в целом позволит оптимизировать процесс обучения с учетом важнейших тенденций и перспектив развития информационного общества, создаст необходимые предпосылки для повышения эффективности и качества образования, обеспечения равных возможностей для всех в получении информации и знаний.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой