Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства: В процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ современных педагогических исследований И. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других ученых, а также практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросам, касающимся профессиональной' компетентности специалистов. Однако специальных исследований по проблеме формирования базовой организационно-управленческой компетенции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства как педагогическая
    • 1. 1. Состояние проблемы профессиональной компетентности менеджеров производства в психолого-педагогической и специальной управленческой
    • 1. 2. Теоретические аспекты проблемы формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства в учреждениях среднего профессионального образования

    1.3. Обоснование педагогических условий формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства в процессе изучения специальных дисциплин на основе функционально-видовой модели формирования.

    Краткие

    выводы по 1 главе.

    Глава 2. Экспериментальное определение эффективности влияния педагогических условий на формирование базовой организационно-управленческой компетенции у менеджеров производства в процессе изучения специальных дисциплин.

    2.1. Критерии, показатели и уровни формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства.

    2.2. Цели, задачи и этапы организации экспериментальной работы.

    2.3. Анализ и оценка результатов влияния выявленных педагогических условий на эффективность формирования базовой организационноуправленческой компетенции у будущих менеджеров производства.

    Краткие

    выводы по 2 главе.

Формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства: В процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные социально-экономические условия развития общества выдвигают повышенные требования к будущим специалистам среднего профессионального образования. Одной из стратегических задач среднего профессионального образования становится задача формирования личности с высоким уровнем профессиональной компетентности, способной адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим и социальным условиям. В целях определения возможного направления решения данных задач нами осуществлялось научное исследование, которое состоит в том, что необходимо выявить и внедрить педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих менеджеров как неотъемлемого компонента профессиональной структуры личности.

Фундаментальные вопросы подготовки к профессиональной деятельности в аспектах нашего исследования рассматриваются в работах О. А. Абдуллиной, С. Я. Батышева, B.C. Безруковой Л. П. Беляева, В. Ф. Бессараба, A.A. Вербицкого, Г. Е. Зборовского, Э. Ф. Зеера, II.В. Кузьминой,.

A.Т. Маленко, С. Е. Матушкина, Г. Н. Неустроева, А. М. Новикова, М. И. Скаткина, Г. Н. Серикова, Н. Ф. Талызиной, Н. А. Томина, А. В. Усовой,.

B.Д.Шадрикова, П. И. Чернецова и других. Объектами исследования в трудах этих авторов преимущественно явились методы, способы и приемы формирования подготовки студентов вузов к профессиональной деятельности. Анализ данного аспекта показал недостаточность подобных исследований в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Вопросы подготовки менеджеров постоянно находятся в сфере внимания современных ученыхнепрерывно совершенствуется теория и практика обучения будущих профессиональных управленцев. Задачам подготовки и 'обучения менеджера к выполнению профессиональных функций, исследованию профессионально важных качеств менеджеров, а также формированию их профессиональной компетентности в процессе обучения в вузе посвящены труды отечественных специалистов в области менеджмента: ТЛО. Базарова, В. Р. Веснина, А. К. Гастева, Л. Ю. Карася,.

A.Я.Кибанова, А. В. Липницкого, С. И. Макшанова, С. А. Маничева, Г. С. Никифорова, А. И. Смолкина, Б. М. Смирнова, Э. А. Уткина, С. В. Шекшни,.

B.Г.Шипунова и других.

Различные аспекты данной проблемы рассматривают зарубежные ученые: М. Альберт, М. Вебер, Н. Витке, Л. Ф. Гительман, Г. Кунц, М. Мескон, Ф. У. Тейлор, А. Файоль, Ф. Хедуори, Г. Эмерсон, однако в наших условиях рассматриваемые теории приемлемы только частично.

Анализ современных педагогических исследований И. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других ученых, а также практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросам, касающимся профессиональной' компетентности специалистов. Однако специальных исследований по проблеме формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущего менеджера производства в условиях подготовки в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в прямой постановке вопроса нами не обнаружено. Не исследованы в достаточной мере вопросы сущности и содержания базовой компетенции в системе среднего профессионального образованияне рассмотрена совокупность средств, форм, методов и условий, эффективно влияющих на результативность процесса подготовки будущих менеджеров.

Современное состояние проблемы формирования базовой организационно-управленческой компетенции характеризуется следующими задачами, требующими решения:

— недостаточной разработанностью сущности и содержания базовой организационно-управленческой компетенции и модели формирования данной компетенции в средних специальных учебных заведениях.

— несоответствием применяемых на практике способов формирования организационно-управленческой компетенции достигнутому теоретическому уровню профессионального обучения и современному содержанию профессии «менеджер»;

— нереализованными возможностями в формировании базовой организационно-управленческой компетенции, которые содержат в себе специальные дисциплины при сложившейся практике обучения.

Таким образом, возникает противоречие между современными • требованиями к базовой организационно-управленческой компетенции будущих менеджеров производства и недостаточной теоретической разработанностью ее формирования в научной психолого-педагогической литературе, что позволяет сформулировать проблему, которая заключается в определении совокупности педагогических условий формирования базовой организационно-управленческой компетенции в процессе изучения специальных дисциплин с применением комплекса профессионально-ориентированных форм и средств обучения и возможность их объективной и надежной оценки.

Актуальность рассматриваемой проблемы, видение ее в современных тенденциях развития образования в учреждениях среднего профессионального образования, а также недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Формирование базовой организационно-управлепческой компетенции у будущих менеджеров производства (в процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования)».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, эффективно влияющие на формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства в процессе изучения специальных дисциплин.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих менеджеров производства в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования: процесс формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров ' производства при изучении специальных дисциплин.

Гипотеза исследования:

Формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства при изучении специальных дисциплин будет эффективным, если: на основе разработанной функционально-видовой модели формирования данной базовой компетенции организован переход учебной деятельности в учебно-профессиональную и профессиональную с помощью применения комплекса профессионально-ориентированных форм и средств обученияобеспечена оптимальная последовательность поэтапного формирования базовой организационно-управленческой компетенции.

Основные задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы профессиональных компетенций менеджеров в психолого-педагогической литературе, выявить пути совершенствования выделенных компетенций.

2. Раскрыть сущность и содержание понятия «базовая организационно-управленческая компетенция» на основе функционально-видового анализа деятельности будущих менеджеров производства, нормативных документов и психолого-педагогической литературы.

3. Разработать модель формирования базовой организационно-управленческой компетенции на основе видов и функций будущей профессиональной деятельности менеджеров производства и выявить педагогические условия её функционирования.

4. Экспериментально проверить выявленные педагогические условия функционирования модели, эффективно влияющие на формирование базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства в процессе изучения специальных дисциплин.

5. Разработать научно-методические рекомендации для формирования базовой организационно-управленческой компетенции и внедрить в практику работы образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования являются: системный подход, разрабатываемый такими учеными как:

B.И.Лндреев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. П. Есипов, В. И. Каган, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов и др., в котором под педагогической системой понимается определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм и процессов для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности будущего специалисталичностно-деятельностный подход, заключающийся в том, что усвоение содержания обучения и формирования способностей и профессиональных функций происходит в процессе деятельности обучающегося, основанной на реальном изменении личностных качеств (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. И. Леонтьев,.

C.Л.Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — контекстный подход (Л.Л.Вербицкий, Г. А. Бокарева, А. Н. Леонтьев, А. М. Новиков, Н. Ф. Талызина и др.), который основан на моделировании системы традиционных и активных форм, .методов и средств обучения, предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. компетентностный подход, который предлагает основной целью обучения формирование компетенций и компетентности (Э.Ф.Зеер, A.M. Новиков, С. Г. Молчанов, Б. И. Хасан, С. Е. Шишов, И. С. Якиманская и др.).

Теоретической базой настоящей работы послужили исследования:

— в области общей и профессиональной педагогики (В.И.Андреев, Ю. К. Бабанский, С. Л. Батышев, В. Ф. Бессараб, В. П. Беспалько, Н. Н. Булынский, М. Е. Дуранов, В. И. Загвязинский, Н. И. Лежнева, С. Е. Матушкин, Е. Л. Милерян, В. Л. Скакун, В. В. Сериков, П. И. Пидкасистый, К. К. Платонов,.

A.М.Новиков, А. В. Усова, П. И. Чернецов, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др-) — в области формирования профессиональных * умений и профессиональной компетентности (С.Л.Батышев, В. П. Беспалько, Н. И. Булынский, Э. Ф. Зеер, Л. В. Львов, С. Е. Матушкин, С. Г. Молчанов, В. И. Местечкин, А. М. Новиков, К. К. Платонов, В. М. Распопов, Г. Н. Сериков,.

B.Д.Шадриков, С. Е. Шишов, С. И. Якиманская, Н. М. Яковлева и др.);

— в области педагогической диагностики (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. Я. Лернер, С. Е. Шишов и др.).

Сочетание теоретического и практического уровней исследования потребовало применения различных методов: анализа литературы по проблеме исследования, государственного стандарта среднего профессионального образования, квалификационной характеристики менеджера, учебных планов и программ специальных дисциплин «Управление персоналом» и «Управленческая психология», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент" — наблюдениямоделированиясравнения и обобщенияэкспертной оценки результатов определения содержания базовых профессиональных компетенций менеджеровтестирование (промежуточное, итоговое, контрольное) — математической статистики и сравнительного количественно-качественного анализа экспериментальных данныхконстатирующего и формирующего педагогического экспериментов.

Опытно-эксисриментальная база исследовании. Исследование проводилось с 1999 по 2004 год на базе гуманитарного факультета Челябинского колледжа промышленной автоматики (специальность 0602 -«Менеджмент»). В эксперименте участвовало 5 групгГобщей численностью 128 человек. Кроме того, в эксперименте участвовали студенты.

Челябинского политехнического техникума в количестве 26 человек. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1999;2000 гг.) — диагностический — состоял из изучения состояния проблемы в теории и практике, анализа педагогической и специальной литературы по проблемам профессиональной подготовки менеджеров производства, их профессиональной компетентностианализа ' нормативных документовстандарта образования по специальности 0602 «Менеджмент», требований к квалификации выпускника, учебных планов по специальности, примерных программ, но дисциплинам «Управление персоналом», «Управленческая психология», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент" — накопления эмпирических данных, выявления основных противоречий подготовки, определение цели, объекта и предмета исследования, формулирования гипотезы. На данном этапе были использованы следующие методы: анализ, сравнение, обобщение.

Второй этап — (2000;2002 гг.) — констатирующий — включал теоретическое изучение подходов к изучаемой проблеме, исследование особенностей профессиональных функций менеджеров производства, анализ материалов опытной работы по формированию профессиональной компетентностисоздание концептуального видения проблемыуточнение гипотезы исследованияразработку модели формирования базовой организационно-управленческой компетенции и составление комплекса профессионально-ориентированных форм и средств, выявление педагогических условий формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства в процессе изучения специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образованияпроведение констатирующего эксперимента на базе Челябинского колледжа промышленной автоматикиопределение критериев и показателей сформированное&tradeбазовой организационно-управленческой компетенции, апробацию методики диагностики сформированное&tradeвышеназванной базовой компетенции у будущих менеджеров производства. На втором этапе нами использовались следующие методы: моделирование, наблюдение, экспертная опенка, тестирование и анализ констатирующего эксперимента.

Третий этап (2002;2004 гг.) — формирующий — состоял из разработки и анализа модели формирования базовой организационно-управленческой компетенции, разработки критериев оценки уровней формирования базовой компетенции менеджеров производства в процессе изучения специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Формирующий педагогический эксперимент проводился на базе Челябинского колледжа промышленной автоматики. Описаны и интерпретированы материалы исследования. Результаты исследования по формированию базовой организационно-управленческой компетенции внедрены в практику работы образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Челябинска, выпускающих специалистов по специальности 0602 «Менеджмент». Проводилась итоговая проверка эффективности влияния педагогических условий на процесс формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производстваоформлялись теоретические положения и к экспериментальные выводы по работе. Основными методами исследования на данном этапе были: моделирование, анкетирование, наблюдение, экспертная оценка, тестирование, анализ результатов формирующего эксперимента и их обработка с использованием методов математической статистики.

На защиту выносится следующие положения:

1. Базовая организационно-управленческая компетенция у менеджеров производства есть особый вид базовой компетенции, представляющий совокупность специальных организационной и управленческой компетенций, позволяющий выполнять обобщенные профессиональные действия в конкретных условиях функционирования производства.

2. Эффективности формирования базовой организационно-управленческой компетенции можно достичь на основе реализации функционально-видовой модели, предполагающей организацию перехода учебной деятельности в учебно-профессиональную и профессиональную с помощью применения комплекса профессионально-ориентированных форм и средств обучения, а также обеспечение оптимальной последовательности поэтапного формирования базовой организационно-управленческой компетенции.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении единого терминологического поля компетентностного подхода, заключающегося в уточнении понятия базовой организационно-упраЬленческой компетенции, выполненного на основе функционально-видового анализа будущей профессиональной деятельности менеджера производстваопределении ее структуры (состоящей из двух специальных компетенций) и определении базовой организационно-управленческой компетенции как особого вида базовой компетенции.

Научная новизна исследования заключается:

1. В разработке структуры функционалыю-вйдовой модели формирования базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства, предусматривающей наличие двух видов компетенций (организационно-управленческой и информационно-аналитической) и позволяющей осуществлять подготовку специалистов адекватно функциям их будущей профессиональной деятельности.

2. В обосновании возможности эффективного формирования базовой организационно-управленческой компетенции, включающей совокупность педагогических условий (организацию перехода учебной деятельности в учебно-профессиональную и профессиональную с помощью применения комплекса профессионально-ориентированных форм и средств обучения, а также обеспечение оптимальной последовательности поэтапного формирования базовой организационно-управленческой компетенции), позволяющих эффективно формировать базовую организационно-управленческую компетенцию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно обоснованные и экспериментально проверенные выводы по использованию функционально-видовой модели формирования базовой организационно-управленческой компетенции и педагогических условий ее функционирования способствуют успешному формированию названной базовой компетенции и в целом повышают эффективность подготовки специалистов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на основные положения дидактикивыбором и реализацией комплекса методов, цели и задачам исследованиянаучно-методическим обеспечением эксперимента, систематической проверкой результатов экспериментальной работы на различных ее этапахрепрезентативностью эмпирических данныхобработкой результатов эксперимента методами математической статистикиподтверждением гипотезы результатами исследования.

Апробация и внедрение основных идей исследования осуществляется посредством публикации его основных положений в печати: в сборниках научных трудов Челябинского государственного агроинженерного университета (ЧГАУ), Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), ЮжноУральского государственного университета (ЮУрГУ), Самарской агроинженерной академии, выступлений на научно-практических конференциях и на заседаниях научно-методической лаборатории кафедры педагогики и психологии ЧГАУ в 2001;2004 гг.- участия в работе Международной научно-практической конференции «Гуманистические основы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе» (28 ноября 2003 года, г. Челябинск), заочной Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (14 ноября 2003 года, г. Челябинск), в региональной научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения» (Челябинск, октябрь 2001 г.), а также составления рабочих программ по дисциплинам «Управление персоналом» и «Управленческая психология» для специальности 0602 «Менеджмент», методических рекомендаций для студентов по выполнению курсовых работ, которые внедрены в практику работа Челябинского колледжа промышленной автоматики и Челябинского политехнического колледжа.

Выделение проблемы формирования базовой организационно управленческой компетенции у будущих менеджеров производства в качестве предмета специального исследования обусловлено усилением внимания к подготовке специалистов с высокой компетенттюстью, способных умело использовать различные способы профессиональной деятельности для творческого реишния производственных задач. Формирование базовой организационно-управленческой компетенции у менеджеров производства является одной из принципиально новых стратегий при подготовке современ1Юго специалиста. Проблема исследования заключается в выявлении, обосновашш и экспериментальной проверке педагогических условий, способствуюни1х эффективному формированию базовой организационно-управленческой компетенции у будущих менеджеров производства при изучении специальных дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Мы считаем, что поставленная цель достигнута. Изложенные выше теоретические и экспериментальные результаты исследования позволяют нам сформулировать следующие выводы:

1. Основным направлением соверщенствования системы профессионального обучения будущего менеджера производства является использование методологических подходов (системного, личностно деятельностного, контекстного и компетептиостного) к процессу разработки и реализации функционально-видовой модели форн1рования базовой организациоьшо-управленческой компетенции.2. Базовая организациощю-управленческая компетенция для менеджеров производства является особым видом базовой компетенции менеджера, направленным на организацию и управление деятельностью работников в соответствии с целями организации и позволяющим выполнять обобщенные профессиональные действия в конкретных условиях функционирования производства.3. В содержание базовой организационно-управленческой компетенции входят две специальные компетенции, включающие профессиональные зна1тя, умения и обобщенные способы вьшолнет1я профессиональной деятельности по разработке системы целей организации, по определению средств, методов работы, по прогнозированию результатов, планированию работы персонала, по мотивации, стимулированию, координации, регулированию и контролю.4. Эффективность реализации функционально-видовой модели формирования базовой организационно-управленческой компетенции определяется совокупностью выявленных, теоретически обоснованных и экспериментально проверенных педагогических условий: • организации перехода учебной деятельности в учебно профессиональную и профессиональную с похющью применения комплекса профессионально-ориентированных форм и средствобеспечения оптимальной последовательности поэтапного формирования базовой организационно-управленческой компетенции. Данные условия являются необходимыми и достаточными, и обеспечивают эффективность формирования базовой организационно управленческой компетенции.5. Внедрение в учебный процесс методических рекомендаций способствуют формированию базовой организационно-управленческой компетенции. • Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема сложна и неоднозначна. В качестве перспективного направления научного поиска профессиональной подготовки менеджеров производства мы рассматриваем: проблему интеграции базовых компетенций (организационно-управленческой и информационно аналитической), изучение вопросов формирования базовой информацношю-аналитической компетенции, а также применения современных информационных технологий для развития профессиональных умений и профессионально важных качеств будущих менеджеров производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Профессиональная компетентность это знания (существа выполняемой работы, способов и средств достижения целей), умения и навыки, а также способности к управлению и профессионально-важные качества.
  2. При организации процесса формирования профессиональной компетенции необходимо применение совокупности методологических подходов: личностно-деятельностного, компетентностного, контекстного и системного.
  3. Применение комплекса профессионально-ориентированных форм и средств обеспечивает адекватную деятельность студента на учебно-познавательном, учебно-профессиональном и профессиональном уровнях.
Заполнить форму текущей работой