Система Б. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду; Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик… Читать ещё >
Система Б. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Автор создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
Идея: Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение. Преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы:
- • усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
- • нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений;
- • урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ произведения), закон «трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
- • принцип обучающего воспитания: обучение — не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
- • в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
- • идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
- • нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
- • знание через общение и общение через знание — это двуединый процесс нравственного развития;
- • сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
- • педагогика словесника — это педагогика экспрессии: «слово + + чувство»;
- • формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + + сострадать + помогать;
- • метод духовного контакта;
- • демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
Процесс: В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности — к анализу художественного произведения и от него — к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» — «вопрос» — «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ организуется учителем в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии. Урок литературы — это: человекоформирующий процесс; урок — общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов: писателя и учителя; не аргументы и факты, а открытия; совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Результат: Система работы Е. Н. Ильина направлена на развитие у школьников интеллектуальной сферы (креативность мышления, дивергентное мышление, познавательные умения, умения учиться), мотивационной сферы (мотивация учения, мотивация достижения, мотивация аффилиации), эмоциональной сферы (формирование взаимосвязанных чувств: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать). Эта система влияет на формирование личности учащихся, на воспитание у них нравственных качеств.