Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальная работа по развитию словаря детей посредством ознакомления с окружающим миром

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты данных свидетельствуют о том, что только ¾ части испытуемых в той и другой группах понимают конкретные существительные, обозначающие конкретные понятия. Могут употреблять существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, а именно Анна Б., Соня Н., Андрей Л., Вера К., Артем Щ. показали умение образовывать названия детенышей животных. Показали умение употреблять существительные… Читать ещё >

Экспериментальная работа по развитию словаря детей посредством ознакомления с окружающим миром (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценка уровня речевого развития детей в средней группе контрольный этап

Целью экспериментального исследования явилось определение уровня развития словаря у детей 4−5 лет, разработка и апробация комплекса образовательных ситуаций по обогащению словаря детей 4−5 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

  • 1. Выявить уровень развития словаря у детей 4−5 лет.
  • 2. Разработать и экспериментально апробировать комплекс образовательных ситуаций по обогащению словаря детей 4−5 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
  • 3. Выявить динамику уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 4 «Юбилейный» р/п Тумботино Нижегородской области. средняя группа № 3. В эксперименте приняли участие 20 детей, составляющие контрольную и экспериментальную группы исследования.

Цель констатирующего этапа: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования.

На данном этапе исследования использовались методики:

Р.С.Немов. Методика «Назови слова» (Задание № 1 из 2 тома собрания сочинений) [42];

О.Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи» (Задание № 2) [48;96];

С.Е. Большаковой «Логопедическое обследование ребенка» (Задание № 3) [11;47].

В.Н.Петрова «Диагностика уровня речевого развития детей. Исследование лексики и грамматического строя речи» (Задание № 4)[42].

Задание № 1. Р. С. Немов. Методика «Назови слова».

Цель: вывить активный словарный запас у ребенка.

Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На название каждой из перечисленных ниже групп слов отводиться по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 секунд.

«Животные».

«Растения».

«Цвета предметов».

«Формы предметов».

«Другие признаки предметов, кроме формы и цвета».

«Действия человека».

«Способы выполнения человеком действий».

«Качества выполняемых человеком действий».

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов.

  • 10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих ся ко всем группам.
  • 8−9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя щихся к различным группам.
  • 6−7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, свя занных с разными группами.
  • 4−5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ ных групп.
  • 2−3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
  • 0−1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития.

  • 10 баллов — очень высокий
  • 8−9 баллов — высокий
  • 4−7 баллов — средний
  • 2−3 балла — низкий
  • 0−1 балл — очень низкий.

После проведения исследования мы получили следующие результаты 4 ребенка из экспериментальной группы называли от 30 до 34 различных слов, свя занных с разными группами. Шесть же детей называли от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

В контрольной группе результаты те же.

Задание № 2. О. Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи» («Что лишнее»).

Цель: изучение умения детей обосновать свой выбор.

Материал: 10 карточек, на каждой изображено по 4 предмета. Три предмета относятся к одной обобщающей группе, четвертый — к другой. Например: на 1-й карточке — машина, автобус, мотоцикл, дом; на второйбереза, ель, дуб, роза; на 3-й карточке — тетрадь, альбом, кукла и т. д.

Методика проведения: ребенку последовательно показывают карточку и просят назвать, какой предмет лишний и почему.

Оценка результатов:

  • 3 балла — правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает;
  • 2 балла — допускает 3−4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов;
  • 1 балл — допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в названии некоторых обобщающих слов.

Выполнение второго задания у детей в обеих группах не вызвало больших затруднений. 6 детей из 10 в экспериментальной и 4 детей в контрольной группах допустили 3 ошибки в определении лишнего предмета. Наибольшее затруднение вызвало нахождение лишнего предмета среди группы деревьев. Дети не смогли выделить розу, как лишний предмет. Но есть и положительные моменты: в экспериментальной группе 1 ребенок (Анна Б.) и в контрольной 3 детей (Соня.Н, Маша С. и Вера К.) правильно определили все лишние предметы во всех представленных группах и называли обобщающие слова. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно, но и после этого они не смогли правильно выполнить задание и допустили по 5 более ошибок в определении лишнего предмета, следовательно, эти испытуемые не смогли подобрать подходящие обобщающие слова для этих групп. Детей, не справившихся с данным заданием в экспериментальной и контрольной группах по три человека.

Задание № 3. С. Е. Большаковой «Логопедическое обследование ребенка», «Кто что делает?».

Цель: изучение использования детьми в речи глаголов.

Материал: картинки.

  • -Рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея.
  • — Повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.

Методика проведения: детям показывают картинки и просят назвать, кто что умеет делать. За каждый названный глагол ребенок получает фишку.

Оценка результатов:

  • 3 балла — ребенок набрал 20 и более фишек;
  • 2 балла — ребенок набрал с 12−20 фишек;
  • 1 балл — ребенок набрал менее 12 фишек.

Результаты данных свидетельствуют о том, что большинство детей в обеих группах, в активном словаре имеют достаточный для выполнения данного задания запас глаголов. Положительным моментом в результатах данного задания является то, что лишь 2 детей в экспериментальной и 3 детей в контрольной группах затруднились в подборе соответствующих глаголов. Некоторым детям вопрос задавался неоднократно, педагог задавал наводящие вопросы, но дети все равно не смогли ответить на заданный вопрос.

Задание № 4. В. Н. Петрова «Диагностика уровня речевого развития детей. Исследование лексики и грамматического строя речи (средняя группа).

1. Назови предметы изображенные на картинке одним словом:

чайник — блюдце — тарелка — кастрюля … /посуда/.

куртка — шапка — свитер — брюки…/одежда/.

тапочки — сандалии — туфли — ботинки — сапоги…/обувь/.

огурец — помидор — капуста — картофель — морковь …/овощи/.

яблоко — груша — апельсин — банан …/ фрукты/.

Цель:Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы — 3 балла допускает 1 — 2 ошибки — 2 балла допускает 3 и более ошибок — 1 балл.

2. Назови предметы, которые можно назвать этим словом:

животные, игрушки, мебель Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал:картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк; машина, кукла, пирамида, и т. д., стол, стул, диван, шкаф.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает предметы — 3 балла допускает 1−2 ошибки — 2 балла допускает 3 и более ошибок — 1 балл.

3. Как можно сказать ласково: сын, гриб, дом.

Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет — 3 балла допускает 1 ошибку — 2 балла допускает 2 и более ошибок — 1 балл.

4. Помоги животным найти своих детенышей: у зайца — …, у белки — …, у медведя — …, у волка — …

Цель: умение образовывать названия детенышей животных Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:ребенок правильно называет и показывает картинки с животными — 3 балла допускает 1 — 2 ошибки — 2 балла допускает 3 и более ошибок — 1 балл.

5. Скажи правильно:

Яблоко. У Тани много …

Дерево. В лесу много …

Туфли. У Оли нет …

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Материал: картинки с изображением названных предметов Критерии: ребенок правильно называет — 3 балла допускает одну ошибку — 2 балла допускает 2 ошибки — 1 балл.

6. Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Цель: Понимание предложно — падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов: В, НА, ЗА, ПОД — 3 балла допускает одну ошибку — 2 балла допускает 2 ошибки — 1 балл.

7. Назови какого цвета предметы: шар — …, ведро — …, платье — …, машина — …

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет — 3 балла допускает одну ошибку — 2 балла допускает 2 ошибки — 1 балл.

8. Назови, чьи это предметы. Сумка мамы — мамина Кофта бабушки — …

Газета папы — …

Нора лисы — …

Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

/Чей? Чья? Чьё?/.

Материал: картинки Критерии: ребенок правильно называет — 3 балла допускает одну ошибку — 2 балла допускает 2 ошибки — 1 балл.

9. Попроси куклу Олю лечь. /Оля, ляг./.

Зайчика догоняет лиса, как мы ему крикнем? /Зайчик, беги./.

Попроси водителя игрушечной машины отвезти кубики в уголок конструирования. /Поезжай./.

Цель: определить умение употреблять в речи формы повелительного наклонения.

Критерии:

ребенок правильно употребляет в речи формы повелительного наклонения — 3 балла допускает одну ошибку — 2 балла допускает 2 ошибки — 1 балл.

10. Скажи правильно:

У меня есть карандаш. /ручка/.

У меня нет …

Я рисую …

Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Материал:

Критерии: ребенок правильно называет — 3 балла допускает одну ошибку — 2 балла допускает 2 ошибки — 1 балл Инструкция к проведению:

Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.

  • 1. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
  • 2. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
  • 3. Предложить ласково назвать предметы изображенные на картинке.
  • 4. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
  • 5. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
  • 6. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
  • 7. Предложить назвать предмет, и сказать какого он цвета.
  • 8. Предложить назвать, чьи это предметы.

Итоговая оценка:

  • 22 — 27 баллов — высокий уровень — общий балл 3
  • 15 — 21 баллов — средний уровень — общий балл 2
  • 14 и менее баллов — низкий уровень — общий балл 1

Результаты данных свидетельствуют о том, что только ¾ части испытуемых в той и другой группах понимают конкретные существительные, обозначающие конкретные понятия. Могут употреблять существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, а именно Анна Б., Соня Н., Андрей Л., Вера К., Артем Щ. показали умение образовывать названия детенышей животных. Показали умение употреблять существительные в в форме родительного падежа множественного числа. Респонденты умеют образовывать притяжательные прилагательные от существительных («чей?», «чья?», «чьё?»). Так же нами выявлено умение детей употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.

Однако Татьяна П., Андрей Ш, Вика С., Света Б. и Саша Ш. испытывали затруднения в процессе выполнения 4-го задания.

По результатам четырех заданий был определен уровень развития словаря детей 4−5 лет.

Высокий уровень (15 и выше баллов) Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово. Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.

Средний уровень (15−10 баллов) Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.

Низкий уровень (менее 10 баллов).

У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.

Таким образом, подсчитав общее количество баллов, которые набрали дети в четырех заданиях, они были распределены по уровням развития словаря. Сопоставительный анализ полученных данных результатов всех диагностирующих методик показал, что в экспериментальной группе 3 испытуемых находятся на среднем уровне, 5 детей на низком уровне и 2 ребенка на высоком уровне развития словаря. В контрольной группе детей с низким уровнем развития немного больше, чем экспериментальной (6 детей), а детей в высоким уровнем больше (3 испытуемых).

Таким образом, анализируя все полученные данные в результате проведения констатирующего эксперимента, можно сделать выводы о необходимости уделять большее внимание обогащению словаря детей вне занятий, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально организованной деятельности, направленной на обогащение и активизацию словаря у детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой