Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое обеспечение социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение содержания, методов и технологий обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся. Большое внимание уделялось профориентационной работе, социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями. Создавались выделенные выше педагогические условия для успешности профессионального образования данной категории учащихся. Были разработаны разнообразные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ
    • 1. 1. Психолого-педагогические проблемы социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных групп
    • 1. 2. Содержание и технологии социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ
    • 1. 3. Исходные позиции теоретической модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Практика педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ
    • 2. 1. Общая характеристика и основные направления, содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Практическая реализация модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ
    • 2. 3. Обобщение полученных результатов в ходе проведения опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическое обеспечение социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сфера образования является одним из важнейших факторов социально-экономического развития страны. И в нем особое место занимает профессиональное образование, состоящее из начального, среднего и высшего ступеней. При этом, как показывает практика, выпускники основной и средней школы стремятся к получению среднего специального и высшего профессионального образования. Однако, многие выпускники имеют желание получать специальность в стенах начального профессионального учебного заведения и начать работать. Тем не менее учреждения начального профессионального образования не только готовят молодых к трудовой деятельности, но и выполняют большие социальные функции, связанные с воспитанием личности, готовой функционировать, расти и развиваться в обществе.

В демократическом обществе все люди наделены равными правами. И в данном аспекте особого внимания требует проблема профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) школ. Они, во многом, имея ограниченные возможности, пополняют рынок труда, не имея соответствующей профессиональной подготовки. В последние годы проблема коррекционной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп учащихся в общеобразовательных и профессиональных учреждениях. И в целом актуальной становится проблема социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями развития.

Проблеме педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ посвящены исследования многих авторов. Большой вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии внесли В. М. Бехтерев [21], П. П. Блонский [24], Т. А. Власова [38], Л. С. Выготский [4248], А. Н. Граборов [57], Г. М. Дульнев [72], Л. В. Занков [80], В. П. Кащенко [89],.

Г. Е.Сухарева [177] и др. Вопросы индивидуального, личностного развития 3 детей с нарушениями в развитии рассматриваются’в работах Т. А. Власовой [38], Г. Ф. Кумариной [107], Ф. А. Рау [159], Л.И.Фридман' [184] и многих других. Проблемы профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптации детей с данной категорией нарушения рассматриваются в трудах А. А. Десятова [68], Е. А. Климова [92] и др. Региональный аспект изучения детей с нарушениями в развитии и вопросы их социальной адаптации и воспитания отражены в работах У. А. Винокуровой [37], Д. А. Данилова [63−66], М. Г. Колодезниковой [94], А. Г. Корниловой [64−66,98] и др.

Идеи трудового обучения и воспитания умственно отсталых детей занимают видное место в трудах Ж. Демора [67] и др. Существенный вклад в создание советской системы трудовой подготовки учащихся вспомогательной школы внес А. Н. Граборов [57]. В исследованиях Г. В. Безюлевой [15], Е. А. Ковалевой [93], В. А. Малышевой [15], Н.П.Павловой" [147], И. А. Паншиной [15] и других раскрыты основные вопросы методики трудового и профессионального обучения учащихся коррекционных школ.

Таким образом, проблема педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ находит достаточно подробное освещение в литературе. Но,' как показал теоретический анализ литературы и обобщение своей многолетней работы с учащимися — выпускниками коррекционных школ — осуществление их профессиональной подготовки в учреждении начального профессионального образования, где они воспитываются рядом с выпускниками основной школы, связано с разрешением ряда противоречий между:

— наличием личностной потребности в социальной реабилитации выпускников коррекционных школ в процессе их совместного обучения с выпускниками основной школы в учреждении начального профессионального образования и слабой организационно-педагогической обеспеченностью указанного процесса;

— необходимостью определения условий предупреждения социально обусловленного отставания в развитии учащихся и практической сложностью 4 выявления подобных отставаний, являющихся вторичными, но проецирующими первичные причины этих отставанийобщественной востребованностью социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционно-развивающих школ и недостаточной разработанностью вопросов их профессионального образования в профессионально-техническом учебном заведениинеобходимостью формирования у выпускников коррекционно-развивающих школ жизненных мотиваций, устремлений и коммуникативности для их профессионального самоопределения и имеющимися у них недостатками развития общетрудовых умений.

Данные противоречия актуализируют выбор проблемы исследования, которая заключается в поиске путей, условий и способов профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования. Данная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования «Педагогическое обеспечение социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования».

Объект исследования: процесс социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ.

Предмет исследования: содержание и процесс педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования.

Цель исследования: теоретически обосновать содержание, технологию педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ в системе начального профессионального образования.

В соответствии с поставленной целью выдвигается гипотеза исследования. Успешность начального профессионального образования выпускников специальной (коррекционной) школы достигается, когда 5 содержание и процесс организационно-педагогического обеспечения их социальной реабилитации и профессиональной адаптации строятся на основе таких положений, как:

— обеспечение психологически комфортных условий для выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования, где они учатся вместе с выпускниками основной школы;

— определение условий предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии, коррекции мотиваций, психофизического состояния, преодоления недостатков развития общетрудовых умений, жизненных устремлений и коммуникативности на основе разработки и апробации теоретической модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования;

— разработка специальных образовательных программ и технологий обучения с учетом типологических особенностей личности учащихся данной категории для освоения государственного образовательного стандарта начальной профессиональной подготовкипреодоление недостатков развития общетрудовых умений, формирование у выпускников коррекционно-развивающих школ жизненных мотиваций, устремлений и коммуникативности для их профессионального самоопределения.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. определить концептуальные основы организации образовательного пространства интегрированного профессионального образовательного учреждения, обеспечивающего начальное профессиональное образование выпускников коррекционных школ и их социальную реабилитацию в процессе их совместного обучения с выпускниками основной школы на основе анализа специальной литературы, обобщения современного состояние теории и б практики социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ;

2. теоретически обосновать модель педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в учреждении начального профессионального образования;

3. опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели организационно-педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ;

4. обосновать организационно-педагогические условия социальной реабилитации и' профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ, обеспечивающие уровни образования с учетом их типологических особенностей, общего развития, образовательных возможностей, выбора ими получаемой профессии для вхождения в самостоятельную трудовую деятельность;

5. разработать научно-практические рекомендации по организационно-педагогическому обеспечению социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в начальном профессионально-техническом учебном заведении.

Методологическую базу диссертационного исследования составляют:

1. Философские, мировоззренческие, культурологические, социальные теории и концепции Н. А. Бердяева [17], А. Ф. Лосева [113], Н. О. Лосского [114], М. К. Мамардашвили [121], Ф. Т. Михайлова [130], В. В. Налимова [137], В. М. Розина [163], М. Хайдеггера [186] и др.

2. Основные положения теорий:

— культурно-исторического развития психики и поведения человека Л. С. Выготского [42−48];

— деятельности (Б.Г.Ананьев [6], Л. С. Выготский [42−48], В. В. Давыдов [61], А. Н. Леонтьев [111], С. Л. Рубинштейн [164] и др.);

— развития личности (К.Г.Абульханова-Славская [1], Л. И. Божович [26], Е. В. Бондаревская [27], Л. С. Выготский [42−48], В. В. Давыдов [43,61], В. В. Сериков [170], В. И. Слободчиков [172], Д. И. Фельдштейн [26,183], В. Д. Шадриков [191], Г. П. Щедровицкий [194] и др.);

— социальной адаптации (Т.Г.Дичев [71], Д. А. Данилов и А. Г. Корнилова [64−66] и др.).

Диссертационное исследование проводилось с учетом психолого-педагогических основ обучения и воспитания, раскрытых в трудах В. И. Андреева [8], М. Е. Бершадского [19], В. П. Беспалько [20], М. В. Богуславского [25], Г. Н. Волкова [41], Б. С. Гершунского [51], В. В. Гузеева [60], В. В. Давыдова [43,61], В. И. Загвязинского [79], В. В. Краевского [101], В. С. Леднева [109], И. Я. Лернера [112], А. М. Матюшкина [126], А. М. Новикова [141−142], М. М. Поташника [154], А. М. Цирульникова [190], В. Д. Шадрикова [191], Т. И. Шамовой [192] и др.

Диссертационное исследование затрагивало в интересующем нам аспекте проблемы развития образования в Республике Саха (Якутия), что потребовало обращения к трудам многих якутских исследователей (Л.И.Аманбаева [5], В. Ф. Афанасьев [12], П. П. Борисов [29], У. А. Винокурова [37], Ф. В. Габышева [49], А. А. Григорьева [58], Д. А. Данилов [62−66], П. П. Кондратьев [97], А. Г. Корнилова [64−66,98], Г. Н. Максимов [118], Н. Д. Неустроев [139], И. И. Портнягин [152], И. С. Портнягин [153], Т. Т. Саввинов [139,165], Н. В. Санникова [166], А. Д. Семенова [169] и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использован следующий комплекс методов: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, абстрагирование, моделирование педагогических ситуаций и др.) и эмпирические методы наблюдение, изучение документации, опрос и др.) — изучение практического опыта учителей, школ, учреждений дополнительного образования по выявлению, оценке и поддержке способностей учащихсяопытноэкспериментальная работа, статистические методы исследования (измерение и 8 математическая обработка экспериментальных данных, их системный качественный анализ и интерпретация).

База исследования: исследование проводилось на базе Якутского профессионального училища № 16, где выпускники коррекционных школ получали начальное профессиональное образование (экспериментальная группа), контрольную группу составили коррекционные группы учащихся в профессионально-технических училищах г. Якутска. В процессе организации и проведения опытно-экспериментальной работы было охвачено всего 480 учащихся (в экспериментальной группе 246, в контрольной — 234 учащихся) и 36 педагогов и мастеров производственного обучения, из них в экспериментальной группе 23, в контрольной — 13.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1999;2009гг. в четыре этапа.

На первом этапе (1999;2003гг.) осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет, изучения и анализа опыта выявления, оценки и поддержки одаренности и способностей учащихся. На данном этапе были определены исходные параметры исследования, его основная проблема, предмет, гипотеза, цель и задачи, методология и методы исследования.

На втором этапе (2003;06гг.) осуществлялась разработка теоретической модели педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школапробирование и экспериментальная проверка модели, первичный анализ полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов.

На третьем этапе (2006;08гг.) происходило уточнение и коррекция разработанной модели и системы педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации учащихся коррекционных школ с учетом накопленного опыта и результатов опытно-экспериментальной работы.

На четвертом, заключительном, этапе (2008;09гг.) осуществлялись систематизация и обобщение результатов исследования, формирование выводов и рекомендаций, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— определены концептуальные основы организации педагогического процесса интегрированного профессионального образовательного учреждения, обеспечивающего начальное профессиональное образование выпускников коррекционных школ и их социальную реабилитацию;

— обоснованы организационно-педагогические условия (содержание, формы, способы, технология обучения и воспитания) социальной реабилитации, профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ, обеспечивающие уровни образования с учетом их типологических особенностей, общего развития, образовательных возможностей, выбора ими получаемой профессии для вхождения в самостоятельную трудовую деятельностьразработаны критерии и показатели успешности социальной' реабилитации и профессиональной адаптации выпускников коррекционных школ в интегрированном профессиональном образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: разработана модель педагогического обеспечения социальной реабилитации и профессиональной адаптации подготовки выпускников коррекционных школ в системе начального профессионального образования;

— выявлены адаптивные возможности целостного образовательного пространства учреждения начального профессионального образования, интегрирующего профессиональную подготовку и социализацию выпускников основной и коррекционной школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных результатов исследования создано целостное образовательное пространство, успешно реализующее социальную реабилитацию и профессиональную подготовку выпускников коррекционных школ, в.

10 учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 16» г. Якутска. Разработана и реализована программа социальной реабилитации учащихся с отклонениями в развитии. Разработаны методические рекомендации, программы профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе трудового обучения и воспитания в коррекционных школах и на курсах повышения квалификации педагогов, работающих в специальных, коррекционно-развивающих школах и учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на республиканских научно-практических конференциях и семинарах Министерств образования, науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия): «Колосовские чтения» (г.Якутск, 2007), республиканский мастер-класс «Мотивационный подход воспитательного процесса и его значение в профилактике правонарушений» (г.Якутск, 2007), «Модернизация профессионального образования в условиях инновационного развития» (г.Якутск, 2008), «Семья и демографическое развитие Республики Саха (Якутия)» (г.Якутск, 2008), республиканский форум работников профессионального образования Республики Саха (Якутия)" (г.Якутск, 2008). Материалы исследования внедрены в педагогический процесс профессиональных училищ (лицеев, колледжей) Республики Саха (Якутия). Материалы и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблемеполнотой рассмотрения объекта исследования и применением комплекса методов, адекватных его предметукорректностью проведенного исследованиятщательным анализом фактографического и экспериментального материаламноголетним педагогическим опытом автора и его вкладом в развитие системы выявления и И поддержки одаренных и способных учащихся, а также учащихся с отклонениями в развитии.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Образовательное пространство учебного заведения, где интегрировано начальное профессиональное образование выпускников основной и коррекционно-развивающих школ, повышая адаптивные возможности всех компонентов педагогического процесса, создает оптимальные условия для социальной реабилитации учащихся с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями здоровья.

2. Социальная реабилитация и профессиональная адаптация учащихся коррекционных школ достигаются при реализации организационно-педагогической модели, раскрывающей пути и условия предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии.

3. Успешность профессиональной подготовки выпускников коррекционно-развивающих школ в системе начального профессионального образования обеспечивается личностно-ориентированными планами и программами в рамках государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, разработкой форм, средств, технологии обучения на основе типологических особенностей, уровня развития, личностных возможностей данной категории учащихся.

4. Недостатки развития общетрудовых умений у выпускников коррекционно-развивающих школ преодолеваются посредством формирования их жизненных мотиваций, устремлений и коммуникативности в целях профессионального самоопределения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Профессиональная подготовка учащихся коррекционных школ является важнейшей составной частью учебно-воспитательной деятельности профессионального образовательного учреждения. В олигофренопедагогике труд и профессиональная деятельность традиционно рассматриваются как обязательное средство преодоления недостатков развития и становления личности умственно отсталого ребенка.

Мотивы учебно-трудовой и профессиональной деятельности учащихся коррекционной школы, связанные с перспективами получения профессии и трудоустройства, являются чрезвычайно важными и определяют характер педагогической практики их социальной реабилитации и профессиональной адаптации.

Наиболее характерной особенностью учащихся коррекционной школы и основным недостатком их трудовой деятельности является их низкая самостоятельность. Недостатки самоконтроля в значительной степени обусловлены низким уровнем развития у таких учащихся мыслительной операции сравнения. Недостатки ориентировки в задании и планирования его выполнения приводят к тому, что учащиеся четко не представляют конечный и промежуточные результаты работы, не знают всех предъявляемых к ним требований. Двигательная недостаточность, а также медленная автоматизация двигательных трудовых навыков являются одним из симптомов умственной отсталости.

Типологические группы учащихся коррекционной школы классифицированы по особенностям трудовой и профессиональной деятельности, которые проявляются в разной мере. Одни ученики овладевают программным материалом в условиях фронтальной работы преподавателя или мастера производственного обучения в целом с группой, другие — нуждаются в оказании помощи на отдельных этапах занятия или выполнения задания, третьим необходимо оказывать индивидуальную помощь в течение всего занятия.

Изучение типологических групп учащихся коррекционной школы в трудовом обучении и профессиональной подготовке позволяет выделить перспективное направление в психологии трудовой и профессиональной деятельности этих учащихся — углубленное изучение относительно сохраненных ее сторон у учащихся различных групп. Такое изучение становится основой для разработки специфических приемов дифференцированного и индивидуального подходов.

В процессе опытно-экспериментальной работы осуществлялась организация образовательного процесса в соответствии с положениями разработанной нами модели. Данная работа была направлена на создание целостного образовательного пространства в учебном заведении, чтобы учащиеся с отклонениями в развитии осваивали профессиональную деятельность наравне со своими здоровыми сверстниками. Для этого работа проводилась по таким направлениям, как повышение профессиональной компетентности педагогов и мастеров производственного обучения для работы с данной категорией учащихсясовершенствование содержания всей педагогической деятельности учебного заведенияобеспечение гибкости и вариативности образовательных программсовершенствование образовательного процессасоздание условий для реабилитации учащихся с отклонениями в развитии, адекватной среды их социально-профессиональной адаптации.

Как видно из результатов опытно-экспериментальной работы, реализация разработанной согласно положениям модели программы реабилитации учащихся с отклонениями в развитии позволила им достичь уровня социально-профессиональной адаптации, необходимого для полноценного функционирования и успешности в профессиональной и социальной среде.

Заключение

.

Современная социально-экономическая ситуация в Республике Саха (Якутия) характеризуется подъемом промышленного производства, нуждающимся в квалифицированных специалистах разного уровня и профиля. Потенциал развития региона в значительной степени определяется качеством трудовых ресурсов. Начальное профессиональное образование является одним из основополагающих факторов развития его экономики, основным источником подготовки рабочих кадров и специалистов.

Для дальнейшего развития учреждений профессионального образования разработана региональная программа, в которой предусмотрено: создание образовательных учреждений, реализующих профессионально образовательные программы разного уровняудовлетворение потребностей населения в получении образования того или иного уровнярасширение возможности получения профессионального образования инвалидами, сиротами, выпускниками коррекционных школ, подростками с социальными проблемами, с девиантным поведением. Другими словами, основной задачей профессионального образования является максимальное удовлетворение потребностей личности в профессиональных образовательных услугах.

Особую категорию граждан общества составляют люди с отклонениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья. Они обладают такими же правами для жизни в обществе, как и все. И участие человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью означает процесс предоставления ему прав и возможностей участвовать в жизни общества. Другая задача при этом состоит в том, чтобы создать в системе профессионального образования условия, компенсирующие отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Начальное профессиональное образование, как показывает опытноэкспериментальная работа, играет определенную роль в профессиональной реабилитации таких лиц, создавая основу для реализации принципа равных возможностей. Успешность начального профессионального образования.

121 данной категории учащихся зависит от осуществления государственных образовательных стандартов на основе вариативности образовательных программ, методов и технологий обучения. На основе изучения теоретических основ дифференциации начального профессионального образования, типологических особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными ограничениями в здоровье разработана модель педагогического обеспечения социальной реабилитации, профессиональной адаптации учащихся с отклонениями в развитии. В ней показана и зависимость успешности начального профессионального образования от создания следующих педагогических условий:

— психологическая и педагогическая готовность педагогов и мастеров производственного обучения к обеспечению социальной реабилитации учащихся с отклонениями в развитии;

— определение содержания и технологии профессионального образования в соответствии с типологическими особенностями, с индивидуальной траекторией развития учащихся;

— создание целостного образовательного пространства, где обеспечивается многогранная совместная деятельность учащихся с отклонениями в развитии со своими здоровыми сверстниками.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы были выявлены проблемы недостаточного качества профессиональной подготовки выпускников коррекционных школ: недооценка учета их индивидуально-типологических особенностей, образовательных потребностей и возможностейотсутствие дифференцированного подхода в определении содержания и технологии образовательного процессаотсутствие индивидуального выбора учащимися содержания и уровня получаемого образования, удовлетворяющих их потребностям.

На основе полученных на данном этапе данных реализован построенный на основе созданной нами модели процесс образования, в ходе которого осуществлялось личностно-ориентированное образование, направленное на.

122 определение содержания, методов и технологий обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся. Большое внимание уделялось профориентационной работе, социальной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями. Создавались выделенные выше педагогические условия для успешности профессионального образования данной категории учащихся. Были разработаны разнообразные образовательные программы, методы, средства и технологии, обеспечивающие освоение учащимся уровня начальной профессиональной подготовки с учетом типологических особенностей учащихся, их уровня развития, образовательных потребностей и возможностей. Осуществлены специфические меры по социально-профессиональной адаптации учащихся.

Диагностика на контрольном этапе показала повышение уровня всех качественных показателей результатов образования. Оно наблюдалось относительно всех показателей, определявших качество профессионального образования выпускников коррекционных школ. Полученные результаты свидетельствуют, что специально организованное профессиональное образование в интегративном образовательном учреждении позволяет учащимся с недостатками интеллекта, слуха, зрения, движения занять полноправное положение среди своих сверстников, что говорит об эффективном решении проблемы социализации и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Тем самым рабочая гипотеза исследования подтверждена, доказано, что есть возможность повысить успешность профессионального образования выпускников специальных (коррекционных) школ в учреждении начального профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. Г. Деятельность и психология личности.- М., 1980. -335с.
  2. , М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. М.: Академия, 2002. -160с.
  3. , Л.И., Белякова Л. И., Архипов Б. А. Специальная педагогика.-М.: Академия, 2005.-400с.
  4. Алмазов, Б. Н, Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учеб. пособие. Свердловск: СИПИ, 1987.- 75с.
  5. , Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания,-Якутск, 1998. -124с.
  6. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1980. -232с.
  7. , А. Психологическое тестирование: Пер. с англ., Кн. 1 ./Анастази А.- ред. Гуревич К. М., Лубовский В. И. М.: Педагогика, 1982. -320с.
  8. , В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности: Метод, пособие.- М.: Высш. школа, 1981. -240с.
  9. Антология педагогической мысли: В 3 т.Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессионального образования/Сост. Н. Н. Кузьмин.-М.: Высш. шк., 1989. -463с.
  10. , В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. -М.: Международная педагогическая академия, 1994.-216с.
  11. , Б. «Homo sapiens et humanus Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности»//Новый мир. 1971, № 10.- С.214−224.
  12. , В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии.-Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. -344с.
  13. , Т.В. Дети с трудностями обучения//Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 12. — С. 20−25.
  14. , Л.Н. Основные проблемы и задачи современной допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в системе муниципального образования//Проблемы современной методики профессионального образования. М.: ИОСО РАО, 1999. — С.48−56.
  15. , Г. В., Малышева В. А., Паншина И. А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М.: ИРГЮ, 2003.-210с.
  16. , А.С. Внимание ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1981. — 126с.
  17. , Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). -М.: Книга, 1991.-446с.
  18. , Н.А. О ловкости и ее развитии. -М.: Физкультура и спорт, 1991.-209с.
  19. , М.Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает?).- М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.-176с.
  20. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  21. , В.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918//Коллективная рефлексология. Петроград, 1921//Общие основы рефлексологии труда. M.-JL, 1928.
  22. Бим-Бад, Б.М., Петровский, А. В. Образование в контексте социализации// Педагогика. 1996. — № 1. — С.3−8.
  23. , М. Ради чего мы посылаем ребенка в школу//Народное образование. 2002. — № 2. — С.46−45.
  24. , П.П. О так называемой моральной дефективности//Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1979. 304с.
  25. Богуславский, М.В. XX век Российского образования. М.: Изд-во «ПЕРСЭ», 2002.-336с.
  26. , Л.И. Проблемы формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с.
  27. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, -человека культуры и нравственности. Ростов-н/Д., 1995. — 217 с.
  28. , Е.В. Концепция личностно ориентированного воспитания//Школа духовности. 1999. № 5. -С.41−52.
  29. , П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего и среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия)). М., 1998.-154с.
  30. , В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Аргус, 1994.-208с.
  31. , Н. П. Влияние психоактивных веществ на развитие эмбриона и плода: Обзор лит./Н.П.Бочков, В.Б.Васечкин//Наркология.-2004,№ 2.-С.23−30.
  32. Брамбо, Роберт С. Философы Древней Греции/Пер. с англ. Л. А. Игоревского.- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. -347с.
  33. , Е.Н. Социально профессиональная адаптация будущих учителей технологии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Курск, 2006. -20с.
  34. , Г. В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков/Г.В.Бурменская, Л.В.Евдокимова// Вопросы психологии. 2007, № 2.- С.30−43.
  35. , Н.В., Михайлова, Н.Н. Образовательные технологии в профшколе//Инновации в профессиональной школе.-М.: НИИРПО, 2008.-56с.
  36. , К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. М.: Изд-во Моск.гос.ун-та печати, 2002.-145с.
  37. , У.А. О социальной адаптации учащейся молодежи в городе Якутске/Профессиональное образование молодежи в Якутской АССР: Сб. науч. трудов, — Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989. -100с.-С.53−68.
  38. , Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1973.-175с.
  39. , Ф.Ф. Физиологические исследования саморегуляции ритма сердца на основе компьютерной биологической обратной связи/ВодоватовФ.Ф.//Теория и практика физ. культуры. 1989,№ 1. — С.46.
  40. , Ф.Ф., Бумагина JI.B. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. -М.: Академия, 2000.-184с.
  41. , Г. Н. Программа по народной педагогике для педагогических и этнопедагогических училищ, лицеев, колледжей.- Якутск, 1995. -24с.
  42. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии/Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского.- М.: Педагогика, 1982.-488с.
  43. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии/Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1982.-504с.
  44. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики/Под ред. A.M. Матюшкина.- М.: Педагогика, 1983.-368с.
  45. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.-432с.
  46. , JI.C.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.224с.
  47. , Л.С. Педагогическая психология/Послесл. В.В.Давыдова- примеч. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. -533с.
  48. , Л.С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 194−203.
  49. , Ф.В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель.- М.: МПГУ, 2001.294с.
  50. , В.И. Психический инфантилизм/ЯТсихология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. СПб.: Питер, 2002. -384с.
  51. , Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования//Педагогика.-2003.-№ 10. С.3−7.
  52. , В.Я., Гурьева В. А. Личностная патология. — М.: Триада-Х, 1999. -266с.
  53. , А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.-М.:Академия, 1999.- 280с.
  54. , Ф.Н. Книга об учителе.- М.: Просвещение, 1965. 257с.
  55. , Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. — М.: Педагогика, 1971. 24с.
  56. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях// Социологическое исследование. — 1994. № 8. — С.3−8.
  57. , А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 1961.-120с.
  58. , А.А. Концепция этнопедагогики якутов как теоретико-методического знания/Материалы респ. науч.-практ. конф. «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски» (14 июня 1999 г.).- Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2000.-223с.-С.37−46.
  59. , JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с анг. -М.: Политиздат, 1991.-480с.
  60. , В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.- М.: Народное образование, 2001.-128с.
  61. , В.В. Виды обобщений в обучении (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов).-М.: Просвещение, 1972.-423с.
  62. , Д.А. Социально-педагогические основы организации школьной системы в автономных республиках Сибири.- Якутск: Кн. изд-во, 1976. -240с.
  63. , Д.А., Баишев А. А. Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях (на материале сельских школ Республики Саха (Якутия): Монография.- Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2003. -102с.
  64. , Д.А., Корнилова А. Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения.- Новосибирск: Наука, 1999. -136с.
  65. , Д.А., Корнилова А. Г. Социальные основы педагогической технологии/Материалы респ. науч.-практ. конф. «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски» (14 июня 1999 г.).- Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2000.-223с.-С.12−15.
  66. , Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в семье. -М., 1909.
  67. , А. А. Создание адаптивной образовательной среды//Профессиональное образование. 2006. — № 1. — С. 23−24.
  68. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/Под ред. С. Г. Шевченко. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. -224с.
  69. , А. Руководство к образованию немецких учителей. Избр. пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 55−263.
  70. , Т.Г. Проблема адаптации и здоровье человека: Методологические и социальные аспекты/ДичевТ.Г., ТарасовК.Е. М.: Медицина, 1976. — 184с.
  71. , Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе/Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой.-М.: Просвещение, 1981.-176с.
  72. , Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность.- М., 1982.-С.196.
  73. , С.И. Профессиональная адаптация учащихся профессионального училища в процессе обучения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/М., 2003. -20с.
  74. , В.Т. Этика и моралеведение//Вопросы философии. 1982, № 2.-С.67−75.
  75. , A.JT. Социально профессиональная адаптация личности в системе «Школа учреждение НПО — предприятие»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/СПб, 2005. -20с.
  76. , Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии/Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. М.: Медицина, 1993. — 112с.
  77. , Н.Б. Дидактические условия коррекционно-педагогической подготовки учителя в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001.- 19с.
  78. , В.И. Практическая методология педагогического поиска. Тюмень: ЗАО «Легион-Групп», 2005. — 74с.
  79. , JI.B. О предмете и методах дидактических исследований/Занков JI.B.- М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 148с.
  80. , А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1: Психическое развитие ребенка/Запорожец А.В. М.: Педагогика, 1986. — 320с.
  81. , Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. М.: МОДЭК, 2003. — 458с.
  82. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб.- М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. -384с.
  83. , В.П. Психологические основы педагогики. Психологические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. -М.: Гардарики, 2000. 429с.
  84. , Э.В. Становление личности: к итогам научного эксперимента// Коммунист. 1977, № 2.-С.68−79.
  85. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.: Педагогика, 1982.-704с.
  86. , A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность/Каримский A.M. М.: Мысль, 1984. — 208с.
  87. , И.И. Во имя жизни: Юристы-демократы в борьбе за мир, национальную независимость, права человека, справедливость и национальный прогресс. Очерки деятельности/Карпец И.И. М.: Мол. гвардия, 1986. — 175с.
  88. , В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.-223-С.99.
  89. , Ю.Я. Нужна ли криминологам генетика?//Природа. 1976, № 8.1. С.150
  90. , С.М. Единство рефлексии мотивации и адаптации в сознании личности. Челябинск: Филиал Моск.пед.гос.ун-та, 2005. — 232с.
  91. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта/Климов Е. А. Казань: Казан, ун-т, 1969. -277с.
  92. , Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения -М.: Учпедгиз, 1955. С. 164−446.
  93. Кон, И. С. Психология ранней юности.-М.:Просвещение, 1989.-255с.
  94. , П.П. Функциональная сущность учебного труда школьников в содержании трудового образования/М-во обр. РС (Я), ИГТКРО-Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. -96с.
  95. , А.Г. Социальное воспитание школьников в наслежно-улусной общине (на материале Республики Саха (Якутия)). Специальность -13.00.06.-М., ЦСП РАО, 1997.
  96. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Б.П.Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская и др. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 144 с.
  97. , Г. С. Организация развивающего пространства в учреждении профессионального образования//Инновации в профессиональной школе. М.: НИИРПО, 2008. — 48 с.
  98. , В.В. Содержание образования: вперед к прошлому.- М.: Педагогическое общество России, 2001. -36с.
  99. , М.В. Жизнедеятельность приюта как условие социальной реабилитации ребенка группы риска: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.п.н.: (13.00.01), 2007. -20с.
  100. , С.В., Женаев A.JL Модель социально-профессиональной адаптации личности взрослеющего человека//Реализация концепции модернизации российского образования в педагогической практике: Сб.научн.тр. Ч.З. СПБ.: Изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005. — С.73−75.
  101. , В.А. Основы педагогической психологии.- М.: Просвещение, 1972.-255с.
  102. , В.Н. Психическое развитие ребенка: Креатив. доминанта//Магистр.-1998.-№ 3 .-С.65−75.
  103. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения -М.: Высш. шк., 1990. 119с.
  104. , Г. Ф. Дети «группы риска»//Советская педагогика-1991.-№ 11. С.33−37.
  105. , Ч. Нуждается ли культура в генах. 1989: Lumsden C.J. Does Culture Need Genes?//Ethology and Sociobiology. 1989, № 10. P. 11−28. (Сокращенный перевод И.П.Меркулова).
  106. , B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры.- М.: Педагогика, 1980. -264с.
  107. , И.В. Особенности социально-педагогической работы с виктимными детьми: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Смоленск, 2003.- 21с.
  108. , А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. — М.: Политиздат, 1971.- 178с.
  109. , И.Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974. -64с.
  110. , А.Ф. Самое само. Сочинения.- М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -1024с.
  111. , Н.О. Характер русского народа. Кн. первая.- М.: Ключ, 1990.-63с.
  112. , А.Р. Мозг человека и психические процессы. Нейро-психологические исследования/Лурия А.Р.- М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. -476с.
  113. , Т.Д. Агробиология.- М.: Сельхозгиз, 1952−725с.
  114. , А.С. О моем опыте. Антология педагогической мысли Украинской СССР/Сост. Н. П. Калиниченко. -М., 1988. С.364−381.
  115. , Г. Н. Философия и образование: М-во образования Респ. Саха (Якутия). Ин-т повышения квалификации работников образования.-Якутск, 2004.-128с.
  116. , А. А. Организм человека и его жизнедеятельность/Малиновский А.А. М.: Медгиз, 1952. — 63с.
  117. , Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями//Дефектология. — 2001. № 5. — С.3−11.
  118. , М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1999.-216с.
  119. Манова-Томова, B.C. Психолого-педагогическая реабилитация детей с соматическими хроническими заболеваниями//Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София: Медицина и физкультура, — 1981. — С.93−112.
  120. , А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты./Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 288с.
  121. , Е.М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. 80с.
  122. , О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6−12 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 160с.
  123. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972. -168с.
  124. Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. М., 2000.
  125. , Н.А. Проблемы обучения. Воспитания и психического развития ребенка. М.- Воронеж: МОДЭК, 1998. — 448с.
  126. , А.Я. Проблемы социально-трудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья/Шрофессиональное образование. — 2006. -№ 1.-С.25.
  127. , Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск.-М.: «Индрик», 2003.-272с.
  128. Мониторинг профессионального самоопределения личности учащихся/Л.А.Гаджиева, С. Ю. Соловьева и др. — Пермь: Изд-во Перм.гос.пед. ун-та, 2004.
  129. , А.А. Обучение в разновозрастных группах учащихся с различной базовой подготовкой//Профессиональное образование.-1, 2006.-С.6.
  130. , А.В. Субъекты воспитания в процессе и системе образования//Классный руководитель. 5, 2002.
  131. А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений. — Челябинск: Транспорт, 1991. — 202с.
  132. , В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. -287с.
  133. , А.А. Проблемы регуляции в молекулярной биологии развития/Нейфах А.А., Тимофеева М. Я. М.: Наука, 1978. — 335с.
  134. , Н.Д., Саввинов Т. Т. Сельская учебно-производственная школа-комплекс как вариант системы обучения. Якутск: М-во образования Респ. Саха (Якутия), 1995. -112с.
  135. , Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности.-М.: Мастерство, 2002.-288с.
  136. , A.M. Профессиональное образование в новом тысячелетии//Профессиональное образование. — 2002. № 6. — С. 10−11.
  137. , A.M. Учреждения базового профессионального образования: От сохранения к саморазвитию/ЯТрофессиональное образование. -2001.-№ 10. С.28−29.
  138. , Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы/Л.Ф.Обухова. М.: Тривола, 1995. — 357с.
  139. , А.Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей в воспитательной системе школы-интената: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Тула, 2002. -20с.
  140. , А.П. Темперамент и характер подростка. Якутск: Кн. изд-во, 1976. -84с.
  141. Основы коррекционной педагогики/Авт.-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. Саратов: Изд-во Сарат.пед.ун-та, 1999. — 110с.
  142. , Н.П. Сила и мужество. III ступень Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР"/Павлова Н.П., Логофет О.Н.- М.: ФиС, 1972.-56с.
  143. Песталоцци.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.224с.
  144. , А.В. Личность в психологии. Парадигма субъективности. Ростов-на/Д.: Феникс, 1996.-512с.
  145. , Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное//Вопросы психологии. 1996, № 6.-С.125−131.
  146. , Г. Д. Роль личности воспитателя при психолого-педагогической реабилитации//Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София: «Медицина и физкультура», 1981.-189 с.
  147. , И.И. Средства и формы физического воспитания в системе национальных традиций/Материалы респ. науч.-практ. конф. «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски» (14 июня 1999 г.).- Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2000.-223c.-C.125−127.
  148. , И.С. Этнопедагогическое учение-айыы. Школа кут-сюр: Учеб. пособие. Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 1994. -70с.
  149. , М.М., Моисеев, A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования.- М.: Новая школа, 1997.-352с.
  150. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие (Psychologia universalis)/ О. А. Карабанова. -М., 2007.-320с.
  151. , Б.П. Олигофренопедагогика: Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. -М.: Академия, 2001.-272с.
  152. Равич-Щербо, И. В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова.- М.: Изд-во МГУ, 1982.-319с.
  153. , М. Помощь трудным детям. -М.: Прогресс, 1987−424с.
  154. Pay, Ф. А. Устная речь глухих.- М., 1973.-120с.
  155. , А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд-во Михайлова В. А, 1999. 288с.
  156. Е.Б. Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/М.-20с.
  157. , Н.Н. Профессиональная адаптация студентов среднего специального учебного заведения в процессе внеаудиторной работы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/М., 2006. -20с.
  158. , В. Семиотические исследования.- М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. -256с.
  159. , C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. T. IL-М.:Педагогика, 1989.-328с.
  160. Т.Т. Роль методов обучения в профессиональной подготовке школьников.-Якутск: Изд-во ЯГУ, 1994.-108с.
  161. , Н.В. Управление качеством образования в условиях преемственности коррекционных школ и учреждений НПО// Профессиональное образование. 2006. — № 1. — С.22−23.
  162. , Н.Х. Социобиология «за» и «против»//Вопросы философии. 1982, № 3.
  163. , В.И. Юриспруденция.- М., 2000−192с.
  164. , А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: Монография.- Якутск: Изд-во Якутского гос. ун-та, 2005.-117с.
  165. , В.В. Личностный подход в образовании: Концепция содержания и технологий. Волгоград, 1997. — 157с.
  166. , П.В. Искрящие контакты//Новый мир. 1971, № 9.- С. 188 205.
  167. , В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
  168. , И.П., Ткаченко Е. В. Воспитательная работа в новых условиях: опыт учреждений профессионального образования.-М., 2003.-176с.
  169. , И.А. Из истории безударных гласных//Русская речь. 1986, № 4.-С.81−86.
  170. , Е.М. Профессиональное образование инвалидов. М.: ИРПО, 2003.-2Юс.
  171. , М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/М., 2005. -20с.
  172. , Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  173. , К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека.- М., 1979.-210с.
  174. , О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пос. М., 2005.-2Юс.
  175. , Д.В. Социально-профессиональная адаптация обучающихся в условиях учебного производства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/М., 2008. -20с.
  176. , И.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков: На примере работы учреждений социального обслуживания населения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Ставрополь, 2005. -20с.
  177. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192с.
  178. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды.- М.: Московский психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. -672с.
  179. , Л.М. Педагогический опыт глазами учителя. -М.: Просвещение, 1987.-200с.
  180. , И.Т. Загадка жизни, научный поиск и философская борьба//Вопросы философии. 1972, № 3.- С.90−92.
  181. , М. Учение Платона об истине//Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления разных лет.- М., 1993.-С.345−361.
  182. , Т.М. Специфика социальной реабилитации дезадаптированных детей в современном российском обществе: Региональный аспект: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Улан-Удэ, 2004. -20с.
  183. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Сб. для вузов по спец. «Психология»: В 3 т. [Т. 1]: Работы советских авторов периода 1918−1945гг./ред. Ильясов И. И., Ляудис В. Я. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980.-292с.
  184. , А.В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования/УНародное образование. — 2003. № 5.
  185. , A.M. Неопознанная педагогика,— М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.-3 52с.
  186. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход//Высшее образование.-2004.-№ 8-С.26−31.
  187. , Т.И., Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384с.
  188. Шкаликов B. JL, Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения и развития в процессе профессиональной деятельности//Психологический журнал. 1984.-№ 5. — С.94−103.
  189. Г. П., Схема деятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание//Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегод. 1986.-М., 1987.-С.124−146.
  190. , Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144с.
  191. , Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.-210с.
  192. , В.П. Родословная альтруизма//Новый мир. 1971, № 10.-С.193−213.
  193. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  194. , Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация).- М.: Новая школа, 1997.-3 52с.
  195. Lamsden Ch.J., Wilson Е.О. Genes, Mind and Culture. The coevolutionary process, 1981.
  196. Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthesis. Cambridge (Mass), 1975.
Заполнить форму текущей работой