Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса
Приоритетная ориентация профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность; Создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемом организацией оптимального общения и созданием для каждой… Читать ещё >
Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологу более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от «педалирования» его возможностей и способностей от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от избыточно требований родителей и отстраненный каузальной атрибуции преподавателей — одна из основных задач психолога.
Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях:
- · недооценка воспитательных возможностей современной семьи
- · недооценка ее кризисного состояния, вызванного сменой семейных устоев.
Задача психолога заключается, прежде всего, в том, чтобы повлиять на изменение установок педагогов и родителей на роль семьи в развитии личности: обязательно вернуть ребенка в семью, вернуть семье роль домашней академии", а родителям — функции основных воспитателей.
На сегодняшний день психологическая служба образования — это некая скорая помощь, помогающая психологически выжить и преодолеть негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов на развитие, становление и самореализацию личности. Ее деятельность в основном опирается на симптоматическом и этимологическом принципах.
Психологическая служба образования завтрашнего дня — это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближнего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы — принцип развития и гуманизации.
Приоритетными задачами деятельности психологов образования являются следующие:
- · использование интеллектуального потенциала и морального авторитета профессиональных психологов для активного распространения гуманистических ценностей в образовании;
- · приоритетная ориентация профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;
- · реализация главной цели психологической службы образования — психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;
- · развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса — их способностей, интересов, склонностей, чувств и т. д.
- · создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемом организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;
- · ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений и психическом, психофизическом и личностном развитии детей;
- · переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;
- · разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;
- · разработка инвариантной (федеральный) и вариативной (региональный, школьный) частей проектирования деятельности психолога образования;
- · выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи.
Для реализации поставленных задач необходима работа по созданию следующих условий:
- · дальнейшее повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно высшую школу;
- · создание условий для качественного инструментального обеспечения профессиональной деятельности психолога;
- · создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;
- · сотрудничество и преемственность в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;
- · объединение в единой структуре психологической службы специалистов «помогающих» профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;
- · координация усилий психологической службы различных ведомств в целях преодоления профессионального одиночества и обеспечения преемственности в психологической поддержке личности;
- · развитие личностного потенциала самого психолога в системе образования.