Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Научно β€” мСтодичСскиС основы развития ΠΈ формирования ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ мСтодистами Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ тСорСтичСский ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ (ΠΈΠ»ΠΈ русского языка), Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НаиболСС ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ школьной Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ прСдставили Π’. А. ЛадыТСнская ΠΈ Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΊΠ°Ρ„Π΅Π΄Ρ€Π΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠœΠŸΠ“Π£. Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Научно β€” мСтодичСскиС основы развития ΠΈ формирования ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ школьников, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ ΡΠ°ΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ. Волько Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… сотрудничСства ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ заинтСрСсованности ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° рСализация компСтСнтностного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°. [22,56] Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ быстро Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ условиям общСния, ΠΈ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ€Ρ стараниям учитСля, всСгда Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π·Π°ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊ ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΡƒ ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Школьники ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ свои Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свою Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, смогут ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ всС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ стандарта соврСмСнного ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ образования.

Π’.И. ВСслСнко ΠΈ Π‘. Π’. Π›Π°Ρ‚Ρ‹Π½Ρ†Π΅Π² Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ 4 уровня сформированности ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ: Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ, ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ, творчСскопоисковый, рСфлСксивно-ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈ Π±Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ просто Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ школьники Π½Π΅ Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ достаточным ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ. На Ρ‚ворчСско-поисковом ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях, Π° Π½Π° Ρ€Π΅Ρ„лСксивнооцСночном ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ полная ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… вопросов учащихся. [36,83].

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ развития ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ слСдуСт ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π½Π° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΅Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…: ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ, Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΡƒΡŽ, Π΄ΠΈΡΠΊΡƒΡ€ΡΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚оричСской ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ. [51].

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ возникшиС ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ трудности ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ развития ΠΈ Ρ„ормирования ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ.

Π’ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ входят Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ: языковая, рСчСвая, ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Π°Ρ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, стратСгичСская, дискурсивная, прСдмСтная. Π―Π·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ учащиСся Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅, Ссли Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ знаниями ΠΎ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ языка, Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°Ρ… ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½Ρ‹ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои мысли Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΌ языкС Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ свободно ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ языком ΠΈ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ своСй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚Π°. [4,112].

Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Π°Ρ компСтСнция ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ учащимися Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ особСнностСй ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния носитСлСй языка.

Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ способны ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ общСния ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ людьми. Они Π±Π΅Π· ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Π»ΠΈΠ±ΠΎ трудностСй ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ высказываниС Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ говорящСго.

БтратСгичСская компСтСнция — это такая компСтСнция, благодаря ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ учащийся ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π΅Π»Ρ‹ Π² Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ языка. НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠ²Π°Ρ€ΡŽ школьник ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ искомого слова. ΠŸΡ€ΠΈ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„Ρ€Π°Π·Ρƒ, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ слова, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π΅Π΅ ΠΏΠΎΡΡ‚роСния ΠΈ Ρ‚. Π΄.

«Π”искурсивная компСтСнция ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащСгося ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ стратСгии для конструирования ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ тСста». Π’ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚ особСнности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ присущи Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌ дискурсов. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Π°Ρ компСтСнция — это ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ общСния Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ сфСрС чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. [43].

НаиболСС эффСктивным ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ для формирования Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²Ρƒ считаСтся Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°. Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ создаСт возмоТности для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, связанных с Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ. На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ школьники учатся ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ модСлями Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°Ρ…, ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свою Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎ Π΄ΠΎΠ½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π΄ΠΎ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ научная дисциплина, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ваТнСйшиС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ соврСмСнного образования. [15,84].

Однако Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ школС Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ вопросы формирования ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… русского языка. Π₯отя ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, ΠΈΠ·-Π·Π° отсутствия Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… часов Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ этого ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, учитСлям Π½Π΅ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° удаСтся Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ всС поставлСнныС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ стандартом Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ. Для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ этой ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ… ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ дискуссионныС ΠΊΠ»ΡƒΠ±Ρ‹, проводятся конкурсы Ρ‡Ρ‚Π΅Ρ†ΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ общСния школьников.

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ мСтодистами Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ тСорСтичСский ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ (ΠΈΠ»ΠΈ русского языка), Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НаиболСС ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ школьной Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ прСдставили Π’. А. ЛадыТСнская ΠΈ Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΊΠ°Ρ„Π΅Π΄Ρ€Π΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠœΠŸΠ“Π£. Π‘ΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ° курса профСссора Π’. А. ЛадыТСнской состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ°Ρ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ выдСляСтся Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-риторичСских ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²». [15,96].

ΠŸΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΎΡ€ Π’. А. ЛадыТСнская ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ»Π° главнСйшиС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ: ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ школьников эффСктивному ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌ ΠΆΠ°Π½Ρ€Π°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ общСствС. Π’ Π΅Π΅ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… пособий ΠΏΠΎ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ («Π¨ΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°», «Π ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ°» для 1−11 классов), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ для учитСля «Π£Ρ€ΠΎΠΊΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅» ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ смоТСт Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹Π΅ мСтодичСскиС Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ школьников.

Π’ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ профСссора Н. А. Π˜ΠΏΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΉ «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ», ΠΈΠ·Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π² ΡΠΎΠ°Π²Ρ‚орствС со ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ спСциалистами Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, прСдставлСн список ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сформированы Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ². НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ понятиС «ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния» являСтся Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ рСчСвСдчСских дисциплин, Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡŽ этого Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π° Π½Π΅Ρ‚. БущСствуСт нСсколько классификаций, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… учСнымимСтодистами, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

М.Π’. Π‘Π°Ρ€Π°Π½ΠΎΠ² связываСт ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния с ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΎΠΉ ΠΊ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π½Π°Π΄ тСкстом ΠΈΠ»ΠΈ с Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ Π½Π°Π΄ созданиСм тСкста. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ слуТат созданиС тСкстов Π½Π° Π·Π°Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ адрСсата, Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΡΡ‚иля, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ тСксты, ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ написанноС ΠΈ Ρ‚. Π΄. [15,115].

ВСория Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ КРУ М. Π‘. Π‘ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡ‡ΠΈΠΊ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ»Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ. По Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π‘ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ΠΉΡ‡ΠΈΠΊ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ способСн ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ общСния, ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ содСрТаниС высказывания, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ситуации общСния.

Π’.Π‘. ЛадыТСнская раздСляСт КРУ Π½Π° Π΄Π²Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, называя ΠΈΡ… Π£-1 ΠΈ Π£-2. Основой для ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ слуТит смысловоС восприятиС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π’ ΡΡ‚Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ входят умСния ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ умСния, «ΡΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… составляСт ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ», Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ это ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ свои мысли Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. [15,115].

О.А. Бальникова Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ» подраздСляСт Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π° Π΄Π²Π΅ основных Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹: восприятиС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. К Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ относят Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния, ΠΊΠ°ΠΊ.

  • -Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ тСксты Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… стилСй Ρ€Π΅Ρ‡Π΅ΠΉ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ чтСния;
  • -ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ простой ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ тСкста;
  • -ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ тСкста Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ†Ρ‹, схСмы, Π³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΊΠΈ; ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ тСзисы, конспСкты, Π°Π½Π½ΠΎΡ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ тСкста;
  • -ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ†ΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста;
  • -ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ основныС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ситуации;
  • -ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄ общСния;
  • -ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ соотвСтствиС Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π° общСния Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ситуации;
  • -ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΡ;
  • -Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Ρ‹;
  • -Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ условныС обозначСния ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

К ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ относятся Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ:

  • -ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ тСкстов;
  • -ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ тСксты Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… стилСй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • -ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ тСксты Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΆΠ°Π½Ρ€ΠΎΠ²;
  • -Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ излоТСния тСкстов;
  • -Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ этикСтными срСдствами вСТливости, вСсти этикСтный Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³;
  • -ΠΈΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ тСксты ΠΏΠΎ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ обозначСниям Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°;
  • -ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π² Ρ‚СкстС ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Ρ‹;
  • -ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ «Π³ΠΎΠ»ΠΎΡΠΎΠ²ΠΎΠΉ сцСнарий». [15,117] Π‘Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния достаточно слоТно,

особСнно Ссли Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ это Π½Π΅ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΎ. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ КРУ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ мСтодистами Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ обучСния, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ КРУ. Но Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивными ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ риторичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°, риторичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚оричСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. [15,118].

РиторичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ-1. Π’ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒ, ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, насколько эффСктивны Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ участников общСния, Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠ»ΡŽΡΡ‹ ΠΈ ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡΡ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния собСсСдников, ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ срСдства. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° для риторичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ тСкст, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Ρ‚Сксты с Π½Π΅Π΄ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ для дальнСйшСго ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π΄Π°ΠΊΡ‚ирования.

Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… риторичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ умСния Ρƒ-2. РиторичСскиС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой описаниС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуаций, ΠΏΡ€ΠΈ этом Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ситуации, Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠ². ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ элСмСнты Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ риторичСская Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ всСгда нСсколько Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΠ½Π° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ школьников.

«Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΠΌΡƒ, умСстному Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ повСдСнию, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π±Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ». ПослС Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ риторичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ врСмя учащимся для Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π΅Π»Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°. [15,119].

УмСния Ρƒ-2 ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ риторичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. ПСдагог описываСт школьникам ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, поясняСт Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π΅Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ врСмя для ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ. Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΈΡ‚оричСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ всСгда присутствуСт элСмСнт сорСвнования. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ оцСнивания ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΆΡŽΡ€ΠΈ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· мСтодичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ позволяСт Π½Π°ΠΌ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ учитСля, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚одичСскиС Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ, способны ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΡŽ школьников, ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ² русского языка, Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Π²Π½Π΅ΡƒΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ