Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование навыков сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, данные говорят о низком взаимодействии и сотрудничестве детей в коллективе. Так, для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей, эффективного взаимодействия необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону их игровой деятельности, изобразительную деятельность с воспитателем. Ведь еще одна черта, отличающая общение сверстников, состоит в том… Читать ещё >

Формирование навыков сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эксперементальное изучение уровня сформированности навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста

Данное исследование проводилось на базе ДОУ «Белочка» (п. Онохой Заиграевского района) в нашем исследование приняло участие 20 детей дошкольного возраста.

При подборе основных диагностических методов мы исходили из целей, основных задач и гипотезы исследования.

В качестве исследовательского инструментария выступили следующие методики:

  • Ш наблюдение поведения детей (Смирнова Е.О.), беседы с воспитателями, родителями, психологом.
  • Ш тест «Сделаем вместе» (Дерманова И.Б.) для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

Для выявления уровня сотрудничества детей мы использовали метод наблюдения (Смирнова Е.О.) При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение; чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него, преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной. На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Метод наблюдения проводился в повседневной обстановке вне специально организованной деятельности, изобразительной деятельности, в процессе игр, режимных моментов (приложение 1). В группе преобладает нейтрально деловой 50% и позитивный 40% эмоциональный фон. Тем не менее негативный тоже присутствует — 10% (рисунок 1). Инициативность мы оценили в баллах и получили следующую картину: отсутствие инициативности составило 29%, средняя инициативность — у 40% детей, высокая 31% детей. Таким образом, в группе преобладает средняя инициативность. Чувствительность ребенка к взаимодействиям сверстника показала такие результаты: отсутствие чувствительности — 33%, среднее взаимодействие — у 41% дошкольников, высокая — у 26% дошкольников. В группе отмечается преобладание средней чувствительности.

Формирование навыков сотрудничества детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Рисунок 1.

Таким образом, данные говорят о низком взаимодействии и сотрудничестве детей в коллективе. Так, для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей, эффективного взаимодействия необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону их игровой деятельности, изобразительную деятельность с воспитателем. Ведь еще одна черта, отличающая общение сверстников, состоит в том, что оно значительно богаче и разнообразнее по своим функциям, чем взаимодействие ребенка и взрослого. Взрослый до конца дошкольного возраста остается для ребенка источником оценки (потому что говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать) и новой информации (рассказывает о том, чего ребенок еще не знает). По отношению к сверстнику уже с трех-четырех лет дети решают значительно более широкий круг задач: здесь и управление действиями партнера (ему надо показать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (надо вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (надо заставить его сделать так, как я хочу), постоянное сравнивание с собой (я вон как могу, а ты?). И много, много всяких других проблем решает ребенок, когда общается со сверстником. Именно в общении с другими детьми возникают такие сложные явления, как притворство (стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), нарочитое выражение обиды (нарочно не ответить на обращение, показать, что не хочу с ним играть), фантазирование. Такое разнообразие отношений детей выражается в разнообразии контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Для подтверждения данных результатов используем тест «Сделаем вместе» (Дерманова И.Б.). Назначение теста: Методика предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Эта методика позволяет учитывать такие параметры, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним. Описание теста: Для проведения исследования необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Можно использовать простые пазлы. В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары не рекомендуется брать двух друзей. «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте! «Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, взрослый предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок». Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну. Примечание. Для проведения исследования обычно достаточно 2−3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15−20 мин. Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого фиксировать поведение детей. Обработка результатов теста: При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра.

  • 1. Отрицательная нравственная направленность личности:
    • — забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);
    • — на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!"(от 0 до 2 баллов);
    • — пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0−2 балла);
    • — использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0−1 балл);
    • — не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0−2 балла);
    • — не работает один (0−1 балла).
  • 2. Положительная нравственная направленность личности:
    • — помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0−2 балла);
    • — отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0−2 балла);
    • — использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0−1 балл);
    • — сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0−2);
    • — работает вместе с партнером (0−1 балл).
  • 3. Общительность, контактность ребенка:
    • — речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);
    • — речь, обращенная к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5);
    • — реагирует действием на советы партнера (0−2 балла).
  • 4. Заинтересованность в предложенной деятельности:
    • — строит сам или вместе с партнером, т. е. активно выполняет задание (0−2);
    • — следит за работой партнера (0−2 балла);
    • — дает советы и реплики по поводу работы (0−2 балла).

По данным теста нам удалось выяснить: отрицательная направленность в группе составляет 36%. Преобладает положительная направленность — 64%. Общительность, контактность детей составила 71% дошкольников, изолированность, замкнутость к сотрудничеству 29%. Заинтересованность в предложенной деятельности — 95% детей, отказ от занятия 5% детей (не смогли взаимодействовать с группой) (рисунок 2). Кроме того, тест помог выявить индивидуальные проявления нравственной направленности каждого ребенка, общительности, контактности, заинтересованности в деятельности, чтоб в процессе занятий уделять внимание на развитие конкретных параметров (Приложение № 2).

оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

Рисунок 2. оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником В процессе исследования мы выявили уровень развития сотрудничества у детей в ДОУ, находится на низком уровне, мы считаем необходимым предложить коррекционную упражнения по формированию навыков сотрудничества у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Мы разработали цикл занятий по изобразительной деятельности, направленных на формирование сотрудничества у дошкольников.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой