Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические идеи. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из важных задач педагогики Песталоцци считал трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими в городе. Такой труд способствует физическому развитию и готовит… Читать ещё >

Педагогические идеи. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель школы — всестороннее гармоничное развитие, предполагающее обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

  • интеллектуальное элементарное образование — всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы;
  • физическое элементарное образование — всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками»;
  • нравственное элементарное образование — всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в гармонии с самим собой.

Каждая из природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека должны воспитываться внутри него. Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не в силу размышлений о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения, — число, форму, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений происходит развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством речи — словом. Содержание элементарного образования и состоит из чтения, письма, арифметики с началами геометрии, рисования, нения, а также некоторых знаний по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к сложному благодаря разложению изучаемого предмета на простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждает он.

Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Они должны основываться на любви учителя к детям. Сам Песталоцци являл собой образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя, семейная обстановка.

Одной из важных задач педагогики Песталоцци считал трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими в городе. Такой труд способствует физическому развитию и готовит к предстоящей деятельности.

Педагогические идеи Песталоцци и опыт их проведения в жизнь в им руководимых учреждениях были восприняты и развиты западноевропейской педагогикой. В педагогике возникло отдельное направление, связанное с именем знаменитого швейцарца.

В этот период получили известность и другие педагоги: Дж. Локк, А. Ф. Дистервег, И. Ф. Гербарт.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой