Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и эффективность воспитательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить в своем ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих. Вот тогда это будет личность. Каждый воспитатель должен стремиться развивать и совершенствовать нравственные и творческие силы своих воспитанников. Можно с уверенностью сказать, что понятие «воспитывать» — значит развивать внутренний мир человека… Читать ещё >

Структура и эффективность воспитательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание — это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.

В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить в своем ребенке ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих. Вот тогда это будет личность. Каждый воспитатель должен стремиться развивать и совершенствовать нравственные и творческие силы своих воспитанников. Можно с уверенностью сказать, что понятие «воспитывать» — значит развивать внутренний мир человека.

Воспитание основывается, с одной стороны, на том нравственном образце, или идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследует цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого человека. Только при таких условиях можно утверждать, что результатом является личность. И такая личность гармонично вольется в общество.

Следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколений к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа.

Воспитательный процесс в учебном заведении является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе человека из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организованное стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностям отношениями (И. Ф. Харламов). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении воспитанника. По существу, воспитывать — значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего — это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Сложность данного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Воспитательный процесс отличается длительностью и непрерывностью. По сути, он длится всю жизнь.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это «условлено действием различных субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю — обратная связь).

Воспитатель в современном воспитательном процессе должен учитывать условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализировать последствия своих воспитательных действий и делать из них правильные выводы.

Важная задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытной от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой