Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления в дополнительном профессиональном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим возрастает значимость и требования, предъявляемые к системе подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, основной целью которой становится удовлетворение потребности руководителей образовательных учреждений, общества и государства в опережающей по своему профессионально-личностному уровню подготовке руководителя, готового к возникновению и способного к решению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы подготовки руководителей образовательных учреждений* к разработке программно-целевых технологий управления
    • 1. 1. Трансформация управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений в контексте социокультурных инноваций
    • 1. 2. Программно-целевые технологии управления как механизм развития образовательных систем
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности обучения руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления
    • 2. 1. Диагностика уровня" готовности руководителей образовательных учреждений- к разработке программно-целевых технологий управления
    • 2. 2. Апробация методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления
    • 2. 3. Анализ, результативности апробации методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления
  • Выводы к главе 2

Подготовка руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления в дополнительном профессиональном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Современная ситуация развития образования' требует от руководителей высокой научной компетентности, большого мастерства и постоянного совершенствования. Особое значение приобретает способность руководителей управлять образовательным процессом в быстро меняющихся условиях переориентации целевых установок, динамично обновляемого содержания образования, вариативности его форм и методов. Поэтому представляется весьма важной разработка механизма, обеспечивающего восприимчивость руководителей образовательных учреждений и возглавляемых ими коллективов к новым конструктивным идеям, появляющимся в теории и практикепривития вкуса к исследовательской работе, развития умений организовывать коллективную инновационную деятельность, способствующую не только повышению результативности педагогического процесса, но и стимулирующую личностный и профессиональный рост его субъектов.

В настоящее время в среде организаторов образования происходит переосмыслениеи переоценка' своей собственной управленческой деятельности, анализ, оценка и адаптация мирового управленческого опыта путем сближения основных, идей менеджмента в бизнесе и образовании: управленческие решения значительно усовершенствуются тогда, когда они принимаются технологично и на конкретном уровне иерархии управления.

Влияние технологизации на совершенствование управленческой деятельности в системе образования способствует целесообразному изменению всей системы деятельности, ведущей к качественно новому состоянию, адекватному как общим объективным тенденциям развития образования в мировом сообществе, так и социально-педагогическому своеобразию развития образовательной системы России.

Обобщение научных знаний и мирового опыта управления на уровне организации позволяет рассматривать технологизацию как фактор совершенствования управленческой деятельности руководителей образования.

Степень разработанности проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы по основным аспектам проблемы эффективной деятельности руководителя показывает, что в современной науке на основе экспериментальных исследований представлены различные концептуальные подходы к построению модели руководителя (Ю.С.Алферов, К. Я. Вазина, Е. Г. Осовский, Е. П. Тонконогая и др.).

Теоретико-методологическим основам педагогического управления школой посвящены работы В. IT Беспалько, Ю. В. Васильева, С.Т.ГурьяноваВ.К. Дьяченко, В.И. Зверевой^ В. Ю. Кричевского, Н. М. Назаровой, Н. В. Немовой и др.

Психологическими аспектами управления школьным, коллективом занимались, И. П. Волков, Е. С. Кузьмин, В. И. Лебедев, A.JI. Свеницкий, Р. Х. Шакуров, Т. А. Шилова и др.

Проблемы использования человеческих ресурсов школьной, организации, мотивации педагоговс целью повышения эффективности деятельности представлены в работах А. Б. Бакурадзе, К. М:Ушакова и др.

Особенностью большинства современных исследований в сфере управления образованием является их обращенность к проблемам управления стратегическим развитием школы, к процессам ее демократизации. (JI.B. Алферова, Е. П. Афанасьева, B.C. Лазарев, В. И. Лебедев, Т. Ф. Лошакова, Л. В. Туровцева и др.).

Ведутся разработки технологий управления школой. Предлагаемые авторами данных исследований подходы направлены на совершенствование управленческой деятельности образовательного учреждения. (Н.В. Гладик, Э. В. Литвиненко, Т. Г. Скоромная, Н. Ю. Степанова, И. К. Шалаев и др.).

В последнее время наблюдается тенденция к дифференциации проблем управления относительно разных типов и видов образовательных учреждений. Появились разработки, связанные с изучением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, кадетскими корпусами, школами с углубленным изучением отдельных предметов и т. д. (М.С.Гаврилова, А. Г. Лакко, Т. Ф. Лошакова, Л. М. Плахова, Н. В. Рогожкина, Н. Ю. Степанова и др.).

В последние годы формируется культурологический подход к оценке и анализу деятельности руководителя школы. Различным аспектам профессиональной культуры (культура делового общения, научно-исследовательская культура, педагогическая культура) руководителей образовательных учреждений посвящены исследования российских педагогов (Н.В.Кузьмина, Я. В. Олейникова, В. А. Сластенин, Л. Б. Соколова, И. П. Радченко, Л. И. Фишман, Р. Х. Шакуров и др.).

Вопросам дополнительного профессионального образования и формирования социально востребованных качеств руководителей сферы образования посвящены работы таких ученых, как В. В. Артубалевская, Ю. Н. Кулюткин, B.C. Леднев, В. М. Лизинский, А. К. Маркова, Л: М. Митина, Г. С. Сухобская, Р. Г. Чуракова и другие.

Следует заметить, что основная масса руководителей образовательных учреждений получила-профессиональное образование в другой системе ценностей, подходов, норм и правил. Осуществлять же управленческую деятельность им приходится в принципиально изменившихся и постоянно меняющихся социальных условиях. Естественно, что руководители не являются в достаточной мере готовыми к выполнению новых функций управления.

Изменения, происходящие в современном российском образовании, привели к возникновению целого ряда негативных тенденций, выявили неспособность их преодоления и тем более предотвращения на основе сложившихся в практике управления методологических и теоретических подходов. Значительное расширение и усложнение тактических управленческих задач затрудняет и делает практически невозможным стратегическое опережающее управление образованием. При этом четко проявляется дефицит современных, научно обоснованных технологий управления развитием образования. Тем самым, обнаруживается общее противоречие между необходимостью опережающего управления развитием образования и недостаточной разработанностью необходимых для этого технологий.

К более частным можно отнести противоречия между: -прогностическим характером основных направлений модернизации образования и отсутствием их детальной технологической проработки на управленческом уровне образовательных учреждений;

— возрастанием сложности, увеличением разнообразия управленческих задач в деятельности руководителя образовательного учреждения и преобладанием эмпирико-ситуативных подходов к" их решению;

— имеющимися теоретическими разработками содержания и структуры программно-целевых технологий управления и эпизодическим их использованием в массовой управленческой практике на уровне образовательного учреждения;

— объективной необходимостью в разработке и принятии опережающих решений стратегического характера и недостаточным уровнем управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений.

Таким образом, выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: какие условия необходимо создать в системе дополнительного профессионального образования для опережающей подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления как средства стратегического развития образования?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — подготовка руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования — процесс подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления в системе дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования: В системе дополнительного профессионального образования будет обеспечена опережающая подготовка руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления, если: проведен анализ социально-обусловленных изменений содержания, целей и ценностей управленческой деятельности в условиях социокультурных инновацийконцептуальные основы подготовки руководителей образовательных учреждений' к разработке программно-целевых технологий управления базируются на интеграции современных методологических подходов (личностно ориентированного, аксиологического, деятельностного, полисубъектного (диалогического), компетентностного) к постдипломному образованию с учетом постоянно меняющихся требований;

— выявлены структурные компоненты методической системы, обеспечивающей мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую, познавательную и конструктивно-деятельностную подготовку руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— определены ведущие функции методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— выявлены организационно-педагогические условия успешного внедрения в дополнительном профессиональном образовании методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1 .Провести анализ социально-обусловленных изменений содержания, целей и ценностей управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений, актуализирующих значимость программно-целевых технологий управления.

2.Разработать концептуальные основыметодической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления на основе интеграции современных методологических подходов.

3.Выявить структурные компоненты" методической системы-подготовки5 руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления и взаимосвязи между ними.

4.Определить ведущие функции методической системы подготовки руководителей образовательныхучреждений к разработке программно-целевых технологий управления.

5. Выявить организационно-педагогические условия успешного внедрения в дополнительном профессиональном образовании методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления.

Методологической основой исследования явились на общенаучном уровне — концепции целостного, системного подходовна конкретно-научном уровне — концепции аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, полисубъектного-(диалогического), компетентно стного подходов к изучению педагогических явлений.

Теоретическую основу исследования составили: — научные труды, рассматривающие философские, социальные, психологические проблемы современного образования (А.Г. Асмолов, Б.А. Бим-Бад, М. Н. Берулава, Л. П. Буева, Р. Б. Вендровская, Ю. П. Ветров, В. К. Елисеев, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, В. В. Краевскнй, И. Б. Котова, И. Я. Лернер, A.B. Непомнящий, A.B. Петровский, В. И Слободчиков и др-);

— исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории непрерывного образования (Е.Т. Булгакова, Е. В1 Говердовская, Е. И. Зритнева, А.П. ВладиславлевТ.Г. Везиров, И. К. Журавлев, Ю. Н. Кулюткин, Н. П. Клушина, В. И. Леднев, А. М. Новиков, В-Г. Онушкин, В. М. Петровичев, В. Р. Разумовский, М. Н. Скаткин, В. К. Шаповалов и др.);

— теоретические основы профессионального педагогического образования. (C.B. Бобрышов, Н. В. Кузьмина, A.A. Орлов, Л. Л. Редько, В. А. Сластенин, В. И: Спирина, В. П. Намчук, С. ИТарасова, H.A. Шайденко, А. Е. Шабалдас, Л. Н. Харченко и др.);

— основные исследования по проблемам управления общеобразовательными учреждениями (В.И. Бочкарев, Ю. В. Васильев, А. П. Волчков, Т.М. ДавыденкоИ.Ф. Игропуло, В.'А. Караковский, В. Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, A.A. Орлов, М. М. Поташник, В. П. Симонов, О. Г. Тринитатская, О. Г. Хомерики, Р. Х. Шакуров, Е. А. Ямбург и др.);

— ведущие положения" дидактики дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих кадров системы образования (Н.Б. Агабаян, И. В. Гришина, А. И. Жилина, О. В. Заславская, Ю. А. Конаржевский, В. И. Кричевский, А. Г. Кузнецова, Ю. А. Лобейко, Н. М. Немова, К. А. Нефедова, Э. М. Никитин, И. А. Носков, В.И.

Подобед, Г. Н. Подчалимова, Е. П. Тонконогая, Т. Н. Шамова, K.M. Ушаков, Н. М. Чегодаев и др.).

— современные подходы к развитию образования и управлению педагогическими системами:

• личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, Н. М. Кларин, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, Н. К. Сергеев, И. С. Якиманская и др.),.

• компетентностный (В .А. Болотов, И. А. Зимняя, O.E. Лебедев, H.A. Лызь, А. К. Маркова, A.B. Хуторской и др.),.

• технологический (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина и ДР-),.

• андрагогический (М. Ноулз, A.A. Вербицкий, С. Г. Вершловский, С. И. Змеев и др.), аксиологический (B.F. Воронцова, Г. С. Сухобская, И. Л. Федотенко, E.H. Шиянов и др.), Методы исследования.

Для решенияпоставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: системный анализ* деятельности руководителей образовательных учреждений, диагностические методы, опросы (анкетирование, беседы, интервьюирование), обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение) — экспериментальные методы (диагностический, формирующий эксперимент). В ходе исследования использовались теоретические методы (мысленный эксперимент, анализ, обобщение, абстрагирование, моделирование).

Опытно-экспериментальной базой исследования на разных этапах выступали образовательные учреждения республики Дагестан, Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров.

В работе использован многолетний педагогический опыт работы автора в качестве директора школы, заместителя директора по учебной работе колледжа, методиста городского научно-методического центра.

Организация и этапы исследования.

Исследование выполнялось с 2005 по 2010 г. г. и включало в себя следующую последовательность этапов.

1 этап (2005;2006). Выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы исследования на основе изучения" философской, социологической, психолого-педагогической литературы. Разработка концепции и методологического аппарата исследования, определение его I этапов, подбор и разработка диагностического инструментария.

2 этап (2006;2007). Анализ трансформации требований к уровню профессионально-управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений в условиях социокультурных изменений. Планирование и организация констатирующего эксперимента с целью изучения уровня готовности руководителей образовательных учреждений к разработке и использованию программно-целевых технологий управления. Определение принципов проектирования методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования." .

3 этап (2007;2009). Опытно-экспериментальная апробация концептуальных основ, содержания, технологических приемов подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке и использованию программно-целевых технологий управления. Разработка научно-методического обеспечения процесса подготовки руководителей образовательных учреждений.

4 этап (2010). Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов, оформление текста диссертационной работы. Определение перспектив дальнейших исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены социокультурные детерминанты изменения содержания (появление новых направлений управленческой деятельности), целей ориентация на опережающее развитие образования) и ценностей (реализация личностно ориентированной модели управления) управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений;

— определены концептуальные основы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления на основе содержательной и процессуальной интеграции личностно ориентированного, аксиологического, деятельностного, полисубъектного (диалогического), компетентностного подходов;

— обоснована структура методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления, включающая аналитико-диагностический, проектировочно-содержательный, функционально-деятельностный, контрольно-оценочный и рефлексивно-обобщающий компоненты;

— установлена взаимосвязь и согласованность целевой, функционально-содержательной и инструментальной составляющих каждого компонента как внутри методической системы, так и вне ее;

— выявлена полифункциональность методической системы как гармоничное непротиворечивое единство личностно-ориентирующей, культурологической, методологической и конструктивно-деятельностной функций.

Существенность отличий в^ новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

— анализ трансформации содержания, целей и ценностей управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений осуществлен на междисциплинарной основе, с использованием основных положений из общей теории систем, социального управления, культурологии, общей и социальной инноватики;

— обоснованыне толькоинструментально-деятельностные, но и ценностные основания программно-целевых технологий управления вобразовательном учреждении;

— доказана прогностичность программно-целевых технологий управления как механизма опережающего инновационного развития образовательных систем в условиях динамичных социальных изменений;

— интегрированы основные положения личностно ориентированного, аксиологического, деятельностного, полисубъектного (диалогического), компетентностного подходов в концептуальном обосновании процесса подготовкируководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— структурные: компоненты методической, системы подготовки руководителей образовательных учрежденийк разработке программно-целевых технологийуправления выделены на основе логики активного осознанного овладения ¦ ими в условиях полисубъектного’взаимодействия;

— обоснованы! специфические, функции: методической, системы подготовки руководителей образовательных учреждений? к разработке программно-целевых технологийуправленияучитывающиеактуальный социокультурный контекст и тенденции-его возможного-развития.

Теоретическаязначимость исследования. Результаты выполненного исследованиядополняют теорию и методику высшего' профессионального образования5 по проблеме подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления.,.

Дополнено педагогическое знание о содержании, формах и методах мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой, познавательной, конструктивно-деятельностной подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления, что создает теоретические предпосылки для совершенствования других направлений деятельности руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования.

Методика проектирования функционально-ориентированного содержания на основе блочно-модульного принципа и теоретическое обоснование использованных форм и методов работы с руководителями образовательных учреждений открывают перспективы для прикладных работ в области андрагогики постдипломного образования, дидактики повышения квалификации.

Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований в области подготовки руководителей образовательных учреждений по актуальным * направлениям управленческой теории и практики.

Практическая значимость" исследования состоит в направленности его результатов наобновление содержания и технологий подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления.

Полученные результаты могут быть использованы в процессе разработки учебных планов, программ и научно-методического обеспечения подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в системе дополнительного профессионального образования и в организации деятельности региональных и муниципальных научно-методических центров, в том-числе при организации дистанционного методического консалтинга.

Разработанные учебно-методические материалы могут использоваться руководителями образовательных учреждений в самообразовательной деятельности.

Достоверность и^ обоснованность выводов1 исследования обусловлены четкостью методологической позициивыбором разнообразных источников и взаимным сопоставлением содержащихся в них данныхполнотой и системностью раскрытия предмета исследованиявнутренней непротиворечивостью гипотетических положений и теоретических выводовразнообразием применяемых методов исследования, которые выступали во взаимосвязи и взаимообусловленностиколичественным и качественным анализом промежуточных и конечных результатов исследованияширокой апробацией материалов диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Усложнение управленческой деятельности современных руководителей образовательных учреждений в условиях динамичных социокультурных трансформаций детерминирует освоение ими программно-целевых технологий управления как механизма перехода от случайных разрозненных изменений к долговременной инновационной стратегии развития образования.

Программно-целевые технологии управления запускают механизмы самоуправляемого развития образовательных учреждений, для. которого характерны качественные изменения, непрерывное самообновление за счет эффективного использования ресурсов внутренней и внешней среды, рост потенциала саморазвития всех субъектов образовательного, процесса.

2.Концептуальные основания методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления интегрируют идеи личностно-ориентированного, аксиологического, деятельностного, полисубъектного (диалогического), компетентностного подходов, что позволяет перейти от информационно-просветительского типа обучения к преобразовательно-эвристическому и преодолеть его одностороннюю дидактико-прагматическую ориентацию.

3.Методическая система подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления — это концептуальное пространство взаимосвязанных и взаимодействующих между собой аналитико-диагностического, проектировочно-содержательного, функционально-деятельностного, контрольно-оценочного и рефлексивно-обобщающего компонентов. Их непротиворечивое единство обеспечивают пооперационное увязывание функционально-ориентированного учебного содержания, разделенного по блочно-модульному принципу, с задачами формирования мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой, познавательной и конструктивно-деятельностной подготовки руководителей образовательных учреждений.

4. Динамическая полифункциональная методическая система подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления реализует взаимосвязанные личностно-ориентирующую, культурологическую, методологическую и конструктивно-деятельностную функции, что позволяет в полной' мере учесть предметный и социальный контексты деятельности руководителей образовательных учреждений, обеспечить академическую и личностно-индивидуальную продуктивность обучения.

5.Успешное внедрение в дополнительное профессиональное образование методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к проектированию программно-целевых технологий управления возможно при следующих организационно-педагогических условиях:

— осознание необходимости подготовки руководителей образовательных учреждений к проектированию программно-целевых технологий управления как актуальной научно-методической задачи;

— ценностно-смысловое и организационно-технологическое согласование позиций всех участников образовательного процесса;

— содержательное расширение профессионально-педагогического и управленческого опыта руководителей образовательных учреждений в. процессе изучения инновационной деятельности’других школ;

— ориентация содержанияформ и методов обучения на осмысление руководителями образовательных учреждений противоречий в собственной управленческой практике как основы профессионально-личностного развития;

— комплексное ресурсное обеспечение (программно-методическое, информационное, кадровое, финансовое, нормативно-правовое) методической системы подготовки руководителей образовательных учрежденийк проектированию программно-целевых технологий управления.

Личный вклад автора в разработку теоретическойи реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что:

— определены теоретико-методологические основы: исследования- -сформирована источниковая базавключающая 253 наименованиям монографий, сборников научных статей, авторефератов" диссертаций^ материалов конференций, журнальных статей, в том числе 7 изданий на иностранном языке;

— проведен? сравнительно-сопоставительныйанализ имеющихся подходовк исследованию изучаемой проблемы;

— теоретически обоснованы возможности интеграции основных положений личностно ориентированного, аксиологического, деятельностного, полисубъектного (диалогического), компетентностного подходов к разработке концептуальных основ специально разрабатываемой' методической системы подготовки руководителей-образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— представлено обоснование структуры и уровней' мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой, познавательной и конструктивнодеятельностной подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— разработаны принципы блочно-модульного проектирования функционально-ориентированного содержания подготовки руководителей-образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— апробированы образовательные технологии, обеспечившие активную, осознанную включенность руководителей образовательных учреждений в учебный процесс;

— выделены и обоснованы компоненты и функции методической системы, обеспечившей целенаправленность, последовательность и поэтапность подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления;

— доказана результативность апробации разработанной методической системы на основе качественного и количественного анализа результатов- -сформулированы общие теоретические выводы- -определены перспективные направления дальнейших исследований' по проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические подходы и результаты исследования обсуждались и получили одобрение-на семинарах и. заседаниях кафедры управления и развития образования Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, на ежегодных республиканских и городских научно-методических конференциях и семинарах работников образования (г. Махачкала, 2005;2010 г. г.).

Результаты исследования были представлены на Всероссийской научной конференции «Интеллект. Культура. Образование» (г. Новосибирск, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции «Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы» (г. Пенза, 2009) — Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения в высшей школе» (г. Сочи, 2009) — I и II Международной научной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (г. Кисловодск, 2006, 2009) — региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северокавказскому региону» (г. Ставрополь, 2008) — республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической адаптации человека в современном обществе» (г. Элиста, 2010) — международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития современного гуманитарного образования в изменяющейся России» (г. Невинномысск, 2010) — международной научно-практической конференции «Спецпроект: анализ научных достижений» (г. Днепропетровск, 2010).

Основные результаты исследования внедрены в образовательный процесс Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров.

Выводы к главе 2.

Проектирование и реализация процесса подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления строится на основе единства теории и практики и характеризуется ярко выраженной практической направленностью.

Процесс подготовки руководителей в системе повышения квалификации связан не только с развитием их познавательной мотивации, обогащением, углублением, модернизацией теоретических знаний междисциплинарного характера, но с формированием системы управленческих умений, развитием профессионально значимых личностных качеств.

В исследовании с помощью разнообразных диагностических средств выявлен начальный уровень готовности руководителей к разработке программно-целевых технологий управления, не отвечающий современным требованиям. Использование комплекса взаимодополняющих методик позволило" детально проанализировать-познавательные потребности руководителей, их запросы, специфику социального и жизненного опыта, влияющего определяющим образом на проектирование содержания и технологий их подготовки.

При проектировании содержания подготовки были учтены результаты диагностики руководителей образовательных учреждений и структура готовности к разработке программно-целевых технологий управления, что позволило разработать блочно-модульную технологию, включающую в себя базовый (инвариантный) блокпрофессионально-функциональный блоквариативно-развивающий блок.

Реализуя современные дидактические требования к организации образовательного процесса в системе повышения квалификации! руководителей, были разработаны и апробированы технологические приемы обучения, соответствующие поставленным целям и задачам, уровню готовности руководителей, особенностям дидактических средств.

Оптимальность выбранных методов и форм обучения, их комплексное использование в значительной мере определили успешность, полноту и осознанность усвоения теоретических знаний, совершенствование управленческих умений и развитие профессионально значимых личностных качеств.

Обобщение полученных результатов позволило сформулировать следующие основные выводы:

1. Целостный характер построения процесса подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления реализуется на основе полипарадигмального подхода, в котором личностно ориентированный, деятельностный, аксиологический, диалогический (полисубъектный), компетентностный рассматриваются лишь как отдельные уровни апробации методической системы.

2. В качестве системообразующей характеристики процесса подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления определяется открытость, которая понимается как комплексная характеристика учебного процесса, отражающая его способность учитывать профессиональные и личностные особенности обучаемых, а также явления окружающей среды, что обеспечивает гибкость обучения, его способность к изменению основных параметров (учебных целей, критериев качества, содержательного компонента, организационных форм, методов).

3. Разработанная и апробированная методическая система как динамическая полифункциональная система отражает логику и последовательность подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления через реализацию взаимосвязанных функций: личностно-ориентирующей, культурологической, методологической и конструктивно-деятельностной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход человечества в постиндустриальную эпоху своего развития, стремление России вписаться в мировое пространство и нацеленность на построение гуманистического, демократического общества с рыночной экономикой предопределяют необходимость качественного обновления всей системы образования. Необходимым условием решения этой задачи является разработка и реализация на практике новых управленческих механизмов осуществления модернизации образования, что повышает роль руководителей образовательных учреждений.

Управление такой сложной динамической системой как школа в период кризисного, противоречивого этапа развития страны ориентирует ее директора не только на адекватное и своевременное реагирование на все изменения внутренней и внешней среды, но и. прогнозирование развития этих процессов.

В связи с этим возрастает значимость и требования, предъявляемые к системе подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, основной целью которой становится удовлетворение потребности руководителей образовательных учреждений, общества и государства в опережающей по своему профессионально-личностному уровню подготовке руководителя, готового к возникновению и способного к решению нестандартных ситуаций и проблем. Таким образом, вся система подготовки и повышения квалификации управленческих кадров должна быть направлена на формирование компетентного, профессионально мобильного руководителя, способного мыслить масштабно. С учетом этого в настоящее время происходит объективно обусловленный процесс становления нового типа образовательной парадигмы, предполагающей переход от информационно-репродуктивной к творческо-поисковой модели образовательного процесса, как в содержательном, так и организационном его аспектах.

Обобщение полученных в исследовании результатов позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1.В условиях высокого динамизма, неопределенности и нестабильности внешней среды устойчивое инновационное развитие образовательных систем возможно при переходе к профессиональному управлению, опирающемуся на современную теоретическую базу и новые управленческие технологии.

2. Программно-целевые технологии управления рассматриваются как потенциально мощный и действенный механизм опережающего системного развития, как образовательного учреждения, так и успешной реализации усложняющихся и изменяющихся функций руководителя образовательногоучреждения.

3.Целостный характер построения процесса подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления обеспечивается интеграцией идей личностно-ориентированного, аксиологического, деятельностного, полисубъектного (диалогического), компетентностного подходов.

4.Разработанная методическая система подготовки^ руководителей образовательных учреждений к проектированию программно-целевых технологий управления включает в себя аналитико-диагностический, проектировочно-содержательный, функционально-деятельностный, контрольно-оценочной и рефлексивно-обобщающий компоненты. Их непротиворечивое единство обеспечивает гибкость, вариативность и динамичность обучения, его способность к изменению основных параметров (целей, выбора содержательных модулей, организационных форм и методов) в соответствии с личностно-профессиональными ориентациями руководителей.

5.Методическая система подготовки руководителей образовательных учреждений на основе целевого и содержательно-технологического согласования компонентов обеспечивает последовательность и поэтапность мотивационно-ценностной, эмоционально-волевой, познавательной и конструктивно-деятельностной подготовки к разработке программно-целевых технологий управления.

6. Разработанная и апробированная динамическая полифункциональная методическая система отражает логику и последовательность подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления через реализацию взаимосвязанных функций: личностно-ориентирующей, культурологической, методологической и конструктивно-деятельностной.

7. Методическая система опережающей подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления может быть успешно, внедрена в дополнительное профессиональное образование при следующих организационно-педагогических условиях:

— осознание необходимости подготовки руководителей образовательных учреждений к проектированию программно-целевых технологий управления как актуальной научно-методической задачи;

— ценностно-смысловое и организационно-технологическое согласование позиций всех участников образовательного процесса;

— обеспечение субъектной позиции руководителей образовательных учреждений в процессе обучения, осуществляющих творческий поиск решения актуальных управленческих проблем с учетом социокультурных особенностей образовательного учреждения;

— содержательное расширение профессионально-педагогического и управленческого опыта руководителей образовательных учреждений в процессе изучения инновационной деятельности других школ;

— ориентация содержания, форм и методов обучения на осмысление руководителями образовательных учреждений противоречий в собственной управленческой практике как основы профессионально-личностного развития;

— комплексное ресурсное обеспечение (программно-методическое, информационное, кадровое, финансовое, нормативно-правовое) методической системы подготовки руководителей образовательных учреждений к разработке программно-целевых технологий управления.

Выполненное исследование не претендует на полное и окончательное решение исследуемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы могут выступить: изучение специфических особенностей подготовки руководителей образовательных учреждений к проектированию программно-целевых технологий управления с учетом типа образовательного учреждения (лицей, гимназия, центр развития и др.) — взаимосвязь процесса и результатов обучения в системе дополнительного профессионального образования с профессиональным продвижением, карьерным ростом руководителейизучение методических особенностей организации самообразования руководителей образовательных учреждений по проблеме, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Теоретико-методологические основы формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности в условиях колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2000. — 24 с.
  2. Н.З., Ивушкина Е. Б., Панкратов О. И. Становление информационного общества и философия образования. М.: Изд-во «Академии Естествознания». — 2008
  3. К. Учителя и инновации: Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  4. Андрагогика постдипломного педагогического образования. Научно-методическое пособие. // Под ред. С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской СПб: СПбАППО, 2007. — 195 с.
  5. О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителя школы в процессе повышения квалификации: Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб. 1995. — 18 с.
  6. Г. Г. Информационное моделирование научно-технических программ. М.: Наука, 1990. — 248 с.
  7. С., Тэйлор Д. Тренинг изменений в организации — СПб.: Питер, 2002. 384 с.
  8. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 271 с.
  9. Р., Моутон Дж. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990. — 248 с.
  10. E.B. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−16
  11. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону. — 2000. — 210 с.
  12. Н.В. Педагогическая системология: постановка проблемы. // Педагогика. 1998. — № 8. — С.25−30
  13. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии //Педагогика. 1993. — № 3. — С. 12−15.
  14. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
  15. В.П. Педагогические системы: развивающие и развивающиеся. // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 107−109
  16. А.И. Проектирование синергетической среды в образовании. — Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 2000. 52 с.
  17. В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. 2001. — № 2. — С.9−13
  18. Т. Г. Развитие гуманитарной культуры как глобальная проблема образования взрослых в XXI веке: теоретический аспект// Человек и образование. -2010- № 1
  19. Р. Словарь научной грамотности: пер. с англ. — М.: Мир, 1997.-368 с.
  20. Х.Х. Глобализация, образование и революция в технологии // Перспективы. 2001. — № 3.
  21. В.Г., Журавлев В. А., Харитонова В. А. Управление образованием в современных условиях: инновации и проблемы моделирования Электронный ресурс. Режим доступа: htpp//isps.su
  22. Е.Т. Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста гуманитария // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». — 2006. — № 4 (17).
  23. Е.Т. Информационные технологии в гуманитарном образовании // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О. И. Кирикова. Вып.З. — Воронеж: ВГПУ, 2007
  24. Бут В. Ф. Управление развитием инновационного образовательного региона на муниципальном уровне. Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 23 с.
  25. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). — СПб.: 1999.
  26. Т.Г., Ильязова М. Д. Формирование профессиональной компетентности учителей в условиях информатизации педагогического образования.// Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. № 2
  27. A.A. Активное обучение в высшей-школе: контекстный1 подход: Метод, пособие: М.: Высшая школа-, 1991. — 207 с.
  28. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное-обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-75 с.
  29. Д.М. Государственно-общественная система управления образованием в условиях дифференцированной социокультурной и этнокультурной среды. Автореф. дис.. .докт. пед. наук. — Ростов -на-Дону, 1999.-37 с.
  30. С. Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование. 2010. — № 1
  31. С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. — № 8. — С.3−8
  32. Ю.П. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы. // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 14−17
  33. Ю.П., Игропуло И. Ф. Новая парадигма управления — отказ от «рационализма»? // Высшее образование в России: Москва -2003. -№ 3
  34. Ю.П. Психологические основания моделирования педагогических систем // Вестник УРАО- 2008. № 11
  35. Ю.П. Социальные и научные основы разработки теории управления в образовательном учреждении // Вестник Университета РАО. 2009.-№ 1
  36. A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Брянск, 1995.- 18 с.
  37. Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. -2001. -№ 6.-C.3−13
  38. H.A. Управление развитием консалтинговой деятельности методической службы города: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-18 с.
  39. В.Е. Гуманитарно-аксиологические основы последипломного образования педагога. — Псков, ПГПИ, 1997
  40. В.Б. Современные модели повышения квалификации учителей на Западе (по материалам США и Великобритании): Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. — 172 с.
  41. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1992. — 154 с.
  42. Гильмеева О. И: Непрерывное профессионально-педагогическое образование: стратегические ориентиры развития // Методист. -2006. -№ 10.-С.2−5
  43. JI. JI. Актуальные исследования в области методики обучения взрослых: историко-дидактический аспект//Человек и образование. — 2010. № 1
  44. Е.В. Состояние, проблемы и перспективы эволюции высшего профессионального образования // Известия Южного Федерального университета, 2008., № 11. Ростов- на-Дону, ИПО ПИЮФ
  45. Е.В. Ценностные ориентиры обновления содержания высшего профессионального образования на Северном Кавказе // Преподаватель XXI века.- .-№ 1−2008. Москва
  46. В.И., Харченко JI.H. Творческая направленность личности руководителя образовательного учреждения: Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006
  47. В.В. Образование взрослых: формат опережения// Педагогика. 2007. — № 10. — С.25−29
  48. Гуров В: Н., Мосичева И. А., Шестак В: П- Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения: Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007.
  49. ДерзковаН.П., Ушаков K.M., Никонов В. Диагностика: состояние и перспективы. // Директор школы. 1996. — № 3. — С.39−44
  50. Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно-целевого управления. — Автореф. дис. .канд. пед. наук. Барнаул, 1994. — 18 с.
  51. В.Н. Ценностные основы управления образовательным учреждением. — Автореф. дис.канд. пед. наук. — СпБ, 2005. — 21 с.
  52. Елисеев В. К. Информационные технологии в педагогических исследованиях // Педагогика и жизнь: Международный сборник научных трудов / под общ. ред. О. И. Кирикова. Вып.З. — Воронеж: ВГПУ, 2007.
  53. В.К. Рефлексивная культура педагога: становление, развитие, оценка. Липецк, ЛГПУ, 2008.
  54. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  55. Г. П. Непрерывное образование. Ростов-на-Дону, 1990
  56. С.И. Андрагогика: становление и пути развития//Педагогика. 1995. -№ 2. -С. 64−67.
  57. С.И. Технология обучения взрослых//Советская педагогика. -1998. № 7.-С. 42−45.
  58. С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов.-М.:Флинта:наука, 1999.-152 с.
  59. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. М.: Академия, 2022. — 128 с.
  60. Л.Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. -80 с.
  61. Игропуло И'.Ф.Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология. -М.: Народное образование.- Ставрополь: Ставропольсервисшкола. -2003.-312 с.
  62. Игропуло И. Ф. Взаимодействие региональных элит в развитии сферы образования. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». № 7 Ставрополь, 2009. — С. 107−112
  63. .М. Дополнительное профессиональное образование: новые ориентиры развития // Педагогика. 2008. — № 2. -С. 44−48
  64. Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). — М.: «Вузовская книга», 2002. 224 с.
  65. Л.П. Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.:1998, -17 с.
  66. Д. Ф. Единство объективных и субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений : Дис.. д-ра пед. наук, Челябинск, 2005
  67. Инновационные процессы в образовании. Сб. научн. трудов. -Тюмень, 1990.-98 с.
  68. И.Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород, 1993. — 217 с.
  69. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика). -М.: Высшая школа, 1987. 143 с.
  70. А. И. Психологические проблемы изучения взрослого человека: аспект непрерывного образования // Человек и образование. — 2010. № 1
  71. Е. М. Факторы управленческого успеха руководителя общеобразовательного учреждения: автореф. дисс.. канд. пед. наук: М., 2009.-21 с
  72. С. В. Управление образовательным учреждением на основе компетентностного подхода: дис.. канд. пед. наук. -Иркутск, 2008."
  73. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 224 с.
  74. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. -223 с.
  75. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 12−19.
  76. Н.П. Методическое обеспечение профессиональной-подготовки специалистов социальной: работы. — Ставрополь, изд-во СевКавГТУ, 2001. 196 с.
  77. Коджаспирова Г. М-, Коджаспиров А. Ю. Педагогический! словарь: Для студентов высш. и сред. пед. уч. заведений. — М.: Академия, 2001.- 176 с.
  78. И.А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. — М.: Издат. Центр «Академия», 2005. — 256 с.96:Колесникова И. А, Горчакова М. П. Педагогическое проектирование. М.: Издат. Центр «Академия», 2005. -288 с.
  79. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования. Автореф. дис.. докт. пед. наук, СПб, 1993. — 38 с.
  80. И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. — 80 с.
  81. В.И. Принципы активной педагогики. М.: Академия, 2001.-160 с.
  82. Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−57.
  83. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  84. Ю. Н. Изменяющийся мир и образование взрослых// Человек и образование. — 2010. № 1
  85. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 416 с.
  86. JI.E. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования (на примере столичного образования).- • М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. 112 с.
  87. JI. Е. Технологии управления региональными программами развития общего образования: автореф. дисс.. докт. пед. наук: Москва, 2004. — 36с
  88. В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 7−14.
  89. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 20 021 — 304 с.
  90. B.C. О развивающихся педагогических системах // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 13−24.
  91. B.C., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. — № 3 -С. 17−26.
  92. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи// Педагогика. 1995. — № 5. — С.12−18.
  93. И.Р. Подготовка руководителей школ к управлению инновационными процессами. — Автореф. дис. канд. пед. наук. Барнаул. 1995. — 18 с.
  94. С. С. Развитие социальных функций образования взрослых // Человек и образование. 2010. -№ 1
  95. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  96. Ю.А. Научные основы творческого развития и саморазвития педагога в системе дополнительного профессионального образования. Автореф. дис.. докт. пед. наук. — Майкоп, 2000. — 46 с.
  97. Ю.А. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. Москва: Илекса, 2006
  98. Лобейко Ю. А Интеграция образования, науки и производства // Высшее образование в России. 2006. — № 2. -С. 110−114.
  99. Т.Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 302 с.
  100. Л.И. Повышение квалификации директора школы на основе учета развития его профессионального статуса. -Тула, 2005
  101. H.A. К вопросу о функциях и цели образования // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. -т.49. — № 5. — С.6−10
  102. H.A. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций // Высшее образование в России.- 2009. № 6.
  103. H.A. Подготовка специалиста новой формации: методологические основы поиска путей и средств. // Образовательная политика, 2009. № 3
  104. Д., Бриллер В. Школьные администраторы России: глазами американских исследователей. // Директор школы. — 1996. -№ 1,-С. 12−20
  105. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992.-702 с.
  106. .З. Организация программно-целевого управления. -М.: Наука, 1980.-376 с.
  107. А. Е., Л. Ю. Монахова Ведущие тенденции развития андрагогических исследований // Человек и образование. — 2010. -№ 1. С.32
  108. А. М. Критериальные основания определения взрослости в зарубежной андрагогике// Человек и образование. — 2010. -№ 1
  109. A.B. Гуманитаризация психологической подготовки специалиста в системе непрерывного образования // Человек и образование. 2010. — № 2.
  110. Модернизация содержания, форм и методов повышения квалификации работников образования / Под ред. Л. Ф. Савиновой. Ставрополь: СКИПКРО, 2007
  111. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 153 с.
  112. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. Пед.вузов. — М.: «академия». 2002. 200с.
  113. Мышление учителя: личностные механизмы и формирование понятийного аппарата /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1990. 104 с.
  114. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995. — № 5. — С.44−49
  115. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995.
  116. В.П. Управление образовательными процессами в профессиональной школе. -М.: ИПК и ПРНО Московской обл., 2000. 82 с.
  117. С. Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высшая школа, 1995.-207 с.
  118. Я.М. Образование в 21 веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.1'38. Немова Н. В. Управление методической' работой в школе. — М.: Сентябрь, 1999. 176 с.
  119. A.B. Соотношение редукционизма и холизма в методологии педагогических исследований // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации. Волгоград, 2003. — С.59−65.
  120. Непомнящий А. В Инновационное образование: достижения и перспективы // Высшее образование сегодня, № 7, 2007
  121. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. М.- 1995
  122. Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г. С. Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. СПб.: ИОВ РАО, 2002.-188 с.
  123. Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып. 1. Модели и концепции. / ред. кол. Жук А. И. (пред.) и др. Минск, НИО, 2007. — 301 с. (Серия 7: Методология управления и развития образования)
  124. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. -СПб: КАРО, 2001.- 152 с.
  125. Г. И. Программно-целевой подход к управлению развитием образования на региональном уровне // Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. М., 2001-
  126. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития//Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  127. В. Г., Е. И. Огарёв Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. — 2010. -№ 1
  128. Организационно-деятельностные игры в народном образовании. Сб. научн. трудов./Под ред. Ю. В. Громыко. М.: Изд. АПН СССР, 1990.- 160 с.
  129. Орлова Т. В*. Программно-целевой подход к становлению и развитию образовательных учреждений. М.: МГПУ, 1997. — 317 с.
  130. Основы разработки педагогических технологий и инноваций / Под ред. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1998. — 380 с.
  131. Н.Е. Обучение директора в системе повышения квалификации моделированию развития школы. — Автореф. дис.канд. пед. наук. Тула, 1998. -20 с.
  132. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия». 2003.-240 с.
  133. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод. Пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 79 с.
  134. O.A. Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управления // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 14−20.
  135. JI.H. Управление развитием многопрофильного учреждения дополнительного образования в городской социально-педагогической среде: Автореф. дис.канд. пед. наук. -Ставрополь, 2002. 22 с.
  136. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. С. И. Самыгин. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
  137. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида /Под ред. А. П. Тряпициной. СПб., 1995. — 171 с.
  138. М.Н., Петряков П. А. Управленческий аспект в образовании как предмет международной научной дискуссии // Человек и образование. 2009. № 3. — С.173
  139. Т.С. Становление и развитие авторской школы как инновационной образовательной системы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2001. — 18 с.
  140. И.В. Инновация в подготовке учителя: Учебное пособие. Куйбышев: Изд-во КГПУ, 1990. — 115 с.
  141. О.М. Современные подходы к пониманию сущности непрерывного педагогического образования // Российский научный журнал. 2009. — № 3(10) — С.193−198
  142. В.И. Методология инновационного образования в контексте динамики общенаучной картины мира // Известия ЮФУ. Педагогические науки. № 5, 2008. С. 13−21.
  143. М.Н., Пахомова С. Е. Институты сферы образования: теория и практика педагогических инноваций. — М.: ИЛИ РАО, 1995.-32 с.
  144. Погребняк, Л. П. Правовые основы функционирования образовательного учреждения. Ставрополь: ИРО, 1996. — 112 с.
  145. Л.П. «Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты» М.: Народное образование, Школьные технологии, Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2004 — 168 с.
  146. Ю.В. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации в межкурсовой период : Дис.. канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2002.- 209 с.
  147. В.И., М.Д. Махлин Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения. СПб: ИОВ РАО, 2000: — 120 с.
  148. В.И., Горшкова В. В. Образование взрослых: методологический аспект // Педагогика. 2003. — № 7. — С. 30−37
  149. В.И. Образование взрослых в свете идей целостного развития человека // Человек и образование. 2009. № 3
  150. В. И., В. В. Горшкова Государственно-общественная ценность образования взрослых как социокультурного института // Человек и образование. 2010. № 1
  151. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  152. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 2. — С.20−21.
  153. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  154. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования. -М.: Новая школа, 1998. 176 с.
  155. Программно-целевое управление развитием образования. Под ред. A.M. Моисеева, М. 199.-191 с.
  156. Практическая андрагогика. Монография. Книга 2. Опережающее образование взрослых / под ред. д.п.н., проф. В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2007. — 376 с.
  157. JI.JI. Управление качеством непрерывного уровнего образования в региональном учебно-научно-педагогическом комплексе. М.: Илекса- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.-320 с.
  158. Рейльян Я. Р: Аналитическая основа приятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1989. 206 с
  159. A.M. Фасилитация в профессиональном образовании// Педагогика. 2008. — № 1. — С.78−82
  160. Л. И. Формирование исследовательской компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации (На материале учебно-исследовательской работы). -Дис.. канд. пед. наук: Волгоград, 2005.- 231 с.
  161. И. П. Развитие управленческой компетентности руководителя сельского образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: Дис.. канд. пед. наук: Оренбург, 2001. -212 с.
  162. Н.К., Арнаутов В. В., Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивационный аспект). Волгоград, 1997. — 206 с.
  163. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.
  164. В.В. Личностно ориентированная модель профессионального образования учителя // Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тез. докл. науч. конф. Волгоград: Перемена, 1997
  165. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21
  166. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  167. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дис. .докт. психол. наук. М., 1994. — 32 с.
  168. Смирнов В: Н. «Система управления многопрофильным инновационным образовательным-учреждением: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 2001. — 43 с.
  169. С.С. Превращение управления в соуправление. // Директор школы. 2000. — №>2. — С. 13−18
  170. В.И. Становление социально-педагогической работы на Кубани. М.:МПГУ, 2000.-175с.
  171. Н. Общественные науки и социальная технология. -М.: Прогресс, 1976. 250 с.
  172. А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров. Автореф. дис. .докт. пед. наук. — М.: 2003. — 35 с.
  173. . С. Организация личностно-ориентированного процесса повышения квалификации директораобщеобразовательной школы : Дис.. канд. пед. наук Красноярск, 1999
  174. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации: Сокр. пер. сангл. М.: Экономика, 1990. — 204 с.
  175. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001. — 320 с.
  176. О.Г. Управление развивающей средой инновационной школы: Монография. Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2008.- 124 с. г
  177. О.Г. Механизм стимулирования профессионального роста педагогов в системе управления инновационной школой.// Гуманитарные и социально-экономические науки. Научно-образовательный и прикладной журнал. СКНЦВШ. — 2007. — № 3
  178. О. Г. Управление развивающей средой инновационного образовательного учреждения. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. — М., 2009. — 49 с.
  179. Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие / Под ред. Т. П. Фокиной, Ю. А. Корсакова, Ю. Н. Слонова.- Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.-240 с.
  180. В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Издательский Дом «Дашков и К»: МАН ИПТ, 2002. — 360 с.
  181. A.B. Проблемы конструирования содержания последипломного образования педагогических кадров // Человек и образование. 2008. -№ 3. — С. 15−18
  182. А.П. Инновационные процессы в образовании. — Спб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997
  183. Е. П. Основные направления в развитии образования взрослых на современном этапе// Человек и образование. 2010. -№ 1
  184. В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы. -Автореф. дис.докт. пед. наук. СПб, 2002. — 45 с.
  185. Р. Фактор обновления: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Т. Рысина. -М.: Прогресс, 1988. 368 с.
  186. Управление в образовании. Материалы Международного семинара. СПб: Образование, 1996. — 267 с.
  187. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. -448 с.
  188. Управление развитием школы. / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева-М., 1995.-254 с.
  189. Управление развитием инновационных процессов в школе. / Научн. ред. Т. П. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. -220 с.
  190. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы) / Под ред. А. С. Сухорукова. М.: Сентябрь, 2000. — 160 с.
  191. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B.C. Лазарева В.С.-М.: ЦсиЭИ, 1997.-336 с.
  192. Управление современной школой. Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992. — 168 с.
  193. Т.М. Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений: Дис. канд. педагог, наук. Томск, 2000-
  194. K.M. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997. — 176 с.
  195. K.M. Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров системы образования в нестабильной ситуации: Научный доклад.док. пед. наук. СПб, 1998.-71 с.
  196. K.M. Руководитель и ближний круг. М.: Сентябрь, 2000.-120 с.
  197. Управленческие нововведения и игропрактика. — М.: Ин-т социологии АН ССР, 1990. 184 с.
  198. Д.И. Психология развивающейся личности. — М.: Воронеж. -1996
  199. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: Просвещение, 1985.
  200. Д.И. Человек в современном' мире: возможности развития // Человек и образование. 2009. № 3
  201. М.И. Образование в России: философия, идеология, политика/ЯТедагогика. 1994. — № 6. — С. 17−23.
  202. JI.H., Шабалдас А. Е. Программно-целевое управление региональными образовательными системами: Ставрополь: Ставропольсервисшкола
  203. О.Г., М.М.Поташник, А. В Лоренсов Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М.Поташника. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
  204. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  205. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание. 1985. -63 с.
  206. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. -М.: Новая школа, 1991. 63 с.
  207. Т.И., Малинин А. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М.: Прометей, 1993.
  208. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.-384 с.
  209. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  210. H.A. Теоретические основы управления развитием гимназического образования: Автеореф. дис. докт. пед. наук. -М., 2001.-46 с.
  211. Ю. Синергетика в управлении учреждениями образования // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 1418.
  212. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. — 175 с.
  213. В.К. Социальное обучение взрослых: история, теория, технология. -: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-264 с.
  214. О.Н. Система управления инновационным учебным заведением как средство развития творческих способностей педагогов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 21 с.
  215. Т.С. Управление многопрофильной гимназией. -Новокузнецк, 1998.
  216. Н., Каган В. Что такое учебная дисциплина? // Высшее образование в России. — 1997. № 3. — С. 48−53.
  217. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. Автореф. дис.. докт. пед. наук. — СПб, 1997. — 42 с.
  218. В. Д. Педагогические условия развития профессионального самосознания руководителя школы в процессе повышения квалификации : Дис.. канд. пед. наук: СПб., 2000 -250 с.
  219. Т.Н., Барвенко О. Г. Психологическое обеспечение развития внутренних резервов взрослых по преодолению психологических барьеров в освоении иностранного языка. — Ростов-на-Дону, 2004
  220. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. Метод. Пособие. -М.: ЦС ПО РСФСР, 1991. 91 с.
  221. Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1/57. — М.: Педагогика, 1991.-С.З-6.
  222. Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету // Вопросы психологии. — 1991. № 1. — С.53−59.
  223. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С. З-18.
  224. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. / Под ред. С. П. Никанорова. М: Советское радио, 1972. — 456 с.
  225. Adam R., Chen D. The Process of Educational Innovation. Lnd, 1981
  226. Barnett H. Innovation: The Basis of Cultural Change. N. Y., 1983
  227. Bandura, A. Self efficacy: The Exercise of Control. N.Y. -2000
  228. Bookfield, S. Becoming a critical reflective teacher. San Francisco, 1995
  229. Cranton, P. Professional development as transformative learning. -San Francisco, 1997
  230. Gates, L. Ego development as the goal of education N.Y., 1998
  231. Knowles, M.S. Adult learning: theory and practice. N.Y., 1984
Заполнить форму текущей работой