Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущего педагога-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наблюдение во время прохождения педают ических практик за студентами дало возможностью составить тест, в который вошли компоненты ю-товноепт к воспитательной работе и показатели, определяющие успех в профессиональной деятельности: знание гуманистической сущности воспитательной рабоп.1, ПСИХ0Л01 ических закономерностей обучения, воспитания и развшия, теоретических основ пауки преподаваемою вида… Читать ещё >

Содержание

  • HlilML’IIIIC
  • Г. шиа I. Теоретические и практические предпосылки подготовки бчдчцего педа10[а-в0спита1е-1я в) с-ювиях факулыета дополни гель-ны педа1 oi ических профессий к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Пите! рання учебной и внеччебной дсягелыюсш сгчденюв как фактор повышения и профессиональной иодютовки
    • 1. 2. Состояние проблемы исследования в ieopun и практике высшею педаг oi нческог о образования
    • 1. 3. Модель и технолог ия подюювки с1удентов на факулыете дополннтельныч педаг oi нческих профессий 62 Имводы

    Глава 2. Онытпоокспериментальная paooia по изучению ^})фекпшностн модели и 1ечноло1ИИ иодютовки будущею педаг or а-воспитагеля в условиях факультета дополнительных педагог ическнх профессий к профессиональной деятельное г и

    2.1. Организация и методика исследования

    2.2. Анализ результатов опыпю-эксперимешальпой работы 122

    Выводы

    Закмшчсппс

    Ппблшм рафпчсскнй

    список

Подготовка будущего педагога-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

ii постановка проблемы исследовании. Активизация инновационных образовательных процессов обусловила переход учреждений профессиональною образования на многоуровневые, мпоюступен-чатые модели no-n отопки специалистов к целостной профессиональной дея-кмыюеш и к системному осмыслению природныч и социальных явлении.

Об эффективности подютвки специалиста образования следует судии" но системе знаний и профессиональных умении, которыми он овладева-ei в процессе подготовки, а также по продукту, который должен умен, производи п, об) чаемый. Система продуктов деятельности учителя — знания, умения, навыки и отношения учащихся к разным сторонам действительности, пзорческая тговноегь к самообразованию. Сложность, однако, в юм, что облаем" существования этих продуктов находится преимущественно в сознании учеников.

Сеюдня наиболее остро сюит проблема подготовки не просто учшеля-нредмегника, транслирующею знания и формирующего умения, а педагога-воспипнеля, способною организовать целенаправленное управление процессом воспитания и развития личное! и ребенка на основе гуманистических ценностей.

Современные представления об учителе как субъекте педагогической деятельности, профессиональною развития и саморазвития рассматриваются в грудах таких исследователей, как О. Л. Лбдуллина, IO.K. Бабанский, П. В. Бондаревская, B.C. Ильин, В.Л. Кан-Калик, И. В. Кузьмина, А. И. Пискунов, В. А. Сластенин, В .Д. Шадриков и др.- целостность педаготическою образования освещается в работах О. А. Абдуллиной, С.II. Архашельскою, Ii.II. Бело зерцева, II.В. Кузьминой, В. Г. Онушкина, В. А. Слас кчшна и др.- о вне-учебной деятельности студентов как факторе профессионалыю-личтюстпою станов тения учи юля проведены исследования О. М. Гараниной, Г. С. Деркача, М. С. Коб зева, А.II. Орлова и др.

В этих исследованиях обоснована необходимость создания системы непрерывною педагогического образования, одной из ведущих тенденции коюрой является ориентация учителя на непрерывное общее и профессиональное развитие. Показана роль педагогических в>зов в структуре непрерывною педагогического образования, нарастающая «волна» элективных к>рсов и дополнительных образовательных программ, выполняемых не только в утебное, но и во внеучебное время.

Проблеме формирования профессиональных, личностных качеав Мигеля посвящены исследования известных педагогов и психологов: II.П. Блон-ckoio, Л. С. Выготского, А. П. Леонтьева, Л. С. Макаренко, C.JI. РубинштеЛла, В. Л. Слхомлинскою, К. Д. Упшнскою, С. Т. Шапкою и др. Эти работы содержат теоретические основы формирования необходимых профессиональных умений, развития способности спешною осуществления педагогической деятельности.

Рассмотрению проблем развития личности посвящены работы зарубежных исследователей: Э. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др. Лвюры даю1 рашерптое описание направлений личностною роста — обретение себя и своею жизненною п> ти, самоактуализации и развития основных личностных качеств.

Проблемам недаю1 ическою образования и становления личноепт посвящены работ 1.1 Ii.B. Бондаревской, Б.С. Герш) некою, П. В. Кузьминой, В.Л. CjiacieHnna, А. В. Усовой, Н. М. Яковлевой и др.- теорию деятельности и развития личноеm разрабатывают А. Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выюгский, А. П. Леошьев, С. Л. Рбинштеин и др.- подютовка студентов к воспитательной работе освещается в исследованиях 10.II. Азарова, С. И. Архангельскою, 1:.П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Ю. В. Васильева, В. А. Караковскою, А. П. Пискунова, Л. Ф. Спирина, Н. М. Яковлевой и др.- професеионально-недаю1 ическая направленность обучения студентов в центре внимания ученых О. А. Абдуллина, П. Г1. Белозерцева, К.М. Дурай-Новакова, В.А. Сласте-пина и др.

В исследованиях личность рассматривается как субъект деятельности, в ко юрой устойчиво доминируют мотивы на формирование профессиональной направленное hi н положительного отношения к определенной деятельности.

Ориентацией на реалии сегодняшней жизни, на повышение качества ра-бои"! недаю1а-воспитателя пронизаны документы: материалы Болонской декларации, Закон Российской Федерации об образовании, Концепция модернизации обраювании на период до 2010 юда и Проект Государсгвенной нрофаммы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года».

Природа профессиональной деятельности учителя как никогда ipe6vei новою педагогического мышления, ценностными установками которою является приоритет индивидуально-творческою над алгоритмическим, переход от познавательной к личносгио-ориеншрованпой парадшме. 13 этом широком копгексге очевидный интерес представляет внеучебная деятельность студентов меда! отческих в>зов как одна из подсистем профессиональной подютовки и саморазвития личности будущею учтеля.

Ваисное мест в системе внеучебной деятельности педагогических вузов занимаем факультет дополнительных педаюгических профессий (ФДПП), призванный решать задачи [армоничного соединения особенностей и своеобразие индивидуальности будущею педаюта с теоретической, практической и mciодической подготовкой.

Вопросы дополнительною образования в вузе рассматриваются в работах В. В. Безлепкина, В. Е. Жураковского, П. Л. Морозовой и др. В своих исследованиях авторы отмечают, что дополнительное образование в вузе способствуй повышению профессиональной подютовки студенюв.

Значительный интерес представляют исследования, в которых рас-смафпвае1ся деятельность факультеюв общественных профессий. В аспекте тпперееу ющей нас проблемы мы выделили работы, посвященные повышению общественной активности студентов (II.M. Бакурадзе, II.П. Добронравов, С. С. Овчинников и др.), эстетической подготовке слушателей факультега общественныч профессий, формированию и д) човной культуры, акпши-$ации культурно-просветительной деятельности (М. Лчилов, IZ.E. Вшрук, 3. Низами г динов, С. Н. Ростова, Н. Л. Силантьева и др.).

Преобразование факультетов общественных профессий в факультеты дополни гельныч педагогических профессий создало более благоприяшые >словия лля решения задач подютовки студентов к воспитательной работе со школьниками. Однако деятельность факультета дополниiельныч иедаюгиче-скич профессий не осмыслена еше н достаточной степени как компонеш сис-1смы профессионально-педа1 отческой иодттовки педагог-воспитателя, не выявлена совокупность теоретических положений о нем и взаимосвязь с основным утебным процессом. Несмотря на то, чю (факультеты дополнитель-ныч недаго1 ических профессий были открыты во всех педагогических взач страны, в настоящее время не во всех высшич учебных заведениях они функционируем. Специальных исследований, посвященныч выявлению их возможностей в подютовке студентов к профессиональной деятельности в ра*-личныч общеобразовательных учреждениях, не проводилось.

1лким образом, в настоящее время в педагогической науке и практике с) ществс1 объективная необходимоеп> в преодолении следующею нрош-иорсчии между необходимостью подготовки будущего педагога-воспитателя в условиях факулыета дополнительных педагог ических профессий к профессиональной деятельности и недостаточной разработанностью соответствующей технологии в практической деятельности педагогических вузов. Данное противоречие определило проблем) нашего исследования, связаннуо с выявлением совокупности (социальных, организационно-педагогических, мате-рилльныч, кадровыч) словий, которые способствовали бы лффекпгвной подютовке будущего педагога-воспитателя в >словияч факультета дополни тел ь-ныч педагог ическич профессий к профессиональной деятельности.

1аким образом, имеются объективные потребности практики и педагогической пачки в разработке темы: «Подготовка будущею педагогавоепптатс, iя в условиях факультета дополнительных ne-mi01 ических профессий к профессиональной деятельное! и».

Цель исследования: разработать модель и 1ехнолоп1Ю подготовки будущею педагог а-воепшателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности и апробировать их в практической деятельности вуза.

Объект исследования: подготовка студентов педагогическою вуза к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: процесс подготовки будущею педагог а-воепшлтеля в условиях факультета дополнительных педагогических профессии к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Подготовка студентов педагогическою вуза к профессиональной деятельности будет эффективнее, если:

• определена совокупность социальных, орг анизациоипопедагог ических, материальных, кадровых условий, обеспечивающих эффективность деягелыюеш факультета дополнительных педагогических профессий;

• разработана модель и технология подютовки будущего педагог а-воспитателя к профессиональной деятельности в условиях факулыега дополнительных педагог ических профессий;

• готовность сгудентов к воспитательной работе предусматривает интеграцию теоретических шаний и практических умений в разнообразных, постепенно усложняющихся видах практической деятельности.

Задачи исследования:

1. Уючнить сущностные характеристики понятия «интеграция» па основе теоретическою анализа философской, психолого-иедаюгической литературы.

2. Почить и обобщить опыт рабогы факультетов дополнительных педагогических профессий в подготовке будущего педагога-воспитателя к воспитательной работе.

3. Опытно-экспериментальным ii) iei проверить оффективноегь модели и гечнолопш нодгоговки будущего педагога-воспитателя в условиях фа-кллыега дополнительных педагогических профессии к профессиональной деятельности.

4. Апробировать и внедрить в практику научно-методические рекомендации, подюювленные в ходе исследования.

Тсорсмпсо-метдоло!ичеси')1о основу исследования составили ведущие поюжения о дсятсшюсниюй и творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития (Б.Г. Ананьев, JI. I1. Болович, Л. С. Вьпогский, А. П. Леонтьев, СЛ. Р) бинштейн и др.) — теоретические основы иоде шрования как метода научного псе юдования (13.Г. Афанасьев, Ь. А. Глинский, 13.А. Шгофф и др.) — системный подход (В.Г. Афанасьев, В.II. Бсспалько, В.II. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.) и его преюмтше в теории и практике педагогического образования (С.И. Архангельский, В.II. Беспалько, II.13. Кузьмина и др.) — идеи демократизации и гуманизации непрерывного образования (Б.С. Гершу некий, И. А. Зимняя, П. Д. Пикандров, В. Г. Онушкин, А.II. Орлов, В. А. Сласгёнин и др.), концепция цеюстного, профессионан>но-деяте шюстного и индивидусиьно-творческого подходов в подготовке читая (B.C. Ильин, В.А. Кап-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластёнин, Л. Ф. Спирин, и др.) — об интеграционных процессах в разтчных системах (Б.А. Ахлпбинский, В. М. Кедров, А. Д. Урсул, П. П. Яковлев и др.) — идеи педагогики сотрудничества и копективного творческого воспитания (II.II. Блонский, И. П. Иванов, П. П. Ильин, А. С. Макаренко, В. А. Сучомлинский, СЛ. Соловейчик, В. Ф. Шагалов и др.) — об интеграционных процессах в образовании (Б.Г.Ананьев, С. И. Арчашельский, М. Н. Берулава, П. М. Гаранович, IO.C. I гопников и др.) — об обеспечении межпред манных связей (Ю.В. Васильев, П. Д. Зверев, В.II. Максимова и др.), о разработке учебных предметов (П.Д. Зверев, B. I I. Максимова, Г. Ф. Федорец и др.).

Для решения поставлснныч задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, псичологопедат01 ической, научно-методической литературы по исследуемой проблемемоделированиеметоды опроса (беседы, анкетирование, интервью) — наблюдениемеюды псиолого-педа1 отческой диашостики (метод самоопенки, тестирование) — иеда1 отческий экспериментoopaooiKa полученных данных методами математической статистикиизучение и анализ учебно-iipoipaMMnoii документации.

Орынтшция исследования включила в себя следуюшие лапы:

Первый таи — теоретически!'! (1999 — 2000 гг.). Изучено состояние проблемы в leopiin и практике на основе научных публикаций, документальных материалов, опыта работы факультета дополнительных педагогических профессий Пинскою педагогическою государственною университета им. В. М. Шукшина (ППГУ им. В.М. Шукшина), Парна) ского государственною гтедаюгическою университета (ПГГ1У), Новосибирскою педагогическою государственною университета (ПГ1ГУ), Томскою государственною педагогическою университет (1ГПУ) но подготовке педагога-воспитателя. Определен категориальный annapai исследования.

Второй лист — опытно-экспериментальный (2000 — 2()03п.) -сконструирована модель и разработана технология подготовки будущею пе-длюы-воспитагеля к профессиональной деятельности в условиях факультета дополнительных педагогических профессий, осуществлены их апробация и внедрение.

Третий лист — обобщающий (200−4 — 2005 гг.). Систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, и осуществлялось литерату рное оформление диссертационно! о исследования.

Паза исследования. Эксперимент проводился на факультете дополнительных педаютнческих профессий Нийскою ne-iaioiическою юсударствен-ною)ниверситега им. В. М. Шукшина и Барнаульского государственною пе-даюгическою университета с 1999 по 2005 п. В опышо-эксперименгалытой рабоге принимали участие 444 студента (1−5 курсов). Из них 202 студент (жепериментальная группа) обучавшихся в системе факультета дополникмытых педаютических профессий на художественно-эстетических отделениях, 2−12 студента (контрольная труппа) не прошедшие курс обучения на факультете дополнительных ncuaiотческих профессий, 50 выпускников и 10 факультетских руководителей выступавшими экспертами.

Научная новизна исследования:

1. Выявлены закономерности процесса подюговки иедаю1а-восиитателя к профессиональной деятельности (стремление к интеграции учебной и вне-учебной деятельности, взаимозависимости элементов процесса подютовки, зависимость развития личности педа101а-воспита1еля от совокупною воздействия на нее элементов художественной деятельности, приоритет субъекл — субъектных отношений в ходе освоения дополни тельной педают ической профессии), которые обуславливают инновационный потенциал модели повышения эффективности подготовки будущею педагога-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий.

2. Определена совокупность соцшпьных (расширение перечня отделений с учетом сложившихся потребностей рынка трудаделовые, профессиональные, партнерские отношения факультета дополнительных педагогических профессий с различными общеобразовательными учреждениями), организационно-педагогических (ортанизация педагогическою процесса базовой) фа-кул ыета и факультета дополнительных педаюшческих профессий на основе интеграции (программы, расписание), ортанизация управления (кошроль за деятельностью факультета дополнительных педаю1 ических профессий со стороны ортанов управления), разработка и апробация учебных программ и меюднческих пособий, разработка и реализация руководителями факультета дополнительных педагогических профессий собственных педаюшческих технолотий, обеспечение материально-технической базы (использование среде IB обучения базовых факультетов), матершпьпых (обеспечение из бюджетной) финансирования, источники из внебюджетного финансирования, наличие материальной базы факультета дополнительных педаюгичсских профессий), кадровых (комплектование отделений ФДПП выеококвалпфициш рованными педагогами кафедр уиинерсигета (ученых, методистов), привлечение педагогов дополнительною образования) условий, способствующие эффективности деятельности ФД1III.

3. Разработаны критерии и показатели готовности будущею педагог а-воспшателя к профессиональной деятельности: мотшищионный (ишерес к определенному виду творческой деягельпости, выбор дополнительной педагогической профессии, отношение к овладению дополнительной профессии) — 7ичиостныс качества педагога-воспитатечя (организаторские способности, креашвпосгь, эстетический вкус, эрудиция, увлеченность, инициативное г ь, потребность работы с детьми, творческий подход к профессии, потребность к самообразованию и самосовершенствованию) — теоретическая готовность (знание недают ической технолог ии, знание принципов разработки профамм, запяшй, гворческих проектов, знание о закономерностях организации массового процесса обучения детей) — практическая готовность (умение обучения детей творческим видам деятельности, развитие их гворческих способностей, >мение применял. педлю1 ическую технологию или ее элементы в практической работе, умение проектировать занятие, в соответствии с концепцией осваиваемой технологии, умение разрабагывагь чебн>ю программу, занятие, творческий проект, >мение разрабатывать дидактические средства для осуществления образовательною процесса, умение организации коллектива творческой самодеятельности детей и руководства им) — операционно-деятаыюстная готовность (реализация организаторской и коммуникативной функции, использование форм, методов и педагогической технологии, взаимодействие со школышкаупт), определяющие уровни гоювност будущею педагога-воспигателя в) словиях факультет дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности (высокий, достаточный, средний, ни зкш’т).

4. Сконструирована модель иодютовки будущею педаюга-воснитагеля в условиях факулыета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности, включающая: с юаня (социальные, организлшюни но-педаю1 пчеекие, материальные, кадровые) — принципы (развиите творческой личноеI и педаюта-воепшателя, профессионально-деятельностная направленность содержания обучения, дифференциация и индивидуали зация педагогическою процесса, самоорктизация и самоуправление, сочетание учебной и досуговой деятельности) — компоненты готовности будущего пе-дагога-иоспипште ш к воспитатаьпой работе (мотивационно-цениостною, ориенгационно-целевою, содержательно-i ностического, операпионно-деятельносгною, рефлексивно-оценочною).

5. Разработана технология подготовки буд) щею педаюга-воепшателя в) словнях ФДИП, направленная на интеграцию теоретических знаний студентов, их практических умений, включающая формы (массовые, групповые, индивидуальные), методы (словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные), средства (магериалы, инструменты, аудио-видео техника, оборудование и т. д.) обучения.

Теоремпческаи значимость исследования сосюит в выявлении георе-тико-меюдологических оснований для разработки модели и технологии подготовки буд) щею педаю1 а-восшпагеля в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности, определении условий се успешной реализации (социальные, организациоиио-педаг отческие, материальные, кадровые) — уточнении сущности понятия «дополнительное образование».

Практическая значимое! т" исследовании: теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций «Педаюту дополнительною образования — методический комплекс», внедрение которых в педагогический процесс обеспечивает пути интеграции общепедаг отческой, психологической, специальной подготовки студентов с деятельностью факультета дополнительных педаю-i ических профессий.

Основные положен и vi, выносимые на зашит у:

1. Современная иодютовка будущего педакма-воспитателя гребуег включения в взовскии учебный процесс освоения студепгами дополнительных специальностей через систему ФДПГ1, коюрые позволят разишь креативные способности, расширить и углубить профессиопально-ne-iaioiические знания и умения, выбрать близкие к профилю будущей специальности направления воспитательной работы, овладеть навыками организации творческой деятельности детей.

2. Эффективность подютовки будущею педаюга-носпитателя в условиях ФД1III к профессиональной деятельности может бьиь доспи нуга совокупностью cioiMu: соцшпьных (расширение перечня отделений с учетом сложившихся потребностей рынка грудаделовые, профессиональные, пар терские опюшения факультета дополнительных iie-mroi ических профессий с различными общеобразовательными учреждениями), оргатиациошю-псдагогических (ортапизация педаго1 ическою процесса базовой) факультета п факультета дополнительных педагогических профессий на основе интеграции (программы, расписание), организация управления (контроль за деятельностью факультета дополнительных педагогических профессий со стороны органов управления), разработка и апробация учебных npoipaMM и методических пособий, разработка и реализация руководителями факультета дополнительных педагог ических профессий собственных педаю1 ических техполо-1ий, обеспечение материально-технической базы (использование средств обучения базовых факультетов), матершпьных (обеспечение из бюджетного финансирования, источники из внебюджетного финансирования, наличие материальной базы факультета дополнительных педаю1 ических профессий), кадровых (комплектование отделений ФДПП высококвалифицированными педагогами кафедр университета (ученых, методистов), прив течение педаю-юв дополнительного образования).

3. Модель подютовки будущею педаюта-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности дол/кна включать: цен, (формирование готовности будущею п педаюта-воспитателя в условиях факультета дополнительных педаюшческих профессий к воспитательной работе), задачи (развитие педаюшческих способностей и шпересов студентов в процессе овладения дополнительной профессией, формирование умений организации восшп, а тельной работы, повышение уровня общей и недагошческой культуры будущею педаюга-восшпагеля), принципы (развшие творческой личности иедаюта-воспикпеля, профессионально-деягельностная направленность содержания обучения, дифференциация и индивидуализация педаюгнческою процесса, самоортанизация и самоуправление, сочетание учебной и досуг овой деятельности), усювия (социальные, организационно-псдагог ические, материальные, кадровые), содержание деятельности двух подсистем — базового факулыета и факультета дополнительных педагогических профессий, формы (массовые, трупповые, индивидуальные), методы (словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, продуктивные), средства (материалы, инструменты, аугдио-видео техника, оборудование и т. д.), конечный ре зу шпат (готовность будущею педаюга-воспигателя в условиях факультета дополнительных педают ических профессий к профессиональной деятельности).

4. Результативность разработанной модели и юхнолоши подготовки будущею педаюта-воспикиеля в условиях ФДПП к профессиональной деятельности может бт. иь определена в условиях реальной ne-mioiической деятельности (в процессе прохождения педаюшческих практик). В критерии оценки профессиональной компетенции обученных студентов по модели и 1ехио-юши подготовки будущею педагота-воспитателя в условиях ФДПП к профессиональной деятельности должны входить: мотивацияличностные качества пелакса-воспитателятеоретическая, практическая и операнионно-дея I елт. иос i пая т отовное i ь.

Личное участие автора состоит в теоретическом обосновании проблемы подютовки будущего педаюта-восшпателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельностирлзрлбогке модели и технологии подготовки педагога-воспитателя в условиях ФДПП к профессиональной деятельности и ее практической реализацииопределении и экспериментальной проверке в ходе формирующею эксперимент совокупности условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущею педагога-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельное г и. Изложенные в диссертации результаты получены автором самостоятельно.

Достоверное!ь и обоснованность полученных результатов обеспечены че1 косii) io и обоснованностью методологических позицийкомплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследованияразнообразием источников информациивсесторонним качественным и количественным анализом полученных экспериментальных данных, который убедительно подтверждает основные положения и выводы.

Апробации н внедрение результатов исследования. Различные аспекты диссертационного исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Новосибирск, 1999 — 2001; Стерли гамак, 2000; Томск, 2002), всероссийских (Челябинск, 2000 — 2001; Москва, 2001), межрегиональных (Улан-Удэ, Анжеро-Судженск, 2000; Красноярск, 2001), региональных илу чно-нрактических конференциях (Ьийск, 1999 — 2000, 2002; Челябинск, 1999; Барнаул, 2000, 2004; Смоленск, 2000; Пермь, 2001), публикациях, включенных в реестр ВАКА (Москва, Воронеж, 2006) и обсуждались на кафедре теории и методики профессиональною педагогическою образования Ы1ГУ им. В. М. Шукшина и ПГПУ, на заседаниях Совета ФДПП Ьийскою педагог ическою государственною университета им. В. М. Шукшина.

Содержание исследования отражено в 20 публикациях автора.

CipjKTjpa дпссершппп cootветсгвует лог ике, содержанию и результатам исследовлния. Работа состоит из введения, двух 1лав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объём диссертации составляет 202 страницы. Работа иллюстрирована 13 таблицами, 1 графиком,.

4. Результаты исследования показали, что внедрение разработанных нами модели и технологии существенно повышает готовность будущею педаюга-воспитателя гз условиях ФДПП к осуществлению профессиоиагыюй деятельности.

Гаким образом, можно констатировать, чю цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась на статистически достоверном уровне. Проведенное иссдедование не исчерпывает всею mhoi ообра шя проблемы.

Важным направлением исследования является дальнейшая разработка проблемы, связанная с перспективным развитием ФДПП. В глубокой проработке нуждаются следующие вопросы: гармонизация подготовки по основной и дополнительной профессиям, изучение закономерное гей преобразования студента из объекта в субъект воспитательною процесса и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании рассмофен вопрос, связанный с организацией целостною педагогическою процесса двух подсистем — базового факультета и ФДПП — в единую систему. Использование иитегратнвпою обучения в организации педагогическою процесса на ФДПП способствует расширению базовых знаний формами, методами, средствами и разнообразием огделений дополнительной системы образования. Дополнительное образование нацелено на усвоение новых знаний, на формирование новых умений и навыков с опорой па базовое образование. Одной из целей дополнительного образования является такое обновление и расширение знаний, которое формирует имеющуюся систему знаний.

Вместе с тем данные, полученные в резулыаге констатирующею эксперимента, позволяют заключить, чю студенты экспериментальной группы мо1ивирую1ся к выбору дополнительной профессии целым комплексом мотивов. У одной категории студентов первоначальное намерение переходит в стойкое желание овладеть дополнительной профессией. Это объясняется тем, что у них ярко выражено единство потребностей в самовоспитании и самовыражении интересов, основных устремлений и отношений личности. Мотивация обучения дополнительным профессиям характеризует познавательную направленность у них и рассмафивается как один из факторов профессиональной иодютовки. У друюй категории пассивное отношение к выбираемой дополнительной профессии — в неустойчивом профессиональпо-познавагелыюм интересе. Они не осознаюi ее социальной и личностной значимости, влияние на профессиональное становление личности будущего пе-длю1а-воспи1ателя.

13 соответствии с задачами исследования рассмотрено влияние ФДПП на профессионально-педаюгическую подготовку будущею педаюга-воспитателя, выяснена взаимосвязь базового факультета с занятиями ФДПП в целостном педаг отческом процессе. Такая мпоюаспектпость исследования вопросов обучения студентов на ФДПП стала возможной в результате нзучения научной литературы, анализа результаюв анкетирования, диапюстики и наблюдений за деятельностью студентов.

Эю позволило установить, чю педаюгический процесс на ФДПП способствует росту учебно-познавательной активности студентов, формированию у ни профессиональной направленности, личностных и профессиональных качеств, развитию чувства ответственного отношения к учебе, в результате чем о овладение дополнительной профессией становится внутренней потребностью личное in будущею педают а-воспи га 1еля.

Наблюдение во время прохождения педают ических практик за студентами дало возможностью составить тест, в который вошли компоненты ю-товноепт к воспитательной работе и показатели, определяющие успех в профессиональной деятельности: знание гуманистической сущности воспитательной рабоп.1, ПСИХ0Л01 ических закономерностей обучения, воспитания и развшия, теоретических основ пауки преподаваемою вида деятельное! и, содержание образования учащихся по творческим видам деятельности, форм и меюдов ортанизации воспитательной работы и др. Кроме юю, как показал теоретический лап исследования, для подготовки будущею педают а-воспша1еля к ne-iaioiической деятельности требуется интеграция учебных дисциплин базовою факультета и ФДПП. Реализация ингегративною подхода способствует раскрытию системных межпредметных связей дисциплин базовою факультета и ФДПП. В процессе такою обучения у студентов происходит систематическое накопление, переработка и использование разно-предметной информации, которая создаст предпосылки к интеграции знаний.

Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о юм, что эффективное обучение возможно при определенных условиях: социальных, ор-1анизационно-1тедаю1 ических, материальных, кадровых. 1акое обучение, с одной стороны, позволит углубить и расширить знания, умения и навыки студенюв, с друюй — способствует формированию опыт коллективной и индивидуальной творческой деятельности, осуществляемой в общественно и личноеiно значимых, интересных и эмоционально насыщенных коллективных делах.

Основными выводами проведенною исследования для нас стали:

1. 11одюговка будущею педаюга-воспитателя в условиях факультета дополнительных педагогических профессий к профессиональной деятельности возможна только на основе интеграции учебной и внеучебной деятельное г и студентов как фактора повышения их профессиональной подготовки. Объединение должно в совокупности составлять целостный педагогический процесс дву х подсистем — базового факультета и ФД1III.

2 Деятельность ФДПП в процессе практической подготовки студентов к воспитательной работе строи гея на основе Типовою положения, в ко юром определены цель, задачи, принципы, порядок организации, направления (профильное и художесгвенно-эстегическое) факультета. Основными компонентами в подготовке будущего педаюга-воспитателя в условиях ФДПП являю гея мотивационно-иобудигелыгый, профориентационпый, профессионал ыю-образова тельный, методический, воспитательный, креативны й.

3. Разработана модель и технология подготовки будущею педагога-гзосшпателя в условиях ФДП11 к профессиональной деятельности, включающая: цель, зашчи, принципы, условия, содержание, формы, методы, средства, конечный результаткомпоненты готовности к воспитательной рабою (мотивационно-ценностный, ориентацноппо-целевой, содержателыю-i ностпческий, операционпо-деягелг.носгный, рефлексивно-оценочный).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азаров, 10 Г1 Руководство по развитию талантов Текст. / Ю. Г1. Азаров- Под ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Изд-во УРАО, 2003. — 152 е., [8] л. ил. -Библиогр.: с. 150−152.-10 000 экз. — ISBN 5−204−350−9.
  2. , НА. Диагностика педагогических способностей Текст. / II.А. Аминов. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: 11 110 «МОДЭК», 1997. — 80 с. — ISBN 5−89 395−050-х.
  3. Ананьев, Б Г Избранные психологические труды: В 2 г. Т.2 Текст. / Б.Г. Ананьев- Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 е., ил. — Библиогр.: с. 268−271. — 20 000 экз.
  4. Арангс1ьский, С. П. Учебный процесс в высшей школе, ею закономерные основы и методы Гекег.: учебно-мегодическое пособие / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с. — Библиогр.: с. 42, 142, 189, 247,315.- 10 000 экз.
  5. Асмоюв, А Г Психолошя личности: Принципы общепсихологического анализа Гекст. / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.- 416 с. 5000 экз. — ISBN 5−89 357−118−5 («Смысл»), ISBN 5−7695−0908−2 (ИЦ «Академия»),
  6. Афанасьев, В Г. Общество: системность, познание и управление 'I ексI. / В. Г. Афанасьев. М.: 11олитиздат, 1981. — 432 с. — 40 000 экз.
  7. Ачиюв, М Нравственное формирование будущею учителя Гекст. / М. Ачилов. Ташкетн: Укитувш, 1979.-357 с.- 1000 экз.
  8. Бабсшский, 10. К Избранные педагогические труды Гекег. / Ю.К. Бабанский- Coci. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с. -Библиогр.: с. 244−248, 272, 415,545−546.-30 000 экз. — ISBN 5−7155−0174−1.
  9. Бабанский, 10 К Проблемы повышения эффективное! и педагогических исследований (дидактический аспект) Текст.: монография / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с. — Библиогр.: с. 188−190. — 17 000 экз.
  10. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: (Методические основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982.- 192 с.-Библиогр.: с. 190−191. 20 000 экз.
  11. Росюв н/Д, 1988.- 147с.-Библиогр.: с. 135−147.-УДК371.127.
  12. Бв.юзсрцсв, lill Подготовка учителя в условиях перестройки Гексг.: монография / 1:.П. Белозерцев. М.: Педагогика, 1989. — 208 с. -Библиогр.: с. 205−206. — 20 000 экз. — ISBN 5−7155−0265−9.
  13. Берн, Э Что вы говорите. Текст. / Пер. с англ. А. Г. Румянцевой. М.: PHI ЮЛ КЛАССИК, 2004. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN -7905−2105−3.
  14. , МП. Интеграция содержания образования Текст. / М.Н. Берулава- Бийский пед. гос. ин-т. М.: Педагогика, Бийск, НИЦ БиГ-IIII, 1993. — 150 с. — 2000 экз. — ISBN 5−85 127 014−4.
  15. Бсстпько, В П О возможности системного подхода в педагог ике I екст. / B. I I. Беспалько // Советская педагог ика. 1990. — № 7. — С. 59−61.
  16. Безшнкин В И, Вшсов В К, Мисвюк Р. И. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра Текст. / В. В. Безлепкин, В. К. Власов, Р.П. Миссчок// Высшее образование в России. 1994. — Л" 1. — С. 134−142.
  17. Безicimui В В, Biacoe В. К, ГНшенова ЕН Государственный интерес (о дополнительном, профессиональном образовании) Текст. / В. В. Безлепкин, В. К. Власов, Е. Н. Пименова // Высшее образование в России. -1998. -К" I.-C. 3−9.
  18. Бчонский, ПII Избранные педаюгические и психологические сочинения: В 2 т. I. 1 1екст.: произведения / П.П. Блонский- Под ред. А. В. Петровскою. М.: Педаюытка, 1979.-304 с. -40 000 экз.
  19. , А. А. Личное г ь и общение Текст.: Избранные труды / А. А. Бодалев. М.: 11едаю1 ика, 1983. — 272 с. — 30 000 экз.
  20. Воденев, А. А Необходимое условие творческой деятельности учителя Текст. / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1987. — ЛЬ 4. — С. 4952.
  21. Божович, ЛИ Проблемы формирования личности Текст. / JI.II. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейпа. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1995. — 352 с. — Библиогр.: с. 347 348. — 10 000 экз. — ISBN 5−87 224−086−4.
  22. Боютиикова, И П. Расгуг ФОПы Текст. / П. И. Болотникова // Вес шик высшей школы. 1980. — № 10. — С. 21−22.
  23. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая энциклопедия, 2003. — 1888 е.: ил. — 20 000 экз. — ISBN 5−85 270−324−9.
  24. Борикова, JI В. ФОП и школьная реформа 'I екст. / JI.B. Борикова // Кулыурно- просветительская работа. 1985. — № 9. — С. 15−16.
  25. Baieeea, II. А Дополнительное образование студентов Гекег. / I I.A. Валеева // Высшее образование в России. 1998. — Л" 3. — С. 27−28.
  26. Васгиьсв, 10 В Управление целостным учебно-воспитательным процессом Текст. / Ю. В. Васильев // Советская педаготика. 1986. — № 8. -С.51−54.
  27. , А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход Гекег. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 е.: ил. — ISBN 5−06−002−079−7.
  28. , ГА. Методика изучения уровня профессионализма недаютов-воснитателей Текст. / Г. А. Воронина // Классный руководитель. -2005. Л" 5. — С. 72−77.
  29. Biacoim, Til. Сущность понятий «активность» и «деятелытост-ный подход» в образовании Текст. / Т. И. Власова // Дополнительное образование. 2002. — JS'j 2.- С. 10−15.
  30. , Л.С. Педаю1 ическая психология Текст. / JI.C. Выгодский- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с. — Библиоф.: с. 470−472. — 30 000 экз. — ISBN 5−7155−0358−2.
  31. Гаптсрин, Л. М Диагностика сосюяния мотивации познавательной деятельное иг студентов Текст. / Л. М. Гальперин. Минск: Изд-во БГУ, 1989.-20 с.
  32. , О.М. Единство теоретической и практической подго-ювки студентов пединститута к внеклассной воспитательной деятельности Ickct.: дис.. канд. пел. наук: 13.00.01: >тв. 24.12.1986 / Гаранина О. М. -М., 1986. 225 с. — Библиогр.: с. 146−168.
  33. Гаранович, И. М Использование интегративныч связей для формирования у студентов профессиональных умений Текст.: автореф. дис.. канд. нед. наук: 13.00.01 / И.М. Гаранович- Ленингр. гос. ун-т. Ленинград, 1987.-22с.
  34. , ВС. Философия образования для XXI века Текст. / Б.С. Герш>некий. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с. — Библпотр.: с. 574−605. — 3000 экз. — ISBN 5−8089−0005−0.
  35. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии ГекеI. / Дж. Гласс, Дж. Стенли- Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976.-495 е. — Библиогр.: с. 465−475. — 19 000 экз.
  36. , В.А. Становление и социальное самоопределение личности в системе дополнительного образования Текст. / В. А. Горский // Дополнительное образование. 2001. № 9. — С. 3−8.
  37. Горский, В, А Роль педагога в дополнительном образовании детей / В. Л. Горский, О. Л. Юров Текст. // Дополнительное образование. 2001. Л"" 12.-С. 3−12.
  38. , В.И. Педаг от ическая деятельность в системе современного человекознания Текст. / В. И. Горская, С. И. Тарасова. М.: ИЛГКСЛ- Ставрополь: ЛГРУС, 2005. — 168 с. — Библиогр.: с. 155−166. — 1000 экз. -ISBN 5−9596−0220−2.
  39. , ГС., Садрисва, А II. И. В. Гете: воспитание искусством I ексг. / Г. С. Голошумова, A. I I. Садриева //11едаг ог ика. 2003.- № 8.- С. 71−77. — Библиогр.: с. 77.
  40. Пинский, Б А. Моделирование как метод научною исследования (гносеологический анализ) Текст.: монография / Б. А. Глинский, Б.С. Гряз-нов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин.-М.: МГУ, 1965.- 131 с. Библиогр.: с. 231−237.-5000 экт.
  41. Гулюкина, IIА Система адаптивного обучения (самостоятельная работа студентов) Текст.: конспект лекций для слушателей факультетов повышения квалификации / II.А. Гулюкина. Новосибирск, 2001. — 76 с. — 100 жз.- ISBN 5−86 134−041−2.
  42. Гоювы ли выпускники педагогических вузов к работе в школе? I екст. //11ародпое образование.- 2003. № 6.- С. 220−221.
  43. , В.В. Значение творчества JI.C. Выготского для современной психолог ии 1екст. / В. В. Давыдов // Советская педагогика. 982.- Кч в.- С. 84−87.
  44. Давыдов, В В Теория деятельности и социальная практика Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы философии.- 1996.- Л" 5.- С. 53−62.
  45. Даиииок, А Я Теория интеграции образования Текст.: монография / А. Я. Данилюк. Ростов-на-Дону: 11зд-во Рост. нед. у н-та, 2000. — 440 с. — 1000 экз. — ISBN 5−8480−0391−2.
  46. , ТС. Внеаудиторная работа в педвузе и её влияние на формирование профессиональной направленности будущих учителей Iсксг. / Т. С. Деркач // Ярославский нед. ин-т. Ярославль, 1974. — № 128. — С. 4752.
  47. , У. Введение в философию Тексг. / У. Джеймс. Проблемы философии / Б. Рассел: Пер. с англ. / Общ. ред., послесл. и примеч. А. Ф. Грязнова. М.: Республика, 2000. — 315 с. — Библиогр.: с. 277. — 5000 экз.-ISBN 5−250−1 798−3-00.
  48. Дик, IOII, Пинский, А. А., У санов, В. В. Интеграция учебных предметов Текст. / Ю. П. Дик, А. А. Пинский, В.В. У санов // Советская иеда-ютика- 1987.- Л" 9. -С. 42−47.
  49. Добронравов, IIII. (1)011 школа подюювки студентов к общественной работе Текст. / II.II. Добронравов // Учёные записки. Иркутский пед. ин-г. — Иркутск, 1969. — Выи. 2. — С. 89−112.
  50. Додонов, В И. Повысить роль педа1 отческой теории Текст. / B. I I. Додонов // Советская педато1 ика. 1987.- № 3.- С. 3−12.
  51. , МИ. Психолоптя высшей школы Текст.: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / М. И. Дьяченко, JI.A. Капдыбо-вич. — Минск: Изд-во 13ГУ, 1981. — 383 с. — Библиогр.: с. 374−381.-81 000 экз.
  52. Евшдова, Е Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развтпия Текст. / Е. Б. Бвладова, JI.A. Николаева // Педат от ика. -1995.- Кч 5.- С. 39−44.
  53. Жураковскнй, В Е О дополнительных образовательно-профессиональных программах Гекст. / В. Е. Жураковский, В. Б. Сенашенко, II.К. Сенаюрова // Высшее образование в России. 1999. — № 1.- С. 83−90. -Библиогр.: с. 90.
  54. Журкина, Л. Я Воспитательный потенциал дополнительною образования Гекст. / А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. — № 9. — С. 6−9.
  55. Загвязинский, В И. Об усилении целостности процесса обучения Текст. / В. И. Загвязипский // Вестник высшей школы,-1985.- Л!" 9. С. 30−34.
  56. Загвязинекий, В II Педагогическое гворчест во учителя Текст./ В.П. 3ai вязинский. М.: Педагог ика, 1987, — 160 с. — Библиогр.: с. 159−160.50 000 jkj.
  57. Зверева, ВII Самоаттсстация школы Текст.: б-ка учителя и воспитателя / В. И. Зверева. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с. — 5000 экз. — ISBN 5−901 030−21−7.
  58. Зверев, II Д. Межпредметные связи в современной школе Гексг. /И.Д.Зверев, В. Н. Максимова. М.: Педаюг ика, 1981.- 160 с.-20 000 экз.
  59. Зимняя, II А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие для в) job / И. Л. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с. — Библиогр.: с. 51. 160−161, 248, 342, 396,474. — 10 000 экз.
  60. Закон Российской Федерации «Об образовании» (но состоянию на 20 марта 2006 года). 11овосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. — 48 с. — (Кодексы и законы России). — 5000 экз. — ISBN 5−94 087−603-Х.
  61. Иванов, И. Г1. Методика коммунарского воспитания: (мастерство учителя: идеи, советы, предложения) Текст.: Kit. для учителя / И.II. Иванов. М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — 100 000 экз. — ISBN 5−09−2 918−0.
  62. IhbiiH, В С. Формирование личности школьника (целостный процесс) f’I сксI .: монот рафия / B.C.Ильин. М.: Педагог ика, 1984. — 144 с. -Библиогр.: с. 138−143.-18 000 экз.
  63. Пинт, ЕII. Мотивация и мотивы Текст.: учебное пособие / Е. П. Ильин. СПб: ТПд-во «Питер», 2000. — 512 е.: ил. (Серия «Мастера Психолог пи») — Библиогр.: с. 481−501. — 10 000 экз. — ISBN 5−272−28−5.
  64. Ihbuu, EII Давайте соберемся. //оные возможности урока общения Текст. / IE.II. Ильин, С. В. Мертес. М.: Юкола-Пресс, 1994. — 128 с. -40(100 экз. — ISBN 5−88 527−064−3.
  65. Пигеикаип, К Педа1 oiическая диагностика Текст. / К. Ишен-камп. М.: Педагогика, 1991.- 240 с. — 20 000 экз. — ISBN 5−7155−0408−2 (СССР), ISBN 3−407−2510−92 (ФРГ).
  66. Кспугин, 10 Е. Виды самообразования Текст. / Ю. Е. Калугин // Дополнительное образование. 2003.- Л" 2. — С. 16−20.
  67. Караковский, В Л. Стать человеком Текст. / В. Л. Караковский // Хрестомапгя 4.1.-Барнаул, 1999.-С. 136−144.
  68. Кан-Кспик, В. Л Учителю о педагогическом общении Текст.: Кн. для учителя/ В.Л. Кап-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с. — 100 000 экз.
  69. Ксш-Кспик, В Л Педагогическое творчество Текст. / В.Л. Кан-Калпк, П. Д. Пикандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с. — Библиогр.: с. 140 141.- 55 000 экз. — ISBN 5−7155−0293−4.
  70. Каган, МС Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений Текст.: (над чем работают, о чем споря г философы) / М. С. Юпан. М.: 11олитиздат, 1988. — 319 с. — 75 000 экз. — ISBN 5−250−34−7.
  71. Карнаухова, IIБ Формирование творческой самостоятельности как профессионально важного качества специалиста Текст. / И. Б. Карнаухова // Дополнительное образование. 2001.- № 4.- С. 11−16.
  72. , В.М. Интегративная функция философии в системе современною научною знания Текст. / В. М. Кедров. JI.: ЛГУ, 1984. — 12 с.— 100 экз.
  73. Кедров, ВМ Классификация наук Текст. / В. М. Кедров. М.: Мысль, 1985. — 526 с. — 1000 экз.
  74. Ков зев, МС Внеаудиторная работа и педагогическом вузе Текст. / М. С. Кобзев. Сараюв: Сар. ун-та, 1981. — 107 с. — Библиогр.: с. 105−106.-2000 экз.
  75. Коджаспирова, ГМ Педагога Теки.: Учебник / Г. М. Коджас-пирова. М.: Гардарики, 2004. — 528 с. — Библиогр.: с. 36, 56, 89, 104, 140, 174, 208, 247, 309,330, 362, 376, 397, 414, 436, 454, 469, 494, 504. — 5000 экз. -ISBN 5−8297−0172−3.
  76. , ЗА. Целостный педагогический процесс в условиях интеграции основного и дополнительного образования Текст. / З.Л. Кокаре-ва // Дополнительное образование. 2002. — № 5. — С. 16−19.
  77. Кон, НС. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон. М.: Московский психолог о-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. — 560 с. — Библиогр.: с. 252−253, 356, 417, 480−484, 530−531. — 10 000 экз. — ISBN 5−89 395−106−9.
  78. Кон, НС В поисках себя: Личноеп> и ее самосознание Текст. / И. С. Коп. М.: Полги и дат, 1984. — 335с. — 100 000 экз.
  79. Корешшова, Н. В Профессионально-личностное становление и развитие педагога Текст. / П. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова // Педагогика. 2003. — № 3.- С. 66−71. — Библиогр.: с. 71.
  80. Коршунов, А. М Улучшать работу ФОПов Текст. / A.M. Коршунов, Д.В. Миронов// Вестник высшей школы. 1981.- № 4. — С. 51−54.
  81. , П.Ф. Формирование развитой творческой личности сту-деша (философско-социологический и методологический анализ) Текст.: монография / П. Ф. Кравчук. Киев: Вшца школа, 1984. — 155 с. — Библиогр.: с. 145−154.-24 000 экз.
  82. Краевекин, В. В Методология педагогики: Пособие для педаю-юв-исследователеи 'Текст. / В. В. Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 2001. 244 с. — Библиогр.: с. 27−28, 90, 148−150, 238−239. — 1000 экз. -ISBN 5−7677−0503−8.
  83. КраIкии словарь по социологии Текст. / Иод общ. Ред. Д. М. Гнишиаии, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. 11олшиздат, 1989. — 479с. — 400 000 экз. — ISBN 5−250−1 009−1.
  84. Круглый стол. Вуз как воспитательное пространство Тексг. //
  85. Icuai oi ика. 2002. — № 7. — С. 52−71.
  86. Крупская, II К Воспитательная роль учителя Текст. /11.K. Крупская //11ед. соч.: В 10 т. М.: Изд-во AIIII РСФСР, 1959. -Т.З. — С. 263−271 — 45 000 экз.
  87. , U.K. Чем должен владеть учитель, чюбы бьпь хорошим cobcickhm педагогом Текст. / II.K. Крупская // Пед. соч.: В 10 т. М.:1. зд-во AIIII РСФСР, 1959. Т. 3. — С. 639−641. — 45 000 экз.
  88. Крушащий, В А. Психология Текст.: Учебник для учащихся пед. чилшц / В.А. Кр>тецкий. М.: 11росвещение, 1980. — 352 е., ил. — Библиог р.: с. 349. — 257 000 экз.
  89. Кузьмин, ВII. Гносеологические проблемы системного знания 1екет. / В. Г1. Кзьмин. М.: Знание, 1983. — 64 с. — Библиогр.: с. 62−63. -28 440 экз.
  90. Кузьмина, II. В Методы исследования педагогической деятельности Текст. /П.В. К>зьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с. -3670 экз.
  91. Кузьмина, IIВ. Актуальные проблемы профессионалыю-педагогической нодютовки учителя Текст. / Н. В. Кузьмина, В.П. Гнпепин-ский // Советская педагогика. 1982. — № 3.- С. 63−66.
  92. Левина, ММ Технология профессиональною педагогическою образования Текст.: Учебное пособие для студ. высш. иед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с. — Библиогр.: с. 268−269. — 30 000 экз.-ISBN 5−7695−0733−0.
  93. Леонтьев, А II Начало личности поступок Текст. / Л.II. Леонтьев- Пол ред. В. В. Давыдова и др. // Избранные психологические произведения: В 2 г.-М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.-С. 392.-30 000 jk-j.
  94. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: Учебное пособие для вузов / Л.II. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2005. — 352 с. — ISBN 5−7695−2496−0. — 5000 экз.
  95. , В.II. Резервы подготовки студентов к воспитательной рабоге в школе Текст. / В. И. Лозовая, Л. В. Троцко // Советская педагог ика. -1988.-Л" 8.-С. 72−75.
  96. Лук, А //. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. М.: Паука, 1978.- 127 с.-45 000 экз.
  97. Макаренко, А С О воспитании Текст. / А.С. Макаренко- Сосг. и авг. вступ. ст. B.C. Хелемепдик. М.: Политиздат, 1988. — 256 с. — 500 000 (1-ЗООООО) эк з. — ISBN 5−250−137−8.
  98. , В.II. Межпредметные связи в учебпо-воспитагельном процессе современной школы Текст.: Учебное пособие, но спецкурсу для студентов пед. ин-гов /В.Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987.- 160 с.-Библиоф.: с. 30, 68, 105, 144.-32 000 экз.
  99. Максимова, В И Межпредметные связи в процессе обучения Текст.: / В.II. Максимова. М.: Просвещение, 1988. — 190 с. — Библиоф.: с. 189−190. — 122 500 экз. — ISBN 5−09−389−0.
  100. Mac юу, А Мотивация и личное п. Текст.: / Перевод с англ. Л.М. Гаиыбаеной- Bay п. ст. II.II. Лкулиной. СПб: Евразия, 1999.-478 с. — Библиогр.: с. 448−472.-2000 экз. — ISBN 5−808 710 016−6.
  101. Методика воепшателыюй работы Текст.: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, О.В. Еремкипа- Под ред. В. А. Сластепина. М.: Академия, 2002. — 144 с. — 30 000 экз. — ISBN 5−7695−0885-х.
  102. Методы системною педагогического исследования Текст.: Учебное пособие / Н. В. Кузьмина, Е. А. Гриюрьева, В. А. Якунин и др.- Под ред. 11.В. К> зьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с. — Библиог р.: с. 166−171. — 3084 экз.
  103. Митина, А Взаимосвязь основною и дополнительною образования в современном вузе Гекст. // Альма мастер: Вести высш. гик. 2003. — № 6. — С. 52−55.
  104. Мищенко, А II. Педагогическая деятельность как способ реализации учительской профессии Гекст. / А. И. Мищенко // Хрестоматия по педа-г or икс. Ч. I.- Барнаул, 1999. С. 16−21.
  105. , П.А. Дополнительное образование в современной России Гекст. / П. А. Морозова // Педагогика. 2003. — № 8.- С. 31−34. — Библиогр.: е. 34.
  106. , А.В. Учитель: мастерство и вдохновение Iсксi J: Кн. для старшеклассников / Л. В. Мудрик. М.: 11росвещение, 1986. — 160 с. — 155 000эк 3.
  107. Новиков, А А/ Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития Теки.: публицистическая монография / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с. -3000 экз. — 1SBN-5−71 148−080-.
  108. Ожегов, С П. Словарь русскою языка: Ок. 57 000 слов /С.И. Ожегов- Под ред. чл.-корр. АН СССР П. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1987. — 797 с. — 220 000 экз.
  109. О мерач по дальнейшему развитию художественною самодеятельною творчества: Постановление ЦК КПСС от 28 марта 1978 // КПСС в реюлюцияч и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., доп. и иепр. — М., 1987. — Т. 13. — С. 253 — 256.
  110. О повышении эффективности факулыетов общественных профессий высших учебных заведений: Материалы межвузовской конференции (24−26 октября 1974, т. Ленинград). М.: Изд-во МГУ, 1977. — 102 с.
  111. , С.С. Факультет общественных профессий Текст. / С. С. Овчинников //Народное образование. 1966. — № 4. — С. 26−28.
  112. , В.Г. Непрерывное образование приоритетное направление науки Текст. / В. Г. Опушкин, 10.11. Кулюткин // Советская педагогика. 1989.2.-С. 86−90.
  113. Организация учебно-методической рабогы на факультете общественных профессий в вузе. Меюдические рекомендации. Иркутск: Ирку i-ский I ос. у ниверситет, 1982. — 18 с. — 100 экз.
  114. Орюв, Л //. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывною образования проблемы и перспективы Текст. / Л. И. Орлов. — М.: Просвещение, 1991.-196 с.-500 экз.
  115. Орюв, Л А. Динамика личностного и профессиональною роста студеша педвуза Текст. / А. Л. Орлов, Е. И. Исаев, И. Л. Федогенко, И.М. Ту-ревский //11едаг от ика. 2004. — № 3.- С. 53−60. — Библиогр.: с. 60.
  116. Петровский, А В. Рашп не личности с позиций социальной психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. — Л"" 4. -С. 15−29.
  117. Пискунов, АН Педагогическое образование: концепция, содержание, структура Текст. / А. И. Пискунов // Педагог ика. 2001. — № 3. — С. 4148. — Библиогр.: с. 47−48.
  118. П штонов, К. К Структура и развитие личности «Текст. / К. К. Плаюиов.-М.: Па>ка, 1986. 256 с. — 1200 экз.
  119. Поюиский, В 1 Словарь понятий и терминов по образованию и педагог икс Текст. / В. М. Полонский. М., 2000. — 368 с. — Библиогр.: с. 359 366.- 2000 экз. — ISBN 5−93 104−007−2.
  120. Подготовка будущих учителей к внеурочной воспитательной ра-боге в процессе изучения психолого-педаготческих дисциплин Текст.: сборник на>чных трудов / Челябинский гос. пед. ин-т- отв. ред. А.З. Иоюле-вич. Челябинск: ЧП1И, 1987. — 120 с. — 1000 экз.
  121. Позияк, А Г. ФОН в системе подготовки специалистов Текст. / А.Г. 11озняк, А. В. Миронов // Вестник высшей школы. -1985. № 4. — С. 6365.
  122. Положение о факультете общественных профессий высшего угебною заведения // Высшая школа: Сборник основных постановлений, приказов, ипстр) кций. М., 1978. — 4.1. — С. 72−73.
  123. Попкова, Т. С Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих уштелей Текст. / Т. С. Полякова. М.: Педагогика, 1983. -128 е.- пл. — Библиогр.: с. 116−120. — 20 000 экз.
  124. Поташник, MM Как развивать педагогическое творчество Геке г. / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 80 с. — Библиогр.: с. 76−77. -157 840 экз.
  125. , ММ. Качество образования: проблемы и технология управления: (в вопросах и ответах) Текст. / М. М. Поташник. М.: Пед об-во России, 2002. — 352 с. — 15 000 экз. — ISBN 5−93 134−163−3.
  126. Проблемы организации профессионального образования на ин-тег ративной основе Текст.: сборник научных трудов / Под ред. Ю.С. Гюн-никова. М.: Л1III СССР, 1990. — 95 с. — Библиогр.: с. 35−36, 50, 60, 70, 82−83. — 790 экз.
  127. Программа развития педагогическою образования России на 2001 -2010 г г. //11ед. образование и наука. 2000. — К» I. — С. 14−17.
  128. , ЕИ. Личность в педагогической деятельности Текст. / H. I I. Рогов. Ростов-на-Дону, 1994. — 239 с. — 2000 экз. — ISBN 5−7695−1762-х.
  129. Роджерс, К Взгляд на психотерапию. Становление человека 1ексг. / К. Л. Роджерс. М.: «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с. — Библиогр. с. 101−102, 152, 207−208, 232, 328−329, 356−357, 408, 445−446, 466. — 20 000 экз.-ISBN 5−01−4 150−2.
  130. Ростова, СII Формирование художественной культуры студен-юв педагогических институтов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Ростова С. И. — Новосибирский юс. инст-т. Новосибирск, 1974. -21 с.
  131. , СЛ. Основы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. C.-II6.: ЗЛО «Питер», 1999. — 720 с. — 5000 экз. — ISBN 5−31 400 016−4.
  132. , Л.И. Самовоспитание личности Текст. / Л. И. Рувииский. -М.: Мыс.п., 1984. С. 140. Библиоф.: с. 133−139.-35 000 экз.
  133. Сарсенбаева, В И Психологическая подготовка будущих учи гелей к профессиональной деятельности Текст. / Б. И. Сарсенбаева // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 47−54. — Библиоф.: с. 54.
  134. Сспевко, Г. К Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. — 256 с. -Библиоф.: с. 13, 32−33, 49, 73, 113, 135, 149, 166, 179, 218, 219, 241, 244, 250. — 43 000 эк5. — ISBN 87 953−127−9.
  135. , IO.II. Интеграция содержания профессионального образования в вузе Текст. //11едагогика. 2002. — № 2. — С. 20−25.
  136. Синтез современного научною знания Текст. / Под ред. M.II. Розова. М.: Наука, 1973. — 640 с. — 1200 экз.
  137. Современный словарь по педагогике Текст. / Сост. Рапацевич Г. С. Мп.: «Современное слово», 2001. — 928 с. — 5500 экз. — ISBN 985−443 239−4.
  138. Сшстепин, В А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы Текст. / В. Л. Сластепин // Паука и школа.- 1998.-№ 2.-С. 8−16.
  139. Сластепин, В. А Формирование личности учителя в системе высшею педат отческою образования Текст. / В. А. Сластенип М.: Просвещение, 1991. — 160 с. — 5000 экз.
  140. Ciacmenun, В, А Педагошка: Инновационная деятельность Гекст. / В. А. Сластепин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с. -Библиоф.: с. 192−196.-10 000 экз. — ISBN 5−89 317−048−2.
  141. СюСюдчиков, В. И Психоло1 ические условия введения студентов в профессию педат от, а Текст. / В. И. Слободчиков, П. А. Исаев // Вопросы психолог ии. 1996. — № 4. — С. 72−80.
  142. Словарь иностранных слов. В 2 т. Т.Г. А-Л М.: ТЕРРА — Книжный к. ту б, 2002. — 432 е.: ил. — ISBN 5−275−722−1 (т.1), ISBN 5−275−721−3.
  143. Словарь иностранных слов. В 2 т. Т.2: М-Я М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2002. — 416 е.: ил. — ISBN 5−275−723-Х (т.2), ISBN 5−275−721−3.
  144. , СЛ. Воспитание по Иванову Текст. / С. Л. Соловейчик. М.: Педагошка, 1989.-352 с. — 70 000 экз. — ISBN 5−7155−0062−1.
  145. , ИР. Философские вопросы развития современной науки. Социолог ические и методические проблемы интеграции науки Гекст.: учеб. пособие для вузов / II.P. Ставекая. М.: Высш. Школа, 1974 — 231 с. -13 000 экз.
  146. В.А. о воспитании Текст. / Сост.: Д.И. Латышина- М.: Школьная Пресса, 2003. 192с. — 5000 экз. — ISBN 5−9219−0242-х.
  147. Су.ходо ihCKUH-Kyiciuoea, Л В. Формирование эстетической культуры будущею учителя Текст J / JI. I3. Суходольская-Кулешова // Г1едаю1 ика.- 2003. Л"> 7. — С.83−87. — Библиогр.: с. 87.
  148. , П.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста 'I екст. /11.Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. — 3.- С. 10−14.
  149. Трофимова, IIМ. Самообразование и 1ворческое развшие личности будущего специалиста Текст. / 11.М. Трофимова, Е. И. Еремина // Педа-101 ика. 2003. — К" 2. — С. 42−47.
  150. , ОМ. Интегративные подходы современного образования: высшем учебном заведения 1екст. / О. М. Тетерюкова // Философия образования. 2004. — № 3. С. 8−15. — Библжмр.: с. 14−15.
  151. Тюников, ЮС Методика выявления и описания интетрливных процессов у чебпо-восшиательной работы СП ГУ / IO.C. Тюников. М.: АГ1П СССР, 1988.-446 с.-500 экз.
  152. Урбанек, В Интеграция и процесс в области науки // Hnreipa-1 ивные тенденции в современном мире и социальный npoipecc Текст. / В. Урбанек- Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 232 с. -1000 экз.
  153. , АД. Философия и интеграшвно-общенаучные процессы ГекеI. / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1981. — 367 с. — Библиогр.: с. 362−365. -3250 жз.
  154. Усова, А. В Межпредметные связи в преподавании основ наук Текст. / А. В. Усова //11аро-шое образование. 1984. — № 8. — С. 78−79.
  155. К.Д. о воспитании Текст. / Сост. II.М. Матвеева. -М.: Школьная I Ipecca, 2003 192 с. — 3000 экз. — ISBN 5−9219−0280−2.
  156. , П.II. Философия и интсмрация знания Текст. / II.II. Федосеев // Вопросы философии 1987. — К" 7. — С. 16−30.
  157. Федорец, ГФ Межпредметные связи в процессе обучения I скст.: учеб. пособие / Г. Ф. Федорец. Ленинград: ЛГПИ им. А. Г. Герцена, 1983. — 88 с. — Библиогр.: с. 82−87. — 1500 экз.
  158. Философский энциклопедический словарь. М.: ИПФРА — М, 1999. — 576 с. — 50 000 экз. — ISBN 5−86 225−403-х.
  159. Формирование учебной деятельности студентов Текст. / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240 с. — Библиогр.: с. 230−234. — 13 300 жч. — ISBN 5−211−223−7.
  160. , JI.M. Педагогический опыт глазами психолога Текст.: Кн. для учителя / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 224 е.: ил. -101 000 экз.
  161. , Э. Психоанализ и культура Текст.: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма / Сост. авт. послесл. А. И. Ругкевич. М.: Юристо, 1995. — 624 с. — Библиогр.: с. 181−190, 610. — 10 000 экз. — ISBN 57 357−0051−0.
  162. Хрестоматия по педагогике Текст.: Учебное пособие для учащихся ие-их ун-тов, ин-тов и колледжей в 2 Ч. // Часть II. / Сост.: О.II. Морозова- Барнаульский гос. пед. ун-т. Барнаул: БГГ1У, 1999. — 256 с. — 500 экз.
  163. Целосшый подход к учебно-воспитательному процессу Текст.: сборник научных трудов / Волгоградский гос. пед. ин-г- ред. колл. B.C. Ильин, Г. И. Школьник, А. В. Куль ко. Волгоград: ВШИ им. А. С. Серафимовича, 1984.-176 с.-1000 экз.
  164. , М.Г. Интеграция науки Текст. / М. Г. Чепиков. М.: Мысль, 1981.-246 е. — 12 000 экз.
  165. Шадриков, В Д. Деятельность и способности 'Текст. / В.Д. Шад-риков. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994. -320 с. — Библиогр.: с. 282−297. — 5000 экз. — ISBN 5−85 998−377−3.
  166. , В. А Моделирование и (философия Текст. / В. А. Шюфф. М., 1966. — 302 с. — Библиогр.: с. 296−299. — 9300 экз.
  167. Юдин, Э Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдигориал УРСС, 1999. — 391 с. — Библиогр.: с. 110−113, 227−242,326−327. — 1000 экз. — ISBN 5−901 006−07−0.
  168. Ягафарова, Д. С Кадры для сельской школы Тексг. / Д.С. >1га-фарова // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 100−102.
  169. Ядов, В А. Стратегия социологическою исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст.: учебное пособие / В. А. Ядов. М.: Добросовет, 2000. — 596 с. — Библиогр.: с. 567−596. — 1500 жз.-ISBN 5−7913−0036−0.
  170. , М.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством 1екет[ / M.II. Яковлев. Л.: Изд-воЛГУ, 1987. — 126 с. — 1200 экз.
  171. Яковгсва, ИМ Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности Текст. / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 126 е. — 1000 экз.
  172. Sedlak, M.N. Tomorrows Teacher. The Essential argumentts of the Holmes Ggou. Report Текст. / M.N. Sedlak. Columbia: Tealers College Record. Cololumbia University. Spring, 1987- 19 p. — 500 экз.
  173. Yachna, К. Procesy integraey jne we wdra/aniu trescj nauczania w srednim s/ko (nictwic sawodovvym) Текст. / К. Yachna, A. Komosa, Z. Sfow-inskj. — VVarsawa: PRL, 1983. — 37 p. — 500 экз.1. ПРИЛОЖИ!" Ш
Заполнить форму текущей работой