Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия эффективного формирования профессиональной туристской направленности школьников: На примере гимназии с углубленным изучением иностранных языков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в следующем: разработаны методики обучения школьников, раскрывающие 0tt особенности использования методов, форм, средств, учитывающих специфику профессиональной деятельности и личностных характеристик специалистов в сфере туристской деятельности, и способствующие развитию профессиональных знаний, коммуникативных навыков… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Особенности профессиональной подготовки молодежи в современных условиях
    • 1. 2. Инновационные общеобразовательные учреждения как фактор развития современного профессионального образования
    • 1. 3. Модель формирования профессиональной туристской направленности личности
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ГИМНАЗИИ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
    • 2. 1. Учет индивидуальных особенностей личности школьника при формировании профессиональной туристской направленности
    • 2. 2. Механизмы формирования мотивационной сферы школьников к деятельности в области туризма
    • 2. 3. Формы и методы эффективного формирования профессиональной направленности старшеклассников в сфере туризма
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Педагогические условия эффективного формирования профессиональной туристской направленности школьников: На примере гимназии с углубленным изучением иностранных языков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Эффективность профессиональной подготовки специалистов в сфере туристского бизнеса во многом определяется сформировнностыо профессиональной туристской направленностью школьников, адекватностью подготовки требованиям рынка труда и профессий. Показателем эффективности такой подготовки является адаптация выпускников к профессиональной деятельности и ее качественное выполнение. Сокращение срока адаптации к профессиональной деятельности зависит от психологической и практической подготовленности выпускников. Потребность туристского рынка в подготовленных всесторонне специалистах, мобильных в части освоения новых технологий, вызывает необходимость в развитии системы допрофессионалыюй и профессиональной подготовки молодежи в рамках общего образования. Высокий уровень требований к современному менеджеру сферы туризма предполагает наличие соответствующих способностей и профессиональных качеств. Решение этой сложной задачи возможно при условии обеспечения преемственности общего и профессионального образования на основе формирования духовной сферы, общей и профессиональной культуры специалиста. «Разнообразие туристских связей и туристской деятельности, многоукладность экономики туризма, социально-культурный феномен и мирохозяйственные отношения в туризме определяют многообразие систем профессионального туристского образования в мире в целом и в России в частности»!.

1 Квартальное В. А. Педагогическая концепция профессионсиьного туристского образования // Актуальные проблемы туриша'2001: Концепции развития туризма в Московской области и Пушкинском.

Туристская сфера деятельности представляют собой широкое поле для приложения самых различных способностей и интересов, она связана с мобильностью ее субъектов, с необходимостью осознания сложных механизмов человеческих отношений, с высоким уровнем знаний и умений в сфере менеджмента, маркетинга, профессионального туризма как важнейшего сектора экономики.

Выбор профессии молодежью является осознанным и способствует глубокому и прочному освоению профессии, если он основан на развитии интереса, увлеченности, учитывает требования к комплексу профессионально важных качеств будущего специалиста. Этапом в развитии интереса, профессиональной направленности на определенный вид социальной деятельности является школьный период. Правильный выбор профессии можно рассматривать как совпадение индивидуальных особенностей будущего специалиста с требованиями профессии.

Сегодня появился ряд исследований, посвященных формированию профессиональной направленности личности В. В. Абрамова (1989), А. С. Быков (2000), Л. Е. Галаганова (1998), Г. А. Гектина (1994), О. В. Леднева (1989), Е. С. Мичурина (1999), Н. В. Пустовалов (1991), И. А. Шарикова (2000), Л. А. Ярославовой (1992) и др. Однако мы не нашли исследований, в которых рассматривается проблема формирования профессиональной туристской направленности школьников, обучающихся в гимназиях с углубленным изучением иностранных языков.

Выявлено противоречие между потребностью туристского рынка в высококвалифицированных кадрах менеджеров, экскурсоводов, гидов, инструкторов, аниматоров и недостаточным привлечением в сферу туризма талантливой творческой молодежи, заканчивающее районе: Сб. докл. и тез. сообщ. научн.-практ. конф., Московская область, 4 января 2001 г. — М., 2001 — С. 89. общеобразовательные учреждения с углубленным изучением иностранных языков. Будущий специалист в сфере туризма должен обладать такими важнейшими качествами, как высокая коммуникативность, самостоятельность принятия решений в сложных ситуациях, социальная активность и др.

Профессиональная направленность является одной из сторон общей направленности личности, которая рассматривается как совокупность устойчивых мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека и относительно независимы от той или иной ситуации. Она характеризует и определяет сферу всех потребностей и интересов человека (общественных, личных и деловых). Тогда как профессиональная направленность характеризует только сферу тех потребностей и интересов личности, которая связана с профессиональной деятельностью. Н. В. Кузьмина определяет профессиональную направленность как интерес и склонность к профессии и считает ее свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы, эмоциональное отношение к деятельности. В. А. Сластенин под профессиональной направленностью понимает достаточно осознанную, эмоционально выраженную ориентацию личности на определенный род и вид профессиональной деятельности.

Актуальность формирования профессиональной туристской направленности школьников продиктована тем, что в последние годы возникло противоречие между объективным ростом потребности рынка туруслуг в квалифицированных специалистах и недостатком в профессиональных туристских кадрах. Потребность в кадрах как условие развития сферы туризма, широкий спектр профессий в сфере туризма вызвали необходимость разработки проблемы формирования профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков. При высокой потребности в квалифицированных кадрах, обусловленной перспективами развития туристской отрасли, состояние знаний школьников о реальном содержании? профессиональной деятельности в сфере туризма нельзя считать удовлетворительной.

На этой основе была сформулирована проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования: педагогические условия и средства ^ формирования профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков.

Цель исследования: разработка методов, форм и педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной туристской направленности школьников, углубленно изучающих иностранные языки будет эффективным, если:

— будет разработана структурная модель, раскрывающая цели, принципы, задачи и условия формирования профессиональной д направленности школьников в сфере туристской деятельности;

— будет разработана система педагогических тестов, выявляющих профессиональную направленность школьников на выбор деятельности в сфере туризмасовокупность проектных методик, направленных на экспериментальное исследование профессионально важных особенностей личности;

— будет определена и экспериментально проверена совокупность форм, методов и учебных средств, способствующая развитию у школьников профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к деятельности в сфере туризма;

Задачи исследования:

1. Разработать структурную модель формирования профессиональной туристской направленности личности.

2. Разработать и экспериментально проверить методики обучения, построенные с учетом особенностей профессиональной деятельности специалистов в сфере туризма, позволяющие осуществлять эффективное формирование профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков.

3. Выявить педагогические условия формирования профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков.

Для решения обозначенных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследованияанализ научной, учебной и нормативной документацииизучение и обобщение опытапедагогические наблюдения, анкетирование, интервьюированиебеседы, экспертные оценки, моделирование, опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования по разработке форм и методов развития профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков.

Методологической основой исследования послужил системный подход к познанию явлений и процессов, определяющих формирование личности. В работе использованы фундаментальные исследования в сфере педагогики и психологии профессиональной деятельности и образования JI.B. Ботяковой, А. А. Васильева, К). К. Васильева,.

B.СЛеднева, Н. С. Пряжникова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, А. А. Шибанова и др.- общетеоретические вопросы психологии личности рассмотрены в трудах JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии,.

C.Л. Рубинштейна и др.- концепция профессионального образования и содержания обучения на различных ступенях многоуровневой подготовки представлена в работах С. Я Батышева, А. П. Беляевой, М. Я. Виленского, В. И. Жолдака, А. М. Новикова, Г. В. Мухаметзяновой и др.- психолого-педагогические основы профессиональной направленности личности представлены в исследованиях И. А. Зимней, Е. А. Климова, А. К. Марковой и др.- теория профессионального образования в туризме представлена в трудах В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, А.А. Остапец-Свешникова, И. Д. Солодухина и др.- философской базой являются работы Е. А. Бодиной, С. А. Козловой, К. В. Кулаева и др.

Этапы исследования:

I этап (1998 — 1999 г.) — проводился теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования, была обоснована актуальность, сформулирована тема исследования, определены цели, задачи, научный аппарат;

II этап (1999 — 2000 гг.) — проводилась опытно — экспериментальная проверка основных положений гипотезы;

Ill этап (2000 — 2002 гг.) — анализ результатов и их апробация, оформление результатов исследования и выводов, подготовка текста ^ диссертации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках эксперимента по обучению школьников и учащихся лингвистической гимназии № 70 г. Екатеринбурга и Екатеринбургского филиала Российской международной академии туризма. Всего в нашем исследовании принимали участие более 1000 школьников из г. Екатеринбурга. В процессе обучения проводился мониторинг обучаемых в виде анкетирования на входе и контрольных заданий на выходе.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования состоят в следующем: разработаны методики обучения школьников, раскрывающие 0tt особенности использования методов, форм, средств, учитывающих специфику профессиональной деятельности и личностных характеристик специалистов в сфере туристской деятельности, и способствующие развитию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к успешной деятельности в сфере туризма. Разработаны методики оценки эффективности формирования профессиональной направленности школьников в сфере туристской деятельностиобоснована и апробирована модель формирования профессиональной туристской направленности личности, которая включает в себя: принципы (конкретностиоптимальности и эфективностиобратной связисистемностикомплексного подходапланирования и координациииерархичностиинтеграциинаучности), задачи (расширение представлений о современных направлениях развитияовладение конкретными знаниями и умениямиовладение методами поиска знаний, методами научных исследованийобщественно полезная деятельность и др.), функции (мотивационная, ценностная, учебно-информационная, личностно-образующая, непрерывности образования, собственно воспитательная, обеспечения занятости детей в свободное от основной учебы время и др.), целевые установки организации (образовательная направленность: повышение интеллектуального уровня детей, их общей культуры, эмоционального развитияразвитие чувства товарищества и отношения ответственности и др.), педагогические характеристики (учёт психофизиологических возможностей подросткаорганическое единство задач содержания и формсистемность деятельностиоткрытость системыориентация на развитие личности подростка, предоставление возможности для развития личности педагога и др.) — выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений: учет индивидуальных личностных характеристик каждого школьника, создающий максимально благоприятную обстановку для раскрытия личностного творческого потенциалапсихологическая диагностика уровня мотивации к деятельности в сфере туризмаформирование личностно-мотивационной сферы обучающихся как основы для получения профессиональных знаний, умений и навыков на базе диагностических данных об их интересах, склонностях, психологических качествах с учетом требований к деятельности в сфере туризмаразработка индивидуальных программ, позволяющих при необходимости гибко вносить необходимые изменения в процесс обучения для коррекции процесса формирования профессиональной туристской направленностисоздание системы внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения как между учителем и учениками, так и между самими учащимисямотивирование ученика на формулирование, принятие и постоянное развитие целей собственной деятельности и др.- выявлены критерии оценки эффективности формирования профессиональной туристской направленности старшеклассников (например, такие, как уровень мотивации, уровень коммуникативных навыков и др.).

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической и психологической наукиразнообразными источниками педагогической, психологической, туристской информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работыподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных результатов в процессе обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методические рекомендации по использованию выявленных форм, методов, средств формирования профессиональной направленности школьников в сфере туристской деятельности могут быть использованы в учебном процессе на теоретических и практических занятиях в классах туристского профиля. В рамках исследования разработаны и внедрены и программы и методики изучения иностранных языков, способствующие формированию профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности.

На защиту выносятся:

1. Модель формирования профессиональной туристской направленности личности, которая включает в себя: принципы, задачи, функции, целевые установки организации, педагогические характеристики.

2. Совокупность методик обучения школьников, раскрывающих особенности использования методов, форм, средств, учитывающих специфику профессиональной деятельности и личностных характеристик специалистов в сфере туристской деятельности, и способствующих развитию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к успешной деятельности в сфере туризма.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной туристской направленности школьников общеобразовательных учреждений: учет индивидуальных личностных характеристик каждого школьника, создающий максимально благоприятную обстановку для раскрытия личностного творческого потенциалапсихологическая диагностика уровня мотивации к деятельности в сфере туризмасоздание системы внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения как между учителем и учениками, так и между самими учащимисямотивирование ученика на формулирование, принятие и постоянное развитие целей собственной деятельности и др.

4. Критерии оценки эффективности формирования профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности (заинтересованность и желание работать в выбранной сфере профессиональной деятельности, уровень сформированное&tradeкоммуникативных навыков и др.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством обсуждения основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования в туризме Российской международной академии туризма, на научно-практических конференциях «Актуальные проблемы туризма 1999», «Актуальные проблемы туризма 2001» и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 2 Диссертационное исследование позволило констатировать, что в ходе экспериментальной работы снизилось число школьников с низким уровнем мотивации к туристской профессии (с 13 до 5%), снизилось число школьников со средним (умеренным) уровнем мотивации (с 29 до 14%), увеличилось число школьников с высоким уровнем мотивации к туристской профессии (с 58 до 81%).

В рамках диссертационного исследования выявлены и обоснованы содержание, формы и методы развития профессиональной туристской направленности старшеклассников.

Разработаны методики обучения школьников, раскрывающие особенности использования методов, форм, средств, учитывающих специфику профессиональной деятельности и личностных характеристик специалистов в сфере туристской деятельности, и способствующие развитию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к успешной деятельности в сфере туризма. Разработаны методики оценки эффективности формирования профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности, опирающиеся на адаптированные опросники и психологические тесты.

Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной туристской направленности школьников: определены основные подходы к формированию профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности, основой которых является учет индивидуальных личностных характеристик каждого школьника, создающий максимально благоприятную обстановку для раскрытия творческого потенциала личностивыявлено, что основополагающими факторами формирования профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности являются: 1) психологическая диагностика уровня мотивации к деятельности в сфере туризма- 2) формирование личностно-мотивационной сферы обучающихся как основы для получения профессиональных знаний, умений и навыков на базе диагностических данных об их интересах, склонностях, психологических качествах с учетом требований к деятельности в сфере туризма- 3) разработка индивидуальных программ, позволяющих при необходимости гибко вносить необходимые изменения в процесс обучения для коррекции процесса формирования профессиональной направленностиразработаны и апробированы педагогические условия целостного учебно-воспитательного процесса, при которых: 1) создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения как между учителем и учениками, так и между самими учащимися- 2) возрастает свобода ученика не только в принятии, но и в переформулировании цели и смысла в деятельности, выдвижении новых смыслов и целей- 3) из ведомого ученик превращается в ведущего, инициативного партнера, способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступает как показатель высшей, развитой формы самоорганизации- 4) организация обучения способствует формированию индивидуальности, обретению автономности и самостоятельности, мобилизует коммуникативные резервы- 5) обеспечивается как личностный рост каждого школьника, так и формирование психологических качеств и получение специальных знаний, способствующих выработке учащимся позиции, позволяющей установить степень соответствия личностных предпосылок к деятельности в сфере туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование позволило констатировать, что в ходе экспериментальной работы снизилось число школьников с низким уровнем мотивации к туристской профессии (с 13 до 5%), снизилось число школьников со средним (умеренным) уровнем мотивации (с 29 до 14%), увеличилось число школьников с высоким уровнем мотивации к туристской профессии (с 58 до 81%).

В рамках диссертационного исследования выявлены и обоснованы содержание, формы и методы развития профессиональной туристской направленности старшеклассников.

Разработаны методики обучения школьников, раскрывающие особенности использования методов, форм, средств, учитывающих специфику профессиональной деятельности и личностных характеристик специалистов в сфере туристской деятельности, и способствующие развитию профессиональных знаний, коммуникативных навыков, формированию устойчивого профессионального намерения к успешной деятельности в сфере туризма. Разработаны методики оценки эффективности формирования профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности, опирающиеся на адаптированные опросники и психологические тесты.

Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной туристской направленности школьников: определены основные подходы к формированию профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности, основой которых является учет индивидуальных личностных характеристик каждого школьника, создающий максимально благоприятную обстановку для раскрытия творческого потенциала личностивыявлено, что основополагающими факторами формирования профессиональной направленности старшеклассников в сфере туристской деятельности являются: 1) психологическая диагностика уровня мотивации к деятельности в сфере туризма- 2) формирование личностно-мотивационной сферы обучающихся как основы для получения профессиональных знаний, умений и навыков на базе диагностических данных об их интересах, склонностях, психологических качествах с учетом требований к деятельности в сфере туризма- 3) разработка индивидуальных программ, позволяющих при необходимости гибко вносить необходимые изменения в процесс обучения для коррекции процесса формирования профессиональной направленностиразработаны и апробированы педагогические условия целостного учебно-воспитательного процесса, при которых: 1) создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения как между учителем и учениками, так и между самими учащимися- 2) возрастает свобода ученика не только в принятии, но и в переформулировании цели и смысла в деятельности, выдвижении новых смыслов и целей- 3) из ведомого ученик превращается в ведущего, инициативного партнера, способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступает как показатель высшей, развитой формы самоорганизации- 4) организация обучения способствует формированию индивидуальности, обретению автономности и самостоятельности, мобилизует коммуникативные резервы- 5) обеспечивается как личностный рост каждого школьника, так и формирование психологических качеств и получение специальных знаний, способствующих выработке учащимся позиции, позволяющей установить степень соответствия личностных предпосылок к деятельности в сфере туризма.

Модель формирования профессиональной туристской направленности личности включает в себя: принципы (конкретностиоптимальности и эфективностиобратной связисистемностикомплексного подходапланирования и координациииерархичностиинтеграциинаучности), задачи (расширение представлений о современных направлениях развитияовладение конкретными знаниями и умениямиовладение методами поиска знаний, методами научных исследованийобщественно полезная деятельностьучастие кружковцев в пропаганде научных знаний по профилюучастие в конкурсах, выставках, олимпиадах, туристских поисковых экспедицияхознакомление с навыками коммуникативного общения и др.), функции (мотивационная, ценностная, учебно-информационная, личностно-образующая, непрерывности образования, собственно воспитательная, обеспечения занятости детей в свободное от основной учебы время, психолого-терапевтическая, профилактики детской преступности), целевые установки организации (образовательная направленность: повышение интеллектуального уровня детей, их общей культуры, эмоционального развитияразвитие чувства товарищества и отношения ответственностисоциальная направленность занятийвозможность передачи полученных знаний и уменийсодействие профессиональному становлению, использование продуктов деятельности в жизнитворческое сотрудничество подростков со взрослыми, представителями разных профессий и социального положения), педагогические характеристики (учёт психофизиологических возможностей подросткаорганическое единство задач содержания и формсистемность деятельности (в том числе на основе многоборья) — открытость системыориентация на развитие личности подростка, предоставление возможности для развития личности педагогаосуществление самовоспроизводства педагогических кадровкорреляция требованиям, заложенным в основу воспитательного и образовательного процесса в системе образованиясистематическое обобщение и коррекция результатов в рамках отдельных блоков).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов художественно-графических факультетов в процессе преподавания спецдисциплин: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., Финансы и статистика, 1989. — 16с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Эконом, науки. 1991. — 201с.
  3. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. Л., Совершенство, 1967. — 245с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — Л., Ассоц. авт. и изд. ТАНДЕМ: ЭКСМОС 1 968. 339с.
  5. А. Психологическое тестирование. В 2 т. М., Финансы и статистика, 1982. — т. 1. — 303с.- т.2. — 312с.
  6. Л.З., Загидуллина Г. М. Довузовское образование проблемы и перспективы развития / Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, но проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов. — М., РФСЗ, 2000. — С.17−19.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., Финансы и статистика, 1977. — 254с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. Основы). М., Финансы и статистика, 1982. -192с.
  9. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1982. — 191с.
  10. М.М. Эстетика словесного творчества. М., ТУРИФОРМ, 1993, 1979. — 403с.
  11. В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990−1994. М., 1 Экономика, 1995. — 121с.
  12. Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание. М., 1. Республика, 1986. 421с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., ЦРИБ ЦСТЭ, 1989. — 144с.
  14. А.А. Личность и обобщение. М., Финансы и статистика, 1995. — 324с.
  15. А.А. Психология о личности. М., Финансы и статистика, 1988. — 188с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Финансы и статистика, 1968. — 464с.
  17. Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М., Финансы и статистика, 1979. — 40с.
  18. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности // Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. — 231с.
  19. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М., М-во экономики РФ, 1999. — 137с.
  20. Дж. Психология познания. М., Политиздат, 1977. -412с.
  21. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., Политиздат, 1982. — т.1. — 487с.- т.2. — 504с.- т.З. — 367с.- т.4. -432с.- т.5. — 369с.- т.6. — 397с.
  22. П.Я. Введение в психологию. М., Мысль, 1976. — 289с.
  23. В.А. Системные описания в психологии. Л., Финансы и статистика, 1984 — 189с.2
  24. Е.М. Аналитическая профессиограмма ка| средство обеспечения профессиональной диагностики кадро // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1989, № 3. С.23−24.
  25. Ю.В., Талызина Н. Ф. Психодиагностик познавательного развития учащихся. М., МАМИ, 1989. — 64с
  26. В.А. Становление системы образования дл) целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М., РМАТ 1997. — 75с.
  27. В.А. Стратегический менеджмент в туризме:
  28. Современный опыт управления. -М., Финансы и статистика, 1. J 1999.- 496с.
  29. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные1.труды. В 5 т. М., РМАТ, 1998. — т.1. — 192с.- т.2. — 256с.- т.З.384с.- т.4. — 312с.- т.5. — 248с.
  30. В.А., Зорин И. В. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания. (Зарубежный опыт). М., РМАТ, 1990. — 137с.
  31. В.А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности „Рекреация и туризм“. Проект // Актуальные проблемы туризма. Вып. 1 -М., 1997. 137с.
  32. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России. Из опыта образовательныхучреждений социального туризма 1987−1997 гг. М., МАМИ, 1997. — 214с.
  33. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., ВЛАДОС, 1995. — 222с.
  34. Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-ирофессиоведа // Психологический журнал, 1994, № 4. С.130−136.
  35. А.Г. Личность воспитывает себя. М., Изд-во ЦДЮТур РФ, 1983. — 255с.
  36. А.Г. Психология личности. М., РМАТ, 1970. -391с.
  37. В.И. Профессия и ее мотивация // Психологические вопросы профессиональной пригодности. -Вильнюс, 1981. С.53−56.
  38. Ю. Психологическая теория решений. М., РМАТ, 1979. — 504с.
  39. Я.Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984. — 123с.
  40. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. М., Информ. — внедренческий центр „Маркетинг“, 1997. — 192с.
  41. С.И. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. — 131с.
  42. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970. — 1 14с.
  43. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., ВНУ, 1993. — 54с.
  44. Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983. — 190с.
  45. О.В. Динамика формирования профессиональной направленности в техническом вузе // Методысовершенствования учебно-воспитательного процесса в вуз Волгоград, 1989. — СЛ 63−167.
  46. А.А. Педагогическое общение. М., Просвещени 1996, — 93с.
  47. А.А. Психология общения. Тарт1 Просвещсние1974.- 201с.
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М Просвещение, 1977. — 304с.
  49. А.Н. Избранные психологические произведения В 2-х т. Т.2 М., Просвещение, 1983. — 318с.
  50. А.Н. Проблемы развития психики. М. Просвещение, 1981. — 584с.
  51. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. 1981. — 185с.
  52. Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений // Проблемы подготовки к общению: Материалы симпозиума. М., 1979. — С.4−5.
  53. М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., Просвещение, 1985. — 223с.
  54. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Радом, 1984. — 444с.
  55. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал, 1980, № 2. С.23−27.
  56. А.К. Психология профессионализма. М., Финансы и статистика, 1996. — 308с.
  57. Л.В. Об ориентациях психологической службы в условиях перестройки вуза // Сб. Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987. — С.270−273.
  58. B.C. Лекции, но психологии мотивов человека. -Пермь, 1971. 120с.
  59. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 195S 172с.
  60. B.C. Структура личности: характер, способное! самосознание. Пермь, 1990. — 110с.
  61. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., Финансы и статистика, 19- 120с.
  62. А.В. Общение как фактор воспитания школьник^- М., Феникс, 1984. 1 12с. I
  63. А.В. О воспитании старшеклассников. Г| Политиздат, 1981. — 176с.
  64. Г. Психология и учитель. М., Политиз-:1997. 320с.
  65. В.Н. Структура личности и отношение человека действиям. -М., Мысль, 1956. 184с.
  66. М.С. Психология воспитания // Возрастная педагогическая психология. М., Педагогика, 1973. — С.23 263.
  67. Р.С. Практическая психология. М., Просвещен1998. 320с.
  68. A.M. Научно-экспериментальная работа образовательном учреждении. М., Просвещение, 1996. — 130с
  69. A.M. Профессиональное образование в Росси Перспективы развития. М., Просвещение, 1997. — 254с.
  70. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. V Финансы и статистика, 1970. — 463с.
  71. В. Процесс обучения. М., Финансы и статистик 1962. — 171с.
  72. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой Н.А. Урклина. Л., 1973. — 31 1с.
  73. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есииова. М., Зне 1967. — 472с.
  74. Основы педагогики и психологии высшей школы. 1 ВЛАДОС, 1986. — 303с.
  75. Педагогика / Под общей редакцией Г. Нойнера, 1С Бабанского М., ВЛАДОС, 1984. — 341с.
  76. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. ^ Знание, 1982. — 255с.
  77. К.К. Структура развития личности. М., РМ^ 1986. — 255с.
  78. Ю.П. Психология коллективной деятельности. М., РМАТ, 1990. 181с.
  79. Ю.П. Критерии профессионализации формирования структуры профессиональных способностей. М., ИНФРА-М, 1991. 73с.
  80. Я.А. Психология творческого мышления. М Народное образование, 1960. — 352с.
  81. Психологическая поддержка в ВУЗе. Круглый стол / Психологический журнал, 1994, № 5. С.20−31
  82. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского i М. Г. Ярошевского. М., Народное образование, 1990. — 492с.
  83. Психология и педагогика. Курс лекций / Под ред. К. А Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сласгенина. М., РМАТ, 1998. — 320с.
  84. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. М., РМАТ, 1999. — 256с.
  85. Психология и этика делового общения: Учебник / Под ред. В. Н. Лавриенко. М., Народное образование, 1997. — 279с.
  86. Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранномуязыку: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Hayi СПб., Магистр, 1991. 16с.
  87. Н.С. Критический анализ коммуникатив.педагогики ФРГ. JI., Политиздат, 1989. — 207с.
  88. Ю.П. Секреты общения. М., РМАТ, 1991. 15'
  89. А.Г. Формирование профессионалы пригодности. Минск, 1984. 176с.
  90. C.JI. Основы общей психологии. — СП Магистр, 1999. 720с.
  91. И.И. Основы педагогики общения. Мн., 1998 319с.
  92. А.П. Пути воспитания профессиональн направленности личности учащихся. М., Политиздат, 1974 285с.
  93. М.Н. Методология и методика педагогическ исследований. М., Финансы и статистика, 1986. — 150с.
  94. В.А. Формирование личное социалистического тина. М., РМАТ, 1981. — 40с.
  95. В.А., Подымова Л. С. Педагогик инновационная деятельность. М., Изд-во Моск. ун-га, 1997. 224с.
  96. Л.Д. Основы психологии. Практикум. Росто на-Дону, 1999. — 576с.
  97. В.А. Рождение гражданина. М., МГУ, 197 — 335с.
  98. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. 217с.
  99. Н.Ф. Методика составления обучающи программ: Учеб. пособие. М., РМАТ, 1980. — 46с.
  100. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособ!- М., Контроллинг, 1998. 288с.
  101. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М., Финансы и статистика, 1975. 343с.
  102. Э. Принципы обучения, основанные психологии. М., Советский спорт, 1930. — 240с.
  103. А.П. Роль игры в воспитании детей: Статьи. -Советский спорт, 1976. — 96с. /
  104. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М Издательский Торговый Дом „Герда“, 1982. — т.1. — 406с.- т.2. j 351с. j1 17. Хьелл JI. и Зиглер Д. Теории личности. СПб., Радом, 199'- 608с.
  105. В.Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовк научно-педагогических кадров для туризма // Актуальны проблемы туризма 98. Сборник докладов и тезисо сообщений 11 Всероссийской научно-практическо- конференции. 4.1. — М., 1998. — С.13−15.
  106. В.Д., Левченкова Т. В. Содержание образования i системе подготовки специалистов для туризма 98: Субъект докладов и сообщений 11 Всероссийской научно практической конференции. 4.1. — М., РМАТ, 1998. — С.70−72.
  107. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения i высшей школе. М., Советский спорт, 1996. — 288с.
  108. Н.Г. Избранные педагогически* произведения. М., Советский спорт, 1953. — 772с.
  109. П.А. Преемственность профессионального! самоопределения студентов и старшеклассников // Советская педагогика, 1983, № 1. С.86−89.
  110. О.В. Чувства добрые пробуждая // Актуальны проблемы туризма'99: Туристские приоритеты „Золотог наследия Руси“: Северо-Западное Подмосковье: Сб. докл. тез. сообщ. науч.-иракт. конф., г. Волоколамск, 29 мая 1999 М., 1999. — С.55−58.
  111. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качестЕ образования. М., Финансы и статистика, 2000. — 320с.
  112. Шкаликов B. JL, Шадриков В. Д. Взаимосвязь обучения ^ развития в процессе освоения профессионально| деятельности // Психологический журнал, 1984, № 5. С.94 103.
  113. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно познавательной деятельности // Сов. педагогика, 1983, № 11. -с.48.
  114. Г. И. К вопросу о месте познавательного интереса . направленности личности школьника // О нравственно» воспитании школьников. Л., Радога, 1968. — 153с.
  115. Энциклопедия психологических тестов. Личность мотивация, потребность. М., Хорос, 1997. — 300с.
  116. Энциклопедия психологических тестов. Общение лидерство, межличностные отношения. М., Советский спорт 1997. — 304с.
  117. А.Ф. Психология решения задач. М., 1972 Советский спор, — 216с.
  118. П.М. Психологические проблемы мотиваци! поведения человека. М., Финансы и статистика, 1969. — 317с
  119. М.Г. Эмоциональные аспекты нравсгвенноп воспитания. М., Финансы и статистика, 1986. — 155с.
  120. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессиональная этика социально? работы. М., Свобода, 1999. — 96с.
Заполнить форму текущей работой