Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование особенностей личностно-профессионального самоопределения старшеклассников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторым этапом была проведена методика «Мои способности» (см. Приложение 2). С помощью этой методики были выявлены особенности и качества, которые помогут учащимся справиться с выбранной профессией. Поэтому четвертым этапом была проведена методика диагностики темперамента Айзенка (см. Приложение 4). С помощью этой методики были выявлены особенности темперамента каждого учащегося. Таким образом… Читать ещё >

Исследование особенностей личностно-профессионального самоопределения старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стартовая Диагностика личностно-профессионального самоопределения старшеклассников

В эксперименте приняли участие учащиеся общеобразовательного класса и коррекционного класса.

  • · Общеобразовательный класс — 32 учащихся, из них 18 мальчиков и 14 девочек;
  • · Коррекционный класс- 11 учащихся, из них 9 мальчиков и 2 девочки.

Профориентационная работа проводилась в коррекционном и общеобразовательном классах с целью сравнения развития профессионального самоопределения у старшеклассников.

Экспериментальная часть состояла из 3 этапов.

1 этап: констатирующий. Диагностика самоопределения старшеклассников.

Констатирующий эксперимент включал в себя проведение и обработку диагностик, анкет:

ѕ Анкетирование «Профориентация учащегося», модифицированная С. Соколом;

ѕ Методика «Мои способности» ;

ѕ Методика «Дифференциально-диагностический опросник» ;

ѕ Методика «Типы темперамента» по Г. Айзенку.

2 этап: формирующий. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников.

Формирующий эксперимент включал в себя:

ѕ Лекции;

ѕ Беседы;

ѕ Игровые занятия;

ѕ Коллажирование;

ѕ Индивидуальные консультации.

3 этап: контрольный. Контрольное диагностирование особенностей личностно-профессионального самоопределения старшеклассников.

Контрольный эксперимент включал в себя анкетирование «Профориентация учащегося», модифицированная С.Соколом.

Первым этапом было проведено анкетирование «Профориентация учащегося». Целью которого было выявить, в какой профессии учащиеся хотят себя реализовать и что предпринимают учащиеся для того, чтобы достичь желаемого результата (см. Приложение 1).

Представим полученные данные графически (рис.1).

Результаты первичного анкетирования.

Рис. 1. Результаты первичного анкетирования

Вторым этапом была проведена методика «Мои способности» (см. Приложение 2). С помощью этой методики были выявлены особенности и качества, которые помогут учащимся справиться с выбранной профессией.

Методика «Мои способности» представляет собой опросный лист, где написано 45 утверждений и если учащиеся согласны с утверждением, они должны в бланке ответов поставить «+», а если не согласны, соответственно «-». Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 9-ти столбцов. Каждый из 9-ти столбцов характеризует одно из направлений в развитии способностей личности.

Данные первичного исследования представлены в рис. 2.

Результаты диагностики .

Рис. 2. Результаты диагностики «Мои способности»

Из диаграммы видно, что у учащихся и общеобразовательного класса, и коррекционного класса преобладают физические способности.

Третьим этапом была проведена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (см. Приложение 3). С помощью этой методики исследованы склонности, позволяющие определить, какому типу профессий может принадлежать дальнейший выбор учащихся.

Методика «ДДО» представляет собой опросный лист, где учащиеся должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить знак «+» .

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. Учащимся рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+». Время обследования не ограничивается. Хотя учащихся нужно предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20−30минут.

Обработка результатов была произведена при помощи компьютерных технологий.

Данные исследования представлены графически (рис.3).

Результаты методики .

Рис. 3. Результаты методики «ДДО»

При выборе профессии важно учитывать помимо способностей и склонностей еще и, мало поддающийся изменениям в течение жизни темперамент.

Поэтому четвертым этапом была проведена методика диагностики темперамента Айзенка (см. Приложение 4). С помощью этой методики были выявлены особенности темперамента каждого учащегося.

Учащимся предлагается ряд вопросов об особенностях их поведения. Если учащийся отвечает на вопрос утвердительно («согласен»), то он ставит в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечать на вопрос нужно быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

Результаты диагностики «Типы темперамента» представлены в рис. 4.

Результаты диагностики .

Рис. 4. Результаты диагностики «Типы темперамента»

Из диаграммы мы видим, что в двух классах преобладает холерический тип темперамента.

В результате диагностической работы была выявлена категория учащихся с низким уровнем самоопределения в количестве 20 человек.

Таким образом, анализ результатов исследования показал необходимость профориентационной работы, направленной на создание условий для профессионального самоопределения учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой