Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование деятельности университетов по удержанию студентов из числа коренного населения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тесумсех Центр является общеуниверситетским подразделением, который привлекает преподавателей различных факультетов для проведения исследовательских работ. Главная цель центра — сформировать систему, которая обеспечивает эффективное взаимодействие между западными учеными, исследователями из числа коренного населения, аспирантами и родовыми общинами. Как результат, исследователи — представители… Читать ещё >

Совершенствование деятельности университетов по удержанию студентов из числа коренного населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы подготовки преподавателей для работы со студентами из числа коренных народов в Университете Брока.

Одним из факторов сдерживания процесса адаптации коренного населения в систему высшего образования является недостаточная подготовка преподавателей. Эту проблему постарались решить в Университете Брока, который расположен в канадской провинции Онтарио. В университете создана система подготовки учителей для специализированной работы с индейцами, проживающими на территории провинции. Подготовка преподавателей ведется на основе концептуальной идеи «оздоровления и исцеления», или концепции пропаганды родного языка, культуры коренных малочисленных народов.

На основе идеи оздоровления и исцеления была разработана и внедрена специализированная высшая профессиональная образовательная программа — бакалавр образования по обучению взрослых аборигенов (Bachelor of education in aboriginal adult program, или ABADED), ориентированная на подготовку учителей, способных эффективно работать со студентами из числа коренных народов [55].

Бакалаврская программа ABADED построена на концепции изучения и исцеления и направлена на обеспечение личностного и индивидуального роста человека. Программа была спроектирована специально для повышения уровня образования индейцев Онтарио. Обучающиеся по данной программе должны найти баланс внутри своеобразного «медицинского круга исцеления и изучения». При этом в процессе обучения студента-индейца особое внимание отводится вопросам духовности его народа, во многом проявляющуюся в ритуальности и церемониальности. В частности, согласно духовному миру индейцев Онтарио, они стараются избегать конфликтов — и это должны понимать преподаватели, работающие с ними. При преподавании среди молодежи этнического меньшинства также необходимо проявлять уважение к достоинству и культуре коренных народов, восхвалять скромность аборигена.

Обучение на основе концепции исцеления и оздоровления вступает в противоречие с классическим учебным планом современной образовательной программы, которая направлена на изучение предмета дисциплин и освоение навыков, чем на познание самого себя, без чего коренной народ Онтарио не может эффективно заниматься образовательной или иной деятельностью.

В течение долгого периода времени индейцы воспринимались в обществе как люди, чей низкий социальный и образовательный уровень вызван собственно их национальностью, расовой и национальной вторичностью. По мнению исследователя Роя Ходжсона, необходимо было вносить концептуальные изменения в современную систему образования, которая вызывала среди индейцев чувство самоуничижения, культурной ущербности и, в конечном итоге, недовольство своим социальным положением.

Рой Ходжсон определяет в качестве альтернативы современному образованию концепцию образовательной деколонизации коренных народов, в основе которого лежит идея так называемой деколонизации, или развития у аборигенов чувства собственного достоинства и уважения к своему этносу и культуре, раскрытию творческого и интеллектуального потенциала коренных народов. Применительно к данному пониманию, образовательная деколонизация — это один из главных принципов подготовки преподавателей в рамках программы в Университете Брока [55].

Образовательная программа ABADED в Университете Брока создана для того чтобы подготовить преподавателей, деятельность которых будет направлена на деколонизацию и культурное возрождение коренных народов. По мнению инициаторов программы, образование — это более широкое понимание, чем просто привнесение знаний. Это воспитание детей, процесс строительства небольшого социального общества индейцев. В качестве успеха реализации программы является повышение чувства уверенности, гордости за себя и свой народ. Только уверенный в себе студент, как определено программой ABADED, сможет успешно завершить свою учебу, быть востребованным для потенциальных работодателей.

Составной частью программы является процесс адаптации студента, который состоит из следующих основных этапов:

  • — признание страха перед неизвестностью и, следовательно, неуверенность в успешной учебе, а также преодоление этого страха через получение поддержки в университете и обществе;
  • — выход из стрессовой ситуации через процесс повышения самосознания, формирования чувства гордости за свой народ;
  • — формирование состояния готовности к изменениям, осознание того, что необходимы изменения в собственной жизни, в жизни семьи, общества;
  • — завершение учебы по программе ABADED, выпускниками которой становятся преподаватели, которые обретают навыки учить студентов, своих соплеменников, индейцев провинции Онтарио.

Благодаря реализации программ по примеру ABADED, в основе которых — обучение студентов через призму культуры индейцев, изучение родного языка и культуры, включение освоения традиций и верований в контент образовательных программ, увеличилось число поступивших в университет. Так, число студентов увеличилось от 200 в середине 1960;ых до более 27 000 в 1996 году. Количество выпускников из числа коренных народов выросло от 2% до 4% с 1986 год по 1996 год. С такими темпами число студентов аборигенов сравняется с остальными студентами через 70 лет [55].

Также благодаря реализации таких программ как ABADED, такие вузы как Университет Брока, Университет Трента (Trent University), Университет Первых Наций (First Nation University) построили стратегические отношения с аборигенными общинами по всей стране. Деятельность вузов по обеспечению адаптации представителей коренного населения также регулируется Советом по образованию коренных народов (Aboriginal Education Council — AFC).

Следует отметить, что бакалаврская программа ABADED в Университете Брока реализуется путем создания сильного исследовательского партнерства с общинами, поддержки исследований в сфере деятельности индейцев. Программа ABADED позиционируется как образовательная программа по подготовке учителей для аборигенов, которая имеет следующие особенности:

  • — наличие значительной доли дисциплин для аборигенов, которые становится главным фактором привлечения учащихся;
  • — гибкость, или способность оперативно вносить изменения в подготовку преподавателей по результатам взаимодействия с общинами, которые выступают в качестве заказчиков программы;
  • — существенное участие и содействие AFC в качестве координатора партнерства между университетом и общинами аборигенов;
  • — высокий уровень взаимодействия между преподавательским составом и исследователями университета через Тесумсех Центр для исследования проблем образования индейцев Онтарио.

Тесумсех Центр является общеуниверситетским подразделением, который привлекает преподавателей различных факультетов для проведения исследовательских работ. Главная цель центра — сформировать систему, которая обеспечивает эффективное взаимодействие между западными учеными, исследователями из числа коренного населения, аспирантами и родовыми общинами. Как результат, исследователи — представители доминирующей в стране культуры — взаимодействуют с индейцами с чувством уважения. Эффективное взаимодействие позволяет лучше понимать социоэкономические и социокультурные вопросы, разрабатывать инновационные и программные решения, которые отвечают потребностям коренного населения и содействуют улучшению уровня их жизни.

Программа ABADED Университета Брока предоставляет возможность:

  • 1. Учителям начальных классов, не имеющих дипломов о высшем образовании, стать участниками данной программы;
  • 2. Родовым общинам активно участвовать в процессе реализации программы;
  • 3. Студентам-аборигенам, проживающим в отдаленных районах, пройти курс обучения программы ABADED в других университетах, входящих в партнерскую систему Университета Брока. Так, Университет Брока имеет соглашение по реализации программы через Университет первых наций (статусных индейцев). Разработку курсов, в том числе дистанционных, осуществляет, в основном, Центр обучения аборигенов и подготовки преподавателей.

Эффективная подготовка преподавателей позволяет предупредить конфликты, обусловленные различиями в культурах между индейцами и западным миром, между учащимися-аборигенами и образовательным процессом. При этом преподаватели обязаны использовать нетрадиционные учебные пособия, понимать основные элементы межкультурных различий, применять способы обучения, формы ведения занятий, которые отличаются от методов, применяемых в традиционном образовательном процессе. Также преподаватели должны уметь использовать сильные стороны познавательных способностей представителей коренных народов, проводить уроки в обстановке общины, родной деревни.

Большое значение в подготовке преподавателей для работы со студентами-аборигенами имеют учебники и учебные пособия. В Канаде наработан достаточно большой опыт по изданию книг для подготовки преподавателей, которые будут обучать молодежь из числа коренного населения.

Например, в книге «Anti-racism, feminism and cultural approaches to education» рассматриваются вопросы религиозной, расовой терпимости в процессе образования. Также авторы предлагают учить студентов — молодых людей в концепции добытчика и защитника, защитника своей культуры, но без агрессии к доминирующей культуре. Обучение студентов в рамках идеи «воина и защитника» способствует развитию национального самосознания и политической независимости коренных народов [56].

Политика в области высшего профессионального образования должна осуществляться с учетом интересов коренных малочисленных народов — основная идея другой книги «Redefining multicultural education». Если ранее образование было инструментом для того, чтобы ассимилировать детей и молодежь коренных народов в западную культуру, то сегодня образовательные программы в университетах имеют солидный национальный культурный компонент. Авторы определяют, что ранее действовали коммуникационные и культурные барьеры между учителями из числа коренных народов и преподавателями и студентами доминирующей культуры. При этом проблемы в коммуникации часто преподносились так, что у преподавателей из числа коренных народов низкий уровень квалификации.

Развитие высшего профессионального образования в условиях меняющихся политической и экономической ситуации на севере Канады — приобретения большой степени автономности территориями, в основном, путем решения земельных вопросов — основная идея книги «Comprehensive multicultural education: theory and practice».

В процессе обучения по программе ABADED студенты — будущие преподаватели — пользуются различными методическими пособиями. Например, в пособии «Other people’s children: cultural conflict in the classroom» студенты находят много полезной практической информации, которая достаточно детализирована. В пособии содержатся инструкции, как использовать сильные лингвистические стороны студентов-аборигенов, способы обучения студентов с помощью участия семьи. Основными обучающими инструментами являются прямой человеческий контакт и работа в группе, лабораторные и практические занятия на фоне природы, применение визуальных, наглядных методов обучения. Во время занятий преподавателям следует учитывать, что студенты-аборигены не любят говорить громко, даже когда знают предмет. В таких случаях студенты из числа коренного населения имеют заведомо проигрышные позиции в ходе таких дисциплин, как «основы публичной речи», или гуманитарные дисциплины, в которых оценивается умение выступать в аудитории. Высокая самооценка, которая нередко становится одним из факторов успеха студента в высшем образовании, часто занижена у аборигенов, обладающих природной скромностью.

В учебнике для будущих преподавателей «Мulticultural teaching: a handbook of activities, information and resources» дается детализированная информация об особенностях практикоориентированности обучения студентов-аборигенов. Например, национальный (этнический) компонент можно включить во многие программы учебных дисциплин, например, элементы данного компонента могут быть выражены следующим образом:

  • 1) Нахождение местоположения племен на карте;
  • 2) Обобщение сведений о штатах, в которых расположены резервации, численность населения этих резерваций;
  • 3) Изучение английских слов, произошедших от языков коренных народов;
  • 4) изучение названий мест в США, происходящих от коренных народов;
  • 5) изучение жизни коренных народов до и после прибытия колонистов и мигрантов из Европы;
  • 6) использование поэзии и фольклора коренных народов, чтобы более тщательно изучить аборигенную культуру.

Также в учебный план могут быть включены модули с использованием историй и легенд индейцев, этимологическое происхождение терминов, рассказы о настоящих героях, обучающая информация о мировоззрении аборигенов [56].

Проанализировав опыт Университета Брока в реализации бакалаврской программы подготовки преподавателей для работы с учащимися из числа индейцев Онтарио, можно отметить следующие основные выводы:

  • 1. Специализированная программа подготовки преподавателей по работе со студентами-аборигенами имеет стратегическое значение, так как будет создан прочный профессорско-преподавательский состав, способный многие годы качественно обучать коренное население по требованиям высшего профессионального образования. Большую роль играет качество методического обеспечения в процессе подготовке преподавателей, которые будут вовлечены в работу со студентами из числа коренных народов.
  • 2. Успех бакалаврской программы ABADED обеспечивается благодаря поддержке партнерской сети вузов и правительства региона, которое создает спрос на кадры из числа аборигенов. Специалисты из числа коренных народов необходимы для реализации ключевых проектов в различных отраслях промышленности. Это стало возможным в условиях передачи муниципальным аборигенным правительствам все больших полномочий по управлению земельными и природными ресурсами.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой