Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ориентирование на местности и топографическая подготовка туриста-дошкольника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Волшебный лес Где-то далеко-далеко за морем возвышался волшебный лес, в котором жили звери и птицы. Следил за порядком в волшебном лесу старый мудрый филин, который жил на самом верху огромного дерева — дуба. Выше этого дерева были только горы. Все звери и птицы ходили к нему за советом. Вокруг огромного дуба ходит на золотой цепи пушистый кот, а на ветках дуба сидят русалки. Рядом с дубом стоит… Читать ещё >

Ориентирование на местности и топографическая подготовка туриста-дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вся работа с детьми по ориентированию будет иметь большое значение не только в смысле подготовки юных туристов к будущим походам. Прежде всего, у них будет формироваться общий культурный уровень гражданина. Ведь умение ориентироваться с полным правом можно отнести к категории жизненных навыков, которые составляют неотъемлемую часть понятия всесторонне развитой личности.

Обучение ориентированию должно основываться на системной работе в соответствии с программными требованиями, предусматривающими формирование умений у дошкольников определять свое местонахождение среди объектов окружающей среды, изучать простейшие планы, схемы, обозначать пространственные отношения на листе бумаги, владеть пространственной терминологией. Все перечисленные умения согласуются с одним из основных требований к начинающему туристу — уметь ориентироваться на местности.

Этот раздел подготовки вызывает у педагогов наибольшие трудности. Во-первых, они связаны с возрастными особенностями ребенка — недостаточной произвольностью психических процессов (слабая концентрация внимания, рассеянность и др.), а иногда и страхами перед незнакомой местностью. Во-вторых, с недостаточными знаниями и умениями самого педагога в этом виде деятельности. В-третьих, с недооценкой способностей детей дошкольного возраста в овладении приемами ориентирования на местности.

Однако за последние годы исследования ученых-педагогов и психологов, практический опыт работников дошкольного образования доказывают, что старшие дошкольники имеют замечательные способности к ориентированию. Но, чтобы эти способности успешно развивались, педагог должен знать анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей 6—7 лет, а также последовательность прохождения материала. Обучение основам ориентирования на местности должно проводиться с опорой на результаты предварительной работы.

В копилку ту ристских знаний Три основных действия, из которых складывается ориентирование:

  • 1) определение сторон света;
  • 2) опознание местности по ориентирам;
  • 3) определение точки стояния и направления движения на ориентир.

Примерная последовательность обучения детей ориентированию на местности и топографической подготовке.

• Используйте на первых норах ближайшее социальное и природное окружение: организуйте целенаправленные экскурсии в групповую комнату, на участок, территорию детского сада, а затем и прилегающую к нему территорию. Отмечайте количество дверей, рисуйте коридоры, рисуйте планы своей группы, физкультурной площадки, считайте этажи здания, знакомьте с понятием «план».

План — это наглядная модель, где отдельные элементы обозначены условными знаками или геометрическими фигурами, размещение которых точно повторяет расположение предметов в реальном пространстве.

  • • Работая с планом, формируйте у детей умение ориентироваться не только в окружающей среде, но и на листе бумаги. Включайте в занятия дидактические игры, формирующие эти умения.
  • • Формируйте у детей представления об условных знаках, обращайте внимание на необходимость условных обозначений. Объясняйте, что обозначение должно быть неизменным.
  • • Во время прогулок детям следует рассказывать, как ориентируются взрослые, как выбирают дорогу, обращайте внимание на тропинки, дорожки, ручьи, деревья и т. п., их расположение относительно сторон света.
  • • На экскурсиях по улицам фиксируйте внимание детей на дорожных знаках, подключите родителей — пусть дети с ними вместе рисуют дорогу домой. Перед ребенком должна стоять задача перейти от восприятия ближайшей среды к восприятию пространства.
  • • Давайте детям задания на определение направления (когда идете в физкультурный, музыкальный зал, выходите на прогулку из помещения и т. д.), на определение расстояния к какому-либо объекту (в шагах), на определение ориентиров, которые расположены рядом, слева, справа и т. п. Предлагайте проговаривать выполняемые действия на физкультурных, познавательных занятиях, оценивайте и хвалите своих воспитанников, стимулируйте их работу.
  • • Включайте в познавательные, физкультурные занятия и прогулки задания па описание своего местонахождения относительно окружающих предметов. Просите детей проговаривать свое местонахождение. Все эти задания не только будут выполнять учебную роль, но и разнообразят ваши занятия и путешествия с детьми. Но помните: не следует перегружать память детей, разнообразие эту сложную для ребенка работу двигательными заданиями, играми на ориентирование («Что появилось?», «Поиски клада» и т. п.).
  • • Включайте в познавательные и двигательные занятия поисковые ситуации: найти спрятанный предмет, но заранее приготовленной схеме.

В результате целенаправленной работы ребенок должен понять, что с помощью плана можно отображать и более отдаленное пространство, весь город, несколько городов, одно дерево, лес и т. д.

  • • Познакомьте детей с простейшими топографическими знаками. Для этого во время прогулок в ближайшее природное и социальное окружение обращайте внимание воспитанников на парк, луг, озеро, ноле, кустарник, дома, строения, шоссе и т. д. Покажите овраг, бугорок, тропинку, грунтовую дорогу, мосты через реку, сравните хвойный, лиственный лес.
  • • Предложите детям зарисовать увиденное схематично, затем покажите готовые топографические знаки. Сравните с детскими знаками. Покажите простейшую топографическую карту, поищите на ней знакомые знаки.
  • • Для закрепления изученных знаков можно использовать топографические диктанты (изобразить услышанный знак), топографическое лото, дидактические игры.

Показать на схеме рельеф — сложная задача для дошкольника (плоскость имеет два измерения: длину и ширину, третье измерение — высоту, которая не укладывается в плоскости). Используйте для объяснения обыкновенный картофель: вырезайте дольки и проектируйте их на бумаге.

Следующий этап предусматривает рисование схем местности, где расположен детский сад, улица, где живет ребенок, составление схем маршрутов прогулок, а затем можно составлять топографическую карту всей группой. Таким образом, мы должны создать ребенку условия для нового пути познания окружающей действительности, благодаря которому дети должны осознать, что местность и ее объекты существуют в пространстве не изолированно друг от друга.

Познакомьте детей с работой и устройством компаса. Объясните его назначение, принцип действия, покажите независимость показателей компаса от места его расположения (положите компас в различные места, определяя каждый раз стороны горизонта и показатели стрелки — пусть дети убедятся в одинаковых его показателях).

Если нет компаса, то расскажите детям, что опытные туристы знают о многих других способах ориентирования.

копилку туристских знаний Что значит ориентироваться? Это значит уметь найти точку своего местонахождения и направление движения относительно сторон горизонта Как сориентировать компас? Необходимо совместить с помощью поворота его подвижной части синюю стрелку с указателем «север», и тогда красная стрелка будет указывать на юг. Запад и восток будут расположены под углом 90° с левой и правой стороны соответственно.

Ориентировать карту — это значит правильно расположить ее относительно сторон света.

  • • Введите в работу должность штурмана, он рисует путь, изображает топографические знаки. Регулярно меняйте детей, выполняющих это туристское поручение.
  • • Желательно познакомить детей с географической, физической и топографической картами. Объяснить отличие: на географической и физической картах нет топознаков. Они применяются только на топографических картах, которыми пользуются туристы в походах.

Наиболее трудный раздел ориентирования для дошкольников — умение читать и ориентировать карту. Для этого нанесите на карту изображение стрелки компаса «север — юг». Совместите изображение стрелки на «север» на карте и на компасе, и можно передвигаться по карте.

• Расскажите своим воспитанникам еще об одном способе ориентирования — хождение по легенде.

В копилку туристских знаний Хождение по легенде — это передвижение по маршруту с помощью составленного рассказа с указанием наиболее значимых и запоминаемых объектов природы, искусствен 11ых сооружений.

Легенду сначала составляет педагог, затем с этим заданием хорошо могут справляться и дети. Начинайте ходить по легенде в помещениях детского сада. Закрепляйте пространственные направления движения, используя широкие коридоры — «дороги «, узкие проходы-«троп инки», лестничные марши — «спуски и подъемы в гору и с горы» и т. п., включайте контрольные пункты, которые дети должны отыскать. На контрольных пунктах можно закреплять полученные детьми знания о туризме и туристах.

Итогом таких занятий может быть нахождение подарков, кладов, писем от дядюшки Ау, стимулирующих детей на дальнейшую работу по ориен гированию в помещениях детского сада и на местности. Эти приемы включайте в подвижные игры па прогулках, а также в физкультурные занятия на воздухе.

В копилку туристских знаний Хождение по азимуту — еще один способ ориентировки. Азимут — это угол, образуемый направлением на север и направлением на нужный предмет. Если нужно двигаться по азимуту 150°, для этого необходимо совместить стрелку компаса с направлением на север, затем расположить тонкую палочку на стекле компаса так, чтобы она совпала с делением 150. Найдите неподвижный объект, на который направлена ваша указка (столб, дерево), — это и есть направление вашего пути.

Можно организовывать игры с маркированной трассой как на участке детского сада, так и в его помещениях. Маркировкой могут быть яркие ленточки на кустах, деревьях, заборах. В помещениях детского сада маркировкой могут быть специально выставленные ориентиры с указателями, яркая разметка, укрепленная на стенах, лестничных маршах и других предметах. Отметки указывают путь, сообщают о правильности его прохождения, об опасности, окончании маршрута и т. п.

В копилку ту ристских знаний Туристская маркировка — это система специальных условных обозначений, которые наносятся на местные предметы для разметки туристских маршрутов. Она включает различные виды марок — направляющие стрелки, указатели и другие знаки, которые в своих символах, форме, цвете и буквенно-цифровом коде несут нужную для туриста информацию, помогают ориентироваться на местности.

Уважаемый коллега!

Даже если у вас не богатый опыт в ориентировании, успех обучения детей зависит от вашего творчества и желания получать новые знания. Если вы никогда не занимались туризмом и спортивным ориентированием, знайте, что существует большое количество разнообразной учебно-методической литературы по топографии и ориентированию. В рамках данного пособия мы сможем дать лишь элементарные сведения в этой сфере физкультурно-спортивной деятельности и надеемся, что приведенные практические и методические материалы помогут вам в проведении занятий с вашими воспитанниками.

Примерное содержание познавательных и двигательных занятий, игровых заданий, дидактических и подвижных игр, развлечений, направленных на топографическую подготовку, формирование умений ориентироваться на местности и развитие ориентационных способностей детей 6—7 лет Основные целевые установки занятий:

  • • ориентироваться на листе бумаги;
  • • читать простейшие схемы;
  • • различать изученные топографические знаки;
  • • составлять планы помещений, маршрутов прогулок;
  • • ориентироваться в предметно-пространствен ном окружении детского сада, участка, прилегающей территории;
  • • участвовать в играх, прогулках на ориентировку в пространстве с поисковыми ситуациями.

Познавательное занятие «Путешествие на бумаге»[1]

(на формирование умений ориентироваться на листе бумаги) Дидактические пособия, инвентарь: бумага (квадратные листы), карандаши.

Содержание: каждому ребенку выдастся лист бумаги и карандаш. Педагог, используя сюжетный рассказ па туристскую тему, предлагает детям выполнить следующее задание: в правом верхнем углу нарисовать круг (привал), в левом верхнем — квадрат (дом), в правом нижнем — треугольник (начало пути), в левом нижнем — три точки (три туриста) (рис. 5.6). Для примера использует указанные выше пособия.

Рисунок для занятия «Путешествие на бумаге».

Рис. 5.6. Рисунок для занятия «Путешествие на бумаге».

Индивидуальные задания

(на закрепление пространственных ориентировок) Дидактические пособия, инвентарь: стол, маленький рюкзачок.

Содержание: перед ребенком ставится стул, на стуле лежат четыре кубика. Педагог предлагает ребенку разложить кубики в следующих направлениях: в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний, в левый нижний угол. В случае неправильного выполнения повторить задание несколько раз, изменяя порядок заданных направлений.

Игровые упражнения «Выполняй правильно»

(па формирование умений различать левую и правую сторону, закреплять пространственную терминологию) Содержание: дети становятся в круг, им предлагается выполнить следующие задания.

  • 1. Правая рука — вверх, левая — вниз. Правой рукой ребенок медленно похлопывает себя по голове, левой поглаживает себя по груди и животу. Затем сменить положение рук (левая — вверх, правая — вниз).
  • 2. «Цапля»: правую руку положить на плечо рядом стоящего товарища, правую йогу согнуть в колене, носок оттянуть. Затем сменить положение.
  • 3. «Пила и молоток»: правой рукой выполнять движения, имитирующие пилку дров, а левой рукой одновременно имитировать забивание гвоздеи.
  • 4. Ноги вместе. Затем ребенку предлагается левую ногу выставить на шаг вперед так, чтобы она касалась носком пола. Левую руку поднять выше пояса, выполнять горизонтальные круги слева направо (скользя носком, но иолу) со сменой направления движения. После этого сменить положение руки и ноги.
  • 5. Руки на пояс. Прыжки «с кочки на кочку». Приземление на правую (левую) ногу, левая (правая) согнута.
  • 6. Выполнить поворот направо, сделать шаг вперед с левой ноги, положить правую руку на плечо соседа, вернуться в исходное положение. Затем сменить направление движения.
  • 7. Руки на пояс. Выполнить два шага назад с правой ноги. Указать рукой товарища, находящегося слева от себя, вернуться в исходное положение, т. е. выполнить два шага вперед только с левой ноги. Затем повторить упражнение, начиная его выполнение с левой ноги.
  • 8. «Поезд». Задание выполняется в парах: мальчикам встать напротив девочек, взять девочку сначала за правую, затем за левую руку, выполнять круговые движения руками в направлении от девочки к мальчику. После этого задание выполняют девочки.

Познавательное занятие

«То, что слышали, не скажем, что увидели, покажем»

(на определение пространственных отношений между объектами) Дидактический материал: бумага, карандаши.

Содержание: это занятие рекомендуется проводить после туристской прогулки. Каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Педагог, используя сюжетный рассказ, предлагает детям выполнить следующее задание: в центре листа нарисовать солнце, вверху (над солнцем) — цветок, внизу (под солнцем) — грибок, справа от солнца — снежинку, слева от солнца — дерево (рис. 5.7).

Рисунок для занятия «То, что слышали, не скажем, что увидели, покажем».

Рис. 5.7. Рисунок для занятия «То, что слышали, не скажем, что увидели, покажем».

Познавательное занятие «Запомни и нарисуй»

(на закрепление пространственных отношений между объектами) Дидактический материал: макеты туристского инвентаря или их изображение на карточках, бумага, карандаши.

Содержание: педагог должен расставить па столе предметы туристского инвентаря. Например, в центре — костер, вверху — палатка, внизу — река, справа — туристы, слева — дерево. Затем он предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить расположение предметов. После этого педагог их убирает и дает задание: нарисовать на листе бумаги, где и какие предметы были расположены.

Игровые упражнения «Зеркальное отражение»

(на закрепление умений «ориентировки на себе»).

Содержание: дети становятся парами друг напротив друга. Задание заключается в следующем. Сначала педагог предлагает выполнить задание колонне детей, стоящей от него, но правую руку. Затем эта же колонна детей выполняет это задание на детях, стоящих напротив, т. е. на своем «зеркальном отражении». После этого задание выполняет колонна, стоящая от воспитателя слева. Дети должны показать следующее: правую руку, левое ухо, правую йогу, левую руку, правое ухо, левую ногу.

Примечание. Задания можно разнообразить и давать в различной последовательности.

Индивидуальные задания «Зеркальное отражение»

Дидактический материал: кукла «туристенок», зеркало.

Содержание: сначала педагог предлагает ребенку выполнить задание «на себе», затем на своем зеркальном отражении, потом на игрушке. После этого повторить задание в парах.

Интегрированное занятие «Математический счет — мы готовимся в поход».

(на формирование ориентировки в пространстве) Дидактический материал: карточки с цифрами (от 1 до 10), карточки с рисунками (10 рисунков). Вместо указанных рисунков можно подготовить знакомые детям топографические знаки (лес, дорога, старт, финиш, строение и др.).

Содержание: детям предлагается следующее задание (рис. 5.8):

  • • сначала справа налево, затем слева направо сосчитать про себя, сколько цифр нарисовано, сказать педагогу их количество;
  • • каким по счету в ряде цифр стоит данное число: справа, слева;
  • • к цифре второй справа прибавить седьмую слева цифру;
  • • сосчитать, сколько рисунков всего (начинать счет справа, затем слева);
  • • каким по счету справа стоит данный рисунок: справа, слева;
  • • какую сказку вы знаете про рисунок, стоящий третьим справа, шестым слева.
Рисунок для занятия «Математический счет — мы готовимся.

Рис. 5.8. Рисунок для занятия «Математический счет — мы готовимся

в поход"

Примечание. При подсчете педагог может помогать детям; в начале учебного года количество рисунков может быть уменьшено.

Познавательное занятие «Запомни путь»

(на формирование пространственных представлений, закрепление умений ориентироваться на листе бумаги) Дидактический материал: чертежи несложных маршрутов, карандаши, чистая бумага.

Содержание: воспитатель, используя сюжетный рассказ, предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить маршрут, обозначенный на картинке, затем дети должны по памяти воспроизвести его на чистом листе (рис. 5.9).

Рисунок для занятия «Запомни путь».

Рис. 5.9. Рисунок для занятия «Запомни путь».

Примечание. Предлагаются различные варианты маршрутов, сложность зависит от подготовленности детей.

Индивидуальные задания «Запомни путь»

Дидактический материал: схемы несложных маршрутов, карандаши, бумага.

Содержание: педагог, используя сюжетный рассказ на туристскую тему, предлагает ребенку внимательно посмотреть и запомнить маршрут, обозначенный на рисунке, затем по памяти воспроизвести его на чистом листе (рис. 5.10).

Примечание. Варианты маршрутов даются в облегченном варианте. Количество маршрутов не ограничено.

Рисунок для индивидуального задания «Запомни путь».

Рис. 5.10. Рисунок для индивидуального задания «Запомни путь».

Игровые упражнения для физкультурных занятий «Точный поворот «

(на формирование умений ориентироваться в пространстве, развитие глазомера) Содержание: дети делятся на две команды. Дети из первой команды садятся на стулья, стоящие в ряд на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга, закрывают глаза и выполняют задания педагога. Дети другой команды следят, чтобы игроки первой не открывали глаза. Задания следующие.

  • 1. Игрок должен встать со стула, сделать 5 шагов вперед, повернуться направо, еще раз направо, снова пройти 5 шагов, повернуться налево, еще раз налево, затем открыть глаза и сесть на стул.
  • 2. Игрок должен встать со стула, сделать 3 шага вперед, повернуться налево, еще раз налево, снова пройти 3 шага вперед, повернуться направо, еще раз направо и открыть глаза.
  • 3. Игрок выполняет 4 приставных шага вперед с правой ноги, поднимает вверх левую, затем правую руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с левой ноги, повор от направо, палево и открывает глаза.
  • 4. Исходное положение — руки на пояс. Игрок выполняет 5 приставных шагов вперед с левой ноги, поднимает по очереди вверх руки, опускает их, выполняет 2 приставных шага назад с правой ноги, поворачивается налево, направо и открывает глаза.
  • 5. Исходное положение — руки на пояс. Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с правой ноги, 2 приставных шага вперед с левой ноги, 1 приставной шаг влево, поворот налево, 1 приставной шаг вправо, поворот налево и 3 шага вперед, открывает глаза.
  • 6. Исходное положение — руки на пояс. Игрок выполняет 2 приставных шага вперед с левой ноги, 2 приставных шага вперед с правой ноги, 1 приставной шаг вправо, поворот направо, 1 приставной шаг влево, поворот направо и 3 шага вперед, открывает глаза.
  • 7. Исходное положение — правой рукой дети держатся за спинку стула, левая рука на пояс. Игрок обходит два раза вокруг стула по часовой стрелке, затем меняет направление движения.

Примечание. Задания должны выполняться строго с закрытыми глазами, не очень быстро, под команду педагога. Для детей второй команды порядок заданий меняется.

Контрольное игровое занятие: игра-эстафета «Путешественники»

(на закрепление и совершенствование умений ориентироваться в предметно-пространственной среде) Оборудование, инвентарь, пособия: обручи, мел, стулья, канаты (скакалки), рисунки цветов светофора, кегли, кубики, игрушки, стойки в форме дуги, небольшая лестница, гимнастические палки, геометрические фигуры, цифры (от 1 до 10), клей, чистая бумага, карандаши.

Содержание: дети делятся на две команды, выбирается капитан, названия команд: «Туристы» и «Альпинисты».

Педагог: Все мы любим путешествовать. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие — круиз вокруг света. На пути мы будем преодолевать много препятствий, встретим знакомых нам животных и поможем нашим новым друзьям. В пути мы узнаем, чья команда будет самой быстрой, смелой, умной и дружной. В наше путешествие мы отправимся на большом красивом корабле «Богатырь». Итак, отправляемся?

Дети: Да!

Педагог: Корабль, нами сотворенный, Верный, крепкий, неизменный, Гонимый страшными ветрами, Летит под всеми парусами.

Вдруг щель на корабле — беда!

В корабль пробивается вода.

Надо всем в живых остаться, Надо быстро всем спасаться!

Этап 1: «Крушение корабля». На пол кладутся обручи или рисуются круги (рис. 5.11). Дети должны прыгать «с кочки на кочку» (обломки корабля), обежать «плот» (коврик) справа, (обратно бегом без задания), возвратиться в команду. Победившая команда сообщает: «Спаслись!» и поднимает руки вверх.

Схема движения детей для этапа «Крушение корабля».

Рис. 5.11. Схема движения детей для этапа «Крушение корабля».

Педагог: Вот спаслись мы с корабля и выбрались на берег. А все ли мы спаслись? Сколько же нас осталось?

Волшебная цифра: Я помогу вам. Я живу на берегу моря у дверей Страны путешествий. Вы попадете в эту страну только тогда, когда я за вами закреплю номер.

Сколько точно вас нс знаю, По порядку рассчитаю, Сколько будет вас, узнаю!

Этап 2: «Волшебная цифра». На «плот» (коврик) кладутся вразброс цифры (по количеству участников команды). Игроки рассчитываются по порядку, каждый запоминает свой номер (рис. 5.12). По сигналу педагога участники по очереди бегут к «плоту» и ищут свою цифру, затем обегают «плот» справа и возвращаются в команду. Команда-победительница сообщает: «Все на месте».

Схема движения детей для этапа «Волшебная цифра».

Рис. 5.12. Схема движения детей для этапа «Волшебная цифра».

Педагог-. Пустила Волшебная цифра нас в Страну путешествий. Зашли мы в Страну, а куда дальше идти, не знаем. Вдруг откуда ни возьмись появился Кубик-рубик и плачет: «Здравствуйте, ребята».

Дети: Здравствуй, Кубик-рубик.

Кубик-рубик: У нас в стране беда. Художник неправильно нарисовал картину, и ему нужна помощь. Поможете ему?

Дети: Да!

Кубик-рубик: Только сначала решите мне задачу, а я вам укажу путь к домику художника.

Дети: Сможем мы решить задачу, место точно обозначим.

Этап 3: «Кубик-рубик». Из гимнастических палок строятся друг за другом квадраты. Педагог стоит сначала у первого, затем у второго квадрата и держит в руках геометрические фигуры. По сигналу первый участник команды бежит к квадрату, воспитатель дает ему геометрическую фигуру и говорит, куда в квадрате нужно положить фигуру (в центр, вниз, справа, слева). Затем игрок обегает «плот» справа, возвращается в команду и передает эстафету (рис. 5.13). Воспитатель не должен подсказывать. Командапобедительница сообщает: «Решили задачу».

Схема движения детей для этапа «Кубик-рубик».

Рис. 5.13. Схема движения детей для этапа «Кубик-рубик».

Педагог: Кубик-рубик указал нам дорогу, и мы отправились в неизвестный путь Страны путешествий. Как только закончилась песчаная дорога, мы увидели светофор. Стоит трехглазый великан и путь указывает нам.

Этап 4: «Светофор». Педагог показывает цвета светофора (не обязательно по порядку, повторить два-три раза), а игроки должны выполнить задание, соответствующее цвету: красный — команда стоит лицом к воспитателю и поднимает руки вверх, желтый — команда выполняет поворот налево, зеленый — команда выполняет поворот направо. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Педагог: Добрый светофор указал нам дорогу в лес. Как красиво в лесу: растут грибы, ягоды, птицы поют, а какой чистый и свежий воздух! Насобирали мы ягод и двинулись дальше, но нс тут-то было. На большом лесном пути нам огромный медведь — хозяин леса не дает пройти.

Этап 5: «Медведь». На пути у игроков ставится большой кубик, а на «илот» (коврик) сажают медведя (рис. 5.14). По команде первые игроки бегут, преодолевают кубик (перелезают через него), затем подбегают к медведю и выполняют задание воспитателя: показать правую (левую) лапу, глаз, ухо и т. д. Затем игрок обегает «плот» справа, возвращается в команду и передает эстафету. Команда-победительница кричит: «Пропустил нас мишка!».

Схема движения детей для этапа «Медведь».

Рис. 5.14. Схема движения детей для этапа «Медведь».

Педагог: Все мы справились с заданием, и мишка нас пропустил. Вышли мы из леса на поляну, усеянную красивыми цветами: ромашками, розами, васильками, — и решили отдохнуть, поесть мишкиных ягод. Но вдруг среди цветов показалась чья-то страшная голова: «Лежит па солнышке змея. Сейчас укусит нас она».

Этап 6: «Змея». На расстоянии 50—70 см друг от друга ставят пятьшесть кеглей (рис. 5.15). По команде участники обегают змейкой кегли, «плот», возвращаются в команду и передают эстафету. Команда-победительница сообщает: «Убежали».

Схема движения детей для этапа «Змея».

Рис. 5.15. Схема движения детей для этапа «Змея».

Педагог'. Какая злая оказалась змея. Но мы от нее убежали. Долго бежали и оказались около широкой бурной речки.

Впереди большая речка.

Крокодилов много в ней.

11ереправа здесь крутая.

Мало досочек на ней.

Этан 7: «Переправа». Перед командой стоит задача преодолеть реку через переправу (канат) По сигналу педагога первый участник команды подбегает к канату и приставными шагами правым боком идет по нему, обегает «плот» с правой стороны и возвращается, но канату приставными шагами левым боком, передает эстафету (рис. 5.16). Команда победителей сообщает: «Перебрались через реку!».

Схема движения детей для этана «Переправа».

Рис. 5.16. Схема движения детей для этана «Переправа».

Педагог: Было страшно, но, набравшись смелости, мы дружно преодолели реку. Вышли мы на дорогу и увидели знак, на котором написано: «Где поезд ездит скоростной, там есть тоннель большой, большой».

Этап 8: «Тоннель». Ребенок должен преодолеть тоннель (лестница и две стойки в форме дуги, которые ставятся в начале и конце лестницы на расстоянии 1,5 м от нее) (рис. 5.17). По сигналу воспитателя участниккоманды бежит, проползает под стойкой, бежит, но лестнице, снова проползает под стойкой, обегает «плот» справа, бегом возвращается в команду и передает эстафету.

Схема движения детей для этапа «Тоннель».

Рис. 5.17. Схема движения детей для этапа «Тоннель».

Педагог: Сели мы в поезд, проехали красивые луга, леса и поля и подъехали к небольшому домику. Постучали в дверь. О чудо! Дверь нам открыл тот самый художник, которому нужна наша помощь, и рассказал вот такую историю: «Я картину вам нарисовал, а что и куда поставить, я не знал». Художник краски положил куда-то. Помогите ему, пожалуйста, ребята.

Этан 9: «Незаконченная картина». На «плоту» лежит незаконченная картина, т. е. какой-либо рисунок не дорисован, и в нем есть пустой квадрат. HipOK подбегает к картине, изучает ее, выбирает из деталей, лежащих возле картины, наиболее подходящую для выбранного им рисунка и наклеивает ее на квадрат. После того как задание выполнено, картины сравнивают и оценивают, правильно ли выполнена работа.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по Стране путешествий. Мы преодолели много препятствий, помогли художнику. Чтобы нам не забыть наш пройденный путь, мы запишем его и будем хранить — вдруг кто-то еще захочет путешествовать, мы покажем новым путешественникам нашу карту!

Этап 10: «Карта». Командам выдается чистый лист бумаги и карандаш. Участники путешествия должны вспомнить пройденный ими путь и отразить его на бумаге. Учитывается последовательность прохождения этапов.

Педагог подводит итоги всей игры.

Примечание. Победа на каждом этапе приносит победившей команде 10 баллов, команде, пришедшей второй, — 7 баллов. За нарушение правил, ошибки при прохождении этапов с команды снимается 0,5 балла.

На этапах 2, 3, 5, 7, 9 педагогу помогают один-два человека. Желательно ввести в игру помощника для ведения счета. На этапе 3 геометрические фигуры можно заменить топографическими знаками или цифрами или разложить нарисованные костры и раскладывать «топливо» — палочки. На этапе 6 кегли можно заменить мячами, стойками и т. д. На этапе 7 канат — скакалкой, на этапе 8 лестницу — скамейкой с реечками. Картина для этапа 9 может быть нарисована педагогом.

Топографический диктант <<�Дополни предложение"

(на запоминание и приговаривание пространственных терминов и топографических знаков).

Содержание: педагог рассказывает детям истории, пропуская пространственные термины и слова, которые можно обозначить известным для них топографическим знаком. Детям нужно вставить недостающие слова. Ниже предлагается один из вариантов рассказа.

Волшебный лес Где-то далеко-далеко за морем возвышался волшебный лес, в котором жили звери и птицы. Следил за порядком в волшебном лесу старый мудрый филин, который жил на самом верху огромного дерева — дуба. Выше этого дерева были только горы. Все звери и птицы ходили к нему за советом. Вокруг огромного дуба ходит на золотой цепи пушистый кот, а на ветках дуба сидят русалки. Рядом с дубом стоит домик — избушка на курьих ножках, где живет Баба-яга. Между избушкой и дубом стоит указатель, на котором написано: «Пойдешь прямо — попадешь на луг. Посередине этого луга стоит терем, в котором живет Царевна. Пойдешь направо — попадешь в замок злой колдуньи. Над этим замком проплывают черные тучи и сверкают молнии. Пойдешь палево — попадешь к Деду Морозу. Свой ледяной посох Дед Мороз ставит перед дверью ледяного дома. Пойдешь назад — попадешь к Снежной Королеве. В царстве Королевы сверху свисают сосульки, а за троном стоят живые ледяные охранники».

Однажды в волшебном лесу заблудилась Красная Шапочка. По вдруг впереди показались огоньки, и Красная Шапочка пришла к избушке Бабы-яги. Огоньками оказались фонарики, висевшие справа и слева указатели пути-дороги. Увидев Красную Шапочку, Филин слетел вниз с огромного дерева и сел на старый пень напротив Красной Шапочки. Девочка рассказала, что пошла к бабушке и заблудилась. Филин помог Красной Шапочке: «Пойдешь по извилистой тропинке, которая начинается слева от дуба. Иди все время вперед, никуда не сворачивай. Справа увидишь кустарник. возле него течет ручей. Сорви ягоду, загадай свое желание, повернись вокруг себя три раза, и оно исполнится». Красная Шапочка все сделала так, как сказал Филин, и вскоре встретилась с бабушкой. А старый Филин остался доволен, что снова кому-то помог. Он очень любит свой волшебный лес.

После рассказа педагог предлагает детям вспомнить основные пространственные термины и объекты природы, которые обозначаются условными знаками.

Примечание. В течение рассказа воспитатель помогает жестами догадаться, какой термин необходимо употребить.

Индивидуальные задания «Дополни предложение»

(на усвоение, закрепление пространственной терминологии) Содержание.

  • 1. Педагог читает ребенку различные несложные предложения, используя пространственные термины.
  • • Над рекой расстилался туман.
  • • Вокруг деревьев расположились туристы.
  • • В центре поля вырос большой дуб.

Затем воспитатель наводящими вопросами узнает от ребенка, какие пространственные термины звучали в предложениях.

2. После этого задания педагог дает ребенку возможность самому составить несколько предложений, используя пространственные термины.

Игровое занятие «Туристята на болоте»

Содержание Вариант I (рис. 5.18). Игроки становятся друг за другом. По команде педагога «Можно!» первый игрок прыгает на правой ноге через болото, где расположено пять кочек, при этом громко проговаривая: «На правой, на правой». Затем, перепрыгнув «болото», возвращается назад домой, прыгая на левой ноге, проговаривая при этом: «На левой, на левой». Затем все участники переходят ко второму варианту игры.

Вариант И (рис. 5.19). На болоте расположено 10 кочек на расстоянии 50 см. Участник прыгает через болото, проговаривая: «Правой, левой». Побеждает та лягушка, которая не утонула в болоте, т. е. не оступилась и правильно и громко проговорила слова.

Схема движения детей для игрового занятия «Туристята на болоте» — вариант II.

Рис. 5.19. Схема движения детей для игрового занятия «Туристята на болоте» — вариант II.

Схема движения детей для игрового занятия «Туристята на болоте» — вариант I.

Рис. 5.18. Схема движения детей для игрового занятия «Туристята на болоте» — вариант I.

Познавательное занятие «Подбери картинку»

(на закрепление и совершенствование пространственных ориентировок) Содержание: дети делятся на две группы. Одна группа получает карточки с изображением различных предметов туристского снаряжения (рюкзак, палатка, котелок, компас и т. п.). Другая группа — карточки с названиями рисунков и пространственными терминами (например, «впереди палатка», «справа рюкзак»). По команде педагога необходимо как можно быстрее найти соответствующую карточку у другого игрока, громко проговаривая написанное на карточке. Выигрывает тот, кто найдет ее раньше. После выполнения задания карточки собирают, перемешивают, игроки меняются ролями.

Познавательное занятие (контрольное) «Изучаем карту»

(на проверку умений пользоваться пространственной терминологией, ориентироваться в предметно-пространственной среде, читать карту) Дидактический материал: топографическая карта.

Содержание: дети разбиваются на группы по четыре-пять человек. Педагог показывает детям карту. Затем вызывает одного ребенка и просит описать, что он видит на ней, используя пространственные термины. Остальные участники команды помогают ему.

Примечание. Разным командам рекомендуется давать различные карты. Побеждает та команда, которая допустила меньше всего ошибок при описании.

Игровые упражнения для физкультурных занятий «Ориентирование».

(на формирование умения ориентироваться по сторонам горизонта) Инвентарь: карточки с заданиями, стулья, скамейки, карандаши. Содержание: на карточках изображены сказочные герои и указаны направления сторон горизонта, но частям света: «Колобок юг», «Красная Шапочка — восток» и т. д. Зал разделен на части света: север, юг, запад, восток. В каждой части стоят плакаты с названиями сказок. Перед каждой частью света ребенок должен преодолеть какое-либо препятствие: обежать вокруг стула, проползти по скамейке. Ребенок должен пройти части света в определенной последовательности и отмстить на плакатах тс сказки, в которых «живет» герой, нарисованный на его карточке.

Примечание. Сказочных героев можно заменить предметами туристского инвентаря или другими туристскими темами.

Игры с элементами ориентирования на местности для развития наблюдательности, глазомера, ориентационных способностей детей.

«Компас»

Педагог чертит круг на земле, становится в центре и называет стороны света. Дети должны повернуться, правильно определив юг, запад, восток, север. Тот, кто неправильно определил сторону света или неправильно повернулся, выбывает из игры.

«Кто быстрей»

На открытой местности дети вместе с педагогом определяют стороны света и обозначают их яркой разметкой. После приготовления все собираются в центре площадки, поляны. Педагог подает сигнал «Север», «Юг» и т. д., по которому дети должны как можно быстрей достичь обозначенного места в соответствующей стороне. Отмечаются самые быстрые и сообразительные.

«Острый глаз»

Детям предлагается на глаз определить количество шагов до указанного предмета (дерево, дом, костер и т. п.). Ответы детей сверяются, тому, кто определил расстояние точнее других, начисляются очки. Победителям вручаются медали, призы.

«Поможем растеряшке»

На месте проведения занятия или прогулки инсценируется потеря личного снаряжения у одного из детей (кружка, ботинок, головной убор и т. п.). Участники прогулки должны помочь найти его вещи. Когда найден последний предмет, игра заканчивается. Отмечается самый внимательный и «находчивый».

Игры на определение величин

Перед детьми ставится задача: в кратчайшее время пробежать определенный отрезок пути, на котором установлены контрольные пункты с указанными заданиями:

  • • определить расстояние в шагах;
  • • определить количество предметов (шариков в мешке);
  • • определить высоту дерева;
  • • определить продолжительность минуты.

«Собери в рюкзак»

Участники игры делятся на две туристские группы. У каждой группы имеется свой маршрут, длина пути одинакова (от 100 до 200 м). По маршрутам обеих команд прячутся карточки с рисунками группового и личного снаряжения. Одной туристской группе нужно собрать только личное снаряжение, другой — только групповое. По команде педагога дети начинают движение по маршруту. Побеждает та туристская группа, которая быстрей справится с заданием и сделает минимальное количество ошибок.

«Север — юг»

Дети вместе с педагогом определяют без компаса направление сторон света: севера и юга. Двигаясь по лесу, дети должны назвать как можно больше примет. Правильность примет проверяется, но компасу. Отмечаются лучшие ответы детей, которые могут быть назначены на должность штурмана на следующую прогулку.

Игры-соревнования на развитие зрительной памяти

Маршрут маркируется большим количеством карточек с изображением предметов (желательно на туристскую тематику). Карточки должны быть хорошо видны и укреплены на стойках. Задача участников заключается в быстром пробегании маршрута, при этом необходимо запомнить как можно больше предметов, изображенных на карточках, и назвать их педагогу. Оценивается чистое время от старта до финиша плюс штрафное время за каждый незамеченный предмет.

Уважаемый коллега!

Закрепление полученных знаний, умений совершенствуется и контролируется в процессе познавательных бесед и мероприятий активного отдыха. Примерное содержание сценариев смотрите в разделе «Организация и проведение активного отдыха туристской направленности».

копилку туристских знаний В процессе познавательных бесед детям сообщается, что опытные туристы могут ориентироваться и без компаса. Существует много способов ориентирования:

  • • по солнцу и часам;
  • • по луне и часам;
  • • по звездам;
  • • по ветру;
  • • по свету;
  • • по звуку;
  • • последам;
  • • по местным приметам.

Настоящие туристы могут предсказывать погоду по ветру, облакам, температуре и давлению воздуха. Определять время в походе по звуку и свету, по птицам и растениям, по солнцу и компасу, по луне и компасу.

Разумеется, многие знания юным туристам могут и не пригодиться в вашей походной практике, но тем нс менее дети должны понимать, что правильное ориентирование и прогнозирование позволяет туристской группе своевременно и в соответствии с ожидаемыми погодными условиями принять грамотные тактические решения, что будет способствовать безопасному прохождению маршрута.

Признаки перемены ненастной погоды на ясную.

  • 1. В сплошных облаках появляются просветы голубого неба.
  • 2. К вечеру на западе видна полоса ясного неба. Солнце садится на безоблачном небе. Форма закатного солнца искажена.
  • 3. К вечеру (и ночью) туман.
  • 4. Появляются перистые облака причудливой формы, к вечеру исчезающие.
  • 5. Постепенно повышается давление.
  • 6. Сильно надает температура.
  • 7. Стрижи летают высоко.
  • 8. Вечером и ночью обильная роса.
  • 9. Ветер днем усиливается, к вечеру стихает.
  • 10. Дым от костра поднимается вертикально.
  • 11. Комары и мошки летают роем («толкутся»).
  • 12. Муравьи проявляют высокую активность.

Признаки перемены ясной погоды на ненастную.

  • 1. Перистые облака движутся с запада, изменяя очертания.
  • 2. Давление непрерывно падает несколько дней.
  • 3. Кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах.
  • 4. Днем ясно, а к вечеру облака утолщаются и сгущаются.
  • 5. Уменьшается разница между дневной и ночной температурами.
  • 6. Вечером становится теплее, чем утром.
  • 7. Увеличивается видимость отдаленных предметов и слышимость отдаленных звуков.
  • 8. К вечеру ветер нс стихает, а усиливается.
  • 9. Дым от костра стелется над землей.
  • 10. Солнце садится в тучу. Над тучей видны перистые или перисто-слоистые облака.
  • 11. Красная заря утром и вечером.
  • 12. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана.

Для закрепления и контроля усвоенных знаний можно проводить речевые игры, включая их в итоговые занятия и мероприятия активного отдыха.

«Зимние приметы».

(автор В. Степанов) Педагог Если ночь морозная, Тихая и звездная, Дым из труб идет столбом…

Дети: Значит, ясно будет днем.

Педагог Пятна синие над лесом, Снега мелкого завеса, Чуть морозы ослабели, Ветер с юга…

Дети: Жди метели.

Педагог Если рыба зимним днем Ходит прямо подо льдом, Ходит прямо подо льдом И о лед стучит хвостом —.

Значит, без сомнения…

Дети: Ждите потепления.

Педагог: Если вечером закат Был слегка зеленоват, Если лег на ветки иней, На стекле букет из роз, Если дым ладошкой синей Достает до самых звезд, И не свищет ветер грозно…

Дети: Будет ясно и морозно.

«Летние приметы».

(стихи автора) Педагог: Если дует ветер сильный, Л к вечеру стихает.

И дымочек от костра К небу поднимает, Значит, без сомнения…

Дети: Будет прояснение.

Педагог: Вечерком туман присел К нам на огонечек.

Ветерок тихонько спел:

«Ох, устал я очень!».

Вот такая тишина Обещает ли дождя???

Дети: Нет, конечно, нет дождю!

Приветы солнечному дню!

Педагог: Если облака собираются в кучи, И вечером очень тепло, Солнышко тихо садится в тучу, И небо красным-красно…

Дети: Будет чуточку уныло, Дождик и, конечно, сыро!

Прогноз погоды по народным приметам позволяет предвидеть погоду для небольшого района и на срок не более суток. Разумеется, чтобы прогноз был реальным, его делают по многим природным явлениям, по их комплексам, а не только по двум-трем приметам. Но для формирования первоначальных знаний у дошкольников приведенных примеров вполне достаточно.

Ориентирование на местности без компаса Где север и где юг?

Если хочешь найти восток, то встань, глядя на север, и в правой руке получишь искомое. Но где же север? Как определить хотя бы одну сторону горизонта? Способов много. Например…

Ориентирование по солнцу с помощью часов и… стихотворения

Направьте стрелку часовую На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час».

Есть угол — важен он для нас.

Делите угол пополам И сразу юг найдете там.

Ориентирование по луне

Во время первой четверти луна в 18 часов находится на юге, в 24 часа — па западе. Растущая (молодая) луна напоминает букву «Э». В полнолуние в 18 часов луна на востоке, в 24 часа — на юге. В последней четверти луна в 24 часа находится на востоке, а в 6 утра на юге (в э го время луна походит па букву «С»).

Ориентирование по небесным светилам Как найти север?

И вновь выучим легко запоминающееся стихотворение:

На небе ковшик золотой Зовут Медведицей Большой. Секрет узнать, где север, прост: По направлению крайних звезд Прямую линию веди.

Пять раз отрезок отложи.

Определение сторон горизонта по естественным приметам

Некоторые местные предметы и признаки могут служить простым, но не очень точным компасом для путешественника.

  • • Созревающие ягоды на поляне краснеют с южной стороны.
  • • Весной перелетные птицы летят на север, осенью — на юг.
  • • Снег в овраге будет таять быстрее с южной стороны.
  • • Мох и лишайник чаще покрывают северную часть камней и деревьев.
  • • Смола больше выступает на южной половине ствола.
  • • Муравейники чаще располагаются к югу от стволов деревьев.
  • • Цветы подсолнуха поворачиваются за солнцем в течение дня и не обращены к северу.
  • • Алтарь у православных церквей находится па востоке.

Не рекомендуется ориентироваться по таким неверным, хотя и всем известным признакам, как густота и пышность кроны с той или иной стороны у отдельно стоящего или находящегося в гуще леса дерева. Густота кроны зависит от целого ряда факторов, среди которых освещенность солнца может быть не главной.

Для закрепления и контроля знаний по ориентированию можно предложить детям, проявляющим особый интерес к ориентированию, специально разработанные задания. Задания можно представить на карточках. В процессе контроля знаний по туризму могут успешно закрепляться знания по математике. Приведенные примеры помогут понять их суть, а далее можно действовать самостоятельно, творчески, применительно для ваших воспитанников.

Задание 1. Ориентирование, но солнцу и часам Полдень. В каком направлении идут ребята?

Ориентирование на местности и топографическая подготовка туриста-дошкольника.
  • 1) на север;
  • 2) на запад;
  • 3) на юг;
  • 4) на восток.

Ответ: 2).

Задание 2. Ориентирование по местным признакам На рисунке изображен муравейник.

Ориентирование на местности и топографическая подготовка туриста-дошкольника.

Где находится юг?

Юг в направлении стрелки:

  • 1) А;
  • 2) Б;
  • 3) В;
  • 4) Г.

Ответ: 2).

Задание 3. Ориентирование по местным признакам На рисунке изображена церковь.

Ориентирование на местности и топографическая подготовка туриста-дошкольника.

Где находится восток?

Восток в направлении стрелки:

  • 1) А;
  • 2) Б;
  • 3) В;
  • 4) Г.

Ответ: 1) (приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север).

Задание 4. Ориентирование, но местным признакам Назовите пропущенное слово в следующих предложениях.

  • 1. Кора большинства деревьев грубее на … стороне. (северной)
  • 2. Кора деревьев тоньше, эластичнее (у берез светлее) на … стороне. {южной)
  • 3. После дождя стволы сосен обычно чернеют с … стороны. (северной)
  • 4. Деревья, камни, шиферные кровли раньше покрываются мхом, грибками с … стороны. (северной)
  • 5. Снег быстрее подтаивает на … склонах, (южных)
  • 6. Самое высокое положение солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление указывает на… (север)
  • 7. Степные пчелы строят свое жилище из очень прочного материала. Их гнезда помещаются на камнях или на стенах обращенных всегда к … (югу)

Задание 5. Назовите знак Туристы, закончив маршрут, вышли на горную дорогу, где встретили предупреждающий знак. Ориентирование на местности и топографическая подготовка туриста-дошкольника.

Что он означает?

  • 1) достопримечательность;
  • 2) питьевая вода;
  • 3) опасность.

Ответ: 3).

В копилку туристских знаний Птицы пробуждаются в разное время суток, поэтому они могут быть своего рода ориентирами во времени.

Примерные часы пробуждения птиц

Время пробуждения.

Название птицы.

Около часа ночи.

Лесной жаворонок, восточный соловей, камышовка дроздовидная.

От 2 до 3 часов ночи.

Горихвостка-лысушка, перепел, полевой жаворонок.

Около 3 часов ночи.

Кукушка, иволга, синица большая, зарянка.

От 3 до 4 часов ночи.

Крапивник, зяблик, овсянка, пеночка, тельковка.

В 4 часа ночи.

Щегол, скворец, зеленушка, белая трясогузка.

В 5—6 часов.

Воробей.

Изучение топографических знаков В туристской топографии существует большое количество топографических знаков. Представляем основные топографические знаки, успешно применяемые в работе с дошкольниками. Для первоначального изучения топографических знаков лучше всего их представлять изображенными на соответствующем рисунке (рис. 5.20)[2].

Топографические знаки, изображенные на соответствующих рисунках.

Рис. 5.20. Топографические знаки, изображенные на соответствующих рисунках.

Для дальнейшего запоминания топографических знаков их можно показывать на отдельных карточках (рис. 5.21).

Топографические знаки, изображенные на отдельных карточках.

Рис. 5.21. Топографические знаки, изображенные на отдельных карточках.

Существуют упрощенные, а также запрещающие, ограничивающие и разрешающие знаки туристской маркировки (рис. 5.22).

Запрещающие, ограничивающие и разрешающие знаки туристской маркировки.

Рис. 5.22. Запрещающие, ограничивающие и разрешающие знаки туристской маркировки.

Примеры дидактических игр, направленных на запоминание знаков и совершенствование умений соотносить их с изображениями различных объектов, формирование умений правильно использовать тонознаки в жизненных ситуациях, читать карты[3]

Дидактическая игра «Посмотри и подбери»

Дети (4—6 человек) берут по одной большой картинке. Педагог (или ребенок) показывает маленькую карточку с топознаком и спрашивает:

«У кого есть такой знак? Где его место на картинке?» Когда карточка находит себе место на картинке, педагог спрашивает: «Что означает этот знак?» Выигрывают дети, заполнившие картинку быстрее.

Дидактическая игра «Расставь знаки»

Вариант 1

Детям раздаются топознаки и предлагается как можно быстрее разложить их на пустые клеточки в соответствии с объектами на картинке.

Вариант 2

Дети получают большие картинки с изображением различных объектов. Педагог показывает карточку с топознаком. Ребенок, у которого оказывается этот объект, должен забрать гопознак себе.

Дидактическая игра «Подбери нужный знак»

Вариант 1

Дети делятся на две туристские группы. Одной группе дается картинка, а другой карточки с тонознаками. Затем по сигналу педагога они находят себе пару. Выигрывает та группа, в которой быстро и правильно совпали карточки.

После того как пара нашлась, они объясняют, что изображено и какой знак этому изображению соответствует. Затем дети меняются карточками, и игра начинается снова.

Вариант 2

Детям раздаются топознаки. Педагог показывает картинку. Тот ребенок, у которого есть соответствующий знак, быстро поднимает его. Затем дети сравнивают, правильно ли подобран тот или иной знак. Выигрывает тот, кто сделал меньшее количество ошибок.

Вариант 3

Игра проводится индивидуально. Педагог показывает картинку, а ребенок из нескольких топознаков должен выбрать соответствующий знак. Когда знак подобран, педагог просит ребенка ответить на вопрос: «Почему ты выбрал именно этот знак?».

Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?»

Вариант 1

Дети делятся на команды, состоящие из 2—3 человек. Командам выдается план-схема местности. По сигналу педагога они, используя разрезные, устойчивые объекты, устанавливают их в соответствующие места на схеме. После выполнения задания команды меняются местами и проверяют правильность выполнения задания. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Примечание. Можно использовать одну схему для обеих команд, а можно дать разные схемы.

Вариант 2

В игре участвуют два человека. Одному из детей предлагается «выстроить» свою местность, а другому ребенку нужно зарисовать ее (т.е. составить карту). И наоборот, ребенок рисует карту, а другой «выстраивает» местность. Побеждает та пара, которая правильно и быстро выполнила задание.

Уважаемый коллега!

Приведенный методический материал подчеркивает возможности туризма для двигательной деятельности. Однако при творческом подходе педагогов можно разработать серию занятий для решения образовательных задач дошкольного воспитания. Конспект занятия по математике и развитию речи подчеркивает сказанное.

Интегрированное занятие по математике и развитию речи с использованием средств туризма[4]

Цель: решение задач образовательного направления с использованием средств туризма.

Задачи.

  • • Учить ориентироваться в пространстве на макете и на листе бумаги.
  • • Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действия.
  • • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • • Строить сложные предложения разных видов при ответах на вопросы.

Методическое обеспечение: иллюстрации с различными видами туризма; схемы планы местности ближайшего природного и социального окружения; макет из строительного материала, бумаги; игрушка «туристенок», дощечки, простые карандаши, листы белой бумаги по количеству детей.

Ход занятия: дети сидят в туристском уголке, расположенном в групповом помещении. Педагог предлагает отгадать загадку:

Кто, но дороге С тугим рюкзаком Без устали двигается пешком?

Шагает и видит, как быстро и много Секретов ему раскрывает дорога?

(Турист)

Педагог: Кто такие туристы? Какие виды туризма вы знаете? Но ответы мне хотелось бы увидеть, а не услышать. Сейчас я буду показывать картинку с изображением какого-либо туризма, а вы постарайтесь его изобразить. (Задание выполняется.)

Вдруг слышится стук в дверь.

Педагог: Кто это к нам пришел?

В руках у педагога появляется кукла Туристенок. Педагог здоровается, знакомится с ним и спрашивает о цели прихода.

Туристенок: Меня зовут Миша. Пришел я не случайно, мой друг написал мне письмо и пригласил меня в гости, адрес сообщил, но я не могу найти этот дом. Прохожие посоветовали заглянуть в детский сад, сказали, что в нем дети занимаются туризмом и хорошо знают этот район.

Педагог: Ну что ж, мы с радостью тебе поможем. На какой улице живет друг?

Туристенок. На улице Парфенова.

Педагог: Приглашайте дети Мишу к нашему макету. И рассказывайте, как пройти к дому. Педагог задает вопросы, двигая игрушку по макету, дети отвечают на вопросы и проговаривают весь путь, который нужно пройти.

Где стоит Миша? (у ворот)

В какую сторону ему нужно повернуть? (вправо).

Куда теперь пойти? (по улице Энергетиков)

Здесь можно пройти? (нет, потому что тут растет трава и цветы)

И т.п.

Туристенок: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как мне надо идти.

Педагог: Ребята, давайте составим схему пути, а самую точную подарим Мише!

Дети составляют схему, выбирают самую точную и дарят ее мальчику.

Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня ваши знания помогли мальчику. Наверное, он расскажет своим друзьям, что есть в нашем детском саду ребята, готовые прийти на помощь.

  • [1] Содержание занятий разработано студенткой пятого курса ФФК ТюмГУ Н. Житаре-вой под руководством автора и апробировано в ДОУ № 66 г. Тюмени.
  • [2] Бочарова II. И. Туристские прогулки в детском саду. М.: Лрктн, 2004.
  • [3] Автор дидактических игр — О. В. Черникова, групповой воспитатель (МДОУ № 114,г. Тюмень).
  • [4] Автор занятия — групповой воспитатель Т. М. Рязанцева (МДОУ № 10. г. Тюмень).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой