Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка специалистов социальной сферы в вузах Албании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сделан вывод о том, что при формировании специалиста в личностно-ориентированном профессионально-образовательном процессе можно выделить следующие позитивные тенденции: возможность построения диалога участников; осуществление идеи дифференциации, на основе которой выстраиваются индивидуальные траектории развития обучающегося, создается разнообразная образовательная среда; использование новых… Читать ещё >

Подготовка специалистов социальной сферы в вузах Албании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе профессиональное образование специалистов по социальной работе все больше превращается из средства воспроизводства профессионально-ориентированных знаний, в средство приобщения личности к мировой и национальной культуре, кроме того, становится способом демократизации и гуманизации социальных отношений.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что при построении системы подготовки работников социального профиля в Албании важен и интересен международный образовательный опыт, в котором наблюдается общая тенденция практико-ориентированности обучения студентов будущих специалистов социальной сферы, поскольку именно эта тенденция обусловила подготовку и проведение существенных реформ в Албании в области социально-профессионального образования.

В большинстве европейских стран наблюдается достаточно устойчивая тенденция неуклонного возрастания доли учащихся, продолжающих обучение в профильной школе социальной направленности (составляет в настоящее время не менее 60%). Однако в общеобразовательных школах Албании, в отличие от других стран, достаточно редко встречается профиль «социальный труд» либо «социальное образование».

Сегодня социальное образование в Албании, так же как и в ряде европейских стран, не является типичной областью профессионального обучения, куда стремится попасть подавляющее число молодежи после окончания школы. Одним из условий является возраст обучающихся и необходимость опыта работы для поступления на специальность «социальная работа» (например, в университетах необходимо подтверждение опыта работы не менее года хотя бы в благотворительной социальной организации).

Характерными для социального образования европейских стран являются различные вариации в продолжительности, организации, сроках обучения. Зачастую организовываются курсы по подготовке социальных работников продолжительностью от 1-го до 3-х лет. Так, в Албании в течение ряда лет с 1998 по настоящее время были организованы годичные курсы последипломного образования с целью получения квалификации социальных работников для специалистов, которые получили дипломы высшего образования в разных областях, но не в области социального труда. Система профессиональных знаний социального работника, включает в себя знания обиндивидуальном и социально-групповом поведении людей: о взаимоотношениях человека с социальными структурами, об участии человека и общественных структур в социальных процессах; знания философии и законов протекания социальных процессов и другое; знания теории и методики социальной работы (принципы, средства, методы, приемы, необходимые в практической работе для достижения общих задач социального благополучия или специфической для каждого конкретного случая); специфические профессиональные знания (частные технологии социальной работы).

В процессе работы над данной проблемой нами выделены предпосылки формирования социального работника как субъекта трудовой деятельности: первая соотносится с собственно личностной характеристикой социального работника (развитие профессионально важных качеств, гуманистического потенциала личности в соответствии со спецификой деятельности в социальной сфере); вторая это компетентность социального работника (включает социально-профессиональные знания и умения не только в конкретной области работы, но и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны); третья философская и социально-профессиональная коммуникативная культура социального работника (умение идеологически грамотно решать проблемы; устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях профессиональной жизнедеятельности).

Основными принципами профессиональной подготовки социальных работников, в соответствии с выделенными предпосылками, являются принцип широкой гуманитарной и общекультурной подготовки студентов; принцип систематического развития у студентов навыков социального мышления, социологического видения и понимания общественных процессов; принцип обучения по индивидуальным и групповым программам в соответствии с профилем подготовки, предстоящим местом работы и научными интересами студентов; принцип включения студентов на всех этапах обучения в практическую деятельность.

При построении системы социально-профессионального образования, с одной стороны, важен учет лучших достижений в организации высшего образования ряда европейских университетов, с другой сохранение лучших сложившихся традиций собственного образования. Поэтому, опираясь на опыт различных стран, мы сделали вывод о том, что в соответствии с европейскими традициями и в плане соблюдения требований Болонского процесса, необходимы качественная трансформация подготовки бакалавра в Албании (в том числе и бакалавра социальной работы), усиление ее практической, профессиональной направленности, углубление специализации и расширение рамок профильных курсов. Кроме этого, необходима переориентация работодателей в сторону полного признания бакалавра, готовности принять обладателей этой степени на работу, что представляется не менее сложной задачей с учетом сложившихся в обществе традиций.

История становления социальной работы показывает связь между социальной работой как профессией и социальными движениями того или иного периода времени. Нами дан анализ процесса зарождения и формирования школы подготовки социального работника в Албании. Обозначена идея открытия «Школы социального труда» как специального учебного курса, который получают специалисты проходят после окончания университета.

В нашем исследовании рассмотрено основное содержание социальной работы, включающее оказание помощи индивидам и группам для осознания и устранения затруднений личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них; содействие устранению или смягчению возникших затруднений путем поддерживающих, реабилитационных, защитных технологий; защиту лиц, оказавшихся в сложных социально-психологических, материальных, социально-бытовых, иных сложных жизненных обстоятельствах в соответствии с законом (прибегая к использованию власти и необходимых организационных, материальных, технических и иных ресурсов); активизацию использования каждой личностью собственных возможностей для социальной самозащиты; осуществление адресной, дифференцированной социальной поддержки и защиты отдельных групп населения; планирование и организацию процесса предоставления услуг, предупреждающих возникновение и содействующих разрешению социальных проблем.

Проанализирована система методов социальной работы, которая включает в себя следующие группы: административно-управленческие (инструктивные, организационно-распорядительные, координационные); педагогические (методы формирования сознания личности, организации познавательной, практической деятельности и социально позитивного поведения индивида; социально-педагогический патронаж); социально-медицинские (социально-медицинской диагностики, реабилитации); социально-психологические (социально-психологическое консультирование, индивидуальной психологической помощи, реабилитации, коррекции; формирования навыков социальной адаптации); социально-экономические (материально-финансовые выплаты, пособия, социальные льготы); социально-правовые (социально-правовое консультирование, юридическая помощь, представление интересов социально незащищенного клиента в различных инстанциях). Сделан вывод о том, что профессионально-личностное развитие специалиста социальной сферы в условиях университета либо в системе повышения квалификации и переподготовки специалиста предполагает интеграцию духовно-нравственных, социально-значимых качеств личности и профессионально важных качеств.

В силу того, что сегодня социальная работа в Албании, вобрав в себя все лучшее и рациональное из исторического зарубежного опыта, становится важным фактором общественного прогресса, проанализированы сложности и проблемы создания целостной системы подготовки работников социального труда в Албании: отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие сформированной концепции деятельности социальных работников; недостаточность учреждений для получения образования «работникам социального труда»; необходимость организации годичных курсов последипломного образования для квалификации социальных работников; консолидация традиций школы Албании в подготовке специалистов социального труда с опытом других стран.

В целях создания модели формирования будущего специалиста социальной сферы в условиях албанского общества проанализированы особенности профессионально-образовательных моделей подготовки специалистов по социальной работе авторитарная, манипулятивная, модель педагогики поддержки. Рассмотрены современные образовательные парадигмы подготовки специалистов по социальной работе, которые базируются на идеях личностно-ориентированного образовательного процесса, основными чертами которого являются вариативность содержания образования, приоритет интересов и запросов обучающегося, ориентация на выработку собственных взглядов у обучаемых, приоритет общечеловеческих ценностей.

Сделан вывод о том, что при формировании специалиста в личностно-ориентированном профессионально-образовательном процессе можно выделить следующие позитивные тенденции: возможность построения диалога участников; осуществление идеи дифференциации, на основе которой выстраиваются индивидуальные траектории развития обучающегося, создается разнообразная образовательная среда; использование новых образовательных технологий: диалоговых, которые позволяют строить обучение как поиск жизненных смыслов; метода проектов технологии, ориентированной на применение имеющихся знаний и приобретение новых; технологии эвристического обучения, тесно связанной с другими, родственными ей методами «мозгового штурма», деловыми играми.

В Албании сегодня созданы предпосылки и условия для создания на базе Университета города Тираны Университетского комплекса социального труда. Выпускники социального профиля, прошедшие подготовку в рамках данного комплекса, смогут работать специалистами в таких отраслях социально-культурного комплекса, как социальная работа, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, бытовое обслуживание населения, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство, социально-экономическая сфера.

работник социальный албания образование.

Шакай В. И. Формирование специалиста социальной сферы в условиях интеграции уровней профессионального образования Албании. Монография. М., 2011.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой