Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научно-теоретические основы по проблеме формирования слоговой структуры слова у дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начиная с 1 г. 8 мес. в словаре малыша насчитывается не менее 40 лексем (преимущественно звукоподражаний), составляющая структура воспроизводимых слов постепенно усложняется: малыш уже безошибочно повторяет или самостоятельно говорит двухсложные слова, однако в три составляющих продолжает опускать один из слогов (чаще перед ударным). Такие элизии (от лат. Elisio — выталкивание) слоговой структуры… Читать ещё >

Научно-теоретические основы по проблеме формирования слоговой структуры слова у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.1 Онтогенез речевого развития

Исследования детской речи всегда интересовало ученых различных отраслей. В психолингвистике наиболее детального изучения приобрел начальный этап речевого развития ребенка. Значительно меньше освещены в психологической науке период речевого развития детей, когда они еще до начала обучения в школе, в возрасте 3−6 лет, свободно используют язык для общения с ровесниками и взрослыми. Речь ребенка рассматривается нами с точки зрения его многоаспектности, а именно с позиций лингвистического, психологического и психолингвистических аспектов. Изучение детской речи в лингвистическом плане предусматривает анализ усвоения норм словаря, грамматики, фонетики, интонационной выразительности и т. д. В психологическом контексте речи изучается как взаимосвязь различных сторон психики, так как речевая деятельность занимает центральное место в процессе психического развития личности и рассматривается как психический процесс, который связан со всеми познавательными процессами. В психолингвистике речевая деятельность рассматривается как психическая деятельность человека, в которой различают следующие основные этапы, как восприятие, понимание и нарушения речи Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста — это процесс приобретения оптимального по возрасту круга лингвистических представлений, грамматических умений и навыков, развитость речи, сформированность речевой активности, самостоятельность в подражании языка и овладении лингвистической информации, умение использовать разнообразные средства общения.

Исследователи выделяют различное количество этапов становления речи детей, по-разному называют их, указывают возрастные границы каждого. В исследованиях А. Н. Гвоздева Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961 прослеживается последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений. А. Н. Леонтьев Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003 — С. 89. выделяет 4 этапа становления речи детей:

  • — подготовительный — до 1 года;
  • — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
  • — дошкольное — с 3 до 7 лет;
  • — школьный.

В других исследованиях выделяют стадии довербального и вербального развития ребенка.

Обобщая данные исследований, при различных подходах к периодизации развития речи ребенка, выделяют следующие периоды:

  • — I период — период предложений, который имеет два этапа:
    • 1) этап однословного предложения;
    • 2) этап предложения из нескольких слов;
  • — II период — период усвоения грамматической структуры предложений, имеет 3 этапа:
    • 1) этап формирования первых форм;
    • 2) этап использования флексионных системы языка для выражения синтаксических связей слов;
    • 3) этап усвоения служебных слов;
  • — III период — усвоение морфологической системы родного языка.

Л. В. Засекина, С. В. Засекин выделяют такие важные аспекты исследования речевой генезиса детей дошкольного возраста, как количество слов в монологической и диалогической речи ребенка с разным количеством слогов, длина диалогов, сформированность фонетических, лексических и грамматических навыков и анализ пауз в речи детей Засекина, Л. В. Психолингвистическая диагностика: учеб. пособие. / Л. В. Засекина, С. В. Засекин. — Луцк: РВВ «Вежа» Вол. нац. ун-та им. Леси Украинский, 2008 — С. 67.. Именно эти аспекты мы рассмотрим подробнее.

Ребенок дошкольного возраста овладевает грамматическим строем речи в неразрывной связи со своим психическим развитием, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, мышления, общения.

Проблема формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста является достаточно сложной и многоаспектной. К ней обращались психолингвисты, лингвисты, педагоги, логопеды, дефектологи (А. М. Богуш, А. М. Гвоздев, Л. А. Калмыкова, Г. И. Николайчук, И. А. Румянцева, Ф. А. Сохин, В. В. Тищенко, И. А. Зимняя, М. К. Шеремет и др.). Изучению психологических закономерностей формирования грамматически правильной речи посвящен ряд исследований (Л. С. Выготский, А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, Ф. А. Сохин и др.). Различные явления грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса) ребенок дошкольного возраста усваивает по-разному, на каждом возрастном этапе есть свои достижения и неудачи. Сначала ребенок овладевает в младшем и среднем дошкольном возрасте системой словоизменения — склонения, спряжения, а потом в старшем — способами словообразования.

На протяжении дошкольного возраста происходит также обогащения лексики ребенка. Заканчивается овладение грамматическим строем родного языка.

Функции и формы ее речи развиваются и усложняются. Ребенок овладевает всеми основными формами речи, присущие взрослому.

В старшем дошкольном возрасте растет интерес детей к звуковому оформлению слов. Прислушиваясь к языку взрослого, ребенок пытается найти сходство в звучании слов и нередко может сама подбирать пары слов.

Некоторые дети, фиксируя неправильность произношения у своих сверстников, могут не замечать нарушений собственного вещания. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля. Также в этот период отмечено у детей большую тягу к рифмам. Играя в слова, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие стишки. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороны речи, развивает речевое слух и требует всякого содействия со стороны взрослых.

На пятом году жизни ребенка уже достаточное подвижность мышц артикуляционного аппарата, что дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. В высказываниях пятилеток существенно меняется содержание, на которое влияет общее развитие детей, развитие их способности наблюдать, сравнивать, обобщать, увеличение словаря и т. п. Высказывания пятилеток становятся более связными, объемными, информативными, они тематически завершены, есть все структурные компоненты, устанавливаются связи между отдельными предложениями.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально волевое отношение к высказанному. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания.

Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяется. Меняя громкость, темп речи, дети начинают шире использовать интонационные средства выразительности, более точно выражать свои мысли, определенно переводить тексты.

Формирование речевой деятельности ребенка, в частности фонетико-фонематической компетентности, длительный и довольно сложный процесс развития, одним из качественных показателей которого является полноценное понимание и правильное применение дошкольником звукослоговой структуры слова, что, по мнению М. И. Жинкина Жинкин НИ. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.-С.89., имеет автономный физиологический механизм.

В целом ритмико-интонационные конструкции является довербального компонентами общения, поэтому целесообразно рассмотреть, как происходит формирование звукослоговой структуры слов у детей в условиях нормального онтогенеза.

В 1−1,5 мес. малыш сосредотачивает свое внимание на голосе близкого человека, в 2−3 мес., параллельно с появлением «комплекса оживления», когда малыш на обращение к нему взрослого машет ручками, прядет ножками, все чаще реагирует смехом, который способствует развитию речевого дыхания. Малыш глазами стремится отыскать источник звука в пространстве; поворачивая головку, находит лица говорящего; малыш активно и эмоционально общается, самопроизвольно (ведь гуление — это врожденный, присущий только человеку, рефлекс) протяжно произносит отдельные гласные и их сочетания (А. М. Гвоздев, А. И. Исенина, М. Х. Швачкин и др.). Таким образом, постепенно в речи малыша формируется образ устойчивого состава. Этот возрастной период является весомым началом в овладении ребенком составляющей структуры слов.

В 4−6 мес., благодаря интенсивному развитию коры головного мозга (особенно слуховой), малыш делает свои первые попытки в подражании речи, которые проявляются в лепете — произношении отдельных слогов с губными согласными (типа ва, ма, ба) и их цепочек. Уже в 6−9 мес., Внимательно следя за артикуляцией взрослого, повторяет за ним короткие ряды слогов и отдельные простые слова. В этот период составной лепет количественно и качественно значительно возрастает и выражается в редупликации (от лат. Reduplicatio — удвоение) однотипных слогов: а — а — а, ба — ба — ба, па — па — па, дя — дя — дя, тя — я, ля — ля, р — р — р, тьо — я, па — дай. Как показывают исследования МА. А. Леонтьева именно во время лепета речевое поток распадается на «составляющие кванты», в которых в звуков появляется признак локализуемости и определяется их четкая последовательность — согласный + гласный.

Тенденция к редупликации способствует тому, что в возрасте 7−9 мес. в речи малыша появляется лепетных декламации, когда ребенок уже способен последовательно говорить с разными интонациями от трех до пяти однородных по звуковому составу открытых слогов (И. Т. Власенко, И. А. Зимняя, Г. В. Тонкова-Ямпольская и др.).

Чрезвычайно важным является то, что составы, которые говорит малыш, организуются в различные ритмические группы. Это становится возможным благодаря активной деятельности подкоркового уровня головного мозга, которому присуща реализация итеративных (от лат. Iterativus — часто повторяющийся) двигательных стимулов (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ф. И. Фрадкина и др.). После предварительного обучения малыш по просьбе взрослого ритмично хлопает в ладошки, повторяет за взрослым до восьми различных составов (на — па — ля — тьо — я). В этом возрасте именно лепетных декламации и пропевания слогов на фоне выполнения манипулятивных движений и является показателем нормального дальнейшего речевого развития ребенка.

В 10 мес. у малыша формируется фонематический слух, поэтому если раньше слоги в его лепете имели однородную структуру, то уже в указанный период они становятся более разнообразными и состоят из различных согласных и гласных (ка — я, ю — ния). Таким образом, происходит диссимиляция (от лат. Dissimilis — непохожий), то есть разложение слогов, причем повторяющимися остаются именно согласные, а не громкие звуки (С. М. Носиков) (и — то — те, имеет — мы — м). Постепенно количество лепетных сегментов сокращается и останавливается на двух-трех, присуще именно словаре русского языка. Малыш сначала говорит по слогам, а затем целыми словами, а также способен в ускоренном темпе сказать по взрослым слова из одинаковых пар составов.

До одного года в словаре ребенка насчитывается не менее 10 слов. В 1 стр. 2 мес. — 1 г. 3 мес. в речи малыша чаще всего используются только первые (молоко — мь), ударные (окно — ну) или два одинаковых (га-га, ту-ту) слоги, сложные в произношении звуки выпускаются (рыба — ыба), имеющиеся перестановки составов. В этом возрасте у ребенка возникает интерес к книге — она рассматривает картинки в книгах, учится самостоятельно перелистывать страницы, произносит длинный ряд непонятных звуков — «читает». Усвоение слоговой структуры слов может происходить в двух направлениях путем перехода: а) от однодо многосложных слов; б) от слов с одинаковыми составами в лексем с различными составами.

После 1 г. 3 мес. малыш с удовольствием повторяет известные ему комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки, слова, которые состоят из повторяющихся слогов (ма-ма, ба-ба, ля-ля), воспроизводит один из слогов услышанного слова (чаще отмечен). Как отмечают ученые. В возрасте 1,5 — 2 г. усвоение составляющей структуры происходит двумя способами: а) редукции (от лат. reductio — оттеснение назад), или упрощение составляющей оформления к другу, чаще слога (например, мама, Маша — «ма»); б) опоры на ритмичную модель слов (типа «т и тити» — петушки, «титит и» — пирожки).

Начиная с 1 г. 8 мес. в словаре малыша насчитывается не менее 40 лексем (преимущественно звукоподражаний), составляющая структура воспроизводимых слов постепенно усложняется: малыш уже безошибочно повторяет или самостоятельно говорит двухсложные слова, однако в три составляющих продолжает опускать один из слогов (чаще перед ударным). Такие элизии (от лат. Elisio — выталкивание) слоговой структуры могут наблюдаться в детском вещании в возрасте до двух лет. В этот же период словарный запас ребенка уже насчитывает около 100 слов, у нее появляются первые предложения (существительное + глагол), что, как и составляющие ряды, имеют ритмизованную структуру. Вследствие увеличения активности височных долей мозга обоих полушарий двухлетний малыш различает на слух все звуки и слова, сходные по звучанию, понимает понятие множества, различает уменьшительно-ласкательные слов.

После 2 г. 3 мес. двухи трех составные слова чаще произносятся безошибочно, а вот в четырехсложных словах еще могут выпускаться безударные слоги, однако уже после 2 г. 5 мес. уменьшение количества слогов даже в многосложных словах при нормальном онтогенезе встречается редко. До 2 л. 6 мес. наблюдается детский словообразование (куйченя (цыпленок) — по аналогии с гусенка, утенок). В этот период происходит интенсивная функциональная активизация заднелобных структур мозга, отвечающие за программирование высказываний и усвоения типичных синтаксических моделей. В словаре ребенка этого возраста имеются уже все части речи, которые объединяются в предложения из трех и более слов, в которых имеются аграмматизмы.

Интересен тот факт, что ребенок сначала овладевает сложными синтаксическими структурами и только после этого приобретает способность безошибочно произносить многосложные слова. К тому же при произношении многосложных слов не каждое из них ребенок учится произносить верно, проходя этап его упрощения. Чаще всего, усвоив один многосложное слово, малыш все другие слова аналогичной составляющей структуры уже произносит правильно. Это обусловлено тем, что детям с нормальным развитием речи, вследствие активной познавательной деятельности, присуща высокая степень обобщения двигательных и слуховых навыков и быстрый перенос приобретенных навыков по одной речевой ситуации в другую.

В возрасте «речевого взрыва» — три года — у детей с нормальным речевым развитием составляющая структура слов практически сложившейся; одиночные ошибки встречаются при повторении только малознакомых ребенку слов. После того, как дошкольник усваивает новое слово, он неоднократно возвращается к нему, по-разному произносит его, будто уточняя правильный звукослоговой вариант. Чтобы у ребенка прочно зафиксировалось значение и правильное произношение новой лексемы, нужно более 70 повторений этого слова в различных грамматических формах и возможных вариантах применения. Дошкольник способен замечать ошибки в речи окружающих и стремится исправлять их.

В четыре года дети с удовольствием играют в рифмы, добираясь до одного слова другие, сходные по звучанию, сохранением ударения и соответствующей составляющей структуры слова (Дружьк — лужьк, кружьк). В этот период в детском вещании усвоено все падежные и родовые окончания существительных и прилагательных. Ребенок уже способен замечать не только звуко-составляющие, но и грамматические ошибки в услышанном им речи. По мнению Д. Б. Эльконина Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.-С.90., полноценное овладение дошкольником грамматическим строем языка возможно именно благодаря усовершенствованию звукослоговой структуры речи. Флексии, предлоги и союзы образуют в речевом потоке слабые безударные слоги и звуковые комбинации, правильное произношение которых позволяет ребенку полноценно строить и устанавливать связи в предложении. Итак, в четыре года звукосоставляющая структура ребенка полностью сформированной.

Однако у детей с различными речевыми нарушениями, нарушение слоговой структуры, присущи периоду дошкольного возраста, не исчезают. Они остаются в дошкольном, а иногда и в школьном, возрасте, что обусловлено двигательной и / или слуховой недостаточностью, незрелостью пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности, неспособностью во время восприятия последовательно перерабатывать звуковые сигналы, а при произношении линейно строить артикуляционные движения, интонационно подражать орфоэпические и грамматически правильная речь взрослых.

Кроме того, А. К. Маркова Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р. Е. М., 1961. С. 65−70. причинами нарушений звукослоговой структуры слов у детей считает слабость акустико-гностических процессов, недоразвитие речедвигательного анализатора, нарушения звукопроизношения с атипичными компенсаторными артикуляции, отсутствие чувства пределы слова и состава. К тому же в целом отсутствие восприятия ритмичности речи приводит к тому, что ребенок со значительными затруднениями овладевает ритмико-мелодической структурой слова, вследствие чего лексема еще долгое время не находит своего послогового выражения.

Рассмотрим, какие именно виды нарушений звукослоговой структуры слов наблюдаются у детей. Спектр указанных отклонений достаточно широк и может варьироваться от легкой степени, когда ребенок, спеша выразить собственное мнение, выпускает составы или искажает слова, к тяжелого, характеризующееся неспособностью безошибочно сказать слово даже простой слоговой структуры. Как отмечают исследователи Б. Киттерман, Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др., Тот или иной вид деформации слоговой структуры слова коррелирует с особенностями развития ряда неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений, способности к серийно-послоговой обработке информации, линейного поэлементного анализа языковых единиц, вероятного прогнозирования, упреждающего синтеза, генерализации, различных видов контроля.

У детей чаще всего фиксируются такие нарушения звуко-слоговой структуры слов: перестановки, добавления, элизии, ассимиляции (от лат. Assimilatio — слияние, усвоение), персеверации (от лат. Perseveratio — упорство) и контаминации (от лат. Contaminatio — смешивание).

Перестановки оказываются в нарушении последовательности слогов в слове и часто связаны с полным или недопониманием детьми семантики того или иного слова (летефьн — телефон).

Добавление чаще всего проявляются в привлечении ребенком лишнего слога громкой, преимущественно при стечении согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (мбсило — масло). А. К. Маркова Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Левиной Р. Е. М., 1961. С. 65. видит причину таких нарушений в чрезмерном привлечению внимания ребенка к звуковой составляющей слов, когда она при произношении пытается разделить каждую лексему на отдельные звуки. При произнесении слов со стечением согласных в артикуляционном аппарате ребенка происходит «взрыв», что приводит к образованию «рудиментарного состава» (от лат. Rudimentum — зачаток) в виде добавления громкого звука.

Ассимиляции оказываются в уподоблении одного состава другом (дедйдик — мишка). При этом ребенок часто повторяет ритмический абрис слова (папбта — лопата), что является самым простым способом заполнения составляющей контура слова доступными для произношения ребенка звуками. Одним из видов нарушений звуко-слоговой структуры слов является персеверации, при которых ребенок инертно застревает на том или ином составе слова (ба-ба-бушка — бабушка). Педагогам и родителям следует быть особенно внимательными, когда персеверации наблюдаются на первом слоге, ведь это может привести к возникновению у ребенка темпо-ритмических нарушений судорожного характера — заикание.

Еще одним из видов нарушений звукослоговой структуры слов является контаминации, проявляются в слиянии целых слов или их частей в одно слово (ябуш — яблоко и груша).

В наиболее сложных случаях нарушения слоговой структуры становятся психологическим барьером для общения детей. При необходимости произнести многосложное или сложное для произношения слово они замолкают или заменяют название предмета его описанием или определенным жестом.

Итак, если в нормальном онтогенезе элизии слогов преодолеваются до 2 л. 3 мес., Добавление количества и уподобление слогов исчезает до 2,5 г., А сокращение совпадений согласных — до трех лет, то в условиях дизонтогенеза нарушения звуко-слоговой структуры наблюдаются на протяжении дошкольного и младшего, а в случаях сложных речевых нарушений и среднего школьного возраста, что приводит к значительным трудностям в усвоении детьми навыков звукового и звуко-буквенного анализа, в овладении предметами языкового цикла, к нарушению общения в целом, возникновение негативных психологических наслоений. Именно поэтому для каждого учителя-логопеда формирования звуко-слоговой структуры слов у детей является таким необходимым и важным направлением коррекционно-развивающей работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой