Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнение российской и финской систем образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритет практических навыков. В отличие от принятого в России энциклопедического, финский его вариант тяготеет к функциональному. То есть его программа строится так, что ученикам предлагаются не знания вообще, а те, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы. При этом по содержанию учебные дисциплины почти не отличаются… Читать ещё >

Сравнение российской и финской систем образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Некоторые общие особенности финской системы образования

В Финляндии дети посещают школу с 7 лет. После реформы дошкольного образования в 2000 году местные органы управления образованием обязаны предоставить для каждого желающего место в дошкольном учреждении. 93% детей посещают подготовительные группы при школе или в детском саду. Учебный год начинается в середине августа и оканчивается в июне. Выбор школы свободный, никто не обязан посылать детей в школу по месту жительства.

2. Виды школ в Финляндии. Первая школа — это младшая ступень, продолжающаяся 6 лет. Младших школ в стране насчитывается около 3000. Все предметы, кроме иностранных языков, преподает один классный учитель. Второй вид школ — трехлетняя «старшая школа» (7−9-й год обучения), их в стране насчитывается около 600. В этих школах работают учителя-предметники. Объединение двух школ под одной крышей встречается только в регионах с высокой плотностью населения, да и там очень редко. Вместе две эти школы составляют «основную школу». Финская «основная школа» кардинально отличается от нашей общеобразовательной основной школы, имеющих более 1000 учеников и 100 учителей. С точки зрения финской педагогики это чистое варварство — подходы к обучению здесь очень отличаются от российских.

Третий вид школ — это гимназии, их насчитывается около 400. В них нет привычных для нас классов, но есть система курсов, обучение на которых может продолжаться от 2 до 4 лет.

  • 3. Выпускной экзамен в Финляндии — это централизованный экзамен. Средний аттестационный бал — решающий фактор для тех, кто хочет продолжать обучение в университете. Если у выпускника хороший средний балл, то он может подать заявку на поступление в университет. Поступит он или нет — решает приёмная комиссия университета. Число поступающих на тот или иной факультет зависит от преподавательского состава факультета. Идея увеличить нагрузку на преподавателей никем не обсуждается: это понизит качество преподавания.
  • 4. Социокультурные условия как фактор успеха. В Финляндии долгие, холодные, темные зимы, здесь давно сформировалась традиция чтения, которой нет в европейских странах, расположенных южнее. Уже в начале XX века в Финляндии был самый низкий в мире процент безграмотных (3,8% взрослого населения). Традиционно высокая ценность чтения от старшего поколения передалась детям и молодёжи. Для развития навыков чтения в Финляндии успешно используют зарубежное телевидение. Обычно перевод зарубежных передач и кинофильмов не синхронизируется, но делается в виде титров. Те, кто мало читает книги, но любит смотреть телевизор, ежедневно тренируются в быстром чтении. Так как они делают это добровольно, эффект довольно высок.

Дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии самая низкая из всех развитых стран. Ценностные и нормативные установки в финских семьях вполне схожи, чего не скажешь о семьях в России.

Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения — позитивное отношение общественности, в первую очередь родителей, к обучению в школе, а также удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране.

5. Интеграция, а не дифференциация. Сегодня в финском обществе господствует позитивное отношение к поэтапному переходу всей школьной системы к социально-интегративным школам, интегрирующим в общем потоке слабых и сильных учеников, а также детей с какими-либо нарушениями в развитии. Эта политика началась в 70-х годах, а последняя специальная школа закрыта в Финляндии несколько лет назад. До окончания общего среднего обязательного образования (до 9-го класса) все дети учатся вместе.

Преимущества интегративной школы в том, что она даёт возможность эффективно развиваться слабым учащимся, гибко адаптироваться к повысившимся требованиям рынка труда, а также способствует социальной интеграции, консолидации в обществе. Помимо учителей, владеющих разнообразным методическим репертуаром, в школах работают специалисты, умеющие индивидуально работать с детьми.

В русле основной идеи интеграции и равенства решается и вопрос о второгодничестве. Хотя юридически оно не отменено, но используется только в крайних случаях. Оставление на второй год признано педагогически и экономически бессмысленным.

Другая особенность — отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Следует также отметить, что сектор частного школьного образования в Финляндии незначителен — практически все школы государственные.

6. Все дело в начале. Для Финляндии характерна высокая роль, которую придают педагоги и политики дошкольным учреждениям и младшей школе в системе образования. Именно они поставлены во главу угла всей школьной системы.

Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути. Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации. В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование и государство обязано предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном школьном такси. Государство адресно инвестирует образование каждого отдельного ребенка.

  • 7. Приоритет практических навыков. В отличие от принятого в России энциклопедического, финский его вариант тяготеет к функциональному. То есть его программа строится так, что ученикам предлагаются не знания вообще, а те, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы. При этом по содержанию учебные дисциплины почти не отличаются от общепринятых, но преподаются с практическим уклоном. Финские мальчики и девочки точно знают, зачем они ходят в школу: они там учатся работать на стыке наук, строить модели и ситуации, учатся системному анализу, пользоваться справочниками, веб-сетью, интернетом. И элементарной практической грамоте: оформить квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и др. А на зачетах, экзаменах проверяется не объем заученного, а умение пользоваться информацией, улавливать ее суть, при этом разрешается приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Поэтому у школьников Финляндии нет проблем с мотивацией к обучению.
  • 8. Статус учителя. Средняя зарплата финского учителя — 2500 евро в месяц. Во всей Западной Европе педагог — одна из высокооплачиваемых профессий. В Финляндии за эту зарплату преподаватель обязан 2−3 раза в неделю заниматься еще и персонально с нуждающимися в этом учениками. А таких учащихся в классах — каждый четвертый. Больше всех здесь уделяется внимание первоклассникам и второклассникам — в качестве надежной профилактики отсева в том числе. Этой широко развитой системой внеурочной деятельности и вообще делового сотрудничества учеников и учителей, заложенного в организации образования, финны объясняют свой успех в образовании. В финской школе существует система замены учителей. Каждый учредитель имеет в запасе дипломированных педагогов. В случае болезни основного учителя его тут же заменят. Поэтому отмены уроков из-за отсутствия педагога практически не бывает.
  • 9. Внутришкольные факторы высоких достижений финской школы. Школьный персонал

Учителя могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как для решения других возникающих проблем есть дополнительные специалисты. система образование финский российский.

Школьная сестра, по основному образованию — медсестра, но имеет дополнительное образование в области профилактической оздоровительной работы.

Куратор, по образованию — социальный педагог. Если в классе возникают конфликты, учитель отсылает конфликтующих к нему: он умеет решать межчеловеческие и межгрупповые проблемы. И проблемами, в которые вовлечены родители, занимается куратор, а не учитель.

Психолог. То, что в школе существует взрослый, всегда готовый тебя выслушать, поддержать, оказать компетентную помощь (и при этом обязанный хранить в тайне доверенные ему проблемы), крайне важно для детей.

Специальный учитель. Задача этого учителя — поддержка и педагогическая работа с отстающими. Специальный учитель должен проработать в школе как минимум три года и затем получить специальное дополнительное образование, владеть всей палитрой методов и приёмов, необходимых для преодоления вместе с учениками разнообразных трудностей в обучении. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель-ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий — 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

Ассистенты. Они опекают учеников, которые не могут или не хотят участвовать в общей работе. Если ученик мешает классу, ассистент садится рядом и занимается с ним индивидуально. Его помощь существенно разгружает учителя.

Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают полноценное горячее питание.

9. Программы обучения. Представление о «финской школе» как о единой системе обучения с общими программами и учебными планами неправильно. Едины общие принципы и цели, но они осуществляются на уровне отдельной школы весьма по-разному. В настоящее время центральное государственное ведомство планирует несколько ограничить свободу школ в выборе программ — расхождение между школами стало слишком большим. Но идея «профилизации» остается в силе. Под профилем понимается ориентация школы в сторону математического, языкового, художественного или какого-нибудь другого уклона. Существуют даже школы со спортивным профилем.

С такой организацией школьной системы связана и отмена государственной инспекции. Некоторые аналитики считают её основным фактором, поднявшим эффективность школьной системы Финляндии. Доверие учителям, связанное и с реформой учительского образования, является основой предоставляемой учителям свободы.

  • 10. Повышение «социальной ответственности» вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.
  • 11. Сотрудничество с родителями крайне желательно. Но если это не получается, школа должна как-то обходиться сама. Она не имеет права бросить на произвол судьбы ученика, родители которого, по несчастью, не желают о нем заботиться. Финны убеждены, что эта реальная забота о каждом принесет щедрые плоды в будущем.

Итак, своими успехами финское образование обязано продуманной школьной политике. Гуманизм как умонастроение и реальная социальная практика пронизывает все общество. Сейчас страна поставила перед собой новые цели, подтвержденные конституцией, — переход к обществу знаний и коммуникации. Это предполагает использование методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности. Большинство учащихся должны получить высшее образование, и финское общество уверенно идет к этой цели: доля населения с высшим образованием в Финляндии — самая высокая в мире.

Система образования России Для того чтобы выявить возможные причины низкого качества обученности российских школьников мы решили проанализировать систему образования России по тем же параметрам, что и в Финляндии.

  • 1. Некоторые особенности российской системы образования В России дети посещают школу с 7 лет, также разрешено посещать с 6,5. В школу поступают дети после подготовительной группы дошкольного учреждения, а также некоторый процент детей посещает подготовительные занятия при школе весной перед поступлением в школу. Также есть дети, которые не ходили ни в детский сад, ни на подготовительные занятия. Учебный год начинается с 1 сентября и оканчивается 31 мая. Выбор школы свободный, однако, большинство людей предпочитают школы по месту жительства.
  • 2. Виды школ в России. Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. В возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом и получают аттестат о неполном среднем образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.
  • 3. Выпускной экзамен в России проводится по окончанию неполного среднего образования (9 классов) и полного среднего образования (11 классов). По окончании этих классов выпускники сдают экзамены: в 9 классе 2 обязательных экзамена по русскому языку и алгебре и 2 экзамена по выбору учащихся; в 11 классе — обязательно математику и русский язык — в форме ЕГЭ, другие экзамены, по желанию. По результатам этих экзаменов девятиклассники могут продолжить обучение в школе, либо в колледже или училище, а после 11 класса при достаточных баллах в сертификате по ЕГЭ выпускник может подать документы на поступление в университет. Поступит он или нет — так же, как и в Финляндии, решает приёмная комиссия университета. Однако, в отличие от Финляндии, число поступающих не зависит от преподавательского состава.
  • 4. Социокультурные условия как фактор успеха. В России в подавляющем большинстве семей нет традиции читать вечерами книги, как в Финляндии. Чтение не является ценностью в нашем государстве. Об этом также свидетельствует опрос родителей и анализ библиотечных формуляров учащихся нашей школы. Ценностные и нормативные установки в российских семьях не схожи, поэтому очень сложно прописать единый алгоритм повышения читательской способности россиян. Наше правительство пытается решить эту проблему. В рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования РФ и Федерального агентства по образованию, подготовлены Примерные программы начального общего образования, в которых поставлена задача формирования читательской компетентности. В статье «Литературное чтение: планируемые результаты» говорится: «…если раньше мы ставили задачу научить читать быстро, то теперь… надо выйти на понимание того, ради чего читаешь, что поможет школьнику сформировать свою точку зрения».

Для того чтобы узнать, каково отношение нынешних школьников к школе и к учителям, мы провели анкетирование. Как выяснилось, нет негативного отношения взрослых и детей к школе, но существующая организация учебно-воспитательного процесса не совсем удовлетворяет запросы общества.

Был проведён также опрос, касающийся престижа послешкольного образования в нашей стране. Результаты следующие: 24% респондентов заявляют о желании обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста, 76% - хотели бы получить образование в России; для 43% молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 75%- несовершенное владение иностранными языками, для 41% - недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе.

5. Интеграция, а не дифференциация. Сегодня в российских общеобразовательных школах обучаются школьники с разными стартовыми учебными возможностями. Ежегодно проводятся заседания психолого-медико-педагогической комиссии, по результатам которой выявляются дети с какими-либо нарушениями в развитии. Педагогам рекомендуется обучать этих детей по программам особого вида. Эти дети обучаются вместе с остальными. Для детей-инвалидов созданы специальные условия: педагоги обучают их на дому, либо в спецшколах. Таким образом, эти дети оторваны от общества, им сложно после такой организации обучения адаптироваться к жизни в обществе.

Интегративная школа в России не имеет таких преимуществ как аналогичная школа в Финляндии, так как в российских школах учитель работает в основном на «среднего» ученика, приближая слабоуспевающих и сильных к одинаковому «среднему» уровню в ущерб «сильным» и способным ученикам. К тому же в наших школах помимо учителей индивидуально с детьми никто в системе не работает.

Оставление на второй год считается унизительно для ученика и дискомфортно для учителя. Второгодничество не признано педагогически и экономически бессмысленным.

Также в российских школах существует внутренняя дифференциация в обучении — углубленное изучение одних предметов в ущерб другим, а также выделение «элитных» классов из общего потока. Следует также отметить, что наряду с тем, что все школы государственные, существует, особенно в больших городах репетиторство.

Доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения).

  • 6. Все дело в начале. В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии. Однако в настоящее время существует проблема: не все желающие могут посещать детский сад из-за недостаточного количества мест, необходимых для детей. Образованию в детских садах уделяется незначительное внимание, кроме того, многие воспитатели детских садов не имеют достаточно высокой квалификации и иногда даже высшего образования. Анализ данной ситуации свидетельствует о том, что некоторая часть детей после детского сада не готовы обучаться в школе не только по свой подготовке, но и психологически. Также в российской школе постоянно обсуждается вопрос о преемственности между садиком и начальной школой, а также в связи с переходом детей на следующую ступень обучения.
  • 7. Приоритет энциклопедических навыков. В России основное направление пока ещё идет на энциклопедические знания. То есть знания берутся из учебников, а не те, которые пригодятся в жизни. В отличие от финского образования программа строится так, что ученикам предлагаются не умения применять знания, которые пригодятся в повседневной жизни, помогут справиться с будущими проблемами, реализовать свои планы, а знания ради знаний. В 2011 году с 1 класса во всех школах России введён новый образовательный стандарт (стандарт 2 поколения). Это документ, в котором изменены подходы и цели образования для начальной школы. Возможно, с этим нововведением изменится результат образования российских школьников, но заметно это будет ещё не скоро, потому что нынешние второклассники обучаются по-старому.

Если спросить российских школьников, зачем они ходят в школу, то получим такие ответы: получать знания — 22%, общаться с друзьями — 25%, получить оценки — 11%, потому что так надо — 13%, чтоб поступить в вуз — 15%, заставляют родители — 11%, не знаю — 9%. Элементарной практической грамоте как то: оформить квитанцию, заполнить таможенную декларацию, заказать товар по Интернету и др. в российских школах не учат. Поэтому у многих школьников России существует проблема мотивации к обучению.

  • 8. Статус учителя. Статус учителя остаётся на невысоком уровне, заработная плата педагогов ниже, чем у их коллег из западных стран. Из телевизионных новостей в марте мы узнали, что средняя заработная плата учителей по России составляет 13.000 рублей. Что касается замены учителей, то в большом преподавательском коллективе этот вопрос почти всегда решаем, а в сельских школах, где порой один человек преподаёт не одну дисциплину, заменить его другим специалистом весьма проблематично.
  • 9. Внутришкольные факторы низких достижений российской школы. Школьный персонал. В отличие от Финляндии в России учителя не могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как каждый учитель является классным руководителем, в результате этого на него возлагаются все проблемы, возникшие в его классе. Учитель сегодня выступает в роли предметника, куратора, воспитателя, социального педагога, ассистента, а порой даже выполняет функции родителей. Соотношение учитель-ученик для общеобразовательной школы составляет в среднем 1:12. Приоритет отдается фронтальному обучению. В российских школах, как и в финских, есть медсестра, но она не имеет дополнительного образования в области профилактической оздоровительной работы.

Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают бесплатное одноразовое горячее питание.

9. Программы обучения. В российской школе единая система обучения с общими программами и учебными планами, в гимназиях и лицеях обучение ведётся более углублённо по предметам, но по программам, не отличающимся в корне от общеобразовательных. В последнее время большое внимание уделяется профилизации школ.

Школьная система постоянно подвергается государственной инспекции. Учителям предоставляется свобода выбора методов и форм преподавания, что является проявлением доверия со стороны государства. Однако, если качество обучения у данного учителя низкое, то проводится контроль за его деятельностью.

  • 10. Социальная ответственность вузов. Министерство образования РФ критикует уровень подготовки кадров в Российских вузах. «Структура и уровень подготовки кадров не соответствует запросам экономики сегодняшнего дня и той экономики, которая будет завтра», — сказал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов
  • 11. Сотрудничество с родителями. Родителей в России привлекают к участию в жизни школы всеми возможными способами: участию в Совете школы, в Управляющем совете, в Попечительском совете, приглашают на родительские собрания, на индивидуальные беседы, на все школьные и внешкольные мероприятия. Но если родители не хотят участвовать в школьной жизни детей, то школа обходится без них и забота о воспитании таких учеников ложится на плечи классных руководителей и учителей.

Другие проблемы системы образования в России

Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах по сравнению со странами Запада настолько велики, что не приходится говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Осознание «отсталости» отечественной системы образования не могло не повлиять на падение престижа образования, которое сказывается на мотивации учащихся к обучению. В-четвёртых, недостаточное финансирование образовательных программ и профилей. В-пятых, была выявлена роль психологических факторов, влияние которых на результаты — косвенное, но значительное. Например, 39% наших учащихся испытывают психологическое напряжение при выполнении домашних заданий по математике, 32% российских подростков, по их собственному признанию, «ужасно нервничают, когда решают математические задачи», 72% беспокоятся, что они получат плохую оценку по этому предмету. Эти показатели на 10 — 20% превышают аналогичные данные по международной выборке, что свидетельствует о высоком уровне тревожности российских школьников. Примечательно, что в Финляндии, процент ответов, свидетельствующих о стрессовых настроениях, — существенно ниже, чем в других странах.

Россия.

Финляндия.

Сходства.

  • 1. Развитая система дошкольного образования
  • 2. Обучение с 7 лет
  • 3. Бесплатное питание
  • 4. Наличие попечительских советов
  • 5. Система поддержки сирот
  • 6. Идея «профилизации» школ
  • 7. Сотрудничество с родителями

Различия.

  • 1. Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования
  • 2. Наличие экзаменов по окончанию основной школы
  • 3. Среднее отношение школьников и общественности к учителю
  • 4. Недостаточная работа психологов с учениками школ
  • 5. Более 20 человек в классах
  • 6. Чтение не имеет особого значения, не сформировано на достаточном уровне умение анализировать информацию
  • 7. Слабая мотивация к обучению в основной школе
  • 8. Различные ценностные установки в семьях
  • 9. Во главе угла российского образования стоят старшие классы
  • 10. Энциклопедическое образование
  • 11. Учитель выполняет функции различных специалистов
  • 12. Контроль со стороны государства за работой школ и учителей
  • 13. Структура и уровень подготовки кадров в ВУЗах не соответствует запросам общества
  • 1. Финляндия расходует на образование одного школьника в возрасте от 7 до 15 лет чуть более 60 тыс. долларов за весь период обучения
  • 2. Экзамены по окончанию основной школы являются необязательными
  • 3. Высокий статус учителя в финском обществе
  • 4. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран
  • 5. Работа в малых группах (15 учеников в классе)
  • 6. Высокая ценность чтения, умение проводить анализ полученной информации
  • 7. Высокая мотивация к обучению
  • 8. Схожесть ценностных и нормативных установок в финских семьях
  • 9. Во главе угла всей школьной системы — дошкольное и начальное образование
  • 10. Функциональное образование
  • 11. Наличие дополнительных специалистов в школе
  • 12. Отмена государственной инспекции за деятельностью школ и учителей
  • 13. Повышение «социальной ответственности» вузов

Библиграфия

  • 1) Загвоздкин В. Секрет финского успеха //Факторы эффективности финской системы образования. Ж. «Народное образование», № 4, 2006 г.
  • 2)Аникин Л. Как школьники соседней страны стали грамотнее всех в мире. Ж. «Невское время» от 13.01.2009.
  • 3)http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E2_%D4%E8%ED%EB%FF%ED%E4%E8%E8.
  • 4) Материалы из сети интернет.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой