Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, имеется противоречие между объективно существующими предпосылками к включению компьютерной графики в структуру подготовки студентов художественно-графического факультета и отсутствием научно-обоснованной педагогической технологии обучения этой дисциплине. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной проблему разработки содержания и технологии обучения студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
    • 1. 1. Этапы развития средств компьютерной графики и сфера ее применения в различных видах деятельности человека
    • 1. 2. Компьютерная графика как учебная дисциплина
    • 1. 3. Анализ практики обучения компьютерной графике в России и за рубежом
    • 1. 4. Содержание и технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
    • 2. 1. Методика проведения эксперимента
    • 2. 2. Экспериментальное обучение студентов ХГФ компьютерной графике и его результаты
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Важнейшей функцией образования является ознакомление человека с продуктивными способами осуществления любой профессиональной деятельности, в том числе, связанной с наукоемкими технологиями, которые значительно упростили язык общения с персональным компьютером, сделав его доступным даже для людей, не имеющих специального технического образования. Использование технологий, рассчитанных на работу с персональным компьютером, обусловлено появлением различных программных средств как профессионального, так и полупрофессионального назначения. В полной мере это относится к компьютерной графике, которая в настоящее время является одной из динамично развивающихся областей информационных технологий.

Компьютерная графика позволяет формировать особую графическую информационную среду специальным инструментарием не только для творческой деятельности художников, дизайнеров, архитекторов, конструкторов, но и для областей, как общего, так и специального образования. В сочетании со средствами мультимедиа и высоко художественными информационными технологиями компьютерная графика является тем связующим звеном, благодаря которому можно говорить об эффективном использовании персонального компьютера как инструмента для общения, передачи, получения и контроля знаний в любой учебной дисциплине. Кроме того, умения работы с персональным компьютером, без сомнения, должны быть отнесены к общекультурной подготовке любого специалиста.

С учетом специфических возможностей изучение компьютерной графики имеет особое значение в области художественно-графического образования, поскольку является уникальным средством развития таких личностных качеств обучающихся, как восприятие пространства, абстрактно-логическое и образное мышление^, чувство цвета, творческое воображение, целостность восприятия, внимание, память, аккуратность в работе и др. Наряду с этим, изучение компьютерной графики формирует умения перекодирования визуального образа в вербальную или перцептивную форму, способствует творческому самовыражению.

Особо следует отметить, что компьютерная графика является великолепным средством моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного и графического творчества. Причем, по характеру технологий, богатству цветовых эффектов, способам наглядного двумерного или трехмерного отображения объектов, взятых в пространстве, компьютерная графика может иметь не только общеобразовательное значение в подготовке будущего учителя изобразительного искусства и черчения, но и нести в себе профессионально-ориентированное обучение, интегрированное со специальными учебными дисциплинами, изучаемыми на художественно-графическом факультете.

Вместе с тем практика показывает, что компьютерная графика в настоящее время еще не нашла свое достойное место в области образования, в том числе и в педагогических учебных заведениях. Нет также специальных исследований, посвященных содержанию и технологии обучения компьютерной графике учащихся школ и студентов педагогических вузов. Исключением является диссертация Н. П. Петровой, в которой рассматриваются потенциальные возможности персонального компьютера, как средства создания среды для «Медиаобразования», а также подходы к развитию творческих способностей школьников и студентов в процессе обучения компьютерной графике и анимации на основе программы «Аутодеск Аниматор Про» (AutoDesk Animator Pro). Другие научно-методические исследования, в основном, посвящены школьному курсу «Информатика», методам, приёмам и средствам обучения информатике и информационным технологиям (Т.А.Бороненко, НИЛак, М. И. Рагулина, Л. В. Смолина, Т. А. Яковлева и др.).

Таким образом, имеется противоречие между объективно существующими предпосылками к включению компьютерной графики в структуру подготовки студентов художественно-графического факультета и отсутствием научно-обоснованной педагогической технологии обучения этой дисциплине. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной проблему разработки содержания и технологии обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике, позволяющей повысить эффективность их профессиональной мобильности в контексте с современными требованиями к уровню высшего педагогического образования. При этом педагогическая технология должна состоять из содержательного и процессуального компонентов. Содержательный компонент, как правило, включает содержание обучения, методы, методические приемы, формы организации и дидактические средства обучения, а также фактор компетентности педагога и фактор индивидуальных особенностей обучающихся и их исходный уровень подготовленности. Процессуальный компонент — это реализация на практике заранее спроектированного процесса обучения, а также организация и управление деятельностью обучающихся по усвоению знаний, умений, навыков.

Цель исследования: разработка и экспериментальное апробирование содержания и технологии обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике.

Объект исследования: учебная деятельность студентов художественно-графического факультета на занятиях по компьютерной графике.

Предмет исследования: содержание и индивидуально-ориентированная технология обучения компьютерной графике.

Гипотеза исследования: обучение студентов художественно-графического факультета компьютерной графике будет более эффективным, если:

— его содержание ориентировано на компьютерную поддержку специальных учебных дисциплин (рисунка, живописи, композиции, начертательной геометрии и черчения, декоративно-прикладного искусства и др.);

— в основу будет положена индивидуально-ориентированная технология, учитывающая индивидуальные особенности студентов, исходный уровень их готовности к работе с персональным компьютером, включающая (преимущественно) индивидуальную и групповую формы организации и специфические компьютерные средства обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать этапы развития средств компьютерной графики и сферу их применения в различных видах деятельности человека.

2. Проанализировать содержание и технологию обучения компьютерной графике в различных учебных заведениях.

3. Разработать и экспериментально проверить содержание и технологию обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике.

Методология исследования базируется на следующих теоретико-методологических работах: в области философии, посвященные раскрытию сути теории информационной культуры и проблемы человека как субъекта собственной профессиональной деятельности (С.Я.Батышев, П. С. Гуревич, А. Я. Найн, П. Н. Новиков, Л. М. Пыжевич, Е. В. Ткаченко и др.) — в области теории образования, профессиональной педагогической деятельности, проектирования педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, А. И. Иванов, Е. И. Казаков, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина и др.) — в области художественного и графического образования (В.А.Гервер, С. Е. Игнатьев, Ю. Ф. Катханова, Е. И. Корзинова, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, М. Н. Марченко, Н. Н. Ростовцев, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов, В. И. Якунин и др.) — в области методики обучения математике и информатике (Т.А.Бороненко, А. П. Ершов, Э. И. Кузнецов, И. А. Румянцев и др.).

Основные этапы исследования.

Первый этап (1995;1997гг.) был посвящен теоретическому анализу психолого-педагогической, методической и специальной литературы с целью определения степени разработанности проблемы. Проводилось изучение состояния проблемы в школе и педагогических вузах, наблюдение за процессом обучения компьютерной графике. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза, решались вопросы, связанные с формированием концепции курса компьютерной графики и построением его содержания.

На втором этапе (1997;1998гг.) разрабатывалась концепция вузовского курса компьютерной графики, проведен отбор содержания учебной дисциплины «Компьютерная графика», определялась технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике, проводилась экспериментальная работа по ее апробации в различных условиях организации и машинных средств обучения.

На третьем этапе (1998;2000гг.) уточнялись результаты экспериментального обучения студентов ХГФ компьютерной графике, проводилась систематизация и обобщение научно-методической работы в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— применен комплексный подход к проблеме обучения компьютерной графике студентов художественно-графического факультета, включающий теоретический анализ ведущих тенденций в развитии компьютерных технологий и обобщения опыта преподавания этой дисциплины в различных учебных заведениях, как в России, так и за рубежом;

— вскрыты специфические особенности компьютерной графики как учебной дисциплины, определена концепция вузовского курса, включающая цель, задачи, технические условия, соответствующие современным компьютерным технологиям и возможностям этих технологий в сфере художественно-графического образования;

— разработаны научно-методические основы общих и частных критериев отбора учебного материала для базового уровня обучения компьютерной графике студентов художественно-графического факультета, а также для графических пакетов, используемых в работе с персональным компьютером;

— выявлен понятийный и терминологический аппарат курса компьютерной графики, представленный тремя классами базовых и соподчиненных понятий и связями между ними;

— определены основные принципы индивидуально-ориентироваБПЮЙ технологии обучения, базирующиеся, преимущественно, на индивидуальной форме организации обучения и методических средствах, способствующий" повышению эффективности профессиональной подготовки студента художественно-графического факультета.

Теоретическое значение выполненной работы заключается в том, что:

— разработан и экспериментально апробирован курс «Компьютерная графика», профессионально ориентированный и интегрированный со специальными учебными дисциплинами (рисунком, живописью, композицией, декоративно-прикладным искусством и народными промыслами, начертательной геометрией и черчением), представляющий собой определенный вклад в одно из приоритетных направлений внедрения новых информационных технологий в практику профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета к будущей педагогической и творческой работе- - предложенная система практических заданий по компьютерной графике, направленная на развитие творческого потенциала студента, может использоваться в зависимости от интереса к компьютерной графике, его склонностей и способностей.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные и экспериментально апробированные содержание курса компьютерной графики, система практических заданий, а также индивидуально-ориентированная технология обучения, направлены на компьютерную под-. держку специальных учебных дисциплин, включенных в предметный блок учебного плана художественно-графического факультета, а также на повышение эффективности профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства и черчения. Разработанные программа базового курса компьютерной графики, факультативных занятий и спецкурсов могут использоваться в процессе обучения студентов различных специальностей высшего и среднеспециального учебных заведений.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов исследования обеспечивалась совокупностью методологических и теоретических положений, подтвержденных практикой, комплексными методами исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, длительным характером эксперимента, воспроизводимостью результатов и использованием знаний и умений по компьютерной графике в курсовых и дипломных работах студентов художественно-графического факультета.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись автором через публикации и выступления: на международной научно-методической конференции по проблемам обучения информатике «Компьютеры в образовании» (Москва, МГТГУ, 1997 г.) — на всесоюзной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Москва, МПГУ, 1998 г.), на научно-практической конференции-выставке-ярмарке «Компьютер и образование» (Москва, ВДНХ, 1999 г.). Теоретические положения обсуждались на конференциях по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (1996;2000 гг.), на кафедре начертательной геометрии и черчения МПГУ (1997;2000 гг.), на ученом Совете художественно-графического факультета МПГУ (1998 г.).

По проблеме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ.

Выводы по Главе 2.

1. Экспериментальное обучение проводилось на основе индивидуально-ориентированной технологии, включающей разработанное содержание обучения компьютерной графике, различные формы организации учебной графической деятельности студентов в работе с графическим инструментарием персонального компьютера, а также рейтинг контроль.

2. Определены средства обучения и содержание комплекса экспериментальных практических заданий, а также варианты творческих работ. Поиск адекватных средств обучения был затруднён из-за отсутствия методических пособий и специально подготовленного иллюстративного материала.

3. Разработанная автором данной работы и реализованная организация помещения компьютерного класса не претерпела изменений в процессе экспериментального обучения и была положительно оценена участниками эксперимента.

4. В результате проведения анкетирования были выявлены необходимые для экспериментального обучения сведения о первоначальной подготовке студентов по компьютерной графике, их желания по улучшению технологии обучения и использование компьютера для выполнения творческих художественно-графических работ.

Общее отношение студентов к изучению компьютерной графики весьма положительное. Для студентов, владеющих навыками работы изучаемых графических редакторов был предложен индивидуальный темп и содержание занятий, которые были оформлены в виде творческого проекта выполняемого в течении всего семестра.

5. На первом этапе обучения в контрольных подгруппах было незначительное отставание при изучении базового курса, основанного на приобретении студентами начальных знаний и умений работы с персональным компьютером. Это было связано с тем, что преподаватели, работающие в контрольных подгруппах имели опыт работы в этой части теоретического материала.

6. По результатам, полученным экспериментальными группами базового уровня обучения компьютерной графике, было ясно, что содержание должно подвергнуться незначительной корректировке. Так, например, изучение графического редактора Photoshop и др. следует давать на спецкурсах (третий уровень).

7. Доказано, что перед овладением графическим инструментарием программы следует изучить основные понятия из группы виды компьютерной графики и основные цветовые модели палитры. Кроме того, в экспериментальных группах лучше просматривались межпредметные связи специальных художественно-графических дисциплин с компьютерной графикой в связи с целенаправленными творческими заданиями.

8. Уровень творческих работ выполненных студентами экспериментальных подгрупп показал положительные результаты индивидуально-ориентированной технологии обучения.

9. Третий уровень обучения (спецкурсы) студентов компьютерной графике, ориентированный на профессиональное овладение пакетами компьютерных графических программ подтверждён высоким качеством выполненных студентами творческих, курсовых и дипломных работ.

10. По результатам экспериментального обучения можно утверждать, что апробирование индивидуально-ориентированной технологии значительно повысила эффективность обучения компьютерной графике, подтвердив оптимальное содержание разработанного учебного курса компьютерной графики, а также формы организации учебного процесса и средства обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В соответствии с задачами исследования проведенный анализ развития средств компьютерной графики позволил определить характерные способы использования этих средств в различных видах деятельности человека, особенно в такой области, как изобразительное и графическое искусство. В диссертации рассмотрен опыт современных художников, графиков, дизайнеров, конструкторов и др., связанный с использованием компьютерного инструментария для решения творческих работ.

2. Для разработки индивидуально-ориентированной технологии обучения, включающей содержание, предусматривающее три уровня обучения: 1-й уровень — базовый, 2-й уровень — углублённое изучение пакетов программ (факультатив), 3-й уровень — специальные курсы для профессионального изучения пакетов программ по выбору времени и содержания.

Индивидуально-ориентированная технология обучения направлена на признание индивидуальности и самобытности студента, развивая его не как «коллективного субъекта», а как индивида, наделённого личным опытом жизнедеятельности. Разработанная технология включала также индивидуальное развитие творческого потенциала студентов художественно-графического факультета.

Содержание обучения компьютерной графике ориентировано на изобразительную и графическую деятельность, а также компьютерную поддержку дасциплин предметного блока, предусмотренных учебным планом специальности «Изобразительное искусство и черчение».

3. Экспериментальное апробирование индивидуально-ориентированной технологии показало, что разработанное содержание учебного материала по компьютерной графике, формы организации учебного процесса можно считать эффективными и адекватными целям и задачам, поставленным в исследовании. Причем, обучение компьютерной графике должно быть продолжено на старших курсах для того, чтобы обеспечить студентов знаниями и умениями применения ее средств для создания обучающих программ, сохранив преемственность в изучении графических редакторов и аппаратных средств.

Однако экспериментальное обучение выявило некоторые недостатки содержания базового уровня обучения, заключающиеся в последовательности изложения учебного материала, которые впоследствии были скорректированы. Содержание творческих работ по компьютерной графике было дополнено и расширено на основе пожеланий студентов.

Выполненные в процессе экспериментального обучения курсовые и дипломные работы студентов были отмечены не только на защитах дипломных работ, как наиболее оригинальные и творческие, но и трижды на международных и российских выставках. Методической основой для их выполнения послужила учебная деятельность на факультативных занятиях и спецкурсах по компьютерной графике. В результате этой работы студенты овладели необходимыми знаниями и умениями профессиональной работы с компьютерным инструментарием, направленным на подготовку и структурирование учебного материала, разработку графического интерфейса обучающих программ и способов создания мультимедиа презентаций.

Подтверждено, что обучение компьютерной графике, с учетом изложенных в работе принципиальных подходов, обеспечит развитие у студентов художественно-графического факультета способностей к абстрактно-логическому и образному мышлению, чувства цвета, творческого воображения, зрительных представлений, целостности восприятия и перекодирования визуального образа в вербальную или знаковую перцептивную форму для творческого самовыражения в работах, выполненных с помощью персонального компьютера.

4. Разработанные и экспериментально апробированные содержание и технология обучения компьютерной графике, а также система практических заданий, направленных на повышение эффективности профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства и черчения, могут использоваться в процессе обучения студентов художественно-графических факультетов высших учебных заведений. Результаты исследования могут считаться перспективными в связи с возможностью разработки новых направлений обучения компьютерной графике студентов не только художественно-графического факультета, но и других специальностей. Это обогатит учебный процесс, выявит новые возможности совершенствования технологии обучения будущих учителей учебных заведений различного направления, повысив качество профессиональной подготовки и творческой педагогической деятельности.

Проведенная работа не претендует на исчерпывающее решение поставленной проблемы обучения студентов ХГФ компьютерной графике. Она может быть продолжена в любом, указанном в задачах исследования, направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. О роли компьютерной графики в развитии творческих способностей студентов ХГФ // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1998. С. 331−332.
  2. Э.Г. Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий: Дис. д-ра пед наук. -М., 1997.
  3. Г. Н., Алферов С. Ю., Бобосадырова Г. Б. и др. Перспективы развития системы непрерывного образования. -М., 1990. 222 с.
  4. Г. З., Рудковская Л. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. — № 3 — С. 56−60.
  5. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. Радио, 1979. -184с.
  6. Л.Н. Системно-структурный анализ образно-графических способностей студентов ХГФ педагогических институтов // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989.- С. 56−57.
  7. A.B. Программа по Информатике и компьютерной графике для специальности «Изобразительное искусство и черчение» // Сборник учебных программ по специальности «Изобразительное искусство и черчение». -М., 1992.-С. 18−24.
  8. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.— М., 1994.
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.
  10. Ю.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерныеосновы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 332с.
  11. П.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -528с.
  12. БабанскийЮ.К. Интенсификация процесса обучения. -М.: Знание, 1987. -78 с.
  13. Г. С. Не деянием одним жив человек // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.-328 с.
  14. А.Ю., Герра Р. Г. // Под ред. Стефанюка B.JI. Компьютер обретает разум. -М.: Мир, 1990. 240 с.
  15. Л.Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 143с.
  16. Барнард Дуг. Максимум от МАХ // Мультимедиа и цифровое видео. -1997.-№№ 3−4-С. 24.
  17. М.Н. Гуманизация образования: направления и перспекти-вы//Педагогика. 1996.- № 4. — С.23−27.
  18. В.И. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.-215с.
  19. В.И. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -123 с.
  20. А., Волков А., Мотовилов В. Autodesk-технология: эффективное вложение средств // САПР и графика. 1997. — № 8.- С.63−65.
  21. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вшца школа, 1978. -142 с.
  22. Т. Сохраняя и создавая традиции. «Сетевая Академия ЛАНИТ» на рынке отечественного авторизированного обучения // КомпьютерПресс. 1999. — № 9.- С. 18−19.
  23. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия//Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
  24. В., Педагогическая технология: Эволюция понятия // Сов. Педагогика, 1991, № 9.
  25. Г. Н. Мотивационно-ценностное отношение студентов к учебному труду // Совершенствование психолого-педагогической, методической и художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе. -Уфа, 1991. С. 17−19.
  26. . Эффективная работа на IBM PC в среде WINDOWS 95. -СПб.: ПИТЕР, 1998.
  27. Р. Эффективная работа с WORD 7.0 для WINDOWS 95. СПб.: ПИТЕР, 1998.
  28. П. Виртуальная реальность и искусство // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1998. — С. 331−332.
  29. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  30. Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: Автореф. дис. доктора пед. наук, СПб., 1998, -С.34
  31. БрунерДж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-396 с.
  32. Бурименко Г. PowerAnimator в видеопроизводстве // Мультимедиа и цифровое видео. 1996. — № 4. — С. 12.
  33. И.З. К вопросу развития пространственных представ лений студентов ХГФ на занятиях по черчению // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М., 1989.- С.78−79.
  34. Бэйн С. ADOBE Illustrator 7 в подлиннике. СПб.: «BHV — Санкт-Петербург», 1998.
  35. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск, 1997. — 240с.
  36. И. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983.
  37. А., Мотовилов В. От САПР к интегрированной среде проектирования. // САПР и графика. 1997. — № 8.- С.60−62.
  38. И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. — 85 с.
  39. Г. Г. Твоя информационная культура. М, 1988.- 192с.
  40. Всё о технике живопись акварелью. М.: Арт-Родник. — 1996, С.50−51.
  41. Всё о технике живопись маслом. М.: Арт-Родник. — 1998, С. 51.
  42. JI.C. Педагогическая психология. -М., Педагогика-пресс, 1996.
  43. JI.C. Психология искусства. М., Искусство, 1987.
  44. ., Мирволд Н. Дорога в будущее. (The Road Ahead). Viking, 1995.
  45. .В. Философско методические основания стратегии развития образования в России. — М., 1993. -160 с.
  46. .С. Философия образования для XXI века. М., 1997.
  47. С.Р. Значение изобразительных материалов в формировании графического художественного образа // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С.272−273.
  48. В.И. От педагогики к антропогогике: смена парадигмы // Вестник сев. зап. отд. Российской академии образования. — СПб., 1996,-С. 14−17.
  49. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 43 -52.
  50. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306 с.
  51. С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. — 249 с.
  52. С.З. Некоторые закономерности процесса профессиональной подготовки будущего учителя черчения на ХГФ//Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1997. С. 312−314.
  53. И.В. Пути формирования творческих способнотсей студентов ХГФ в процессе обучения компьютерной графике // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки, 1998, с. 352−353.
  54. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 237 с.
  55. Г. Л. Работа в MS-DOS 6.0 для всех. М., 1998. — 125с.
  56. С.И. Медиаобразование и его роль в обучении графическим дисциплинам // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С. 293−294.
  57. ГукМ. Аппаратные средства IBM PC. СПб.: ПИТЕР, 1998.
  58. М. Мультимедийный трансфер информации и образование будущего //Мультимедиа и цифровое видео. 1996. — № 4. — С. 82,
  59. ДжонстонР., Мичи Д. Компьютер-творец. -М.: Мир, 1987. с. 161.
  60. О. История одного компьютера. //Компьютер-Пресс. 1995. — № 12.-С. 10−16.
  61. В. Дистанционное образование — кому это надо? // Компьютер-Пресс. 1999. — № 9. — С.20−22.
  62. Т.А. Роль игр и технических средств обучения в педагогической технологии многоуровневого интенсивного обучения иностранному языку в педвузе // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки, 1998, с. 146−151.
  63. В., Пружинин А. Всё познаётся в сравнении // Мультимедиа и цифровое видео. 1996. — № 3. — С. 43.
  64. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дисс. д-ра пед. наук, Ростов-на-Дону, 1995. — 39 с.
  65. Другие берега. Английский графический феномен ждёт исследования // КомпьюАрт. 1998. — С.28−38.
  66. Дубинин A. ELM—-Десять лет, которые. // Мультимедиа и цифровое видео. 1996. — № 4. — С. 86.
  67. А. Просто RenderMan // Мультимедиа и цифровое видео. 1996. -№ 3. — С. 54.
  68. Дубинин A. Toy Story // Мультимедиа и цифровое видео. 1996. — № 2. — С. 69.
  69. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 117−130.
  70. А. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и образование. 1987. -№ 1. — С. 23−24.71.3азнобина JI.C. Живая жизнь и виртуальная реальность // Народное образование. 1996. — № 9. — с. 17−21.
  71. Закон Российской Федерации об образовании. М.: МП Новая школа, 1992.-59 с. 73.3обнина Т. В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1993. 214 с.
  72. А.И. Дидактические основы школьного учебника по трудовому обучению учащихся: Дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1989. 493 с.
  73. .И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961.-223 с.
  74. С.Е. Система критериев оценки детских рисунков. // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1998. — С. 342 344
  75. С.Е. Периоды развития и изобразительная деятельность детей. // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С. 288−289
  76. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов ХГФ в графической деятельности: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994. -503 с.
  77. Ю.Ф., Антипова A.B. Особенности использования ЭВМ в обучении начертательной геометрии и черчению // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. -М.: Прометей, 1989.- С. 54−58.
  78. М.У. Методика преподавания курса компьютерной графики для студентов ХГФ // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1997. С. 234−236.
  79. М.У. Основы текстового процессора Word для Windows: Учебное пособие для студентов худ.-граф. фак-та. М.: Прометей, 1999.- 97с.
  80. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  81. Ф., Маккормик П. Эффективная работа с Corel Draw 8.0 СПб.: ПИТЕР, 1998. — 912с.
  82. А.Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. -16 с.
  83. А. И. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992. — 94 с.
  84. Компьютерные технологии в высшем образовании. М., 1994.
  85. Концепция информатизации образования // Под ред. А. Ершова. М., 1988. — 124с.
  86. В.В. Формирование личности школьников в процессе художественно-эстетической организации среды: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994.-486 с.
  87. Е.И. Создание учебных заданий — важный компонент профессиональной подготовки студентов ХГФ//Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1995. С. 182.
  88. Т. Лицей информационных технологий в 1998 году: добро пожаловать в наш Дом // Компьютер-Пресс. 1998. — № 9.- С. 11−16.
  89. Ш. Профессиональная работа в WINDOWS 98. СПб.: ПИТЕР, 1999. — 326с.
  90. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.
  91. В., Наводнов В. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. — № 1. 1994.
  92. А. Виртуальная реальность. Где? Когда? Зачем? // КомпьютерПресс. 1998. — № 3.- С.161−164.
  93. Ларионов Л. LightWave 3D 5.0 // Мультимедиа и цифровое видео. 1997. -№ 3−4. — С. 22.
  94. В.К. Новый взгляд на роль пространственных представлений в творческом развитии художника-педагога//Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С. 231−232.
  95. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. 223 с.
  96. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  97. О. Что такое авторизированное обучение? // Компьютер-Пресс. -1997. -№ 9.-С.13.
  98. Лучшие психологические тесты // Пер. с анг. Е. А. Дружининой. Харьков, 1994. — 320 с.
  99. С. А. Педагогические системы и технологии: Учеб. пособие для студентов педвузов. Омск: ОГПИ, 1993. — 215с.
  100. Н. В. Информатика (объектно-информационная концепция): Программа для учащихся с 6-го или 7-го по 11-й классы. СПб.: ПИТЕР, 1999. — 74с.
  101. Н. В. Строим дом школьной информатики // Компьютер в школе. 1998. — № 4. — С. 23−25.
  102. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 110 с.
  103. М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1996. 227с.
  104. М.Н. Совершенствование методики преподавания компьютерной графики на ПХГФ // Научные труды МИГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1998. — С. 353−354.
  105. М.И., Ибрагимов Г. И., Чошанов М. И. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 213с.
  106. И.В. О необходимости использования компьютерных технологий при изучении курса «Техническая графика» // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С. 261−262.
  107. Н.Г. Из исследования проблемы обучения школьников дизайну на занятиях по черчению // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997, — С. 271−273.
  108. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. — 47с.
  109. A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991, -№ 3. — С. 13−15.
  110. ИЗ. Назаренко Е. М. Возможности применения компьютеров при изучении студентами ХГФ «Ортогональных проекций» // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1997. С. 263−264.
  111. Л.А., Семушина Л. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. -М., 1989.
  112. Николенко М. CorelDraw 9.0 — что-то новенькое // Publish. 1999. -№ 4. — С.22
  113. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход // Под ред. H.A. Селезневой, А.И. Себет-то. -М, 1995.-200 с.
  114. С. Мультимедиа из России // Мультимедиа и цифровое видео. -1996. № 4. — С. 69−73.
  115. С. Мультимедиа. Мир Apple // Мультимедиа и цифровое видео. 1997. — № 9. — С. 8−9.
  116. С. Наше «Мультимедиа» // Мультимедиа и цифровое видео. 1996. — № 1. — С. 4−5.
  117. С. Рубрика мультимедиа // Компьютер-Пресс. 1993, -№ 1- С. 12.
  118. А.Я. Использование компьютера для контроля знаний при изучении черчения" // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С. 266.
  119. Ю. Движение стиля // Искусство кино. 1988. — № 10. — С. 104−116.
  120. Ope О. Графы и их применение. М.: Мир, 1965. — 174с.
  121. Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. -102 с.
  122. Л.В. Пути активизации поисково-познавательной деятельности на уроках черчения // Научные труды МПГУ, серия: Гуманитарные науки, М., 1997.
  123. C.B. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. -М., 1998.- 134с.
  124. Г. В направлении Alter Ego: Параграф в постньютоновскую эпоху // Мультимедиа и цифровое видео. 1997. — № 3−4. — С. 57−61.
  125. Педагогическое образование России. Сб. нормативных докумен-тов/Мин-во образования Рос. Федерации // Сост. М. Н. Костикова, Э. М. Никитин и др. -М., 1994. 185 с.
  126. С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.
  127. Н.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1991. -61 с.
  128. М. Эффективная работа с 3D Studio МАХ 2. СПб.: ПИТЕР, 1999. — 650 с.
  129. М., Минтон JI. Эффективная работа с 3D Studio МАХ 2 (+CD). СПб.: ПИТЕР, 1998. — 217с.
  130. Петрова Н. Alias Power Animator: версия 6, или средство исполнения желаний //Мир ПК. 1995. -№ 11. — С. 161−165.
  131. Петрова Н.П. Imagina: прорыв за пределы воображения, или 15 лет спустя // Компьютерра. 1996. — № 11. — С. 54−55.
  132. Н.П. Компьютер и художник // Мир ПК. 1997. — № 7. — С. 9296.
  133. Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? // Hard’riSoft 1996. — № 7. — С. 90−92.
  134. Н.П. Компьютерная графика и анимация как средство Медиа-образования. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1997. 156с.
  135. Н.П. Компьютер и художник // Мир ПК.- 1997. № 7. — С. 9296.
  136. Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества. СПб.: Образование, 1996. — Вып. 3 — 207 с.
  137. Подготовка специалистов в системе высшего педагогического образования: Сб, науч. тр. Нижневартовск, 1994. -144 с.
  138. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // В. Д. Шадриков, Е. И. Анисимова, Е.И. Кор-нееваи др.- под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142с.
  139. Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. -С. 13−37.
  140. Пономаренко С. COREL DRAW 8,0 СПб.: «BHV — Санкт-Петербург», 1998.
  141. Пономаренко С. Macromedia FreeHand 7 в подлиннике. СПб.: «BHV -Санкт-Петербург», 1998.- 185с.
  142. Потрясающий пример применения 3D Studio. Ура, Аутодеск! // Компьютер-Пресс. 1997. — № 2.- С. 32.
  143. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Прогресс, 1985.
  144. Психологические и психофизиологические особенности студентов // Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1977. 296 с.
  145. Пучков В, В. Макетирование и моделирование в системе развития творческих способностей студентов ХГФ // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки, М.: Прометей, 1997. — С. 267−268.
  146. Л.М. Составление и деталирование сборочных чертежей. М., 1964.-24 с.
  147. И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М., 1994.
  148. Н.Р. Философия образования России: опасность становления и перспективы развития //Aima mater 1993. — № 1. — С. 23- 27.
  149. Е. Декорации больше не нужны: Введение в технологию виртуальных студий//Мультимедиа и цифровое видео. -1996. № 3. — С. 30.
  150. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. — 271с.
  151. Г. В. Дидактические основы применения информационных технологий в графической подготовке студентов педвузов: Дисс. канд. пед. наук. -М.: ИПСМРАО, 1995. 148 с.
  152. А.Я. Технология обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. -1994. № 2. — С.34−36.
  153. Т.С. Информатика в гуманитарных классах // Информатика. -1997.-№ 24.-С. 35−46.
  154. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М., 1988.
  155. А., Сабина О. Четыре вопроса обучения // Компьютер-Пресс. -1999. -№ 9-С. 10.
  156. М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб.: 1998. — 113с.
  157. Симонович С. WINDOWS 98: учебный курс. СПб.: ПИТЕР, 1998. -250 с.
  158. С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика \ АСТпресс. М. 1998., стр. 244−245.
  159. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  160. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 232 с.
  161. М.М. Зрительно-информацонная теория и акварельная живопись // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997.-С. 234−235.
  162. К. Эффективная работа в WINDOWS 95. СПб.: ПИТЕР, 1998.- 250с.
  163. М. Эффективная работа с ADOBE PhotoShop 5.0. СПб.: ПИТЕР, 1999. — 325с.
  164. Такаки Такана. Wacom: будущее наступило // КомпьюАрт. 1998. — № 8.- С. 54.
  165. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе//Сов. педагогика. 1973. — № 7. — С. 73−77.
  166. О. 3D Studio в кино // Компьютер-Пресс. 1997. — № 2- С. 29.
  167. О. Авторизованный учебный центр Steepler Graphics Center: учитесь графике у профессионалов // Компьютер-Пресс. 1999. — № 9 -С.40−41.
  168. О. Компьютерная графика в России. Пять студенческих лет //Компьютер-Пресс. 1999. -№ 2-С.20−22.
  169. О. Моделирование, анимация и рендеринг. Обзор хитов // Компьютер-Пресс. 1999. — № 7- С. 16−40.
  170. О. Синтетическая реальность. Десять лет компьютерной графике на PC // Компьютер-Пресс. 1997. — № 2 — С. 7.
  171. И.Ю. Шубин А.Ф. Fractal Design Painter 5: Практическое руководство. M.: Начало века, 1998. — 448 с.
  172. С. Инструментарий VRML // Мультимедиа и цифровое видео. -1997. № 1−2. — С.64−68.
  173. Уэйман JL Ролловеры (элементы интерфейса) без программирования // Publish.- 1999. № 4.-С.51.
  174. Фейнберг E. JI Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.
  175. В.Э., ЮМ PC для пользователя 7-е изд. Краткий курс, М.: Инфра-М, 1998.
  176. Формирование учебной деятельности студентов // Под ред. В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
  177. С.И. Теория кино. М., Искусство, 1992.
  178. М., Мультимедиа в примерах. СПб.: «BHV — Санкт-Петербург», 1996.
  179. Г. Ф. Графическое образование в средней школе и педвузе // Художественно-педагогическое образование: Сб. статей. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. — С. 38 — 40.
  180. Ф., Палмер Э. Перечисление графов. М.: Мир, 1977. — 98с.
  181. О.Б. Компьютерные телекоммуникации в школе. М., 1995.
  182. О.Б. Телекоммуникации // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С. Я. Батышева. М.:АПО, 1999. — Т.2. — С. 225−227.
  183. В.Н. ЭВМ в процессе обучения школьников черчению // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе. М.: Прометей, 1989 — С.34−36.
  184. Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе. -Омск: ОмГПИ, 1993. 91 с.
  185. Г. В. Детство — остров в океане // КомпьюАрт. 1998. — № 8. — С. 90.
  186. Г. В. Проявление стереотипов при создании изображений на экране монитора персонального компьютера//Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 1997. — С. 273.
  187. И. Цветы для учителя информатики // Компьютер-Пресс. -1999.-№ 9.-С.55−56.
  188. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.-М., 1996.
  189. Д.В., Технология обучения и её выбор // Энциклопедия профессионального образования в 3-х томах, М., 1999, С. 248−249, т.-З.
  190. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти, 1992.
  191. Д.В. Особенности общения учащихся с компьютерной программой на занятиях по технической графике // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1998. С. 354−356.
  192. В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М.: Логос, 1993. -181 с.
  193. Ю. Основы компьютерной технологии. ABF, 1996.
  194. Г. Ю., Цифровая обработка цветных изображений. М.: ЭКОМ, 1997.
  195. Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. — 285с.
  196. А. Т. Проблемы теории творчества.—М., 1989.
  197. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышление // Под ред. A.M. Матюшкина и др. М.: Знание, 1973. — 145 с.
  198. А. Строим дом в WEB // Компьютер-Пресс. 1998. — № 3. -С. 161−164.
  199. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.
  200. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1996. -№ 2. — С.64−76.
  201. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  202. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. -М., 1986. 131 с.
  203. Baldwin Т., Stevens McVoy D., Steinfield С. Convergence. Integrating media, information and communication. London, Sage Publications, 1996.
  204. Benthall J. Science and Technology in Art Today // Thames and Hudson, 1972.
  205. Blair P. Animation: learn how to draw animated cartoons. California, 1981.
  206. Cohen H. When Machines Can Generate Images Faster Than You Can Pull Edition, Who Will Belong to the World Print Council? Доклад на конференции всемирного совета полиграфистов в Сан-Франциско 15 мая, 1982.
  207. W. Т. How to Animate film cartoons. California, 1980.
  208. Greenberg D. Et al. The Computer Image. Reading, Mass // Addison Wesley, 1982.
  209. Guy Julier. The Thames and Hudson ENCYCLOPEDIA of 20th CENTURY DESIGN AND DESIGNERS. London: The Thames and Hudson Ltd, 1993.
  210. Jones M. Mass media education, education for communication and mass communication research. Leicester, 1984.
  211. Masterman L. The development of media education in Europe in 1980-th. -Strass., 1988.
  212. Mealing S. The art and science of computer animation. Oxford, Intellect Books, 1992.
  213. Media education. Paris: UNESCO, 1984.
  214. B. R., каталог выставки Artists Computers, Art. \ Canada House, 24 March — 20 April 1982.
  215. Toy Story изнутри // Компьютер-Пресс. 1997. — № 2.- С. 12.
Заполнить форму текущей работой