Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика работы в школе показала, что в настоящее время средства кукольного театра на уроках изобразительного искусства используются лишь благодаря учителям-энтузиастам. Программой «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагается ознакомление детей с кукольным театром за счет изготовления несложных кукол-петрушек, с которыми учащиеся могли разыгрывать представления. Много полезных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Из истории искусства театра кукол
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра
    • 1. 3. Содержание обучения школьников изобразительному искусству с использованием средств кукольного театра в системе дополнительного образования
    • 1. 4. Критерии оценки творческих работ учащихся
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Особенности методики проведения педагогического эксперимента
    • 2. 2. Экспериментальное обучение школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментального обучения
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Проблемой данного диссертационного исследования является развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий в процессе изготовления персонажей кукольного театра, декораций с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей в системе дополнительного образования.

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач.

В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования. Кроме того, процесс овладения средствами кукольного театра легко и непосредственно интегрируется с игровой деятельностью детей, которая, по мнению психологов В. Г. Асеева (1), Л. С. Выготского (38, 39), Л. В. Занкова (61), А. Н. Леонтьева (92, 93), Д. Б. Эльконина (184), и др., формирует мышление ребенка, отражает его миропонимание, воспитывает важные качества личности, развивает его потенциальные способности. Исследования ученых-педагогов показывают, что игровая деятельность и игровые ситуации позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, особенно детей младшего школьного возраста, которые именно во время игры чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу школьного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац (144), Н. С. Шер (178), Л. Г. Шпет (179), В. С. Шербаков (180, 181) и др.).

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания. Наряду с этим, создание самих театральных кукол в контексте с художественной постановкой спектакля по настоящему увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. В свою очередь, активная работа детей над художественным образом куклы, как действующего персонажа театральной постановки, развивает у них образное мышление, воображение, память, эстетическое чувство. Особенно это относится к изобразительной деятельности. Обучение театрально-декорационному и кукольному искусству открывает новые возможности обучения изобразительному искусству, где ребенку предоставляется право быть и художником, и артистом, и зрителем. Погружаясь в процесс создания спектакля, дети приобретают новые знания о художественной форме, выраженной через пространство театра и динамичность образов.

Попытки включить средства кукольного театра в обучение изобразительному искусству школьников уже имели место. Однако эти средства использовались эпизодически и односторонне.

Практика работы в школе показала, что в настоящее время средства кукольного театра на уроках изобразительного искусства используются лишь благодаря учителям-энтузиастам. Программой «Изобразительное искусство и художественный труд» предлагается ознакомление детей с кукольным театром за счет изготовления несложных кукол-петрушек, с которыми учащиеся могли разыгрывать представления. Много полезных советов для учителей начальных классов дает в своей книге «Школьный театр кукол: из опыта работы» Л. А. Сиверцева (148): как приобщить детей к кукольному театрукакие практические работы можно дать детям после просмотренных кукольных спектаклей.

Однако, несмотря на имеющиеся позитивные моменты использования кукольного искусства в школьной практике, кукольный театр во всем своем многообразии, как развивающее средство личностных качеств и способностей детей младшего школьного возраста, используется в обучении и воспитании неглубоко и непоследовательно.

Противоречия, установившиеся между главными целями обучения и воспитания, учащихся младшего школьного возраста во внеурочной изобразительной деятельности и уровнем развития их творческих способностей средствами кукольного театра определили проблему исследования. Личный опыт работы в школе убедил нас, что эта проблема требует к себе особого внимания со стороны ученых-педагогов и нуждается в дополнительном изучении и выявлении оптимальных средств для достижения определенных дидактических целей.

Все это послужило причиной выбора темы исследования «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования» .

Цель данного исследования — выявить совокупность педагогических условий развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности в системе дополнительного образования средствами кукольного театра.

Объект исследования — процесс обучения детей младшего школьного возраста изобразительному искусству.

Предмет исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста наиболее эффективно тогда, когда используются все возможности кукольного театра, среди которых мы в первую очередь рассматриваем изобразительную деятельность с такими ее важными атрибутами как:

• умение анализировать характерные черты героев литературных произведений;

• умение сочинять несложные сценарии для создания кукольного спектакля;

• формирование способностей художественно-образного решения персонажей спектакля в эскизах и куклах;

• игровая деятельность, характерная при создании кукольного спектакля, с яркой эмоциональной окраской, способствующая развитию творческой активности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать существующую теорию и практику развития творческих способностей школьников в процессе обучения изобразительному искусству на основе средств кукольного театра, а также труды ведущих специалистов: психологов, художников-педагогов, художников-кукольников, деятелей театральной культуры, учителей изобразительного искусства.

2. Выявить наиболее эффективные педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на занятиях изобразительной деятельностью средствами кукольного театра.

3. Разработать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий обучения с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также экспериментальную программу, позволяющую использовать средства кукольного театра в системе дополнительного образования.

Методологической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии и педагогики о многофакторном развитии личности в процессе обученияо специфике художественно-образного восприятия и художественно-творческой деятельности, способов самореализации личности в обученииспециальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественному образованиюисследования по вопросам истории театрального и кукольного искусства.

В ходе исследования мы опирались на научные труды специалистов в области развития творческих способностей детей изобразительному искусству. Это работы А. Д. Алехина, Н. С. Боголюбова, Т. С. Комаровой, В. В. Корешкова, B.C. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой (4, 24,79, 87, 90, 91, 138, 139, 177) и др. Эти работы дополнялись экспериментальными исследованиями учебной художественной деятельности обучающихся А. И. Васильева, Т. В. Гановой, П. Г. Демчева, С. Е. Игнатьева, М. М. Старикова, Г. В. Черемных (31,43,49, 65, 161, 176) и др.

Методы исследования: изучение и анализ научно-исследовательских работ по педагогике, психологии, теории и истории искусства театра кукол в контексте исследуемой проблемыизучение опыта педагогов по организации работы младших школьников в кукольном театре в системе дополнительного образованиянаблюдение за деятельностью учащихся младших классов в процессе подготовки кукольного спектакляанализ творческих работ школьниковопрос, анкетирование и беседы с учителями изобразительного искусствапедагогический эксперимент.

Этапы исследования (1996;2000 гг.) 1. Определение проблемы, объект, предмета исследования, задач, методологии и методов исследовательской работы, анализ литературы по проблеме исследования. 2. Экспериментальная проверка гипотезы исследования, проведение педагогического эксперимента. 3. Обобщение и систематизация результатов исследования, их оформление в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

— в выявлении изобразительных средств и приемов, используемых в искусстве театра кукол, содействующих развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

— в разработке оценочных критериев проявления творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, связанной с кукольным искусством;

— в определении педагогических условий развития творческих способностей младших школьников средствами кукольного театра;

— теоретическом обосновании и практической разработке комплекса упражнений и заданий, развивающих творческие способности детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения изобразительному искусству средствами кукольного театра в культурно-досуговой деятельности учащихся младших классов, в работе кружка, студии и других внеклассных учебных занятий, объединенных в систему дополнительного образования. Разработанная учебная программа может использоваться учителями общеобразовательных школ и культурно-досуговых центров. Основные выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезными для формирования опыта творческой деятельности учащихся младших классов в процессе изучения других учебных дисциплин.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства, экспериментальной проверкой в условиях средней школы, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных методических условий обучения учащихся младшего школьного возраста средствами кукольного театра.

Внедрение результатов исследования.

Основное содержание и результаты исследования развития творческих способностей учащихся младших классов средствами кукольного театра внедрены в практику работы МКДЦ и средней школы № 58, студии «Юный художник». Разработанная методика и дидактические материалы по проблеме исследования используются в работе кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета МПГУ (1997, 1998, 1999, 2000 гг.), а также на Совете ХГФ МПГУ (1998 г.) Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в 3-х публикациях.

Выводы по 2 главе.

Во второй главе «Экспериментальные условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования» раскрывается особенности обучения школьников изобразительному искусству средствами кукольного театра. Проведенный эксперимент позволил наиболее полно изучить проявление закономерностей в изобразительной деятельности учащихся младшего школьного возраста с позиции критериев кукольного театра.

На основе анализа собранного материала были определены направления развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, разработана программа экспериментального обучения, а также творческие учебные задания, объединённые в тематические блоки.

Каждый блок тем содержал учебный материал, позволяющий учащимся овладеть знаниями, способствующими пониманию специфики театра кукол, как вида искусства, позволяющими использовать средства кукольного театра в работе над постановками спектаклей в процессе создания куклы-актера в эскизах и материале.

Обучение осуществлялось на основе исторических сведений о развитии театра кукол и постановок кукольных спектаклей, позволяющих школьникам освоить исторически сформировавшиеся и современные виды кукольных представлений в их жанровой специфике и в связи с используемыми ими средствами выразительности кукол.

Процесс создания кукол-актёров в контексте постановки кукольного спектакля включал комплекс факторов, воздействующих на детей: красочность, сказочность, музыкальность, динамичность. Всё это положительно влияет на восприятие художественных образов, творческое воображение, образное мышление, сенсомоторные качества детей.

Сравнительные данные анализа творческой деятельности детей младшего школьного возраста, полученные в ходе констатирующего и формирующего экспериментов, показали эффективность разработанной методической системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы изучили и проанализировали существующую теорию и практику развития творческих способностей школьников в процессе обучения изобразительному искусству на основе средств кукольного театра, а также труды ведущих специалистов: психологов, художников-педагогов, художников-кукольников, деятелей театральной культуры, учителей изобразительного искусства.

В ходе исследования нами были выявлены эффективные педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей детей.

1. Рассмотрение искусства кукольного театра с позиций преподавания изобразительного искусства и реализация творческих задач в ходе постановки кукольного спектакля;

2. Включение в процесс обучения литературного, драматургического материала, сказок, которые инсценируются учащимися младших классов;

3. Анализ содержания литературного материала, позволяющий выявить его идею и жанровую характеристику, выразить ее в художественном образе персонажей;

4. Предоставление учащимся возможности самореализации в импровизационно-ролевых играх с куклами;

5. Создание игровых условий на занятиях, что эффективно влияет на решение творческих задач, овладение материалом;

6. Постановка перед учащимися изобразительно-технических и конструктивных задач при создании театральной куклы;

7. Изучение на занятиях истории играющих кукол, видов и форм кукольных представлений, героев кукольного театра;

8. Знакомство с творчеством художников-кукольников, просмотры кукольных спектаклей;

9. Включение в содержание обучения изобразительных средств и приемов кукольного театра;

10. Использование на занятиях комплекса упражнений и заданий, направленных на развитие наблюдательности, воображения, памяти, самостоятельности в творческой работе и художественного вкуса.

В ходе обучения нами была разработана экспериментальная программа и практически проверена совокупность педагогических условий обучения.

В ходе экспериментального обучения мы раскрыли методические приемы активизации творческой активности младших школьников, выявили наиболее эффективные методы обучения, положенные в основу разработанной нами экспериментальной программы.

Формирующий этап эксперимента позволил практически проверить эффективность разработанных нами педагогических условий с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Экспериментальное обучение позволило нам подробно рассмотреть развитие творческих способностей учащихся младших классов средствами кукольного театра.

В ходе эксперимента нами была достигнута положительная динамика в развитии творческих способностей учащихся младшего школьного возраста, что подтвердило гипотезу нашего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. Проблема мотивации и личность./Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  2. А. Индонезийский театр «вайанг-кулит». Л.-М.: Искусство, 1957. — 53 с.
  3. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. — 229 с.
  4. А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1981.
  5. Г. С. Творчество как точная наука. М.: «Сов. Радио», 1979. -184 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1988. 238 с.
  7. Т.П. Тренинг актера в театре кукол -Л., 1983. 79 с.
  8. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970. 46 с.
  9. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977. 183 с.
  10. Т.М. Проблема способностей: личностный аспект// Психологический журнал. 1984. Т.5. — № 3. — С. 46−55.
  11. П.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -528 с.
  12. М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  13. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  14. Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей // Психологический журнал. 1994. Т. 15. — № 6. — С. 90−99.
  15. Бартрам Возрождение кукольного искусства // «Вестник театра». 1919. № 17. — С.5.
  16. Н. Кукольный театр // Жизнь искусства. 1928. № 26.
  17. А. Старинный театр в Европе. М., 1923.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. / Под общей ред. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 399с.
  19. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Вища школа, 1978. 142 с.
  20. П.П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  21. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М.: Педагогика, 1979. 399 с.
  22. Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. -М.: Просвещение, 1986. 126 с.
  23. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. С. 182−195.
  24. И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968.
  25. С.М. Работа по театру в школе первой ступени. В кн.: Революция искусство — дети. — М., 1988. — С. 71−73
  26. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 396 с.
  27. К. Духовное развитие ребенка. Пер. с нем. М., 1924.
  28. .В. История античного театра. Учебник для театральных институтов. M.-JL, 1940.
  29. А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  30. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 117 с.
  31. A.M. Старинный театр в Европе.
  32. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  33. В профессиональной школе кукольника. Сб. науч. трудов. ЛГИТМиК. Л., 1985.
  34. Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. М., 1965.
  35. Всеволодский-Гернгросс У истоков театра // Театр 1960. № 12. -С.117.
  36. Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте /Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1956. — 449 с.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1994.
  38. . Летопись театра кукол в России XV—XVII вв.. М., 1998.
  39. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. -В сб.: Исследование мышления в советской психологии. М., 1966.
  40. ГАОР СС ЛО, Ф. 2428, оп.1, д. № 87, л. 39.
  41. Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993. -306 с.
  43. Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы Психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
  44. С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. — 249 с.
  45. A.JI. К проблеме многосторонних способностей //Вопросы Психологии. 1991.- № 4- С. 82−88.
  46. Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986. — 237 с.
  47. П.Г. Содержание и организация подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов по художественному оформлению школы средствами наглядной агитации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  48. Е.С. Детский театр петрушки // Советское искусство. 1926 -№ 1.
  49. Е.С. Школьный кукольный театр. Л.: Изд. Министерства просвещения РСФСР, 1960. 72 с.
  50. Е.С. Призвание кукольник. Л.: Искусство, 1986. 199 с.
  51. Е.С. Куклы на сцене. М.-Л.: Искусство, 1949 .- 61 с.
  52. К. Смысл кукольного театра // Жизнь искусства. 1920. 1113 апреля.
  53. В.Н. Психодиагностика: личность и ситуация // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. С.6−14.
  54. В. А. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты творческого мышления // Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983.- С.247−266.
  55. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) //Вопросы психологии. -1975.-N5.-С. 166−176.
  56. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследования факторов, детерминирующих индивидуальное различия в проявлении творческой активности //Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. С. 117−130.
  57. Ермолаева-Томина Л. Б. Формирование творческого сознания на занятиях ИЗО //Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Серия: гуманитарные науки. -М.: Прометей, 1999.бО.Занков Л. В. Избранные педагогические труды. // АПН СССР М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
  58. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: АПН РСФСР, 1961.-223 с.
  59. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
  60. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972. 72 с.
  61. М.А. Русское народное искусство. М., 1959.
  62. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. М., 1988. 160 с.
  63. История педагогики. (Сост. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М.Ф. Шабаева). М.: Просвещение, 1974. — 446 с.
  64. Йорик. История марионеток. -Б-ка. театра и искусства. 1913 кн. 2.
  65. В.Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991. 256 с.
  66. .Р. Способности и склонности (психофизиологие исследования). Ташкент, 1990. 170 с.
  67. Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1974. -188 с.
  68. И.В. Особенности преподавания предметов «рисунок» и «скульптура». В сб.: В профессиональной школе кукольника. Л., 1985. 149 с.
  69. А.Б., Литвинова Н. И., Моляко В. А. Психологические проблемы творческой деятельности. Киев: Знание, 1990. 16 с.
  70. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы психологии. 1992 — № 1 — С. 138−146.
  71. В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества общая. Дифференциальная, прикладная психология /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.- С.131−148.
  72. Д.В., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. Т. 13. 1992. — № 6. — С. 43−53.
  73. Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. — 152 с.
  74. Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — 636 с. — Т.2. — 576 с.
  75. Г. Умственное и нравственное развитие ребенка. М., 1912.
  76. Кон И. Логика табу. -Лит. Газета. 1986.- № 36 (5102) — С. 12.83 .Кон И. Вкус запретного плода. М., 1991.
  77. М.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В сб.: Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М., 1957.
  78. М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.
  79. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 145 с.
  80. В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1994. — 37 с.
  81. В. Опыт истории народной комедии о Фаусте. -В кн.: Юбилейный год Гете. Запле., 1949.
  82. Г. Актер и сверхмарианетка. В кн.: Искусство театра. Спб., 1907.
  83. B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997. — 303 с.
  84. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1972.
  85. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1. 392 е., Т.2. — 320 с.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  87. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  88. Н.С., Грановская P.M. Элементы практической психологии.-.: изд-во Ленинград. Университета, 1988.-560 с.
  89. К. Петрушочники в октябрьские дни // Современный театр. 1927.-№ 13-С. 208.
  90. .Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. В. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- С.185−191.
  91. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127с.
  92. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970. — 495 с.
  93. Лучшие психологические тесты //Пер. С анг. Е. А. Дружининой. -Харьков, 1994. 320 с.
  94. Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  95. Ш. История марионеток у древних / Пантеон. 1850. Авг., отд. 3 С. 2.103 .Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990. 110 с.
  96. Ю5.Маршак С .Я. Театр для детей. «Просвещение», Краснодар. 1921−1922. № 3−4, С. 7−8.
  97. Юб.Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления //Экспериментальное исследование продуктивных (творчески) процессов мышления. М.: Знание, 1973. С. 4−8.
  98. Ю7.Методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1979. -256с.
  99. В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. 1994. № 5.- С.86−95.
  100. В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: Знание, 1978. 26 с.
  101. ПО.Моляко В. А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978. 47 с.
  102. Ш. Муравьева Т. Книга о детском театре // Воспитание школьников. -1976. № 6. — С. 90.
  103. Пб.Образцов С. В. Социальное значение театра кукол. / Доклад на VII конгрессе УНИМА. М., 1976.117.0бразцов С. В. Что и как в театре кукол. М. Искусство, 1969.118.0бразцов С. В. Современный театр. / Рабочий театр. 1931. № 7.
  104. С.В. Кукла-актер. // Игрушка. 1937. — № 4. — С.13−15.120.0бразцов С. В. Дети зрители. // Огонек. — 1937. — № 30. — С.29−31.
  105. С.В. Режиссер условного театра. // Театр. 1940. № 11. — С. 45−55.
  106. С.В. Зачем людям театр кукол? // Театр. 1987. № 7 — С. 98.
  107. С.В. Моя профессия. М.: Искусство, 1950. Кн.1. — 271 с.
  108. Т.Д. Информация, отражение, творчество. М.: Прогресс, 1967. — 102 с.
  109. Педагогика. //Под ред. Ю. К. Кабанского. -М.: Просвещение, 1983. -600 с.
  110. К.К., Голубев Г. Г. Психология. -М.: Высш. школа, 1977.247 с.
  111. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  112. К.П. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312 с.
  113. Н.А. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии. — М., 1954.
  114. Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная. М.: 1990. С. 13−37.
  115. Я.А. Психология творчества: перспективы развития //Психологический журнал. 1994. Т. 15. — № 6. — С. 38−50.
  116. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.
  117. НО.Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. -294 с.
  118. Рубинштейн С. J1. Проблемы общей психологии. М., 1976.-416 с.
  119. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  120. Г. Н. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975. -237 с.
  121. Сац. Н. Дети приходят в театр. Страница воспоминаний. М.: Искусство, 1961.
  122. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления //Исследование проблем психологии творчества /Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1983. С. 27−61.
  123. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества общая, дифференциальная, прикладная /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Навка, 1990. -С. 64−91.
  124. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Политиздат, 1947. — 648 с.
  125. Сиверцева J1.A. Школьный театр кукол: из опыта работы. Минск.: Народная света, 1988. — 95 с.
  126. В.П. Мозг и творчество //Вопр. Философии. № 11.- 1992.-С.3−8.
  127. П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. — 93 с.
  128. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-216 с.
  129. Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника М.: Госиздат, 1925.
  130. В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. — 96 с.
  131. Л.С. О развитии мотивов в игровой деятельности в дошкольном образовании. «Известия АПН РСФСР», вып. 14. 1948.
  132. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 232 с.
  133. А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -422 с.
  134. Н.И. Искусство играющих кукол. М.: Искусство, 1983. -270 с.
  135. Н.И. Советский театр кукол. М.: Издательство Академия наук СССР. 1963. 381 с.
  136. Е. Художник театра кукол Борис Дмитриевич Тузлуков. -М.: Всероссийское театральное общество. 1983.
  137. М.М. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописью: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 16 с.
  138. Театральные куклы и ширмы. Методическое пособие в помощь театрам кукол. Минск, Полымя, 1968. — 39 с.
  139. ТепловБ.М. Избранные труды. T.l. М.: Педагогика, 1985. -328 с.
  140. М.В. О композиции в скульптуре. Школа изобразительного искусства. Вып. VI. М.: 1963.165 .Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси.: АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  141. В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе. 1966.
  142. А .Я. Анатомия театральной куклы. М. Л., 1944.
  143. А.Я. Оживший силуэты. М.: Молодая гвардия, 1961.
  144. А.Я. Секреты театра кукол. М. Л., 1963.
  145. А.Я. Техника театра кукол. Л., 1953.
  146. Философский словарь //Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  147. Ф. Воспитание человека. Избр. соч. т.1 М., 1906.
  148. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология //Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1978. — 300 с.
  149. . Г. Хейнс К. Домашний кукольный театр. М.: Росмен. 1998. с.34−64.
  150. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  151. Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  152. Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 1988.
  153. Шер Н. С. Театр в школе. Л., 1924. — С. 7- 17.
  154. А.Г. Кружок театра кукол. М.: Просвещение, 1967.
  155. B.C. Изобразительное искусство, обучение и творчество. -М.: Просвещение, 1969. 61 с.
  156. B.C. Кружок театр кукол. Методическое пособие. М.: Просвещение. 1969 — 30 с. 182.1Цукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. -351 с.
  157. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышление //Под ред. A.M. Матюшкина и др. М.: Знание, 1973. -145 с.
  158. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978. — 304 с.
  159. Юнг К. Г. Психологические типы. /Пер. с нем. М.: ГИЗ, 1924. -96с.
  160. Ю. Каракули. // «Экран». 1922. — № 27. — С. 5.
  161. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика, 1997. 104 с.
  162. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
  163. Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. -Czehia. «Агни», 1996. 189 с.
  164. Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. — 296 с.
  165. Kraus Gottfried. Das Kleine WelttHeatez: Die Salzburger Marionetten. -Salzburg: Muller, 1988. 160 S.: 111., Portz.
  166. Vaclik Vladimir. Lidove Betltmy v Cechach a na Morave. Praha: Vesehzad. 1987−127 S.
Заполнить форму текущей работой