Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-педагогических умений студентов инженерно-педагогических специальностей в процессе педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволило решить лишь отдельные аспекты проблемы повышения эффективности психолого-педагогической подготовки будущих инженеров-педагогов, и в частности, предложить научно-обоснованную модель формирования профессионально-значимых педагогических умений на педагогической практике. В то же время оно показало целесообразность дальнейшего исследования проблемы в области… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования профессионально-педагогических умений в теории и практике высшей школы
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к определению содержания и структуры профессионально-педагогических умений инженера-педагога в педагогической науке
    • 1. 2. Состав профессионально-значимых педагогических умений современного инженера-педагога системы начального и среднего профессионального образования
    • 1. 3. Педагогическая практика и ее роль в формировании умений у студентов инженерно-педагогических специальностей сельскохозяйственного профиля
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Педагогические основы формирования профессиональнопедагогических умений у студентов в процессе педагогической практики
    • 2. 1. Дидактические условия обеспечения эффективности формирования профессионально-педагогических умений
    • 2. 2. Модель формирования профессионально-значимых ^ педагогических умений у студентов инженернопедагогических специальностей на педагогической практике
    • 2. 3. Экспериментальная проверка модели формирования профессионально-педагогических умений
  • Выводы по главе 2

Формирование профессионально-педагогических умений студентов инженерно-педагогических специальностей в процессе педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется современными тенденциями в образовательном процессе, для которого характерны гуманистическая направленность, вариативность и индивидуализация темпа образования, непрерывность, внедрение многоуровневой системы образования и др.

Коренные изменения социально-экономических условий в обществе, происходившие за последние годы, повлекли за собой создание новых форм организации образовательных учреждений — колледжей, лицеев, гимназий. Наиболее интенсивно эти изменения стали происходить в системе профессионального образования. При этом преподаватель профессиональной школы получил возможность выбирать из множества программ, учебников, методических пособий именно те, которые приемлемы к конкретным условиям данного учебного заведения, адекватны профессионально-личностным устремлениям самого педагога, образовательным потребностям студентов и запросам рынка специалистов. Такая тенденция, безусловно, положительна, однако эти позитивные перемены накладывают на педагога дополнительную ответственность, предполагающую повышенный уровень его профессиональной мобильности. В связи с этим все острее проявляются проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров для учреждений профессионального образования. Новые социокультурные условия предъявляют иные требования к обучению будущих педагогов профессиональной школы, способных работать в изменившемся образовательном пространстве, проявляя широкую профессиональную эрудицию и умения предвидеть, проектировать и адекватно организовывать учебно-воспитательный процесс, анализировать его результаты и осуществлять коррекцию. Подготовка к такой профессиональной деятельности делает необходимым поиск эффективных технологий формирования профессиональной компетентности, гармонично интегрирующей в личности специалиста фундаментальную теоретическую осведомленность и высокий уровень развития профессионально-педагогических умений. Особенно остро стоит вопрос об улучшении практической подготовки инженерно-педагогических кадров1.

Как показало изучение состояния этой проблемы, значительное число начинающих специалистов испытывают затруднения в планировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса. Молодые специалисты и опытные педагоги отмечают, несмотря на то, что они в достаточной мере информированы о содержании и специфике деятельности инженера-педагога и имеют достаточно высокий уровень теоретической подготовки по психолого-педагогическим дисциплинам, в реальном учебно-воспитательном процессе не могут адекватно имеющимся знаниям организовывать профессионально-педагогическую деятельность.

Проблема исследования. Проблема поиска эффективных путей практической подготовки студентов не нова. Наиболее интенсивно она исследовалась применительно к подготовке учителя общеобразовательной школы. Работы многих ученых-педагогов О. А. Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, В.И. За-гвязинского, Н. Д. Левитова, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. были посвящены организационно-содержательным аспектам педагогической практики студентов педагогических вузов, исследованию процесса профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, в том числе и на педагогической практике — с позиций развития педагогических умений. Однако характер и содержание практической подготовки педагогов профессионального образования в силу отраслевой принадлежности, особенностей структуры объекта изучения и структуры деятельности имеют принципиальные отличия от подготовки учителей общеобразовательной школы.

1 Термины «инженер-педагог», «инженерно-педагогические кадры», «студенты инженерно-педагогических специальностей» мы используем как традиционно сложившиеся в системе подготовки педагогов профессионального обучения.

Проблеме формирования различных составляющих профессионально-педагогических умений будущих инженеров-педагогов в процессе психолого-педагогической и специально технологической подготовки в вузе посвящены работы С. Я. Батышева, Н. М. Жуковой, Э. Ф. Зеера, А. П. Кондратюка, В.П. Ко-сырева, П. Ф. Кубрушко, Т. В. Кудрявцева, B.C. Леднева, А. Т. Маленко, О. А. Орчакова, Б. А. Соколова, П. А. Силайчева, А. П. Швайко, С. А. Шапоринского, Н. Е. Эргановой, В. И. Ярового и др.

Вместе с тем, проведенный анализ широкого спектра теоретико-методологических и научно-практических источников показывает, что данная проблема остается еще не до конца исследованной в аспекте изучения возможностей повышения эффективности формирования профессионально-педагогических умений у будущих инженеров-педагогов на педагогической практике.

Таким образом, противоречие между объективной необходимостью целенаправленного использования возможностей педагогической практики в формировании профессионально-значимых педагогических умений у студентов инженерно-педагогических специальностей и не разработанностью теории и технологии данного аспекта подготовки специалистов в педагогике высшего инженерно-педагогического образования обусловило проблему и выбор темы нашего исследования: «Формирование профессионально-педагогических умений студентов инженерно-педагогических специальностей в процессе педагогической практики» .

Объект исследования — педагогическая практика в системе психолого-педагогической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей (ИПС).

Предмет исследования — процесс формирования профессионально-педагогических умений студентов инженерно-педагогических специальностей.

Цель исследования — разработка педагогических основ формирования профессионально-педагогических умений студентов инженерно-педагогических специальностей на педагогической практике.

Гипотеза исследования. Процесс формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИПС на педагогической практике станет более эффективным, если по своему содержанию и организации она обеспечивает развитие всех компонентов процессуальной и видовой структур деятельности будущих специалистов и построена как модель последовательного освоения основных профессионально-педагогических действий и операций по этапам: пропедевтическому, формирующему, интегрирующему и видам педагогической практики: мотивационно-ориентирующей (ознакомительной), ре-продуктивно-деятельностной, репродуктивно-творческой.

Задачи исследования:

1. Провести феноменологический анализ исходных понятий: «умение», «профессионально-педагогическое умение» и «структура умения» .

2. Проанализировать теоретические подходы к определению роли, места и содержания педагогической практики в процессе формирования профессионально-педагогических умений.

3. Провести анализ педагогической деятельности инженера-педагога в современных социально-экономических условиях, уточнив состав и структуру профессионально-значимых педагогических умений данного специалиста и оценить эффективность процесса формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИПС сельскохозяйственного профиля.

4. Сформулировать теоретические положения, определяющие успешность формирования на педагогической практике профессионально-значимых педагогических умений.

5. Разработать модель формирования профессионально-педагогических умений студентов в процессе педагогической практики.

6. Проверить эффективность предложенной модели на инженерно-педагогическом факультете (ИПФ) МГАУ.

Методологической основой исследования являются: общенаучная теория систем, теория управления и формирования личности в деятельности, теория учебной деятельности.

Частнометодическую базу исследования составили концепции педагогической и психологической наук: о педагогических системах (В.П. Беспаль-ко, В. А. Поляков, Ф. Ф. Ковалев, К. В. Судаков и др.), о природе педагогической деятельности (О.А. Абдуллина, JI.C. Выготский, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.), о содержании образования (B.C. Леднев), теории инженерно-педагогической деятельности и личности инженера-педагога (Э.Ф. Зеер, А. Т. Маленко, Б. А. Соколов и др.).

Для проверки гипотезы и решения задач исследования применялись следующие методы исследования: анализ научной литературы и учебно-нормативных документов по теме исследованиянаблюдение за деятельностью преподавателей и студентов-практикантов в реальном учебно-воспитательном процессеанкетирование и интервьюирование студентов инженерно-педагогического факультета и преподавателей учебных заведений начального и среднего профессионального образованияметод теоретического моделирования системы формирования уменийметод экспертной оценкипедагогический эксперимент и методы статистической обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Работа проводилась в течение пяти лет (1995 -2000) и включала три этапа:

На первом этапе (1995 — 1996 гг.) изучалась теория вопроса, уточнялось и анализировалось состояние проблемы, определялись цели и задачи исследования.

На втором этапе (1996 — 1999 гг.) была составлена программа эмпирического исследования, подобран его инструментарий, сформулирована гипотеза исследования. На этом же этапе разрабатывались педагогические основы и модель формирования профессионально-педагогических умений студентов инженерно-педагогических специальностей в период педагогической практики, методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов ИПФ МГАУ и проведен педагогический эксперимент.

На третьем этапе (1999 — 2000 гг.) анализировались полученные результаты исследования, которые сопоставлялись с гипотезой и задачами работы, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна. В работе на основе сложившейся в педагогике лич-ностно-деятельностной концепции разработан подход к организации процесса формирования профессионально-педагогических умений студентов на педагогической практике, заключающийся в построении последовательного освоения всех компонентов процессуальной и видовой структур деятельности будущего специалиста. В диссертации сформулированы положения, определяющие эффективность организации педагогической практики. В связи с этим:

— уточнены состав и структура профессионально-значимых педагогических умений современных инженеров-педагогов;

— обоснована и проверена модель освоения целостной профессионально-педагогической деятельности, реализованная посредством включения студента в последовательный процесс прохождения трех видов педагогической практики: мотивационно-ориентирующей (ознакомительной), репродуктивно-деятельностной, репродуктивно-творческой;

— обоснована и апробирована методика диагностики эффективности формирования профессионально-педагогических умений, позволяющая проследить и оценить динамику освоения профессионально-педагогических действий в процессе выполнения студентом на педагогической практике специального комплекса педагогических заданий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель формирования профессионально-педагогических умений у студентов инженерно-педагогических специальностей в процессе педагогической практики послужила основой для разработки рабочей программы и методических рекомендаций по выполнению заданий по трем видам педагогической практики на ИПФ МГАУ. Эти разработки могут использоваться на инженерно-педагогических кафедрах в других вузах, ведущих подготовку таких же специалистов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантовна заседаниях кафедры педагогики и психологии МГАУ. Результаты исследования отражены в публикациях автора, а методические рекомендации по педагогической практике используются на инженерно-педагогических факультетах аг-роинженерных вузов.

Организация эмпирического исследования. Исследование осуществлялось на базе ИПФ МГАУ с 1996 по 1999 гг., а также на базе образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования г. Москвы, Московской, Тульской и других областей. Всего исследованием было охвачено 266 студентов и 116 преподавателей и мастеров производственного обучения указанных учебных заведений.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена его методикой: сочетанием количественного и качественного анализа материалов исследования, использованием комплекса методов, обеспечивающих объективность первичных данных и их оценку, репрезентативность выборок, математической обработкой результатов.

На защиту выносятся:

1. Уточненные автором состав и структура профессионально-педагогических умений инженера-педагога, выделенные на основе личностно-деятельностной концепции обучения, принципа «функциональной полноты» и современных требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2. Педагогические основы эффективного формирования профессионально-педагогических умений на педагогической практике у студентов ИПФ аг-роинженерных вузов, определяющие необходимость разработки адекватных целей, содержания, методики и условий организации практики, реализованные в дидактической модели.

3. Модель формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИПФ на педагогической практике.

4. Методика диагностики эффективности процесса формирования профессионально-педагогических умений.

5. Результаты экспериментальной проверки предложенной модели.

Выводы по главе II.

1. В результате диссертационного исследования сформулированы теоретические положения, определяющие адекватность целей и видов практики, эффективность содержания, форм, методов и условий формирования профессионально-педагогических умений.

В качестве основных выдвинуты следующие идеи и положения, разрозненные в различных концепциях обучения, научно-педагогических исследованиях и объединенные нами с целью определения эффективного содержания и технологии формирования профессионально-педагогических умений на педагогической практике:

— основной детерминантой структуры педагогической практики является структура поэтапного освоения деятельности;

— цели обучения студентов на педагогической практике должны быть дифференцированы на общие по видам практики и прикладные — по видам формируемых умений, отвечать требованиям к целеполаганию и прогнозировать необходимый и достаточный уровень сформированное&tradeумений на каждом этапе педагогической практики;

— содержание педагогической практики должно определяться с учетом принципа «функциональной полноты» и обеспечивать освоение практикантами всех компонентов процессуальной и видовой структур деятельности инженера-педагога;

— организационно-методическая система управления педагогической практикой должна отвечать принципам гуманизации, паритетности, включенного диагностирования и обеспечивать вариативность выбора базы практики, сочетание форм групповой и индивидуальной работы студентов, установление субъект-субъектного взаимодействия руководителя и практиканта, а также проведение студентами самостоятельного диагностирования успешности формирования профессионально-педагогических умений.

2. Разработанная на основе этих положений модель формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИПС в условиях педагогической практики включает три этапа (пропедевтический, формирующий и интегрирующий), каждый из которых содержит детерминирующую цель и прогнозируемый для каждого этапа и вида практики (мотивационно-ориентирующая (ознакомительная), репродуктивно-деятельнстная, репро-дуктивно-творчесакя) качественный уровень овладения умениями (примитивный, имитирующе-воспризводящий, интерпритирующе-констру ктивный, творческо-модернизирующий).

3. Эффективность разработанной модели проверена в ходе педагогического эксперимента последовательного типа. Для оценки эффективности разработанной нами модели развития профессионально-педагогических умений в исследовании применены следующие коэффициенты:

— Коэффициент сформированности конкретного педагогического умения.

— Коэффициент эффективности сформированности конкретного педагогического умения.

Коэффициент сформированности профессионально-педагогических умений у студентов пятого курса к концу эксперимента выше (Кэ = 0.74), чем на первом срезе (Кк = 0.63).

Коэффициент эффиктивности сформированности профессионально-педагогических умений на конец эксперимента больше 1 (т| = 1.16), что говорит о положительном влиянии применяемой нами технологии на формирование профессионально-педагогических умений студентов ИПС.

Для подтверждения полученных результатов мы использовали критерий X2, результаты которого подтвердили о положительном результате опытно-экспериментальной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза и решены поставленные задачи. Установлено что:

1. Детерминирующей составляющей готовности выпускника инженерно-педагогического факультета к самостоятельной профессиональной деятельности, условием быстрой его адаптации к реальному учебно-воспитательному процессу в профессиональных учебных заведениях являются соответствующие профессионально-педагогические умения.

В теории педагогической науки, в психолого-педагогических исследованиях последних лет в целом определены сущность понятия, состав педагогических умений учителя средней школы и инженера-педагога, разработана методика формирования отдельных видов умений у студентов педагогических институтов и инженерно-педагогических факультетов отраслевых вузов.

Однако и в теории, и в практике инженерно-педагогического образования остаются недостаточно исследованными вопросы методологии и технологии формирования профессионально-педагогических умений у студентов на педагогической практике, требуют уточнения состав и структура умений, профессионально-значимых для современного инженера-педагога.

2. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме, изучение деятельности инженера-педагога в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования позволили выделить две группы профессионально-значимых педагогических умений: обобщенные (гностические, прогностические, диагностические, конструктивно-проектировочные, коммуникативно-режиссерские, исследовательские) и технологические (дидактические, воспитательные, организационно-управленческие).

Проведенное исследование дало возможность отобрать наиболее значимые действия инженера-педагога и соотнести их с видами умений, овладение которыми обеспечивает выпускникам инженерно-педагогических факультетов успешность выполнения профессионально-педагогических функций.

3. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов инженерно-педагогических специальностей проходит в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также на педагогической практике. Практика как форма обучения является ведущей в процессе систематизации, закрепления и применения психолого-педагогических знаний, а также освоения студентами профессионально-педагогических действий в реальном учебно-воспитательном процессе, формирования профессионально-значимых умений. Успех обучения студентов на педагогической практике зависит от четкой проработанности целевого, содержательного и организационно-методического компонентов данного процесса. Анализ учебно-программной документации по педагогической практике, а также опыта организации практик на ИПФ отраслевых вузов показал, что цели, содержание и методика организации практики не совершенствовались с начала 80-х годов.

4. Оценка эффективности формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИПФ МГАУ на педагогической практике организуемой по указанным программам показала, что содержание и методика организации практики не в полной мере обеспечивала формирование и освоение студентами профессионально-значимых умений. Так, на завершающем этапе обучения, после прохождения стажерской педагогической практики (5курс), лишь 28,9% студентов имело высокий IV уровень реализации исследуемых умений, 32,5% - III уровень и 38,6% - II уровень сформированности профессионально-значимых педагогических умений. Наименее сформированными были гностические, прогностические, коммуникативно-режиссерские, исследовательские и воспитательные умения.

5. Процесс формирования профессионально-педагогических умений у студентов ИПФ на педагогической практике становится более результативным, если она обеспечивает последовательное освоение, контроль и своевременную коррекцию профессионально-значимых действий и операций, а цели, содержание и методика организации практики дифференцированы в зависимости от ее видов: мотивационно-ориентирующей, репродуктивнодеятельностной, репродуктивно-творческой. Комплекс заданий по соответствующим видам педагогической практики должен отражать видовой и процессуальный характер профессионально-педагогической деятельности, предоставляя студентам возможность вариативного их выполнения, проявления творчества и самостоятельности.

6. Анализ результатов экспериментальной проверки разработанной в ходе исследования модели формирования профессионально-педагогических умений подтвердил ее эффективность и позволил заключить, что научно обоснованная с позиций личностно-деятельностного подхода педагогическая практика позволяет не только успешно освоить процессуальные компоненты профессионально-педагогической деятельности, но и повысить мотив обучения.

7. Проведенное исследование позволило решить лишь отдельные аспекты проблемы повышения эффективности психолого-педагогической подготовки будущих инженеров-педагогов, и в частности, предложить научно-обоснованную модель формирования профессионально-значимых педагогических умений на педагогической практике. В то же время оно показало целесообразность дальнейшего исследования проблемы в области совершенствования методики организации практического обучения студентов ИПС как на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла, так и путем введения спецкурсов и спецсеминаров, на которых студенты в квазипрофессиональной деятельности могли бы осваивать значительное число профессионально-педагогических действий и умений, развивая их затем в ходе практики в реальном педагогическом процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Учебн. пособие. — М.: Просвещение, 1984.- 208 с.
  2. О.А. О формировании педагогических умений //Сов. педагогика. -1972. -№ 11. -С. 93- 103.
  3. О.А. Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей//Проблемы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов и университетов. Сб. науч. тр. М.: НИИОП. 1976, — С. 43−48.
  4. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов. М.:1. Просвещение, 1989. 175 с.
  5. Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Дис.. канд. пед. наук., М., 1980. — 181 с.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
  7. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. — 104 с.
  8. Э.З. Содержание и структура практической готовности учителя к воспитательной работе в школе. М.: 1989. — 32 с.
  9. С.Я. Производственная педагогика: Учебник для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. — 671 с.
  10. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та. проф. обр. М-ва образования России, 1995. —336 с.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: «Педагогика», 1988. -190 с.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Изд-во «Высшая школа», 1989. — 142 с.
  13. В.В., Зборовский Г. М., Карпова Г. А. Инженер-педагог: проблемы и принципы педагогики//Сов. Педагогика. 1983. — № 4. — С.90 — 98.
  14. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
  15. Г. В. Мастерство учителя на уроке: Метод, рекомендации. М.: Б.И. 1992.-39 с.
  16. Н.Е. Педагогическая практика в системе многоуровневой подготовки бакалавра и специалиста образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Липецк, 1999. 22 с.
  17. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике -СПб.: «Питер», 2000. 528 с.
  18. В.В. Личность советского учителя в теории высшего педагогического образования: учебн.-методич. пособие/Мин. гос. пед. ин-т. им. A.M. горького. Минск, 1991. — 87 с.
  19. Е.Б. Формирование умений педагогического общения у студентов младших курсов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 222 с.
  20. .В. Методический анализ учебного материала технических дисциплин подготовке инженера-педагога (на примере электротехнических дисциплин). Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1995. — 21 с.
  21. Г. А. Нравственно-психологический климат и мастерство учителя: Монография. Ижевск., Удмурт, гос. ин-т. 1995. — 122 с.
  22. Вопросы формирования основ педагогического мастерства будущего учителя. Иркутск, ИППИИЯ. 1993.- 123 с.
  23. .З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. — 111 с.
  24. Ф.Н. Мастер производственного обучения как педагог. М.: «Высш. школа», 1965. — 100 с.
  25. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный комитет РФ, 2000.
  26. А.Н., Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. М.: Смысл, 1997. — 287 с. (серия «Практикум». Вып 2).
  27. С.Ю. Формирование стратегических умений при решении теоретико-диагностических задач с использованием ТСО (на примере дисциплины «Тракторы и автомобили). Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1991, — 24с.
  28. М.М. методика формирования профессиональной самостоятельности учащихся ПТУ в процессе производственного обучения электросварщиков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 18 с.
  29. Н.М. Совершенствование структуры содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога: Дис.. канд. пед. наук. М., 1990.-372 с.
  30. Н.М., Зонина НА. Методические рекомендации по выполнению программы ознакомительной педагогической практики: М.: МГАУ, 1999. -17 с.
  31. Н.М., Марченко А. И., Тенчурина Х. Ш. Педагогическая практика: Программа и методические рекомендации для студентов IV курса инженерно-педагогического факультета. — М.: МГАУ, 1999. — 21 с.
  32. Н.М., Тенчурина Х. Ш. Педагогическая практика: Программа и методические рекомендации для студентов V курса инженерно-педагогического факультета. М.: МГАУ, 1999. — 23 с.
  33. В.В. О критериях сформированности профессионально-методических умений учителя. М.: Педагогика, 1980. № 2.
  34. В.И. Эмпирическое изучение профессионально-педагогической подготовленности студентов университета /На материале педагогической практики/: Дис.. д-ра пед. наук. JL, 1977. -252 с.
  35. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  36. М.Н. Формирование организаторских умений будущих инженеров-педагогов средствами педагогической игры: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1987.-236 с.
  37. В.Н. развитие профессиональных способностей у студентов в условиях педагогической практики (в системе вузовского образования): Авто-реф. дис. канд. пед. наук Владивосток. 1999. — 17 с.
  38. Е.Н. Умение и навыки: нерешенные вопросы//Вопросы психологии. -1986.-№ 2.-С. 138.
  39. Инженерно-педагогические кадры. Целевая комплексная программа на 1991 2000 годы. — М.: Гособразование СССР, 1990.
  40. Иновационные методы обучения в вузе: Сб. науч. трудов. Мурманск, Мур-ман. гос. пед. ин-т.1993. — 200 с.
  41. История инженерно-педагогического образования. Межвуз. Сб. науч. тр. — М., МГАУ, 1990. 103 с. 51 .Кабанова-Миллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.-96 с.
  42. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (единая методическая система института: теория и практика): Науч. метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1987. — 193 с.
  43. Квалификационная характеристика инженера-педагога по специальности 03. 01.11/Отв. Ред. П. Ф. Кубрушко. М.: Изд-во Моск. ин-та инж. с.-х. пр-ва, 1990.
  44. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования (на материале ЛГУ): -Л.: ЛГУ, 1973.-152 с.
  45. М.В. и др. Методика оценки эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей (професссионально-деятельностный аспект): М.: Академия педагогических наук СССР, 1987. -Юс.
  46. Л.В. Особенности формирования конструктивных умений у будущих учителей (на материале подготовки студентов-филологов ун-та): Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1976. — 24 с.
  47. В.П. Методическая подготовка инженеров-педагогов. М.: МГАУ, 1998. — 142 с.
  48. В.П. Формирование процессуально методических умений при подготовки инженеров-педагогов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Свердловск, 1991.-20 с.
  49. .Ю. Формирование организаторских умений как часть профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1971. — 20 с.
  50. Т.В., Пидкасистый П. И. Формирование профессионально-педагогических умений у будущих инженеров-преподавателей//Сов. Педагогика. 1982. — № 8. — С. 87 — 90.
  51. B.C. Формирование организаторских умений у студентов педагогических институтов. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1976. 21 с.
  52. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности: Л., ЛГУ, 1970.-140 с.
  53. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. школа, 1990. — 117 с.
  54. Н.В. Формирование педагогических способностей: Л.: ЛГУ, 1961.- 98 с.
  55. Ю.Н. Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы: Л.: 1980.
  56. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
  57. Л.М. Теоретические и практические основы послевузовской подготовки инженера-педагога (диагностическая, проектировочная, экспериментальная деятельность): Дис.. д-ра пед. наук. М., 1996. — 339 с.
  58. М.Г., Марченко А. И. Методические указания по педагогической практике: М.: МГАУ, 1993. — 25 с.
  59. М.Г., Марченко А. И. Методические указания по проведению педагогической практики на V курсе инженерно-педагогического факультета. -М.: МИИСП, 1991.-16 с.
  60. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: М.: «Просвещение», 1990.- 159 с.
  61. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике: -Таллин: «Валгус», 1980. 333 с.
  62. Е.А. Готовясь работать с подростками: -М.: Mill У. 1993. — 151 с.
  63. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1991. — 168 с.
  64. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для педагогов. 3-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1964. — 478 с.
  65. Л.В. Пути и средства повышения педагогической подготовки учащихся индустриально-педагогических техникумов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1977.-24с.
  66. B.C. Непрерывное образование: Структура и содержание. М., Изд-во АПН СССР, 1988. — 282 с.
  67. B.C. Содержание образования.- М.: «Высшая школа», 1989. 360 с.
  68. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  69. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства (инженерно-педагогический аспект). -М.: Высш. шк., 1989.
  70. Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. М.: Просвещение, 1988.
  71. Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 195 с.
  72. А.Т. Воспитание инженера-педагога. М.: Высшая школа, 1986.-120 с.
  73. А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования. Минск: «Вышейшая школа», 1990. — 165с.
  74. А.Т. Профотбор на профессию инженера-педагога. Минск: «Вы-шейш. шк.», 1979. — 62 с.
  75. В. Н. Методическое пособие по курсу «Введение в специальность и основы педагогического мастерства». М.: Изд-во исследовательский центр, 1992. -167 с.
  76. В.А. Инженеры-преподаватели овладевают основами педагогического мастерства//Вестник высш. шк. № 9. — 1985. — С. 28 — 30.
  77. Г. Н. Дидактическое стимулирование профессионального самоопределения студентов в процессе педагогической практики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  78. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ. Под ред. А. П. Беляевой. М.: «Высшая школа», 1986. — 200 с.
  79. Методика оценки эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей: М., Академия педагогических наук СССР (АПН СССР) 1987.- 11 с.
  80. Методические рекомендации по выполнению программ педагогической практики студентами III IV курсов. — Волгоград, ВПИ, 1989. — 39с.
  81. Методология исследования инженерно-педагогического образования: Сб. науч. трудов/Под ред. B.C. Безруковой. Свердловск, 1988. — 100 с.
  82. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие, под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 176 с.
  83. Е.А. Психология формирования общетрудовых умений: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1967, — 566 с.
  84. .О. Формирование оценочно-диагностических умений у будущих учителей трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Киев, 1991. -23 с.
  85. И. А. Методические рекомендации к психологической практике. -М.: МГАУ, 1997. 24с.
  86. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. Кишинев, Штинца, 1991. — 198с.
  87. Г. А. Формирование умения анализировать педагогические ситуации как условие подготовки будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук. -Одесса, 1983.- 167 с.
  88. JI.B. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: Дис. канд. пед. наук. Одесса, 1991. — 148 с.
  89. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. М.: Эгвес, 1999. — 100 с.
  90. Овладение педагогическим мастерством на педагогической практике: Метод. рекомендации. Новосибирск, 1995.
  91. Юб.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  92. Педагогическая диагностика в школе/под ред. А. И. Кочетова. Минск: нар. асвета, 1987.-223 с.
  93. Педагогическая практика (Метод, материалы для студентов старших курсов). М.: МПГУ, 1994. — 77с.
  94. Педагогическая практика. Под ред. В. К. Розова. -М.: Просвещение. 1981. -159 с.
  95. Педагогическая практика студентов индустриально-педагогических учебных заведений. Под ред. П. Г. Матросова. М.: МОРФ, 1993. — 73с.
  96. Ш. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. -М.: Медгиз, 1962. 219 с.
  97. Повышение эффективности профессиональной подготовки учителя в условиях педагогической практики. Межвуз. Сб. науч. тр. Ростов н/Дону, РГПИ. 1987. — 75 с.
  98. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 202 с.
  99. Проблемы подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах./Под ред. Кубрушко П. Ф., Тенчурина JI.3. Сб. науч. тр. М.: МГАУ, 1997. -99 с.
  100. Программа по курсу «Введение в специальность» для инженерно-педагогических специальностей. -Свердловск, СИПИ. 1989. 13 с.
  101. Проспектированная модель профессиограммы инженера-педагога. Свердловск, СИПИ. 1989. — 12 с.
  102. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя в высшей школе. Л.: ЛГПИ. 1988. — 168 с.
  103. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. — М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 1999.
  104. И.Л. Формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя (на примере студентов технолого-экономического факультета). Автореф. дис. канд. пед. наук. Махачкала, 1998. -18 с.
  105. Е.А. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль. 1997. — 18 с.
  106. Н.А. К вопросу об образовании умения//Сов. педагогика, -1953. № 10. -С. 29−37.
  107. В.Г. Формирование организаторских умений у будущих учителей в процессе непрерывной педагогической практики: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.-218 с.
  108. Г. Д. Использование алгоритмических структур при решении некоторых педагогических задач /Методическая разработка/. Киев, 1966. — 14
  109. Н.В. Оценочная деятельность учителя: (Практикум по технике оценочной деятельность учителя): Борисоглебск, борисоглеб. гос. пед. ин-т. 1993.-37 с.
  110. П.С. Основы технологий обучения. -М.: МГАУ, 75 с.
  111. Совершенствование профессиональной подготовки инженерно-педагогических кадров: Межвуз. Сб. науч. трудов, Ростов н/Д. РИСХМ. 1988. -96 с.
  112. Содержание и методика обучения в сельскохоозяйственном вузе. Сб. науч. тр. М.: МГАУ, 1999. — 124 с.
  113. Содержание и методика психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов. Сб. науч. тр. Свердловск, СИПИ, 1990. — 148 с.
  114. Содержание и организация педагогической практики студентов. Нальчик. 1997.-23 с.
  115. .А. Система общетехнической и педагогической подготовки инженера-педагога в техническом вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1984.-38 с.
  116. Социально психологические особенности инженера-педагога. Сб. науч. тр. -Свердловск, СИПИ. 1988. 75 с.
  117. В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: «Прометей», 1991.- 141 с.
  118. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях//Сов. Педагогика. 1978. — № 1. — С. 86 -94.
  119. В.А. Психологическая подготовка студентов в процессе педагогической практике. —М. 1972.
  120. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  121. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. — 136 с.
  122. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 37 с.
  123. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе): Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1981. — 30 с.
  124. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя воспитателя: Спецкурс/Ярослав, гос. пед. ин-т. Ярославль, 1976. — 83 с.
  125. Р.И. Формирование педагогических умений у учащихся гуманитарной гимназии: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Курган, 1998. -20 с.
  126. Н.Ф. Педагогическая психология. 2-е изд. М. Academia. 1998. -287с.
  127. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. Изд-во Мое. Ун-та. 1975.-343 с.
  128. Л.Т. Формирование умений организаторской деятельности у будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1979. — 207 с.
  129. В.А. О месте рефлексии // Вестник высш.шк. 1988. — № 10. — С. 42−43.
  130. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М.: Знание, 1987. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7).
  131. Учебная и производственная практика. Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1516 «Сельское хозяйство». М.: ТСХА, 1984. — 22 с.
  132. Философский словарь/Под ред. Фролова И. Т. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.-559 с.
  133. Формирование методических знаний и умений инженеров-педагогов. Сб. науч. тр. Екатеринбург, СИПИ, 1992. — 168 с.
  134. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя в ходе педагогической практики: Метод, рекомендации. Кишинев: КГУ. 1986.-43 с.
  135. Формирование профессионально-педагогических умений будущих учителей. Сб. науч. тр. Днепропетровск, ДГУ. 1989. — 136 с.
  136. Формирование профессионально-педагогической направленности личности инженера-педагога: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1987. —146 с.
  137. И.Ф., Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 151 с.
  138. И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы/Шедагогика. 1997. — № 4. — С. 72 — 78.
  139. И.И. Формирование умений педагогической техники у студентов инженерно-педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993, — 19 с.
  140. Н.А. Формирование логико-педагогических умений в системе подготовки педагога. Дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
  141. Р.Д. Формирование профессионально педагогической направленности будущего инженера-педагога в сельскохозяйственном вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-ата, 1989. 23 с.
  142. С.А. Обучение и научное познание. — М.: Педагогика, 1981. -171 с.
  143. А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Уфа, 1997. -22 с.
  144. М.Г. Средства и методы формирования дидактических умений в процессе непрерывной педагогической практики студентов в школе: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1990. 22 с.
  145. JI.A. Подготовка будущих учителей к взаимодействию с учащимися в процессе педагогической практики. Дис.. канд. пед. наук. Ярославль. 1997.-227 с.
  146. А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе//Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя: Межвуз. Сб. науч. тр. — Л., 1980.
  147. Н.Е. Теоретические основы учебной дисциплины «Методика профессионального обучения»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург. 1997.-23 с.
  148. В.И. Формирование педагогических умений у будущих инженеров-педагогов. Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1988. — 249 с.144
Заполнить форму текущей работой