Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа в процессе их профессиональной подготовки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Краткое изложение учебного материал. Имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Представлено в виде схемокурса, т. е. в графическо-текстовом виде, а точнее — в виде структурных блок-схем. Такое представление дает другой ракурс для рассмотрения изучаемого материала. Целесообразно на экране совмещать подачу полного учебного материала с соответствующим… Читать ещё >

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа в процессе их профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Алгоритм организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа На основе проведенной работы были подготовлены методические рекомендации, которые, с точки зрения автора, включают:

описание понятия организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий;

описание особенностей и принципов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий;

— описание состава учебно-методического комплекса (программа учебной дисциплины; руководство по изучению дисциплины; инструктаж по организации внеаудиторной самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий; интерактивный лекционный курс; интерактивный практикум по решению задач; электронные тесты; информационный банк данных по учебной дисциплине; электронный словарь терминов).

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием новых информационных технологий представляет собой реализацию индивидуальной работы студентов путем применения совокупности дистанционных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие преподавателя и студента осуществляется независимо от их места нахождения и распределения в учебном процессе на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникации.

Особенности и принципы организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий сводятся к следующему:

основой организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий является взаимодействие студента и преподавателя, обеспеченное средствами информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств.

особенностями организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий выступают такие принципы как, гибкость (свободный выбор студентом места, времени и темпа работы), территориальная удаленность (если студент находится вне учебного заведения, это не является препятствием для выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы), массовость (количество студентов не является критичным параметром).

В состав учебно-методического комплекса по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе дистанционных технологий входят следующие компоненты:

1 .Программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составляется на основе типовой программы для специальности в соответствии с государственным образовательным стандартом ТиПО.

Программа дисциплины включает следующие разделы:

— цели и задачи дисциплины (формулировка целей изучения дисциплины, кратко характеризуется предмет изучения, определяется место и значение дисциплины в системе обучения по выбранной специальности);

требования к уровню освоения содержания дисциплины (требуемые результаты изучения дисциплины, характеризующие конкретный состав знаний и умений, которыми должен обладать студент, завершивший изучение данной дисциплины);

объем дисциплины и виды учебной работы;

содержание дисциплины (разделы дисциплины и виды занятий, краткое содержание разделов дисциплины);

учебно-методические обеспечение дисциплины (рекомендуемая литература (основная и дополнительная), средства обеспечения освоения дисциплины);

материально-техническое обеспечение дисциплины;

— методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Руководство по изучению дисциплины Включает в себя перечень всех видов учебной деятельности, которую предстоит осуществить студенту при изучении дисциплины с краткими пояснениями особенностей работы по каждому виду деятельности, общую организационную информацию и календарь-график учебной работы.

Инструктаж по организации внеаудиторной самостоятельной работы на основе дистанционных технологий должен содержать следующие элементы:

общие сведения об изучаемой дисциплине (перечень того, что будет изучаться, место и значение курса в системе обучения и т. д.);

цели курса и требования к уровню освоения его содержания (состав знаний, умений и навыков, которые будут сформированы у студента в процессе изучения курса);

  • — цели и задачи внеаудиторной самостоятельной работы;
  • — структура внеаудиторной самостоятельной работы;
  • — сведения об авторах курса.

Цели и задачи внеаудиторной самостоятельной работы могут быть сформулированы следующим образом:

изучив курс, Вы будете иметь представление об информационных технологиях и современных технологиях хранения (поиска, обработки) информации; об истории развития вычислительных машин…

изучив курс, Вы будете понимать законы логики алгебры; чем различаются материальные и информационные модели…

изучив курс, Вы будете уметь собирать информацию с использованием поисковых систем; использовать средства анимации при оформлении текстового документа…

Понимание студентами целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие ими новой учебной информации.

Определяя межпредметные связи, необходимо указать названия опорных дисциплин (чьи понятия и категории являются базовыми для данного курса и используются в нем), параллельных дисциплин (изучающих ту же сферу профессиональной деятельности и использующих тот же категориальный и методологический аппарат), а также последующих дисциплин (для которых изучаемый курс будет опорным).

Интерактивный лекционный курс Лекционный курс должен быть представлен в двух видах: полном и кратком.

Полное изложение учебного материала. Характеризуется наличием полного учебного материала, а именно текста, графиков, таблиц, иллюстраций, анимационных и видеовставок, звуковых фрагментов. На каждой странице в явном виде должны быть представлены не только текст, небольшие графические элементы, вставленные непосредственно в текст, краткое содержание текущей страницы (возможно, в виде блок-схемы), а также элементы управления процессом изучения материала.

Наличие гиперссылок. Под этим термином подразумевается некое выделение в тексте (цветом, шрифтом, формой курсора при наведении курсора на область гиперссылки), дающее возможность получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, которая в данный момент не может присутствовать на экране из-за его перегруженности основной информацией.

Структура рядовой страницы курса лекций включает в себя:

область отображения местоположения страницы в содержательной части курса (номер страницы, наименования учебной дисциплины, раздела, подраздела);

одно или несколько текстовых полей. Желательно, чтобы эти поля не имели линеек прокрутки — это затрудняет процесс чтения. Текст может включать небольшие графические вставки (формулы, графики, таблицы и т. п.), содержать гиперссылки, шрифтовые и цветовые выделения и т. п.;

область для краткого изложения учебного материала страницы (в виде схемокурса);

область для размещения элементов управления на странице (кнопки перехода на предыдущую страницу, последующую страницу, на оглавление, кнопка вызова подсказки);

большие иллюстрации и большие таблицы, относящиеся к тексту страницы, либо хранятся в ресурсах, либо находятся на других страницах курса. Они отображаются на экране через гиперссылки в тексте или с помощью специальных кнопок на текстовой странице.

Краткое изложение учебного материал. Имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Представлено в виде схемокурса, т. е. в графическо-текстовом виде, а точнее — в виде структурных блок-схем. Такое представление дает другой ракурс для рассмотрения изучаемого материала. Целесообразно на экране совмещать подачу полного учебного материала с соответствующим его кратким представлением. Естественно, что при этом накладываются довольно значительные ограничения на размер блок-схем и, кроме того, текстовое поле с полным учебным материалом получается, как правило, с прокруткой. Зато наличие одновременно на экране и полного, и краткого содержания учебного материала позволяет, как изучать его углубленно, так и быстро просматривать уже изученный материал для его повторения. Более того, такое размещение материала на странице позволяет автоматизировать процедуры внесения его в учебник.

Требования к интерактивному лекционному курсу:

формулировки и определения должны быть содержательными, четкими и простыми для понимания;

объем курса должен быть минимально необходимым, но при этом содержать информацию, позволяющую изучить курс. Не должен содержать материал, выходящий за рамки учебной программы;

должен быть наглядным, снабжен графиками, рисунками, таблицами, схемами и т. д., но не должен быть излишне загроможден ими. Необходимо использование приемов графического выделения выводов и определений, текст и иллюстрации должны составлять единое целое;

степень абстрактности изложения должна соответствовать возможностям восприятия учащихся;

должен освещать значение учебного предмета для будущей профессиональной деятельности студента, содержать практические примеры его использования, являться «возбудителем интереса» студентов;

содержание должно соответствовать современному этапу развития данной области науки, т. е. не включать устаревшего материала, не допускать упрощений и вульгаризации научных концепций, сообщать только достаточно проверенные, утвердившиеся в науке факты и положения;

— порядок и форма записи на экране должны быть максимально приближены к общепринятым. Современные средства компьютерной графики позволяют легко изобразить любые символы, схемы и т. д., аналогичные тем, которыми обычно пользуется преподаватель на лекции. Это облегчит студентам понимание материала, сделает его более доступным для понимания.

Интерактивный практикум по решению задач Должен выполнять две функции — обучающую (закрепление пройденного теоретического материала, отработка определенных умений и навыков) и контролирующую (проверка уровня знаний).

Необходимым элементом выступает ведение учета накопленного общего результата, и учет времени, затраченного студентом на решение задач по темам.

Результат решения задач определенным образом сохраняется и предъявляется преподавателю. Сохранение результата осуществляется в хорошо закодированном виде, что служит гарантией того, что студент выполнил требования решения задач. Ни он, ни даже преподаватель не могут подделать этот результат. Существуют средства раскодирования этого результата для просмотра и преобразования его в обычный текстовый вид. Единственным способом фальсификации такого результата является решение задач с помощью посторонних лиц, хорошо знающих учебный материал. Система практикума по решению задач ограничивает время по решению задач. Превышение лимитов времени рассматривается системой как неудовлетворительный результат. Система практикума настроена таким образом, что неудовлетворительный результат она не сохраняет.

Требования к интерактивному практикуму по решению задач:

— должен четко определять виды умений и навыков, для освоения которых предназначены задачи;

должна быть предусмотрена возможность отмены студентами ошибочных действий;

темп продвижения должен определяться самим учащимся. Он должен иметь возможность вернуться к отработке навыков по решению задач, если сочтет, что те освоены им недостаточно. Кроме того, по своему запросу он должен получать справки по теоретическому материалу, дополнительные объяснения по приемам решения задач, поясняющие примеры;

должен обеспечивать вызов помощи во всех режимах. Помощь не должна быть чрезмерно длинной. Она должна быть конкретной, по существу вопроса. Предлагаемая помощь не должна носить назидательный характер.

Электронные тесты Тестирование рекомендуется ко всем темам лекционного курса. Оно помогает студенту наиболее полно изучить материал и оценить степень его освоения и готовности к изучению следующей темы лекционного курса.

Тестирование по каждой теме лекционного курса может включать до 15−20 тестовых заданий разной формы (выбор одного или нескольких ответов из списка, формулировка кратких ответов, формулировка развернутых ответов и пр.).

Требования к электронным тестам:

  • — должны предоставлять возможность ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой;
  • — должна быть разработана система оценок каждого действия студента. Эта оценка должна быть по существу и не должна носить назидательный характер;

должны обеспечить адекватный анализ ответа, отличающий опечатку от ошибки и распознающий правильный ответ в любой из эквивалентных форм его представления;

нельзя предлагать студенту выбрать ответ из списка, содержащего заведомо неверные утверждения;

должны обеспечить фиксацию результатов контроля, их сбор, распечатку и статистический анализ. Это в большой степени облегчит работу преподавателя, сделает возможным проверки прочности получаемых студентами знаний в дальнейшем;

количество проверочных вопросов и заданий должно постепенно возрастать, так как они даются как в целях обеспечения более прочного усвоения каждой вводимой смысловой части учебного материала, так и для проверки усвоения всего раздела или в целом.

Информационный банк данных по дисциплине Представляет созданный преподавателем банк информации по изучаемой дисциплине. Особенностью информационного банка данных является возможность его постоянного пополнения, как преподавателем, так и студентом, изучающим курс.

Требования к информационному банку данных по дисциплине:

должен освещать значение учебного предмета для будущей профессиональной деятельности студента, содержать практические примеры его использования, являться «возбудителем интереса» студентов;

должен обеспечивать вызов информации во всех режимах, кроме контрольного;

информация должна быть полной, достоверной и четкой;

должна быть обеспечена возможность сохранения и вывода требуемой информации;

должна быть обеспечена возможность получения информации в любое время работы студента с системой.

Электронный словарь терминов Терминологический словарь должен охватывать все основные термины и понятия, используемые в курсе (смысл которых должен быть доведен до обучаемых).

Желательно дать все определения терминов с помощью гиперссылок в тексте, однако оформление любой гиперссылки связано с тем, или иным ее выделением в тексте. Текст может оказаться чрезвычайно перегруженным выделениями, поскольку в тексте могут присутствовать также и смысловые выделения и гиперссылки на иллюстрации, таблицы, графики и т. п. Чтение и осмысление такого текста будет весьма затруднено. Поэтому следует оформить словарь терминов и определений на отдельной странице (или серии страниц). При этом, однако, необходимо обеспечить пользователю возврат из словаря терминов на тот же участок текста, с которого он обратился к этому словарю.

Для обращения к словарю терминов необходимо на каждой странице лекционного курса разместить соответствующую кнопку.

Требования к словарю терминов:

должен обеспечивать возможность получения необходимой справки при любом режиме работы, кроме контрольного;

справка должна быть контекстно-зависимой, краткой и четкой;

должна быть обеспечена возможность сохранения и вывода полученной справки;

— должна быть обеспечена возможность получения комплексных справок со сведениями из нескольких различных разделов курса.

Представленный материал является содержанием методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий, которые могут применяться преподавателем на любой учебной дисциплине в образовательном процессе в системе профессиональной школы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой