Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснование правомерности применения метода динамического моделирования при проведении дидактических исследований дается в работах Е. А. Архангельского, В. Г. Болтянского, В. А. Веникова, Б. В. Гнеденко, В. А. Кальней, А. Б. Ительсона, A.A. Шибанова, С. Е. Шишова и других ученых. Эффективность моделирования в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля отмечалась… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Применения метода моделирования в современных 16 педагогических системах
    • 1. 2. Особенности педагогического процесса в 31 интегрированных центрах образования
    • 1. 3. Метод динамического моделирования как этап 45 управления системой дополнительного образования туристско-краеведческого профиля
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ИНТЕГРИРОВАННОМ ЦЕНТРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ № 118)

2.1. Моделирование оздоровительных профильных 66 туристских лагерей

2.2. Моделирование музейной структуры дополнительного 78 образования в Центре

2.3. Построение моделей авторских программ туристско- 96 краеведческого профиля

Выводы по второй главе

Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня задачи, решаемые учреждениям дополнительного образования, с каждым годом становятся все многообразнее и сложнее. Постоянно появляется необходимость многократных проверок новых эффективных методов и приемов обучения, вариантов учебных пособий и материалов и т. п. Жизнь требует, чтобы они разрешались оперативно и имели решение, которое эффективно оптимизирует учебный процесс. Поэтому в системе дополнительного образования все большее значение приобретают вопросы научного осмысления управления образовательным процессом. В нашей диссертации рассматривается возможность применения научного управления образовательным процессом на основе метода динамического моделирования в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля [13].

С учетом того обстоятельства, что система образования имеет дело с детьми, проведение работы по повышению эффективности управления образовательным процессом связано со значительными трудностями и часто не может быть осуществлено экспериментированием только с реальными процессами. Зачастую бывает целесообразным предварительно построить и проанализировать во времени некоторые модели процесса, выбрать (или разработать) наиболее рациональную модель и лишь потом проверять ее работоспособность на практике [91].

Метод динамического моделирования широко использовался и используется исследователями как метод научного познания. Под «динамической системой в широком смысле» понимается объект, функционирующий в непрерывном времени, непрерывно наблюдаемый и изменяющий свое состояние под воздействием внешних и внутренних причин. Особенно плодотворно применение этого метода в тех случаях, когда непосредственное изучение явлений затруднительно или совсем невозможно ввиду их сложности или нежелательности отрицательного воздействия экспериментатора на процесс. Модель имитирует явление и его развитие во времени, позволяет исследовать его опосредованно. Под моделью в данном исследовании понимается такая система (мысленно представляемая или материально реализованная), которая адекватно отображает объект исследования, способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Динамическая модель рассматривается нами как специальная форма педагогической модели, в которой: декомпозиция системы на компоненты производится с учетом структуры проектируемого или изучаемого объектав качестве законов поведения, могут использоваться экспериментальные данные, полученные в результате натурных экспериментова поведение системы во времени иллюстрируется заданными динамическими образами.

О моделировании как методе исследования говорится во многих научных источниках. Общие проблемы управления социальными системами (организациями и учреждениями в том числе) постоянно находились и находятся в сфере внимания отечественных и зарубежных ученых и практиков. Они рассмотрены в трудах Акоффа Р. Л., Ансоффа И., Друкера П., Жданова С. А., Сио К. К., Тейлора Ф. Вопросы исследования систем управления глубоко изучены в трудах В. В. Глущенко, Э. М. Короткова. Динамическое и ситуационное управление занимает достойное место в среде этих научных изысканий. Впервые «закон ситуации» был сформулирован Мэри Паркер Фоллет в начале 1920;х гг. (1868−1933). Она утверждала, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниямиоднако разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди.

Однако превращение динамического подхода во влиятельную теоретическую позицию началось лишь в конце 1950;х, в немалой степени благодаря результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем.

В 1970;х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. Проблемы динамического управления в разных его аспектах рассмотрены в трудах ученых: Альфреда Чэндлера, Дерека Пью, Джей Лорш, Джорджа Сталкера, Дэвида Хиксона, Кеннета Бланшара, Питера Блау, Пола Лоуренса, Ричарда Шенхера, Тома Берне. В целом теория динамического управления подробно изучает зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация. Утверждается, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий.

Обоснование правомерности применения метода динамического моделирования при проведении дидактических исследований дается в работах Е. А. Архангельского, В. Г. Болтянского, В. А. Веникова, Б. В. Гнеденко, В. А. Кальней, А. Б. Ительсона, A.A. Шибанова, С. Е. Шишова и других ученых. Эффективность моделирования в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля отмечалась в работах Ю. С. Константинова, А.А.Остапца-Свешникова, С. Ю. Михина и др. В названных выше работах ставится вопрос об использовании моделирования как метода исследования в дидактике, на ряде примеров показывается преимущество этого метода. Выяснение же специфики моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, общие приемы построения и анализа моделей в интегрированном центре образования с целью изучения процессов и явлений остались в стороне.

Стоит отдельно оговорить, что получение новой информации с помощью динамического моделирования не является самоцелью, а должно быть средством совершенствования изучаемого процесса. Моделирование выступает как этап деятельности, направленной на изменение состояния системы или объекта в сторону повышения эффективности его функционирования.

Реформа системы образования 90-х годов (в частности изменение статуса внешкольных учреждений на учреждения дополнительного образования) — появление Национальной инициативы Президента России «Наша новая школа», в которой сформулированы подходы, требующие повышения качества дополнительного образования, поиска новых форм и методов организации учебного процесса в центре образования, интегрирующем общее и дополнительное образованиевыявление особенностей в управлении процессами образования туристско-краеведческого профиля определили тему нашего исследования: «Динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования» .

Проблема исследования обусловлена противоречием между потребностями практики в повышении эффективности методических основ управления процессом дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике дополнительного образованияВ современной дидактике недостаточно выделены формы и методы управления процессом дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, в соответствии с которыми можно было бы разработать эффективную технологию организации целостного интегрированного учебно-воспитательного процесса. В связи с тем, что проблема совершенствования управления учебным процессом с каждым годом приобретает все большее значение из-за развития вариативности, возникает необходимость разработки средств оптимизации достижения целей учебного процесса.

Цель исследования: разработать технологию динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования.

Объект исследования: процесс дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования.

Предмет исследования: динамическое моделирование системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования.

Гипотеза исследования: динамическое моделирование системы дополнительного образования обеспечит эффективность учебно-воспитательного процесса в интегрированном центре образования если:

— будут выявлены особенности динамического моделирования системы дополнительного образования, учитывающие специфику туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования- ?

— будет разработана модель системы, дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования, оптимизирующая достижение целей учебно-воспитательного процесса.

— будут выявлены критерии оценки эффективности управления учебно-воспитательным процессом в интегрированном центре образования.

Задачи исследования: в соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить особенности динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования;

2) разработать динамическую модель управления системой дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования;

3) выявить критерии оценки эффективности управления учебно-воспитательнымпроцессом системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования;

4) разработать практические рекомендации по совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом системы дополнительного образования! туристско-краеведческого профиля.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах развития личности. Теоретическая основа исследования сложилась из концепций отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам управления образовательным процессом, ролью и значением управления в процессе формирования и развития личности. Разрабатывая теоретические основы динамического моделирования управленческой деятельности системы дополнительного образования туристско-краеведческого профилям в интегрированном центре образования^ мы опирались, на. работы? по методологии, логике иметодике исследований в науках. (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. С. Леднев, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин и др.) [7], [8], [119], [120] на труды в области управления учебно-воспитательным процессом (Т.М.Давыденко, В. А. Кальней, П. И. Третьяков,

Т.И.Шамова, С. Е. Шишов и др.) [65], [182]. Важные для нашего исследования теоретические положения разработаны в трудах В. А. Квартальнова, И. В. Зорина и других ученых, работающих в Российской международной академии туризма [54], [58], [68], [70], [71], [74].

Для решения проставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературыопрос (анкетирование, беседа) — моделированиенаблюдениеметоды изучения и обобщения педагогического опытаметоды статистической обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: обучающиеся Государственного образовательного учреждения Центра образования № 118 г. Москвы, студенты I и V курсов кафедры педагогики Московского государственного университета технологий и управления, студенты Российской международной академии туризма, обучающиеся Педагогической академии последипломного образования Московской области.

Основные этапы исследования: I этап исследования (2002 -2004 гг.) включал в себя поиск вариантов решения проблем дополнительного образования, осмысление педагогических резервов повышения эффективности управления процессом обучения в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. 2 этап (2004;2007гг.) был посвящен разработке рамок эксперимента, определению целей и задач исследования. 3 этап (2007; 2009гг.) состоял в обобщении, анализе итоговэкспериментальной работы, оценке результатов, уточнению выводов по итогам внедрения результатов исследования в практику системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. в интегрированном центре образования, систематизации текстов диссертации.

Научная новизна исследования.

1. Определены особенности и специфика динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования (проведение занятий на природеразвитие индивидуальных форм обученияобеспечение круглогодичности занятий дополнительного образованиянепрерывность туристско-краеведческой деятельности.), учитывающие изменение моделируемых процессов во времени.

2. Разработана динамическая модель системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования, которая представляет собой иерархическую динамическую нелинейную систему, включающую семейство моделей разного уровня описания и детализации. Все модели семейства взаимно согласованы и относительно замкнуты, что позволяет пользоваться ими как отдельно, так и совместно. Информационное обеспечение моделей позволять осуществлять формирование полных жизненных циклов образовательных услуг на основе использования различных по степени детализации и агрегации исходных данных. Используемая при построении модели программная среда позволяет достаточно быстро проводить разнообразные сценарные расчеты и сравнивать их результаты.

3. Выявлены критерии оценки эффективности управления на основе динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования (развитие массовости туристско-краеведческих мероприятийсоответствие ожиданиям и потребностям социальной среды, родителей, детейпрофессионально ориентированная мотивация обучающихся). При этом важно, что в русле представлений об открытых образовательных системах внешняя среда интегрированного центра образования видится как одна из главных детерминант учреждения образования, а также как источник неопределенности.

4. Разработаны рекомендации по совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиляразработана программа повышения квалификации для администрации интегрированного центра образования «Управление образовательным процессом на основе динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования" — разработаны методические рекомендации для педагогических работников интегрированного центра образования «Динамические модели образовательного процесса интегрированного центра образования" — разработаны программы дополнительного образования: «Программа развития Центра образования № 118 на 2007;2011 г. г.», «Программа деятельности и развития детского туризма и экскурсий», «Программа развития туристско-краеведческой деятельности с учащимися Юго-западного округа г. Москвы на 2008;2010 г. г.», «Программа поддержки и развития основных направлений туристского краеведческой деятельности».

Предложен комплекс оптимальных методов и приемов управления учебно-воспитательным процессом дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, состоящий из создания в интегрированном центре образования модели совместной туристско-краеведческой деятельности обучающихся и их родителей, взаимодействия основных и дополнительных образовательных программ, формирование личности с активной жизненной позицией. Процессы динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования в данном случае рассматриваются как совокупность взаимодействующих во времени и в пространстве различных элементов, т. е. как некоторая система элементов, определенным образом связанных между собой. Эти связи весьма неоднородны по своей природе и нестабильны, характер и интенсивность взаимодействия элементов системы изменяются во времени, причем изменяется как состояние отдельных ее элементов, так и состояние системы. При этом процедуру динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования можно осуществить в три этапа: сначала определить компоненты системы (таксонометрическая модель), затем выявить структуру компонентов (структурная модель) и определить динамику их взаимных влияний (модель функционирования). Для определения процессной архитектуры сложной динамической системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования необходимы выявление, разграничение и иерархизация периодически протекающих процессов.

Каждый участник образовательного процесса интегрированного центра образования располагает ключевыми компетенциями, которые позволяют создать динамически развивающуюся образовательную среду. Для предоставления образовательных услуг в соответствии с программами центра привлекаются лучшие внутренние и внешние ресурсы. В данном случае понятие ресурс имеет самое широкое толкование, а сам ресурс является неоднородным. При этом важно, что внутрице’нтровая сетевая организация превращается в. новое перспективное средство динамизации учебного процесса в интегрированном центре образования.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается-в дальнейшем развитии методологии непрерывного совершенствования моделирования в образовании в части формирования механизма управления, ориентированного на оптимизацию удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, и организации систем информационной поддержки принятия управленческих решений. Предпринятая попытка симбиоза методологии и приемов, изучающих различные аспекты функционирования образовательного учреждения интегрированного типа, и дисциплин, рассматривающих построение моделей сложных динамических систем, привела к формированию оригинальной методики построения динамических моделей в рамках системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения эффективности управления учебно-воспитательным процессом в системе дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования. Практическая ценность исследования состоит в разработке модели управления учебно-воспитательным процессом системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования. А данную модель можно распространить на другие учреждения образования интегрированного типа.

На защиту выносятся следующие положения: особенности динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования определяются спецификой учебно-тренировочного процесса, зачастую проходящего вне стен интегрированного центра образования (соревнованияэкспедиции, походы, полевые' лагеря, слеты, др.) — физической и эмоциональной' активностью учебно-тренировочного процессаиндивидуальными формамиобучениякруглогодичностью процесса обучения (основная активная часть туристско-краеведческой деятельности проходит в выходные дни и каникулярное время), непрерывностью туристско-краеведческих циклов, неразрывностью туристско-краеведческой деятельности.

— динамическая модель системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования, которая имитирует протекание основных учебно-воспитательно-тренировочных процессов в условиях незамкнутой системы внешней среды, позволяет проводить эксперименты при диагностике деятельности центра образования как сложной социально-образовательной системы, определяет направления развития и количественной оценки их эффективности, расчета организационных рисков и обоснования управленческих решенийопределяется спецификой целей и задач интегрированного учебно-воспитательного процесса, необходимостью совмещения образовательного, воспитательного и оздоровительного компонентовсостоит из комплекта туристско-краеведческих программ, оптимального календаря проведения туристско-краеведческих и оздоровительных мероприятий, системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— критериями оценки эффективности управления на основе динамического моделирования системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования являются: развитие массовости туристско-краеведческих мероприятийсоответствие ожиданиям и потребностям социальной среды, родителей, детейпрофессионально ориентированная мотивация обучающихся;

— комплекс оптимальных методов и приемов управления учебно-воспитательным процессом дополнительного1 образования туристско-краеведческого профиля, состоящий из создания? в интегрированном центре образования модели совместной туристско-краеведческой деятельности обучающихся и их родителей, взаимодействия основных и дополнительных образовательных программ, формирование личности с активной жизненной позицией.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты выполненного исследования, основные принципы построения моделей использованы в ряде авторских программ, в практических работах и методике преподавания педагогами системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования № 118 г. Москвы, в элективных курсах для студентов кафедры педагогики Московского государственного университета технологий и управления, студентов Российской международной академии туризма, педагогов, повышающих квалификацию в Педагогической академии последипломного образования Московской области.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложений. В приложениях представлены авторские программы системы дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в интегрированном центре образования № 118 г. Москвы.

1. Научный подход Экосистем ное строение среды обитания. Разнообразие связей человечества с биосферой. Приобщение к интегративному миропониманию и глобальному мышлению.

2. Прогностичность Основы прогнозирования возможных путей развития человека и биосферы. Концепция устойчивого развития человечества. Воспитание потребности заботы о будущем.

3. Уровневый отбор информации. Сочетание факторов глобального регионального и локального уровней, образов мировой экологии, экологии Москвы. Воспитание гражданской ответственности. Взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы личности

4. Проведение занятий по дополнительной образовательной программе туристско-краеведческой деятельности.

5. Организация проектной деятельности в форме личностно-ориентированных, групповых и коллективных заданий по конструированию реальных маршрутов и туристских дестинаций.

6. Проведение занятий по дополнительным образовательным программам туристско-краеведческой и эколого-краеведческой деятельности.

7. Организация проектной деятельности в форме личностно-ориентированных, групповых и коллективных заданий по конструированию реальных маршрутов и туристских дестинаций.

8. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов // Науч. ред. И. В. Зорин. -М., 1997.-Вып. 1. С. 402.

9. Алабян С. С. Туризм во внешнеэкономических связях России/ С. С. Алабян, Л. С. Алабян // Российский внешнеэкономический вестник. -2008. -№№ 7 и 8. С. 47−52

10. Александрова А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма/ А. Ю. АлександроваА. Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика. -2007. -№ 5. С. 43−62

11. Алексеев Н. Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем //Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. — С. 11−13.

12. Амоношвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 195 с.

13. Аттестация и государственная аккредитация учреждений физкультурно-спортивной направленности системы дополнительного образования детей: метод, рек./ Под ред. И. И. Столова. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Совет, спорт, 2007.-98 с.

14. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. — 265с.

15. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 157 с.

16. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 7.

17. Бальсевич, В. К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2001. № 1. — С. 10−16.

18. Бальсевич, В. К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2001. № 1. -С. 10−16.

19. Бардин К. В. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских походов в школе. -М.: Просвещение, 1973. 203 с.

20. Баумгартен JI.B. Перспективная программа стандартизации в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания на 20 082 011 гг./ JI.B. Баумгартен // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 16−18

21. Беккер И. А. Туристко-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших школьников: Автореф.дис.канд. пед. наук.- М., 1995.-21с.

22. Беляева H.A. Договор на оказание туристских услуг с точки зрения потребителя/ H.A. Беляева // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 43−45

23. Берман А. Е. Юный турист. М.: ФиС, 1977. 128 с.

24. Богданов Е. И. Оценка эффективности прогнозных проектов развития туризма/ Е. И. Богданов, А. Е. Корнеев // Экономика и управление. -2007. -№ 3. С. 64−66

25. Богданова О. С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. -М.: Просвещение, 1988, 204 с.

26. Богоявленская Д. Б. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основныесовременные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 1997.-С. 328−349.

27. Бойков В. Э. Здоровье как базовая ценность в сознании и быту российского населения/ В. Э. Бойков // Социология власти. -2009. -№ 2. С. 26−37

28. Бруднов А. К. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников.-1992.-№ 3−4.-С.3−5.

29. Варденбург Д. Дети в Москве: Путеводитель «Афиши» / ДВарденбург. -М., 2002.-214 с.

30. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни // Основы физической культуры: Учеб.пособие. — Челябинск. 1997. Ч. 4.

31. Винокурова М. В., Владиславлев П. А. Система образования в европейских странах СЭВ. М., 1989. — 122 с.

32. Власова H.A. Роль органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта/ H.A. Власова, В. К. Сюсько. -М.: Знание России, 2001.-182 с.

33. Всероссийские педагогические краеведческие чтения: сборник докладов. -М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997. 96 с.

34. Вульфов Б. З., Поташник М. М. Организатор внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. -М.: Просвещение, 1983.-208 с.

35. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. -М.: Изд. АПНРСФСР. 1956. 519 с.

36. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. — 268 с.

37. Гаврильчак H.A. Институциональные проблемы рекреационного туризма/ H.A. Гаврильчак, Е. В. Печерица, Е. Е. Шарафанова // Инновации. -2009. -№ 5. С. 26−28

38. Грязнова Ю. Б. Понятие воспитания // Проектирование нормальной школы. Препринт. Тол.:МАБиБД, 1994;С 29−36.

39. Денисенко A.B. К вопросу о роли туризма в социально-экономической жизни страны/ A.B. Денисенко // Труд и социальные отношения. -2009. -№ 5. С. 145−149

40. Детско-юношеский и студенческий спорт в России: (материалы парламент, слушаний, 14 апр. 1998 г.) / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации, Ком. Гос. Думы по туризму и спорту — под общ. ред. Гуськова С. И.-М., 1998.-64 с.

41. Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма, оздоровления подрастающего поколения России: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.-72 с.

42. Деятельность: теории, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990, с. 336.

43. Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Г. С. Усыскина. СПб.: Комитет по образованию, 1998. 202 с.

44. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-189 с.

45. Егоров В. Е. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности/ В. Е. Егоров // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 24−27

46. Егоров Е. К. Феномен туризма/ Е. К. Егоров // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2009. -№ 1. С. 40−44

47. Езаов М. И. Государственное регулирование социально-экономического развития сферы физической культуры и спорта в регионе: Автореф. дис.. канд. экон. наук/ М. И. Езаов. -М., 2005.-26 с.

48. Жижаев А. Н. Транспортная составляющая туризма/ А. Н. Жижаев, Г. В. Мохова // Вестник транспорта. -2008. -№ 10. С. 34−36

49. Жмулина Д. А. Государственное регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг/ Д. А. Жмулина // Современное право. -2009. -№ 1.-С. 55−59

50. Забаева М. Н. Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы/ М. Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. -№ 2. С. 89−98

51. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Учебное пособие. СПб., 1995, 234 с.

52. Захарова И. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа: балльный метод оценки: Краснод. край./ И. Захарова // Проблемы теории и практики управления. -2008. -№ 9. С. 24−30

53. Здоров А. Б. Прогнозирование финансового обеспечения туристской деятельности в регионе/ Здоров А.Б./ А. Б. Здоров // Региональная экономика: теория и практика. -2007. -№ 10. С. 105−107.

54. Зимина Т. А. Воспитание у учащихся патриотизма и интернационализма средствами краеведения.//Вестник детско-юношеского туризма в России. М. 1999, № 4 (32). С. 39−40.

55. Зимина Т. А. Воспитание школьников в духе единения с природой и окружающей средой // Актуальные проблемы туризма — 99. Перспективы развития туризма в Северном Подмосковье. М., РМАТ. С. 196−200.

56. Зорин И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. М., 1997. — 265 с.

57. Зорин И. В. Образование и карьера в туризме: Учебное пособие — Москва: Советский спорт, 2000, 224 с.

58. Зорин И. В. Теоретические основы профессионального туристского образования: Монография. Москва: Советский спорт, 2001, — 264 с.

59. Зорин И. В., иерей Михаил (Махов). Паломничество как система дополнительного образования // Дополнительное образование.- 2000.-№ 4.-С.-41−43.

60. Зорин И. В., Кальней B.C., Савельев К. С. Социальный туризм — развитие нового экономического пространства. Социально-экономические аспекты. // Дополнительное образование. № 2. — 2000. — С. 29−30.

61. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристических терминов. Москва — Афины. 1994. — 407 с.

62. Зыкова И. В. Новое в законодательстве о туристской деятельности/ И. В. Зыкова // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 28−37.

63. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: Вопросы, теории и методики. -М.: Педагогика, 1987.-94 с.

64. Как организовать работу школьного краеведческого музея: Методические рекомендации. / Сост. H.A. Воронцова. Пермь, 1974. 92 с.

65. Калинина JI.E. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы/ Л. Е. Калинина // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 2. С. 4−9

66. Калинина Л. Е. Государственное управление туризмом: традиционно вместе со спортом?/ Л. Е. Калинина // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 18−20

67. Кальней В. А. Взаимодействие межшкольных УПК и промышленных предприятий в экономическом воспитании учащихся. В сб. «Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. — М., 1986. — 158 с.

68. Камилова 3. Агротуризм альтернативный путь развития сельских территорий/ 3. Камилова, С. Лайапанов // АПК: экономика, управление. -2008. -№ 4. — С. 35−36

69. Касаткина Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования: Дис.. докт. пед. наук. — М., 1995. -315 с.

70. Квартальнов В. А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 286 с.

71. Квартальнов В. А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. — М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 5. -248 с.

72. Квартальнов В. А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность.- М.:Финансы и статистика, 1998.-96с.

73. Квартальное В. А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. — М.: Финансы и статистика, 1998. Т. 3. — 384 с.

74. Квартальное В. А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 2. — 256 с.

75. Квартальное В. А. Социальный туризм. М.: Финансы и статистика, 1998. 253 с.

76. Квартальное В. А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М., 1997. — 75 с.

77. Квартальнов В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика.-М.:Наука, 1993.-416 с.

78. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. -В 5-ти т.-М.:Финансы и статистика, 1998.-Т.2. 256 е.- Т.5.-248 с.

79. Квартальнов В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. -М., 1990. 80 с.

80. Квартальнов В. А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма. М., 1997. — Вып. 1.

81. Квартальнов В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 1987 1997 гг. — М., 1997. — 212 с.

82. Колодии А. К. Насущные проблемы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1997.-№ 2. — С. 3−7.

83. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. -М.: Педагогика. 1986. -143 с.

84. Константинов Ю. С. Детский туризм в России. Очерки истории 19 181 998 г. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 176 с.

85. Константинов Ю. С. Деятельность станций юных туристов по воспитанию школьников на традициях старших поколений. // Революционная преемственность поколений: Сборник ЦК ВЛКСМ. — Тула: Приокское книжное изд-во, 1985. С. 208−213.

86. Константинов Ю. С. Методические рекомендации по проведению Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа в туристских организациях. -М.: ЦРИБ «Турист», 1983. 68 с.

87. Константинов Ю. С. Подготовка судей соревнований по туризму: Примерные учебные планы и программы туристского объединения «Юные судьи туристских соревнований». — М.: ЦДЮТур, 1998. -96 с.

88. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. М.: Изд-во ЦДЮТур МО РФ, 1995. 64с.

89. Концепция проекта федерального закона «О спортивной подготовке» // Сборник официальных документов и материалов / Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре, спорту и туризму. -2007. -№ 8. С. 42−47

90. Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российский Федерации. -2008. -№ 3. С. 45−57

91. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Одобрена распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 окт. 2002 г. № 1507-р. -М., 2004.

92. Котов П. А. Туристская индустрия России: достичь мировых стандартов/ П. А. Котов // Национальные проекты. -2008. -№ 7−8. С. 44−47

93. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара: Изд СамГПИ, 1994. — 165 с.

94. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1977. — 64 с.

95. Крюкова Н. Д., Кочевник Н. И. Научные основы составления программ развития образования. — Новгород: НРЦРО, 1996. — 32 с.

96. Кузнецова H.H. Основные направления развития потребительского рынка страны/ H.H. Кузнецова // Федеральный справочник. Политика. Экономика. Управление: Государство и бизнес. -М., 2008. -вып. 4.: январь-декабрь 2008 г: январь-декабрь 2008 г. С. 243−252

97. Курнешова JI.E. Социально-психологические основы построения региональной программы развития образования (на примере столичного образования). М.: Изд-во «Институт практического психолога» — Воронеж. — 112 с.

98. Кыверялг A.A. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 2. Таллин, 1976. — 227 с.

99. Лазарев B.C. и др. Управление школой: теоретические основы и методы. М.: ЦСиЭИ, 1997. С. 17, 52−57.

100. Лебедев O.E. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1992.

101. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 1991. -224 с.

102. Линовицкий Е. А. Развитие страховых отношений в сфере туризма/ Е. А. Линовицкий // Туризм: право и экономика. -2007. -№ 3. С. 18−20

103. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, С. 10 15.

104. Лысикова О. В. Устойчивость развития туризма в условиях глобальной нестабильности/ О. В. Лысикова // Социальная политика и социология. -2009. -№ 1. С. 98−111

105. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. 2-е изд. — М.: Б.и., 2001. — 276 с.

106. Маркин С. Развивать агротуризм на Юге России/ С. Маркин, Е. Маркина // Экономика сельского хозяйства России. -2008. -№ 12. С. 55−58

107. Маслов А. Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. 55 с.

108. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Лето, дети и туризм: Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Метод.пособие. -М.: ЦДЮТур, 1997. -120 с.

109. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. -М.: Владос. 2000. 151 с.

110. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры.

Введение

в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. СПб.: Лань, 2004.

111. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Под ред. Н. С. Борисова. М.: Просвещение, 1982. 223 с.

112. Михайлов В. А. Социальный туризм как инновация/ В. А. Михайлов, Н.Н. Константинова//Инновации. -2009. -№ 5. С. 32−35

113. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сб. докл. и выступлений. -М.: Логос, 2002.-252 с.

114. Мошняга Е. Идентичность в системе концептов туризма (межкультурный коммуникативный аспект)/ Е. Мошняга // Власть. -2009. -№ 2. С. 50−53

115. Мошняга Е. В. Межкультурная коммуникация в системе международного туризма в условиях глобализации/ Е. В. Мошняга // Социальная политика и социология. -2008. -№ 3. С. 289−308

116. My дрова Л. И. Россия на мировом рынке туристических услуг/ Мудрова Л.И./ Л. И. Мудрова, А. Ю. Литовченко // Региональная экономика: теория и практика. -2008. -№ 2 (59). С. 68−72

117. Мутко В. Л. Выступление министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В. Л. Мутко на коллегии Департамента физической культуры и спорта г. Москвы/ В. Л. Мутко // Спорт: экономика, право, управление. -2009. -№ 1. С. 2−4

118. Мутко В. Л. Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии физической культуры и спорта: Автореф.. канд. экон. наук/ В. Л. Мутко. -СПб., 2006.-21 с.

119. Новиков A.M. Как работать над диссертацией / Пособие для аспирантов и соискателей. М.: Эгвес, 1-е изд. 1994, 2-е изд. 1997, 3-е изд. 1999*.

120. Новиков A.M., Новиков Д. А. Методология. М.: Синтег, 2007*.

121. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М.: Эгвес, 2000*.

122. Новиков Д. А.

Введение

в теорию управления образовательными системами. М.: Эгвес, 2009. — 156* с.

123. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях. -М.: МЗ-Пресс, 2004*.

124. Нюренбергер Л. Б. Современные тенденции формирования туристско-рекреационного спроса населения/ Л. Б. Нюренбергер // Труд и социальные отношения. -2009. -№ 6. С. 34−37

125. О мерах по развитию и популяризации в России здорового образа жизни и массовых занятий физической культурой и спортом: Информ./ М-во образования и науки Рос. Федерации. -М., 2005.-34 с.

126. Обзор устойчивого экотуризма в США (государственный департамент США) // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -2009. -№ 2. С. 134−148

127. Овчаров А. Туристический комплекс в России: тенденции и риски/ А. Овчаров // Вопросы экономики. -2008. -№ 1. С. 108−119

128. Отдых с детьми: детские лагеря и дома отдыхацентры, клубы, театры, музеизарубежный туризмобразовательные программы: Справ. -М.: Радуга, 1999.-80 с.

129. Пилат И. Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 26 с.

130. Пилипенко Г. П. Транспортные будни российского туризма/ Г. П. Пилипенко // Национальные проекты. -2008. -№ 6. С. 28−30

131. Платошкин А. Пятнадцать нянь, а дитя без глазу: Правительств, час посвящ. молодеж. политике./ А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. -2009. -№ 11. С. 14−15

132. Поклонова Е. В. Международный туризм: методические подходы исследования/ Поклонова Е.В./ Е. В. Поклонова // Региональная экономика: теория и практика. -2007. -№ 18 (57). С. 82−90

133. Принципы обновления программного обеспечения в учрежденияхдополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. Г. С. Усыскина. -СПб.: Городской Дворец творчества юных, 1995. 164 с.

134. Проблемы совершенствования законодательства в сфере сохранения памятников культуры/ Г. СеменоваКом. Гос. Думы по культуре и туризму, о нем // Культура: управление, экономика, право. -2007. -№ 1. С. 2−4

135. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1982.246 с.

136. Проданов И. И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Автореф. дисс.. док. пед. наук. — СПб., 1998. 34 с.

137. Протопопова Ю. Б. Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития образования региона /Под ред. Ю. В. Васильева, А. М. Новикова. — М, 1994. — 211 с.

138. Развитие образования в регионе /Редкол. Н. Д. Иванов и др. -Новгород: ИПКиПРО, 1993. 57 с.

139. Развитие туризма в Сибири/ Ю. Б. Протопопова // ЭКО. -2007. -№ 5. -С. 166−174

140. Развитие экотуризма // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. -2008. -№ 5. С. 3−108

141. Раткин Л. Капиталовложения в космический туризм: физические и медицинские аспекты исследований/ Л. Раткин // Инвестиции в России. -2009. -№ 2. С. 40−43

142. Регион: политика, культура, образование. Екатеринбург, 1994. — 191 с.

143. Реестр действующих и разрабатываемых региональных целевых программ развития туризма в субъектах Российской Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 3. С. 12−15

144. Роговцева Н. И. Управление развитием муниципальной системы образования в сверхкрупном городе на примере Санкт-Петербурга: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1993. — 265 с.

145. Рожков П. А. Развитие физической культуры и спорта в современном мире: Орг.-упр., фин. и норматив.-правовые проблемы/П.А. Рожков. -М.: Совет, спорт, 2002.-256 с.

146. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно-частного партнерства в России/ С. А. Рожкова // ЭКО. -2008. -№ 2. -С. 104−112

147. Российский внутренний туризм: основные тенденции развития: (на примере Карелии)/ Т. В. Морозова, С. Г. Мурина // ЭКО. -2007. -№ 5. -С. 175−181

148. Рыжаков М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Теория и практика. М.: Педобщество России, 1997. — 328с.

149. Савченко-Бельский М. Ф. Международный опыт развития туризма в решении социальных проблем/ М.Ф. Савченко-Бельский // Международная экономика. -2009. -№ 2. С. 66−69

150. Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Автореф.. канд. пед. наук. -М., 1996. —35 с.

151. Сараев А. Р. О показателях статистики туризма/ А. Р. Сараев // Вопросы статистики. -2007. -№ 9. С. 39−43

152. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. 231 с.

153. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988, — 146 с.

154. Сидорчук B.C. В числе приоритетов: О развитии туризма в Респ. Хакасия./ B.C. Сидорчук // Вестник Совета Федерации. -2008. -№ 11.-С. 78−80

155. Сластенин В. А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.:ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 218 с.

156. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире/ по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 15−19

157. Соколов А. П. Устойчивое развитие муниципального образования в современных социально-экономических условиях: теория и практика вопроса/ А. П. Соколов // Местное самоуправление в Российской Федерации. -2008. -№ 12. С. 36−41

158. Солдатенков А. Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.:1989. 27 с.

159. Строев К. Ф. Краеведение. -М.: Просвещение, 1967. 208 с.

160. Суворова В. Я. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации: по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. -С. 6−15

161. Тарасенко Н. Туристическая отрасль страдает от плохого Интернета/ Н. Тарасенко // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 3. -С. 17−19

162. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. А. П. Пискунова, В. Г. Воробьева. — М.: педагогика, 1979. -207 с.

163. Тишина О. М. О развитии предприятий сферы услуг в Москве/ О. М. Тишина, Е. А. Эльканова // Вопросы статистики. -2009. -№ 4. С. 22−31

164. Туристско-краеведческий кружок в школе. / Под ред. В. В. Титова. — М.: Просвещение, 1988. 172 с.

165. Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов/ В. Е. Егоров // Туризм: право и экономика. -2006. -№ 6. С. 32−35

166. Федеральные целевые программы в сфере туризма: по материалам Федер. агентства по туризму Рос. Федерации // Туризм: право и экономика. -2008. -№ 2. С. 30−32

167. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В. А. Коваленко. -М.:Изд-во АСВ, 2000. 231 с.

168. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Ж. К. Холодов, B.С.Кузнецов. -М.: Академия, 2000.

169. Храмов К. К. Конкурентоспособность региона растет: Ставроп. край./ К. К. Храмов // Вестник Совета Федерации. -2009. -№ 1−2. С. 106−109

170. Шишов С. Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе. Известия Уральского отделения Российской академии образования «Образование и наука». — 2008. -№ 5 (53). — Стр. 33−44.

171. Шишов С. Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе. Стандарты и мониторинга в образовании — 2008. — № 5.C. 43−56

172. Шишов С. Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. М.: Издательство НЦСиМО, 2008. — 404 с.

173. Шишов С. Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». — Санкт — Петербург, 1994. С. 18 — 22.

174. Шишов С. Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека // Сборник научных трудов «Методологические основы разработки регионального компонента государственных образовательных стандартов». Пермь, 1996. — С. 138−146.

175. Шишов С. Е. Образовательные стандарты и качество образования // Сборник научных трудов «Образовательные стандарты и контроль качества». Вологда, 1996. — С. 25 — 34.

176. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 е., приложения.

177. Яброва O.A. Методы оценки развития индустрии туризма в российских регионах/ О. А. Яброва // Экономика и управление. -2007. -№ 4. С. 130−133.191 .Ямбург Е. А. Школа для всех. М.:Новая школа, 1997. 352 с.

178. Ясвин В. Я. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование № 2, 2002, -16−22с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой