Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления: На примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первым этапом изучения модуля является лекция, включающая в себямотивацию учебной деятельности и актуализацию знаний, умений и навыков студентов из предшествующих дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного цикловНа лекции слушателям передается интегрированное содержание учебного материала, алгоритмическое предписание учебной деятельности и ее регламент. Второй этап… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы интеграции дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов в контексте ноосферного мышления
    • 1. 1. Философское осмысление интегративного обучения 16 и проблемы перспективного развития интеграционных процессов
    • 1. 2. Становление ноосферного мышления и его 36 педагогическая интерпретация
    • 1. 3. Роль межпредметных связей в процессе интеграции 51 учебных дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного циклов
    • 1. 4. Интегративные дисциплины как средство 65 междисциплинарного диалога
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка и экспериментальное обоснование концепции интегрированного обучения на примере специального курса «Материаловедческая химия и экология» в средних профессиональных учебных заведениях.

2.1. Критерии и принципы отбора содержания 79 интегрированного курса.

2.2. Интегративно-модульная стратегия формирования 89 специального курса «Материаловедческая химия и экология».

Содержание лекционных занятий интегрированного курса и некоторые методические рекомендации по их проведению.

2.4. Проверка эффективности внедрения интегрированного курса в учебный процесс, обобщенные результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе

Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления: На примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к новой общечеловеческой планетарной стратегии устойчивого развития требует нового качества человека, нового > сознания, нового качества образования. Необходимость качественного обновления образования побуждает к поиску новых подходов к оценке его эффективности и основным направлениям модернизации, учитывающих взаимодействие внутренних закономерностейформирования и развития образовательных систем с внешними законами функционирования и развития их системного окружения — социума, экономики, государства, цивилизации (А. Субетто). На Конференции ООН? в Рио-де-Жанейро в 1992' году дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение равновесия в отношениях между людьми обществом и природой. ВЙоханнесбурге в 2002 году правительства 179 государств в области стратегии устойчивого развития наметили магистральные пути спасения человечества от природных катастроф, от экологического и социально-экономического кризисов. При переходе России на модель устойчивого развития образование и просвещение населения приобретают приоритетное значение.

Качественная сторона дальнейшего развития системы образования предполагает фундаментализацию образования, преодоление разобщенности естественнонаучного и гуманитарного знания, а также слишком узкой специализации многих учебных дисциплин: Под термином фундаментализация понимается повышение качества образования и уровня образованности людей за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и технологии реализации учебного процесса. Фундаментализация образования предполагает все большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и обществаа также природы и назначения самого человека.

В системе образования должны доминировать информационные компоненты, выпускники этой системы начинают жить в информационном обществе, где приоритетную роль играют фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе, новые информационные технологии. Мы, все в большей мере, начинаем осознавать факт, что информация^ - это не второстепенный' атрибут нашей деятельности, а стратегически важный ресурс развития, общества, использование которого позволяет экономить другие виды ресурсов — энергетические, материальные, людские. Сегодня возникла объективная необходимость построения качественно иной, ноосфернош системы образования и * воспитания, которая включает новые знания об окружающем мире и человеке, новые психолого-педагогические и производственные технологии, новые нормы поведения людей, основанные на ноосферных общечеловеческих ценностях.

Мы считаем, что приближение к ноосфере возможно формированием у людей ноосферного мышления, обеспечивающее устойчивое развитие общества и сохранение жизни на Земле, посредством интеграцию знания, информатизации и гуманизации процесса обучения. Обосновывая этот подход, мы делаем акцент на формирование у людей способностей находить и реализовывать надежные решения выживания человека и природы в условиях функционирования природно-промышленного комплекса.

Для современного образованияособо актуальной: является проблема поиска путей интеграции знания с целью формирования разносторонней, нравственной, активной, творческой личности, способной философию выживания превратить в конкретные дела.

Химия, являясь одной из фундаментальных дисциплин современного естествознания, представляет по своим объектам и, предметам познания связующее звено между физическими и биологическими науками и лежит в основе понимания и предотвращения многих экологических кризисных ситуаций. Среди множества задач, стоящих перед современным химическим образованием, одной: из основных являетсяформирование у обучающихся активного понимания взаимосвязи фундаментальных законов и достижений химии с технологическими, биологическими, экологическими, социальными и другими проблемами устойчивого развития человечества.

Качественное усвоение знаний учебных дисциплин требует усилить подготовку учащихся с учетом важнейших тенденций развития природы и общества, достижений химии, на основе интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин, формируя тем самым зачатки ноосферного мышления.

Актуальность данного направления диктуется следующими противоречиями:

• между структурой и содержанием естественнонаучного образования и отсутствием должного социального базиса для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны;

• между объективно нарастающим объемом научных знаний и не возможностью их системного усвоения в современных условиях структурирования и преподавания дисциплин;

• между существующим предметным подходом к организации профессиональной подготовки и задачей формирования целостных представлений об окружающем мире;

• между объективно усиливающейся ролью химических знаний в современном обществе и производстве и отсутствием понимания этой роли у учащихся;

• между процессом интеграции знаний в современном обществе и недостаточной научной обоснованностью дидактических основ и условий интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.

Роль интегрированной информации в развитии гибкого мышления, универсальности знаний и умений студентов в системе профессионального образования определена и доказана многими учеными (А.П. Беляева, М.Н.

Берулава,. В. И-Загвязинский, Б.М.г Кедров, Ю. А. Кустов, О. М: Сичивица, И. П. Яковлев и др.). Однако вопросами интеграции-дисциплин в* контексте ноосферного мышления занималось ограниченное число исследователей.

Всоответствии с изложенным мы определили проблему исследования: каковы дидактические: основы интеграции естественнонаучных, профессиональных и< гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.

Длярешенияэтой проблемы имеется? основательная! теоретическаяi и экспериментальная база, созданная педагогами, психологами и методистами: философское учение: о: развитии, основным источником которого является разрешение противоречий и теория: деятельности!(В.И.Вернадский, Г. Гегель, И. Кант, М. С. Каган, В. Д. Комаров, И. Р. Пригожин, И. Фихте, Ф. Энгельс) — теория ноосферного образования (Б.А.Астафьев, Н. В. Маслова, В. М. Назаренко, Ю. А. Урманцев, И.Н.Шванева) — теория непрерывного образования: и педагогической интеграции (А.С.Асмолов, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, М. Н. Берулава, А. Л. Бусыгина,.

A.А.Вербицский, И. Т. Герасимов, С. Н. Глазачев, С. Б. Ельцов, А. П. Зайцев, И. Д. Зверев, В. С. Леднев, О. М. Кузнецова, Ю. А. Кустов, М. И. Махмутов,.

B.М.Монахов, И. В. Непрокина, Н. Ф. Реймерс, Н. В. Савина, Ю.С.Тюнников= В. Н. Федорова, Н. К. Чапаев, Г. А.Ягодин) — теория отбора содержания образования (Ю.К.Бабанский, С. Я. Батышев, В .И.Гинеценский, В. В. Давыдов, Г. А. Ильин, Г. П. Корнев, С. В. Леднев, М. Н. Скаткин, Г. Ф.Хасанова) — теория системного г (В.Г.Афанасьев, Д. М. Гвишиани, Г. М. Ильмушкин, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина,. Ю. А. Кустов, К. К. Платонов, А. И. Субетто, В. Д. Шадриков, У. Эшби, В.А.Якунин), личностно-ориентированного (Ш-А, Амонашвили, Л. Г. Вяткин, В-В.Сериков^. В: С. Сухомлинский, И.С.Якиманская), и деятельностного (Л. С. ВыготскийА.Н.Леонтьев,.

В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн) подходов к организации процесса обучения, с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывностипсихологическая теория деятельности (А.В.Брушлинский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, ВЛ. Зинченко, А. В. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и др.) — современные концептуальные идеи о демократизации и гуманизации образовательного процесса (О.С.Газман, И. П. Иванов, Г. И. Железовская, Л.И.Новикова) — концепция моделирования и конструированияпедагогического процесса (С.А.Архангельский, В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, А. Г. Бусыгин, В. В. Давыдов, В. М. Кларин, В. Н. Михелькевич, И. В. Непрокина,.

Н:Ф.Талызина, Ю. К. Чернова, А.Н.Ярыгин) — теория творческого развития и саморазвития личности (В.И.Андреев, Л. Г. Вяткин, М. А. Галагузова, И. А. Зимняя, Г. Н. Тараносова, Н. Ш. Чинкина, В.И.Щеголь).

Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы нашего исследования: «Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях)».

Объект исследования: система подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.

Предмет исследования: процесс интеграции содержания дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного блоков в контексте ноосферного мышления, направленный на улучшение профессиональной подготовки будущих специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.

Цель исследования: разработка дидактических основ интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, отвечающие современным требованиям при обучении в средних профессиональных учебных заведениях.

Гипотеза исследования: Формирование профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышления будет более успешным, если:

• интегрированное содержание обучения и организация его усвоения учащимися будут осуществляться на основе системного, аксиологического и личностно-деятельностного подходов;

• в основу отбора содержательной интеграции будут положены принципы информационной емкости, прогностической ценности и конструктивно-практической значимости изучаемого материала;

• структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в СПУЗах будет спроектирована с учетом специфики данных учреждений, и будет воспроизводить характеристики целостного образовательного процесса и отдельных его составляющих;

• содержание интегрированного курса будет опираться одновременно на стандарт общего среднего образования по химии и на модель специалиста;

• программное — методическое и технологическое обеспечение будет включать авторскую программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков и умений обучаемых, валидные показатели результатов: внедрения интегративно-модульной технологии.

В соответствии с целью-и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. По материалам зарубежной и отечественной печати выявить преобладающие тенденции и основные подходы к исследованию интеграционных процессов в обучении.

2. Провести анализ используемых дефиниций ноосферного мышления и предложить рабочее определение исследуемого понятия.

3. Выявить дидактические основы, определить принципы предметно-содержательной интеграции дисциплин.

4. Спроектировать структурно-функциональную модель процесса интеграции при обучении в СПУзах.

5. Теоретически обосновать и представить концепцию интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления на примере специального курса в средних профессиональных учебных заведениях и экспериментально проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач < использовались следующие методы исследования: методы теоретического исследования — изучение: и анализ философской, естественнонаучной, социальной, психологической, педагогической и методической литературы с целью осмысления изучаемой проблемы и определения необходимых дидактических условий интеграции дисциплин для формирования профессиональных знаний и умений студентов как основы развития ноосферного мышленияэмпирические методы — беседа, анкетирование, наблюдение, изучение документации, тестированиепедагогический эксперимент, который позволил получить данные об уровне сформированное&tradeзнаний и умений студентов и соответственно о приближении к ноосферному мышлениюматематические методы — статистическая обработка полученных данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов, начиная с 1997 года.

На первом этапе — ориентировочно-поисковом (1997;1999г.г.) осуществлялось теоретическое обоснование и поиск подходов к формированию ноосферного мышления студентов, анализ основных исследований в этой области. Изучалась методическая литература, анализировались программы по дисциплинам при подготовке специалистов в средних профессиональных учебных заведениях. Результатом этого этапа явилось предположение о необходимости интегрированного подхода для целенаправленного формирования ноосферного мышления студентов.

На втором — теоретико-проектировочном этапе (2000;2001г.г.) осмыслялись теоретико-методологические основы исследования, определялись и уточнялись объект, предмет, цель и гипотеза исследования. Была разработана и апробирована программа курса, основанного на интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин. Этот этап был связан с поиском и определением специфики построение модульных программ, разрабатывался учебно-методический комплекс для студентов СПУЗов, включенный в дальнейшем в практику работы.

Третий этап — экспериментально-обобщающий (2002;2004) был посвящен проверке выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной комплексной программы интегрированного курса, позволяющего сформировать зачатки ноосферного мышления, проведены анализ и обобщения экспериментовДанный этап сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования, оформлялась диссертационная работа.

Анализ материалов зарубежной и отечественной печати по исследованию интеграционных процессов в обучении, проблемам формирования ноосферного мышления и экологоцентрического мировоззрения позволил сделать вывод о том, что существует реальная возможность разработки такого интегрированного курса, который на основе обновления содержания образования путем интеграции дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов будет способствовать воспитанию общественноактивной творческой личности с ноосферным мышлением, способной философию выживания превратить в конкретные дела. и.

На основе выделенного направления может быть построена структурно-содержательная модель курса, в основу которой положен процесс стержнезации знаний, основой которых выступает химия и создание учебных модулей.

Содержательные идеи курса могут быть представлены в виде трех модулей:

Первый модуль включает фундаментальные законы и понятийную базу интегрированных дисциплинОн позволяет критически мыслить и самостоятельно использовать информационные технологии, уметь находить необходимую для своих задач информацию.

Второй модуль включает основы ноосферного мышления, на основе химического осмысления наук о материалах, оценки токсичности, создании новых материалов и утилизации отходов. При создании программы курса выбран вариант, когда изложение материала тесно связано с логикой периодической системы. Такой подход позволяет изложить проблемы химического материаловедения на основе фундаментальных химических законов. Самостоятельное изучение учебного материала модуля предполагает использование компьютеризированных программных продуктов по интегрируемым дисциплинам.

Третий модуль — анализ и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Эта модель взаимосвязанных модулей, реализующих органическое единство естественнонаучных, экологических и социальных проблем общества, частично реализует актуальную задачу современностиформирование ноосферного интеллекта личности.

Обосновывая содержание интегрированного курса как существенной составной части профессиональной подготовки специалистов мы можем сформулировать следующие исходные предположения:

• усвоение интегрированного знания создает возможность для формирования у учащихся ноосферного мышления, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;

• в процессе обучения возникают не только знания, умения и навыки, но и их психологический эквивалент — мыслительные (познавательные) структуры, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его, а результаты этого выражаются в его жизнедеятельности: мышлении, речи, памяти, поведении, профессиональной деятельности;

• интегрированныйi курс ориентирован на реальную жизнь, наз те проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь — экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.

Анализ содержательной информации интегрированного курса позволяет прийти к выводу о возможности и целесообразности его изучения с использованием модульной технологии. Аргументами в пользу такого вывода является то, что модульная технология позволяет:

•осуществлять генерализацию знаний, выделяя инвариантную и вариативную компоненты и соединяя учебный материал фундаментального и прикладного характера (В.Г. Разумовскийj А. А. Пинский, Г. П: Корнев),.

• использовать теорию поэтапного формирования умственных действий (И.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина),.

• учитывать теорию деятельности (Ю.К. Бабанский, В. В. Давыдов, ВБ. Краевский, И. ЯЛернер, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),.

• руководствоваться теорией развивающего обучения (Л-В. Занков, В. В. Давыдов, Д.В. Эльконин),.

•использовать идеи программированного обучения (В.П. Беспалько, Н. Д. Никандров, Н.Ф. Талызина),.

•опираться на методику организации и проведения самостоятельной работы со студентами, методику формирования у них обобщенных умений и навыков (А.В. Усова, Л. С. Хижнякова, Н. С. Пурышева, Г. И. Саранцев).

Модульная технология успешно применяется в школе (М.Д. Миронова, Т.Н. Шамова), в вузе (М.А. Андиенко, В. Ю. Ковальчук, И. В. Непрокина, В. Ю. Пасвянскене, М. Г. Тересявичене, Ю. А. Устынюк, П.А. Юцявичене) и в системе повышения квалификации (Э. Лабутене, С.-Э. Лапейка, И. Прокопенко, Г. Радзявичюс), но, несмотря на достаточно широкое применение теории модульного обучения, многие проблемы в использовании этой системы в целях развития творческих способностей обучаемых остаются неисследованными, требует развития и проблема использования модульного обучения как средства формирования ноосферного мышления студентов.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые исследован интегративный компонент содержания естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.

Обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.

Выявлены дидактические основы интеграции содержания учебных дисциплин в СПУЗах.

Теоретически разработана структурно-функциональная*модель процесса интеграции при обучении в СПУзах. Системообразующим фактором интеграции являются цели обучения: формирование ноосферного мышления, которое предполагает формирование интегративно-целостного мышления, экологоцентрического мировоззрения, основ научных знаний и умений, совершенствование профессиональной подготовки. Решение указанных задач достигается разработкой интегрированного курса.

Определены дидактические принципы построения содержания интегрированного курса:

• логико-научная и профессиональная обусловленность содержания;

• информационная емкость и прогностическая ценность;

• конструктивно — практическая ценность;

• интегративно-модульный подход.

Разработана система' повышения профессиональных знаний и умений студентов в контексте ноосферного мышления, состоящая из программы курса, интегративно-модульной технологии его реализации, методики диагностики технологии интегрированного обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы и содержательно аргументированы теоретические основы интеграции предметных областей естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в СПУЗах.

В, ходе исследования произведен анализ педагогического > подхода к понятию «ноосферное мышление», предпринята попытка,. сформулировать используемую в исследовании дефиницию.

Практическая значимость исследования заключается i в разработке научно-методического комплексакоторый представляет программу интегрированного курса, средства диагностики уровня развития практических навыков иумений обучаемых, результаты внедрения интегративно-модульной технологии.

Разработанные интегрированный курс «Материаловедческая химия и экология» и технология его реализации внедрены в современную, практику работы, системы среднего профессионального образования. Основное содержание исследования изложено в одиннадцати публикациях, в том числе в одном учебно-методическом пособии и одной монографии.

Разработанные по результатам исследования методические рекомендации курса «Материаловедческая химия и экология» могут быть использованы в практике работы школ, ССУЗов, ВУЗов города и области.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты" исследования докладывались на. международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях -(Тольятти, 2001, 2002, 2003; Тюмень, 2001; Барнаул 2002; Самара 2001, 2002, 2003), использовались при разработке программы интегрированного курсаи технологии его реализации, внедрялись, в практику в период научного руководства выполнением творческих договоров по проблемам образования и экспериментальной работы в учебных заведениях Тольятти, обобщались и докладывались на заседаниях научно-методического совета кафедры педагогики, психологии и методики преподавания Тольяттинского государственного университета.

Достоверность и обоснованность результатов научной работы обеспечивается методологической основой исследования, согласованностью его основных результатов с современными требованиями к подготовке специалистов, реализацией системы методов исследования, адекватных его задачам, длительностью педагогического эксперимента и использованием математического аппарата обработки полученных данных.

На защиту выносятся:

1. Теоретическая концепция интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления, которая включает:

• понятие ноосферного мышления и его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации;

• совокупность дидактических принципов отбора содержания учебных дисциплин в СПУЗах.

2. Структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин при обучении в средних профессиональных учебных заведениях;

• структура и содержание интегрированного курса;

• интегративно-мо дульная технология изучения интегрированного содержания курса.

3. Программно-методическое обеспечение для формирования ноосферного мышления студентов (программа спецкурса, теоретический материал, лабораторный практикум, система тестовых заданий, контрольные работы, проектные задания).

Выводы по второй главе.

Разработка иэкспериментальное обоснование концепции интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин в контексте ноосферного мышления при обучении в средних профессиональных учебных заведениях позволили сделать следующие выводы.

1. Теоретически разработана структурно-функциональная модель, процесса интеграциипри обучении в СПУзахСистемообразующим фактором интеграции являются целиобучения: формирование ноосферного мышления, которое предполагает формирование интегративно-целостного мышления, экологоцентрического мировоззрения, основ научных знаний и уменийсовершенствование профессиональной подготовки. Решение указанных задач достигается разработкой интегрированного курса.

2. Курсы естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин строятся так, чтобы дать студентам мощный фундамент базового знания: по каждой дисциплине, но без должной реализации принципа интеграции. При формировании содержания спецкурса принцип-интеграции" знаний является основополагающим, наряду с принципами:

• логико-научной и профессиональной обусловленности содержания;

• информационной емкости и прогностической ценности-,.

• конструктивно — практической ценности;

• системности;

• модульности.

3. Содержание спецкурса по нашей5 концепции должно сочетаться с методологическими принципами и иметь трехуровневую последовательность введения интегрированного содержания дисциплин естественнонаучного, профессионального и гуманитарного. циклов в учебный процесс — в первом модуле формируется ядро образования на базе фундаментальных законовинтегрированных дисциплин, во втором — закладываются основы ноосферного мышления на базе изучения новых материалов и утилизации отходов, в третьем — способность анализировать и применять. химические технологии.

4. Модульная педагогическая! технология может быть использована как средство формирования ноосферного мышления студентов. Она предусматривает опережающее изучение теории в соответствии с точно определенными целями формирования знаний, умений и навыков обучающихся в рамках каждого модуля целевой модульной программы.

5. Первым этапом изучения модуля является лекция, включающая в себямотивацию учебной деятельности и актуализацию знаний, умений и навыков студентов из предшествующих дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного цикловНа лекции слушателям передается интегрированное содержание учебного материала, алгоритмическое предписание учебной деятельности и ее регламент. Второй этап представляет собой семинарское занятие, где обсуждаются вопросы, сформулированные преподавателем, они отражают более сложные для восприятия разделы учебной программы модуля и вопросы, предлагаемые, для обсуждения студентами. Экспериментальная работа проводитсяпо расписанию и нацелена на приобретение студентами навыка по технике лабораторных работ. Третий этап самостоятельная работа под руководством преподавателя или полностью самостоятельная учебная деятельность, в ходе которой выполняется алгоритмическое предписание. Третий этап предполагает индивидуальную консультацию у преподавателя, один из важнейших элементов: технологической схемы. Роль преподавателя заключается в формировании индивидуального ноосферного мышления студента, в организации процесса самообучения, в управлении его познавательной активностью, в организации контроля за уровнем знания и в его коррекции.

6. Следующий этап посвящен контролю и самоконтролю. Входной контроль — контроль наличия у обучаемых исходных знаний и умений, необходимых для изучения нового материала, проходит в t начале изучения каждого модуля. Промежуточный контроль в объеме 15−20 минут с указанием ясных критериев достижения того или иного качества знаний, умений и навыков используется нами на лабораторных работах с целью качества приобретенных умений, выработанных навыков и на занятиях — с целью проверки знаний теоретического материала. Результаты рубежного контроля каждого модуля используются студентами для доработки некоторых разделов модуля и преподавателями для корректировки использованной в процессеобучения технологии. Учебная деятельность получает завершенный и циклический характер. Студенты имеют реальную возможность видеть цель своего труда, планировать уровень его сложности и прогнозировать реальный результат.

7. Мы считаем важным достоинством модульного обучения то, что, оно стимулирует развитие гуманистических и демократических начал в учебном процессе, поскольку использует такие методические приемы как: гуманизмоптимистическая вера, сотрудничество, приоритет положительного стимулированияиндивидуальный подход — изучение личности, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, развитие способностейиндивидуализация обучения — возможность выбора собственной траектории обучения.

8: Результаты констатирующего эксперимента показали, что использование межпредметных связей при решении конкретных проблем вызывает существенные затруднения у студентов, межпредметные связи не всегда используются преподавателями в процессе обучения. Для качественного усвоения отдельных тем материаловедения не хватает базовой подготовки по химии, и не всегда понимается значение химии для решения актуальных проблем современности. Выявлено, что хороший и отличный уровень сформированности знаний по химии, материаловедению, экологии, философии достаточно низкий и составляет —35% от числа опрошенных студентов в СПУЗах, и также достаточно высокий процент неудовлетворительного восприятия материала -11%.

9. Интегрированный курс «Материаловедческая химия и экология» и модульная технология его реализации доказали, что использование интегрированной информации приближает к ноосферному мышлению, формирует экологоцентрическое мировоззрение, показывает положение химии в интеллектуальной и практической деятельности человека и закладывает основы для более глубокой профессиональной подготовки.

10. Используя качественный и количественный анализ результатов, полученных в контрольных и экспериментальных группах, а также показателей сформированности знаний и умений студентов до начала эксперимента и после его окончания, их статистическая обработка позволили сделать достаточно обоснованные выводы о положительном влиянии интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» на качество знаний и умений студентов, на развитие у них ноосферного мышления, творческих способностей и самостоятельной профессиональной деятельности.

Заключение

.

Исследование теоретических и методических основ системы профессиональной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях имеет важное значение как для теории, так и для практики. В данной работе обоснована и экспериментально подтверждена сформулированная выше гипотеза исследования.

В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие выводы и, результаты.

1. Обоснована необходимость введения в учебный процесс СПУЗ интегрированного содержания обучения.

Инновационное образование, охватившее педагогический процесс всех школ, способствует изменению, дополнению и модернизации традиционных предметов, на сегодняшний день интегрированное содержание обучения и методика его изложения в процессе подготовки специалистов являются весьма актуальными.

2. Приближение специалистов к ноосферному мышлению* является необходимым условием обеспечения устойчивого развития страны. Нами обозначено понятие ноосферного мышления и дано его рабочее определение, соответствующее педагогической интерпретации.

Интеграция дисциплин естественнонаучного профессионального и гуманитарного циклов, информатизация и гуманизация процесса обучения являются основой формирования ноосферного мышления студентов.

3. Разработана структурно-функциональная модель процесса интеграции учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления при обучении в СПУЗах. Мы считаем, что для развития ноосферного интеллекта, творческого мышления специалистов, способных философию выживания превратить в конкретные дела необходимо, чтобы содержание обучения способствовало:

• фундаментализации знаний;

• формированию экологоцентрического мышления;

• формированию ноосферных общечеловеческих качеств личности;

• повышению профессионального уровня специалиста.

Мы убеждены, что формирование интегрированных курсов может быть подчинено следующему:

• в основу интегрированного курса должны быть положены принципы системного подхода и учтена специфика изучаемого материала;

• цель теоретического синтеза — разработка целостной теории, отражающей роль химических знаний в жизни общества, формирующей экологоцентрическое мировоззрение и реализующей прогностическую функцию;

• следует использовать систему модульного обучения курса, при которой в первом модуле формируется ядро образования на базе фундаментальных законов интегрированных дисциплин, во втором — закладываются основы ноосферного мышления на базе создания новых материалов и утилизации отходов, в третьем — способность анализировать и применять химические технологии.

4. Разработана технология проектирования содержания интегрированного курса «Материаловедческая химияи экология», в основу которой положен принцип интеграции естественнонаучных, профессиональных и гуманитарных дисциплин.

Использование идеи стержневой интеграции позволило спроектировать программу, главной основой которой являются тенденции взаимопроникновения и взаимообогащения учебных дисциплин, комплексностью, системностью и уплотнением знаний.

5. Наиболее целесообразной формой реализации интегрированного содержания является модульное, основное достоинство которогомаксимальное удовлетворение профессиональных и личностных потребностей обучаемых, динамичность, гибкость, принцип деятельности, осознанной перспективы. Модульное обучение способствует повышению качества знаний и умений специалистов, формированию ноосферного мышления, проявлению активности и самостоятельности в решении актуальных проблем современности.

6. Создан и апробирован программно-методический комплекс интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» в СПУЗах.

Используя качественный и количественный анализ результатов, их статистическая обработка позволили сделать достаточно обоснованные выводы о положительном влиянии интегрированного курса «Материаловедческая химия и экология» на качество знаний и умений студентов, на развитие у них ноосферного мышления, творческих способностей и самостоятельной профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. — М.: Исслед. центр, 1994. — 123с.
  2. М., Турсунов А. Современные тенденции интеграции общественных, естественных и технических наук// Вопросы философии. — 1981.-№ 3.- С. 57−69.
  3. JI. И. Одновременное изучение взаимосвязанных тем на уроке-М.: МОПИ. 1973.-144с.
  4. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в протехучилищах: Метод, пособие-М.: Высш. шк., 1991.-208с.
  5. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика. Бийск. 1993. -172с.
  6. М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика. Бийск. 1993. 172с.
  7. М.Н. Интеграция общего и профессионального образования// Советская педагогика. 1990, — № 9.— С.57−60.
  8. М.Н. Интеграция содержания образования. — М.: Совершенство, 1998. 192с.
  9. В.П., Булавин В. А. Методологические указания по объективному контролю качества знаний студентов (учащихся) и оценки эффективности урока. М.: УМК Минторга СССР, 1987. — 46с.
  10. П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1981. 304с.
  11. И. Б. Непрокина И.В. Интеграция учебных дисциплин в. контексте ноосферного мышления. Монография в соавторстве.-Тольятти: ТГУ, 2004. -110с.
  12. Богатова И: Б. Материаловедческая химия и экология. Учебно-методическое пособие для студентов. Тольятти: ТГУ, 2004 — 69с.
  13. Н. А. Структура и содержание социально-экологических знаний в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих. Дис. канд. пед. наук. С.-П., 1995. 298с.
  14. А.И. Концепции современного естествознания./ Учебник под ред. Е. И. Нефедова. — Тольятти: П/п «Современник», 1998. — С.73.
  15. А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд., испр., доп. — Издательство «Симбирская книга», Ульяновск, 2003−216с.
  16. В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов- вузов. М-: изд во «Академия», 2003. — 225с.
  17. Л.И., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения Центр разработки информационных технологий и методик — МарПИ, 1993. — 67с.
  18. В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1988-С.27.
  19. В.И. Биосфера и ноосфера М.: Наука. 1989. 260с.
  20. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся ПТУ: Сб. науч. тр. /Отв. ред Махмутов. АПН СССР.- М, 1983. 123с.
  21. К.Н. Современные методические разработки в педагогике. США. М.: Знание, 1997. -64с.
  22. B.JI. Интегративные формы учебных занятий по физике и предметам профтехцикла в СПТУ (Радиотехнический профиль): Автореф. дис. канд. пед. наук Челябинск, 1992. — 16с.
  23. Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университетов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 40с.
  24. В.М., Куликовс.И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения// Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. ЗО-ЗЗ.
  25. F. Д: Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке.- М: Педагогика: 1991. 272с.
  26. Гельман 3. Интеграция общего среднего образования на базе идей истории науки и культуры // Вестник высшей школы. -1991.— № 11 — С.15−21.
  27. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и фр./Сост. JL И. Василенко, В. Е. Ермолаева М.: Прогресс, 1990. — 495с.
  28. А.А. Экология: Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт — М, 2002.-312с.
  29. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки (становление и развитие). -М.: Мысль, 1984. 269с.
  30. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1997. — 135с.
  31. Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.- 480с.
  32. В. В. Интегральная технология обучения математике. Дис. канд. пед. наук. М.: 1991. — 190с.
  33. В.А., Смирнова И.М: Магистерская диссертация по методике преподавания математики: Методические рекомендации.- М.: Прометей, 1996.- 107с.
  34. А. В. Программа интегрального курса «Мир в XX веке» X — XI кл. // География в школе. -1995. -№ 2.-С. 38−43.
  35. Диалектика как основа интеграции научного знания: Межвуз. сб. / Под ред. А. А. Королькова, И. А. Майзеля. JI.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 160с.
  36. Дидактика средней школы /Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 303с.
  37. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1982. — 320с.
  38. Г. М. Наука о науке. Киев: Науковая думка, 1969. — 301с.
  39. И. Синергетика: Становление нелинейного мышления. — Киев: Лыбидь, 1990. 152с.
  40. И.Я. Экологические потребности, сущность, потребности, перспективы. — М., 1991, -С.54.
  41. Л.В. Электроматериаловедение: Учеб. для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 312с.
  42. Н. И. Теоретико-методические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Метод, рекомендации в помощь аспиранту и соискателю ученой степени / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995. 34с.
  43. Л. В. Избр. пед. труды. М.: Педагогика, 1990. — 424с.
  44. И. Д. Межпредметные связи как педагогическая проблема // Советская педагогика. 1974. -№ 12. -С. 10−16.
  45. И. Д., Максимова В. П. Межпредметные связи в современной школе.-М.: Педагогика, 1981.- 160с.
  46. В.А. Усвоение и контроль знаний// Высшее образование в России. 1993. -№ 3-С. 154−158.
  47. В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986. — 256с.
  48. Г. М. Концепция единого педагогического пространства в системе «Школа- колледж-вуз» в малых и средних городах России: монография. Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 2001. — 144с.
  49. Г. М. Информатизация и поисково-исследовательская работа в едином педагогическом пространстве"Школа- колледж-вуз" в малых и средних городах России: Монография. Самара: Изд-во Самар. ГПУ, 2001.- 280с.
  50. В. М- Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего. М.: Мысль, 1985. — 543с.
  51. К.К. Вызовы 21 века и проблемы образования: Лекция-доклад. М.: Иссл. Центр проблем подготовки качества специалистов, 2000.
  52. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 50.
  53. Я. А. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика. 1982. — 575с.
  54. Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Проблемы теории воспитания: Сб. науч. тр. Ч- 1. — М.: Педагогика. 1974. С. 209−222с.
  55. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264с.
  56. Краткий химический справочник: Справ. Изд. / Под ред. А. А. Потехина и А. И. Ефимова. 3-е изд., перераб. и доп. — JL: Химия, 1991. — 432с.
  57. И.С. Интегральные системы и обучение. Новосибирск: Изд-воНГУ, 1993. -154с.
  58. B.C. Содержание образования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1989. -360с.
  59. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М: Прометей, 1992. — 528с.
  60. Личностно-ориентированное образование: Проблемы, опыт, пути поиска: Сб. науч. тр. / Под. ред. А. Г. Гостева. Челябинск: УралГАФК, 1997. -70с.
  61. А.с. Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН СССР. 1951. Т. 5. -540с.
  62. В. Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Л., 1981. 34с.
  63. Максимова В. Н- Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 143с.
  64. В.JI. Модульное обучение как средство развития самообразовательной деятельности педагогов в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук Омск, 1997. — 37с.
  65. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 42.
  66. Н.В. Ноосферное образование: Монография. М.: Институт Холодинамики, 1999. — 308с.
  67. Материаловедение для автомехаников /Под ред. А. С. Трофименко. 2— е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д.: «Феникс», 20 031 — 480с.
  68. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. /Сост. Ю. с: Тюнников. — М.: Изд-во АПНСССР, 1986.-46с.
  69. Методические рекомендации по разработке материалов для организации, проведения и анализа массового обследования состояния знаний и умений учащихся по физике./Под ред. Л^А. Ивановой. -М.: АПН, СССР, 1988.-162с.
  70. Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М^: Наука, 1981. — 360с.
  71. Н. Н. Человек и ноосфера.- М.: Мол. гвардия. 1990. 357с.
  72. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Поиск, М., № 44 (546), 5 ноября 1999.
  73. И.В. Проектирование и реализация интегрированного электротехнического образования в педагогическом вузе: Дис. докт. пед.наук. Тольятти, 2000. — 417с.
  74. Основы профессиональной педагогики / Под. ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. М.: Высшая шк., 1977. — 504с.
  75. В. М. Политехнические основы проектирования инте— гративного содержания специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993.-201с.
  76. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века: Сб. науч. ст. М., 1992. — С. 18—31.
  77. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. 479с.
  78. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод. разработка./Сост. B.C. Безрукова, 1987. 50с.
  79. В.М., Кочеткова Э. К. Химическая информация. Где и как искать химику нужные сведения. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Химия, 1988−224с.
  80. И., Стенгерс И. Время, хаос квант. К решению парадокса времени. М.: Прогресс, 1994. — 235с.
  81. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 250с.
  82. О.М. Мобильность науки. — Горький: Волго-Вятское изд-во, 1976.-255с.
  83. А.Д., Голубева О. Н. К вопросу о принципах структурирования физического знания.//Доклады XI Международной конференции «Логика, методология, философия науки». Москва Обнинск, 1995./
  84. .М. Интеграция естественнонаучного и технологического знания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 96с.
  85. И.А. Критический анализ форм организации и методов активного обучения в университетах США: Автореф. дис. канд.пед. наук. -Киев, 1986.-27с.
  86. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. 370с.
  87. Л.А. Активизация обучения в системе Высшего образования США (критический анализ): Дис. канд.пед.наук. — Л., 1986. -187с.
  88. Н.Н., Большакова З. М. Методологический аспект определения содержания МПС .//Теория и практика развивающего обучения / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. Челябинск: 4ГПУ. 1998. -С.З:
  89. Я.А. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов по направ. и спец. «Химия» — 2-е изд. Исправ. М.: Высшая школа, 2000 — 527с.
  90. А. Д. Взаимодействие естественных, общественных и технических наук//Философские науки. 1981. № 2. С. 112−125.
  91. Урсул А. Д1 Опережающее образование и становление информационной цивилизации.//Вестник РОИВТ. М. 1996. — № 3.
  92. Философия образования для XXI века: Сб.ст. /Сост. Пахомов Н. Н., Тунталов Ю. Б. -М.: Изд-во фирмы «Логос», исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. 1992. — 208с.
  93. Философия: Учебник для высших учебных заведений / Под ред.В.П- Кохановского. Ростов н/Д.: «Феникс», 1996 — 576с.
  94. Философские вопросы технического знания. /Отв. ред. Н. Т. Абрамова. -М.: Наука. 1984:-215с.
  95. Философский словарь./Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. -410с.
  96. Химическая энциклопедия в 5-ти томах: Под. ред. И. Д- Кнунянц. М.: Советская энциклопедия, 1990.
  97. Химия: Справ, материалы: Под. ред. Ю. Д. Третьякова. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1989. — 224с.
  98. Ю.В. Общая и неорганическая химия: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1965 711 с.
  99. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Свердловск: Изд-во Свердл. инж. — пед. ин-т, 1992.-224с.
  100. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. — М.: Педагогика, 1989. 152с.
  101. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. 149с.
  102. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.- 197с.
  103. Т.И. К вопросу о методах преподавания и учения.//Советская педагогика. — 1978. № 3.
  104. Экологические основы природопользования /Под ред. Э. А. Арустамова. М. Издательский Дом «Дашков и К», 2001 — 236с.
  105. Экология для технических вузов /Под ред. В. И. Колесникова. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. -384с.
  106. Электрорадиоматериалы: Учебник для техникумов /Под ред. Н. Н. Калинина. — М.: Высш. Школа, 1981. 293с. ф 118. Энгельгарт В. А. Интегратизм путь от простого к сложному впознании явлений жизни.//Вопросы философии. 1970. — № 11 -С. 103−115
  107. П.А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989. — 68с.
  108. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швисса, 1989.-271с.
  109. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. -Л. :ЛГУ. 1987.- 128с. т
  110. Russell J.D. Modular Instruction I I A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of the Modular Materials. Minneapolis, Minnesota: Burgess Publishing Company. 1974. — 164p.
  111. Blum A. The development of an Integrated Science Curriculum. Information Scheme Fur. // Science Education-1981. Vol. 3. p. 1−15
Заполнить форму текущей работой