Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Раздаточный дидактический материал одно из средств эффективного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют сигнальные карточки, которые используем при изучении падежей. При работе карточка лежит перед учеником лицевой стороной. Дается, например, задание: определить падеж, тип склонения, окончание существительного в словосочетании «успевай» в учебе. Ученик берет карточку в правую руку лицевой стороной к себе, а левой открывает полоску с нужным падежом. При этом ученик видит все другие… Читать ещё >

Раздаточный дидактический материал одно из средств эффективного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Непременной предпосылкой воспитания интереса у детей к русскому языку является систематическое накопление и вдумчивый отбор увлекательного, способного привлечь внимание каждого ученика, дидактического материала. Практика показала, что дети младшего школьного возраста не могут так же быстро, как учащиеся старших классов, с соответствующей последовательностью и упорством включаться в учебу, целеустремленно отдавать ей. Их психика, требуют чего-то неожиданного, особенного, даже в хорошо знакомых и привычных для них явлениях. Этому психолого-педагогическому требованию должен отвечать тот дидактический материал, который мы подбираем.

Дидактический материал должен привлекать учащихся не только интересным содержанием, но и не менее интересной соответствующей формой, поскольку в первую очередь дети обращают внимание на внешнее оформление.

Особую роль для правильного восприятия содержания дидактического материал выполняют задания, которые направляют познавательную деятельность учащихся, помогают им осмысливать роль языка, лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в процессе речевого общения.

При вдумчивом и тщательном подходе дидактический материал подбираем к любой теме программы по русскому языку в начальных классах. Дидактический материал переносится на карточки и предполагает как и индивидуальную форму работы, так и фронтальную. Работа с дидактическим материалом проходит под нашим непосредственным руководством. В отдельных случаях соответствующие карточки даем учащимся для самостоятельного выполнения дома.

Но дидактический материал, это не только грамматические карточки с заданиями. Это также и сигнальные карточки, и карточки-слова, карточки-ширмочки, огоньки, ребусы и т. д.

Усиление обратной связи между учителем и учащимися, являются одной из важнейших предпосылок совершенствования урока. Известно, что обратная связь между учителем и учащимися осуществляется на уроке чаще всего в устной форме и письменной. В определенных случаях для улучшения обратной связи используем невербальный контроль, осуществляемый с помощью такого дидактического материал, как сигнальные карточки.

По итогам работы с дидактическим материалом можно сделать следующие выводы:

  • v Дидактический материал дает возможность разнообразить формы работы на уроке и тем содействует развитию интереса у детей к русскому языку;
  • v Дидактический материал помогает сочетанию индивидуальной и коллективной работы в классе;
  • v Работа с дидактическим материалом помогает лучше управлять учебным процессом, повышает активность ребят, что эффективно сказывается на выработке прочных знаний.

Использование карточек с грамматическими заданиями имеет положительные моменты. Это и обратная связь, и экономия времени, и индивидуализация, и дифференциация, и увеличение объема выполняемого материал за урок, и привитие интереса к предмету, и умение работать самостоятельно.

При повторении прошедшего материала мы используем такие виды карточек, которые разбиты по сериям.

Серия 1 включает в себя такие задания:

  • 1) разобрать слова по составу;
  • 2) доказать правописание орфограмм в корне слова;
  • 3) разобрать предложение.

Например: карточка № 1.

  • 1. Разбери по составу: книжка, нагрузка, побег.
  • 2. Вставь пропущенные буквы.

Докажи правописание орфограмм.

П…щат бли… кий.

К…вер кни… ка.

Сне…гири холо…

С…довник заря… ка.

По…вился сала… ки.

3. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое:

Весело бегут говорливые ручейки.

Когда учащиеся быстро и точно научатся выполнять эти карточки, им предлагаем вторую серию, которая включает такие задания:

  • 1) выписать слова к заданным схемам;
  • 2) выписать слова с заданной орфограммой;
  • 3) разобрать предложение:

Например:

1) Выпиши слова в три столика к данным схемам:

Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

  • 2) Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму: в первый — слова с безударной гласной, во второй — слова со звонкими и глухими согласными, в третий — слова с непроизносимыми согласными: конец, овраг, участник, репка, прелестный, следит, утащили, ненастный, немножко.
  • 3) Разбери предложение. Подчеркни главные члены предложения. Надпиши над каждым словом часть речи.

Развесила желтая осень золотые флажки.

После выполнения этих заданий предлагаем третью серию карточек, в которых задания более сложные.

Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий, помогает ученикам осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.

Сигнальные карточки бывают разных видов. Применять их можно на всех уроках при изучении и закреплении любой темы.

Есть карточки, которые используются для составления схем. При работе с ними также используется индивидуальное наборное полотно.

Выглядят эти карточки так:

Карточка с красным кружком используется для обозначения гласного звука;

  • — с черным — для обозначения твердого согласного звука;
  • — с синим — для обозначения мягкого согласного звука;
  • — с черным и красным кружками, расположенными в прямоугольнике, разделенном диагональю — для обозначения слияний с твердым согласным звуком, с синим и красными кружками — для обозначения слияний с мягким согласным звуком.

Дети, которые не умеют читать, составляют схему слова и при этом одновременно выполняют звуковой анализ этих слов. Н-р: составили схему, подняли наборное полотно и сразу видно, как выполнил работу каждый ученик. Под словом схемой, набранном на верхней полочке, дети ставят буквы, которые им известны, т. е буквы обозначающие звуки в данном слове.

Дети могут составлять слова по готовой схеме. Эти упражнения помогают воспитанию самоконтроля. Сначала дети составляют схему, не убирая карточек с наборного полотна. Что предупреждает пропуск букв, обращаю внимание на несоответствие звуков и букв и некоторых словах.

Данное пособие имеет много достоинств: оно прекрасное средство обратной связи, занимает на уроке мало времени, вызывает у детей интерес, способствует развитию фонематического слуха, обеспечивает наглядный переход от обозначения звуков условными значками к обозначению их буквами, стимулирует учащихся к быстрому узнаванию и запоминанию букв, чтобы поскорее обозначить все звуки в схеме буквами и прочитать слово. /30/.

Существуют сигнальные карточки, которые используем при изучении падежей. При работе карточка лежит перед учеником лицевой стороной. Дается, например, задание: определить падеж, тип склонения, окончание существительного в словосочетании «успевай» в учебе. Ученик берет карточку в правую руку лицевой стороной к себе, а левой открывает полоску с нужным падежом. При этом ученик видит все другие данные. Он убеждается в правоте нахождения падежа по вопросу, предлогу, окончанию Все дети с большим интересом работают с такой карточкой. У них развивается орфографическая зоркость, зрительная память. Эту карточку можно использовать в индивидуальной работе.

Огоньки — кружки размером с пятиконечную монету из красной пленки. Красный цвет — сигнал «Внимание». Дети «зажигают» эти огоньки на уроках письма, прикрепляя их под каждой изученной орфограммой. Например: большая буква в начале предложения, сочетание жи-ши и т. д.

Эта работа направлена на развитие у детей орфографической зоркости. Проводится перед списыванием или зрительным диктантом. Орфограмму находят коллективно или один ученик, вызванный учителем.

При списывании внимание детей фиксируется на этих огоньках, предупреждая ошибки.

На карточках-ширмочках слова с буквами ь, й, р, в произношении которых чаще всего затрудняются дети и которые используются для развития навыка чтения. Карточки представляют собой полоску, складывающуюся втрое. На первой странице ученик прочитывает, например, только ни, на второй — нит, на внутренней — нитки.

де — день — деньки за — зай — зайка ри — гри — грибы С этими словами можно выполнять различные виды упражнений:

  • 1. назвать слова, состоящие только из одного слога;
  • 2. доказать многозначность слова лист;
  • 3. почему Лариса написано с большой буквы;
  • 4. назвать слова отличающиеся только одной буквой и т. д.

Эти карточки можно использовать для зрительного диктанта.

Перфокарты помогают проверять знания учащихся, активизируют самостоятельную работу детей, экономят время на уроке. Перфокарта составляется с учетом полученных детьми сведений по тому или иному разделу программы. Их используют во всех классах, изучая любую тему.

Перфокарты бывают разных видов.

Одной из разновидностей перфокарты, которыми мы пользуемся является прямоугольная пластинка с несколькими рядами пронумерованных по горизонтали и вертикали отверстий.

Суть работы состоит в том, что учащиеся через отверстие перфокарты ставят на бумаге значки, выбирая отверстия в зависимости от того, какой ответ они считают правильным.

Если в качестве перфокарты используются заданий — карточки с текстами, в которых пробиты отверстия на местах проверяемых орфограмм и пунктограм, то ученик пишет на листе через эти отверстия пропущенные буквы или знаки препинания.

Виды упражнений с использованием перфокарт данного вида.

  • 1. Определить род имен существительных и отметить по порядку условным значком существительные м.р. в первом вертикальном столбике, ср.р. — во втором и ж.р. — в третьем (лето, осень, яблоко, портфель, картофель, капуста, тетрадь, облако, ботинок). Правильно выполненная работа будет иметь следующий вид;
  • 2. Определить число существительных, последовательно отмечая принадлежность слов к ед.ч. значком в первом первом столбике, ко мн.ч. — во втором.;
  • 3. Указать, какой частью речи являются слова, существительные отмечать в первом столбике, прилагательные — во втором, глаголы — в третьем.

Другим видом упражнений являются упражнения на выбор правильного ответа. Чертим в тетради или на отдельных листках таблицу, где в верхней строке пишутся цифры, обозначающие номер задания. Дети, проанализировав вопрос задания, пишут ответ (цифру) под соответствующими номерами задания.

Один из вариантов по теме «Состав слова»:

1. Какое слово не является родственным остальным словами?

голуби, голубой, голубиный, голубятня, голубка.

2. Какое слово состоит из корня и приставки?

приход, лесник, пастушок, кораблик, побелка.

3. Какое слово состоит только из корня?

береза, грядка, сад, полет, зимний.

4. В конце какого слова пишется буква ф?

заю…, штра…, клю…, ле…, се… .

5. В середине какого слова пишется буква ф?

кана…ка, ло… кий, морко… ка, коро… ка, шка… чик.

6. Какое из данных слов является однокоренным к слову берег?

берегли, бережливый, прибрежный, сберегать, приберегать.

7. В каком слове нет приставки?

слышать, срыв, смена, стена, срубить.

8. В середине какого слова пишется буква ж?

руба…ка, ча… ка, доро… ка, кры… ка, мы… ка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой