Значение игры в психическом развитии ребёнка
В строительно-конструктивной игре дети отражают знания и впечатления об окружающей жизни, предметном мире, самостоятельно делая различные вещи, но в обобщенном и схематизированном виде. В этих играх широко используется замещение предметов. Эти игры требуют умения воссоздавать образ предмета в его пространственном выражении. Формируется и развивается ориентировка в пространстве, умение различать… Читать ещё >
Значение игры в психическом развитии ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
По отношению к игре дошкольников воспитатель должен направить свои умения на расширение нравственных представлений, чувств, инициативы, творчества.
При таком руководстве происходит развитие содержания сюжетно-ролевой игры, изменяется нравственное поведение.
Эльконин выделил 3 стадии процесса освоения детьми нравственных форм:
Ребёнок сосредоточен на познании свойств и качеств предмета, возможности действия с ним. Взяв на себя роль повара, ребёнок увлекается и забывает для кого готовит. Удовлетворив свой интерес к предметам ребёнок начинает проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом, таким образом, на этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.
Интерес детей перемещается в сферу взаимоотношений взрослых. Свои представления дошкольник переносит в ролевые игры. Ребёнок повар сотрудничает со своими помощниками-сверстниками. Педагог нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
Предметные действия ребёнок подчиняет главной игровой цели, определенных игровой ролью. Центром внимания становится другой человек. Ребёнок знает — еду нужно приготовить вовремя — дети ждут обед. Игровые действия выполняются в ситуации использовании их результата на благо других людей. Все это порождает ответственность по отношению к действиям.
В дальнейшем детям становится доступным сотрудничество ради проявления заботы о своих товарищах.
Основной путь обогащения игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей и явлениями общественной жизни и воспитания положительного к ним отношения. Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения и одновременно сохранить творческую самодеятельность, характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве.
Влияние игры на развитие речи.
В игровой деятельности удовлетворяется потребность ребёнка в словах. В играх можно заметить и правильно оценить поэтическое чувство ребёнка, его стремление к стихосложению. В творческих играх созданы благоприятные условия для выявления поэтического слуха ребёнка и его развития: желание повторить звучный стишок, рассказать кукле сказку. Поэтический слух развивается путем чтения поэтических произведений, поощрении самостоятельной передачи в ролевой игре поэтических произведений.
Происходит развитие словаря, связной речи, звуковой выразительности речи. Идёт активный рост бытового словаря. Процесс игры влияет на развитие речи и грамматический строй речи. Происходит овладение значением и глаголов и глагольных форм, которых существенно обогащают суждения ребёнка. Развивается связная речь и мышление. Воображение способствует развитию связной речи. Развиваются рассуждения и точность речи, закрепляются обобщающие слова, о смысле которых дети узнали ранее (из дидактических игр). Классификация предметов в игре ведёт к появлению у детей обобщений, закрепляются слова, обозначающие классифицирующие признаки. Большое значение для развития речи имеет игра-драматизация.
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения. Ребёнок усваивает богатое разнообразие родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характерам героев и их поступкам, старается говорить четко и понятно.
При организации игр-драматизаций подбирается художественное произведение с наличием диалога, яркой характеристикой образа. Проводится чтение группой, беседа, рассматривание иллюстраций, используется пересказ, рисование, лепка на данную тему. Воспитатель участвует в сговоре и подготовке игры. Воспитатель использует советы, повторное чтение, беседы, первоначально берет на себя главную роль.
В строительно-конструктивной игре дети отражают знания и впечатления об окружающей жизни, предметном мире, самостоятельно делая различные вещи, но в обобщенном и схематизированном виде. В этих играх широко используется замещение предметов. Эти игры требуют умения воссоздавать образ предмета в его пространственном выражении. Формируется и развивается ориентировка в пространстве, умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.
Такая игра приучает к целенаправленной планомерной деятельности, учит учитывать качества и свойства материалов, планировать последовательность своих действий.
Формирование умения сравнивать, сопоставлять созданную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого возводилась постройка.
Развивается наблюдательность, таким образом происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.
Как содержание игры влияет на развитие личности ребёнка?
Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры заключается в приобретении и накоплении ребёнком социального опыта.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает моральные правила заключенные в роли.
Развитие особенностей мотивационной сферы личности ребёнка:
формируется соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким;
формируются сами общественно-значимые мотивы;
возникает новая психологическая форма мотивов — обобщенных и в известной степени осознанных.
Формируются волевые черты характера. В играх формируется.
особый план умственных действий непосредственно несовпадающий с планом практических действий.
Формируется умение координировать свою точку зрения на события, действия, предметы с точки зрения других — переход мышления на новый уровень.
Происходит углубление анализа отображаемых явлений, его перемещение от отображения действий к отражению взаимоотношений людей и их качеств.
Развитие воображения, эстетического восприятия происходит когда игра близка к искусству, ребёнок приобретает эмоциональный опыт. Двигательный опыт, З. В. Мануйленко в своих экспериментах убедительно показала, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.
Игра имеет значение не только на те психические процессы, которые в нее непосредственно включены, например, воображение, мышление, но и на те, которые связаны с ней косвенно, например, память.